На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль нетарифного регулирования в системе государственного регулирования ВЭД

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Алтайская Академия Экономики и Права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине: Государственное регулирование ВЭД
        Тема работы:  Роль нетарифного регулирования в системе государственного регулирования ВЭД 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

                                                 Оценка: хорошо 
 
 
 
 

  Барнаул 2010 
Содержание 

 

Введение
     
   Актуальность  темы. Одним из важнейших направлений регулирования внешней торговли, как свидетельствует международная практика, исторически являются нетарифные методы и инструменты. Данные средства внешнеторговой политики играют все более возрастающую роль в общем объеме регулирующих международную торговлю инструментов практически во всех странах, что происходит на фоне устойчивой общемировой тенденции снижения таможенно-тарифной защиты национальных рынков.
   Мировой опыт свидетельствует, что даже в  промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих  производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, - принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.
   Вот почему эта тема актуальна сегодня, когда  все большее число предприятий  вовлекается во ВЭД и на их пути возникает множество проблем, связанных  с регулированием данной деятельности государством.
   Использованием  нетарифных ограничений во внешней торговле зарубежные страны успешно решают широкий комплекс задач внешней и внутренней экономической политики.
   В условиях все более активного участия  России в мирохозяйственных процессах  актуализируется задача защиты национальных интересов, обеспечения экономической безопасности страны.
   И цель моей работы заключается в исследовании методов и инструментов нетарифного регулирования международной торговли и их практического значения.
   Задачи для достижения цели:
    Изучить различный материал по данной теме.
    Понять, как регулируется внешнеэкономическая деятельность с помощью нетарифных методов.
    Узнать, какие проблемы возникают при применении нетарифных методов.
    Выяснить, как сейчас применяются нетарифные методы.
   Начну я с того, что сначала охарактеризую общее понятие и значение нетарифных методов. А затем, во втором разделе своей работы, напишу, какие могут возникнуть проблемы при их применении на конкретном примере.
 

    Понятие и значение мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
 
   Как известно, законодательство Российской Федерации  допускает применение двух методов  государственного регулирования внешнеторговой деятельности - таможенно-тарифного  и нетарифного. Использование обоих  этих методов отвечает общемировой  практике. В странах с рыночной экономикой в большей мере используются экономические инструменты регулирования внешней торговли, воздействующие на ввоз и вывоз товаров и на формирование внутреннего рынка товаров через механизм таможенных пошлин.
   Для нашей  же страны использование в чистом виде экономических мер регулирования внешней торговли, во-первых, не всегда дает желаемый положительный результат, а, во-вторых, экономические меры неодинаково воздействуют на поставки в страну товаров крупными и малыми фирмами, изначально ставя тем самым их в неравные условия. Поэтому в России наряду с экономическими мерами большую роль играют административные меры регулирования внешней торговли, напрямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок как от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров, так и от излишних импортных поставок, поддерживает тем самым отечественных производителей.
   Нетарифные  меры государственного регулирования  внешней торговли, лишая покупателей  свободного выбора товаров и тем самым ослабляя конкуренцию отечественных товаров с иностранными, казалось бы, должны подрывать рыночный механизм. Но это не так, потому что такие меры принимаются либо в течение ограниченного срока , либо в отношении поставок сравнительно небольшой группы товаров, и предназначены для решения определенных экономических и социальных проблем, требующих оперативного вмешательства государства. Таким образом, нетарифные меры должны не разрушать внутренний рынок страны, а наоборот, содействовать его нормальному функционированию.
   В настоящее  время меры нетарифного регулирования  внешней торговли в России включают в себя:
   - лицензирование  и квотирование экспорта и  импорта;
   - сертификацию  некоторых товаров на безопасность  и соответствие существующим  госстандартам;
   - запрет  на ввоз и вывоз отдельных  товаров;
   - разрешительную  систему ввоза и вывоза отдельных  товаров;
   - процедуру  экспортного контроля (в основном  продукции военного назначения);
   - процедуру  декларирования товаров. Обеспечивающую  фитосанитарный контроль, ветеринарный контроль, валютный контроль, санитарно-гигиенический контроль.
   А теперь я рассмотрю роль и суть каждой из этих мер.
      
      Лицензирование и квотирование
 
   Лицензирование  и квотирование - это наиболее распространенные меры нетарифного регулирования внешней торговли. Их роль состоит в ограничении импорта или экспорта любого конкретного товара либо во все страны (или изо всех стран), либо в конкретные отдельно взятые страны (или из них).
   Лицензирование - это административная процедура  регулирования государственными органами внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи лицензии. Оно используется в качестве регулятора спроса и предложения товаров на внутреннем и внешнем рынке. А квотирование - комплекс мер по введению ограничений во внешнеэкономической деятельности в области экспорта или импорта товаров, проводимый со стороны государства или международных организаций , т.е. установление Правительством РФ количественных ограничений (квот) экспорта и импорта.
   Лицензирование  и квотирование часто тесно связаны между собой. В частности, лицензирование используется как механизм распределения квоты путем выдачи лицензий конкретным импортерам и до ее исчерпания. Лицензирование также представляет собой форму государственного учета и контроля за ввозом и вывозом определенных товаров. Выдача лицензий обычно сопровождается квотированием.
   Лицензия - это специальный документ, разрешающий  совершение внешнеторговых операций в  течение определенного срока  времени или с определенным количеством  товара. Лицензии применяются при регулировании как экспорта, так и импорта в целях ограничения вывоза необходимых на внутреннем рынке товаров, улучшения финансового положения страны, рационального использования иностранной валюты и контроля за поступлением в страну валютной выручки.
   Выдача  лицензий осуществляется  Министерством  промышленности и торговли РФ всем субъектам хозяйственной деятельности, зарегистрированным на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности.
   Квоты - это количественные ограничения, устанавливающие максимальный объем или стоимость перемещаемого через таможенную границу товаров.
   Квотирование  импорта подразумевает использование  индивидуальных, тарифных, сезонных, глобальных и других ограничений поставок импортных  товаров в страну. Индивидуальные квоты предполагают распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по странам-поставщикам. Тарифные квоты разрешают импорт в определенном объеме при более благоприятном режиме таможенного обложения, а для импорта сверх этого объема устанавливается менее благоприятный режим, доходящий до фактического запрета импортных поставок. Сезонные квоты устанавливаются на определенное время года - в период пика производства внутри страны аналогичных товаров (как правило, это касается сельскохозяйственных продуктов). Глобальные квоты, являющиеся основным видом применяемых в мировой практике квот, устанавливают размер общего импорта какого-либо товара без распределения его между странами-поставщиками, что дает национальному импортеру полную свободу выбора страны-поставщика. Имеются также случаи установления импортных квот в процентах от величины экспорта либо закупок конкретного товара на внутреннем рынке с целью поощрения национального производителя.
   К товарам, перемещение которых через таможенную границу Российской Федерации осуществляется по разрешениям, относятся: радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства (при их ввозе), оружие и боеприпасы невоенного назначения (как при ввозе, так и при вывозе), культурные ценности (при их вывозе), картографические и топографические материалы (как при ввозе, так и при вывозе), лекарственные средства, наркотические, психотропные вещества и яды (как при ввозе, так и при вывозе), химические средства защиты растений (как при ввозе, так и при вывозе) и ряд других товаров.
      
      Сертификация
 
   Сейчас  во всем мире уделяется огромное внимание качеству импортируемых товаров. И  Россия в этом смысле не исключение, поэтому существует такая мера нетарифного  регулирования как сертификация.
   Сертификация - это совокупность действий и процедур, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованию стандартов и технических условий.
   Роль  сертификации - повышение качества производимых и импортируемых товаров, дополнительную гарантированность  для потребителей качества потребляемых товаров, их соответствие определенным нормам и требованиям, в конечном счете, повышение качества жизни населения страны.
   Система сертификации качества продукции предполагает также и ее гигиеническую, ветеринарную и фитосанитарную оценки, которые осуществляются соответствующими компетентными органами по специально установленным правилам.
   В соответствии c Федеральным законом РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» ввозимые на таможенную территорию России товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Российской Федерации. Запрещается ввоз на территорию Российской Федерации товаров, которые:
   1) не  имеют сертификата, маркировки  или знака соответствия в случаях,  предусмотренных федеральными законами  и иными правовыми актами Российской  Федерации;
   2) не  соответствуют перечисленным стандартам  и требованиям;
   3) запрещены  к использованию как опасные потребительские товары;
   4) имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.
   Процедура сертификации включает в себя:
   1) подачу соответствующей заявки на проведение сертификации;
   2) принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;
   3) отбор, идентификация и испытание образцов продукции;
   4) анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче
   либо  об отказе в выдаче сертификата соответствия;
   5) саму выдачу сертификата соответствия и лицензии на право
   применения  знака соответствия.
   Данные  вышеперечисленные меры я считаю одними из самых нужных и действенных, и без создания государством этих мер жизненный уровень нашего народа и страны был бы гораздо  ниже.
      
      Запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров
 
   Но  есть еще несколько достаточно полезных мер нетарифного регулирования ВЭД.
   Следующая мера это запрет на ввоз и вывоз  отдельных товаров, который устанавливается  исходя из соображений государственной  безопасности, защиты общественного  порядка, нравственности населения, жизни  и здоровья человека, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, в том числе объектов интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов российского государства.
   В соответствии с действующим российским законодательством  запрещены к вывозу из России:
   1. Оружие огнестрельное всех видов и боеприпасы к нему, холодное оружие всех видов, воинское снаряжение.
   2. Наркотические, психотропные, радиоактивные, взрывчатые, ядовитые, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества.
   3. Российская и иностранная валюта сверх установленных сумм, иные валютные ценности (ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы, природные драгоценные камни).
   4. Облигации государственных займов и лотерейные билеты Российской Федерации, аннулированные ценные бумаги.
   5. Печатные и аудиовизуальные материалы, а также иная изобразительная продукция, могущая причинить вред интересам государства, а также правам граждан.
   6. Камнесамоцветное сырье, минералы, горная порода и т.п. (за исключением сувениров, продаваемых в розничной торговой сети).
   7. Представители флоры и фауны, занесенные в Красную книгу.
   8. Непроявленные фоточувствительные материалы.
   9. Произведения искусства и другие предметы, представляющие художественную, историческую, научную или иную культурную ценность.1
   К ввозу  в Россию запрещены товары, указанные  в пп. 1, 2, 5, 8, а также российская валюта сверх установленных сумм, средства цветного копирования, передающие и приемо-передающие устройства любой мощности, сырье, продукты животного и растительного происхождения, колбасы домашнего изготовления, молочные и рыбные продукты, семена и посадочный материал, медикаменты и витаминные препараты.
   Запрет  на перемещение через таможенную границу указанных товаров не является абсолютным, и такое перемещение в ряде случаев возможно с разрешения соответствующих государственных органов.
   Я думаю, что эта мера существует в каждой развитой стране как сама собой разумеющееся.
      
      Экспортный контроль
 
   Следующая мера является, пожалуй, самой сложной  с точки зрения объектов контроля мерой нетарифного регулирования. Процедура экспортного контроля касается сферы российского экспорта материалов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, химического, бактериологического, ядерного оружия, ракетных средств доставки, т.е. товаров, именуемых товарами и технологиями двойного назначения.
   Экспортный  контроль непосредственно связан с  политическим климатом в бизнесе и отражает основные задачи национальной внешней экономической политики.2
   Во  внешнеторговом контракте, предметом  которого будет являться экспорт  из России товаров или технологий двойного назначения, помимо прочих условий  в обязательном порядке должны быть указаны:
   - цель  и место использования предмета  экспорта;
   - конечный  пользователь;
   - обязательства  импортера, что предмет экспорта  будет использоваться исключительно  в заявленных целях и не  будет реэкспортироваться или  передаваться кому бы то ни было без письменного согласия экспортера.
   Экспорт товаров и технологий двойного назначения осуществляется на основе разовых лицензий, выдаваемых Министерством экономического развития и торговли РФ. Условия  внешнеэкономических сделок, на которые распространяется экспортный контроль, подлежат государственной экспертизе на предмет определения их соответствия международным обязательствам России, государственным интересам и требованиям экологической безопасности. Результаты такой экспертизы, проводимой Правительственной комиссией по экспортному контролю, будут являться основанием для оформления и выдачи лицензии либо для отказа в ее выдаче.
   Нарушения законодательства России в области  экспортного контроля со стороны  должностных лиц, организаций и  граждан подпадают под действие норм уголовного, административного и гражданского права, а сами организации - субъекты сделок с товарами двойного назначения в таких случаях не только подвергаются штрафным санкциям, но и могут быть вообще лишены права заниматься подобного рода деятельностью на срок до трех лет.
      
      Другие меры
 
   Процедура декларирования товаров также носит  некий оттенок нетарифного регулирования  внешней торговли и, как уже отмечалось, представляет собой заявление декларантом  по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других необходимых для таможенных целей сведений.
   Крайними  мерами нетарифного регулирования  принято считать «таможенную  блокаду» и эмбарго. Таможенная блокада  осуществляется путем приостановления выполнения таможенного оформления, путем задержки товаров на таможенных складах и иными способами. Целью введения этой меры является нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства. А эмбарго - это запрещение или ограничение ввоза в страну или вывоза из нее товаров, услуг, валютных и иных ценностей. Эмбарго - это скорее даже не мера нетарифного регулирования, а средство экономического и финансового давления одного государства на другое. Введение эмбарго является основанием для приостановки или даже полного прекращения экспортно-импортных операций, а также выполнения либо всех, либо некоторых обязательств в таможенной сфере. 

   Из  названного могу сделать вывод о  том, что политика государства в  отношении нетарифного регулирования ВЭД России прежде всего направлена на защиту отечественных производителей и потребителей, а также на обеспечение внешнеэкономической безопасности страны и содействие в развитии рыночной экономики в стране, и роль государства в этом значительная.
 

    2. Роль нетарифного регулирования импорта на примере импорта мясопродуктов в Россию
      
   Использование мер и методов нетарифного  регулирования внешней торговли на практике буду рассматривать на примере импорта мясопродуктов.
   Насколько мне стало известно, Российское правительство установило тарифные квоты на ввоз мяса сроком на 2010-2012 годы, предполагающие постепенное снижение импорта свинины и мяса птицы. Так Комиссией Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана были установлены тарифные квоты на ввоз мяса на территории трех государств с 1 января 2010 года. В частности, для России тарифная квота на ввоз охлажденной или замороженной свежей свинины составит 472,1 тыс. тонн на 2010 и 2011 годы, и 425,1 тыс. тонн - на 2012 год. Тем самым предполагается, что российские производители смогут повысить уровень продаж.
   Но  так было не всегда. 

    2.1. Причины применения  квотирования в  отношении импорта  мясопродуктов 

   В 2000-2002 гг. объемы импорта свинины, говядины и мяса птицы сильно возросли. Так  в 2001 г. импорт мяса птицы вырос в  два раза, свинины - в 1,9 раза в сравнении  с 2000 г., мяса крупного рогатого скота - в 1,7 раза. Аналогичная картина наблюдалась  в 2002 г. В частности, в 2002 г. по сравнению с 2001 г. импорт мяса (кроме мяса птицы) увеличился на 32,1%. Согласно данным таможенных органов РФ в 2002 г. Россия импортировала 997,4 тыс. тонн мяса против 755,1 тыс. тонн в 2001 г.3 В то же время, по данным ГТК, импорт мяса птицы увеличился незначительно и составил 1257,3 тыс. тонн (1242,6 тыс. тонн за предыдущий год). Однако при рассмотрении большего периода времени выявляется, что за период с 1999 г. по 2002 г. импорт мяса птицы увеличился в 5,9 раза. Доля импорта на российском рынке возросла с 23% до 58%. За то же время цены на импортное мясо снизились на 12% . Причем в течение всего этого времени они были в 1,5-2 раза ниже российских, что оказывало депрессивное воздействие на российское птицеводство.
   Рост  объемов импорта был обусловлен сразу несколькими факторами. Помимо нехватки продовольствия ему способствовало и укрепление курса рубля: "номинированные в долларах товары "дешевели", что при сохранении рублевой цены обеспечивало рост выгоды". Кроме того, импортное мясо из-за своей унифицированности и однообразия вкуса и качества до сих пор пользуется большей популярностью у мясопереработчиков, чем отечественная продукция, гораздо менее предсказуемая в этом отношении. При этом объемы мясоперерабатывающей отрасли весьма внушительные: "примерно 30% мяса, отечественного и импортного, используется для изготовления колбас, еще 20% идет на производство полуфабрикатов и консервов".
   Немаловажную  роль сыграла и позиция российского  правительства, которое в вопросах регулирования импорта руководствовалось скорее политическими, чем экономическими соображениями. Страна получала так называемые связанные кредиты на покупку продовольствия по завышенным ценам, целевые кредиты от МВФ на приобретение продуктов питания, гуманитарную помощь и т.д. Кроме того, в течение пяти лет – с 1992 по 1997 годы – в России вовсе не действовали пошлины на импорт американской курятины.
   По  вышеприведенным данным видно, что  отечественному производителю в  сложившейся ситуации просто необходима была защита государства.
   А защита внутреннего рынка с помощью  квот - давно опробованный инструмент, позволяющий поддержать своего производителя, который пока не может на равных бороться с более дешевым импортом. Квоты «закрывают» лишь определенный сегмент рынка, который пока не в  состоянии обеспечить свой товаропроизводитель.
   Действующая ныне система квотирования импорта  мяса была введена в январе 2003 года, чтобы защитить российских сельхозпроизводителей  от постоянно растущего, ничем не регулируемого импорта продовольствия, тем более что правительства западных стран существенно поощряли своих сельхозпроизводителей. Наиболее жесткие ограничения были наложены на импорт мясного сырья.
   В соответствии с постановлениями Правительства  РФ от 23 января 2003 г. лицензированный  ввоз «красного» мяса начался 1 апреля 2003 г., а мяса птицы - с 29 мая того же года. Сначала решения об объеме квот принимались правительством ежегодно, что создавало для инвесторов слишком короткий горизонт планирования. Импорт замирал с января по апрель, пока шло чиновничье оформление бумаг. Лишь в 2006 году было решено установить квоты сразу до 2009 года.
   Также целью введения квот на мясо было обеспечение  наиболее благоприятных условий  развития животноводства страны. Эта  мера была также необходима и потому, что отечественное мясо по качеству значительно уступало импортному, и треть этого продукта, потребленного россиянами в 2002 г. - импортного производства.
   Квоты для российских компаний-импортеров распределялись по "историческому" принципу (т. е. доля каждого импортера была пропорциональна объемам поставок в предыдущие годы) на основании данных Государственного таможенного комитета: 90% квот делятся среди закупщиков пропорционально тем объемам, которые они ввозили в предыдущие годы. А потому приоритетный доступ к сырью получают крупнейшие импортеры мяса, трейдеры и крупные производители готовой продукции. Оставшиеся 10% продаются на открытом аукционе - только здесь прямой доступ к сырью без посредников могут получить небольшие и средние производители, а также новички рынка. Стоит заметить, что аукцион был предусмотрен только по мясу крупного рогатого скота и свинины. По мясу домашней птицы аукцион не проводился."Страновой" же принцип означает жесткое распределение квот между странами-импортерами. Учитывая, что раньше крайне популярными были схемы завоза через фирмы-однодневки, часть квот осталась просто невыбранной, некому было их раздавать. Сегодня самая большая доля у США - на эту страну приходится 74% всего мясного импорта, следом идут страны ЕС - 18%.
   К аукциону были допущены только российские участники внешнеэкономической деятельности, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством РФ как юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального частного предпринимателя. Аукцион проходил в виде электронных торгов, большинство лотов разошлось по стартовой цене. Подобный аукцион проводился в России впервые и его проведение было предусмотрено постановлением правительства о квотировании импорта мяса.
   Введение  квот упорядочило мясной рынок - число импортеров сократилось с нескольких тысяч до 300 компаний, менее острой стала проблема теневого импорта и контрабанды. Но и минусы квотирования тоже ясны. Из-за "исторического" принципа распределения доступ к импортному мясу получает ограниченный круг производителей, что явно не способствует развитию здоровой ценовой конкуренции. Играет отрицательную роль и "страновой" принцип. Цены на мясо в ЕС и США, а именно на них приходится львиная доля квот, сегодня очень высоки. Немудрено, что каждый год распределение квот МЭРТ сопровождается скандалами. Нет и механизма быстрой замены страны - поставщика мяса, если к ее продукции возникли претензии со стороны Ветеринарного надзора, - на рынке сразу образуется дефицит. Сказать, например, о введении нового Единого ветеринарного сертификата летом 2004 года, из-за чего были остановлены поставки из ЕС.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.