На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Философия и наука. «философия техники», «философия науки»

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение  высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства
и государственной  службы при президенте РФ» 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин 
 
 
 

Контрольная работа
По предмету «Философия»
Тема: «Философия и наука» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила
студентка гр. СПГ-410
Фуфлыгина Л.Н. 
 
 
 
 
 
 
 

Владимир, 2011 

       Содержание.
Введение……………………………………………………………………….................. 3
1 Наука…………………………………………………………...………………………. 4
          1.1 Основные концепции науки………………………………………………….. 4
          1.2 Функции науки………………………………………………………………... 7
2 Философия……………………………………………………………………………... 10
          2.1 Философия – это наука……………………………………………………….. 10
          2.2 философия – это не наука…………………………………………………….. 12
3 Философия  и наука………………………………………………………………......... 15
Заключение………………………………………………………………………………. 18
Список  использованной литературы………………………………………………........ 19
 

        Введение.

       Знаменитый  афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила»  сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Сейчас «философия техники», «философия науки» сформировались как относительно самостоятельные области теоретического поиска, не менее значимые, чем традиционные онтология и гносеология [2].
       Тенденции развития человечества последних десятилетий  в основном связаны исключительно с развитием техники, механизмов и т.п. Это связано с небывалым научно-техническим прогрессом, охватывающим все области жизни и деятельности человека.
       Если  охарактеризовать вышеописанное одним, то этим словом будет (в масштабе данной работы) техногенолиз. Техногенолиз, в отличие от техницизма, заключается в чрезмерном, избыточном внедрении техники (в широком смысле слова) во все проявления жизнедеятельности человека.
       Однако  техника призвана помогать человеку. Только лишь по сей день происходят аварии регионального масштаба, климатические, экологические изменения планетарного масштаба и многие другие негативные явления. Однако это лишь одно форма проявления влияния техногенолиза на человека, - та, которую можно увидеть, зарегистрировать, ощутить. На мой взгляд, существует  и другая - невидимая, непрямая  форма влияния техногенолиза; а как известно, самый страшный враг – это невидимый.  Рассмотрению именно этой второй формы влияния посвящена представленная ниже работа «Философия и наука».
       Поскольку не существует общепринятых определений  терминов «наука» и «философия», то необходимо остановится на их рассмотрении, так как для анализа взаимодействия «философии и науки» необходимо четко представлять какое место в жизни человека они занимают. Также следует отметить, что отношение человека и к науке и к философии исторически менялось, менялись роль, функции и сущность философии и науки, что также получило свое отражение в реферате.
 

        1 НАУКА 

       Чем же является наука для современного человека? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку современная наука является чрезвычайно сложным и многогранным общественным феноменом. И, как говорилось выше, первое с чего мы начнем, - это с выяснения сущности данного социального феномена, определения самого понятия термина «наука».
      Основные концепции науки.
       Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным.
       С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако она постоянно связана  с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и с свою очередь – воздействует на ход практической деятельности, материализуется в ней [2].
       В литературе нет однозначного и общепринятого  определения науки. Насчитывается более 150 определений этого общественного явления. Однако анализ их показывает, что абсолютное большинство из них не являются оригинальными и в значительной мере повторяют друг друга.
       Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
       Наука – это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания наука - социально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Особенностями научной деятельности являются универсальность, уникальность, дисциплинированность, демократизм, коммуникабельность [2].
         Науковеды характеризуют науку  и как систему знаний (форму  общественного сознания), и как род человеческой деятельности, и как социальный  институт,   и   как суммарный опыт человечества, и как непосредственную производительную силу общества и пр.  Понятно, что довольно трудно охватить целиком и полностью хотя бы названные стороны науки в единой дефиниции.
       Надо заметить, что все же существуют три основные концепции (модели) науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт.
       В логико-гносеологическом плане в  соответствии с многовековой традицией  наука рассматривается как система  знаний, особая форма общественного сознания.   Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание науки долгое время было чуть ли не единственным [1].
       Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается   как общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.
       Всё возрастающая роль науки в развитии общества, изменение её социального статуса рост числа лиц, занятых трудом в научном производстве, усиливающиеся потребности научно-исследовательской деятельности в финансовых средствах, современной материально-технической базе, наличие организационно-управленческих проблем в сфере научного труда, превращение "малой" науки" в " большую" свидетельствует   об узости, односторонности     и  ограниченности   логико-гносеологической концепции.
       Логико-гносеологический аспект имеет известное значение для понимания науки, для разработки концепции научного знания, но он все  же односторонен, его познавательные, методологические и эвристические возможности существенно ограничены.  Данный подход дает в основном гносеологические характеристики науки, в значительной мере вырывает её из социокультурного контекста, в результате чего от исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и  всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки.
       Все это привело к необходимости  разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.
       В 50-60-е годы стали появляться работы, в которых был разработан деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не только и не столько как знание само по себе,  а  прежде всего как особая сфера профессионально - специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.
       В современной философской,   социологической  и науковедческой литературе становится господствующим понимание науки как отрасли духовного производства, особого вида человеческой деятельности и социального института общества.
       В частности, в" Философском энциклопедическом  словаре" читаем: "Наука - сфера  человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности"[2].
       Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.
       Институционализация науки достигается посредством  известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.
       Цель  и назначение науки как социального  института -    производство и  распространение научного знания,   разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.
       Нередко исследователи, характеризуя науку  как социальный институт, понимают под последним относительно самостоятельную социальную систему (подсистему)   Так, Н.Яхнел прямо пишет об этом: "Социология науки исследует науку именно как своеобразный социальный институт (социальную систему) со своими специфическими внутренними взаимодействиями, институтами, находящимися в неразрывной связи и взаимодействием с остальными   видами человеческой деятельности, с системой общества в целом".
       Альтернатива - чем является наука   системой   знаний, видом человеческой деятельности или социальным институтом - является надуманной. Своевременная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание - системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. Эвристичность и теоретико-методологическая ценность её заключается в том, что она позволяет представить науку в системно-целостном и интегральном виде в качестве особой профессиональной деятельности, области духовного производства, определенного социального института,   специфической социальной подсистемы общества, лучше понять сущность, структуру, социальные функции науки и др.
      Функции науки
       Функциональный  анализ   науки - составная часть  ее системно-деятельностной концепции. Обычно называют две главные функции науки - познавательную и практическую. В "Основах науковедения" приводится более полный перечень функций науки. Здесь выделяются познавательная, мировоззренческая, культурно-идеологическая, функция производительной силы и теоретической основы управления социальными процессами".
       В литературе, касающейся данной области  исследований,  основные функции  науки обычно представлены в такой  последовательности:    познавательная, объяснительная, практически-действенная прогностическая, мировоззренческая и функция социальной памяти.
       В качестве главных критериев выделения  функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания.
       Думается, что главные функции науки  следующие:
       1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира,  открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;
       2) мировоззренческая функция безусловно тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира,. исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру,  обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;
       3) производственная,    технико-технологическая функция     призвана рационализировать, "онаучивать" сферу материального производства, обеспечить его нормальное функционирование и развитие технический и технологический прогресс, внедрение в производство нововведений инноваций, новых технологий,   форм организации и т п.;  исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;
       4) управленческо - регулятивная функция выражается в том, что наука должна разрабатывать идейно-теоретические и методологические основы управления и регуляции, прежде всего это касается социальных явлений и процессов.  Ученые, менеджеры, социологи, психологи, политологи и экономисты    осуществляют информационное     обеспечение      управленческо-регулятивного процесса,. консультирование работников государственного аппарата,  своими  практическими рекомендациями способны повышать эффективность управленческих решений, совершенствовать организационные структуры,   служебные и деловые отношения; научные работники через свою педагогическую деятельность могут значительна поднять уровень управленческой культуры руководящих кадров;
       5) культурно-воспитательная, образовательная функция заключается главным  образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют  на весь  учебно-воспитательный процесс,  на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно,  ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства;
       6) идейно-преемственная, традиционная  функция обеспечивает наследование, сохранение всех достижений научного "коллективного интеллекта", научной памяти, связь времен, преемственность различных поколений ученых, передачу традиций исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и идеалов в сфере научного производства, сообщества и этоса;
       7) практически-действенная функция  в известной мере как бы интегрирует все другие функции науки, характеризует её как универсальную преобразующую социальную силу, которая способна изменить все общество, все его сферы, стороны и отношения. Данная функция осуществляется главным    образом    через практическую, производственную деятельность людей, в которой происходит процесс материализации, "овеществления" научного знания, идей ученых;
       8) методологическая функция призвана исследовать проблемы методологии науки, разрабатывать способы, средства и методы научного познания  «вооружать» ученых солидным и эффективным исследовательским инструментарием; следует подчеркнуть, что прогресс науки оценивается не только богатством новых идей, но мощью исследовательского арсенала;
       9) производство, воспроизводство и  подготовка научных кадров - эта функция науки,  как и предыдущая, является внутри научной, обеспечивает сферу научного производства необходимыми специалистами, исследователями, учеными, нормальное функционирование науки как социального института, собственное воспроизводство; особое внимание должно быть уделено подготовке молодых научных кадров.
       Очевидно, что практически все функции науки так или иначе связаны между собой.
 

        2 Философия
       Философия (в пер. с греч.яз) – «любовь  к мудрости». Несмотря на свой немалый возраст ( а возникла философия около 2500 лет назад) до сих пор нет однозначной интерпретации данного понятия.
       О соотношении философии и частных наук было и, видимо, будет много споров [4].
       Одни  определяют философию как науку, другие как особый тип мировоззрения, третьи – как их симбиоз и т.д.
       2.1. Философия – это наука.
       Историко-философский  экскурс свидетельствует о том, что начиная с древнего мира и до наших дней, сложилась довольно устойчивая традиция согласно которой философия - это "наука о всеобщем", "наука всеобщая", "всеобщая теория бытия", "основ всего существующего". Так, Аристотель в "метафизике" писал: "Наука философов исследует сущее как таковое вообще, а не какую-то часть его".
       Сходные представления о философии сохраняются  и в Новое время и позже. В частности, Гегель полагал, что в отличие от других наук "философия хочет познать неизменное вечное, "сущее" само по себе", её цель - истина".
       Известно, что в нашей литературе целые десятилетия господствовала точка зрения, считавшаяся "официальной" и "единственно верной", согласно которой, философия объявлялась наукой о наиболее общих (всеобщих) законах развития природы, общества, познания и мышления. Правда, так характеризовался в основном диалектический материализм. Нетрудно убедиться в том, что такая точка зрения близка традиционной, мало чем отличается от нее. Однако здесь с помощью категории "закон" усиливается "научный" статус философии. Порой подобная точка зрения, но в ослабленной и модифицированной форме, встречается и в современной литературе. Например, в одном новом учебнике читаем: "Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека к миру". В другом: "Философия является учением о мире в целом об общих принципах и закономерностях его бытия и познания".
       В приведенном   выше понимании  философии, на взгляд автора, верно  указано на то, что она имеет дело со всеобщим, инвариантным, фундаментальным в бытии. Но все же такое   понимание   философии   является   односторонним   и   недостаточным. Здесь, например,   просто  постулируется  научный статус и  характер  философского  знания, философия практически сводится к диалектике (учению о всеобщих связях  и развитии), явно выпадает из предмета её познания и понимания человек и его отношение к миру, аксиологическая  и  смысложизненная  проблематика.   Кроме  того,   если     философия является наукой о всеобщих законах бытия и познания, то от нее следует «отлучить» всех тех мыслителей, которые разделяют религиозные, идеалистические и метафизические (недиалектические), мистические и иррационалистические взгляды, а важная проблема «философия и наука» просто становится абсурдной. Словом. Традиционная, сценическая трактовка философии является неправомерной, ею невозможно охватить различные философские течения направления и школы.
       В 6О-70-e годы у нас стали появляться работы, авторы которых в качестве предмета философии называют отношение человека к миру, мышления к бытию, всеобщее в системе "мир - человек". Так. П.В.Алексеев и А.В.Панин в своем учебном пособии писали "Предметом философии является всеобщее в системе "мир - человек". Философия - это наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру".
       Философия – это наука. Конкретная наука, как  определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука как в естественной, так и в гуманитарных областях знания имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может изменяться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий, возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. У философии иной предмет – она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается [4].
       Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так же, как и других наук, развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются и т.п. Словом, философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового. Говорят, что философия в отличие от других наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим нельзя согласиться: любой истинно философски мыслящий человек опирается не только эмпирический материал других наук, но всю свою сознательную жизнь зорко наблюдает, следит за потоком живой истории, присматривается к поведению людей, к кипению страстей социальной жизни, а через искусство сталкивается с отражением жизни в конкретно-уникальных, хотя и типизированных образах. Так что философ пользуется и прямым наблюдением [4].
       2.2. Философия – это не наука.
       На  страницах журнала "Философские  науки" в 1989-1990 годы шла оживленная дискуссия относительно соотношения философии и науки. Одни авторы полагали, что философия является наукой, другие - доказывали, что таковой она не является, ибо не отвечает многим критериям научности, требованиям, предъявляемым к научному знанию, третьи характеризовали философию и как особую форму общественного сознания, и как науку.
       Заметим, что не так просто провести демаркационную линию между философией и наукой. И все же к критериям научного знания обычно относят такие, как истинность, аргументированность, доказательность, верифицируемость, практическая, опытная экспериментальная и фактологическая проверяемость, системность, интерсубъективность, общезначимость и общепринятость, фиксация сущности, законов исследуемых предметов явлений и процессов. Порой к ним добавляют ещё фальсификационный (К. Поппер) и парадигмальный (Г. Кун) критерии.
       Очевидно,   что многие из  этих  признаков  научности либо  мало применимы,  либо совсем  не  применимы  для  характеристики  философского  знания.     Оно, допустим непроверяемо экспериментально,  плюралистично и диалогично по своей природе, а потому  не может быть  общеобязательным  и  общепринятым, что  имеет  место  в физическом, химическом, математическом знании и пр.    Другими словами, получается, что философия не является наукой.
       Весьма  примечательно, что вопрос о научности  и ненаучности философии начал обсуждаться и в учебной литературе. В частности, в одном учебном пособии отмечается, что ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы: философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами наблюдениями, экспериментами, эмпирически неподтверждены; в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов и каждый самостоятельный мыслитель создаёт свою собственную систему; ненаучность методов, проблем и языка философии В пользу научности философии называются такие её черты, как рационально-понятийная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической недоказательности и непроверяемости философских воззрений, одни из которых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук, другие развиваются и обогащаются.
       В мировой и отечественной литературе широко представлена позиция, которая категорически не считает философию наукой, а относит её к феномену культуры, определяет её как особую форму общественного сознания, как своеобразный тип мировоззрения, духовно-практическую форму освоения мира. Эту позицию, к примеру, разделяли В Виндельбанд, НА Бердяев. Б Рассел. М Хайдеггер, К Поппер.
       "Философия. - писал Н.А.Бердяев - возможна  лишь в том смысле, если есть  особый, отличный от научного путь философского познания. "Научная" философия есть отрицание философии, отрицание её первородства. Философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования".
       Философия    как   и   религия,      отвечает   на   самые   общие   мировоззренческие   и смысложизненные вопросы.   Однако делает она это в отличие от неё рациональным способом, опираясь на разум, а не на веру, авторитет и догмы.  Философские системы даже религиозные иррационалистические   опираются на интеллект и логику, являются результатом   размышлений  и  аналитической деятельности,     философские   идеи     и положения так или иначе доказываются,    обосновываются рациональным способом. Словом,   в этом плане философия похожа на науку.   Однако важно подчеркнуть, что в центре философии стоит человек,  мир как таковой её интересует гораздо меньше. Философия рассматривает мир как "обитель" человека. "Главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека,   в человеке видит разгадку смысла,   наука же познает бытие как бы вне человека,    отрешенно от человека". Следовательно, философия познает мир    через    "призму"    человеческих потребностей, интересов предпочтений целей, ценностей и идеалов.
       Познавая  и понимая мир, она пытается дать ответы на вопросы: "Почему?" и "Для чего?",  то есть вскрыть смыслы и значения всего существующего  и  происходящего.      При  этом   философия  использует     не     только рациональные,   научные средства и методы, но и ненаучные, художественные образы мифологию метафорический язык и пр. В этом плане философия сходна с искусством. Философ, как и художник,  в значительной мере не только "отражает" мир, но и "творит" "конструирует" его. Придает ему какие-либо новые свойства, смыслы предлагает людям своё  видение действительности,   ориентирует общественное   сознание  на  грядущие изменения.
       Философия – это прежде всего мировоззрение, выясняющее место человека в мире, его природу, смысл жизни, возможности  и перспективы развития. С помощью философского познания достигается самосознание человеческого рода, осмысливается отношение людей к миру, характер и типы мировоззрения, мировосприятия и миропонимания. 

 

       
    Философия и наука.
 
       Исторически можно выделить следующие этапы  взаимоотношения науки и философии:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.