На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Приобретение и прекрашение гражданства рф

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


          Основные  данные о работе

 
Версия  шаблона 2.1
Филиал Златоустовский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Конституционное право Российской Федерации
Тема Приобретение  и прекращение российского гражданства
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество студента  
№ контракта  
 

     Содержание
111
 

     Введение 

      Актуальность рассмотрения настоящей темы курсового исследования определяется существенно возросшим интересом к гражданству в связи с провозглашением в нашей стране человека, его прав и свобод высшей ценностью. Гражданство является звеном между народным суверенитетом и свободой личности. В свою очередь, в прямой зависимости и связи с гражданством находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание.
      Гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и  свобод, возложения на него предусмотренных  конституцией и другим законодательством  обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других установленных в межгосударственном общении формах.
      Институт  гражданства выполняет двоякую  социально-юридическую функцию. С  одной стороны, гражданство выступает  как средство и способ защиты прав индивида, с другой - как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства.
      Современное российское законодательство о гражданстве  решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием  политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной  и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами.
      Структурные преобразования государства вследствие распада Советского союза повлекли за собой необходимость приобретения статуса гражданства лицами, проживающими на той или иной территории, входящей в состав бывшего СССР. Законодательство этого периода характеризуется упрощенной процедурой приобретения российского гражданства выходами из бывших союзных республик. За время действия Федерального Закона о гражданстве 1991 г. население государств сформировалось на первоначальном этапе и перед государством возникли иные проблемы - препятствие чрезмерной миграции со стран дальнего и особенно ближнего зарубежья, увеличению населения России за счет иностранных граждан. При этом проблемным вопросом является соблюдение баланса жесткости процедуры приема в гражданство и необоснованного ущемления прав и свобод лиц, претендующих на получение гражданства Российской Федерации.
      Институт  гражданства России, носивший в советский период формальный характер в силу поглощения их гражданством СССР, сегодня стали неотъемлемым атрибутом российской государственности, свидетельством обретения Россией реального суверенитета. Появилась необходимость научного обоснования и глубокой проработки вопросов приобретения гражданства, восстановления в гражданстве, отказа от приема в гражданство России. Поэтому тема гражданства и сегодня продолжает оставаться исключительно актуальной, требующей пристального внимания исследователей.
      Правовое  регулирование вопросов гражданства  претерпело существенное изменение  в связи с принятием в 2006 году Федерального закона от 3 января 2006 г. № 5-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции», а также Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Кроме того, в 2006 и 2007 году было изменено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Указанные новеллы порядка разрешения вопросов, связанных с гражданством Российской Федерации также актуализируют настоящие исследования.
      Целью настоящей работы является исследование особенностей порядка приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации в современных условиях. Сообразно цели, в работе поставлены следующие задачи:
      1) раскрыть понятие и признаки  гражданства,
      2) исследовать общие условия приобретения  гражданства;
      3) рассмотреть порядок приобретения  гражданства в общем порядке;
      4) выявить проблемные аспекты приобретения  гражданства и предложить пути их решения.
      Объектом  исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе приобретения гражданства Российской Федерации в общем и упрощенном порядке. Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих порядок приобретения гражданства Российской Федерации в общем и упрощенном порядке.
      Методологическую  основу работы составило комплексное применение общенаучных методов анализа, в том числе исторического, синтеза, а также специальных юридических методов: системно-структурного, формально-юридического.
      Теоретическую основу работы составляют научные труды и публицистические материалы в области конституционного права. Особо следует отметить труды известных ученых специалистов в области гражданства С.А. Авакьяна, О.Е. Кутафина, М.В. Баглая, Е.С. Смироновой.
      Нормативную базу работы составили положения Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», ведомственные акты.
     Курсовая работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которой последовательно достигалась намеченная цель и раскрывалась тема работы, заключения, библиографического списка и приложения.
 

     Основная  часть 

    Глава 1  Общие условия приобретения гражданства РФ 

     1.1 Понятие и признаки гражданства  

В Конституции  Российской Федерации кроме заключенных  в ней институтов - Конституционного строя, федеративного устройства государства, системы государственной власти и системы местного самоуправления, немаловажное место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. По Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
     Основы  правового статуса человека и  гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения  государства и личности, и это  включает в себя принадлежность к  гражданству и регулирование  отношений по поводу него. Гражданство  является тем необходимым условием, которое является обязательным для того, чтобы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимися за её пределами1.
     Гражданство - есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, следовательно, гражданином государства является не то лицо, которое проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые связи с государством, которые и составляют содержание гражданства.
     Действующая Конституция закрепляет право на гражданство, закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации  приобретается и прекращается в  соответствии с Федеральным Законом. Таким законом в настоящее  время является Закон Российской Федерации «О гражданстве» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ.
     В этой дефиниции выделены главные, сущностные черты, характеризующие гражданство.
     Правовой  характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство - правовое, а не просто фактическое состояние.
     Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно  проживает за границей, а население  России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.
     Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.
     Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.
     Гражданство каждого человека юридически оформляется  документами, подтверждающими это  гражданство. Ими являются паспорт  гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство.
     В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства от 8 июля 1997 г. (Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»), паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории.
     Паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие  на ее территории. Паспорта изготавливаются  и оформляются по единому для  всей Российской Федерации образцу  на русском языке (республики, входящие в состав Российской Федерации, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом на государственных языках этих республик.) В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения. Делаются также отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста; о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летнего возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за ее пределами.
     Срок  действия паспорта гражданина: от 14 лет - до достижения 20 летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно2 .
     Государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.
     Устойчивость  отношений гражданства заключается  в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа (в настоящее время - территориальными органами Федеральной миграционной службы (Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2006 г. № 779 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828»). По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.
     Определение в Законе гражданства как связи  человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании  и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.
      Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований  его приобретения.
      Проживание  гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации  или права изменить его.
      Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
      Российская  Федерация поощряет приобретение гражданства  Российской Федерации лицами без  гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. 

     1.2 Общие условия приобретения гражданства  

      Состояние гражданства - есть политическая принадлежность индивидуума к данному государству, которая обусловливает характер политико-правовых отношений между  личностью и государством. Государственное  право связывает с гражданством целый ряд важнейших правовых последствий, главным из которых является то, что физические лица могут быть субъектами государственно-правовых отношений только обладая правовым статусом гражданина данной страны.
      В унитарных государствах существует единое гражданство, так как гражданин вступает в отношения только с одним государством, существующим на данной территории. В странах с федеративной формой государственного устройства гражданство, как правило, двойное - гражданство союза и гражданство субъектов федерации. Во многих случаях провозглашение гражданства субъекта федерации остается чистой декларацией. Гражданином субъекта федерации считается каждый гражданин союза, постоянно проживающий на территории данного субъекта. Переезд, например, в США из одного штата в другой на постоянное жительство автоматически влечет изменение гражданства штата3
      Известны  два основных способа приобретения гражданства: лицо становится гражданином  страны либо в силу происхождения, либо путем натурализации. Вопросы приобретения гражданства регулируются национальным законодательством и целым рядом международных конвенций.
      Гражданство в силу происхождения приобретается  по рождению помимо воли индивидуума. В этом случае применяются два  основных принципа, которые могут  выступать как в чистом виде, так и комбинироваться.
      Согласно  «праву крови» гражданами данного государства являются все лица, рожденные от граждан этого государства; согласно «праву почвы» гражданами данного государства являются все лица, рожденные на его территории. Гражданство в силу натурализации приобретается лицом по его воле, выраженной в соответствующем ходатайстве уполномоченным на то компетентным государственным органом4
      Практика  знает приобретение гражданства  рядом других способов, в числе  которых можно назвать вступление в брак, оптацию, занятие определенных должностей.
      Сам способ приобретения гражданства может  оказать определенное влияние на последующий правовой статус индивидуума, причем, как правило, это влияние  сводится к определенным ограничениям правоспособности тех лиц, которые приобрели гражданство по натурализации.
      В Российской Федерации первый Закон  о гражданстве 1991 г. закреплял следующие  основания приобретения гражданства  Российской Федерации:
      1) в результате его признания  (в основном это касалось бывших  граждан СССР, постоянно проживающих на территории России на день принятия этого закона, если они в течение года после этого дня не отказываются от российского гражданства);
      2) по рождению (определялось гражданство  детей) :
      а) родители которых являются гражданами Российской Федерации;
      б) один из родителей которых является российским гражданином;
      в) родители которых неизвестны;
      г) родители которых не состоят в  гражданстве Российской Федерации);
      3) в порядке его регистрации;
      4) в результате восстановления  в гражданстве Российской Федерации (в обоих случаях предусматривался облегченный порядок приобретения российского гражданства);
      5) в результате приема в гражданство  (здесь предусматривались обычные  условия приема в гражданство:
      дееспособность  лица;
      достижение им возраста 18 лет;
      постоянное  проживание на территории Российской Федерации (для иностранцев и  лиц без гражданства - всего пять лет или три года непрерывно непосредственно  перед обращением с ходатайством, для беженцев - указанные сроки  сокращались вдвое), а также обстоятельства, облегчающие прием в гражданство, и обстоятельства, при которых ходатайство о приеме в гражданство отклонялось);
      6) выбор гражданства при изменении  территории Российской Федерации  (на основе положений международного  договора Российской Федерации лица, проживающие на территории, изменившей свою государственную принадлежность при изменении границы Российской Федерации, приобретали право на выбор гражданства (оптацию). Выбор ими российского гражданства в данном случае и был одним из законных оснований приобретения гражданства Российской Федерации); по иным основаниям, предусмотренным законом5 [38. С.10].
      Новый Закон о гражданстве 2002 г. почти  наполовину сократил перечень оснований  приобретения гражданства Российской Федерации. Теперь российское гражданство можно приобрести: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом о гражданстве или международным договором Российской Федерации.
      К общим условиям приобретения гражданства  относятся:
      1) дееспособность лица;
      2) достижение им возраста 18 лет;
      3) проживание на территории Российской  Федерации постоянно или в  течение определенного срока.
      Дееспособность лица можно определить как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В данном случае следует отметить, что дееспособность как таковая рассмотрена в гражданском праве.
        В области конституционного права  понятие конституционной дееспособности  не рассмотрено, поэтому, комплексный  анализ положений Закона о  гражданстве позволяет трактовать  дееспособность лица, обратившегося  за получением гражданства, как  совокупность его психических свойств, дающих ему возможность самостоятельно, своими действиями осуществлять права и нести обязанности. То есть лицо, обратившееся за получением гражданства, должно быть вменяемым, не лишенным дееспособности.
      И если, например, в гражданском праве понятие дееспособности связывается, прежде всего, с возрастом лица, то в конституционном праве, видимо, понятие дееспособности связано исключительно с отсутствием у лица каких-либо недостатков, обуславливающих невозможность осуществлять свои права и нести обязанности лично6.
      Гражданство также не есть наиболее общая правоспособность - наибольший объем правоспособности и дееспособности. Как известно, гражданин может быть неправоспособным и недееспособным, а иностранец может  быть и тем и другим. Очевидно, проблема гражданства не имеет ничего общего с проблемой правоспособности и дееспособности. Дальше - сказать, что гражданство есть юридическое отношение, это еще ровным счетом ничего не сказать. И в особенности неправильно предполагать, что отношение между государством и иностранцем есть всегда фактическое, а не юридическое. Наконец, если гражданство есть некоторое состояние (статус), то этот статус является во всяком случае весьма предварительным и формальным.
      Гражданство - это только формально-предварительный статус, который лишь в дальнейшем, в зависимости от целого рода условий и обстоятельств, заполняется уже конкретным содержанием. Можно лишь отметить, что этот статус действительно является первоначальным статусом лица, который подлежит установлению в первую очередь, ибо он обосновывает порядок и границы определяемости данного лица соответствующими элементами правовой и политической системы страны.7
      Вторым  условием приема в гражданство является достижение возраста 18 лет. Возраст  проверяется по документам о рождении лица, обратившегося за получением гражданства Российской Федерации.
      Третьим условием приобретения гражданства  является проживание на территории России в течение определенного времени. Для иностранных граждан и  лиц без гражданства такой срок составляет пять лет непрерывно, начиная со дня получения вида на жительство, заканчивая днем обращения с заявлением о приеме в гражданство России. При этом срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Указанный срок может быть сокращен до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
      а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и  культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
      б) предоставление лицу политического  убежища на территории Российской Федерации;
      в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
      Лицо, имеющее особые заслуги перед  Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий о сроке проживания. Льготное предоставление гражданства производится также в отношении граждан государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах. Такие граждане вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий о длительности проживания и без представления вида на жительство8. Таким образом, общими условиями приобретения гражданства являются: дееспособность лица, достижение им возраста 18 лет, а также проживание на территории России в течение определенного срока. При этом последнее условие является наиболее мобильным, - при определенных обстоятельствах оно вообще сводится на нет и не учитывается при рассмотрении заявления о приеме в гражданство.
     Глава 2 Приобретение гражданства Российской Федерации в общем порядке . Прекращение гражданства РФ 

     2.1 Приобретение гражданства по рождению 

      Приобретение  гражданства по рождению (происхождению) регулируется законодательством в  зависимости от гражданства родителей (так называемое «право крови») и в зависимости от места рождения (так называемое «право почвы») или посредством комбинации этих двух начал.
      «Право крови» (jus saтguinis) означает, что лицо, рожденное от граждан данного государства, приобретает его гражданство независимо от места рождения. Таким образом, «право крови» означает государственную принадлежность родителей, а не их национальность. «Право почвы» (jus soli) означает, что лицо, родившееся на территории соответствующего государства, приобретает его гражданство независимо от гражданства своих родителей9.
      Из  всех оснований приобретения гражданства рождение является, бесспорно, самым важным. В любом государстве преобладающая часть граждан - это граждане именно по рождению.
      Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. в отличие от ранее действующего Закона 1991 г. объединяет все условия  приобретения гражданства по рождению в ст.12. В ней указывается, что ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день его рождения:
      а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство  Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
      б) один из его родителей имеет гражданство  Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
      в) один из его родителей имеет гражданство  Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился  на территории Российской Федерации  либо если в ином случае он станет лицом  без гражданства;
      г) оба его родителя или единственный родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители или единственный родитель, не предоставляют ему свое гражданство.
      Согласно  Определению Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2005 г. № 118-О положение пункта «а» части первой статьи 12 Федерального Закона «О гражданстве РФ» не препятствует лицу, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами Российской Федерации по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, в оформлении признания гражданства Российской Федерации по рождению, если только это лицо не утратило гражданство Российской Федерации по собственному свободному волеизъявлению (Определение Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2005 г. № 118-О «По жалобе гражданки Даминовой Светланы Рашидовны на нарушение ее конституционных прав пунктом «а» части первой статьи 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).
      Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином  Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев. Российские законодательство о приобретении гражданства построено по принципу «крови».
      Хотя  Россия чаще всего придерживается «принципа  крови», в определенных ситуациях  действует «принцип почвы», когда  рождение ребенка на территории РФ предопределяет его гражданство. Есть и другие случаи: ребенок, родившийся на территории РФ у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином РФ, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства; ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ; находящийся на территории РФ ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином РФ.
      Закон устанавливает новое правило, согласно которому ребенок, родившийся на территории России от состоящих в браке родителей, имеющих различное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации по рождению без необходимости согласия родителей. Ребенок же, родившийся в таком браке за границей, приобретает гражданство Российской Федерации в порядке приема по заявлению родителей (ст.14).
      Таким образом, в новом Законе фактически повторены основные положения приобретения гражданства по рождению, закрепленные в Законе 1991 г. Теперь Закон не предусматривает  возможность изменения гражданства ребенка, как это было закреплено в ранее действовавшем Законе 1991 г., в случае обнаружения хотя бы одного из родителей, опекуна или попечителя. 

      2.2 Прием в гражданство 

      Одним из оснований приобретения гражданства  иностранцами и лицами без гражданства является прием в гражданство. Так как прием в гражданство касается лиц, не имеющих права на гражданство данного государства, он является не обязанностью государства, а его правом, актом свободного усмотрения государственной власти, которая всегда может в нем отказать.
      Поскольку государства не признают себя обязанными принимать в гражданство каждого  просящего об этом иностранца или  каждое лицо без гражданства, то прием  в гражданство обусловливается  специальными условиями. Эти условия  служат материально-правовым основанием приобретения гражданства лицами, не имеющими права на гражданство данного государства и достигшими совершеннолетия.
      Устанавливая  такие условия, государство преследует цель предотвратить прием в гражданство  нежелательных лиц, которые ищут перемены гражданства только как средства избегнуть, например, уголовного преследования и т.п.
      Поэтому прием в гражданство допускается  после получения о желающем приобрести гражданство необходимых государству  сведений, для чего от претендентов на гражданство часто требуется предварительное проживание в стране в течение определенного срока10.
      В соответствии со ст.13 Закона о гражданстве  иностранные граждане и лица без  гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
      а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения  с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;
      б) обязуются соблюдать Конституцию  Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
      в) имеют законный источник средств  к существованию;
      г) обратились в полномочный орган  иностранного государства с заявлениями  об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
      д) владеют русским языком; порядок  определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
      По  сравнению с прежним порядком приема в гражданство действующий  порядок был существенно изменен Законом о гражданстве РФ 2002 г. Так, в соответствии со ст.13 Закона о гражданстве предусмотрено право иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 18 лет и обладающих дееспособностью, обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Однако таким правом пользуются далеко не все из указанных граждан и лиц - оно принадлежит только тем иностранцам и лицам без гражданства, которые отвечают следующим основным требованиям закона. Эти лица должны:
      1) иметь вид на жительство - документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию;
      2) проживать на территории Российской  Федерации со дня получения  вида на жительство и до  дня обращения с заявлением  о приеме в гражданство Российской  Федерации в течение пяти лет  непрерывно.
      Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года (Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» дополнил этот пункт предложением следующего содержания: «Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства»);
      3) взять на себя обязательство  соблюдать Конституцию и законодательство  РФ;
      4) иметь законный источник средств  к существованию;
      5) обратиться в полномочный орган  иностранного государства с заявлением  об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или действующим федеральным законодательством либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
      6) владеть русским языком. Порядок  определения уровня знаний русского  языка устанавливается положением  о порядке рассмотрения вопросов  гражданства Российской Федерации  (в настоящее время действует  Приказ Минобразования РФ от 20 июня 2003 г. № 2606 «Об организации государственного тестирования по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации»).
      Отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства отвечает принципу устойчивой правовой связи лица с государством и согласуется с широко распространенной законодательной и правоприменительной практикой других государств.
      Это требование не исключает возможности  приобретения гражданином Российской Федерации в дальнейшем иного гражданства, однако оно в определенной мере снимает коллизию с законами о гражданстве стран СНГ и открывает перспективу дальнейшего сближения законодательств этих стран путем заключения международных договоров. Без соблюдения всех этих условий может быть принято в гражданство Российской Федерации лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией. 

      2.3 Процедура приема  в гражданство 

      Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. не внес существенных изменений  в порядок подачи и оформления заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации. В нем устанавливается (ст.32), что заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя:
      а) лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;
      б) лицом, проживающим за пределами  Российской Федерации и не имеющим  места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации. Ранее такие заявления подавались в органы внутренних дел. Заявление подается заявителем лично.
      В случае, если заявитель не может  лично подать заявление в связи  с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы  могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями.
      Заявление об изменении гражданства ребенка  или недееспособного лица подается их родителями либо другими законными представителями.
      Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно  по установленной форме. Личная подпись  заявителя удостоверяется принявшим  заявление должностным лицом  Федеральной миграционной службы.
      В случае, если заявитель не может  подписать заявление в силу неграмотности  или физических недостатков, заявление  по его просьбе подписывается  другим лицом и подлинность подписи  этого лица удостоверяется нотариальной записью. За пределами Российской Федерации такая запись вносится в заявление уполномоченным на то должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.11
      Согласие  заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации в предусмотренных законом случаях дается в письменном виде, подлинность подписей указанных лиц удостоверяется нотариальными записями. Подлинность подписей лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, удостоверяется уполномоченными на то должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации (ст.33 Закона о гражданстве).
      При подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, а также при определении гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц на территории Российской Федерации взимается государственная пошлина, а за пределами Российской Федерации - консульский сбор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
      В случае отклонения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации  государственная пошлина и консульский  сбор заявителям не возвращаются.
      Не  возвращаются они и в случае отказа в выходе из гражданства Российской Федерации гражданам:
      а) имеющим не выполненные перед Российской Федерацией обязательства, установленные федеральным законом;
      б) привлеченным компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемых по уголовным делам либо если в отношении них имеются  вступившие в законную силу и подлежащие исполнению обвинительные приговоры суда;
      в) не имеющим иного гражданства  и гарантий его приобретения (ст.34).
14 ноября 2002 г. Указом Президента РФ  было утверждено Положение о  порядке рассмотрения вопросов  гражданства Российской Федерации (Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»), которым устанавливаются порядок рассмотрения заявлений, принятия, исполнения и отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.