На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аудит и анализ заработной платы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Аудит и анализ заработной платы 

Введение 

Аудит - элемент рыночных отношений. Как и любой другой элемент рынка, он появляется на свет, как только у какой-либо группы участников рынка возникает потребность  в нем, возникает спрос. 

Развитие рынка  привело к тому, что собственники организаций (акционеры, пайщики, учредители), а также инвесторы, кредиторы  оказались не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все финансовые и хозяйственные операции интересующего  их экономического субъекта, часто  сложные и рискованные, соответствуют требованиям законов и правильно отражены в учете. Для этого требуются специальные знания и опыт, требуется свобода доступа ко всем документам в организации, чего заинтересованные лица бывают обычно лишены. 

Таким образом, с  одной стороны необходимость  уверенности заинтересованных пользователей  бухгалтерской отчетности в ее достоверности (поскольку бухгалтерская отчетность используется для принятия ответственных  решений), с другой стороны - отсутствие у заинтересованных пользователей  специальных знаний и опыта, свобоументации одного доступа к докрганизации, возможность необъективной информации со стороны руководства и бухгалтерии организации в конфликтных ситуациях, подверженность бухгалтерской отчетности искажениям вследствие действия неизбежных факторов (субъективность составителей, неоднозначность интерпретации нормативных актов и т. д.) привели к возникновению института независимых высококвалифицированных специалистов-аудиторов, мнению которых по достоверности бухгалтерской отчетности организации заинтересованные пользователи могли бы доверять. 

Чтобы сохранить  свои позиции на рынке в условиях жесткой конкуренции, руководству  для принятия управленческих решений  требуется достоверная информация о состоянии доходов и расходов предприятия. В состав затрат организаций  входя не только материальные ценности, но и расходы на оплату труда. В  настоящее время среди всех расходов предприятия доля затрат на оплату труда занимает ведущее место. Кроме  того, процесс учета расчетов по оплате труда объемный и трудоемкий, поэтому могут быть значительные расхождения с нормативными документами, допускаться арифметические и другие ошибки, злоупотребления. В связи  с этим роль аудита оплаты труда  имеет важное значение для эффективной деятельности предприятия. 

Целью данной работы является установление соответствия применяемой  в ООО «Полисиб-2001», основным видом  деятельности которой является изготовление сборной мебели для кухонь, методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетам с персоналом действующим в Российской Федерации нормативным документам за 9 месяцев 2003 года.  

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 

·                    рассмотреть основные формы и  системы оплаты труда;  

·                    оценить существующую в организации  систему расчетов с персоналом и  ее эффективность; 

·                    оценить состояние синтетического и аналитического учета операций по оплате труда в проверяемом  периоде; 

·                    оценить полноту отражения совершенных  операций в бухгалтерском учете; 

·                    проверить соблюдение организацией налогового законодательства; 

·                    проверить соблюдение организацией законодательства по расчетам с внебюджетными  фондами по социальному страхованию.
  

1. Значение аудита  и анализа расчетов по оплате  труда 

1.1 Системы и формы  оплаты труда в рыночных условиях 

Заработная плата  начисляется в зависимости от принятых на предприятии форм оплаты труда. Труд работников оплачивается повременно, сдельно или по иным системам платы  труда. Оплата может производиться  за индивидуальные и коллективные  результаты работы. 

В настоящее время  традиционными формами оплаты труда  являются повременная и сдельная, довольно широко используемые в  практике предприятий. Вместе с тем, если раньше превалировала оплата по сдельными системам, то сейчас на частных (малых) предприятиях все больше используется повременная оплата (окладные системы) [32, с. 233]. 

При повременной  форме оплаты труда заработная плата  начисляется за фактически отработанное время на основании табелей учета  рабочего времени согласно окладам, утвержденным в штатном расписании.  

При сдельной форме  оплаты труда заработная плата работнику  начисляется за фактически выполненную  работу на основании нарядов и  действующих ставок.  

Учет использования  рабочего времени ведется в табелях  учета использования рабочего времени, в годовых табельных карточках  и т. п. Каждому работнику при  приеме на работу присваивается табельный  номер, который в дальнейшем проставляется  на всех документах по учету личного  состава, выработки и заработной платы. B случаях увольнения или перевода на другую работу его табельный номер, как правило, не может присваиваться другому работнику в течение одного-двух лет.  

При оплате труда  рабочих могут применяться тарифные ставки, оклады, а также бестарифная  система. Должностные оклады устанавливаются  администрацией предприятия  в соответствии с должностью и квалификацией  работника. Предприятия могут устанавливать  для руководителей, специалистов и  служащих иной вид оплаты труда (в  процентах от выручки, в долях  от прибыли и другие) [3, с. 135].  

В основу расчета  повременной заработной платы берутся  затраченное время и тарифная ставка рабочего.  

Различают простую  повременную систему оплаты труда  и повременно-премиальную. В первом случае заработная плата находится  в прямой зависимости от количества отработанного времени.  

В повременно-премиальную  систему входит не только оплата времени, но и качество работы, в связи с чем работникам начисляются премии за экономию материалов, топлива, энергии, за сокращение простоев и т. д.  

Повременная оплата труда распространяется на все категории  работающих. Так, значительная часть труда работников оплачивается по повременной форме, и для расчета их заработка достаточно знать количество фактически отработанного времени и тарифную ставку. Основным документом при этом является табель учета использования рабочего времени. Сумма заработка рабочего-повременщика определяется как произведение тарифной ставки на отработанные рабочим часы.  

Простая повременная  система оплаты труда дает возможность  учесть качество труда, квалификацию работника, но недостаточно обеспечивает связь  между конечными результатами труда  данного работника и его заработной платой.  

Поэтому в организациях широко распространена повременно-премиальная  система оплаты труда, при которой  учитывается количество и качество труда, усиливается ответственность  и личная заинтересованность.  

Сдельная форма  оплаты труда ставит оплату в прямую зависимость от производительности труда, обеспечивает сочетание интересов  работника и предприятия.  

При этой форме заработок  зависит от количества произведенных  единиц продукции с учетом их качества, сложности и условий труда. Она  подразделяется на следующие системы:  

·         прямая сдельная, при которой оплата труда работников повышается в прямой зависимости от количества выработанной ими продукции, т. е. оплата за каждую произведенную ими единицу продукции  осуществляется по одной и той  же расценке.  

·         сдельно-премиальная, при которой, помимо суммы сдельной заработной платы, работникам начисляют премии за конкретные показатели их производственной деятельности.  

·         аккордная, при которой оценивается комплекс различных работ с указанием предельного срока их выполнения.  

При сдельной форме  оплаты труда учет выработки можно  организовать, если есть возможность  измерить и просчитать объем выполненных  работ каждым работником в натуральных  измерителях.  

Сдельная оплата труда работников определяется путем  умножения количества выполненных  работ (изделий, операций) на установленную  расценку.  

Если работы выполнялись  бригадой, то оплата труда должна быть распределена между членами бригады  в соответствии с их квалификацией  и количеством затраченного труда.  

Тарифная система  оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в  порядке, установленном федеральным  законом, и являющейся гарантией  по оплате труда работников бюджетной  сферы. Тарифная система оплаты труда  включает в себя [32, с. 228]: 

·                    тарифные ставки (оклады); 

·                    тарифную сетку; 

·                    тарифные коэффициенты.  

Сложность выполняемых  работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного  справочника работ и профессий  рабочих, единого квалификационного  справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные  справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом  Правительством Российской Федерации.  

Тарифная система  оплаты труда работников других организаций  может определяться коллективными  договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда [3, с. 143].  

Оплата труда в  районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов  и процентных надбавок к заработной плате. Размер районного коэффициента к заработной плате и порядок  его выплаты устанавливаются  федеральным законом. 

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни  компенсируется в денежной форме  не менее чем в двойном размере.  

Работодатель имеет  право устанавливать различные  системы премирования, стимулирующих  доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться  также коллективным договором. 

Таким образом, в  условиях рыночной экономики действуют  различные формы оплаты труда, выбор  которых зависит от финансовой политики предприятия и условий коллективного  договора.  

  

1.2 Объекты, задачи  и источники информации аудита и анализа  оплаты труда 

В условиях становления  рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом  и социальном развитии страны существенно  меняется политика в области оплаты труда. Поэтому, проводя проверку оплаты труда, аудитор должен знать, что, с  одной стороны, организациям предоставлены  широкие права, в том числе  по выбору режима работы, а с другой стороны, государством установлены  нормы, обязательные для всех экономических  субъектов независимо от форм собственности. К таким нормам относятся: 

·                    минимальный размер месячной заработной платы и продолжительность трудового  отпуска; 

·                    максимальная продолжительность рабочего дня; 

·                    различного рода доплаты при выполнении работ в сверхурочное и ночное время, в выходные и праздничные  дни. 

Основной целью  аудитора при проверке оплаты труда  является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.  

Основная задача аудита оплаты труда - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и  правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда. 

 Задачами аудитора  при проверке оплаты труда  являются: 

·                    проверка наличия и соответствие законодательству первичных документов по учету рабочего времени, объема выполненных  работ, услуг, выпущенной продукции; 

·                    соответствие показателей аналитического учета по счету 70 с записями в  Главной книге и бухгалтерском  балансе на одну и туже дату. 

Исходя из целей, которые необходимо достичь аудитору при проведении проверки расчетов по оплате труда, формируются объекты  аудита (таб. 1.1)
Таблица 1.1
Объекты аудита по оплате труда 

 Показатели 
Формы бухгалтерской  отчетности, в которых приведен показатель 

Наименование 
Номер счета, 

субсчета 
Форма №1 
Форма №2 
Форма №5 

Номер строки 
Номер графы 
Номер строки 
Номер графы 
Номер строки 
Номер графы 

Расходы на оплату труда 
70 
624 

624 
3 


  
  
620 

860 
3 

3 

Расчеты с бюджетом по: 
68 
626 

626 
3 


  
  
230 

230 
3 

6 

-подоходному налогу 
68 
  
  
  
  
  
  

-целевому сбору  на содержание правоохранительных  органов  
68 
  
  
  
  
  
  

-сборы на нужды  образовательных учреждений 
68 
  
  
  
  
  
  

-транспортному налогу 
68 
  
  
  
  
  
  

Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению 
69 
625 

  
  
  
  

-расчеты по социальному  страхованию 
69-1 
625 

  
  
810 
3 

-расчеты по пенсионному  обеспечению 
69-2 
  
  
  
  
810 

810 
4 

5 

-расчеты по медицинскому  страхованию 
69-3 
  
  
  
  
820 

820 

820 
3 

4 

5 

-расчеты занятости 
69-4 
  
  
  
  
830 

830 

830 

840 

840 

840 
3 

4 

5 

3 

4 

5 
 

  

  

При проверке использования  фонда оплаты труда, аудитор должен проверить : 

·                    соблюдение установленных штатным  расписанием должностных окладов  работников предприятия; 

·                    своевременность их индексации с  учетом роста цен в условиях инфляции; 

·                    утверждено ли штатное расписание на Совете правления или собрания акционеров, учредителей; 

·                    правильность оплаты по сдельным нарядам  рабочих, имелись ли случаи приписки невыполненных работ; 

·                    правильность выплаты премий работникам предприятия (на основании утвержденного  Положения или произвольно волевым  действиям руководителя). 

Аудит представляет собой форму научно-практического  исследования, поэтому важно, чтобы  его результаты были основаны на объективных, сравнимых и достоверных данных. При проверке допускается использование  любых видов документации по труду  и его оплате.  

Источниками проверки расчетов по оплате труда являются: 

·                    документы по приему на работу сотрудников  ООО «Полисиб-2001»  (приказы, заявления  о  приеме на работу; трудовые договоры) - на предмет соответствия их действующему законодательству, в том числе  устанавливается, все ли реквизиты  соблюдены при составлении документов, соответствуют ли условия трудовых договоров требованиям трудового  законодательства, не ухудшают ли они  положение работников по сравнению  с положениями Трудового кодекса. - документы, регламентирующие непосредственно трудовую деятельность должностные инструкции, штатное расписание, приказы директора по кадровым вопросам); 

·                    договоры гражданско-правового характера  (подряда, возмездного оказания услуг  и др.), заключаемые организацией. Устанавливается правильность оформления договоров, экономическая целесообразность их заключения, реальность полученных по ним результатов и выгод  для предприятия, правильность расчетов по договорам, налогообложения и  отражения в учете. 

·                    табели учета рабочего времени - проверяется  для каждого работника количество отработанных рабочих дней, в случае если за какие-то дни рабочее время  для работника не проставлено, устанавливается какими документами подтвержден либо оформлен  невыход на работу (листки временной нетрудоспособности, объяснительные); 

·                    расчетные ведомости по заработной плате - соответствуют ли данные ведомости  размерам заработной платы, предусмотренным  трудовым договором, правильно ли произведен расчет в случаях, когда отчетный период отработан работником не полностью;  

·                    платежные ведомости по заработной плате - проверяется оформление ведомости, наличие расходных кассовых ордеров  на получение кассиром наличных денег  для выплаты работникам заработной платы, росписи в получении денежных средств; 

·                    кассовые документы (приходные и  расходные кассовые ордера) - по суммам, выданным в подотчет; 

·                    авансовые отчеты, первичные документы  к ним - командировочные удостоверения, задания на командировку, проездные  документы; 

·                    лицевые счета, налоговые карточки, индивидуальные карточки учета сумм, начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого  социального налога  - на каждого  работника на предмет правильности начисления выплат; 

    Далее  проверяются регистры бухгалтерского  учета: 

·                    журнал-ордер ведется по каждому  счету, так как в организации  бухгалтерский учет ведется с  использованием компьютерной программы 1С; 

·                    карточка счета, в которой отражены все бухгалтерские проводки по конкретному  счету; 

·                    оборотно - сальдовая ведомость по счету, в которой отражается все движения по конкретному счету; 

·                    оборотно - сальдовая ведомость, в которой отражается все движения финансов в комплексе; 

·                    главная книга, на основании её формируется  бухгалтерский баланс;  

·                    по финансовым документам проверяется  периодичность выплат по заработной плате. 

Аудит соблюдения трудового  законодательства и расчетов по оплате труда имеет свои особенности, которые  определяются необходимостью выявления  конфликтных ситуаций у клиента  и последующего их устранения путем  управленческих воздействий. 

Таким образом, основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных  сторон контроля, чтобы убедиться, что  существенные ошибки отсутствуют, основной задачей - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда. 

  

1.3 Краткая экономическая  характеристика объекта исследования 

ООО «Полисиб-2001»  создано в 2001 году тремя учредителями для проведения коммерческой деятельности и извлечения прибыли. Учредительские взносы на 01.01.2003 г. составили 1200 тыс. руб. 

Основным видом  деятельности ООО «Полисиб-2001» по Уставу является изготовление сборной мебели для прихожих и кухонь как для массовой продажи через сеть магазинов, так и по индивидуальным заказам. 

ООО «Полисиб-2001»  создано без ограничения срока  деятельности, имеет в собственности  обособленное имущество, учитываемое  на его самостоятельном балансе. Общество в соответствии с действующим  законодательством несет ответственность  по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом. 

Организационная структура ООО «Полисиб-2001», представленная на рис. 1.1, обеспечивает рациональное разделение труда, создает действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений. 

Содержание выполняемых  функций работников, способствующих обеспечению оптимальной технологии трудовой деятельности, рационального  разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем  месте, регламентируют должностные  инструкции.  

Бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с  принятой учетной политикой организации, составленной на основании действующих  нормативных актов РФ по бухгалтерскому учету и отчетности. Ответственность  за достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности несет главный  бухгалтер организации. 

Численность работников по состоянию на 1 января 2003 года составила 43 человек (табл. 1.2) с годовым фондом оплаты труда 8598 тыс. руб. 

Таблица 1.2. 

Штатное расписание ООО «Полисиб-2001» на 2003 год 

 
  

Профессия (должность) 

  
Кол-во 

штатных 

единиц 
Оклад 

(тарифная 

ставка), руб. 
Поясной  

коэфф-т 

25% 
Месячный 

ФОТ, руб. 

  
Годовой 

ФОТ, руб. 

  






6 

Руководящий состав 
  
  
  
  
  

Генеральный директор 

20 000 
5 000 
25 000 
300 000 

Коммерческий директор 

15 000 
3 750 
18 750 
225 000 

Главный бухгалтер 

15 000 
3 750 
18 750 
225 000 

Итого 

50 000 
12 500 
62 500 
750 000 

Служащие 
  
  
  
  
  

Менеджер по управлению персоналом 

8 500 
2 125 
10 625 
127 500 

Технолог 

10 000 
2 500 
12 500 
150 000 

Проектировщик мебели 

10 000 
2 500 
12 500 
150 000 

Секретарь 

4 500 
1 125 
5 625 
67 500 

Бухгалтер 

10 000 
2 500 
12 500 
150 000 

Кассир 

3 500 
875 
4 375 
52 500 

Экономист 

5 300 
1 325 
6 625 
79 500 

Логистик 

5 500 
1 375 
6 875 
82 500 

Экспедитор 

8 600 
2 150 
10 750 
129 000 

Мастер по производству 

9 000 
2 250 
11 250 
135 000 

Кладовщик 

6 000 
1 500 
7 500 
90 000 

Дизайнер 

10 000 
2 500 
12 500 
150 000 

Заведующий складом 

8 500 
2 125 
10 625 
127 500 

Итого 
15 
99 400 
24 850 
124 250 
1 491 000 

Рабочие 
  
  
  
  
  

Столяр 

12 400 
3 100 
15 500 
186 000 

Плотник 

12 400 
3 100 
15 500 
186 000 

Токарь 

12 400 
3 100 
15 500 
186 000 

Слесарь по ремонту  оборудования 

6 000 
1 500 
7 500 
90 000 

Водитель 

15 000 
3 750 
18 750 
225 000 

Сборщик мебели 
10 
60 000 
15 000 
75 000 
900 000 

Грузчик 

16 000 
4 000 
20 000 
240 000 

Уборщица 

3 000 
750 
3 750 
45 000 

Итого 
25 
137 200 
34 300 
171 500 
2 058 000 

Всего 
43 
286 600 
71 650 
358 250 
4 299 000 
 

  

  

Рис. 1.1. Структура ООО «Полисиб-2001» 

  
 
 

  

2. Методика аудита  и анализа расчетов с персоналом  по оплате труда 

2.1 Планирование аудиторской  проверки 

Аудиторская   деятельность   осуществляется в  соответствии с  Федеральным Законом  «Об аудиторской деятельности»  № 119-ФЗ [5], другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами   по   проведению   аудиторской   деятельности,   изданными  в соответствии с указанным  Федеральным законом. 

Необходимо отметить то обстоятельство, что аудит  не  подменяет  государственного контроля достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с  законодательством  Российской  Федерации  уполномоченными органами  государственной власти. 

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации  и  индивидуальные аудиторы вправе:                                       

·                    самостоятельно определять формы и  методы проведения аудита;    

·                    проверять в полном объеме документацию, связанную с  финансово  - хозяйственной  деятельностью  аудируемого лица, а также фактическое  наличие любого имущества, учтенного в этой документации;              

·                    получать  у  должностных  лиц  аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах  по возникшим в ходе  аудиторской проверки  вопросам;                                                             

·                    отказаться от проведения аудиторской  проверки или от выражения  своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в  аудиторском  заключении в случаях:   непредставления  аудируемым лицом всей необходимой документации;       выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств,  оказывающих либо  могущих оказать существенное  влияние  на  мнение аудиторской  организации  или  индивидуального  аудитора  о  степени достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;               

·                    осуществлять    иные    права,    вытекающие   из  существа  правоотношений, определенных договором оказания аудиторских  услуг,  и  не противоречащие законодательству Российской Федерации.  

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации  и  индивидуальные аудиторы обязаны:                                      

§     осуществлять   аудиторскую   проверку   в   соответствии   с  законодательством  Российской  Федерации;                                                              

§     предоставлять  по  требованию  аудируемого  лица  необходимую информацию  о требованиях законодательства  Российской   Федерации,  касающихся  проведения  аудиторской проверки,  а также о нормативных актах Российской  Федерации,  на  которых основываются  замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;          

§     в  срок, установленный  договором оказания  аудиторских услуг,  передать  аудиторское  заключение  аудируемому  лицу  и (или)  лицу,  заключившему договор оказания аудиторских услуг;                      

§     обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых  в ходе аудиторской  проверки, не разглашать их содержание без согласия  аудируемого  лица;   

§     исполнять   иные   обязанности,   вытекающие   из   существа  правоотношений, определенных договором оказания аудиторских  услуг,  и  не противоречащие законодательству Российской Федерации.                                                            

Профессиональные  аудиторские  объединения  вправе,  если это  предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов  внутренние  правила  (стандарты)  аудиторской  деятельности,  которые  не   могут  противоречить    федеральным    правилам    (стандартам)  аудиторской  деятельности.  При  этом  требования  внутренних  правил (стандартов)  аудиторской  деятельности  не могут  быть ниже  требований федеральных  правил  (стандартов)   аудиторской   деятельности.   

            При  выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор  должен  руководствоваться нормами, установленными профессиональными  аудиторскими    объединениями,    членом    которых   он   является  (профессиональными  стандартами),  а  также  следующими  этическими  принципами:                                                         

§     независимость;                                                 

§     честность;                                                     

§     объективность;                                                 

§     профессиональная компетентность и добросовестность;            

§     конфиденциальность;                                            

§     профессиональное поведение.                                    

При   планировании  и  проведении  аудита  аудитор  не  должен  исходить   из  того,  что  руководство  аудируемого  лица  является  бесчестным,  но  не  должен предполагать и безоговорочной честности руководства.  Устные и письменные заявления руководства не являются  для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие  аудиторские доказательства  для подготовки  разумных  выводов, на  которых можно было бы базировать аудиторское мнение.                

Единые  требования  по  планированию аудита  финансовой  (бухгалтерской) отчетности  устанавливаются  Правилом (стандартом) №3 «Планирование  аудита» [26]. Данное правило  применяется  в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит  не  первый год в отношении конкретного  аудируемого лица. Для проведения  аудиторской проверки  в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в указанном правиле (стандарте).                    

Планирование    аудита    предполагает   разработку   общей  стратегии  и  детального  подхода  к  ожидаемому  характеру, срокам  проведения и  объему аудиторских процедур.                           

Планирование  аудитором  своей  работы должно способствовать:  

§     концентрации внимания на важных областях аудита; 

§     выявлению  потенциальных проблем; 

§     оптимизации  затрат, качественному и своевременному выполнению работы. 

Планирование позволяет  эффективно  распределять  работу  между  членами  группы  специалистов,   участвующих   в   аудиторской   проверке,  а  также  координировать такую работу.                                        

Затраты   времени   на   планирование   работы  зависят  от  масштабов  деятельности  аудируемого  лица, сложности аудита, опыта работы  аудитора  с данным  лицом, а также знания особенностей его деятельности.                                                       

Аудитор  вправе  обсуждать  отдельные  разделы  плана  аудита  и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также  с   членами   совета  директоров  и  членами  ревизионной  комиссии  аудируемого  лица  для повышения эффективности аудита и координации  аудиторских  процедур  с  работой  персонала  аудируемого лица. При этом   аудитор   несет   ответственность за  правильную  и полную  разработку общего плана и программы аудита.                         

Аудитору  необходимо  составить  и  документально  оформить    план  аудита,  описав  в  нем  предполагаемые объем и порядок  проведения  аудиторской  проверки.  План  аудита должен быть  достаточно  подробным  для  того,  чтобы  служить  руководством при  разработке  программы  аудита.  Вместе  с  тем  форма  и содержание  общего  плана  аудита  могут  меняться в зависимости от масштабов и  специфики  деятельности  аудируемого  лица,  сложности проверки  и конкретных методик, применяемых аудитором.                          

План  аудита  и  программа  аудита  должны  по мере  необходимости   уточняться   и   пересматриваться  в  ходе  аудита.  Планирование  аудитором  своей  работы осуществляется непрерывно на  протяжении  всего времени  выполнения аудиторского задания в  связи с  меняющимися   обстоятельствами   или   неожиданными   результатами,  полученными   в   ходе  выполнения  аудиторских  процедур.  Причины  внесения  значительных  изменений  в  общий план и программу аудита  должны быть документально зафиксированы. 

          Для успешной реализации целей   конкретной аудиторской проверки  необходимо, чтобы последовательно  выполнялись основные этапы проведения  аудита.  

Соответственно, выделяются три основных этапа проведения аудита: 

§     подготовка и планирование аудиторской проверки; 

§     выполнение аудиторских процедур; 

§     оформление рабочей документации, составление  аудиторского заключения. 

Источниками получения  информации об организации для аудитора являются: 

§     устав; 

§     документы  о регистрации; 

§     документы, регламентирующие учетную политику; 

§     бухгалтерская  отчетность; 

§     статистическая отчетность; 

§     документы  планирования деятельности (сметы, планы, проекты).  

§     контракты, договора, соглашения; 

§     внутренние отчеты аудиторов, консультантов; 

§     материалы  налоговых проверок; 

§     материалы  судебных и арбитражных исков (если таковые имеются); 

§     информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных складов. 

        В плане аудита предусматриваются  сроки проведения аудита, составляется  график проведения аудита, отчет  (письменная информация руководству ООО «Полисиб-2001») и аудиторское заключение.  

       В процессе планирования затрат  времени аудитору необходимо  учесть: 

§     реальные трудозатраты; 

§     расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущем расчетом;    

§     уровень  существенности; 

§     проведенные  оценки рисков аудита. 

Прежде чем приступить к проверке расчетов по оплате труда, аудитор составляет перечень тестов проверки операций по оплате труда  и получает от работников бухгалтерии  ответы, которые позволяют выявить  состояние внутреннего контроля и учета и определить, какие  тесты необходимо включить в программу  проверки операций по оплате труда. Для  проверки расчетов по оплате труда  в ООО «Полисиб-2001» составлены следующие тесты (табл. 2.1), на которые  в ходе проверки получены соответствующие  ответы: 

Таблица 2.1 

Тест внутреннего  контроля операций по оплате труда 

 
в ООО «Полисиб 
2001» 

Содержание вопроса 

  
Ответ 

отсутствует 
да 
нет 

1. Все ли работники  организации получают оплату  труда через кассу? 
  
 
Х 
  

2. Проверяется ли  ввод данных по начислению  оплаты труда и ее удержанию  главным бухгалтером? 
  
  

Х 
  

  

3. Производится ли  замена бухгалтера при его  отсутствии при начислении оплаты  труда? 
  
  

  

Х 
  

4. Сверяется ли  объем выполненных работ с  начислением оплаты труда? 
  
 
Х 
  

5. Имеются ли должностные  инструкции работников, осуществляющих  расчеты по оплате труда? 
  
  

Х 
  

6. Своевременно ли  подаются отделом кадров в  бухгалтерию списки (выписки из  приказов) изменения по численному  составу организации? 
  
  

  

Х 
  

7. Выписывают ли  ведомости на выплату заработной  платы лица, не занимающиеся начислением  заработной платы? 
  
  
  

Х 

8. Депонируется ли  не полученная в срок заработная  плата?  
  
  

Х 
  

9. Осуществляется  ли сверка списка депонентов  с графой «Расчеты по депонированным  суммам? 
  
  

Х 
  

10. Нумеруются ли  платежные ведомости? 
  
Х 
  

11. Все ли ведомости  подписаны лицами, составившими  их? 
  
  

Х 
  

12. На основании  штатного расписания устанавливаются  ставки по оплате труда? 
  
  

Х 
  

13. Все ли документы  сохраняются в бухгалтерии по  оплате труда и удержаниях  из заработной платы? 
  
Х 
  

14. Проверяют ли  периодически начисления по оплате  труда внутренние аудиторы? 
  
  
  

Х 

15. Зафиксирована  ли в учетной политике организации  наиболее характерная корреспонденция  счетов по начислению оплаты  труда и удержаниях из заработной  платы? 
  
  

 
Х 
  

16. Сопоставляется  ли сумма начисленной оплаты  труда с данными отчетов по  отчислениям во внебюджетные  фонды? 
  
  

Х 
  

17. Проверяет ли  ответственный бухгалтер данные  о месячных, квартальных и годовых  накоплениях оплаты труда, содержащиеся  в налоговых карточках, и полноту  удержания подоходного налога? 
  
  

  

Х 
  
 

  

Полученные данные используются аудитором для составления  аудиторской программы проверки расчетов по оплате труда. 

Программа аудита представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых  для практической реализации плана  аудита. Программа служит подробной  инструкцией и является средством  контроля качества работы. 

Программа документально  оформляется, т.е. обозначается номер  или код каждой проводимой аудиторской  процедуры. Аудиторская программа  может составляться в виде программы  тестов контроля  (содержит процедуры  для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля предприятия) и в виде программы проверки оборотов и остатков на бухгалтерских счетах (содержит процедуры сбора информации об оборотах и остатках на счетах). Порядок  составления и оформления плана  и программы проверки аудитор  определяет самостоятельно (табл. 2.2). 

Таблица 2.2 

Программа проведения аудиторской  проверки расчетов по  заработной  плате в  ООО «Полисиб-2001» 

 
Проверяемая организация 
Общество с ограниченной ответственностью  «Полисиб-2001» 

Период аудита 
03.10.2003г. - 14.10.2003г. 

Количество человеко-часов 
40 

Руководитель аудиторской  группы 
Кузина Н.И. 

Состав аудиторской  группы 
Кузина Н.И., Кузнецова  Л.С. 

Планируемый аудиторский  риск 
3% 

Планируемый уровень  существенности 

  
90 тыс. руб. 

  

№ п/п 
  Перечень аудиторских  процедур по разделам аудита, рабочая документация 
Период  
  

Исполнитель 
Рабочая документация  

1. 
Анализ организации  хозяйственной деятельности предприятия  и методика расчета и учета  заработной платы  
03.10 
Кузнецова Л.С. 
Аналитический обзор  

2. 
Разработка аналитических  таблиц для пересчета начисленной  заработной платы 
04.10-05.10 
Кузина Н.И. 
Аналитические таблицы 

3. 
Проверка состава  ФОТ их распределения и достоверности  отражения на счетах бухгалтерского учета 
08.10-09.10 
Кузина Н.И. 
Аналитические таблицы 


Обобщение пересчета  за проверяемый период   
10.10-12.10 
Кузина Н.И. 
Аналитичес 

кие таблицы 

5. 
Подготовка и печать отчета  
14.10 
Кузнецова Л.С. 

Кузина Н.И. 
Отчет 
 
 

  

Руководитель аудиторской  фирмы   _____________  Кузнецова Л.С. 

Руководитель аудиторской  группы   _____________  Кузина Н.И. 

Рабочие документы  по аудиторской проверке организации  формировались с учетом особенностей поставленной задачи. В плане и  программе проверки, разработанными для данной организации были учтены следующие факторы: 

§     предприятие  является малым по своему статусу  и экономическим параметрам; 

§     объект проверки узконаправленный; 

§     организация  использует компьютерный учет и бухгалтерскую  программу 1С. 

План и программа  проверки были  разработаны на основании  заключенного договора, в котором  отражены задачи и цели аудита. В  ходе проведения проверки были использованы следующие рабочие документы: 

§     составленный в удобной форме перечень нормативных  документов, необходимый для проведения проверки и позволяющий оперативно найти ответ на возникший вопрос; 

§     составленный в расширенной форме перечень ответов  аудитора по  тематике  проведения проверки; 

§     использованы учредительные документы организации, первичные документы бухгалтерского учета, при отсутствии возможности  пользоваться первичными документами  использовались ксерокопии.  

По полученным в  процессе тестирования результатам  можно сделать выводы о том, что  эффективность системы внутреннего  контроля  оплаты труда в ООО  «Полисиб-2001» находится на достаточно высоком уровне. В организации  четко налажено взаимодействие между  бухгалтерией и кадровой службой, приказы  по личному составу доставляются в бухгалтерию сразу же после  их подписания директором. Расчеты  по оплате труда и удержаниях из заработной платы находятся под личным контролем главного бухгалтера. 

  

2.2 Проверка соблюдения  норм трудового законодательства 

В условиях рыночного  хозяйствования, в соответствии с  изменениями в экономическом  и социальном развитии страны существенно  меняется и политика в области  оплаты труда, социальной поддержки  и защиты работников. Многие функции  государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают  формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов.  

Понятие «заработная  плата» наполнилось новым содержанием  и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных  в денежной и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные  работникам в соответствии с законодательством  за не проработанное время (ежегодный  отпуск, праздничные дни и т.п.). 

Заработная плата  – это выраженная в денежной форме  стоимость рабочей силы за соответствующее  количество и качество труда, включенная в себестоимость продукции. 

Основной функцией заработной платы является воспроизводство  рабочей силы. У каждого работника  есть свой интерес, стимул или побудительный  мотив к труду. Для того, чтобы работник трудился добросовестно и качественно необходимо применять совокупность различных способов приведения в действие его интересов, то есть осуществлять стимулирование. 

Установление государственных  гарантий  трудовых  прав  и  свобод граждан, создание благоприятных  условий  труда, защита  прав и  интересов работников  и  работодателей  регулируется в нашей стране трудовым законодательством, основными задачами которого являются                                                     создание необходимых правовых условий  для достижения оптимального согласования  интересов сторон трудовых  отношений, интересов государства,  а также  правовое  регулирование  трудовых  отношений  и  иных непосредственно  связанных с ними отношений по: 

§     организации  труда и управлению трудом;  

§     трудоустройству  у данного работодателя; 

§     профессиональной подготовке, переподготовке и повышению  квалификации работников непосредственно  у данного работодателя;     

§     социальному  партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;  

§     участию  работников и профессиональных союзов в установлении условий труда  и применении законодательства в  предусмотренных законом случаях;  

§     материальной ответственности работодателей  и работников в сфере труда;  

§     надзору  и контролю (в том числе профсоюзному контролю) соблюдения трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);  

§     разрешению трудовых споров.    

В процессе аудита соблюдения трудового законодательства по оплате труда используются различные методы проверки: 

§     выборочный; 

§     хронометражные наблюдения, позволяющие проверить  обоснованность действующих норм; 

§     контрольные  замеры объемов выполненных работ; 

§     экспериментальные  пробы различных форм оплаты труда. 

В силу незначительной численности работников предприятия, а также высокого риска средств  контроля (принят 100%) проводится сплошная проверка указанных документов.  

Основным нормативным  документом по регулированию трудовых отношений работников является Трудовой кодекс Российской Федерации с изменениями  и дополнениями на 25.07.2002 г. [3]. Аудит  соблюдения трудового законодательства также базируется на Гражданском  кодексе Российской Федерации [1], соответствующих  инструкциях, постановлениях правительства  Российской Федерации и местного руководства. 

Аудитору необходимо проверить: 

§     соблюдение актов трудового законодательства; 

§     оформление сотрудников при приеме и увольнении; 

§     учет рабочего времени; 

§     построение системы оплаты труда; 

§     выполнение внутреннего трудового распорядка и состояние трудовой дисциплины в организации. 

Для проведения более  эффективной проверки правильности соблюдения трудового законодательства использована рабочая таблица (табл. 2.3)  

Таблица 2.3 

Аудиторская проверка трудового законодательства 

 
Перечень процедур 
Источники информации 
Заключение 

1. Проверка правильности  приема на работу, увольнения  сотрудников 
Приказы, контракты, трудовые соглашения, личные карточки 
Нарушений нет 

2. Проверка правильности  соблюдения численности работников, утвержденной руководителем 
Табель учета рабочего времени, штатное расписание 
Нарушений нет 

3. Проверка обеспеченности  кадрами необходимой квалификации  и подготовка 
Приказы о приеме, увольнении, отчеты о подготовке и  повышении квалификации работников 
Работники бухгалтерии  ежегодно обучаются на семинарах 

4. Проверка правильности  учета рабочего времени, соблюдения  режима работы 
Табель учета использования  рабочего времени 
Нарушений нет 

5. Проверка соблюдения  графиков отпусков 
График отпусков 
Нарушений нет 

6. Проверка выполнения  внутреннего трудового распорядка, состояния трудовой дисциплины 
Коллективный договор, положение об оплате труда, правила  внутреннего распорядка 
Нарушений нет 
 

  

При приеме на работу штатных работников издается приказ, в котором определен оклад  и испытательный срок (2 месяца). С  внештатными работниками заключается  трудовое соглашение на выполнение конкретной работы с установлением фиксированной  оплаты труда. По окончании выполнения работы составляется акт о выполненных  работах. 

Таким образом, можно  сделать вывод, что в ООО «Полисиб-2001»  нарушений трудового законодательства по оплате труда нет. 

  

2.3 Аудит начислений  и удержаний из заработной  платы 

Основные принципы и порядок организации учета  оплаты труда регулируются Федеральным  законом о бухгалтерском учете  № 129-ФЗ [11], согласно которому всехозяйственные операции, в том числе и учет заработной платы, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. 

Первичные учетные  документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, документы, форма которых не предусмотрена  в этих альбомах, должны содержать  следующие обязательные реквизиты [12]: 

§     наименование документа; 

§     дату составления документа; 

§     наименование организации, от имени которой составлен  документ; 

§     содержание хозяйственной операции; 

§     измерители хозяйственной операции в натуральном  и денежном выражении; 

§     наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; 

§     личные подписи указанных лиц. 

Согласно ст. 255 «Расходы на оплату труда» Налогового кодекса  РФ [2] к расходам предприятия на оплату труда относятся: 

1.           Суммы, начисленные по тарифным  ставкам, должностным окладам,  сдельным расценкам или в процентах  от выручки в соответствии  с принятыми в организации  формами и системами оплаты  труда; 

2.           Начисления стимулирующего характера,  в том числе премии за производственные  результаты, надбавки к тарифным  ставкам и окладам за профессиональное  мастерство, высокие достижения  в труде и иные подобные  показатели; 

3.           Начисления стимулирующего и  (или) компенсирующего характера,  связанные с режимом работы  и условиями труда, в том  числе надбавки к тарифным  ставкам и окладам за работу  в ночное время, работу в  многосменном режиме, за совмещение  профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных,  особо вредных условиях труда,  за сверхурочную работу и работу  в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации; 

4.           Стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательство Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам организации в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг);  

5.           Стоимость выдаваемых работникам  бесплатно в соответствии с  законодательством Российской Федерации  предметов (включая форменную  одежду, обмундирование), остающихся  в личном постоянном пользовании  (сумма льгот в связи с их  продажей по пониженным ценам); 

6.           Сумма начисленного работникам  среднего заработка, сохраняемого  на время выполнения ими государственных  и (или) общественных обязанностей  и в других случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  о труде; 

7.           Расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением осмотров или исполнением работниками государственных обязанностей; 

8.           Денежные компенсации за неиспользованный  отпуск при увольнении работника; 

9.           Начисления работникам, высвобождаемым  в связи с реорганизацией или  ликвидацией организации, сокращением  численности или штата работников  организации; 

10.        Единовременные вознаграждения  за выслугу лет (надбавки за  стаж работы по специальности)  в соответствии с законодательством  Российской Федерации; 

11.        Надбавки, обусловленные районным  регулированием оплаты труда,  в том числе начисления по  районным коэффициентам и коэффициентам  за работу в тяжелых природно-климатических  условиях, производимые в соответствии  с законодательством Российской  Федерации; 

12.        Надбавки, предусмотренные законодательством  Российской Федерации за непрерывный  стаж работы в районах Крайнего  Севера и приравненных к ним  местностях, в районах европейского  Севера и других районах с  тяжелыми природно-климатическими  условиями; 

13.        Расходы на оплату труда, сохраняемую  в соответствии с законодательством  Российской Федерации на время  учебных отпусков, предоставляемых  работникам организации; 

14.        Расходы на оплату за время  вынужденного прогула или время  выполнения ниже оплачиваемой  работы в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации; 

15.        Расходы на доплату до фактического  заработка в случае временной  утраты трудоспособности, установленную  законодательством Российской Федерации; 

16.        Суммы платежей (взносов) работодателей  по договорам обязательного страхования,  а также суммы платежей (взносов)  работодателей по договорам добровольного  страхования (договорам негосударственного  пенсионного обеспечения), заключенным  в пользу работников со страховыми  организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с  законодательством Российской Федерации,  на ведение соответствующих видов  деятельности в Российской Федерации; 

17.        Суммы, начисленные в размере  тарифной ставки или оклада (при  выполнении работ вахтовым методом), предусмотренные коллективными  договорами, за дни нахождения  в пути от места нахождения  организации (пункта сбора) к  месту работы и обратно, предусмотренные  графиком работы на вахте, а  также за дни задержки работников  в пути по метеорологическим  условиям;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.