На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основы права

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

1. Правовой статус Президента Российской Федерации. 3
2. Конституционный статус личности: понятие и элементы. 7
3. Система права: понятие и элементы. Особенности системы права Российской Федерации. 11
4. Правовая задача 22
Библиография 23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Правовой  статус Президента Российской Федерации.
 
              Стержнем характеристики правового статуса учреждаемого Конституцией органа государственной власти являются: 1) установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая функциональное назначение государственного органа; и 2) место, которое отводится в Конституции посвященным ему нормам.
     Второй  признак, хотя и является производным, но имеет самостоятельное правовое значение, поскольку в нем выражается лежащая в основе Конституции  концепция построения системы государственной  власти.
     Исходя  из этого, отправными правовыми установлениями для анализа статуса Президента Российской Федерации являются ст. 80 Конституции и место в Конституции  гл. 4, посвященной Президенту.
     Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства.
     В ранее действовавшей Конституции  устанавливалось, что Президент  является высшим должностным лицом  и главой исполнительной власти в  Российской Федерации.
     Придание  Президенту статуса главы государства  вызвано объективными причинами. Прежде всего этого требовало повышение  уровня персоницифированного представительства  государства как внутри страны, так  и в международных отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы вытекающие из этого функции выполнялись  главой государства, а не высшим должностным  лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало  бы высокому статусу государства  и, по существу, умаляло бы прерогативы  представительного органа государственной  власти Российской Федерации, ставило  бы исполнительную власть над законодательной.
     Признание Президента главой государства является традиционным в конституциях многих стран мира. Так определялся статус Президента бывшего Союза ССР, а в настоящее время такого рода характеристика президентов содержится в конституциях большинства стран СНГ.
     Принципиально новая дефиниция статуса Президента Российской  Федерации, содержащаяся в Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.
     Однако  данное положение не дает никаких  оснований трактовать президентскую  власть как стоящую над другими  властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует  во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая  система «сдержек и противовесов», которая способствует сбалансированному  взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они  реализуются в рамках Конституции  Российской Федерации, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом  и Правительством Российской Федерации.
     В Конституции Российской Федерации  содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента Российской Федерации в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента Российской Федерации достаточно коротким сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.
     Закрепляя статус Президента Российской Федерации  как главы государства, Конституция  в ст. 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.
     Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.
     В установленном Конституцией порядке  Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.
     В осуществлении этих функций Президент  может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.
     Это относится и к такой функции  Президента, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей. 
     Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в случае необходимости корректировать политику Президента с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.
     Как глава государства Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
     Важным  аспектом в характеристике статуса  Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, ибо в ней Президент определялся и качестве главы исполнительной власти.
     Место, которое занимает в ныне действующей  Конституции глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что Президент  не включается непосредственно ни в  одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной  власти России.
    Конституционный статус личности: понятие  и элементы.
     Общий, или конституционный, статус личности- это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы Конституцией. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.
     Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому  в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций. Если бы указанные права и обязанности были включены в понятие общего статуса гражданина, то получился бы различный, крайне нестабильный и неопределенный статус. Он уже не был бы единым. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных.
     В структуре конституционного статуса  личности выделяют три элемента:
     конституционные права — это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на обращение в государственные органы и др.). Так, осуществить свое право на жилище без участия других субъектов права человек не может. Но кто же должен в отношении него исполнить обязанность, чтобы у него появилось право на жилище? Здесь возможны два варианта.
     Первый: если лицо (и его семья) относится  к категории малообеспеченных, то необходимую ему (и его семье) жилую площадь он может получить, если жилищный отдел администрации  соответствующего округа (города, района) выполнит свою обязанность и предоставит  ему квартиру.
     Второй: если лицо (и его семья) не относится  к категории малообеспеченных, то при наличии у него необходимых  денежных средств он приобретет жилую  площадь, если строительная организация (или собственник жилья), с которой  будет заключен договор купли-продажи  квартиры, исполнит обязанность по предоставлению жилья нужного размера и качества;
     конституционные свободы — это такие правомочия индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и другими субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероисповедания и т.п.). Реализация индивидом свобод, ему принадлежащих, предполагает лишь невмешательство со стороны других.
     Так, каждый может высказать свой взгляд на проводимую Президентом и Правительством политику, причем публично, в форме, не оскорбляющей чьи-либо честь и  достоинство. Воспрепятствовать этому  нельзя; при желании можно даже помочь, как, например, сделало Московское правительство, установив небольшое  возвышение (трибуну) в начале пешеходной улицы Старый Арбат для желающих публично высказаться;
     конституционные обязанности — это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество). Обязанность в принципе не предлагает возможность выбора, но, однако, границы выбора, хотя и узкие, все же есть. Так, если гражданин не хочет платить большие налоги, он может выбрать работу с меньшим заработком. Он вообще может не работать. Если мужчина не хочет служить в армии и его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, то он может быть занят на альтернативной гражданской службе.
     Отличие конституционных прав, свобод от обязанностей носит принципиальный характер: за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции, нежелание же использовать принадлежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону.
     Гарантии  конституционного статуса личности. Гарантии — это те условия и  средства, с помощью которых обеспечиваются реализация и защита основных прав и свобод граждан.
     Обязанность гарантировать основные права и  свободы возлагается, согласно ст. 45, на государство и всю систему  государственных органов. Этот общий  принцип детализируется в других статьях Конституции. Так, ст. 80 закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина.
     Федеральное собрание осуществляет защиту прав и  свобод, закрепляет их гарантии посредством  законодательной деятельности. Государственная  Дума назначает на должность и  освобождает от должности Уполномоченного  по правам человека Российской Федерации. В этом же направлении должны работать Правительство, органы субъектов Федерации  и местного самоуправления.
     Сам человек, наконец, вправе защищать свои права и обязанности всеми  способами, не запрещенными законом, вплоть до обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (Европейскую комиссию и Европейский  суд по правам человека в Страсбурге), если исчерпаны все имеющиеся  внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46). Особая роль в деле защиты прав и свобод личности принадлежит  правоохранительным органам и прежде всего судебным органам.
     Различают социально-экономические, политические и юридические гарантии. Первые две  разновидности гарантий еще называют общими гарантиями.
    Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу относятся социальная стабильность, развивающаяся экономика, обеспечение занятости людей, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов, создание разветвленных транспортных, информационных систем и т.п.
    Политические гарантии будут налицо, когда граждане смогут в той или иной мере участвовать в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и будут способны содействовать достижению гражданского согласия, когда в обществе будет достигнут необходимый уровень политической культуры.
    Юридические гарантии — это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина (качественное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав, применение мер юридической ответственности при жестком соблюдении процессуальных норм и др.).
    Система права: понятие и  элементы. Особенности  системы права  Российской Федерации.
    Под системой права  понимается определенная внутренняя его  структура (строение, организация), которая  складывается объективно как отражение  реально существующих и развивающихся  общественных отношений. Она не результат  произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, государства определяет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких  частей, элементов состоит право  и как они соотносятся между  собой.
     Системность – общее свойство всех типов права, в то время как систематика  или систематизация правовых норм не является таковой. Каждому историческому  типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа и всей общественной 4юрмации. Структура права – это юридическое выражение структуры данного общества.
     В этом заключается объективная социальная обусловленность системы права, ее детерминация экономическими, культурными, национальными и иными факторами. Например, рабовладельческое, феодальное и современное право отличаются друг от друга не только своими сущностями, но и внешними признаками, т.е. формальными  атрибутами, в том числе системного характера, на которых лежит печать времени.
     При этом не следует смешивать понятия  «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет, как указано  выше, о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором – о правовой организации  всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих  в государстве. Система права  выступает лишь одной из слагаемых  правовой системы, ее центральным элементом.
     Право есть совокупность создаваемых и  охраняемых государством норм. Но это  не случайное и не хаотичное их нагромождение, не механическая масса, а строго согласованная и взаимозависимая  целостная система, в которой  нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке. Перед нами – сложное системное иерархическое  образо
     вание, пронизываемое процессами интеграции и дифференциации. В любом типе права между конкретными его  нормами всегда присутствуют элементы общего и единичного, сходства и  отличия, самостоятельности и зависимости.
     Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством  выраженной в них государственной  воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они  существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.
     В то же время нормы права различаются  по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам  регулирования, санкциям и т.д. Поэтому  они делятся на отдельные части  – отрасли, институты. В основе такого обособления лежат указанные  выше особенности, и прежде всего  разнообразие, специфика самих общественных отношений.
     В огромном множестве юридических  норм могут возникать отдельные  коллизии, расхождения, порой весьма острые, но в целом они представляют собой единую монолитную правовую реальность, подчиняющуюся определенным внутренним закономерностям и тенденциям.
     Ф. Энгельс писал: «В современном государстве  право должно не только соответствовать  общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также бытьвнутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий». Эта мысль указывает, в о - п е р в ы х, на объективный характер явления, в о - в т о р ы х, на причинно-следственную связь его с внешними факторами. (
     Однако  объективная природа системы  права не означает, что законодатель здесь абсолютно безволен. Он может  вносить в систему права известные  коррективы, изменения (например, выделить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или  иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.), но в Принципе система права от него не зависит, нельзя ее заново создать, отменить, «перестроить».
     Обособить можно только то, что объективно обособляется. Иными словами, государство, власть могут в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию, развитию, но не более того. Они не могут по своему «хотению» учредить, ввести декретом нужную, желаемую систему права.
     Объективность – важнейшее свойство системы  права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от государственной  воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в  то время как систематизации может  и не быть (например, в Англии право  не систематизировано).
     Систематизация  – это всего лишь сознательно  проводимое упорядочение действующих  правовых норм в целях удобства пользования  ими на практике. Но любое право  имеет свою систему, даже если оно  не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит  право и как они соотносятся  между собой.
     Структурными  элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.
     Правовая  норма – первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.
     Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет («протоколирует») эту потребность.
     Для образования самостоятельной отрасли  права имеют значение следующие  условия: а) степень своеобразия  тех или иных отношений;
     б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать  возникшие отношения с помощью  норм других отраслей; г) необходимость  применения особого метода регулирования.
     Качественная  однородность той или иной сферы  общественных отношений вызывает к  жизни соответствующую отрасль  права. И, напротив, наличие или отсутствие той или иной отрасли права  зависит от наличия или отсутствия соответствующих областей общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Отрасль не «придумывается», а рождается из социальных и практических потребностей.
     Хотя  все отрасли права взаимосвязаны  и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия  на общественные отношения. Такое положение
     объясняется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу.
     Поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Например, в гражданском праве – авторское  право, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное; в конституционном  – избирательное право; в трудовом – пенсионное; в земельном –  горное, водное, лесное и т.д. Они  регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей  спецификой и известной родовой  обособленностью.
     Институт  права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма – «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность»*.
     Правовые  институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт – составная часть, блок, звено отрасли, В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.
     Примеры правовых институтов: в уголовном  праве – институт необходимой  обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве – институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве – институт гражданства; в административном – институт должностного лица; в семейном праве – институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом – как внутри данной отрасли, так и вне ее2.
     Виды  правовых институтов. Прежде всего  институты делятся по отраслям права  на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей – столько соответствующих групп  институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов – наиболее общий  критерий их дифференциации. По этому  же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).
     Внутриотраслевой  институт состоит из норм одной отрасли  права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.
     Простой институт, как правило, небольшой  и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет  в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности.
     Регулятивные  институты направлены на регулирование  соответствующих отношений, охранительные  – на их охрану, защиту (типичны для  уголовного права), учредительные –  закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и  административного права).
     Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное  динамическое образование, в котором  четко выделяются четыре ступени: 
     1) структура отдельного  нормативного предписания;
     2) структура правового  института; 
     3) структура правовой  отрасли;
     4) структура права  в целом. 
     Все эти уровни субординированы, логически  и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию.
     Материальное  и процессуальное право. В правовой науке все юридические нормы  подразделяются на материальные и процессуальные. Первые – регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями  отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией  субъектами прав и обязанностей, вступлением  в брак и т.д.
     Вторые  – определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чистопроцедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.
     В соответствии с Конституцией у нас  признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный  и конституционный. Они соответственно отражают формы и методы осуществления  материальных норм, содержащихся во всех непроцессуальных отраслях.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.