На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки российской Федерации.
Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 
Забайкальский государственный университет
(ФГБОУ  ВПО «ЗабГУ») 

  
 
 
 
 
 

Реферат по физическому воспитанию на тему:
«Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом» 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: Студентка группы ТурБ-11 Афонасова Алена 

                              Проверила: Ячменева Мария Викторовна 
           
           
           
           

СОДЕРЖАНИЕ 

    Дневник самоконтроля……………………………………………………………     3стр.
    Диагностика и самодиагностика организма при занятиях физическими упражнениями и спортом……………………….……………………………………     4стр.
      Врачебный контроль……………………………………………………      4стр.
      Педагогический контроль………………………………………………     5стр.
      Самоконтроль……………………………………………………………    5стр.
    Исследование и оценка физического развития…………………………………      9стр.
      Антропометрические показатели (соматоскопические показатели, соматометрические показатели, физиометрические (функциональные) показатели) ……………………………………………………………………     9стр.
      Методы стандартов, антропометрических индексов для оценки физического развития…………………………………………………………  13стр.
    Исследование и оценка функционального состояния…………………………      15стр.
    Контроль за физической подготовленностью……………………………………   18стр.
    Профилактика травматизма и отрицательных реакций организма при
занятиях физическими  упражнениями и спортом…………………………………     21стр.
Список  используемой литературы…………………………………………………   24стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Дневник самоконтроля
 
Фамилия, Имя, Отчество  
Дата  рождения   
Факультет, Курс   
Начало  ведения дневника  
            Диагноз  
             
             

Субъективные  данные Даты  занятий
16.04.08 19.04.08 22.04.08 25.04.08 28.04.08
Общее самочувствие:    вялость
   слабость
   аппетит
   раздражительность
   бодрость
         
Сон:    хороший
   плохой
         
Настроение:    хорошее
   плохое
         
Аппетит:    хороший
   плохой
         
Физ. упр-я выполняются:    с желанием
   без желания
         
Пульс:    до  сна
   после сна
         
Частота дыхания за 1 мин.:    в течение  дня
         
 

Рост
Вес
Жизненная емкость легких
Экскурсия грудной клетки
      Окружность грудной клетки во время:
        обычного спокойного дыхания (пауза)
        максимального вдоха
        максимального выдоха
Пульс / ЧД в покое
Пульс / ЧД после 20 приседаний 
 

    Диагностика и самодиагностика  организма при  занятиях физическими  упражнениями и спортом
      Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах и системах организма человека. Для того чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма. Это задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.
      К основным видам диагностики относят:
      врачебный контроль;
      педагогический контроль;
      самоконтроль.
      Цель  диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию. 

      Врачебный контроль
 
     Врачебный контроль - научно-практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического развития, функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.
      Главная задача врачебного контроля: обеспечение правильности и высокой эффективности учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий.
Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль является обязательным условием предупреждения травматизма в процессе физического воспитания студентов и осуществляется в соответствии с "Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе". 

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:
    регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;
    врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований;
    санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий и соревнований;
    санитарно-просветительская работа, пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
    профилактика спортивного травматизма и заболеваний;
    проведение комплексных и восстановительных мероприятий.
 
      Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного года один раз в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье - 2 раза в год, а для лиц, активно занимающихся спортом - 3-4 раза в год.
      Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов.
      Установленное многолетней практикой  врачебного контроля распределение занимающихся происходит на группы:
    основную (без отклонений в состоянии здоровья);
      подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физическим развитием и подготовленностью);
      специальную (имеют отклонения в состоянии здоровья и требуют ограничения физических нагрузок).
Это позволяет  правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья занимающихся. 
 

      Педагогический  контроль
 
     Педагогический   контроль - процесс получения информации о влиянии занятий физическими   упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.
      Практическая  реализация педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учет по двум наиболее важным направлениям:
      степень усвоения техники двигательных действий;
      уровень развития физических качеств.
      В системе контроля за усвоением техники двигательных действий осуществляемого преподавателем    физического воспитания, принято различать три вида проверок:
      предварительную (контрольные нормативы);
      текущую (отмечается в журнале);
      итоговую (прием государственных тестов).
 
К методам педагогического контроля относятся:
      анкетирование занимающихся;
      анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;
      педагогические наблюдения во время занятий;
      регистрацию функциональных и других показателей;
            тестирование различных  сторон подготовки. 
 

      Самоконтроль
 
     Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.
Самоконтроль  необходим для того, чтобы занятия  оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения складывается из учета субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей (веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления, динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля. 

Субъективные  показатели самоконтроля:
    Настроение.
   Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.
    Самочувствие.
   Является  одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).
    Утомление.
   Утомление - это физиологическое состояние  организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, т.е. когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице 1
   Внешние признаки утомления  при занятиях физическими  упражнениями (по Н.Б. Танбиану)
      Признак  усталости       Степень утомляемости
              небольшая       значительная       резкая (большая)
Окраска кожи Небольшое покраснение Значительное  покраснение Резкое покраснение или побледнение, синюшность
        Потливость       Небольшая Большая (плечевой пояс) Очень большая (все туловище), появление соли на висках, на рубашке, майке
Движение       Быстрая походка       Неуверенный шаг, покачивание Резкие покачивания, отставание при ходьбе, беге, в альпинистских походах
Внимание Хорошее, безошибочное выполнение указаний Неточность  в выполнении команды, ошибки при перемене направлений Замедленное выполнение команд, воспринимаются только громкие команды
Самочувствие       Никаких жалоб Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, сердцебиение Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, головную боль, "жжение" в груди, тошноту
    Сон.
   Наиболее  эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.).
    Аппетит.
   Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться.
    Работоспособность.
   Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность  должна увеличиваться.
    Переносимость нагрузок.
   Является  важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.  

Объективные показатели самоконтроля:
    Пульс.
   В настоящее  время ЧСС рассматривается одним  из главных и самых доступных  показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой системы и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с ростом тренированности. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится сразу же в первые 10 с после работы. Для контроля важно, как реагирует пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки. Вот за этим показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после нагрузки. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление ЧСС через 10-15 минут.
  Если ЧСС  в покое утром или перед  каждым занятием у студента постоянна, то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.
    Частота дыхания (ЧД) и ЖЕЛ.
   Дыхание в покое должно быть ритмичным и глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза. Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. В норме у женщин 2, 5 - 4 л, у мужчин = 3, 5-5 л. 
 

    Вес.
   Для определения  нормального веса используются различные весо - ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.
   Нормальный  вес тела для людей ростом:
от 155 до 165 см = длина  тела-100
165- 175 см = длина  тела-105
175 и выше см = длина тела -110
    Артериальное давление (АД).
   Систолическое давление (макс) - это давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает наибольшей величины на протяжении сердечного цикла.
   Диастолическое  давление (мин) - определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на протяжении сердечного цикла достигает минимальной величины.
  Нормальные  величины артериального давления (систолического и диастолического) определяются по следующим формулам:
      мужчины: АДСИСТ= 109 + 0,5 х возраст + 0,1 х масса тела АДдиасг = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела
     женщины: АДсИСТ= 102 + 0,7 х возраст + 0,15 х масса тела АДдиаст = 78 + 0,17 х возраст + 0,1 х масса тела 

Ведение дневника самоконтроля.
     Результаты  самоконтроля рекомендуется фиксировать  в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом.
      Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше  познать самого себя, приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.
      Самонаблюдения, отражаемые в дневнике самоконтроля, могут быть подробными и состоять из 15-20 показателей и более, но могут быть и краткими - из 5-8 показателей. Эти показатели должны быть наиболее информативными с учетом вида спорта или формы занятий. Например, при ведении дневника студентами-спортсменами, занимающимися силовыми видами спорта (тяжелая атлетика, борьба, бокс), вместе с другими показателями наибольшее внимание должно быть обращено на контроль за массой тела и развитием силы. Представителям циклических видов спорта (бег, лыжные гонки, плавание и др.) необходимо тщательно контролировать частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, а также показатели развития выносливости. Студентам, занимающимся физическими упражнениями по учебной программе организованно   или   самостоятельно   в   оздоровительных  целях.
      Кроме показателей, указанных в примерной  форме дневника, необходимо периодически дополнительно отмечать результаты наблюдения за ростом, жизненной емкостью легких и физической подготовленностью не реже одного раза в семестр. За весом, окружностью грудной клетки, за развитием силы и состоянием дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи) - один раз в месяц.
    Исследование и оценка физического развития
      Физическое  развитие - процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма человека в течение индивидуальной жизни.
      Критерии  физического развития - состояние основных форм и размеров тела, функциональных способностей организма. К ним относятся: осанка, состояние костного скелета и мускулатуры, степень жироотложения, форма грудной клетки, спины, живота, ног, а также результаты функциональных проб. 

      Антропометрические  показатели
  - это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.
Их  разделяют на три группы:
    соматоскопические  - состояние  опорно-двигательного  аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног,  состояние осанки, развития мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания;
    соматометрические - длина и масса тела,  окружности грудной клетки, бедра, голени, предплечия и т.п.;
    физиометрические (функциональные) - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила.
 
Соматоскопические показатели.
     Начинают осмотр с оценки кожного покрова, затем формы грудной клетки, живота, ног, степени развития мускулатуры, жироотложений, состояния опорно-двигательного аппарата и других параметров (показателей).
     Кожа  описывается как гладкая, чистая, влажная, сухая, упругая, вялая, угристая, бледная, гиперемированная и др.
     Состояние опорно-двигательного  аппарата оценивается по общему впечатлению: массивности, ширине плеч, осанке и пр.
     Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Его осматривают в сагиттальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и опущенной рукой.
     Нормальный  позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости, анфас представляет собой прямую линию. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как в передне-заднем направлении (кифоз, лордоз), так и в боковом (сколиоз).
     Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит она от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную. Для определения осанки проводят визуальные наблюдения над положением лопаток, уровнем плеч, положением головы. Кроме того, включают инструментальные исследования (определение глубины шейного и поясничного изгибов и длины позвоночника).
Нормальная  осанка характеризуется  пятью признаками:
      расположением остистых отростков позвонков по линии отвеса, опущенного от бугра затылочной кости и проходящего вдоль межягодичной складки;
      расположением надплечий на одном уровне;
      расположением обеих лопаток на одном уровне;
      равными треугольниками (справа и слева), образуемыми туловищем и свободно опущенными руками;
      правильными изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости (глубиной до 5 см в поясничном отделе и до 2 см — в шейном).
     При ряде заболеваний (сколиоз, кифоз и  др.) происходит изменение осанки. Нередко  занятия несоответствующим видом спорта, ранняя специализация (гимнастика, штанга и др.) ведут к расстройству функции позвоночника и мышечному дисбалансу, что отрицательно сказывается на функции внутренних органов и работоспособности человека в целом.
     Стопа - орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. Для плоской стопы характерно опущение свода. Развитие плоскостопия сопровождается появлением при нагрузке неприятных, болезненных ощущений в стопе и голеностопном суставе.
     Наблюдается   повышенная их  утомляемость.   В последующем возникает искривление большого пальца. При осмотре опорной поверхности обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси ахиллесова сухожилия и пятки при нагрузке. Помимо осмотра, можно получить отпечатки стопы (плантография). Смочив с помощью ватного тампона штемпельной мастикой лист бумаги, кладем его на пол чистой стороной и сверху прикрываем другим чистым листом. Теперь необходимо встать на него босыми ногами, и опорная часть стопы отпечатается внутри верхнего листа бумаги. На полученных отпечатках проводим линии: линия АБ является касательной к наиболее выступающим точкам внутренней части стопы; линия ВГ проводится от середины пятки; прямая ДЕ перпендикулярна линии ВГ и делит ее пополам.
     Теперь  необходимо измерить линейкой отрезок  ДЕ (ширину отпечатка стопы) и ЕЖ.                     
     Индекс  стопы (по Чижину) =  

     В норме значение индекса колеблются от 0 до 1, величины от 1 до 2 характеризуют уплощенную стопу, более 2 - плоскую.
     Осмотр  грудной клетки нужен для определения ее формы, симметричности в дыхании обеих половин грудной клетки и типа дыхания.
     Форма грудной клетки, соответственно конституциональным типам, бывает трех видов:
      нормостеническая
      астеническая
      гиперстеническая.
     Нормостеническая  форма грудной  клетки характеризуется пропорциональностью соотношения между передне-задними и поперечными ее размерами, подключичные пространства умеренно выражены. Лопатки плотно прилегают к грудной клетке, межреберные пространства выражены нерезко. Надчревный угол приближается к прямому и равен приблизительно 90°.
     Астеническая  форма грудной  клетки - достаточно плоская, потому что передне-задний размер уменьшен по отношению к поперечному. Подключичные пространства западают, лопатки отстоят от грудной клетки. Край X ребра свободен и легко определяется при пальпации. Надчревный угол острый - меньше 90°.
     Гиперстеническая  форма грудной  клетки. Передне-задний диаметр ее больше нормостенического, и поэтому поперечный разрез ближе к кругу. Межреберные промежутки узкие, подключичные пространства слабо выражены. Надчревный угол тупой — больше 90°.
     При исследовании грудной клетки необходимо также обратить внимание на тип дыхания, его частоту, глубину и ритм. Различают следующие типы дыхания: грудной, брюшной и смешанный. Если дыхательные движения выполняются в основном за счет сокращения межреберных мышц, то говорят о грудном, или реберном, типе дыхания. Он присущ в основном женщинам. Брюшной тип дыхания характерен для мужчин. Смешанный тип, при котором в дыхании участвуют нижние отделы грудной клетки и верхняя часть живота, характерен для спортсменов.
     Развитие  мускулатуры характеризуется количеством мышечной ткани, ее упругостью, рельефностью и др. О развитии мускулатуры дополнительно судят по положению лопаток, форме живота и т.д. Развитость мускулатуры в значительной мере определяет силу, выносливость человека и вид спорта, которым он занимается.
     Телосложение определяется размерами, формами, пропорцией (соотношением одних размеров тела с другими) и особенностями взаимного расположения частей тела. На телосложение влияет вид спорта, питание, окружающая среда (климатические условия) и другие факторы. Конституция - это особенности телосложения человека. М.В. Черноруцкий выделяет три типа конституции:
      гиперстенический
      астенический
      нормостенический
     При гиперстеническом типе телосложения преобладают поперечные размеры тела, голова округлой формы, лицо широкое, шея короткая и толстая, грудная клетка широкая и короткая, живот большой, конечности короткие и толстые, кожа плотная.
     Астенический  тип телосложения характеризуется преобладанием продольных размеров тела. У астеников узкое лицо, длинная и тонкая шея, длинная и плоская грудная клетка, небольшой живот, тонкие конечности, слаборазвитая мускулатура, тонкая бледная кожа.
     Нормостенический  тип телосложения характеризуется пропорциональностью. Замечена зависимость между конституциональным типом человека и подверженностью его тем или иным заболеваниям. Так, у астеников чаще встречаются туберкулез, заболевания желудочно-кишечного тракта, а у гиперстеников — болезни обмена веществ, печени, гипертоническая болезнь и др. 

Соматометрические показатели.
     Уровень физического развития определяют совокупностью  методов, основанных на измерениях морфологических и функциональных признаков. Различают основные и дополнительные соматометрические показатели. К первым относят рост, массу тела, окружность грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе). Кроме того, к основным показателям физического развития относят определение соотношения «активных» и «пассивных» тканей тела (тощая масса, общее количество жира) и другие показатели состава тела. К дополнительным соматометрическим показателям относят рост сидя, окружность шеи, живота, талии, бедра и голени, размер плеча, сагиттальный и фронтальный диаметры грудной клетки, длину рук и др. Таким образом, соматометрия включает в себя определение длины, диаметров, окружностей и др.
     Рост стоя и сидя измеряется ростомером. При измерении роста стоя пациент становится спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Планшетку опускают до соприкосновения с головой.
При измерении  роста сидя пациент садится на скамейку, касаясь вертикальной стойки ягодицами и межлопаточной областью, бедра параллельно опоре. Измерение роста в положении сидя при сопоставлении с другими продольными размерами дает представление о пропорциях тела. С помощью антропометра определяют длину отдельных частей тела: верхней и нижней конечностей, длину туловища.
      Наибольшая  длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой длина тела может уменьшиться на 3 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.
      Масса тела - объективный показатель для контроля за состоянием здоровья. Масса тела определяется взвешиванием на рычажных медицинских весах. Масса тела суммарно выражает уровень развития костно-мышечного аппарата, подкожно-жирового слоя и внутренних органов.
      Масса тела определяется взвешиванием на рычажных медицинских весах. Исследуемый должен стоять неподвижно на середине площадки весов.
      Контроль  за массой тела целесообразно проводить  утром, натощак. Показатель массы фиксируется с точностью до 50 г. Окружности головы, груди, t плеча, бедра, голени измеряют сантиметровой лентой.
      Окружность  грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (пауза), максимального вдоха и максимального выдоха.
      Исследуемый разводит руки в стороны. Сантиметровую  ленту накладывают так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, спереди у мужчин по нижнему сегменту сосков, а у женщин - над молочной железой, в месте перехода кожи с грудной клетки на железу. После наложения ленты исследуемый опускает руки, При измерении максимального вдоха не следует напрягать мышцы и поднимать плечи, а при максимальном выдохе - сутулиться.
     Разница между величинами окружностей при  вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки. Она зависит от морфоструктурного развития грудной клетки, ее подвижности, типа дыхания. Средняя величина экскурсии обычно колеблется в пределах 5-7 см. 

Физиометрические (функциональные) показатели.
     Кистевая  динамометрия - метод определения сгибательной силы кисти. Динамометр берут в руку циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторону на уровне плеча и максимально сжимают динамометр. Проводятся по два-три измерения на каждой руке, фиксируется лучший результат. Средние показатели силы правой кисти (если человек правша) у мужчин - 35-50 кг, у женщин - 25-33 кг; средние показатели силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше. Любой показатель силы всегда тесно связан с объемом мышечной массы, т.е. с массой тела, зависит от возраста, пола и уровня физической подготовленности обследуемого.
      Становая  динамометрия определяет силу разгибателей мышц спины и измеряется она становым динамометром. Исследуемый становится на площадку со специальной тягой так, чтобы 2/3 каждой подошвы находились на металлической основе. Ноги вместе, выпрямлены, туловище наклонено вперед. Цепь закрепляется за крюк так, чтобы руки находились на уровне колен. Исследуемый, не сгибая рук и ног, должен медленно разогнуться, вытянув тягу. Становая сила взрослых мужчин в среднем равна 130-150 кг, женщин-80-90 кг. Противопоказания для измерения становой силы: грыжи (паховая, пупочная), грыжа Шморля и др., менструация, беременность, гипертоническая болезнь, миопия (от -5 и более) и др.
     Частота     дыхания     (ЧД) измеряется   следующим   образом: испытуемый   кладет   ладонь   так, чтобы она захватила нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота,    дыхание   должно   быть равномерным. Средний показатель ЧД - 14-18 дыхательных движений в минуту, у спортсменов - 10-16. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) -важный показатель, отражающий функциональные возможности системы дыхания. Измеряется с помощью спирометра. Исследуемый берет мундштук спирометра с резиновой трубкой в руки. Затем, сделав предварительно 1-2 вдоха, быстро набирает максимальное количество воздуха и плавно выдувает его в мундштук до отказа. Необходимо следить, чтобы воздух не выходил через нос. Проводят замеры три раза подряд и фиксируют лучший результат. Средний показатель ЖЕЛ у мужчин колеблется в пределах 3200-4200 мл, у женщин 2500-3500 мл. У спортсменов особенно занимающихся циклическими видами спорта (плавание, бег, лыжные гонки и т.п.) ЖЕЛ может достигать у мужчин 7000 мл и более, а у женщин 5000 мл и более. 

      Методы  стандартов, антропометрических индексов для оценки физического развития
     Наиболее  доступными методами определения уровня физического развития с помощью антропометрических измерений являются метод стандартов и метод индексов.
        Метод стандартов
      Антропометрические  стандарты физического развития определяются путем вычисления средних величин антропометрических данных, полученных при обследовании различных групп людей, одинаковых по полу, возрасту, социальному составу, национальности, профессии и т.д. (таблицы 2-4).
      При проведении самоконтроля определяется соответствие или степень отклонения индивидуальных показателей физического развития от средних стандартных. В некоторых случаях отклонение фактического показателя физического развития от среднего может свидетельствовать о заболевании.. Например, ЖЕЛ в норме у здоровых людей может отклонятся от средней величины в пределах - 15%. Величина отклонения определяется из соотношения:
ЖЕЛ факт х 100 / ЖЕЛ ср. Например; если фактическая ЖЕЛ равна 4200 миллилитрам, а средняя -4100, то получим: 4200 х 100 / 4110 = 102,4 (%), т.е. отклонение - 2,4%. 

                Средние данные физического развития для лиц 17-25 лет          Таблица 2
Возраст       Мужчины       Женщины
 
 
Рост, см Вес, кг Окружность  грудной клетки, см Рост, см Вес, кг Окружность  грудной клетки, см
17 174,8 65,2       89,0 163,5 56,8       83,0
18 175,6 67,8       90,8 164,0 57,3       83,5
19 175,8 68,2       91,5 164,0 57,6       83,5
20 176,0 69,2       92,0 164,0 57,7       83,5
21. ..25 176,0 70,0       92,0 164,0 58,0       83,3
 
                 Средняя ЖЕЛ для женщин, определенная по формуле Людвига, мл         Таблица 3
Длина тела, см Вес тела, кг
 
 
45 50 55 60 65 70 75 80
150 2650 2700 2750 2850 2850 2900  2950 3000
155 2850 2900 2950 3000 3050 3100 3150 3200
160 3050 3100 3150 3200 3250 3320 3350 3400
165 3250 3300 3350 3400 3450 3500 3550 3600
170 3450 3500 3550 3600 3650 3700 3750 3800
175 3650 3700 3750 3800 3850 3900 3950 4000
180 3850 3900 3950 4000 4050 4100 4150 4200
 
     Средняя ЖЕЛ для мужчин, определенная по формуле Людвига, мл                 Таблица 4
Длина тела, кг Вес тела, кг
 
 
50 55 60 65 70 75
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.