На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Зарубежный опыт повышения эффективности налогообложения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 

Содержание:
Введение…………………………………………………………3-4
1.Теоретические  основы налогообложения
1.1Сущность,принципы и классификация налогообложения……………………………………………....5-12
1.2 Функции налогов в экономике………………………..…12-15
1.3 Роль налогообложения  в концепциях экономических школ……………………………………………………………15-17
2.Налогообложение  в условиях трансформационной  экономики
2.1Общая характеристика  налоговой системы РФ…………………………………………………………...…18-21
2.2 Особенности  налогообложения, налоговое стимулирование  и социальная справедливость налоговой системы РФ………………….…22-25
2.3. Необходимость  и направления совершенствования  налогообложения в России………………………………………………………….25-33
3. Зарубежный  опыт повышения эффективности налогообложения
Заключение……………………………………………………41-42
Список используемых источников………………….…………....43
Приложение А…………………………………………...…………44 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
     Одним из важнейших инструментов осуществления  экономической политики государства  всегда были и продолжают оставаться налоги.
     Особенно  наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
     Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции , прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.
     В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования  является непременным условием  восприятия налоговой культуры как  обществом,  так и каждым его членом.
     До  перехода к рыночным отношениям ,в  условиях централизованной плановой экономики, налоговая система в нашей  стране практически отсутствовала. Существовавшие ее отдельные элементы представляли интерес исключительно  лишь для узкого круга специалистов- профессионалов. При этом в СССР одной из целей экономической политики государства было провозглашено построение первого в мире государства без налогов, что не могло не привести к негативному, пренебрежительному отношению большинства членов общества к налогам как таковым.
       Актуальность данной темы  заключается  в том, что по сравнению с  налоговой политикой  прошлых  лет, в настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т.е стало налогоплательщиками. И поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.
     Созданная в 1992 г. в результате копирования  западных, прежде всего германской, моделей, налоговая система России на первых порах представляла собой многоступенчатую, сложную и нередко недостаточно ясную систему налогообложения, к тому же подверженную частым и не всегда продуманным изменениям. Принятые и действовавшие на протяжении почти десятилетия налоговые законы зачастую не были актами прямого действия. Их применение сопровождалось функционированием многочисленных нормативных документов, издаваемых органами исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, продолжавших действовать  до вступления в силу в полном объеме  Налогового кодекса  Российской (далее  НК РФ или Кодекс).
     Начатая в 1998г. с принятия части первой НК РФ налоговая реформа к настоящему времени практически завершена. В 2004г. приняты законы , отменяющие действие Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы  Российской Федерации» и  установившие налоговую систему РФ.
     Первая  глава данной курсовой работы посвящена  теоретическим основам налогообложения.Рассматриваются сущностные, основополагающие вопросы понятия налога и его функции. Особое место уделено функциям  налогов и их классификации. Роль налогообложения рассматривается на примере классической  школы. Также освещается организация налоговой системы в нашей стране, ведущая роль которой отводится НК РФ. Освещается проблема налогового стимулирования  и социальная справедливость  налоговой системы РФ. Рассматриваются направления совершенствования налогообложения в России ( на примере ставки НДС и его администрирования, налогообложения недропользования ,акцизного обложения нефтепродуктов и табачных изделий)Также внимание уделяется зарубежному опыту повышения эффективности налогообложения, на примере налогообложения малых предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретические основы  налогообложения
1.1Сущность, принципы и классификация налогообложения.
    Взгляды на сущность налогов менялись в связи  с экономическим прогрессом общества. Основоположником теоретического осмысления налогов является английский экономист У. Петти (1623-1687). Он считал, что налоги должны быть пропорциональными, поскольку это обеспечивает «нейтральность» по отношению к разным по величине доходам. В XVII- XVIII вв. Ш. Монтескье, Ф. Вольтером, В. Р. Мирабо и другими экономистами была разработана теория « общественного договора». Согласно данной теории налог представляет собой Договорную плату граждан государству за обеспечение их личной и имущественной безопасности. Позднее на базе аналогичных представлений о сущности налогов в период с XVIII по XIX в. Появилась теория «обмена», в соответствии с которой посредством налогов граждане покупают государственные услуги по военной и правовой защите. Шотландский экономист А. Смит, развивая классическую налоговую теорию («теорию налогового нейтралитета») считал, что налоги – это исключительно источник государства. В XIX в. Швейцарский экономист Ж. Сисмонди разработал «теорию наслаждения» согласно этой теории налог представляет собой аванс части состояния граждан для пользования услугами государства в перспективе. По мнению экономистов А. Тьера и Дж. Р. Мак-Куллоха, налог по своей сути – это страховой платеж граждан государству. Представление о налоге, как о юридической обязанности граждан перед государством сформировалось окончательно только к началу XIX в. Представители маржиналистской школы  политэкономии Г. Госсен, У. Джевонс, К. Менгер и другие рассматривали налоги, как средство уравнивания доходов. В конце XIXв. А. Маршал считал, что налог представляет собой регулятор экономических процессов. Согласно Дж. Кейнсу налоги в сущности – это встроенные стабилизаторы  рыночной экономики. Автор теории монетаризма американский экономист Д. Фридмен рассматривал налоги, как регулятор денежного обращения. По мнению Н. И. Тургенева- основоположника теоретических представлений сущности налогов в России, налоги представляют собой добровольные взносы граждан для государственных целей. Российские экономисты С. Ю. Витте, Ю. А. Гегемейстер, Е.Г. Осокин, В.А. Лебедев и другие рассматривали налоги преимущественно как средство обеспечения расходов государства.
     Исходя  из этих и подобных теорий налогообложения  на протяжении столетий формировалось  и определение самого понятия  «налог». Теоретики финансовой науки, исследуя проблемы налогообложения, на одно из первых мест всегда ставили определение налога.
     Для конкретизации понятия налога необходимо исходить из того, что отличительной  чертой налога, как экономической  категории является наличие в  нем признаков, которые схематично представлены в приложении.
     Признаки  императивности налога предполагает правовую обязанность безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству, налогоплательщиком, или, иными словами налог представляет собой обязательный платеж. Это означает, что налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения возложенной на него обязанности - платить налог в бюджет государству. В то же время налогоплательщик не вправе распоряжаться той частью стоимости, которая подлежит перечислению в государственный бюджет. Справедливости ради, следует отметить, что в мировой налоговой истории допускалось право налогоплательщика не платить налоги, но с весьма печальными последствиями. Так, например, все граждане Римской империи должны были сообщать цензору (государственному сборщику налогов) о размерах своего имущества для уплаты трибута ( общепоимущественный налог со всех граждан Римской империи) . Если гражданин не предоставлял данной информации, то он не уплачивал налог, одновременно утрачивая все права и становясь банкротом. Поэтому неслучайным представляется утверждение известного политического деятеля США Б. Франклина: « Платить налоги и умереть должен каждый…».[15.стр12]
     Законность  налогов означает, что их установление, взимание осуществляется в порядке, определенном законом. Как правило, обязанность платить налоги закрепляется в государственных законодательных актах. В частности в статье 57 Конституции РФ определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги взимаются только с законных операций, т. е налоги характеризуются легитимностью .
     Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налоги всегда были и остаются базовой составляющей государственных доходов. Именно за счет налогов в преобладающей степени формируется централизованный фонд денежных средств, который является финансовой основой обеспечения деятельности государства: содержания государственного аппарата, армии и решения всего комплекса социально-политических, экономических, экологических и целого ряда других задач общенационального значения.
     Признак абстрактности налогов предполагает их поступление на нужды всего государства, а затем распределение по видам расходов. За счет уплаты налогов образуется централизованный фонд денежных средств- бюджетный фонд. При этом только само государство определяет направление и масштабы использования этого фонда. В зависимости от состояния и перспектив развития общества государство отдает предпочтение тому или иному направлению в использовании бюджетного фонда.
     Относительная регулярность налога выражается в периодической его уплате в установленные законом сроки.
     Нередко определение налога увязывается  с его зачислением в бюджеты  соответствующего уровня или во внебюджетные государственные социальные фонды.
     Наиболее  полное определение налога дано в  первой части НК РФ, хотя в этом определении есть достаточно спорные моменты. Статья 8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж , взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
     «Налог-это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и  муниципальных образований».
     В налогах концентрируется вся  совокупность складывающихся в любой  национальной  экономики интересов вне зависимости от уровня развития, фор организаций общества и государственного устройства страны.
     Из  этого следует, что налог является комплексной категорией, т.е.  одновременно экономической, финансовой и правовой.
       Налог является экономической категорией, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой - носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжении государства. Налоги представляют собой одну из важнейших форм реализации государством своего экономического права,  на получение части созданного в результате хозяйственной деятельности чистого дохода. Таким образом, налог, как экономическая категория выражает реально существующие отношения, которые связаны с процессом изъятия части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода. Налог - такая же экономическая категория, как и прибыль, цена, доход и др.
     Вместе с тем налог - это финансовая категория. Мобилизация с помощью налогов части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода и использование ее посредством системы государственных расходов представляют собой часть системы финансовых отношений. Налоги характеризуются общими свойствами, присущими всем финансовым отношениям, одновременно они имеют свои отличительные признаки и черты.
     В основу современной мировой налоговой  системы положены принципы налогообложения, разработанные А.Смитом и дополненные А.Вагнером. Основоположник классической политической экономии шотландский экономист А. Смит в своем труде « Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776г., впервые сформулировал четыре основных правила налогообложения. Суть их состоит в следующем.
     Правило равномерности гласит, что подданные всякого государства должны участвовать в поддержке правительства по возможности сообразно со своими средствами, т. е соответственно тем доходам, которые получает каждый под покровительством правительства. Это правило нередко в экономической теории называется также принципом справедливости, поскольку оно призывает к всеобщности обложения и равномерности его распределения между всеми гражданами.
     Суть  правила определенности или известности , состоит в том, что налог который должен уплачивать каждый  должен быть точно определен, а не произвольно. Время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.
     Правило удобства означает, что каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика. Это правило означает необходимость устранения формальностей и упрощения актов уплаты налогов.
     Исходя  из правила экономности каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в казну государства. Этот принцип налогообложения утверждает необходимость рационализации системы налогового  администрирования и сокращения расходов на его осуществление.
     В отличие от А. Смита, считавшего налоги  источником покрытия непроизводительных расходов государства, немецкий экономист А. Вагнер исходил из теории коллективных потребностей. В соответствии с этой теорией он дополнил принципы налогообложения , изложенные А. Смитом новыми принципами , в основу которых положил интересы государства.
     Предложенные  принципы налогообложения А. Вагнер в конце XIX в. Изложил в девяти основных правилах, которые он объединил в четыре группы .
     1.Финансовые  принципы:
    достаточность налогообложения;
    эластичность, т. е подвижность, налогообложения;
      2.Экономико-хозяйственные принципы:
    надлежащий выбор источников налогообложения (доход или капитал)
    разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения;
    3.Экономические  принципы или принципы справедливости:
      всеобщность налогообложения;
      равномерность налогообложения;
    4. Принципы  налогового администрирования:
      определенность налогообложения;
      удобство уплаты налога;
      максимальное уменьшение издержек взимания;
     Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей интересы, как государства, так и налогоплательщиков.
     Разработанные в XVII в. И уточненные в XX в. с учетом реалий  экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Указанную систему принципов можно объединить в три направления налогообложения .
     Рассмотрим  наиболее подробно некоторые принципы налогообложения.
     В первую очередь в ряду экономических  принципов необходимо выделить принцип  равенства и справедливости. Согласно этому принципу распределение налогового бремени должно быть равным и каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю  в государственную казну. Все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соизмеримо доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке  государства. Одновременно обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками.
    Среди экономических принципов налогообложения наиболее принципиальное значение имеет принцип эффективности, который фактически состоит из двух самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:
      налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений или по крайней мере это влияние должно быть минимальными. Иными словами, налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны.
      максимальная эффективность каждого конкретного налога, выраженная в низких издержках государства и общества при сборе налогов и содержания налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдением налогового  законодательства должны быть минимальными.
    Принцип множественности налогов включает ряд  аспектов. Важнейшим является тот, согласно которому налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов налогообложения. Комбинация различных налогов и облагаемых объектов должна образовывать такую систему, которая бы отвечала требованию оптимального перераспределения налогов по плательщикам.
    С принципом равенства и справедливости также тесно связан принцип всеобщности. Согласно этому принципу налогообложение каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, участвуя, таким образом, в финансировании общегосударственных расходов.[3.стр 28]
    Важное  значение при формировании налоговой  системы имеет принцип универсализации налогообложения. Суть его можно выразить двумя взаимосвязанными требованиями:
      Налоговая система должна предъявить одинаковые требования к эффективности хозяйствования конкретного налогоплательщика в независимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности.
      Должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источника или места образования дохода или объекта обложения.
    Существенным  является принцип единства налоговой системы. Данный принцип вытекает из единства финансовой политики, включая налоговую политику, единство самой налоговой системы, а также единство экономического пространства. Исходя из этого принципа не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. Поэтому недопустимо введение налогов, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ или услуг или финансовых средств или как-то иначе ограничивать или создавать препятствия, не запрещенные законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
    Важным  является принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать нормы, устанавливающие особый порядок налогообложения.
    В то же время приведенные принципы налогообложения представляют собой  ключевые положения, которыми необходимо руководствоваться при формировании и совершенствовании налоговой  системы с учетом конкретных экономических, политических и социальных условий  развития общества.
    Отдельные принципы налогообложении, такие, как  множественность налогов, удобство, экономность и некоторые другие, достаточно легко выполнимы и  даже обязательны.
    Что касается классификации налогообложения, то созданная на основе выше изложенных принципов, налоговая система включает различные виды налогов, классифицируемые по разным признакам.
    Классификация налогов имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое значение, поскольку позволяет характеризовать  налоговую систему в целом.
    В первую очередь следовало бы остановится  на делении налогов в зависимости  от того, какой уровень власти устанавливает  важнейшие элементы налога и вводит его в действие. По этому  признаку налоги подразделяют на государственные и местные. В унитарных государствах существуют государственные налоги, устанавливаемые и вводимые в действие органами государственного управления, и местные налоги, важнейшие элементы которых устанавливаются и вводятся в действие местными властями.
    В федеративных государствах, в том  числе в РФ государственные налоги подразделяются на федеральные и региональные. Федеральные налоги устанавливаются федеральным налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны.
    В зависимости от методов взимания налоги делятся на прямые и косвенные.
    Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других.
    Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Таким образом, косвенные налоги непосредственно связаны с той деятельностью, которой занимается налогоплательщик. Косвенные налоги нередко называют налогами на потребление.
    По  объекту обложения налоги также подразделяются на несколько видов. Среди прямых налогов выделяют реальные (имущественные), ресурсные (рентные), личные, вмененные и налоги, взимаемые с фонда оплаты труда. Реальными налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом. К ним, в частности, относятся земельный налог, налог на имущество и некоторые другие.
    С реальными налогами тесно связаны  ресурсные платежи, взимание которых определяется разработкой, использованием и добычей природных ресурсов. Указанные налоги нередко называют рентными.
    В отличие же от реальных налогов при  взимании личных налогов учитываются финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность.
    Отличительной особенностью налогов, включенных в  группу временных, является то, что объектом обложения здесь выступает доход , определяемый государством, который не зависит от фактических финансовых показателей деятельности и определяется потенциальными возможностями  налогоплательщика, связанными с владением и распоряжением имеющегося у него имущества. Поэтому, данный налог можно назвать  одной из разновидностью реальных налогов. Формой такого налога, например, может  служить единый налог на вмененный доход.
    Косвенные налоги в свою очередь подразделяются на акцизы, государственную фискальную монополию  и таможенные пошлины.
    Акцизы бывают индивидуальные и универсальные.
    Индивидуальные  акцизы, представляют собой обложение отдельных видов товаров, сырья, готовой продукции. Универсальными акцизами  облагаются, как правило, обороты организаций .
    Государственная фискальная монополия представляет собой полную или частичную монополию государства на доходы от производства и продажи отдельных видов товаров,  к которым как правило, относятся спиртные напитки, соль, табачные изделия.
    Таможенная  пошлина- это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара  на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием ввоза или вывоза.
    В  зависимости от применяемых  ставок налогообложения налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и кратные минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).
    В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
    По  источникам обложения, как видно  из названия, налоги делятся в зависимости  от того, за счет какого источника они  уплачиваются. 
 
 
 
 

    1.2 Функции налогов  в экономике.
    Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика.  Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутренне свойство, признаки и черты данной экономической категории , а также показывает каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства, инструмента стоимостного распределения и перераспределения  доходов.
    Функции представляют собой  формы движения налогов как финансовой категории. Именно функции налогов предопределяют их роль и значение во всей совокупности  финансовых отношений. Каждая из функций налога реализует то или иное назначение налога, во взаимодействии образуя систему.
    В настоящее время в экономической  науке нет единой, устоявшейся  точки зрения на количество выполняемых  налогом функций. При этом одни ученые называют только две такие функции - фискальную и экономическую, полагая, что они охватывают весь спектр налоговых отношений, включая их влияние как на экономику в целом, так и на отдельные хозяйствующие субъекты. По мнению других ученых, кроме фискальной функции, налоги выполняют, по меньшей мере, еще три функции: распределительную, стимулирующую и контрольную. Считается, что первое разграничение функций налогов характерно для развитых рыночных отношений. Подобный разброс мнений далеко не случайный, поскольку сторонники наличия только одной экономической (или распределительной, или регулирующей) функции сверх фискальной функции при раскрытии ее экономической сути определяют различные сегменты этой функции, отображающие процессы распределения, стимулирования и контроля. Иначе и не может быть, поскольку все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, и взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое. Таким образом, различия во взглядах на количество выполняемых налогом функций не является принципиальными [15.стр22-27].
    Рассмотрим  суть и механизмы налоговых функций.
    Фискальная  функция. Фискальная функция носит  всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические  лица, которые согласно действующему налоговому законодательству обязаны  платить налоги. Данная функция изначально характерна для любого налога, любой налоговой системы любого государства. И это естественно, ведь главное предназначение налога - образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций - обороны страны и защиты правопорядка, решение социальных, природоохранных и ряда других задач. Благодаря именно фискальной функции создается реально объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е в процесс перераспределения части стоимости ВВП. Ведь в конечном счете помощью фискальной функции налогов происходит огосударствление строго необходимой части стоимости ВВП. При этом с развитием рыночных отношений и повышением экономического состояния общества значение фискальной функции возрастает, что является ответной реакцией на международное обобществление капитала в условиях глобализации, расширение деятельности государства, усложнение процесса современного производства возникновение новых социальных проблем. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.
    Наиболее  тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как особо  централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Прежде всего, это проявляется в распределении налогов на косвенные и прямые. Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения уклонения от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что поступление их в казну напрямую не связано с финансово- хозяйственной деятельностью субъекта налогообложения, и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций. Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщиков, создающих материально- техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. Это создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.
    Что касается проявления стимулирующей функции налогов, то ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немало важное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других.
    Одновременно  следует отметить, что и распределительная  и стимулирующая функция налогов  направлена на обеспечение устойчивого развития, как экономики в  целом, так и отдельно хозяйствующего субъекта. Хотя регулирующая функция преимущественно реализуется макроэкономическом аспекте, а стимулирующая функция налогов в основном посредством определенной мотивации хозяйствования ориентирована на микроэкономические процессы.
    С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и , с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Действительно, в условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одними из важнейших инструментов независимого контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов: обоснованностью источников доходов, их легитимностью и направлениями расходования финансовых средств. При прочих разных условиях из конкурентной борьбы выпадает в первую очередь тот, кто не способен рассчитываться с государством.
    Развитая  контрольная функция позволяет  осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления  налогов в государственный бюджет. Одновременно эффективная контрольная  функция налогов препятствует уклонению  от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики, поскольку уплата налогов с доходов означает признание их законности, и, напротив ,сокрытие доходов от налогообложения в силу их нелегального характера преследуется государством. Именно контрольная функция обеспечивает необходимый уровень устойчивой мобилизации налоговых доходов в государственный бюджет, который должен быть достаточным хотя бы на минимальном уровне для качественного выполнения государством конституционных функций. Вместе с тем нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или непосредственно налоговой системы, или социальную сферу, или бюджетную политику. 
 
 

    1.3 Роль налогообложения  в концепциях экономических  школ.
     Налоговая политика изначально сочетает в себе две противоречивые функции-цели: фискальную (наполнение государственной казны доходами) и стимулирующую (развитие эффективных экономических отношений). И если главная задача фискальной функции - собрать как можно больше налогов в бюджет, то стимулирующая функция ориентирована на умеренное ограничение налоговых сборов, для того чтобы бизнес «не зачах», а развивался далее.
     Важность  грамотного проведения налоговой политики и её значительное влияние на национальную экономику за последние 30 лет была признана широкими кругами общества и оценена по достоинству. Основы же системного подхода к налогам были заложены порядка 230 лет назад классиком экономической теории Адамом Смитом.
     Попытки описать налогообложение как  систему делались и ранее (например, Франсуа Кенэ или Уильямом Петти в «Трактате о налогах»), однако заслуга А. Смита состоит в том, что он, проанализировав труды своих предшественников и доработав их, смог впервые выстроить достаточно четкую картину налоговой системы.
     А. Смит, как и все остальные представители классической школы, признавал за налогом только фискальную функцию. По его мнению, налоги являются «необходимым злом», т.к. они угнетают предпринимательскую активность и не дают в полной мере развиться экономике, но в то же время они необходимы для поддержания государства.
     В своей знаменитой работе «Исследование  о природе и причинах богатства  народов» Смит выделил 4 принципа существования  эффективной налоговой системы, актуальных и по сей день.
     1. Принцип равномерности налогообложения («…Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким он пользуется под покровительством и защитой государства. Расходы правительства по отношению к отдельным лицам, составляющим население большой нации, подобны расходам по управлению большим поместьем, принадлежащим нескольким владельцам, которые все обязаны участвовать в них соответственно своей доле в имении. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения…»
     2. Принцип определённости налогообложения «…Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определён, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - всё это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица… Неопределённость обложения развивает наглость и содействует подкупности…»;
     3. Принцип простоты и удобства налогообложения «…Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его…»;
     4. Принцип минимизации издержек налогообложения «…Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства…».
     Еще один представитель классической школы  Давид Риккардо, при всей его нетерпимости к налогам (известна его реплика, высказанная им в 1819г. на заседании в Палате Общин: «Я враг всякого подоходного обложения.… Самым лучшим налогом является наименьший налог…»), также уделял им большое внимание в своих работах.
     Воспринимая налоги как некое искусственное  препятствие на пути создания и накопления первоначального капитала, классики всё-таки признавали право налогов на существование, рассматривая их как «плату общества государству за услуги, обеспечивающие его стабильное развитие…» (Ж.-Б. Сей). Придавая, таким образом, налоговой политики помимо фискальной направленности определенные социальные черты. Представляя налоги неким стабилизирующим фактором жизни государства. Зарожденный в недрах классической школы постулат: «платя налоги, ты вносишь свой вклад в построение сильного государства и развитого общества» стал незыблемой основой человеческого общежития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Налогообложение в условиях трансформационной российской экономики
     2.1 Общая характеристика  налоговой системы  РФ.
     В развитии налоговой системы РФ  можно выделить несколько основных этапов. Прежде всего – это этап становления. Первые признаки формирования налоговой системы появились только во второй половине 80-х гг., когда начали образовываться предприятия других форм собственности (акционерные, с участие иностранного капитала, совместные и другие) и началось постепенное изменение экономического строя общества.  С 1января 1991 г.  был введен в действие Закон СССР « О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 14.06.1990 г., в соответствии с которым были установлены следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы и некоторые другие. Следует отметить следующие характерные особенности реализации действовавшего налогового законодательства. На территории РФ была установлена «одноканальность» сбора налогов, т. е суммы налоговых поступлений предварительно централизовывались  в российском бюджете, а затем часть их предусматривалось перечислять в союзный бюджет на согласованные расходы. Одновременно для налогоплательщиков перешедших в российское подчинение , устанавливались более льготные условия налогообложения. В частности российская ставка налога на прибыль составляла 35%, тогда как союзная- 45%.
     Основы  существующей в настоящее время  российской налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием  Закона РФ « Об основах налоговой  системы в РФ» от 27.12.1991 г. № 2118-1 и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г.  С принятием этих законов в России впервые  за многие десятилетия была  создана налоговая система. Необходимость сведения действующих налогов в единую систему была вызвана тем, что проводившиеся экономические преобразования потребовали выработки принципиально иной современной финансовой политики, которая должна была стать одним из важнейших действенных инструментов регулирования развивающихся рыночных отношений. Налоговая система была призвана ограничить стихийность рыночных отношений, активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктур, снизить уровень инфляции.[15.стр 120-134]
     Сформированная  и вступившая в действие с 1 января 1992г. российская налоговая система была построена на отдельных, не увязанных в единое целое принципах, важнейшими из которых являлись следующие:
      Равенство всех налогоплательщиков, включая предоставление налоговых льгот и защиту экономических интересов;
      Разграничение прав по введению и взиманию налогов между различными уровнями власти;
      Однократность налогообложения;
      Приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательными и нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;
      Установление конкретных прав и обязанностей налогоплательщиков и государства, но с преобладанием прав государства в лице налоговых органов.
    Следующий этап развития налоговой системы  можно характеризовать  как этап неустойчивого налогообложения. Не случайно на протяжении последующих лет экономических реформ  в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год вносились многочисленные поправки. Но они решили лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основных положений построения налоговой системы. К сожалению, вносимые законодательные изменения были не всегда обоснованными. Так в декабре 1993 г. предоставлением права региональным и местным органом вводить неограниченное число новых налогов был нарушен один из важнейших принципов построения налоговой системы- принцип ее единства. В результате сложившейся к концу 90-х г. РФ налоговая система в большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов препятствовала экономическому развитию страны.
    Дальнейшее  развитие налоговой системы представляло собой этап подготовки налоговой реформы. Начиная с 1996г. последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению неограниченного числа новых налогов. Одновременно осуществлялись разработка НК РФ и подготовка к ее принятию.
    Современный этап развития налоговой системы - это  этап реформирования. В 1998г. была принята и с 1 января 1999г. вступила в действие первая, или так называемая общая, часть НК РФ, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.
    С первого января 2001г. вступила в действие специальная часть НК РФ, которая  регламентирует вопросы конкретного применения налогов.
    Налоговый кодекс РФ- это единый, взаимосвязанный  и комплексный документ, учитывающий  всю систему налоговых отношений  в РФ. С его принятием в России  будет окончательно сформирована единая налоговая система.
    Налоговая система- это совокупность предусмотренных  налогов, принципов, форм и методов  их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению  их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения  к ответственности за нарушение налогового законодательства.
    В первую очередь систему налогов  РФ необходимо характеризовать как  совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом 15 видов  налогов и сборов, в том числе 10 федеральных, 3 региональных и 2 местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотренном возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены 4 вида таких налогов. Классификация налогов РФ
    В ходе налоговой реформы очень  важно поддерживать стабильность налогового законодательства. Корректировку налоговой  системы нужно осуществлять безболезненно для налогоплательщиков. Недопустимо каждый месяц вносить изменения в налоговое законодательство. Целесообразно накапливать необходимые изменения и дополнения, рассматривать их вместе с проектами бюджетов, вводить с первого января следующего года и ни в коем случае - задним числом.
    Представители министерства финансов РФ и Федеральной  налоговой службы РФ исходят из необходимости  сохранения действующей системы  налогообложения, предполагая постепенно вносить изменения в те или иные ее подсистемы и блоки в зависимости от проявления в них явных сбоев. Однако при этом практически неизменными остаются отношения собственности, принципы государственного устройства , технологическое состояние производства, система распределения материальных и финансовых ресурсов, оплата труда и т.п.  Следствием этого являются неизбежно возникающие через определенное время диспропорции в системе налогообложения.
    Гипотетически возможен выбор другого пути - создания системы налогообложения  классического образца и попытка встроить ее в ту же неизменную институциональную структуру общества. Однако достижение желаемого результата – урегулирование финансовых интересов разных собственников – при данном подходе представляется также маловероятным.
    Более перспективен третий путь: изменение структуры налогового потенциала и системы негативных тенденций развития экономики разработкой программы их устранения. Одновременно  требуются жесткий мониторинг системы распределения доходов государства, усиление контроля за движением финансовых потоков в стране.
    В числе наиболее актуальных направлений  налоговой реформы можно выделить следующие:
    1.Комплектность  проведения реформы налоговой  системы: все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно  и в полном объеме. Для этого надо принять два принципиальных политических решения:
    -существенно  уменьшить налоговую нагрузку, в основном путем снижения налоговых ставок и в первую очередь для товаропроизводителей.
    -одновременно  с этим обеспечить уплату всех  налогов каждым налогоплательщиком в соответствии с законом.
    2. Повышение уровня справедливости  налоговой системы  за счет:
    -выражение условий налогообложения для всех налогоплательщиков;
    -отмены  неэффективных оказывающих наиболее  негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов;
    -исключения  из самих механизмов применения  налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое  содержание.
    3.Упрощение  налоговой системы путем установления  исчерпывающего перечня налогов и сборов при сокращении их общего числа и максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядок уплаты различных налогов и сборов.
    4.Изменение структуры налогов за счет постепенного отказа от тех из них, которые дополнительно облагают прирост доходов и прибыли, заработанной платы, объемов производства, инвестиций, занятости. Это создаст мощные стимулы для модернизации производства, увеличения внешних и внутренних инвестиций.
    5.Совершеннствование системы налоговых ставок, определяющих сумму налогового изъятия. Это относится в первую очередь к налогу на прибыль.
    Таким образом, налоговая система России прошла несколько этапов развития и  в настоящее время по своей  общей структуре,  принципам формирования и перечню налоговых платежей в основном соответствует  системам налогообложения, действующим в странах с рыночной экономикой. Основным ее недостатком являются устойчивые тенденции увеличения доли косвенного налогообложения. Одновременно систему классификации налогов в РФ отражает особенности национальной экономики. Что касается налоговой реформы, то в ней выделяют 10 направлений. 
 
 
 

    2.2 Особенности налогообложения, налоговое стимулирование и социальная справедливость налоговой системы РФ.
     Нравственная  категория справедливости как понятие  о должном, как соответствие между деянием и воздаянием, является той основополагающей идеей, на которой строится любая правового регулирования. В то же время принцип справедливости, несмотря на ожесточенные споры по поводу его сути и содержания, вот уже в течение 200 лет является главным ориентиром любой цивилизованной системы налогообложения. По мнению В. Пушкаревой исторический спор о приоритетности в принципах налогообложения совершил своеобразное движение по спирали: от справедливости по А. Смиту, достаточности по А. Вагнеру, вновь к принципам справедливости в налоговых системах промышленно развитых стран конца XX века.
     Проблема  справедливости — это проблема в первую очередь этического характера. Ещё в 1887 году русский исследователь М. Алексеенко отмечал, что при формировании налогов люди стремятся к «справедливости», но «человеческая справедливость» относительна и зависит от социально-политического устройства.
     Однако  говоря о принципе справедливости в налоговой сфере, необходимо учитывать, что это экономико-правовой принцип, что заставляет рассматривать эту категорию с двух точек зрения: экономической и юридической.  
     В экономическом плане принцип справедливости означает, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и предоставляя блага другим. Причем в зарубежной экономической науке различают два основных аспекта этого принципа: горизонтальный и вертикальный.
     Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что плательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находиться и в равной налоговой позиции, т.е. каждый должен выплачивать налог одинаковой величины (принцип платежеспособности). В основе этого принципа лежит следующая идея о том, что сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов плательщика. По словам Н. Тургенева: «Налоги должны быть распределяемы между всеми гражданами в одинаковой соразмерности; пожертвования каждого на пользу общую должны соответствовать силам его, т.е. его доходу".
     Согласно  принципу вертикальной справедливости, лица, которые находятся в неравном положении, должны находиться в неравной налоговой позиции, иными словами, кто получает больше от государства тех или иных благ, тот должен больше платить в виде налогов (принцип выгод). Однако насколько справедлив принцип выгод, зависит от того, на что тратятся государственные средства, полученные через налоги. Так, общеизвестно, что пожилые люди с одной стороны, имеют более низкие доходы по сравнению с молодым трудоспособным населением, а с другой стороны, чаще прибегают к услугам государственного здравоохранения. Принцип платежеспособности говорит о том, что пожилые люди должны платить более низкие налоги. В то время как согласно принципу выгод пожилые люди должны платить налогов больше, так как они извлекают большую выгоду от государственного финансирования больниц и клиник. Очевидно, что в данном случае применение принципа выгод к пенсионерам и лицам пожилого возраста будет несправедливым.
     Рассматривая  проблему правовой справедливости, необходимо отметить, что современное налоговое  законодательство не дает ответа на вопрос о соразмерности налогов. В этой связи представляется неслучайным, что в условиях подобного правового вакуума свое первое налоговое дело Конституционный Суд России посвятил именно вопросу справедливого налогообложения.
     В постановлении Конституционного Суда от 4 апреля 1996 года № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы"5 отмечается, что справедливое налогообложение основано на Конституции России и не должно лишать граждан возможности реализовывать свои конституционные права (право на собственность, право на жилище и т.д.). Кроме того, налогообложение, препятствующее реализации гражданами их конституционных прав, должно быть признано несоразмерным.
     Не смотря на то, что правовое государство начинается с формального равенства, все же равенство граждан нельзя доводить до абсурда, ограничиваясь одним лишь формальным равенством правовых статусов. В современных условиях при установлении и взимании налогов необходимо учитывать большое число различных условий и обстоятельств.
     Что касается вопроса о соотношении правового положения государства и плательщика, то между ними должно быть состояние полного равенства, поскольку в статьях 8 и 19 Конституции России закреплено равенство в существовании и защите всех форм собственности, в том числе государственной и частной.
     Однако  в настоящий момент налоговое законодательство нельзя назвать справедливым, поскольку в приоритетном положении находится государство в лице своих налоговых органов. Так, например, налогоплательщик может требовать возврата излишне уплаченных налоговых платежей в течение трех лет, в то время как налоговые органы могут применять бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц в течение шести лет с момента образования недоимки (п.3 ст.11 Закона об основах налоговой системы). Кроме того, за неисполнение налоговых обязательств налогоплательщик несет строгую ответственность в виде применения мер административной и уголовной ответственности, а также уплачивает крупные финансовые санкции даже без учета его вины. В то же время, за излишнее взыскание налогов и необоснованное наложение штрафов налоговые органы не несут практически никакой ответственности.
     На основании вышеизложенного можно сделать некоторые выводы о практическом значении принципа справедливого налогообложения. Если провозгласить идею справедливости в качестве базового постулата российской налоговой системы, то последствиями этого будет признание законодателем и неуклонное следование им нижеуказанным положениям.
     1) Бюджетная и налоговая политики государства должна строиться на началах перераспределения налоговых платежей между плательщиками с разными возможностями. Это означает, что сама мысль об «одинаковости в налогообложении» ущербна и несостоятельна.
     2) Для достижения справедливости налоговая система должна быть дифференцирована в части разновидности тех или иных налогов. В этой связи широко обсуждаемая в США и Европе идея о введении так называемого «единого налога» (flat tax — плоский налог), предусматривающая наличие одного фискального платежа с отменой всех иных налогов, несостоятельна в части обеспечения справедливости и равенства между членами общества.
     3) Основной признак справедливой  налоговой системы — наличие льгот.
     4)Методологической основной принципа справедливости выступает прогрессивное и шедулярное налогообложение.Согласно классическому определению первой методики налоговая система является прогрессивной, если после выплаты налогов неравенство в экономическом положении плательщиков сокращается.
     5)С юридической точки зрения налоговые органы и налогоплательщики должны иметь равные права и равные возможности при защите своих интересов. Кроме того, укреплением принципа справедливости будет выступать привлечение налогоплательщиков к финансовой ответственности в зависимости от степени их вины в совершении налогового правонарушения .[… http/www.cnf.ru] 

    Налоговая система является не самостоятельным  институтом, а частью общей системы  управления страной, то есть, должна способствовать достижению целей общегосударственного масштаба, прежде всего повышению благосостояния и качества жизни людей через качественный долгосрочный экономический рост.
    Стабильность, эффективность, которые могут быть достигнуты в обществе, благодаря  социальной направленности в налоговой политике. Именно эти инструментарии должны стать безусловными ориентирами налоговой политики, предопределяющими любые изменения налогового законодательства.[… http/www.edinros.ru].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.