На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бюджетная политика в рф

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ….........................................................................................3

1 Бюджетная политика – составная часть финансовой политики государства……………………………………………………………..4

2 Бюджетная  политика РФ: эволюция и современный  этап……….10

3 Основные направления  совершенствования бюджетной политики  РФ……………………………………………………………………...21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...29 

     ВВЕДЕНИЕ

 
     В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной  бюджетной политики в масштабах  всей страны в целом и на субфедеральном уровне приобретают особую значимость. Финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована  только при условии финансового  благополучия ее многочисленных территорий. Отсюда – значимость проблем разработки концепции эффективной бюджетной политики в регионах и на местах, позволяющей на деле обеспечить финансовую самостоятельность, получение населением достаточного объема общественных благ, доходную самодостаточность и ответственность субъектов Федерации и их территорий.
     Целью данной курсовой работы является предложение  мероприятий по совершенствованию  бюджетной политики Российской Федерации  в области доходов и расходов на современном этапе развития.
     Для достижения поставленной цели следует  выполнить следующие задачи:
    раскрыть  сущность бюджетной политики, изучить задачи и функции бюджетной политики;
    проанализировать эволюцию бюджетной политики в Российской Федерации;
    рассмотреть основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.
     Предметом исследования выступают отношения  между законодательными и исполнительными  органами власти по поводу формирования основного направления бюджетной  политики в области доходов, расходов, выделения основных её задач и  обеспечение их выполнения.
 


     1 Бюджетная политика – составная часть финансовой политики государства

 
     Бюджетная политика государства – это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
     Бюджетная политика предполагает:
    определение целей и задач в области бюджетов;
    разработку механизма мобилизации денежных ресурсов в бюджеты и внебюджетные фонды разных уровней бюджетной системы;
    выбор направлений использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
    управление бюджетным процессом;
    организацию регулирования экономических и социальных процессов с помощью бюджетных ресурсов.
     В этом состоит социально-экономическая  сущность бюджетной политики государства.
     Бюджетная политика является ядром экономической  политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения  с общественными институтами и гражданами.
     Сущность  бюджетной политики, как и любой  другой экономической категории проявляется в двух функциях – распределительной и контрольной.
     Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства  и их использование с целью  удовлетворения общегосударственных  потребностей. Это происходит путём перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, так как в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.
     Вторая  – контрольная функция позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.
     Для осуществления функций государство  вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации  бюджетных отношений, методов мобилизации  и использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовые основания  в виде законов и постановлений  высших органов управления страны, систему документации и отчётности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами.
     В условиях реформирования экономики  и сфер общественной жизни бюджетная  политика, являясь частью финансовой политики, должна обеспечить:
    законодательное разграничение бюджетных полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами власти местного самоуправления в вопросах всего цикла бюджетного процесса;
    реализацию прав самостоятельно принимать каждым органом власти на соответствующем уровне решения о направлениях и объемах использования бюджетных средств;
    бездефицитность бюджетов любого уровня бюджетной системы за счет изменения налоговой системы, регулирования поступлений доходов в бюджеты от налоговых и неналоговых источников доходов;
    сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы путем согласования между звеньями бюджетной системы принципов, методов, показателей и нормативов перераспределения бюджетных средств;
    контроль за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на социально-экономическое развитие на любом уровне бюджетной системы.
     В современных условиях России ее бюджетная  политика направлена на преодоление  последствий системного кризиса  и стабилизации в первую очередь  социально-экономической ситуации. С этой целью наиболее актуальными  задачами бюджетной политики являются:
      повышение уровня минимальных государственных гарантий перед обществом: минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий и их своевременное регулирование в соответствии с ростом потребительских цен;
      стабилизация уровня жизни населения, создание условий во всех регионах режима защищенности наименее обеспеченной части населения, предотвращение обнищания населения и минимизация негативных последствий безработицы;
      оказание помощи населению регионов попавших в кризисные ситуации в результате катастроф, стихийных бедствий, межнациональных конфликтов и сепаратистских последствий;
      выравнивание условий социально — экономического развития регионов при одновременной поддержке тех регионов, которые имеют важное стратегическое значение;
      стабилизация работы сектора экономики, как главного элемента обеспечения жизни общества и безопасности государства;
      централизация всех видов доходов и иных ресурсов на счете Федерального казначейства с целью оперативного вмешательства в негативные последствия;
      обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной и других видов продукции;
      погашение задолженности бюджетным организациям и другим получателям бюджетных средств;
      реструктуризация государственных долгов, инвентаризация высших и внутренних заимствований и результатов их использования;
      принятие мер по перечислению дивидендов по акциям находящимся в государственной собственности и прибыли ЦБ РФ в федеральный бюджет;
      обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
      повышение роли бюджета развития РФ как источника государственной инвестиционной политики и т. д.
     Бюджетная политика главным образом проявляется  в процессе реализации работ по мобилизации  денежных ресурсов в бюджеты и  их использовании в ходе бюджетного процесса.
     Бюджетная политика государства ежегодно определяется и корректируется в послании Президента РФ Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ. На территориальном уровне бюджетная политика определяется решениями  глав администраций и президентами территориальных образований.
     Бюджетная политика непосредственно реализуется  в деятельности финансовых, налоговых, кредитно-счетных органах соответствующих  структур органов власти всех уровней  бюджетной системы.
     К таким органам относятся:
    органы представительной и исполнительной власти;
    финансовые и налоговые органы;
    органы денежно-кредитного регулирования и органы финансового контроля;
    главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
    государственные целевые внебюджетные фонды.
     Представительные  органы власти всех уровней рассматривают, регулируют и утверждают проекты  бюджетов и отчетов об их исполнении.
     Исполнительные  органы власти всех уровней осуществляют бюджетное планирование, составление  проектов бюджетов и их внесение на рассмотрение представительных органов  власти, исполнение бюджетов, анализ и  контроль за исполнением бюджетов в  соответствии с функциональной и  ведомственной бюджетной классификацией.
     Правительство РФ совместно с Центральным Банком РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думе РФ основные направления бюджетной  политики, обслуживает денежные счета  Казначейства РФ, счета государственных  целевых внебюджетных фондов и счета  территориальных бюджетов.
     Главным распорядителем бюджетных средств  является первый получатель бюджетных  средств, который имеет право  распределять средства между распорядителями  и получателями бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных  средств готовит роспись бюджетных  расходов по распорядителям и получателям  средств, утверждает им сметы доходов  и расходов, изменяет в случае необходимости  распределение средств между  статьями утвержденной сметы, осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств.
     Распорядителем  бюджетных средств является орган  исполнительной власти, который распределяет средства между получателями, утверждает сметы доходов и расходов, контролирует целевое использование бюджетных  средств получателями.
     Бюджетополучателем  является казенное учреждение, финансируемое  в сметном порядке из бюджета  или внебюджетного фонда.
     К контрольно-счетным органам относятся  Счетная Палата РФ, контрольно-счетные  палаты субъектов РФ и муниципальных  образований. Контрольно-счетные органы осуществляют контроль за исполнением  бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов использования  средств бюджетов и внебюджетных фондов.
     Таким образом, функционирование государственной бюджетной политики происходит посредством особых экономических форм, отражающих отдельные этапы перераспределения доходов и расходов бюджета.
 

     
    2. Бюджетная  политика РФ: эволюция и современный  этап 

     Как уже говорилось в предыдущей главе, бюджетная политика государства ежегодно определяется и корректируется в послании Президента РФ Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ.
     Рассмотрим  основные тенденции развития бюджетной  политики за последние 10 лет.
     Как показывает практика, поставленные в Бюджетном послании Президента РФ цели в основном достигались. С  2000 года по 2008 год федеральный бюджет исполнялась с превышением доходов над расходами, но в результате влияния международного финансового кризиса федеральный бюджет снова стал дефицитным.
       За этот период была ликвидирована просроченная кредиторская задолженность, включая многолетние бюджетные долги перед гражданами по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий. Это способствовало нормализации состояния расчетов в экономике в целом.
     С 2000 года формирование и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляются по предусмотренным  Бюджетным кодексом Российской Федерации  единым правилам.
     С этого же времени все федеральные законы о федеральном бюджете на очередной финансовый год принимались до его начала, что в немалой степени обусловлено сложившимся конструктивным взаимодействием между палатами Федерального Собрания Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
     Завершено формирование системы Федерального казначейства, осуществляющего в  соответствии с едиными стандартами  и процедурами кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Это, в частности, увеличило степень сохранности  бюджетных средств. Обеспечена прозрачность операций, реализуемых при исполнении бюджетов, повысилась оперативность предоставления и достоверность бюджетной отчётности. Появились возможности для действенного контроля за целевым использованием бюджетных средств, принятием и исполнением бюджетных обязательств.
     Внедрена  основанная на международных стандартах система бюджетной классификации  и бюджетного учёта, существенно повысившая прозрачность и управленческую значимость бюджетной отчетности.
     В результате внесения комплексных поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации  была создана законодательная основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы  страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора.
     Законодательно  определён новый механизм использования  нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры  формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.
     Действовавший в 2004-2007 годах Стабилизационный фонд Российской Федерации выполнил возложенные на него задачи поддержания макроэкономической стабильности, защиты экономики и бюджетной системы от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, снижения долговой нагрузки. Сформированы Резервный фонд, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета и исполнение принятых расходных обязательств в случае недостаточности нефтегазовых доходов, и Фонд национального благосостояния, ориентированный прежде всего на накопление финансовых средств для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы.
     В целях обеспечения преемственности  и предсказуемости бюджетных  проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных  контрактов, формирования среднесрочных  ориентиров для бизнеса осуществляется переход всех бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации к среднесрочному финансовому планированию; федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются и утверждаются на трёхлетний период.
     В 2007 году федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов Российской Федерации впервые были приняты на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов, что позволило  заложить основу для формирования в  текущем году бюджетных проектировок на 2009–2011 годы в формате «скользящей  трёхлетки». Многие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также утвердили свои первые трёхлетние бюджеты.
     Дальнейшее  совершенствование системы среднесрочного финансового планирования сдерживается, в частности, отсутствием утверждённого  Правительством Российской Федерации  порядка разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
     Поправками  к Бюджетному кодексу Российской Федерации более чётко определены состав и полномочия участников бюджетного процесса, расширена самостоятельность  и повышена ответственность главных  распорядителей, распорядителей и получателей  бюджетных средств при составлении  и исполнении бюджетов, формировании и представлении бюджетной отчётности.
     Налоговая система в целом была упрощена, ставки основных налогов снижены, отменены наиболее обременительные для экономики  налоги. Все индивидуальные налоговые  льготы, зачеты и отсрочки, специальные  соглашения с налогоплательщиками  остались в прошлом.
     В числе наиболее значимых решений – введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов, установление регрессивной шкалы ставок единого социального налога и их дальнейшее существенное снижение, отмена налога на наследование. Реформирована система налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам. Введён новый вычет на сумму отчислений на добровольное пенсионное страхование, а также объединены все социальные вычеты на образование и здравоохранение с увеличением предельной суммы единого вычета до 100 тысяч рублей.
     Ставка  налога на прибыль снижена с 35 до 20 процентов при одновременном включении в учитываемые в целях налогообложения затраты на производство товаров (работ, услуг) практически всех экономически обоснованных расходов налогоплательщиков. В Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, стимулирующие более активное участие некоммерческих организаций в осуществлении социальной деятельности за счёт исключения целевых поступлений отдельных видов денежных средств при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
     Ставка  налога на добавленную стоимость  снижена с 20 до 18 процентов, а порядок  его взимания приближен к принятому  в мировой практике. С 2008 года в целях стимулирования инновационной деятельности установлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при передаче исключительных прав на основные виды интеллектуальной собственности. Предусмотрено также освобождение от уплаты этого налога научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ независимо от источников их оплаты. Введён повышающий коэффициент амортизации для основных средств, используемых исключительно для научно-технической деятельности. В 2007 году введены единая декларация по налогу на добавленную стоимость и общий порядок возмещения этого налога, упрощена процедура получения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
     В сфере налогообложения недропользования введен налог на добычу полезных ископаемых. Налоговая база данного налога в  части, касающейся углеводородного  сырья, привязана к объемным показателям  добычи и не допускает каких-либо манипуляций.
     Принято решение о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых, что  создаёт более благоприятные налоговые условия для добычи нефти на выработанных месторождениях и в труднодоступных районах.
     Введены специальные налоговые режимы для  малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, упорядочено  взимание акцизов и государственной  пошлины.
     Приняты решения о применении преференциальных систем налогообложения в особых экономических зонах и при  осуществлении деятельности в сфере  информационных технологий, а также  в рамках Российского международного реестра судов.
     Проводились упорядочение ставок таможенных пошлин и совершенствование порядка  их взимания. По целому ряду товарных позиций, прежде всего инвестиционного характера, ввозные таможенные пошлины существенно  снижены. При этом осуществлено укрупнение товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности, что позволило несколько  сократить масштабы «серого импорта» и контрабанды. Вывозные таможенные пошлины на нефть дифференцированы и установлены на уровне, обеспечивающем изъятие в бюджет значительной части  конъюнктурных сверхдоходов от её экспорта.
     В 2006 году принят федеральный закон, призванный обеспечить повышение качества и  объективности налогового администрирования, сделать его менее обременительным  для налогоплательщиков.
     В результате принятых мер по совершенствованию  налоговой системы сократились  масштабы уклонения от уплаты налогов  и пошлин, возросли налоговые поступления  в бюджеты всех уровней, повысились конкурентоспособность российской экономики и её инвестиционная привлекательность.
     В 2000 - 2006 годах расходы консолидированного бюджета Российской Федерации увеличились  с 2 трлн. рублей до 8,4 трлн. рублей, или  более чем вдвое в реальном выражении. Рост объёма расходов происходил в целом адекватно росту валового внутреннего продукта и не сопровождался существенным повышением зависимости бюджета от конъюнктуры мировых рынков нефти и газа.
     Значительно улучшено финансирование судебной системы. Происходило планомерное решение  задач в сфере обороны и  безопасности. И что наиболее значимо, начато оснащение армии современными видами вооружения и военной техники, перевод её на контрактную основу. Эти процессы подкреплялись необходимым бюджетным финансированием.
     Регулярное  повышение заработной платы в  бюджетном секторе и пенсий способствовало существенному сокращению масштабов  бедности в стране. Повышение денежного  довольствия военнослужащих и сотрудников  правоохранительных органов позволило  стабилизировать кадровый состав Вооруженных  Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
     С 1 февраля 2008 года на 14 процентов увеличены фонды оплаты труда федеральных государственных учреждений, на 9 процентов повышено денежное довольствие военнослужащих. Была продолжена работа по повышению уровня жизни пенсионеров. С 1 декабря 2007 года увеличен размер базовой части трудовой пенсии на 300 рублей, с 1 августа 2008 года предусмотрена её индексация на 15 процентов. С 1 февраля 2008 года страховая часть трудовой пенсии проиндексирована на 12 процентов, а с 1 апреля 2008г. – еще на 7,5 процента.
     Осуществлены  необходимые реформы финансового  обеспечения части социальных обязательств государства, в первую очередь системы  социальных льгот для ветеранов  и инвалидов. Замена во многом декларативных  натуральных льгот денежными  выплатами и пакетом социальных услуг позволила реально повысить уровень жизни этих категорий  граждан. В 2007 году существенно увеличены размеры ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам и стоимость набора предоставляемых им социальных услуг, размеры «детских» и других социальных пособий.
     К 2005 году были финансово обеспечены наиболее неотложные нужды, которые  на протяжении ряда лет накапливались  в бюджетном секторе. С этого  времени появилась возможность  начать формирование качественно новой  политики государственных расходов, направленной на последовательное повышение  жизненного уровня населения, устранение инфраструктурных ограничений социально-экономического развития страны, повышение качества государственных и муниципальных  услуг, качественную модернизацию военной  организации государства, обеспечение  должного уровня безопасности его граждан.
     Начата  реализация приоритетных национальных проектов в образовании, здравоохранении, агропромышленном комплексе, жилищном строительстве.
     Так, например, в сфере здравоохранения осуществлялись дополнительные денежные выплаты 690 тыс. медицинских работников первичного звена. Средняя заработная плата врачей первичного звена в 2007 году достигла 22 тыс. рублей. Практически все амбулаторно-поликлинические учреждения страны переоснащены современным рентгенологическим, ультразвуковым и эндоскопическим оборудованием, электрокардиографами, обновлено свыше 70 процентов парка санитарного автотранспорта. В рамках программы «Родовой сертификат» медицинская помощь оказана 92 процентам рожениц. Проведена дополнительная диспансеризация и медицинский осмотр 14,2 млн человек, увеличен объём обеспечения населения высокотехнологичными видами медицинской помощи, которая за 2006–2007 годы была предоставлена 313 тыс. человек.
     В сфере образования осуществлялись выплаты за классное руководство  – более чем 800 тыс. учителей. За 2006–2007годы предоставлено 20 тыс. грантов лучшим учителям. Гранты на реализацию инновационных  образовательных программ получили 6 тыс. школ. В 15 тыс. школ установлено современное учебное оборудование. Завершено подключение всех школ к международной компьютерной сети «Интернет». Более чем 140 тыс. сельских школьников получили возможность пользоваться школьными автобусами. Созданы Южный, Сибирский, Дальневосточный и Северовосточный федеральные университеты, бизнес-школы в Московской области и Санкт-Петербурге, обеспечена финансовая поддержка внедрения инновационных образовательных программ в 57 вузах и 76 учреждениях начального и среднего профессионального образования.
     В рамках реализации приоритетного национального  проекта в сфере агропромышленного  комплекса за 2006–2007годы привлечены инвестиционные кредиты на срок до 5 лет в объёме 66,3 млрд. рублей, на срок до 8 лет – 148,9 млрд. рублей, кредиты  малым формам хозяйствования – на сумму 91,9 млрд. рублей. При федеральной  финансовой поддержке обеспечены жильём 32,3 тыс. молодых специалистов на селе. Реализация этого приоритетного  национального проекта продолжится  в рамках Государственной программы  развития сельского хозяйства и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы.
     Реализация  мероприятий приоритетного национального  проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России»  оказала существенное воздействие  на расширение объёмов жилищного  строительства. За 2007 год они возросли на 19,4 процента и составили 60,4 млн. кв. метров. В 2006–2007 годах в уставный капитал открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному  кредитованию» внесено 8,2 млрд. рублей, кроме того, ему были предоставлены  государственные гарантии в объёме 30 млрд. рублей. Совокупный объём ипотечных  кредитов достиг 538 млрд. рублей. Выполнены  государственные обязательства  по предоставлению жилья 31,2 тыс. семей. Обеспечены жильём за счёт средств  федерального бюджета 13,7 тыс. семей  ветеранов и инвалидов. Предоставлена  государственная поддержка в  улучшении жилищных условий 82 тыс. молодых  семей.
     Принятые  в 2007 году поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации завершили  закрепление на долгосрочной основе доходов за субъектами Российской Федерации  и муниципальными образованиями. Наряду с заложенными в методиках  выравнивания бюджетной обеспеченности регионов стимулами, это стало одним  из факторов устойчивого роста налоговых  и неналоговых доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.