На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Характер человека и его роль в жизни

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ
         ТЕМА: ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА, И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                        
 
 
 
 
 
 

                                            План 

Введение____________________________________________стр. 3- 4
Глава 1 Строение характера
      Определение характера, его основных черт __________ стр.5 – 6
 
 
      Классификация черт характера_____________________ стр. 7 – 11
 
      Из истории  учений о характере______________________ стр. 12
 
 
1.4. Типы характера и их влияние на выбор профессии_______стр. 13 - 20 

Глава 3  Заключение
Список использованной литературы
Словарь основных понятий и терминов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         СОДЕРЖАНИЕ
      Введение
В современной  психологии нет единого понимания  личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно  формирующаяся и индивидуально  своеобразная  совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.
В основе личности лежит ее структура – связь  и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.
Способности человека определяют его успехи в различных  видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир – других людей, обязательства  жизни и.т.п. Волевые качества характеризуют  стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания людей  и побуждения к деятельности и  общению.
 Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. В переводе с греческого языка слово «характер» означает «печать», «оттиск», а в смысловом значении – отчётливо выраженную определённость, типичность поведения каждого человека.
Характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер - «каркас» и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности. 
Характер человека имеет большое значение в построении межличностных отношений в коллективе. Знание слабых и сильных сторон своего характера позволяют человеку избежать конфликтов и стрессовых ситуаций, помочь более органично организовать свою жизнь и профессиональную деятельность.  Рабочее место характеризуется повышенными требованиями и разнообразными конфликтными ситуациями, здесь слишком часты затруднительные положения, в которые люди попадают из-за отрицательных  

      3
черт характера  шефа или подчиненного. Поэтому важно  знать разнообразные недостатки, которые могут доставить неприятности представителям разных типов характера. Кто хочет достигнуть успеха в работе, тому необходимо знать все сильные и слабые стороны разных типов характера и наилучшим образом приспособиться к требованиям своей работы и коллективу.
Формируясь в  социальных условиях, испытывая влияния  требований социальной среды, характер в своих динамических проявлениях  связан с генетическими особенностями  индивида, типом его высшей нервной  деятельности. Однако из генетического  арсенала индивид черпает лишь то, что необходимо для разрешения устойчивой системы жизненных задач.
В отличие  от понятия, «личность» понятие «характер» охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные стороны его поведения. Механизмом формирования социально существенных поведенческих особенностей индивида является обобщение тех способов поведения, которые дают наилучший приспособительный эффект в данной социальной среде. Динамические же особенности реализации поведенческой стратегии связаны с природными конституционально -  функциональными особенностями индивида.
Актуальность  этого вопроса  в том, что  цельность  характера гармоничного,  с отсутствием  противоречивости  становится личностью  более успешной   в жизни и соответственно максимально   адаптированной   к социуму.
Древнеиндийская пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу. Сообразно, актуальности темы, пословицы я и разберу в данной теме: особенности основных аспектов характера. 
 
 
 
 
 

      4
                          Глава 1. Строение характера.
      Определение характера, его основных черт.
Насколько мы можем себя воспитать?
Цель:  характер –  качество личности, формирующийся в течение всей жизни
Задачи  работы:
- изучить характер, характерные черты, как систему свойств личности; 
- сравнить  типы   характера, их влияние на выбор профессии
Выступая как  прижизненное образование человека, характер определяется и формируется  в течение всей жизни человека. Образ  жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной *и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив. Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности.  

      5
Понятно, что  наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, не из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже в процессе деятельности: один делает все быстро, другой медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не подумав, и только через какой-то период времени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует свои действий с учетом обстоятельств. Эти особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами, или сторонами, характера. Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения. Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера - это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями. По мнению Ю. М. Орлова, наряду с ситуациями, в которых обнаруживается определенная черта человека, ее существенной характеристикой является вероятность, что данный вид поведения в данной ситуации состоится. О черте можно говорить как об устойчивой характеристике человека, если вероятность ее проявления в определенной ситуации достаточно велика. Однако вероятность означает, что эта черта проявляется не всегда, в противном случае речь бы шла просто о механическом поведении. Такое понимание черт характера очень напоминает проявление привычки человека: в определенных условиях действовать определенным образом. Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства. Обуславливая поведение человека, черта характера в поведении и формируется. Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Действенный мотив, который приобретает устойчивость, по мнению С. Л. Рубинштейна, - в потенции будущая черта характера в ее происхождении и развитие, в мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций, действие приводит их затем в устойчивые свойства. Таким образом, формирование черты характера лежит через формирование мотивов.
      6
      Классификация черт характера
Можно выделить несколько  черт или свойств  характера:
1.     Нравственные или моральные черты - это норма поведения людей в обществе, складывающиеся из традиций, взглядов, убеждений. Они раскрывают мировоззрение человека: честный или бесчестный, правдивый или лживый, проницательный или поверхностный, коллективный или эгоист. 2.     Волевые черты характера — способность человека сознательно преодолевать трудности для достижения определенной цели: дисциплинированные и недисциплинированные, настойчивые и ненастойчивые, целеустремленные и нецелеустремленные.                          3.     Эмоциональные черты характера — добросердечный или жестокий, чуткий или нечуткий.
 4.Интеллектуальные черты характера — вдумчивый и беспечный, любознательный и пассивный.
Всё многообразие проявлений характера подразделяется на четыре группы по следующим основаниям:
    Направленность индивида, система его отношений в социуме;
    Особенности волевой регуляции;
    Эмоциональные особенности;
    Интеллектуальные особенности;
В системе отношений  человека выделяется четыре разновидности: отношение человека к обществу, к  себе, труду и продуктам труда. Отношение человека к обществу, другим людям определяет фундаментальное качество характера человека, его нравственность.
Нравственность  – моральное сознание индивида, реализуемое в его поведении, подчиненность поведении индивида социальным нормам, эталонам и ценностям. Уровень нравственности личности определяется мерой совпадения общесоциальных и  внутренне мотивационных требований к её поведению. ( И. Кант, как известно, более всего удивился двум явлениям бытия – звёздному небу над  головой и нравственному закону внутри нас.) Нравственность – свободное  самопринуждение личности к социально  адаптированному, социально ценному  поведению.
Понятие нравственности – понятие, пограничное между  социологией, этикой и психологией. В социологическом аспекте оно  связано с понятием
      7
общественных  нравов, функционированием социальных норм, регулирующих поведение социума. По своей психологической сущности  нравственность представляет собой  систему стереотипизированных форм поведения, основанных на интернализации (присвоении) социальных норм и ценностей. Нравственность личности – основной показатель её социализированности, социальной самоиндефикации. Нравственность в целом – это поведенческая культура общества. Нравственность индивида – мера его приобщения к этой культуре. Общечеловеческие стандарты нравственности отвечают объективным условиям человеческого общежития, базовым потребностям человека. Формирование нравственности связанно с культурно – историческими традициями данного общества, развития в нём нравственной идеологии, уровнём социального контроля и социальных ожиданий. В этическом плане нравственность индивида – сфера его моральных отношений с другими людьми, сфера его нравственной деятельности, классифицируется по содержанию, форме и способу межличностных отношений. По содержанию моральные отношения индивидов подразделяются исходя из их социальных обязанностей (гражданская, трудовая, семейная, профессиональная и др.). Специфические нравственные обязанности возникают по отношению к людям, находящимся в особом положении (к детям, престарелым, женщинам, больным, остро нуждающимся), к людям, с которыми индивид находится в особых отношениях ( к родителям, детям, друзьям, любимым). Ряд нравственных требований индивид обязан предъявить к себе как определённой самоценности (гордость, саморазвитие и др.). Нравственное самоусовершенствование индивида – один из основных смыслов его бытия. Система высших моральных требований личности образует его нравственный идеал. Нравственность индивида это духовое преодоление трудностей бытия.
Один из высших проявлений человеческой духовности является сострадание к другим людям (альтруизм), готовность к самоограничению и  даже самоотречению для блага  других людей. Способность к самооправданию эгоистических побуждений – одно из высших требований человеческой сущности. Категорическим императором (безусловным требованием), «золотым правилом» поведением человека является требование: относись к людям, как к самому себе; блага одних людей не могут быть оплачены страданием других людей.
      8
Принятая индивидом  система отношений к другим людям  может сводиться к четырём основным схемам.
1 «Я хороший  и все остальные люди хорошие» - ценностно – ориентировочная  схема, присущая социально адаптированным  личностям, отличающимся доброжелательностью,  высокой социальной коммуникативностью, жизнерадостностью адекватным уровнем  притязаний, психической устойчивостью  в трудовых ситуациях. Поведение  такой личности характеризуется  открытостью, честностью, последовательностью.
2  «Я плохой, а все люди хорошие» - жизненная  схема, присущая людям с пониженным  уровнем притязаний, нерешительным,  постоянно сомневающихся в своих  возможностях, проявляющим психическую  неустойчивость, в трудных ситуациях,  затруднившихся в установлении  социальных контактов. Как правило,  эти люди со слабым типом  нервной деятельности.
3 «Я хороший,  а все люди плохие» - схема,  присущая людям с завышенной  формой притязаний. Высокомерие,  эгоизм, твёрдость, переходящая в  жесткость, присвоение себе права  на исключительные поступки –  таковы отличительные черты характера  людей данной ориентации.
4 «Я плохой  и все люди плохие» - такова  позиция неисправимых пессимистов,  ожидающих от жизни одних неприятностей.  Как и предыдущий тип, этот  тип социальной ориентации порождает  конфликты личности с социальной средой. Но в отличие от третьего жизненного сценария данный сценарий ведёт не к самоутверждению, а к самодемобилизации, уходу от радостей жизни, а иногда и из самой жизни. Не надеясь на лучшее в реальной жизни, человек с такой жизненной концепцией уходит в мир грёз, бесплодных мечтаний и нереальных надежд.
У каждого человека имеется установка по отношению  к самому себе – «Я – концепция». Образ собственного «Я» состоит  из ряда компонентов: когнитивного –  образ внешности, нравственные качества, психические особенности, социальная значимость; эмоционального – самоуважение, самодовольство, самоуничтожение и  др.; притязательно – волевого желание  самоутверждения, признания достоинств другими индивидами.
Наряду с реальным «Я» существует «Я» идеальное  и «Я» динамическое, саморазвивающееся.
      9
Человек познаёт  себя во взаимодействии с другими  людьми, находящимися на различных  социально – культурных условиях. И если референтная (эталонная) для  данной личности социальная группа имеет  объективно высокий статус, то это  стимулирует личность к саморазвитию.
Человек стоит  свои жизненные стратегии, взвешивая  различные альтернативы, составляя  композиции возможных действий. Этот внутренний диалог – основной механизм саморегуляции; человек как бы смотрит  на себя со стороны, с позиции других людей. Он формирует приемлемые для  себя компромиссы, выдвигает самоопровдательные мотивы, примеряет свой внутренний мир к реальной действительности.
Однако чем  менее социализирован индивид, тем  менее мучителен его диалог с  самим собой. Этого диалога может  и не быть. И тогда индивид, по существу, перестаёт быть человеком. Отсутствие внутренней жизни, системы  критических самооценок, нищета духа, крайний примитизм при санкционировании ответственных решений – таков  уровень самосознания большинства  злостных преступников. Внешние действия, не апробированные внутренней работой  духа, приобретает бездуховную энергетику, проявляясь в жесткости, садизме  и насилии.
У социализированной  личности возникают проблемы примирения, согласования внутреннего и внешнего мира. Как согласовать преданность  своим принципам с противоречивыми  требованиями жизни? В этих ситуациях  и проявляется характер человека – его твёрдость и пластичность, гражданское мужество и толерантность.
Отношение личности к труду и другим видам деятельности обусловливает трудолюбие, преодоление  трудностей в работе, добросовестность и др. Эта группа отношений также  включает в себя склонности, призвание  и талант как характерологические  качества личности. К негативным качествам  данной группы относятся тунеядство, лодырничество, бродяжничество и др.
Отношение к  вещам как к продуктам человеческого  труда выражается в аккуратности, бережливости и др. В этой группе некоторые качества характера носят  криминогенный характер: корыстность, жадность, безмерное потребительство, неудержимое влечение к стандартам «роскошной жизни».
Волевые черты  характера – устойчивые индивидуально  – типологические особенности сознательной регуляции поведения. Наиболее существенна
      10
 способность  индивида в трудных, конфликтных  обстоятельствах своевременно принимать  обоснованные решения и исполнять  их. Решительность выражается также  в способности человека прекратить  выполнения действия при изменении  обстановки, когда оно перестаёт  быть целесообразным.
Противоположное качество – нерешительность, проявляющаяся  в излишних колебаниях, затягивания  принятия решения или излишней поспешности  решения, когда человек стремится  избежать напряжения, связанного с  борьбой мотивов.
Особенно важны  такие качества человека, как выдержка и самообладание – способность  индивида контролировать своё поведение  в сложных конфликтных условиях, воздерживаться от ненужных действий, контролировать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать настроение, не терять присутствие  духа в трудных и даже опасных  ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания.
В жизни каждого  человека существует смелость и мужество. Противостоящие отрицательные качества – трусость, малодушие, пренебрежениями  принципами и моральными чувствами  в опасных ситуациях.      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      11
      Из истории учений о характере
 
Учение о характере  — характерология* имеет длительную историю своего развития. ''Характер'' трактуется в современной психологии далеко не однозначно и существует множество определений ''характера''.
В IV-III в. до н.э. Теофраст впервые дал определение понятия ''характер''. Под этим словом он понимал  следы в поведении человека оставленные  обществом. Эти следы есть свойства личности, которые приобретаются, формируются  у человека в процессе его жизни. Характер — это социальная физиология личности.  В таком же смысле термин ''характер'' употреблял Лабрюйер (XVII в.). Таким образом, уже с самого начала слово ''характер'' обозначает нечто  отражающее социально-нравственное лицо человека, и в этом значении приобрело  смысл, прямо противоположный темпераменту, обусловленному свойствами организма. В XIX в., начиная с А.Бена, характер стали понимать в чисто психологическом  плане — как индивидуальные особенности  интеллекта, чувства и воли (А.Бен), либо чувства и воли (Рибо), либо только воли (П.Ф. Лесгафт).  В XX веке под характером стали понимать не особенности отдельных  областей психики, а свойства целостной  личности. Эти свойства понимали как  склонности и отношения (В.Штерн), или  как основные побуждения (Л.Клагес), или как склонности и отношения (А.Ф. Лазурский). Наибольшее значение в  борьбе материализма и идеализма  имел вопрос о наследственном и приобретенном  происхождении характера. И Кант (XVIII в.) считал характер, в отличие  от темперамента, приобретенным. Однако при описании индивидуальных особенностей он не различал врожденных и приобретенных  свойств. Рибо понимал характер как  наследственно обусловленный. Малапер, Фулье и другие различали в  характере и наследственные, и  приобретенные свойства. Полан утверждал, что характер целиком определяется условиями жизни. Борьба этих взглядов продолжается вплоть до нашего времени.
Одной из наиболее древних попыток прогнозирования  поведения человека
является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы
предсказания  судьбы и характера человека получили название - гороскопов.
Не менее популярны  попытки связать характер человека с его именем. Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика* Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия*.  Графологические* сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между рядами фактов - особенностями почерка и характером. 

          12
1.4. Типы характера и их влияние на выбор профессии 

В мировой психологической  науки нет единой типологии характеров, но подавляющее большинство психологов исходили из следующих основных общих  идей:
А) довольно рано сформировались, характер человека проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психологическое образование;
Б) входящие в  характер сочетания черт не являются случайными. Они в совокупности представляют системы, чётко различимые по типам, что и позволяет строить типологию  характеров;
В) в соответствии с типологией характеров большинство  людей может быть разделено на определённые группы. Наиболее известны следующие типологии характера:
1) Конституционные теории, связывающие особенности характера с внешним видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др.).
2) Акцентуальные  теории, связывающие особенности  характера его акцентуацией –  чрезмерной выраженностью отдельных  черт характера и их совокупностей,  представляющей крайние варианты  психической нормы, пограничные  с психопатиями ( Леонгард, Личко и др.).
3) Социальная  типология характеров, в основе  которой – отношение человека  к жизни, обществу, моральным ценностям  ( Фромм ).
Различают от 10 до 14 типов характера. Они бывают гармоничными и дисгармоничными.
Гармоничные типы характера характеризуются достаточным  развитием основных черт характера  без выделения, обособления, без  преувеличения в развитии каких-то одних черт.
Дисгармоничные  — проявляются с выявления разных черт характера и получили название акцентированные или акцентуированные. У 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены, что происходит ''перекос'' характера, акцентуация характера*, в результате ухудшается взаимодействие с людьми, появляются однотипные затруднения и
          13
конфликты. Выраженность акцентуации может быть различной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни —  психопатии. Психопатия — болезненное  уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения  с окружающими людьми. Но в отличие  от психопатии акцентуации характера  проявляются не постоянно, с годами могут совершенно сгладиться, приблизится  к норме. Акцентуации характера  чаще всего встречаются у подростков и юношей (50-80%), чем у взрослых, поскольку именно эти периоды  жизни наиболее критические периоды  для формирования характера, для  проявления своей неповторимости, индивидуальности. Затем акцентуации могут сглаживаться или, напротив, усиливаться, перерастая в неврозы или психопатию
Рассмотрим четырнадцать дисгармоничных (акцентуированных) типов характера и опишем их положительные и отрицательные качества, которые могут отражаться на профессиональной деятельности человека.
1.Гипертимный тип -  таких людей характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди. Отличается почти всегда хорошим настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущий энергией, неудержимой активностью. Стремится к лидерству, авантюрам. Необходимо сдержанно относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке своих возможностей. Черты привлекательные для собеседников: энергичность, жажда деятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм. 
 Вместе с  тем, они легкомысленны, раздражительны, трудно переносят условия жесткой дисциплины, вынужденное одиночество.
Для окружающих людей в нем не нравится: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к возложенным  на него обязанностям, раздражительность  в кругу близких людей.
Конфликт возможен при монотонной работе, одиночестве, в условиях жесткой дисциплины, постоянных нравоучений. Это приводит к тому, что у этого человека возникает  гнев. Такой человек хорошо себя проявляет в работе, связанной  с постоянным общением. Это: организаторская  деятельность, служба быта, спорт, театр. Для него характерно часто менять профессии и работы.
      14
2.Дистимный тип. Противоположность первому типу: серьезный, пессимист, добросовестны, преданы в дружбе. Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность в меру пассивны и медлительны. Эти люди тяготятся шумными обществами, с сослуживцами близко не сходятся. Они ведут замкнутый образ жизни, в конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Они очень ценят тех людей, которые дружат с ними и склонны им подчиняться.  
Окружающим нравится их серьезность, высокая нравственность, добросовестность и справедливость. Но такие черты, как пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, ''отрыв от коллектива'', отталкивают  окружающих от знакомства и дружбы с ними.  
Конфликты наблюдаются  в ситуациях, которые требуют  бурной деятельности. На этих людей  смена привычного образа жизни оказывает  отрицательное воздействие. Эти  люди хорошо справляются с работой, в которой не требуется широкий  круг общения. При неблагоприятных  условиях проявляют склонность к  невротической депрессии. Эта акцентуация  возникает чаще всего у лиц  меланхолического темперамента.
3.Циклоидный тип. Им свойственны частые периодические смены настроения. Во время душевного подъёма они ведут себя по гипертивному типу, спада – по дистимному. В период спада обостренно воспринимают неприятности. Эти частые смены душевного состояния утомляют человека, делают его поведения малопредсказуемым, противоречивым, склонным к смене профессии, места работы, интересов. Люди с таким типом акцентуации имеют очень изменчивое настроение, словоохотливость, повышенную отвлекаемость на внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отражение во влюбчивости. Такие черты, как альтруизм, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств и привязанность к друзьям, нравятся собеседникам. Но чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию являются не лучшими их чертами. Неудачи и горестные события воспринимаются трагически, имеют склонность к невротической депрессии. Их среда существования — это сфера искусств, художественные виды спорта, профессии, связанные с близостью природы.
4.Педантический тип. Этим людям характерны добросовестность и аккуратность, надёжность в делах, но в тоже время они способны изводить окружающих чрезмерным формализмом и занудливостью, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью. Для окружающих они привлекательны добросовестностью, аккуратностью, серьезностью,
      15 
надежностью в  делах и в чувствах. Но таки люди имеют ряд отталкивающих черт характера: формализм, ''крючкотворство'', ''занудливость'', стремление переложить принятое решение на других. Конфликты возможны в ситуации личной ответственности за важное дело, при недооценке их заслуг. Они склонны к навязчивости, психастении. Для этих людей предпочтительны профессии, не связанные с большой ответственностью, ''бумажная работа''. Они не склонны к перемене места работы. 
5.Демонстративный тип. Они артисты, обходительны, их мышление и поступки не ординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к людям. Вместе с тем, такие люди эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в работе, тщеславны.
 Этот человек стремится быть в центре внимания и добивается своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Он легко забывает о своих неблаговидных поступках. У него выражена высокая приспособляемость к людям. Этот человек привлекателен для окружающих обходительностью, упорством, целенаправленностью, актерским дарованием, способностью увлечь других, а также своей неординарностью. Он имеет черты, которые отталкивают от него людей, и они способствуют конфликту: эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, склонность к интригам, отлынивание от работы. Конфликт с таким человеком происходит при ущемление его интересов, недооценки заслуг, низвержения с ''пьедестала''. Эти ситуации вызывают у него истерические реакции.
6.Экстравертированный тип. Их побуждает к деятельности и заряжает энергией внешний мир. Не любят уединенных размышлений,  нуждаются в поддержке и одобрении людей. Общительны, имеют много друзей. Легко внушаемы, подвержены влиянию. Охотно развлекаются, склонны к необдуманным поступкам.
К. Юнг предложил  классифицировать характеры в зависимости  от принадлежности к экстравертированному и  интравертированному типу.
7.Интровертированный тип. Они ориентированы на свой внутренний мир, поэтому мало контактны, склонны к одиночеству и глубокомыслию, замкнутостью, не терпят вмешательства в их личную жизнь. Сдержанны, редко вступают в конфликты. Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя перестроиться.  Им свойственна повышенная ранимость, но они ничего не рассказывают про себя и не делятся своими переживаниями. Даже к своим близким людям они относятся
      16
холодно и сдержанно. Их поведение и логику часто не понимают окружающие. Эти люди любят одиночество и предпочитают находиться в уединении, чем в шумной компании. В конфликты вступают редко, только при попытке вторгнуться в их внутренний мир. Они разборчивы в выборе супруга и заняты поисками своего идеала. У них сильно выражена эмоциональная холодность и слабая привязанность к близким. Окружающим людям они нравятся за сдержанность, степенность, обдуманность поступков, наличие твердых убеждений и принципиальность. Но упорное отстаивание своих нереальных интересов, взглядов и наличие своей точки зрения, резко отличающейся от мнения большинства, отталкивают от них людей.
8.Садо – мазохисткий тип. Стремясь устранить причины своих жизненных неудач, такие люди склонны к агрессивным действиям. Люди – мазахисты стараются стараются взять вину на себя, и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Люди – садисты ставят людей в зависимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, причиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждения.
9.Конформисткий тип. У таких людей ни когда ни бывает не собственного мнения, ни собственной социальной позиции. Они безприкословно подчиняются обстоятельствам, требованиям социальной группы, быстро и без проблем меняют свои убеждения. Это тип сознательных и бессознательных приспособленцев.
10.Мыслительный тип. Эти люди больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить всё до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание.
11.Чувствительный тип. Люди такого плана отличаются повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает, раним и глубоко переживает малейшие неприятности. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место другого, с удовольствием оказывают помощь даже во вред себе. Всё принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности. Он чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще всего печальное настроение. Он предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова. В конфликты вступает редко и играет в них пассивную роль. Обиды не выплескивает наружу, а
      17
 предпочитает  держать их в себе. Окружающим  нравится его сострадание, жалость,  выражение радости по поводу  чужих удач. Он очень исполнителен  и имеет высокое чувство долга. Такой человек обычно бывает хорошим семьянином. Но крайняя чувствительность, слезливость отталкивают от него окружающих. Конфликты с близким человеком, смерть или болезни он воспринимает трагически. Ему противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей. Наиболее значительные результаты он достигает в сфере искусства, медицины, воспитания детей, уходе за животными и растениями.
12.Возбудимый  тип. У этих людей повышенная раздражительность склонность к агрессии, несдержанность, угрюмость, занудливость, но возможны льстивость, услужливость, склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленность в беседе. Они активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. Вне приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны и проявляют любовь к детям. Окружающим не нравится их раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки ярости и гнева с рукоприкладством, жестокость, ослабленный контроль над влечением. На этих людей хорошо воздействует физический труд, атлетические виды спорта. Им необходимо развивать выдержку, самоконтроль. Из-за неуживчивости они часто меняют место работы.
13.Застревающий тип. Люди с таким типом акцентуации ''застревают'' на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обид и ''сводят счеты'' со своими обидчиками. У них наблюдается служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам. В конфликте чаще всего бывают активной стороной и четко определяют для себя круг друзей и врагов. Проявляют властолюбие. Собеседникам нравится их стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие, устойчивые взгляды. Но в то же время у этих людей есть черты, которые отталкивают окружающих: обидчивость, подозрительность, мстительность, самонадеянность, ревнивость, честолюбие. Конфликт возможен при задетом самолюбии, несправедливой обиде, препятствии к достижению честолюбивых целей.
14.Тревожный тип. Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным настроением, робостью, боязливостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомневаются в правильности своих действий. В конфликты вступают редко и
      18
играют пассивную  роль. Конфликты возможны при ситуации страха, угрозы, насмешек, несправедливых обвинений. Окружающим нравится их дружелюбие, самокритичность и исполнительность. Но боязливость, мнительность, служат подчас мишенью для шуток. Таким людям нельзя быть руководителями, принимать ответственные решения, так как им свойственно бесконечное переживание, взвешивание.
У экстравертов мыслительного типа совокупность их жизненных проявлений находится  в зависимости от их интеллектуальных выводов, но любое суждение строится на критерии, полученном из внешних  условий (традиции и образования). Мыслители  – экстраверты становятся государственными деятелями, адвокатами, почётными академика  и удачливыми антрепрерами. У экстравертов чувствующего типа их чувства согласуются с общепринятыми оценками и переживаниями, находятся под сильным воздействием традиционных ценностей. Например экстраверт этого типа будет воспринимать нечто как «прекрасное» или «хорошее» не из – за субъективной, личной оценки, а потому, что другие так считают. Экстравертивного ощущающего типа притягивают те объекты (люди, ситуации), которые возбуждают сильные ощущения. Результатом оказывается мощная сенсорная связь с внешним миром. Этот тип ориентирован на конкретное наслаждение «реальной жизнью», жизнью» на полную катушку». Лиц такого типа можно встретить среди редакторов, атлетов, бизнесменов, вообще преуспевающих людей. Для экстраверта интуитивного типа характерна способность воспринимать во внешнем мире то, что происходит «за сценой» событий, угадывать то, что скрыто «за личиной» человека, видеть скрытые новые возможности. Но у него отмечается недостаток способности к суждению, и он редко реализует способности сам. Зачастую он начинает дело с нуля и оставляет его на пороге успеха; следовательно, другие пожинают урожай, посеянный им.
Интровертный  мыслительный тип склонен быть теоретиком, но его мышление зависит от обще принятых традиций и идей, он следует  своим идеалам и критериям. В  поиске своих идей упрям, неподатлив к внешнему влиянию. Однако наивен, доверителен и беспомощен в личных вопросах (этакий « рассеянный профессор»).  Интровертный чувствующий тип отдаёт себя полностью субъективно ориентировочному чувству, не прислушиваясь к фактам, логике событий. Люди данного типа не блистают и не стремятся обнаруживать самих себя. Их чувства глубоки и не редко иррациональны. Они склонны избегать вечеринок и собраний, они молчаливы и труднодоступны.                    19
Интровертный  ощущающий тип руководствуется  тем, что есть, что видимо и слышимо, что происходит, а не логическими  настроениями. Внутренние реакции на внешние впечатления глубоки, но внешняя реакция возникает с  задержкой. Про людей этого типа говорят, что они, услышав утреннюю шутку, начинают смеяться в полночь. Настроенные на то, чтобы здесь  и теперь, на то, что есть, индивиды этого типа испытывают огромные трудности, пытаясь вообразить, что могло  быть.
Интровертный  интуитивный тип обладает интуитивной  способностью проникать в будущее, но его интуиция направлена не на объективную  реальность, а на субъективный психический мир. Такие люди не редки среди шаманов, пророков, поэтов и художников. Они мало озабоченны телесным существованием и зачастую погружены в бесплодные фантазии.
Полезно иметь  в виду, что сложность и многообразие человеческой личности не умещается  даже в эту пространственную типологию. Было бы тоже ошибочным недооценивать  предрасположенность каждого из нас к каждому либо типу или  одновременно нескольким (совместным друг с другом) типам. Поэтому ознакомление с типологией характеров позволяет  полнее использовать свои собственные  сильные стороны, нейтрализовать (по возможности) слабые, а также помогает «подобрать ключ» к другим людям, поскольку приоткрывает скрытые механизмы человеческих решений и поступков.  
  В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характеров, деления их  на  типы. Основания для типизации, как правило вводятся исследователем или заинтересованным лицом для того, чтобы в соответствии с имеющейся задачей разделить людей на группы по преобладающим качествам.  Так сходные характеры могут наблюдаться у людей имеющих доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственно делят характеры на типы: волевой (активный, целеустремленный, деятельный); эмоциональный (действующий под
влиянием порыва, переживаний) ; рассудочный (оценивающий  все с точки зрения разумности). 

   
 
 
   20 

         Глава 3      Заключение              
                  
Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Анатомо-физиологические задатки не предопределяет абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности.
Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся
личность. Человек  способен подняться над своим  характером, способен изменить его, поэтому, года говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой “Такой уж у меня характер”).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Характерными можно  считать не все особенности человека, а только существенные
и устойчивые.
                               СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРА                              
     Выступая как прижизненное образование человека, характер)
определяется и  формируется в течение всей жизни  человека. Образ жизни включает
в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по
мере того, как  формируется определенный образ  жизни человека, формируется Я,
сам человек. Большую  роль здесь играют общественные условия и конкретные
жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на
основе его природных  свойством в результате его деяний и поступков. Однако
непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню
развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда,
трудовой коллектив  и пр.). В зависимости от того, какая  группа является для
личности референтной  и какие ценности поддерживает и  культивирует в своей
среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты
характера также  будут зависеть от позиции индивида  в группе, от того как  он
интегрируется в  ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются
наиболее благоприятные  возможности для становления  лучших черт характера. Этот
процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив,
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния,
составляет жизненную  направленность личности, т.е. ее материальные и
духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность
личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной
активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для
него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его
действий,  которые  он себе ставит.
Решающим для  понимания характера является взаимоотношение  между общественно и
личностно значимым для человека каждом обществе имеются  свои важнейшие и
существенные, задачи. Именно на них формируется и проверяется  характер людей.
Поэтому понятие  «характер» относится в большей  степи к отношению этих
объективно существующих задач. Поэму характер — это не просто любое,
проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто
упрямством), а  направленность на общественно значимую деятельность. Именно
направленность  личности лежит в основе единства, цельности, силы характера.
Обладание целями жизни — главное условие образования  характера.
Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или  разбросанность целей.
Однако характер и направленность личности — это  не одной то же, добродушным и
веселым может  быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек
с низкими, нечистоплотными  помыслами. Направленность личности накладывает
огромный отпечаток  на все поведение человека. И хотя поведение определяется
не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой- системе всегда
что-то выдвигается  на первый план, доминируя в ней, придавая характеру
человека своеобразный колорит.
В сформировавшемся характере ведущим компонентом  является система убеждения.
Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его
непреклонность  в достижении поставленных целей, уверенность  в справедливости
и важности дела, которое  он выполняет. Особенности характера тесно связаны с
интересами человека при том условии,  что  эти  интересы устойчивые и
глубокие. Поверхностность  и неустойчивость интересов нередко  сопряжены с
большой подражательностью, с недостатком самостоятельности  и цельности.,
личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность  интересов
свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости  личности. Сходство
интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди
рационализаторов  можно обнаружить людей веселых  и грустных, скромных и
навязчивых, эгоистов и альтруистов.
Показательными  для понимания характера могут  быть также привязанности и
интересы человека, связанные с его досугом. Они  раскрывают новые особенности,
грани характера: например, Л.Н.Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П.Павлов
— городками, Д.И.Менделеев  — чтением приключенческих романов. Доминируют ли
у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не
только помыслы  и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не
менее важно и  соответствие действий человека поставленным целям, так как
личность характеризуется  не только тем, что она делает, но и тем, как она это
делает. Характер возможно понять только как определенное единство
направленности  и образа действий.
Люди со сходной  направленностью могут идти совершенно разными путями к
достижению целей  и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это
несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера,
обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются  в ситуации выбора
действий или  способов поведения. С такой точки  зрения в качестве черты
характера можно  рассматривать степень выраженности у индивида мотивации
достижения —  его,  потребности в достижении успеха. В зависимости от этого
для одних людей  характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление
инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и  т.д.), в то
время как для  других более характерно стремление просто избегать неудач
(отклонение от  риска и ответственности, избегание  проявления активности,
инициативы и т.д.).
    

ОСНОВНОЙ  ПРИНЦИП КЛАССИФИКАЦИИ  ЛИЧНОСТЕЙ

 
А.Ф. Лазурский (12.04.1874-12.03.1917)
Идеальной классификацией должна считаться такая, которая  в каждом из своих
типов давала бы не только субъективные особенности данного  человека, но также
его мировоззрение  и социальную физиономию, поскольку  они состоят в связи с
его характером. Предлагаемая здесь попытка, нисколько не претендующая  на
совершенство или  законченность, является тем не менее  шагом именно в этом
направлении.
В основу классификации  положен принцип активного приспособления личности к
окружающей среде, при этом понятие “Среды” берется  в самом широком смысле
этого слова, включая  сюда, не только вещи, природу, людей  и человеческие
взаимоотношения, но также идеи, духовные блага, эстетические, моральные и
религиозные ценности и т.п. Последовательное применение упомянутого основного
принципа к психологии отдельных человеческих индивидуумов приводит к
установлению двух важнейших подразделений: по психическому уровню - на три
последовательно повышающихся уровня и по психическому содержанию - на целый
ряд различных  типов и их разновидностей.
Такое двойственное деление прямо и всецело вытекает из упомянутого выше
основного принципа, вполне соответствуя способам роста  и духовного развития
каждой отдельной  человеческой личности. Приспособление человека к окружающей
среде может быть более или менее полным, глубоким и всесторонним, причем
степень и объем  этого приспособления определяются с одной стороны,
благоприятными  или неблагоприятными внешними условиями, а с другой ( и это
самое важное)- тем  прирожденным  запасом физических и духовных сил, который в
общей совокупности носит название “степени одаренности”.  В то время как
бедно одаренные  индивидуумы обычно всецело подчиняются  влияниям Среды,
ограничиваясь, в  лучшем случае, чисто пассивным приспособлением  к ее условиям
и требованиям, натуры богато одаренные стремятся, наоборот, активно
воздействовать  на окружающую  их жизнь, приспособляя и переделывая ее
сообразно своим  запросам и стремлениям; начиная, подобно  более примитивным
натурам, с подражания и пассивного приспособления, они  затем, по мере своего
духовного роста, превращаются постепенно в творцов  и преобразователей жизни.
Если деление  по психическим уровням выражает собой степень активности
приспособления  личности  к окружающей среде ( или, на более высоких уровнях,
степень приспособления Среды к собственным запросам и стремлениям личности),
то не следует  забывать и того, что само это  приспособление может идти
различными путями в зависимости от чисто качественных различий между
отдельными человеческими  индивидуумами.  Различия эти обуславливаются, прежде
всего, тем, что  ни одного человека нельзя встретить  совершенно одинакового
развития всех отдельных психических функций  или способностей.
Само собой разумеется, что в зависимости от различий темперамента и характера
крайне различны будут также и те пути и способы, какими человек воздействует
на окружающую жизнь, стремясь так или иначе  приспособиться к ней; и вот эти-
то именно индивидуальные различия в реакции индивидуума  на окружающую среду и
лежат в основе того, что называют делением личностей  по их психическому
содержанию.
    

ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ХАРАКТЕРЕ

 
Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было
установление типов  характера и их определения по его проявлениям с целью
прогнозировать  поведение человека в различных  ситуациях. Так как характер
является прижизненным образованием личности, большинство  существующих его
классификаций исходят  из оснований, являющихся внешними, опосредованными
факторами развития личности.
Практически, все  гороскопы составляются одинаково: общепринятый временной
период разбивается  на определенные интервалы, каждому  из которых
присваивается определенный знак, символ. Описание характера человека дается
через призму различных  свойств этого символа. Однако характеры людей,
родившихся в  одно и то же время, по разным гороскопам оказываются различными.
Так, например, в  соответствии с гороскопом друидов, проводящих связь
человеческих характеров с деревьями, человек, родившийся в  интервале с 22
декабря по 1 января, является яблоней. Согласно гороскопу яблоня редко
бывает высокой, много в ней симпатичного, много  обаяния, сердечности. Внушает
мысль о любви, даже когда сама о ней и не думает. По астрологическим знакам
Зодиака человек, родившийся в период с 22 декабря  по 20 января — Козерог. По
данному гороскопу  это предполагает упрямый характер, наиболее стойкий,
выносливый, скрытый, тайно самолюбивый. Живет реальной действительностью,
преодолевая неприятности и препятствия. Восточные гороскопы устанавливают
12-годичные циклы,  каждый из которых проходит под знаком какого-нибудь
животного. Человек, рожденный в определенном году, получает ряд врожденных
свойств, в соответствии с которыми и складывается его характер. Однако
сравнение характеристик  аналогичных животных в японском или, скажем,
китайском гороскопах также существенно различается.
Не менее популярны  попытки связать характер человека с его именем. В
последнее время  эта ветвь характерологии получила новый импульс развития.
Теоретики данного  направления считают, что определяющее влияние имени
человека на его  характер вызвано следующими факторами. С одной стороны,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.