Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговая система Казахстана

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Актюбинский Университет  имени С. Баишева 

Кафедра экономической теории и права 
 
 
 
 
 
 
 
 

курсовая  работа
          По дисциплине: Финансы 

на тему «налоговая система республики казахстан» 
 
 
 
 

                                                            Выполнил: _______________________ 
 
 

                                                            Проверил:  _______________________
                     
 
 
 
 
 
 
 
 

Астана, 2010 
 

     Содержание: 
 

     Введение

     Глава 1.Теоретические аспекты налоговой системы государства

     1.1 Сущность и функции налогов

     1.2 Классификация и виды налогов
     1.3 Необходимость налоговых реформ
     Глава 2. Современное состояние налоговой системы Республики         Казахстана

     2.1 Основы налоговой системы РК

     2.2 Современные принципы налогообложения
     2.3 Роль и функции налоговой системы в экономике Казахстана 

     Глава 3. Проблемы налоговой политики РК и пути её оптимизации 

     Заключение
     Список  использованных истоЧников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
     Налоги  возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и  появлением государства, которому требовались  средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
     Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные  денежные платежи в бюджет и государственные  внебюджетные фонды. Они взимаются  в порядке и размере, установленном  законом.
     На  Западе налоговые вопросы давно  уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
     Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
     Налоговое законодательство Республики Казахстан  основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Налогового Кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым Кодексом. Налоговое законодательство Республики Казахстан действует на всей территории Республики Казахстан и распространяется на физических лиц, юридические лица и их структурные подразделения. Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах налогообложения. К принципам налогообложения относятся принципы обязательности, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства Республики Казахстан.
     Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.
     Применение  налогов  является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -  правовой формы предприятия.
     С помощью налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий  всех форм  собственности  с  государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями
     При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия.
     Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в Казахстане система налогообложения находится в стадии совершенствования, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности казахстанской системы налогов просто необходим.
     В современных условиях, последствия мирового экономического кризиса роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики высока, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт.  
 
 
 
 
 

     Глава 1.Теоретические аспекты налоговой системы государства

     1.1 Сущность и   виды налогов

     Важнейшее место среди источников поступлений  в государственный бюджет любой  страны занимают налоги. На их долю приходится до 90% всех поступлений в развитых странах.
     Налоги  участвуют в перераспределении  национального дохода, выступают  частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые и формируют общественное содержание налогов. Это дает возможность проникнуть в их глубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу и эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства.
     Кроме общественного содержания налоги имеют  материальную основу–представляют  собой реальную сумму денежных средств  общества, мобилизируемую  государством. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Они становятся собственностью государства и используются для военно-политических и социально-экономических мероприятий.
     Налоги - это одно из основных понятий экономической науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.
     Теоретически  экономическая природа налога заключается  в определении источника обложения  и того влияния, которое оказывает  налог в конечном итоге на частные  хозяйства и хозяйство как  единое целое. Следовательно экономическую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.
     Как известно, реальный процесс налогообложения  осуществляется государством и зависит  от степени развития его демократических  форм. В свое время П.Прудон верно подметил, что " в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве".
     История свидетельствует, что налоги - более  поздняя форма государственных  доходов. Первоначально налоги назывались "auxilia" (помощь) и носили временный  характер. Еще в первой половине 17 века  английский парламент на признавал  постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что "платить налоги и умереть должен каждый". На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: "Налог - это материнская грудь, кормящая правительство."[12].
     Когда же население примирилось с налогами  и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими.
     Наиболее  известными являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.
     Теория  обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя. Государственное хозяйство питалось тогда доходами с доменов (государственное  имущество: леса, земля), поступлениями налогов "покупалась" защита правительства.
     Теория  выгоды возникла в эпоху просвещения, когда налог стал рассматриваться  как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности.
     В основе этих определений лежит представление  о договорном происхождении государства. Особое место в индивидуалистических теориях занимает классическая школа  в лице А.Смита, Д.Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. А.Смит первым исследовал экономическую природу налога с присущей ему двойственностью. С одной стороны, он считал, что государственные расходы носят непроизводительный характер. С другой стороны, можно заключить, что теория непроизводительности государственных услуг  не мешает А.Смиту признавать налог справедливой ценой за оплату услуг государству. Но А.Смит ограничивает сферу действия налога: "только расходы на общественную оборону и на поддержания достоинства верховной власти должны покрываться налогами, все остальные расходы должны оплачиваться специальными пошлинами". Похожая точка зрения на налоги была и у Д.Рикардо, который называет налог "великим злом обложения, поскольку нет налогов, которые не тормозили бы накопление и не мешали бы производству".
     Учение  о правовом государстве приводит финансовую науку к идее принудительного  характера налога и к появлению  новых теорий: теории жертвы и теории общественных потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность.
     Теория  жертвы - одна из первых теорий, которая  содержит идею принудительного характера  налога. С.Ю.Витте в лекциях, прочитанных  Великому князю Михаилу Александровичу, определял налог  как "принудительные сборы с дохода и имущества, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей".
     Теория  общественных потребностей отразила реалии последней четверти 19 - начала 20 в., обусловленные резким ростом государственных расходов и необходимостью обоснования увеличения налогового бремени. Так Ф.Нитти  определяет налог как " часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей". Теория коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения, разработанная и сформулированная неоклассиками., была полностью принята кейнсианцами с поправкой на "общественные потребности" вместо "коллективных" [2].
     В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог – это объективная экономическая категория, ее внутренняя сущность; во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической  жизни (с субъективной стороны).
     Налоги  как экономическая категория  являются исходными и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты  налогов. Объективная сущность налогов  не зависит от конкретной экономической  действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.
     Налог как экономическая категория  выражает денежные отношения между  государством, с одной стороны, и  физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в  процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости  ВНП и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке.
     Субъективная  сторона налогов (их виды, уровень  ставок и т.п) определяется внешней  средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, традиции и т.д. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам.
     Налоговые отношения структурно входят в систему  финансовых отношений, но как особый их вид имеют отличительные признаки, присущие именно налогам. Это обязательность, безвозмездность, безэквивалентность.
     Налоговая политика и налоговый механизм определяет роль налогов в обществе, которая  тесно связана с деятельностью  государства. Она находится в  постоянном движении и зависит от экономической политики государства [3]. 

     1.2 Классификация и виды налогов
     Налоги  бывают «прямыми» и «косвенными».
     Прямые  налоги взимаются государством непосредственно  с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т. п.) и стоимость  имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины).
       Косвенные налоги устанавливаются  в виде надбавок к цене  товаров  или тарифов на услуги.
     Византийская  империя была весьма изобретательной  по  части прямых налогов. Их было около двадцати: поземельный  налог, совмещенный с подушной податью, налог на рекрупгов,  на оружие для солдат и даже на взвешивание продуктов и контрольное измерение тканей. Во Флоренции Х1У столетия, ломимо таких прямых налогов, как дорожные, береговые сборы, складские и рыночные пошлины, существовал, например,  такой экзотический налог, как «витринный», который уплачивали владельцы магазинов, мастерских. Поскольку летом было  очень жарко, витрину затеняли занавеской. За это тоже надо  было платить налог. Стремление уклониться от уплаты «витринного» налога привело к поискам выразительных архитектурных деталей, способных сообщить, какие товары и услуги  можно получить в этом доме (ножницы и игла показывали,  что здесь можно купить или заказать одежду, чаша со змеей –  лекарства, башмак – обувь и т. и.).
     Способ  взимания налога, срок и сумма платежа должны определяться государством таким образом, чтобы его удобно  было платить, чтобы он был легок, а способ его начисления  позволял каждому произвести расчеты самостоятельно, не прибегая к помощи тех, кто имеет специальное образование. Во  всяком случае, эти требования относятся к прямым налогам,  связанным с размерами доходов плательщика.
     В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов  или стоимостью имущества налогоплательщиков.  Косвенные налоги выступают в трех видах: «акцизы», «фискальные», «монопольные налоги», «таможенные пошлины».
     Акцизами  облагаются, как правило, товары массового  производства (спиртные напитки, табак, соль, сахар, спички и др.),  а также  различные коммунальные, транспортные, культурные  и другие услуги, имеющие широкое распространение (телефон,  транспортные перевозки, авиа -  и железнодорожные билеты,  демонстрация кинофильмов). В большинстве развитых стран  косвенные налоги на товары и услуги внутреннего рынка обеспечивают около четверти всех налоговых поступлений в бюджет. Индивидуальные или выборочные акцизы взимаются по  твердым ставкам с единицы товара. Их плательщиками являются потребители данных подакцизных товаров и услуг.
     В большинстве стран после второй мировой войны в дополнение к индивидуальным были введены «универсальные  акцизы». Такие акцизные налоги взимаются в процентах от  валовой выручки предприятий. В нашей стране долгое время  был распространен такой универсальный налог, как «налог с  оборота». Он взимался со стоимости товаров отечественного,  производства и денежного оборота за оказываемые услуги. Реже  им облагались импортные товары потребительского назначения. Главный недостаток, который был присущ этому налогу, – повторный счет. Например, налог с оборота взимался  со стоимости железной руды многократно: когда ее добыли и  продали металлургическому комбинату, когда из металла изготовили прокат, а из проката на машиностроительном заводе  сделали трактор для крестьянского хозяйства. Другой пример:  стоимость хлопка войдет в стоимость изготовленного из него ситца и в стоимость сшитого из ситца платья. Всякий раз при  переходе из рук одного производителя в руки другого стоимость  хлопка будет облагаться налогом с оборота. Чем глубже общественное разделение труда, т. е. чем чаще переходит сырье или полуфабрикат по технологической цепочке из рук в руки,  тем больше растет цена на него не только за счет дополнительно добавленной стоимости, но и за счет повторного взимания  налога с оборота, что вздувает цену на готовый продукт, увеличивает в ней долю налога с оборота. Вот почему налог с оборота в большинстве стран был заменен налогом с продаж, а  позже – налогом на добавленную стоимость. Последний взимается с части стоимости, добавленной на каждой стадии производства или обращения, т. е. налог на приобретенные полуфабрикаты вычитается из налога на изготовленную продукцию,  разница уплачивается в бюджет. И все же налог на добавленную стоимость с его высокими, в особенности в нашей стране,  ставками ведет ко всеобщему росту цен и усиливает тяжесть  косвенного налогообложения, особенно для малообеспеченных  групп населения. Ведь в структуре их потребления доля товаров широкого повседневного спроса выше, чем в бюджете людей с высокими доходами, а акцизными налогами облагаются,  как правило, именно товары массового спроса. Ставка налога  на добавленную стоимость может быть единой для всех видов  товаров и услуг или дифференцированной по социальным или  иным признакам (например, более низкой на товары детского  ассортимента и более высокой на остромодные молодежные  товары) [6].
     Фискальные  монопольные налоги пополняют казну  за счет косвенного обложения товаров  массового спроса, производство и  реализация которых монополизированы государством. Возник этот налог из «регалии», т. е. присвоения государством исключительного права на какой-либо вид деятельности. Например, еще с петровских времен существует в России  монополия на производство спиртных напитков. Накануне антиалкогольной кампании этот вид монопольной государственной деятельности обеспечивал поступление в бюджет более  трети его суммы.
     Таможенные  пошлины – это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, т. е. пересекающие  границы  страны. Они уплачиваются всеми, кто  осуществляет  внешнеторговые операции. В зависимости от тех целей, которые преследует государство, таможенные пошлины подразделяются на «фискальные», «протекционные», «антидемпинговые»  и «преференциальные.
     Фискальные  таможенные пошлины преследуют очевидную  цель – рост бюджетных доходов, о  чем говорит  само их название.
     Политика  государства в тех случаях, когда  оно хочет защитить своих предпринимателей от иностранной конкуренции,  поддержать высокий уровень цен на их продукцию  в своей стране, называется протекционизмом. Осуществляется она с помощью  протекционных, таможенных пошлин,  защищающих внутренний рынок от проникновения импортных  товаров. Правда, такая политика может оказать «медвежью  услугу» оберегаемой от конкуренции экономике. Так, ограничение ввоза японских автомобилей на американский рынок в  ходе так называемой «автомобильной войны» привело к тому,  что автомобильная промышленность США оказалась отброшенной примерно на десятилетие от уровня современных технологий, что привело к утрате прежних позиций в конкуренции не только на мировом, но и на внутреннем рынке.
     Демпинг – это «бросовый» экспорт, т. е. продажа  товаров  на иностранном рынке  по искусственно пониженным, бросовым  ценам. Такие действия преследуют цель вытеснить конкурентов  из других стран или разорить национальную экономику той страны, в которую товары по этим ценам вывозятся. Чтобы защитить национальную экономику, государство вводит антидемпинговые пошлины, с одной стороны, с другой – старается создать условия для развития собственной экономики.
     Преференциальные (льготные) пошлины устанавливаются на какой-то определенный вид товара, во ввозе которого страна заинтересована (например, новые технологии), или  на весь импорт из той или иной страны по договору (в этом  случае, как правило, преследуются какие-то политические цели).
     Мировая практика налогообложения выработала и использует множество форм прямых и косвенных налогов. Они различаются  по объектам, источникам, формам взимания. Это позволяет учесть все многообразие возможных доходов – платежеспособность, т. е. материальное положение разных групп  населения, смягчить психологически общее бремя налогов,  более гибко воздействовать на общественное производство, его  структуру, темпы роста.
     Какой с точки зрения общества и отдельного индивида должна быть структура налогов, их шкала, кто должен их платить? На первый взгляд, кажется, что платить в бюджет (а  именно туда идут налоги) должны те; кто имеет выгоды от  правительственных программ и их осуществления. Этот принцип получил название «принципа полученных благ». Действительно, некоторые налоги так и построены. Например, налоги на благоустройство территорий, содержание автодорог: те,  кто их уплачивает, получают от этих программ разную отдачу. Хорошие дороги, полагают некоторые, выгодны прежде  всего владельцам автомобилей. В действительности же они  выгодны всем хотя бы потому, что позволяют доставлять в  регион много хороших и разных, а главное, нужных товаров.  Но если применять принцип полученных благ как основополагающий в налогообложении, то получается, что бедные  семьи должны выплачивать налоги, чтобы обеспечить благотворительные программы для малоимущих, а безработные – для выплаты им пособий. А как оценить размер выгоды, получаемой каждым гражданином от существования армии, службы национальной безопасности, развития фундаментальной науки, культуры, образования? А ведь они существуют в основном за счет средств из бюджета, т. е. за счет  налогов. Каким же должен быть принцип их взимания на эти  нужды? Может быть, «принцип платежеспособности», согласно которому больше должны платить те, чьи доходы выше,  причем как в абсолютном, так и в относительном выражении? Но и здесь не все так просто. Согласно закону Энгеля, с  ростом доходов возрастает их доля, направляемая на приобретение предметов роскоши, в то время как доля расходов на  приобретение предметов первой необходимости падает. Преимущественное налогообложение той части населения, которая имеет высокие доходы, сократит их возможности в приобретении предметов роскоши, а налоги на беднейшую часть  населения (особенно косвенные) лишат ее возможности купить самые необходимые продукты и вещи. Это значит, что средства, изъятые в виде налогов у бедных, у которых доходы и так невелики, будут большей жертвой, чем те, что изъяты у богатых. Но это вовсе не означает, что богатые с удовольствием, без ропота будут платить в бюджет больше. Вот  почему правительствам приходится применять различные по  воздействию налоги. Их можно разделить на три группы: «прогрессивные», «пропорциональные» и «регрессивные».
     Прогрессивный – это такой налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Такая ситуация складывается,  как правило, в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для разных по величине доходов. Тогда речь  идет о «предельной» налоговой ставке. Она равна приросту  выплачиваемых налогов, поделенному на прирост дохода (выражается в процентах). Предельная налоговая ставка увеличивает размер подоходного налога только в пределах каждой последующей налоговой шкалы.
     Регрессивный  налог характеризуется взиманием  более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход.
     Пропорциональный  налог забирает одинаковую часть  от  любого дохода (единая ставка для  доходов любой величины).
     Чтобы спрогнозировать воздействие налога на доходы людей, необходимо вычислить так называемый «дискреционный  доход» – часть чистого дохода потребителей, предназначенную для расходов по собственному усмотрению, которая остается после оплаты всех обязательных расходов на удовлетворение жизненных потребностей. Это значит, что для расчета из  реально получаемых семьей доходов нужно вычесть обязательные затраты на питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание, транспорт и т. д. То, что останется после вычетов  (если останется), и составит дискреционный доход. Он может вырасти или уменьшиться после введения новых (или изменения ставок уже имевшихся) налогов. Это и будет показателем реального воздействия новшеств в налогообложении на население. При таком анализе пропорциональный налог может оказаться регрессивным. Чаще всего регрессивное налогообложение связано с косвенными налогами.
     Какой бы совершенной ни казалась введенная  система налогообложения ее авторам, налогоплательщики всегда стремятся  переложить их на плечи других сограждан, т. е. если удается, заставить платить налоги других. В тех случаях, когда удается переложить уплату налогов на потребителей, говорят о  «сдвиге вперед», если на производителей – о «смещении назад». Куда именно произойдет сдвиг налогов – «вперед» или  «назад», – зависит от эластичности спроса и предложения на  товар или услугу. Продавцам легче переложить уплату налогов на покупателей, когда спрос относительно неэластичен. Если же относительно неэластично предложение, налоги легче переложить на продавцов. Однако, когда размеры налогов разумны, известно их назначение, от их уплаты, как правило, не  уклоняются. Но государство, к сожалению, далеко не всегда  заботится о популярности своих действий, особенно, если экономика неэффективна или преобладает захватническая политика. Тогда налоги могут стать непомерными, даже разрушительными, привести к социальному взрыву. Так, тяжесть налогового пресса стала одной из причин французской революции в XVIII веке, попытка ввести подушный налог ускорила  падение правительства Маргарет Тэтчер в ХХ столетии [8].
     Известны  три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет: расширение круга налогоплательщиков; увеличение числа тех объектов, с  которых взимаются  косвенные  налоги; повышение налоговых ставок и при прямом, и при косвенном налогообложении.
     Стремление  государства увеличить поступления  в бюджет  понять можно, однако уровень  налоговых ставок не должен  превышать  размера, при превышении которого их дальнейший  рост не просто теряет смысл, но отрицательно сказывается на  состоянии экономики.
     Вопрос  о размерах критического налогообложения  давно волнует политиков, ученых, практиков. Как заметил французский  философ Монтескье, «ничто не требует  столько мудрости и ума, как определение  той части, которую у подданных забирают, и той, которая у них остается». Известный английский писатель-сатирик Дж. Свифт предупреждал политиков всех времен о том, что при повышении налогов «дважды  два вовсе не означает, что окажется обязательно четыре, вполне возможно при этом получить единицу». Свифт предостерегал правительство от повышения таможенных тарифов на  шелк и вино и оказался прав: рост налогов подорвал базу  налогообложения, поступления в казну уменьшились. Адам  Смит, анализируя принципы налогообложения, отмечал важность его равномерности, точности, удобства по форме, экономности сбора, предостерегал от чрезмерной тяжести налогов.
     Исследуя  связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых  средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда  повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов  государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться.
     Следуя  этому, многие государства стараются  сделать предпринимательскую деятельность привлекательной, а налоги –  унифицированными, стабильными, легкими и гибкими. Налоговая политика в современных условиях должна обеспечивать  равновыгодность производства продуктов на предприятиях,  независимо от их принадлежности к той или иной форме собственности, стимулировать производство конкурентных видов товаров, ресурсосбережение, технический прогресс [6].
             1.3 Необходимость налоговых реформ
     Как известно, понятие "налоговая реформа" имеет несколько значений. Это и сам факт, и, в то же время, способ кардинального изменения налоговой системы, постоянное стремление к совершенствованию которой, а отсюда, - и определенная нестатичность (не путать с нестабильностью) - вполне нормальное, продиктованное самой жизнью, явление. Особенно, если речь идет о корректировке самой траектории налоговой системы, вызванной пересмотром методологических и концептуальных основ налоговой политики. Но следует иметь в виду, что если эти изменения лишь уточняют либо дополняют отдельные положения действующего налогового законодательства, включая предусмотренные им административные правила и процедуры, однако в целом оставляют его в силе, они оцениваются только как налоговые поправки.
     Обеспечение стабильности и достаточности государственных  финансов, прозрачность и устойчивость налогового законодательства, сбалансированность доходной и расходной частей бюджета являются залогом благополучия любого государства. Современная фискальная политика во многом определяется теми стратегическими задачами и приоритетами, которые стоят перед страной на каждом этапе ее экономического развития. Определяющим фактором в этих вопросах являются налоги и налоговая политика как наиболее эластичный инструмент адекватного реагирования государства на происходящие экономические процессы. Республика Казахстан планомерно проводит работу по совершенствованию налогового законодательства1.
 

Глава 2. Современное состояние налоговой системы Республики Казахстана 

     2.1 Основы налоговой  системы РК
     Налоговая система Республики Казахстан включает в себе органы налоговой службы, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и совокупность обязательных платежей в бюджетную систему в виде налогов, сборов и пошлин. Налоговая система в структурном плане состоит из следующих основных элементов.
       Совокупность финансовых отношений  и налогов, выражающих  эти  отношение. Налоговый  механизм - совокупность  методов и способов        налогообложения
     Совокупность  органов управления  и налоговых  служб.
     Налоговая система  представляет собой сложную  модель, состоящую    из различных компонентов. Для того, чтобы определить, насколько эффективно  функционирует налоговая система, ее недостатки, нерешены проблемы и наметить  конкретные предложения, необходимо изучение всех элементов налоговой системы. Данная проблема сегодня для нашей  Республики  особо  актуальна и представляет большой научно-практический  интерес. Законом Р.К. "О налоговой системе в Республике Казахстан ", принятым 25 декабря 1991 года, впервые было заложено  начало формирования налоговой системы суверенного Казахстана. Это было одним из крупных     шагов реформирования  экономики Казахстана -  Налоговая система отвечала требованиям даточных  отношений по принципу набора налогов, но  она не была способна  обеспечить бюджет необходимыми средствами.
     Были  нарушены следующие  общие  принципы налогообложения, принятые в мировой  экономике.
     1. Простота   и экономическая  нейтральность.
     2.Справедливость (необходимо, чтобы соблюдались  два вида справедливости - горизонтальная и вертикальная).
     3.Сопоставимость  налоговых ставок.
     В 1995 году Правительство Республики Казахстан  утвердило  долгосрочную   концепцию  налоговой реформы. Первым этапом    реализации  этой концепции явилось  принятие  Указа Президента Р.К.,  имеющего силу Закона. С 1 января 2009 года  в Республике действует новая налоговая система. Новая налоговая система максимально приближена к международным принципам  налогообложения.
     Налоговая система должна гибкой, т.е.  приспосабливаться  к конкретным экономическим реалиям, но в то же время стабильной, чтобы  позволить предприятиям планировать  свою хозяйственно-финансовую   деятельность. До последнего  времени наша Республика  не имела своих  законодательных актов по вопросам налогообложения, и  в целом налоговая политика также формировалась за ее пределами.
     Такая ситуация не  приемлема для самостоятельного независимого государства. Кроме того  переход к рыночной экономике  требует и соответствующую  налоговую систему [17].
     Важным  элементом налоговой системы  РК является налог на добавленную  стоимость, который заменил налог  с оборота,  действовавший до 1991 года. Изучение  функционирования налоговой  системы  в целом и по ее компонентам  показала , что она действует не совсем эффективно .
     Налоговая система и Республики Казахстан  представлена двумя видами налогов: общегосударственными и местными.
     К обще государственным налогам относятся:
     - Подоходный налог с юридических и физических лиц.
     - Налог  на добавленную стоимость.
     - Акцизы.
     - Сбор на регистрацию эмиссии ценных бумаг
     - Специальные платежи и налоги с недропользователей.
     - Социальный налог
     - Сбор на социальное обеспечение
     - Сборы на проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан
     К местным налогам относятся:
     - Земельный налог.
     - Налог на имущество юридических и физических лиц.
     - Налог на транспортные средства.
     - Сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и юридических лиц,
     - Сбор с аукционных продаж
     Действующие в Республике Казахстан налоги, сборы  и другие обязательные платежи поступают  в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом  Республики Казахстан «О бюджетной  системе» Налоги и сборы исчисляются  и уплачиваются в тенге, за исключением случаев, когда законодательными актами Республики Казахстан и положениями контрактов на  недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная  форма оплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
     Налоги  действующие на территории Республики Казахстан, подразделяются на прямые и  косвенные. К косвенным налогам  относятся налог га добавленную стоимость и акцизы. Другие налоги относятся к прямым налогам [18].
     Налоговое законодательство Республики Казахстан  основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Налогового Кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Налоговым Кодексом.
     Налоговое законодательство Республики Казахстан  действует на всей территории Республики Казахстан и распространяется на физических лиц, юридические лица и  их структурные подразделения.
     Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах налогообложения. К принципам налогообложения относятся принципы обязательности, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства Республики Казахстан.
     Налогоплательщик  обязан исполнять налоговое обязательство, налоговый агент - обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствии с налоговым  законодательством Республики Казахстан  в полном объеме и в установленные  сроки.  
     Налоговая политика - совокупность мер по установлению новых и отмене действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменению ставок, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы по налогам и другим обязательным платежам в бюджет в целях обеспечения финансовых потребностей государства на основе соблюдения баланса экономических интересов государства и налогоплательщиков.
     Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
     Система налогов – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и мировой практике являются: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенныые пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж [1].
     Налоговый механизм – понятие более объемное, чем налоговая система, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуются  налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на отношение конкретных социально-экономических задач.
     Наиболее  важную роль в налоговом механизме  имеет налоговое законодательство, а внутри него – механизм налогообложения (уровня налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).
     Посредством изменения механизма налогообложения  можно придать налоговой системе  качественно новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.