На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Социальные группы и общности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Тема 3 «Социальные группы и общности»:
    3.1. Понятие и виды  социальных групп  (первичные, вторичные,  внутренние и внешние,  референтные).
     Группы — это своего рода «связки» людей, соединения индивидов в относительно стабильные взаимоотношения. Такие взаимоотношения между людьми, обусловленные наличием общей цели и существующие достаточно долго во времени, называются социальной взаимосвязью.
     Различного  рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако нужно отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина. Для того, чтобы какая-либо совокупность индивидов считалась группой в социально-психологическом смысле, необходимо прежде всего наличие трех единств – места, времени и действия. При этом действие обязательно должно быть совместным. Также важно, чтобы взаимодействующие люди считали себя членами данной группы. Таким образом, группой можно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.
     Социальная  взаимосвязь бывает двух типов: экспрессивная  и инструментальная. Экспрессивные связи — это связи, образующиеся на основе эмоционального соучастия в делах других людей. Связи такого рода существуют между родственниками, друзьями, товарищами, всеми, кто находится друг с другом в отношениях эмоциональной значимости. Инструментальные связи — это связи, лишенные эмоционального аспекта и образующиеся в ходе сотрудничества индивидов, направленного на достижение какой-то цели. Таким связям мы обычно не придается эмоционального значения. Называются такие связи чисто деловыми.
     В соответствии с этими критериями делятся на типы и сами социальные группы. Таких типов два: первичные  группы и вторичные. Под первичной группой мы понимаем группу, члены которой объединены связью первого типа, то есть эмоционально окрашенной экспрессивной связью. Первичная группа обладает безусловной значимостью для индивида: в нее входят люди, которые играют неповторимую роль в его жизни. Вторичные группы — это группы, в которые индивиды вступают для достижения конкретной практической цели, находясь между собой в безличных отношениях. Например, семья — это первичная группа, а школьный класс — вторичная.
     Между первичной и вторичной группами возможны взаимопереходы. Часто бывает так, что люди, первоначально собравшиеся для достижения конкретной цели, тесно сближаются в процессе групповой деятельности и становятся необходимыми друг для друга. Так в среде, допустим, студенческой группы возникают дружеские союзы и любовные пары.
     Образование первичных групп более вероятно при выполнении ряда условий:
     1). чем меньше численно вторичная группа, тем больше вероятность того, что между ее членами завяжутся тесные доверительные отношения.
     2). частые, регулярные и продолжительные контакты между индивидами также способствуют углублению их взаимоотношений.
     Первичные группы составляют основу всяких социальных отношений.
     1). они играют решающую роль в процессе социализации индивида. Важнейшей из первичных групп является семья, где дети с ранних лет приобретают опыт социальных отношений, усваивают социальные нормы и ценности, культурные модели общества, постигают азы социальной солидарности.
     2). в рамках первичных групп удовлетворяется большая часть потребностей индивида, таких, как потребность в любви, взаимопонимании, безопасности. Поэтому вторичные группы, в рамках которых образовались прочные первичные связи, более эффективно функционируют. Например, чем крепче первичные групповые связи воинских частей, тем большего успеха они добиваются в бою.
     3). первичные группы являются мощными инструментами социального контроля. Они добиваются от индивидов поведения, соответствующего нормам и ценностям, принятым в группе. Порицание и санкции со стороны членов первичной группы зачастую для индивида значимее и весомее, нежели критика со стороны «общества в целом».
     Мощное  влияние на нас оказывают не только группы, к которым мы непосредственно  принадлежим. Часто то же самое оказывается  верным для групп, к которым мы не принадлежим. В соответствии с этим социологи сочли полезным провести грань между внутренними и внешними группами. Внутренняя группа — это группа, с которой мы идентифицируем себя и к которой мы принадлежим. Внешняя группа — это группа, с которой мы не идентифицируем себя и к которой не принадлежим. В просторечии мы подчеркиваем различия между двумя типами групп с помощью личных местоимений «мы» и «они». Следовательно, внутренние группы можно определить как «наши группы», а внешние — как «их группы».
     Понятие внутренних и внешних групп подчеркивает важность границ — социальных демаркационных линий, — указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается. Границы групп не являются физическими барьерами, скорее это разрывы в потоке социального взаимодействия. Некоторые границы основываются на территориальных принципах, например, квартал, район, община и страна. Другие связаны с социальными различиями, например, этнические, религиозные, политические, профессиональные, языковые, кровнородственные группы, социально-экономический класс. Границы не дают чужакам проникать в сферу группы и одновременно удерживают членов группы в этой сфере, чтобы те не прельстились возможностями социального взаимодействия с группами-соперниками.
     Мы  оцениваем себя и задаем направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом контексте. Но поскольку все люди принадлежат к большому множеству различных групп, каждая из которых в некотором смысле представляет собой уникальную субкультуру или контркультуру, стандарты, которыми мы пользуемся для оценки и организации нашего поведения, также различаются. Референтные группы это социальные единицы, на которые мы ориентируемся при оценке и формировании наших взглядов, чувств и действий. При формировании своих установок и убеждений и при осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами людей, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания. Такие группы называются референтными группами.
     Референтная группа может быть или не быть группой, к которой принадлежим мы сами. Мы можем рассматривать референтную  группу как источник психологической  идентификации. Наличие референтных  групп помогает нам объяснить  кажущиеся противоречия в поведении: например, революционер-выходец из аристократических кругов; католик-вероотступник; профсоюзный деятель-реакционер; потрепанный джентльмен; предатель, сотрудничающий с врагами; ассимилировавшийся иммигрант; горничная, стремящаяся достичь высших социальных кругов. Просто эти индивиды взяли за образец людей, относящихся к другой социальной группе, отличной от той, членами которой являются сами. Референтные группы выполняют как нормативные, так и сравнительные функции. Поскольку нам хотелось бы видеть себя полноправными членами какой-нибудь группы — или мы стремимся к членству в какой-то группе, — мы принимаем групповые стандарты и принципы. Мы «культивируем у себя» соответствующие жизненные принципы, политические убеждения, музыкальные и гастрономические вкусы, сексуальные нормы и отношение к употреблению наркотиков. Наше поведение задается принадлежностью к конкретной группе. Мы также используем стандарты своей референтной группы для оценки самих себя как эталонную отметку, по которой оцениваем свою внешнюю привлекательность, интеллект, здоровье, положение в обществе и жизненный уровень. Когда группа, членом которой мы являемся, не соответствует нашей референтной группе, у нас может возникнуть ощущение относительной депривации — неудовлетворенности, связанной с разрывом между тем, что мы имеем (обстоятельства, сопутствующие нашей принадлежности к определенной группе), и тем, что по нашему мнению мы должны были бы иметь (положение, характерное для референтной группы). 
 

    3.2. Малые группы и  коллективы. Понятие и признаки малой группы. Диада и триада. Структура малой социальной группы и отношения лидерства. Коллектив.
 Малые социальные группы – это немногочисленная совокупность индивидов, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной жизнедеятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.
 В отличие от больших групп в малых группах индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым. В частности студенты одной группы, имеющие друг с другом непосредственный, личный контакт, следует охарактеризовать как малую группу, а остальных обучающихся в вузе – уже как большую группу.
 Наиболее распространенной классификацией малых групп является разделение их на первичные и вторичные, формальные и неформальные группы.
 В зависимости от степени воздействия группы на личность и роли в ее социализации, а также значимости для индивида как члена группы различают первичные и вторичные группы.
 Понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения, в научный оборот впервые ввел Ч. Кули. По мнению американского ученого, семья является "первичной", так как она является первой группой, играющей основную роль в процессе социализации младенцев. Впоследствии в социологии первичной группой стали считать любую немногочисленную группу, в которой на основе личных особенностей людей сформировались тесные, эмоционально близкие личные отношения (семья, группы друзей, члены клуба, не только играющие в теннис, но и отмечающие вместе праздники и т.д.).
 Вторичная группа – это совокупность людей, взаимодействие которых обусловлено стремлением к достижению определенных целей, а эмоциональные отношения между ними почти отсутствуют. В таких группах основное значение придается умению выполнять определенные функции, а не личностным качествам человека. В организации, связанной с трудовой или коммерческой деятельностью, роли и способы коммуникации четко определены, отношения являются чаще формальными, эмоциональная близость не обязательна. Но и во вторичных группах могут формироваться первичные группы, так как в учебных заведениях, трудовых коллективах и т.д. могут возникать дружеские, эмоционально окрашенные отношения.
 По способу создания различают формальные и неформальные, или организованные и спонтанные группы.
 Формирование формальных групп всегда обусловлено общественной необходимостью достижения конкретных социальных целей, что определяет структуру группы и, соответственно, координацию действий и способ руководства. Эти группы имеют четкую организационную оформленность. Примерами формальных групп являются бригада, отдел, цех, кафедра и т.д.
 Неформальные группы возникают самостоятельно, групповые нормы и образцы поведения формируются в них стихийно и не имеют четкой регламентации. Главным стимулом деятельности этих групп являются общие потребности и интересы (спорт, искусство, туризм, общение, взаимные симпатии и т.д.) членов группы.
 Диада и Триада — социальные интеракции или отношения, предполагающие два элемента  (диада) или три (триада) . Как об одном из аспектов своей формальной социологии Зиммель утверждал, что некоторые свойства диад и триад получаются в зависимости от того, являются ли частью интеракции или отношения люди, организации или национальные государства. Например, посредничество  либо принцип  "разделяй и властвуй" возможны внутри триады, но не диады; "специфическая плотность" двух сравнима с тремя. Анализ  диад и триад дает особенно наглядный пример характера формальной социологии, уделяющей особое внимание повторяющимся формам  социальной интеракции.
 В зависимости от характера межличностных отношений различают следующие группы:
 · диффузные группы - это группы, где межличностные отношения еще не опосредованы содержанием совместной деятельности и принадлежность к ней не осознается (например люди, застрявшие в лифте, очередь)
 · группа-ассоциация – это группа, члены которой осознают свою принадлежность к ней, а межличностные отношения проявляются в личностно значимом для каждого человека содержании совместной деятельности (школьный класс, спортивная команда)
 · группа-корпорация – это группа, в которой к межличностным отношениям добавляется осознание асоциального (или даже антисоциального) содержания совместной деятельности (шайка преступников)
 · коллектив – это группа, где межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.
 Рассмотрим особенности коллектива как социальной группы. Отношения в любом коллективе неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально. В трудовой коллектив работники вживаются в силу объективной потребности, и вступают в трудовые отношения независимо от того, кто будет работать рядом, кто руководитель, какой у него стиль деятельности. Однако затем каждый работник неизбежно и по-своему проявляет себя во взаимоотношениях друг с другом, с руководителем, в отношении к труду, добросовестности выполнения функциональных обязанностей, к порядку распределения работ, премий и т.д. Следовательно, на основе объективных отношений начинают складываться отношения социально-психологического свойства, характеризующиеся определенным эмоциональным настроем, характером общения людей и взаимоотношений в коллективе, атмосферой в нем.
 В зависимости от степени сплоченности различается три типа коллективов:
 · сплоченный, или консолидированный, который характеризуется тесной взаимосвязью его членов, солидарностью и дружбой, постоянной взаимопомощью, а также стабильностью своего состава и высокими показателями деятельности и активности;
 · слабосплоченный, который состоит из ряда недружелюбно относящихся друг к другу социально-психологических групп, имеющих своих лидеров, и характеризуется низкими показателями трудовой дисциплины и активности;
 · разобщенный (конфликтный) - по своей сущности формальный коллектив, в котором личные дружеские контакты между его членами отсутствуют, социальные отношения являются официальными, конфликтность - высокой. 
 

    3.3. Виды общностей:  понятие социальной  общности, демографические,  территориальные и этнические общности.
    Социальные  общности - это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - это формы совместной жизнедеятельности.
 Важными элементами социальной структуры общества являются социальные общности и группы. Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.  
       Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс; по продолжительности существования: от минут и часов (пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (этносы, нации); по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (очередь, толпа, болельщики футбольных команд).  
       Поэтому для классификации социальных общностей важно выделить тот или иной системообразующий признак. В случае одни виды общностей определяются этнической принадлежностью (племя, народность, нация); другие - принадлежностью к исторически сложившимся территориальным объединениям (город, деревня, поселок); третьи - социально-демографическими факторами (пол, возраст); четвертые - социокультурными и т.д. Соответственно выделяются социально-этнические, территориальные, демографические, культурные и другие общности.  
       Социально-территориальная общность представляет собой совокупность людей, постоянно проживающих на определенной территории и осуществляющих совместную деятельность для удовлетворения своих экономических и социальных потребностей.  
       Социально-территориальные общности обладают системообразующими признаками, главными из которых являются устойчивые экономические, социальные, политические, духовно-идеологические связи и отношения.  
        К социально-территориальным общностям относится население города, деревни, поселка, села, отдельного района большого города. В качестве таких общностей выступают также и более сложные территориально-административные образования - район, область, край, штат, провинция и др.  
       Социально-этническая общность - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, связанных общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания.  
       Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.  
       Другое важное условие формирования этноса - общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, т.к. в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.  
       Более устойчивым признаком этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей. Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.  
Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и нация.  
        Племя- тип этнической общности, присущий преимущественно первобытно-общинному строю основанный на кровнородственном единстве. Племя имело свою территорию и охватывало большое число родов и кланов. Род представлял собой группу кровных родственников (по материнской или отцовской линии), а клан - родовую общину, ставшую источником формирования основ племенной власти.  
       Народность - тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровнородственном, а на территориальном единстве.  
       Народности образуются на основе смешения племен и племенных союзов и характеризуются возрастанием значения территориальных связей, формированием общего языка на основе племенных диалектов. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальными образованиями.  
       Нация - исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.  
       Становление нации - процесс сложный и длительный, определяющую роль в котором играют социально-экономические факторы. Вместе с тем выделение нации возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономической и политической консолидации нации способствует образование единого национального языка и общенациональной культуры. На этой почве формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое предполагает приверженность к национальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также определенные этнические стереотипы, аккумулирующие коллективный опыт отношения к своей нации и другим этносам. 

   В настоящее время сложились два подхода к трактовке науки демографии. В узком смысле демография трактуется как статистика населения и изучает численный состав населения, деление его на возрастные и половые группы, а также направления изменения этого состава из-за рождаемости, смертности, изменение продолжительности жизни.
   Второй подход включает изучение тех социальных факторов, которые влияют на народонаселение, его численность и качественный состав и динамику.
   Социально-демографическая структура общества включает в себя совокупность взаимодействующих групп, выделяемых по признаку пола, возраста, генетических признаков, этнической или расовой принадлежности и месту проживания (город - село).
   Половая структура общества позволяет увидеть численное соотношение мужчин и женщин в обществе.
   Половая структура оказывает существенное влияние на семейно-брачные отношения, рождаемость населения.
   При исследовании возрастного состава населения обычно исходят из выделения таких возрастных групп: дети (от рождения до 14 лет); молодые люди (1430 лет); люди зрелого возраста (3060 лет), старики (люди старше 60 лет).
   По генетическому признаку (признаку здоровья) также обычно выделяют четыре группы населения: абсолютно здоровые люди, относительно здоровые, относительно больные и нетрудоспособные люди (инвалиды).
   Выделение демографической структуры - это статистическое представление об обществе. Динамическую сторону позволяют изучать демографические изменения - рождаемость, смертность, расселение, миграции.
   Общество может быть охарактеризовано с точки зрения его поселенческой структуры. Под поселенческими общностями понимается совокупность людей, имеющих постоянное место жительства, зависимых друг от друга в повседневной жизни и осуществляющих совместную деятельность с целью удовлетворения социальных потребностей. Общности как социальные образования имеют длительную историю. Это и формирование общностей кочевников, оседлых сельскохозяйственных общностей, охотников и собирателей. На определенном этапе истории стали развиваться городские поселения. Процесс роста численности городов и городского населения получил название урбанизации. Ныне считается, что апогей городской цивилизации позади и наступил кризис города как формы поселения.
   Демографические характеристики сказываются на развитии общества, облегчая его прогрессивное развитие либо, напротив, вызывая его деградацию. 

    3.4. Социальные нормы и социальные санкции: понятие и виды социальных норм, понятие и виды санкций, типы санкций.
 В любом обществе действуют социальные нормы, то есть образцы и правила поведения, посредством которых регулируются взаимодействия людей.
 Социальные нормы являются важной составной частью формирования поведения индивида. Как правило, социальные нормы формируются стихийно, под влиянием культурных или этнокультурных образцов. Существующие в обществе ценности и нормы социокультурного поведения формируют способы прямого и опосредованного взаимодействия людей, а также объединяют людей в различные профессиональные коллективы и группы.
 Социальное поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни формы поведения осуждаются, а другие одобряются. Нормы культуры усваиваются в процессе социализации через обучение ролям. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от условий социокультурной среды и статуса той или иной личности.
 Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности личности, социальных групп, социальных организаций. Она находит воплощение в законах, традициях, обычаях, институтах, то есть во всем том, что стало привычкой, вошло в быт, в образ жизни большинства, поддерживается общественным мнением, играет роль социального регулятора общественных и межличностных отношений.
 В зависимости от уровня социальной реальности и ситуации различают четыре вида норм: общекультурные, групповые, ситуативные и индивидуальные.
 Общекультурные нормы характерны для крупных общностей (общества, этноса, нации, класса и т.д.) и отражают принятые правила поведения и взаимодействия, а также этикета и вежливого общения. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности и т.д. Общекультурные нормы общения национально специфичны. Так, у немцев и американцев при приветствии обязательна улыбка, а у русских – нет. Благодарность за услугу обязательна у русских, но не нужна в китайском общении, если собеседник – ваш друг или родственник. При приветствии коллег у немцев принято рукопожатие, а у русских оно не обязательно и т.д.
 Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда взаимодействие определяется конкретной ситуацией. Такие ограничения могут быть различны по характеру. Так, ограничения по статусу позволяют говорить о двух разновидностях поведения – вертикальном (вышестоящий – нижестоящий) и горизонтальном (равный – равный). Граница между различными типами подвижна, она может нарушаться. Кроме того, здесь также наблюдается этнокультурная специфика. Так, общение мужчины и женщины в русской культурной традиции выступает как горизонтальное, а в мусульманской – как вертикальное; общение старшего с младшим у мусульман гораздо более вертикально, чем у русских и т.д.
 Групповые нормы отражают особенности поведения и взаимодействия, закрепленные культурой для определенных профессиональных, гендерных, социальных и возрастных групп. Есть особенности поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей, «гуманитариев», «технарей» и т.д.
 Индивидуальные нормы поведения отражают индивидуальную культуру и социальный опыт индивида и представляют собой личностное преломление общекультурных, групповых и ситуативных норм в личности.
 Различают также правовые и моральные социальные нормы. Первые закрепляются в государственно-правовых нормативных актах, и регулируют социальные отношения в важнейших сферах жизнедеятельности личности (экономика, политика, семья, жилье, собственность и др.). В них указываются условия их выполнения, субъекты регулируемых отношений, их взаимные права и обязанности, а также санкции в случае их нарушения.
 Моральные (этические) нормы представляют собой требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях добре и зле, долге и ответственности, чести и совести, достоинстве и равенстве, справедливости и несправедливости, должном и непозволительном и т.д. Нарушение моральных норм, как правило, не карается законодательно закрепленными санкциями, а вызывает, как правило, общественное (групповое) осуждение.
        Санкции — это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых — обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы.
Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными(поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Социальные санкции выступают важным элементом социального регулирования. Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определенному поведению или определенному отношению к совершаемому действию.
Санкции бывают формальными и неформальнымиФормальные санкции — это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой.  Неформальные (диффузные) санкции — это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, Т.е. непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение.
Так как индивид в одно и то же время является членом разных групп и институтов, то одни и те же санкции могут подкреплять или ослаблять действие других.
По способу внутреннего давления выделяют следующие санкции:
правовые санкции — это система наказаний и поощрений, разработанных и предусмотренных законом;
- этические санкции — это система порицаний, выговоров и побуждений, опирающихся на моральные принципы;
сатирические санкции — это система всевозможных насмешек, издевок, применяемых по отношению к тем, кто ведет себя не так, как принято;
религиозные санкции — это наказания или награды, установленные системой догматов и верований определенной религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной религии [см.: 312. С.115].
Моральные санкции реализуются непосредственно самой социальной группой через разные формы поведения и отношения к индивиду, а юридические, политические, экономические санкции — через деятельность различных социальных институтов, даже специально созданных для этой цели (судебно-следственные и др.).
В цивилизованных обществах наиболее часто встречаются следующие виды санкций:
Негативные неформальные санкции — это может быть выражение неудовольствия, огорчения на лице, прекращение дружеских отношений, отказ подать руку, различные сплетни и т.п. Перечисленные санкции имеют значение, так как после них уже следуют важные общественные последствия (лишение уважения, определенных выгод и т.д.).
Негативные формальные санкции — это всевозможные наказания, которые предусмотрены законом (штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т.п.). Эти наказания выступают в качестве угрозы, устрашения и, одновременно с этим, предупреждают, что ожидает индивида за совершение антиобщественных поступков.
Неформальные позитивные санкции — это реакция непосредственного окружения на позитивное поведение; которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и признания (выражение почтения, похвалы и лестные отзывы
в устной беседе и в печати, доброжелательные сплетни и т.п.).
Формальные позитивные санкции — это реакция формальных институтов, осуществляемая специально выбранными для этого людьми, на позитивное поведение (публичное одобрение со стороны властей, награждение орденами и медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т.п.).
Каждая группа вырабатывает определенную систему надзора. Надзор — это система формальных и неформальных способов обнаружения нежелательных поступков и поведения. Также надзор — это одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.