На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Гештальттерапия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Фриц (Фредерик Соломон) Перлз родился 8 июля 1893 года в Берлине в еврейской  семье среднего достатка. Его отец Натан был коммивояжер, торговавший  винами, а мать Амелия – верующей еврейкой. Семейная обстановка в доме Перлза складывалась не лучшим для  него и двух его сестер образом – родители постоянно ссорились между собой, нередко Фредерик становился объектом рукоприкладства. Поэтому отношения с родителями у Фредерика были сложными – он постоянно враждовал с ними, достаточно резко высказывался в адрес отца. В школе Фредерик учился не слишком усердно и даже был однажды оттуда исключен, однако потом школу он все же закончил. В общем, еще в детстве Фредерик был бунтарем. В будущем он станет бунтарем в психотерапии, усомнившись в истинности идей психоанализа.
      В 1913 году Фредерик поступает на медицинский факультет Фрейбургского университета, затем продолжает свое обучение на медицинском факультете Берлинского университета. Во время Первой мировой войны Перлз служит военным врачом.
      В 1918 году он возвращается с фронта и вступает в Берлинское Богемское общество, а в 1921 заканчивает медицинский факультет с ученой степенью доктора наук, получив специализацию по психиатрии. В 1926 году он работает в институте военных мозговых травм с Куртом Гольжштейном. Из сотрудничества с ним появляются идеи целостности человека, так называемый холистичный подход в будущей гештальттерапии.
     В «идеологическом» плане гештальттерапия чаще всего относится специалистами к гуманистическому направлению в психотерапии, хотя это, прежде всего синтетический подход к пониманию поведения и к путям его изменения.
     В гештальттерапии при всей её формальной теоретической недоработанности можно  увидеть и ряд психоаналитических идей (например, рассмотрение процесса осознавания вытесненного и как  пути работы с симптомами, и как общечеловеческой ценности); и бихевиориальный принцип рассмотрения поведения как одной из немногих основных реальностей, с которыми мы можем иметь дело; и феноменологический, экзистенциальный, по сути, знаменитый принцип Ф. Перлза «здесь и теперь» с целой мини-философией, стоящей за этим принципом. По сравнению со всеми остальными известными подходами гештальттерапия отличается необыкновенной целостностью и законченностью в процессуальном плане.
     Провозглашенный Перлзом холизм в отношении к психическому проявился и в его теории психотерапевтической практики, несмотря на то, что с процессуальной точки зрения в техниках гештальттерапии можно увидеть и методы психодрамы (проигрывание и отреагирование внутренних конфликтов, например), и практики дзэн-буддизма (отказ от интеллектуализации и концентрация на осознавании актуального потока ощущений).
     Перлз отдавал решительное предпочтение групповой психотерапии по сравнению  с индивидуальной, и основной ценностью  для него была гуманистически понимаемая ценность личностного роста во взаимодействии со своим бессознательным и с чувственным опытом других людей.
     Перлз неоднократно указывал на то, что большинство  людей считают, что объяснение –  это то же самое, что и понимание, но между тем и другим есть большая разница. Средний человек, воспитанный в атмосфере внутренних конфликтов, утратил целостность. Чтобы восстановить её, ему нужно преодолеть дуализм своего мышления, своего языка. Он привык мыслить противоположностями: инфантильность – зрелость, физическое – психическое, организм – среда, как будто это действительно противостоящие друг другу сущности. Единство мировосприятия, способное растворить этот дуализм, глубоко спрятано, но не разрушено и может быть с полным успехом восстановлено.
     Одна  из популярных тем в теории психотерапии сейчас – тема ассимиляции. Гештальттерапевты заявляют, что они равным образом принимают «фрейдовский и парафрейдовский психоанализ, райнхианскую теорию «панциря», семантику и философию». Осознавание, по мнению теоретиков гештальттерапии, характеризуется:
     - контактом, 
     - чувствованием, 
     - возбуждением,
     - образованием гештальта. 
     В ранних работах Перлза предполагалась следующая теория. В борьбе за выживание  наиболее значимая потребность становится фигурой и организует поведение индивида, пока не находит своего удовлетворения, после чего она отступает в фон, уступая место следующей, теперь наиболее важной потребности. Эта смена доминирующих потребностей создает для здорового организма наилучшие условия для выживания. В обществе же такого рода доминирующие потребности это, например, мораль, идеология, предрассудки и т.п., часто мешают собственной тонкой саморегуляции человеческого организма и вызывают хроническое нездоровое напряжение.
     Так, представления невротика о способе выживания в его окружении, каким бы нелепым оно не казалось со стороны, заставляют его постоянно напрягаться, строить особым образом своё поведение, защищаться и т.п. Это его доминирующая потребность, но она уже лишена необходимого уровня возбуждения и превратилась в привычку, а он уже «забыл», когда, как и в ответ на что она у него появилась. Поэтому все его старания «не делать этого» обречены, оставаться только стараниями; привычка должна стать полностью осознанной, заново вызывающей возбуждение потребностью, чтобы человек вернул себе способность справляться с незаконченными ситуациями.
     Поэтому гештальттерапевты подчеркивают, что  вместо того чтобы погружаться в  бессознательное, они работают с  тем, что лежит на поверхности. При  этом не следует забывать, что-то, что лежит на поверхности, на самом деле при всей своей кажущейся простоте и незначимости является выражением доминирующей потребности.
     Основой гештальттерапии являются положения гештальт-психологии о целостном подходе к психической деятельности, как и ко всему организму. По представлениям гештальт-психологов, в основе целостного восприятия лежит система доминирующих образов, обеспечивающих наше отношение к воспринимаемым событиям за счет выделения «фигуры на фоне», т.е. наиболее значимого образа из сложной их совокупности как доминирующего, а остальные события при этом воспринимаются как фоновые, не представляющие интереса.  
     Перлз рассматривает физиологические и психические процессы у человека в единстве как проявления человеческого бытия. На основании действий пациента можно понять, что он думает, а на основании его мыслей – что он делает или хотел бы сделать. А между уровнями мышления и действия существует промежуточная стадия игры, когда пациент бессознательно входит в разные игровые роли, а при осознании этого (возможно, при помощи терапевта) способен к интерпретациям возникающих ситуаций. И если здоровый человек интегрирует свои мысли и действия, то невротик к такой интеграции неспособен. К тому же комплексы, конфликты и «незаконченные ситуации» способствуют нарушению целостности восприятия и ощущения, что ведет к консолидации невроза.
     Перлз постулирует контактную границу  для нормального взаимоотношения  индивида со средой; эта граница  при невротизации может нарушаться путем интроэкции, проэкции, слияния, ретрофлексии и дефлексии.
     Контактная  граница – условная грань между индивидом и средой (с которой он в известных пределах тоже составляет одно целое), между индивидом и взаимодействующими с ним другими людьми. Контакт со средой также представляет собой некий гештальт, который периодически может разрушаться при прекращении контакта. Это возможно при завершении какой-либо деятельности (нормальный «уход» от контакта) либо при её прекращении без должного завершения. И тогда возникает фруст-рация и желание завершить действие, если это возможно. В противном случае такое «незавершение» (или «незаконченная ситуация») приводит к невротизации. При этом возможно закрепление в поведении таких незавершений. «Другой важный термин – «избегание».
     Понятие, с помощью которого отражаются особенности поведения, связанные со способами ухода от признания и принятие всего того, что связано с неприятным переживанием незавершенного дела». Перлз считал, что у невротика наруша-ется ориентация в нормальном ритме контакта/ухода и тогда у него возникают неадекватные контакты и уходы от контактов без завершения действия. Путь к коррекции – найти первую либо главную «незавершенную ситуацию» и отреагировать её, хотя бы символически.
     Рассматривая  состояние невротика, Перлз выделяет главные невротические механизмы и проявления. Один из них – это ритуализация поведения. Хотя ритуалы в какой-то степени свойственны всем людям, у невротиков они становятся навязчивыми. Если здоровые люди меняют своё поведение в зависимости от ситуации, то невротики оказываются ригидными, адаптивно не изменяющимися, бессмысленно увязающими в своих ритуалах (невроз навязчивых состояний).
     Невротические затруднения возникают из-за неспособности  индивида поддерживать своё равновесное  состояние в среде (т.е. равновесие между собой и миром), так что ощущаемая граница оказывается глубоко сдвинутой в сторону индивида (среда, общество давит на него). Обычно в нарушении равновесия участвуют все пять механизмов (интроэкция, проэкция, слияние (конфлуенция), ретрофлексия и дефлексия), однако какой-либо из них может доминировать. Все эти механизмы, способствующие на-рушению и прорыву контактной границы, приводят к возникновению у индивида трудностей в дифференцировании себя и других.
     Интроэкция – невротический механизм, с помощью которого индивид принимает в себя, как бы «проглатывает», нормы, установки, способы мышления которые ему вовсе не присущи. При этом контактные границы сдвигаются так глубоко внутрь индивида, что от самого индивида почти ничего не остается. Такой интроэктор идет на поводу у группы, даже если это противоречит его насущным интересам, и когда он говорит «я», то имеет в виду «они».
     Проэкция – невротический механизм, позволяющий переложить ответственность за происходящее с себя на окружение. Крайний случай проэкции можно наблюдать у параноика, который все свои беды проецирует на других людей, считая, что они его пре-следуют. На самом деле это указывает на его стремление к преследованию других людей, которое он также проецирует на них. И когда он говорит «они», надо понимать – «я».  
Но, как и интроэкция, проэкция может проявляться в не столь крайних формах, и тогда она служит для планирования, прогнозирования событий (при игре в шахматы – продумывание нескольких ходов вперед).

     Слияние – невротический механизм, делающий невозможным разделение индивида и его окружения, будь то люди или среда. Границы настолько размыты, что индивид не в состоянии отличить свои мысли, чувства, поступки от мыслей, чувств, по-ступков других людей. Когда такой индивид говорит «мы», то это может быть как «они», так и «я».
     Ретрофлексия (буквально «поворот назад») – поведение при котором индивид переносит на себя эмоции и поступки, предназначенные для других. Ретрофлектор проводит четкую границу между собой и средой, но проводит её посредине себя самого, как бы разделяя себя на две личности. При этом он пользуется местоимениями: «самому себе» или «самого себя» (например, «Я стыжусь самого себя» или «Мне нужно заставить себя сделать эту работу», как будто речь идет о двух разных людях).
     Дефлексия – уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме болтливости, ритуальности, условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций.
     Принципы  терапии.
     Проблема  невротика, как указывает Перлз, состоит не в том, что он не умеет манипулировать (это-то он умеет виртуозно), а в том, что его манипуляции направлены и на бессознательном и на сознательном уровне на поддержание и укрепление позиций своего невроза, а не освобождает от него. Перлз, в отличие от представителей ортодоксального психоанализа, считал, что при психокоррекции пациента надо опираться не на «проявленные» сферы бессознательного, а на сферу осознавания, постепенно расширяя её. При этом надо обязательно дать возможность человеку отреагировать его эмоции, прерванные по какой-то причине и вытесненные из сознания. Эта «незавершенная ситуация», часто являющаяся причиной и источником невроза, может выглядеть как классический описанный Фрейдом перенос эмоций, адресованных третьему лицу, на терапевта.
     Поэтому при незавершенных гештальтах и  возникающем переносе терапевт приобретает  черты значимой «фигуры на фоне», в результате возникает либо поддерживающая функция (при положительном переносе), которой можно воспользоваться при терапии, либо сопротивление (при отрицательном), от которого надо избавляться. Путь один – эмоциональный выплеск и завершение гештальта. При этом и положительный перенос, которым поначалу можно воспользоваться, необходимо прервать, освободив пациента от «пуповины», связывающей его с терапевтом, тем самым, способствуя его выходу из невроза и дальнейшему самостоятельному развитию.  
В процессе гештальткоррекции на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит через пять уровней, которые Перлз называет уровнями невроза.

     Первый  уровень – уровень фальшивых  отношений, игр и ролей. Это слой фальшивого ролевого поведения, привычные  стереотипы, роли. Невротическая личность отказывается от реализации своего «Я»  и живет согласно ожиданиям других. В результате собственные цели и потребности оказываются неудовлетворенными. Человек испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования.
     Второй  уровень – фобический – связан с осознанием своего фальшивого поведения  и манипуляций. Но когда клиент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является. Боится, что общество подвергнет его остракизму. И клиент стремится избегать столкновения со своими болезненными переживаниями.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.