Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности распределения доходов в России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение  ………………………………………………………………………2
1. Сущность, критерии  распределения и  структура доходов…………..4
2. Неравномерность  распределения доходов…………………………….13
3. Особенности распределения  доходов в России………………………..19
Заключение…………………………………………………………………...31

Список  использованной литературы……………………………………34

     Введение

 
Актуальность  данной темы определяется необходимостью теоретического исследования проблемы государственного регулирования доходов населения и выявления путей совершенствования политики доходов в условиях рыночных отношений
    Цель  любых экономических преобразований должна быть ориентирована на улучшение  материального благосостояния граждан.
    Распределение национального дохода – центральный  вопрос при формировании модели социальной политики любой страны. Это связано  с тем, что распределительные  механизмы определяют уровень и  качество жизни населения, наполняют  реальным содержанием социальные взаимоотношения  в обществе.
    Главную роль в распределении доходов  в обществе призвано играть государству.
    Эта тема важна в настоящее время  для нашей страны, т. к. происходящие в России крупные, формационного  порядка изменения вызывают необходимость  трансформации модели распределения  доходов и требуют решения  сложных проблем.
    Распределительные отношения имеют огромное значение для развития общественного хозяйства, прежде всего потому, что люди, вступающие в производственный процесс, вкладывающие в него свой труд или капитал, надеются получить определенные доходы. Поэтому распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе, и от них во многом зависит уровень его развития. Кроме того, распределение, формируя доходы, определяет возможность достижения социально-экономических целей развития общества, позволяет влиять на уровень удовлетворения потребностей и, следовательно, на уровень жизни населения в стране. В связи с этим проблемы распределения и формирования доходов всегда были в центре внимания как экономической науки, так и правительств стран.
    Предметом исследования работы является государственное  регулирование распределительных  отношений по поводу доходов различных  слоев населения.
    Совокупные  доходы населения, их уровень, структура, способы получения и дифференцирования  являются показателями экономического и социального благополучия общества. Распределение их имеет ярко выраженную социально-политическую окраску, предопределяя  имущественную и социальную дифференциацию. Распределение доходов тесно  связано с распределением ресурсов. Через дифференциацию доходов в  общественной жизни проявляются  те взаимосвязи, которые скрыты за распределением ресурсов.  

    Задачи, которые необходимо рассмотреть в  данной работе:
    теоретические аспекты формирования доходов и их регулирования;
    исследовать основные направления государственной политики доходов;
    неравномерное распределение доходов;
    распределение доходов в России и особенности неравномерного распределения в РФ.
 
    Теоретическую и методологическую основу работы составили  опубликованные научные труды отечественных  и зарубежных экономистов по вопросам формирования и распределения доходов  граждан, а также основных способов их государственного регулирования.
    Для более глубокого исследования в  работе используются графики, таблицы, диаграммы, а также картографический материал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность, критерии  распределения и  структура доходов. 

    Трактовка самого понятия «доход» у одних  современных экономистов осуществляется в более развернутом виде, у  других берутся в расчет лишь некоторые  аспекты. И. П. Николаева указывает, что доход – это «часть произведённого продукта, полученная участником производства в зависимости от своего участия в нём». По А.С. Булатову, доход – «сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени».
    Чепурин М. Н. относит к доходам населения «долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведённом продукте и присвоенную им».
    Показатель  денежного дохода населения служит для измерения доходов на макроуровне и рассчитан по данным Баланса денежных доходов и расходов населения.
    В целях более полного изучения доходов граждан следует рассмотреть  некоторые их критерии и классификации.
    в зависимости от учета динамики уровня потребительских цен доход подразделяется на:
    номинальный - это количество денег, полученное в определённый период отдельным лицом; также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения;
    реальный - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода;
    располагаемый доход  - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей;
      по форме единицы дохода выделяют:
    денежный (некоторые выплаты из социальных фондов, сюда относятся продукты, произведенные в личных подсобных хозяйствах, и услуги, оказываемые членами семьи в домашнем хозяйстве);
    натуральный (оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, пособия, социальные выплаты; поступления от собственности, в качестве процентов по вкладам, ценные бумагам, дивиденды; доходы от продажи продукции сельского хозяйства, страховые возмещения, сумма от продажи иностранной валюты и многие другие);
    в зависимости от государственного вмешательства:
    первичный, образованный под воздействием рыночного механизма;
    вторичный, формирование которого связано с перераспределительной политикой государства.
 
    Доходы  физических лиц подразделяются на: 

      1.   Доходы, полностью  включаемые в совокупный  годовой налог:
    заработная плата и иные доходы по основному месту работы;
    доходы от выполнения работ по совместительству;
    доходы от приобретения товаров, работ, услуг по ценам ниже рыночных;
    материальная выгода по заемным средствам;
    дивиденды и иные доходы от капитала;
    доходы в виде курсовой разницы от операций с валютой;
    иные доходы, полностью включаемые в совокупный годовой доход.

      2.  Доходы, частично  не включаемые  в совокупный годовой  доход:

    доходы  от выполнения работ по договорам  гражданско-правового характера (кроме  авторских вознаграждений);
    материальная помощь;
    стоимость подарков;
    стоимость призов;
    доходы от продажи квартир, жилых домой, дач, садовых домиков, земельных участков земельных паев (долей);
    доходы от продажи другого имущества (кроме ценных бумаг);
    доходы от продажи ценных бумаг;
    доходы, полученные в погашение вексельных обязательств;
    доходы в натуральной форме;
    доходы  учащихся дневной формы обучения;
    доходы, частично или полностью не включаемые в совокупный годовой расход в соответствии с законодательством субъектов РФ.
 
    3.  Доходы от предпринимательской  и иной деятельности, налогообложение  которых осуществляется  налоговыми органами:
    доходы от предпринимательской деятельности;
    доходы частных нотариусов;
    доходы от сдачи в аренду имущества;
    доходы от сдачи в аренду земли;
    иные доходы, налогообложение которых производится налоговой инспекцией.
 
    4.  Авторские вознаграждения  за:
    создание литературных произведений;
    создание художественно-графических произведений;
    создание скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства;
    создание аудиовизуальных произведений;
    создание музыкально-сценических произведений;
    создание других музыкальных произведений;
    создание произведений науки;
    открытия, изобретения, промышленные образцы;
    исполнение произведений литературы, искусства;
    иные авторские вознаграждения.
 
    5.  Доходы, облагаемые  отдельно от совокупного  годового дохода:
    сумма коэффициентов и надбавок за работу в районах Крайнего Севера;
    сумма материальной выгоды по вкладам;
    сумма материальной выгоды по страховым выплатам.
 
    Оплата  труда выступает в качестве одного из основных составных элементов  доходов населения. Доход от оплачиваемой работы составляет вознаграждение за труд работающих по найму, регулируемое договорной или контрактной системой отношений. Заработная плата еще подразделяется на номинальную и реальную, начисленную и фактически выплаченную, среднюю и минимальную.
    Заработная  плата — это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности. Номинальная заработная плата — это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.).
    Реальная  заработная плата — это номинальная заработная плата с учетом движения розничных цен (и тарифов). Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата. 

    Динамика  реальных денежных доходов  населения РФ за 2007 – 2008 гг.1  

      Реальные  располагаемые денежные доходы  (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в феврале 2008г. по сравнению с соответствующим периодом 2007г., по оценке, увеличились на 10,6%, в январе-феврале - на 11,2%.
     Таблица 1
Динамика  реальных располагаемых  денежных доходов 

  В % к
    соответствующему  
периоду предыдущего года
предыдущему  
периоду
2007г.1)
     Январь 108,1 51,2
     Февраль 111,9 122,1
  Январь-февраль 110,2  
     Март 108,8 107,6
I квартал 109,6 75,7
     Апрель 109,4 104,9
     Май 109,2 100,0
     Июнь 107,5 104,8
II квартал 108,7 118,8
I полугодие 109,1  
     Июль 111,2 100,5
     Август 110,0 100,9
     Сентябрь 113,0 101,0
III квартал 111,4 104,6
  Январь-сентябрь 110,0  
     Октябрь 110,6 100,0
 
 
таблица 1. 
 
 

Рис. 1.  Реальные располагаемые  денежные доходы населения. 2 
 

 

     В феврале 2008г. денежные доходы населения  сложились в сумме 1825,2 млрд. рублей и увеличились по сравнению с  февралем 2007г. на 27,1%, денежные расходы населения - соответственно 1845,2 млрд.рублей и на 28,7%. Превышение денежных расходов населения над доходами составило 20,0 млрд.рублей.  

    Значительное  влияние на получаемые населением доходы оказывают выплаты по программам социальной помощи со стороны государства. Сюда относятся пенсионное обеспечение, выплаты на содержание нетрудоспособных, различных пособий, стипендий студентам  и учащимся. Их особенность в отличие  от заработной платы, состоит в характере  получения, независимом от количества и качества труда.
    В системах национальных счетов используется также подразделение доходов  на факторные (определяемые факторами производства: доход от затрат труда, от собственности и капитала, от самозанятости с использованием труда и капитала) и нефакторные (все прочие виды доходов). Позднее  эти виды доходов определяются как первичные и текущие трансферты.
    Важную  статью доходов населения составляют трансферты или денежные выплаты, не связанные с оплатой труда, товаров  и услуг. Иначе говоря, трансферты - это операции, при которых товары, услуги или денежные средства предоставляются в одностороннем порядке без получения какого-либо эквивалента взамен. Социальные трансферты в натуральной форме состоят из товаров и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам из федерального и местных бюджетов и общественных организаций бесплатно.
    В распределении можно различать  функциональное и персональное распределение.
    Функциональное распределение доходов – это распределение их между факторами: труд, капитал, природные ресурсы и предпринимательские способности. Функциональное распределение характеризует распределение дохода между факторами производства, и, прежде всего между трудом и капиталом.
      В результате функционального  распределения доходов формируются  такие первичные доходы, как заработная  плата, процент, рента и прибыль.  В системе факторов производства  основная взаимосвязь касается  капитала, поэтому для упрощения  функциональное распределение можно  представить как соотношение  между доходами от труда и  от собственности.
    Но  доходы, в конечном счете, получают не факторы производства, а конкретные люди (или семьи), так как именно они являются основными поставщиками факторов производства—труда и капитала.
    Неравенство в доходах имеет место, а значит, различается и уровень жизни различных слоев и групп населения. 

    Распределение общего объема денежных доходов по группам  населения в России.
                                                                                                               Таблица 2  

  1970 1980 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Денежные  доходы1) - всего, процентов 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том  числе по 20- 
      
процентным 
      
группам населения:
                                 
первая (с  
   
наименьшими  
   
доходами)
7,8 10,1 9,8 6,1 6,1 5,9 6,0 6,0 5,9 5,7 5,7 5,5 5,4 5,4 5,3 5,1 5,1
вторая  14,8 14,8 14,9 10,8 10,7 10,5 10,6 10,5 10,4 10,4 10,4 10,3 10,1 10,1 9,9 9,7 9,7
третья 18,0 18,6 18,8 15,2 15,2 15,3 15,0 14,8 15,1 15,4 15,4 15,3 15,1 15,1 14,9 14,8 14,8
четвертая 22,6 23,1 23,8 21,6 21,6 22,2 21,5 21,1 21,9 22,8 22,7 22,7 22,7 22,7 22,6 22,5 22,5
пятая (с наибольшими  
   
доходами)
36,8 33,4 32,7 46,3 46,4 46,1 46,9 47,6 46,7 45,7 45,8 46,2 46,7 46,7 47,3 47,9 47,9
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах ... ... ... 0,387 0,387 0,39 0,394 0,4 0,395 0,397 0,397 0,403 0,409 0,409 0,416 0,423 0,423
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) ... ... ... 13,5 13,3 13,6 13,8 14,1 13,9 13,9 14,0 14,5 15,2 15,2 16,0 16,8 16,9
1)1970-1990 гг. - совокупный доход (с учетом стоимости чистой продукции личных подсобных хозяйств населения).  

    Основным  инструментом государственного перераспределения  выступает государственный бюджет. В числе методов политики доходов  выделяют: воздействие на заработную плату наемных работников, содействие занятости населения, осуществление  социальной защиты населения, налоговый  механизм перераспределения, регулирование  потребительских цен на товары и  услуги и в целом обеспечение  экономической стабилизации.
    Один  из основных источников информации, характеризующих  объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения, - баланс денежных доходов и расходов населения. Для его построения используются данные государственной статистики, финансовой отчётности банков и внебюджетных социальных фондов.  Баланс отражает ту часть валового национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов.  Достоинствами донного источника информации являются регулярность построения (ежеквартально), оперативность и ориентация на сплошной документальный учёт финансовых операций, связанных с населением.
       Баланс денежных доходов и  расходов содержит доходную и  расходную части. В доходной части баланса показываются поступления из различных источников на базе статистической и финансовой отчётности, выборочных обследований домохозяйств. Расходная часть баланса включает расходы на приобретение населением товаров и услуг по данным розничной торговли и прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагах по данным финансовой отчетности, учитывают налоги и обязательные платежи, выплаченные населением.
    Доходная  часть баланса состоит из поступлений от различных источников, которые могут быть выявлены при помощи статистической и финансовой отчетности, выборочных обследований и других методов.
    Расходная часть баланса включает трансферты, выплаченные населением, расходы на приобретение товаров и услуги, прирост сбережений населения во вкладах и ценных бумагах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Неравномерность  распределения доходов. 

    Проблема  неравенства граждан по уровню доходов  исторически являлась одним из важнейших  объектов экономической теории. Её анализом занимались многие известные  экономисты в силу высокой практической значимости данного вопроса. И всё  же единым мнением стало обоснование  необходимости политики перераспределения  доходов, активная роль, в которой  отводилась государству.
    Абсолютные  размеры доходов населения и  покупательная способность представляют собой главные показатели благосостояния и уровня жизни людей. Уровень  располагаемых доходов создает  возможности материальной и духовной жизни личности, удовлетворения насущных потребностей, получения образования, сохранения здоровья. Борьбу с бедностью  и неравенством в распределении  доходов можно считать одним  из приоритетных направлений экономической  политики любого государства.
    Государственная политика доходов определяется как «перераспределение их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат».
    Для оценки уровня и динамики получаемого  дохода используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода. Основной вид дохода – номинальный, он формируется в основном из трудовых доходов, доходов от капитала и трансфертных платежей
    Полученный  доход определяет уровень благосостояния, или уровень жизни, отдельного индивида. Именно от величины полученного дохода зависит реализация конечной цели общества – создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения  его жизненного уровня. Естественно, что распределение доходов имеет  свои особенности на каждом этапе  общественного развития.
    Иным  фактором, воздействующим на распределение  доходов, является государственное  вмешательство в процесс ценообразования  на потребительские товары и услуги. Установление верхних пределов цен  или их фиксирование представляет собой  средство административного регулирования  экономики. Оно применяется довольно редко, и в условиях рыночной экономики  не является достаточно эффективным  в долгосрочном и среднесрочном  периодах.
    Наиболее  актуальная задача социальной статистики - изучение бедности. Бедность - ''обратная сторона'' богатства. Объективный факт -  дифференциация населения в доходах и потреблении, и у каждого свои проблемы. Совокупность обстоятельств диктует необходимость решения этой задачи статистики. Требуется информация о численности населения страны и регионов, проживающего ниже черты бедности, демографическом составе и других особенностях малообеспеченного населения, его среднем доходе, минимальных и средних размерах потребления продуктов питания, продолжительности пребывания в бедности, источниках дохода, занятости трудоспособных членов домохозяйства, размеров социальной помощи и др.
           У этой проблемы есть две грани:
    Неравенство доходов;
    Неравенство богатства.

    Люди  получают доходы в результате предоставления находящиеся в их собственности  факторов производства (своего труда, капитала, земли) в пользование фирмам для производства нужных людям благ либо вкладывают эти ресурсы в  создание собственных фирм. В таком  механизме формирования доходов  изначально заложена возможность их неравенства.

     Причинами такого положения  вещей являются:

    разная  ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме  компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем капитал в  форме лопаты);
    разная  успешность использования факторов производства (работник в фирме, производящей дефицитный товар, может иметь более  высокий заработок, чем его коллега  той же квалификации, работающей в  фирме, товары которой продаются  с трудом);
    разный  объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

Рис. 3 Рост дифференциации доходов в России.

        

    На рис. 3 показано изменение соотношения в уровнях среднедушевых доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных семей нашей страны. Итак, на данном рисунке мы видим, что с каждым годом число самых богатых граждан всё больше  превышает число беднейшего населения. 

    Существенное  влияние на распределение доходов  населения оказывает налогообложение. С целью воздействия на формирование доходов устанавливается принцип  вертикального и горизонтального  равенства. То есть граждане должны платить  налоги в соответствии с их платежеспособностью. Налогами обычно облагаются доходы населения, а не потребление, которое не охватывает сбережений. Перераспределение налогового бремени на богатые группы общества состоит в прогрессивных ставках  подоходного налога, пропорциональном характере налога на собственность, освобождении от подоходного налога некоторых минимальных сумм и  установлении налоговых льгот. Оптимальная  структура налогообложения –  та, которая максимизирует общественное благосостояние. В ней выбор между  справедливостью и эффективностью адекватно отражает отношение общества к этим целям. Главной проблемой  налогового регулирования доходов  является закономерность: чем большего равенства доходов предполагается добиться, тем жестче ограничения  данных преобразований и тем больше избыточное налоговое бремя.
    Большая степень прогрессивности налоговых  ставок предопределяет большие чистые потери. Для смягчения неравенства  в распределении доходов предусмотрены налоговые льготы, которые вступили в действие с 2002 года при осуществлении отчета о доходах за 2001 год.
    Справедливо отмечено, что введение плоской ставки налога на доходы физических лиц еще  более сократит поступления по нему, и территориальные бюджеты потеряют немало средств. «Единая ставка подоходного  налога равнозначна полному отказу от его распределительной функции, что может усилить и без  того недопустимую большую социальную дифференциацию населения».
          Используя свои доходы, люди могут тратить их часть на приобретение дополнительного объема факторов производства, Например,  семья, может положить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется  богатство семьи, т.е. та собственность, которой они владеют, за вычетом долго, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность.
    Неравенство доходов и богатства может  достигать огромных масштабов и  создавать угрозу для политической и экономической стабильности в  стране. Поэтому практически все  развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства. Но разработка этих мер возможна лишь при умении точно измерять степень  дифференциации доходов и богатства, а также результаты воздействия  на нее с помощью государственной  политики.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.