На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Воспитание и самовоспитание

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Человек как предмет воспитания…………………………………………………….4
        1.1.Сущность воспитания и самовоспитания ………………………………….………..4
        1.2. Сущность воспитательного процесса ……………………………………………….4
Глава 2. Способы  воспитательного воздействия на человека……………………….………..8
Глава 3.Типы воспитания …………………………………..………………………………….11
Глава 4. Модели и стили воспитания …………………………………………………………14
Заключение ………………………………………………………………..……………………21
Список используемой литературы  ……………………………………….…………………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   В настоящее время перед нашим  обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.
   Из  этой цели возникают следующие задачи:
   1) Выявление сущности личности
   2)Изучение появления различных сторон личности, особенности протекания психических процессов, особенности психического состояния, психологические свойства личности
   3) Познать законы формирования личности.
   Определить  воспитание можно как воздействие  на человека, но для развития целостной  личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком  понимании направленно на выработку  у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека " внутрь себя", к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе.
   Тогда цель воспитания в ее широком понимании  будет ориентироваться на формирование у личности рефлекторного, творческого, нравственного отношения к собственной  жизни в соответствии с жизнью других людей.
   В статье " Всех начал начало ", народный учитель Галина Данилова пишет: " В детстве особенно важно воспитание чувств. Маленького человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить память умерших, быть благодарным людям за их труд".
   Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека есть понимание значимости культуры.
   К. Д. Ушинский считал, что совершенствование  воспитания значительно раздвинет  пределы развития личности. " Мы уверены, - писал он, - что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил; физических, умственных и нравственных.
   Формирование  личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, умственного, аскетического воспитания, а так  же трудового.
   Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Отсюда целью моей курсовой работы является рассмотрение трудового воспитания как одного из важнейших аспектов развития личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 1. Человек как предмет воспитания 

   1.1.Сущность воспитания и самовоспитания 

   Проблемы  воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. На практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека: на его эмоции, волю, характер, а также на мотивацию, ценностные ориентации и интеллект. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится нами с целью объяснения их сущности.
   Теория  и методика воспитания являются разделами  общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания.
   На  всем протяжении развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. И в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина, поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.
   Сущность  воспитания заключается в том, что  воспитатель намеренно стремится  повлиять на воспитуемого: «чем чело век как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.
   Как показывает практика, функция воспитательного  воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.
   1.2. Сущность воспитательного процесса 

     Структура воспитательного процесса  представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.
   Воспитание  является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.
   Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную  и субъективную.
   К группе объективных факторов относятся:
   • генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
   • социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его  непосредственное окружение;
   • обстоятельства биографии;
   • культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
   • особенности страны и исторической эпохи.
   Группу  субъективных факторов составляют:
   • психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы, как воспитателя, так и воспитуемого;
   • система отношений с социумом;
   • организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.
   В ходе истории возникла потребность  в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики, а  именно в уточнении целей воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов воспитания.
  Цели  воспитания — это ожидаемые изменения  в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.
  В качестве критериев оценки воспитанности  человека принимают:
  • «добро» как поведение на благо  другого человека (группы, коллектива, общества в целом);
  • «истину» как руководство при  оценке действий и поступков;
  • «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.
  Мера  воспитанности человека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств и их иерархией в структуре личности.
  О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.
  Любая воспитательная задача решается через  инициирование воспитателем активных действий воспитанника. Таким начинанием может стать, например, выполнение физического упражнения или решение учебной задачи, восприятие художественного произведения или уборка квартиры, преодоление страха или вредной привычки.
   Успешность  воспитательной акции как единства воспитательной цели-содержания (средств и способов достижения цели) проявляется как повышение степени автономной активности воспитанника. Таким образом, в совместно-распределенной деятельности осуществляется переход от позиции «на равных» к позиции расширения прав воспитанника, передачи ему полномочий и обязанностей. Начиная самостоятельную деятельность, стремясь к самосовершенствованию, воспитанник может рассчитывать на помощь и поддержку воспитателя.
   Направление воспитания определяется единством целей и содержания.
   По  этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы — гражданское, правовое, экономическое, экологическое.
   Умственное  воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.
   Оно предполагает:
   • развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;
   • формирование культуры учебного и интеллектуального  труда;
   • стимулирование интереса к работе с  книгой и новыми информационными  технологиями;
   • а также развитие личностных качеств  — самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.
   Задачи  умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.
   Этика составляет теоретическую основу нравственного  воспитания.
   Задачи  и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии и Коране.
   В качестве основных задач этического воспитания выделяют:
   • накопление нравственного опыта  и знаний о правилах общественного  поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);
   • разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.
   В жизни можно наблюдать факты  отклонения человека от морально-нравственных принципов.
   В психологии человека «из подполья» Достоевский увидел разрастающееся явление общественного «нигилизма».
   Основными критериями нравственного человека являются его убеждения, моральные  принципы, ценностные ориентации, а  также поступки по отношению к  близким и незнакомым людям.
   В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный  отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновременно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний.
   Главными  задачами трудового воспитания являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.
   Для решения этих задач используют разные приемы и средства:
   • организацию совместного труда  воспитателя и воспитанника;
   • объяснение значимости определенного  вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;
   • материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;
   • знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;
   • организацию работы в кружках  по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);
   • упражнения по выработке трудовых навыков  при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования  компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);
   • творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценку их качества;
   • временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в  школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;
   • систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;
   • контроль за экономией времени и  электроэнергии, ресурсами;
   • учет и оценку результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и  наличие творческого подхода);
   • специальную профессиональную подготовку к трудовой деятельности.
   Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.
   Эстетическое  отношение предполагает способность  к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что, созерцая художественное произведение, созданное рукою гения, мы приобщаемся к «прекрасному». Однако лишь бушующий океан или извержение вулкана мы постигаем как «возвышенное», которое человек сотворить не в силах.
   Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Одновременно эстетическое воспитание должно уберегать нас от ухода в «чистый эстетизм».
   В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения, музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.
   Воспитательное  значение имеет эстетическая организация труда, привлекательное оформление классных комнат, аудиторий и интерьеров образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студентов и преподавателей. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов.
   Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.
   Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими  упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Физическое воспитание предполагает контроль за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и медицинскую профилактику заболеваний.
   Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюдение элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное питание, продуманное сочетание различных видов деятельности.
   Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В то же время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.
   Экономическое воспитание — это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств — бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.
   Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.
   Правовое  воспитание предполагает знание своих  прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.
   Воспитательный  процесс в целом и в рамках отдельного направления можно наблюдать  или организовывать на нескольких уровнях (В. И. Гинецинский).
   Первый, так называемый социетарный уровень дает представление о воспитании как о постоянной функции общества на любой стадии его развития в контексте общезначимой культуры, а именно такой стороны жизни социума, которая связана с трансляцией культуры во всех ее формах и проявлениях молодому поколению. В России воспитательные цели этого уровня определены в законе «Об образовании», в Конституции, в Международной Конвенции о правах человека и других государственно-политических документах, в которых выражена образовательно-воспитательная политика нашей страны и всего международного сообщества.
   Второй, институциональный уровень предполагает реализацию воспитательных целей и задач в условиях конкретных социальных институтов. То есть организаций и учреждений, которые специально создаются для этого, например детские дома и школы-интернаты, детские сады, школы и вузы, дома творчества и центры развития.
   Третий, социально-психологический уровень  обусловливает воспитание в условиях отдельных социальных групп, ассоциаций, корпораций, коллективов. Например, коллектив предприятия оказывает воспитательное воздействие на своих сотрудников, ассоциация бизнесменов — на своих коллег, ассоциация матерей погибших воинов, выступая против войны, — на государственные органы, ассоциация педагогов — на развитие творческого потенциала педагогов.
   Четвертый, межличностный уровень определяет специфику воспитания как практику взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей последних. Примерами такой практики могут послужить: родительское воспитание, работа социального психолога и педагога в работе с детьми, подростками и взрослыми, воспитательное влияние учителя в процессе общения с учениками в условиях образовательной системы.
  Пятый, интраперсоналъный уровень, по сути, является процессом самовоспитания, который осуществляется как воспитательное воздействие человека на самого себя в разных жизненных обстоятельствах, например, в ситуациях выбора и конфликта, в процессе выполнения учебных заданий, в период сдачи экзаменов или спортивного соревнования.
   2. Способы воспитательного воздействия  на человека 

   Для решения воспитательных задач можно  выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных целей и задач.
   Что понимают под методами, приемами и  средствами воспитания?
   В качестве основы для определения  методов ориентируются на позиции  воспитателя в выборе способов воспитательного взаимодействия. Можно выделить ряд взаимодействий, устанавливающихся между воспитателем и воспитанником: способы влияния на характер отношений воспитанника к самому себе, к своей семье; выключение его в систему общения со сверстниками, с сотрудниками по работе; способы корректировки мировоззрения, изменение ценностных установок и стиля поведения — однозначного определения методов воспитания не существует. Вместе с тем выявлена их общая направленность на изменение отношения воспитанника к обществу или самому себе, предмету или способу деятельности, к другому человеку или целой группе людей. Отсюда следует, что метод воспитания является одним из инструментов не только воздействия на человека, но и взаимодействия. Содержательно методы воспитания проявляются через:
   • непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);
   • создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
   • общественное мнение референтной группы, например коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку — отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средств массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);
   • совместную деятельность воспитателя  с воспитанником, общение, игру;
   • процессы обучения или самообразования, передачи информации или социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;
    • погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.
  Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности», постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.
  Предпринимаются попытки систематизировать методы воспитания. Так, например, выделяют три группы методов (Г. И. Щукина):
  1) ориентированные на формирование  положительного опыта поведения  воспитанников в общении и деятельности;
  2) направленные на достижение единства  сознания и поведения воспитанников;
  3) использующие поощрения и наказания.
  П. И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:
  1) формирующие мировоззрение воспитанников  и осуществляющие обмен информацией;
  2) организующие деятельность воспитанников  и стимулирующие ее мотивы;
  3) оказывающие помощь воспитанникам  и осуществляющие оценку их поступков.
  Эти классификации методов воспитания, подобно любым другим, весьма условны. Воспитательная задача должна решаться посредством комплекса методов, приемов и средств.
  Приведем  примеры методов воспитания, уточняя  их отличительные особенности.
  Педагогическое  требование как метод воспитания может:
  • выражать нормы поведения человека, которые необходимы для обогащения социального опыта;
  • выступать как конкретная задача;
  • иметь стимулирующую или «сковывающую»  функцию в виде указаний о начале и конце работы, о переходе к новым действиям, об оказании помощи, о прекращении действий;
  • помочь воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость действия, поступка.
  Как видно, возможности метода разнообразны и на самом деле не ограничиваются перечисленным набором. Формы предъявления требования к человеку подразделяются на прямые (в виде приказа, указания в деловом, решительном тоне, имеющие инструктивный характер) и косвенные (осуществляемые посредством совета, просьбы, намека с целью вызвать у воспитанника соответствующее переживание, интерес, мотив действия или поступка).
   Приучение как метод воспитания предполагает культивирование у воспитанника способности к организованным действиям и разумному поведению как условию становления основ нравственности и устойчивых форм поведения.
   Приучение предполагает демонстрацию воспитателем образца или процесса правильного  выполнения действий. Воспитанник должен научиться идеально, копировать и систематически поддерживать обретенное умение или навык.
   Приучение достигается через систему упражнений. Возможности метода состоят в следующем: он помогает усваивать важные умения и действия как устойчивые основы поведения человека. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все стороны жизни: учение, труд, отдых, игру, спорт.
   Пример  как метод воспитания заключен в  убедительном образце для подражания. Как правило — это самостоятельная личность, образу жизни, манере поведения и поступкам которой стремятся следовать другие. Пример связан с наглядным представлением и конкретизацией идеала человека. Он представляет собой дальнюю перспективу стремлений воспитанника быть похожим (положительный вариант) на идеальный образ или преодолевать в себе те негативные особенности, которые в чем-то родственны негативному образу (отрицательный вариант). В процессе воспитания ребенка сила как положительного, так и отрицательного примеров одинаково действенна.
   Примеры используют в качестве средств формирования определенного способа поведения воспитанника, для того чтобы ориентировать его на позитивный идеал и развить эмоциональное неприятие к асоциальным действиям и поступкам.
   Поощрение как метод воспитания направлен  на эмоциональное утверждение успешно  производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым.
   Наказание как метод воспитания ориентирован на сдерживание негативных действий человека и «сковывающее» (тормозящее) влияние в подобных ситуациях.
   Виды  поощрений могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.
   Виды  наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка.
   Методические  приемы — это конкретное проявление определенного метода воспитания на практике. Они определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль работы воспитателя. В конкретных ситуациях взаимосвязь между методами и приемами носит диалектический и неоднозначный характер. Они могут заменять друг друга, и не всегда видны их соподчиненные отношения. Например, в процессе применения метода убеждения воспитатель может использовать примеры, проводить беседы, создавать специальные ситуации воздействия на сознание, чувства, волю воспитанника. В данном случае пример, беседа выступают в качестве приемов решения воспитательной задачи. В то же время, применяя метод приучения, воспитатель может использовать убеждение в качестве одного из приемов. Убеждение поможет осуществить задачу включения воспитанника в систему целесообразных действий по формированию конкретного опыта; например строгого выполнения режима работы и отдыха.
   Средства  воспитания являются «инструментарием»  материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся:
   • знаковые символы;
   • материальные средства;
   • способы коммуникации;
   • мир жизнедеятельности воспитанника;
   • коллектив и социальная группа как  организующие условия воспитания;
   • технические средства;
   • культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).
   Как правило, человек ощущает на себе ситуативные акты воспитательного  влияния, которые носят кратковременный  характер. Варианты целенаправленного воспитательного взаимодействия воспитателя и воспитанника могут иметь разную форму, продолжительность и осуществляться в различных условиях (в семье, образовательно-воспитательном учреждении).
   Формы воспитания — это варианты организации  конкретного воспитательного акта или их системы.
   Процедуру использования комплекса методов  и приемов по достижению воспитательной цели принято называть методикой.
   Систему методов, приемов и средств, применяемую  в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действия воспитателя, определяют как технологию.
   Например, говорят о методике воспитания культуры речи или аккуратности у ребенка, но о технологии речевого тренинга или делового общения. Разработка и применение, как методики, так и технологии опираются на научные знания о человеке и процессе его воспитания. Поэтому их относят к сфере профессиональной деятельности специалистов в области воспитания человека.
   Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие, т. е. действительно быть субъектом конкретной ситуации. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения, но также используют с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.
  3. Типы воспитания
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
  Первый  исторический тип воспитания, относящийся  к первобытному человеку, обладал рядом особенностей. Его отличительной чертой была высокая эффективность и значительное соответствие целей, средств и результатов воспитания.
  Можно сказать, что воспитывала сама жизнь; природная среда требовала от человека только такого поведения и действия, которые позволили бы ему выжить. В данный период проявлялся традиционный характер ориентации детей на воспроизводство деятельности взрослых, опыт которых был сравнительно невелик. Воспитание в первобытном обществе осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно необходимого ряда навыков, умении и обрядов. Любые виды самоограничений, с которыми сталкивался ребенок, были коллективными и носили обязательный характер. В данном типе воспитания мы встречаемся с уникальным опытом стремления человека от неумения к умению, от незнания к знанию, а также к возникновению потребностей познания окружающего мира.
  По  мере становления цивилизации первый тип воспитания, основанный на естественном разделении труда и соответствующей социокультурной сущности первобытной эпохи, уступает место второму типу воспитания. Этот тип был детерминирован общественным разделением труда и сопровождался имущественным и социальным неравенством. Различные социальные группы и отдельные люди имели возможности, соответствующие их общественному положению. В результате у них появились разные педагогические задачи. То есть произошла дифференциация целей воспитания и способов реализации последних. Поэтому второй тип представляет историческое многообразие воспитания человека, обусловленное социокультурными особенностями цивилизации, эпохи, страны, нации.
  Древние цивилизации оставили человечеству бесценное наследие, относящееся к организованному воспитанию человека (А. Н. Джуринский, Г. Б. Корнетов). Но для каждой великой или локальной цивилизации характерны свои особенности воспитания. Каковы лее педагогические традиции великих древних цивилизаций?
  Китайскому  философу Конфуцию принадлежит одна из первых в истории человечества идей, заключающихся во всестороннем развитии личности. Он отдавал преимущество перед образованностью развитию в человеке нравственного начала. Мудрецы и философы дальневосточной цивилизации воспитывали в молодых людях почтительность к старшим, проповедовали стремление к достойной жизни, соразмерной с общественными нормами, ориентировали на бесконечное самосовершенствование. Последнее предполагало не только познание высшей добродетели, но и следование ей в каждый момент жизни. Свою жизнь нужно было сделать добродетельной, не убегая от страданий в нирвану, не возлагая все надежды на мир иной. Поскольку престиж образованного человека был очень высок, постольку сложился культ образования. В свою очередь воспитание носило преимущественно семейно-сословный характер.
  Центром Южноазиатской цивилизации была Индия. Данной цивилизации были свойственны  общинный уклад жизни и кастовая организация общества, освященная ритуальным символизмом. Педагогическая традиция опиралась на принцип единства трех обязательств человека: перед богами, мудрецами и предками. Через суровое воспитание и самовоспитание человек должен был преодолеть собственную природу и высвободить внутренний мир для слияния с над-личным и над-социальным божественным абсолютом, достичь нирваны.
  Мировоззренческой основой педагогической традиции Южноазиатской цивилизации был индуизм, а позднее буддизм. Данная основа и определяла образ жизни человека, систему социальных и этических норм, обрядов и праздников. Ни воспитание, ни обучение не считались всесильными. Врожденные качества и наследственность в рамках данной традиции полностью обусловливали возможности воспитания и образования в процессе развития человека. Педагогический идеал, различавшийся в зависимости от касты, имел в своей основе такие общие черты, как самообуздание, добронравие, верность обетам, разумность и скромность. Например, у брахманов ведущим качеством считалось проявление интеллектуальных способностей, у кшатриев — силы и мужества, у вайшьев — трудолюбия и терпения, у шудров — покорности.
  Ближневосточная цивилизация формировалась под мощным влиянием ислама, иудаизма и христианства. Ее культурная и, соответственно, педагогическая традиция была проникнута глубокой монотеистической религиозностью, сочетавшейся с элементами рационализма. Человек в мусульманской культуре считался рабом всемогущего Аллаха. Под воспитанием понимали процесс культивирования добродетелей, важнейшей из которых считалось единство слова и дела. Поэтому смысл воспитания сводился к выработке у воспитанников навыков послушания, повиновения воле Аллаха и исполнения религиозных обязанностей. А также требовалось строго выполнять предписанные нормы поведения, которые носили сакральный характер и вводили человека в традиционный уклад жизни — конфессиональную, кастовую, родовую общность.
  К фундаментальным основам исламского воспитания и обучения относили не только религию, знания и науку, мудрость, справедливость, практику и мораль, но и одаренность человека.
   Базисные  педагогические традиции великих цивилизаций  Востока определили восточный тип воспитания. Данному типу свойственны жесткие требования относительно выполнения традиционных норм и канонов. Человек здесь понимается как духовное единство эмоций, воли и разума. Одновременно эта традиция стремится обратиться прямо к сердцу как средоточию божественного и человеческого. Поэтому знание носит вторичный характер как способ достижения «локальных» задач. В результате, для человека Востока ограничение индивидуальной свободы, независимости мышления, самостоятельности в различных сферах общественной жизни было типично.
   Западная  цивилизация зародилась в античную эпоху. Становление западной педагогической традиции началось в Древней Греции. Именно тогда сложились спартанская  и афинская модели обучения и воспитания, ставшие первоисточником развития западной педагогической теории и практики. Если Спарта продемонстрировала миру образец общественного и военно-физического воспитания, то Афины — систему всестороннего и гармоничного развития человека. Именно здесь был выдвинут идеал воспитания свободной творческой личности, включенной в полисный (общественный) уклад жизни, соразмерно античному пониманию космоса. Пафос практики воспитания и обучения в Древней Греции пронизывал принцип соревновательности. Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. В трактате «Государство» Платон одним из первых выдвинул идею воспитания человека на протяжении всего жизненного пути.
   Уже на данном этапе развития западной цивилизации как генотипа современной европейской культуры проявилась тенденция сочетания целенаправленных и ценностно-рациональных подходов к решению воспитательно-образовательных проблем.
   Базовая педагогическая традиция западной цивилизации  прошла долгий и противоречивый путь.
   Следует выделить основные черты педагогической традиции, определившей западный тип  воспитания.
   К ним относятся:
   • ценностно-рациональный характер обучения и воспитания;
   • преимущественная ориентация на развитие воли и разума;
   • утверждение в человеке индивидуального и творческого начал, сочетавшееся с гармонизацией отношений с социумом.
   Для понимания исторического развития педагогических традиций западной цивилизации  и формирования соответствующего процесса в России особое значение имеет римский период.
   Воспитание  в Риме носило гражданский и политический характер, а образование было по преимуществу риторическим.
   Воспитание  в Византии ориентировалось на познание души или самопознание и, соответственно, на самосовершенствование. Именно в этот период зарождается педагогическая традиция светского и книжного образования, стремящаяся к независимости от диктата церкви и поиску гуманистических идеалов в воспитании человека.
   Соответствующие традиции складывались в России преимущественно  под влиянием западной культуры и цивилизации, в особенности византийской.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.