На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 28 (не полная). Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

Особенности развития произвольного  внимания в старшем  дошкольном возрасте 
 

                                           Выполнила: студентка
                                            факультета педагогики 
                             и психологии
                                                           Ракаева Резида Тауфикзяновна
                                               Научный руководитель:
                                       ассистент кафедры
                                                возрастной психологии
                                                        Сайсанова Инна Михайловна 

Барда –  Бирск 2004 

                Содержание: 

    Введение. 

    Глава I . Исследование внимания в психологии. 

      Понятие внимания,  функции, виды и свойства внимания.
 
      Особенности развития произвольного внимания дошкольников.
 
      Комплексная оценка внимания в воспитательно - образовательной работе.
 
    Глава II. Организация и методы исследования произвольного внимания. 

    2.1. Организация  исследования произвольного внимания 

    2.2. Методы  исследования произвольного внимания. 

    2.3. Программа развития произвольного внимания у дошкольников. 

    Глава III. Результаты исследования. 

      Результаты  констатирующего эксперимента.
 
      Особенности поведения детей во время формирующего эксперимента
 
      Результаты  контрольного эксперимента.
 
    Заключение.
    Рекомендации
    Литература.
    Приложения.  

  
 
 

Введение 

     Ни  одна психологическая проблема не вызвала  такого большого количества экспериментальных  и теоретических исследований, как  проблема внимания.
     Исследования  внимания – традиционная психологическая  проблема. В этой области имеется целый ряд концептуальных подходов, накоплено множество экспериментальных фактов, однако, разные концепции далеко не всегда «стыкуются» между собой, а факты часто противоречивы.
     Анализ  особенностей внимания во всей множественности  его проявлений, выяснение сильных и слабых сторон дает основание для целенаправленного его развития.
     Экспериментальные исследования обнаруживают, что уровень  развития основных свойств внимания в значительной степени определяется свойствами высшей нервной деятельности (1;29)
     Индивидуальные, устойчивые особенности высшей нервной  деятельности человека накладывают  свой отпечаток на формирование свойств  внимания, в одних случаях способствуя  их оптимальному развитию, в других – ограничивая это развитие.
     Проблема  управления вниманием с каждым днем становится все более актуальной. Это связано прежде всего с необходимостью приспособить психические процессы, в том числе и внимание, к возрастающему потоку информации.
      Внимание  в дошкольном детстве носит преимущественно  непроизвольный характер. Ряд отечественных психологов (Д.Б. Эльконин, Л.с. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Ф. Добрынин и др.) связывают преобладание непроизвольного внимания с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Непроизвольное внимание развивается в течении  всего дошкольного детства. Н.Ф. Добрынин, А.м. Бардиан и  Н.В. Лаврова отмечают, что с обогащением интересов. По мере того как расширяются интересы ребенка, его внимание приковывается к более широкому кругу предметов и явлений.
     Особую актуальность проблема формирования произвольного внимания приобретает этапе дошкольного детства.
     Прежде  всего потому, что внимательный ребенок  более точно и эффективно воспринимает необходимые знания, которые дают ему возможность успешно развиваться  в умственном плане. Эти качества закрепляясь, облегчают процесс обучения в школе. Поэтому развитие у детей дошкольного возраста произвольного внимания составляет важную задачу, без решения которой невозможно полноценное усвоение знаний, а следовательно нельзя говорить о психической готовности ребенка к обучению.
     Большую роль при формировании произвольного  внимания ребенка играет взрослый. Знание педагогам, родителями особенностей развития произвольного внимания детей, своевременная диагностика и  коррекция его поможет готовности ребенка к школьному обучению успешной его жизнедеятельности.
           Вышесказанное и  определило тему нашего исследования.
     Цель  исследования: изучение особенностей произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте и разработка психолого-педагогической  программы его развития.
     Объект  исследования: внимание старшего дошкольника
     Предмет исследования: особенности развития произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте
     Гипотеза:
     Коррекционно-развивающая  программа, используемая в разных видах игровой деятельности детей, должна стать эффективным средством формирования произвольного внимания старших дошкольников.
     Задачи  исследования:
     1. Изучение психолого- педагогической  литературы по данной теме.
     2. Изучение особенностей произвольного  внимания у детей старшего дошкольного возраста.
     3. Разработка и апробация коррекционно - развивающей программы  по  развитию  произвольного внимания  у детей старшего дошкольного  возраста.
      4. Выявление  эффективности проводимых  развернутых  мероприятий.
         Методы исследования: наблюдение, эксперимент, опрос, тест.
          База исследования: исследование проводилось на базе структурного подразделения Куземьяровской  основной общеобразовательной школы.
      В эксперименте приняли участие 20 детей  старшего дошкольного возраста.
     Глава 1. Исследования внимания в психологии 

     1. 1. Понятие о внимании. Функции, виды  и свойства внимания 

     Вниманием называется сосредоточенность психической  деятельности на определенных объектах. Оно является важным условием ясности  и отчетливости восприятия и понимания человеком предметов и явлений, и отношений между ними. Сосредоточенность сознания - качественно своеобразное его состояние, необходимое для успешной и продуктивной деятельности.
     Уже перед началом работы внимание выражается в готовности к восприятию и действию, еще более его значение проявляется в самом процессе  труда. В этом смысле сосредоточенность можно охарактеризовать как рабочее состояние сознания.
     Внимание  человека к какому-либо предмету имеет  двусторонний характер. С одной стороны, оно выражается в углубленности в работу, доходящей в высшей степени своего развития до полного поглощения деятельностью и, с другой - отвлечение от всего, что мешает работе, затрудняет или осложняет ее выполнение. Эти две стороны сосредоточенности находятся во взаимосвязи, и то или иное их соотношение во многом влияет на продуктивность труда.
      Из  этого вытекает, что под вниманием  нельзя понимать какую-либо отдельную  или «обособленную» форму психики. Внимание неотделимо от психических  процессов и состояний, оно является необходимым психологическим компонентом деятельности человека. Сосредоточенность проявляется в восприятии нового учебного материала, в запоминании и воспроизведении, а также практическом применении полученных знаний.
      Таким образом, вопрос о сосредоточенности в равной степени относится к проблемам психологии ума и характера. В этой связи укажем назначение вопроса о сосредоточенности для понимания характера. Внимание может выступать не только в виде отдельных актов в деятельности человека, но и как сложившаяся черта характера, как привычка к определенному виду работы и его организации. При изучении этого вопроса намечается сближение проблем мышления и характера, которые в психологии часто и не обоснованно бывают разобщены.
      Сосредоточенность психической деятельности проявляется при определенной направленности сознания. Направленность характеризует личность человека, содержательную сторону сознания, и в этом смысле значение направленности неизмеримо шире по сравнению с вниманием. Направленность выражается в убеждениях человека, в целях и мотивах его деятельности, в идеалах, интересах и потребностях, во всей системе его отношений к обществу, к труду.  Направленность сознания школьника характеризует его отношение к учению в школе и выполнение нельзя определять через понятие направленности в указанном смысле: здесь была бы совершена логическая ошибка - определяющее по своему объему было бы гораздо шире и значительнее определяемого.
     При определенной направленности личности внимание приобретает избирательный характер. Нам очень важно знать, какие объекты предпочтительно привлекают внимание человека в процессе его деятельности, к чему он внимателен и к чему невнимателен, являются ли предметом его внимания явления важные и нужные или незначительные и пустые, не имеющие сколько-нибудь серьезного жизненного значения для общества и развития личности данного человека.
     Особенности внимания обуславливаются требованиями самого трудового процесса. Длительная работа в определенной области приводит к выработке своеобразной специализации внимания; приуроченной к данному виду деятельности. В частности педагогическая работа в школе предъявляет   определенные  требования к вниманию учителя. Закономерности внимания могут быть раскрыты, прежде всего, в процессе трудовой деятельности человека, примером чего является изучение внимания дошкольников при разной организации их работы на занятиях.
     Организованность  в процессе познания и действия представляет сложный комплекс качеств ума  и характера. Здесь имеет значение планирование деятельности, продумывание порядка каждого действия, умении ценить фактор времени, организовать самый процесс труда, разрешать поставленные задачи в определенной последовательности, ориентироваться в новой обстановке, рационально организовать волевые усилия и действия в соответствии с поставленной задачей.
     Мы  говорили так же об организаторских  способностях как об умении руководить коллективом и направлять его  деятельность.
     В указанном смысле вопрос об организации  психической деятельности шире и сложнее по сравнению с вопросом о внимании, специфика которого заключается в сосредоточенности психической деятельности на определенных объектах. В то же время организация психической деятельности не является единственным условием сосредоточения. Существенное значение имеют и многие другие стороны личности и прежде всего отношение человека к труду и своим повседневным обязанностям, умение работать, овладение определенными навыками труда.
      Внимание, как особенность сознания, выполняет определенные функции: 

       
 
 
 
 

     В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека, различают внешнее и внутреннее влияние.
     Внешние внимание - внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления.
     Внутреннее  внимание — внимание, направленное на собственные мысли, чувства переживания» Это деление, конечно, до известной степени условно, так как в ряде случаев мы сосредоточенно мыслим в связи с восприятием какого-либо предмета или явления, стараясь понять его, глубоко проникнуть в его сущность.
     Внимание имеет определенные свойства, «качества внимания» (19:33).
      Рассмотрим  кратко каждое из них. Для упорядочения введем
данную  информацию в таблицу:
Свойства  внимания Содержание, характеристика Популярное  назначение
Концентрация Степень сосредоточенности  внимания на одном объекте или деятельности при одновременном отключении от всего остального Связано с глубоким интересом к деятельности или  какому-нибудь событию
Устойчивость Удержание внимания на предмете или какой-то деятельности длительное время. Это свойство, его качество зависит от обстоятельств, активности нервной системы, возрастных особенностей Лекция, занятие, урок в школе, просмотр фильма
Объем Количество  объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью. Результаты психодиагностики выдают нам следующие данные: наиболее качественный объем внимания у учителей, воспитателей, математиков Данное качество зависит от профессиональной деятельности
Распределение Одновременная возможность удержать в сфере  внимания несколько объектов, выполнить несколько видов деятельности Профессиональная: дирижер, летчики, шофер
Переключение Намеренный  осознанный перенос внимания с одного объекта на другой Необходимо  при выполнении разнообразной деятельности
 
     В отечественной психологии существует мощная научная традиция исследования свойств внимания. В трудах С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Добрынина, Ф.Н. Роноболина, И.В. Страхова и других ученых детально проанализирована природа свойств внимания, их взаимосвязь, специфика проявления в деятельности, связь с особенностями, личность.
     Так, например в современной психологии объем внимания, точнее его ограниченная емкость и распределяемость являются предметом многочисленных экспериментальных  исследований. Выделим лишь один наиболее существенный для нас момент: насколько ограничены возможности распределения внимания, каковы пределы тренируемости этого свойства.
     По  некоторым представлениям качество выполнения двойной задачи всегда будет  хуже, чем в тех случаях, когда  внимание концентрируется на чем-то одном; причем эти ограничения объясняются причинами физиологического порядка (11; 26).
     Есть  и другие, более оптимистические  взгляды на эту проблему. Некоторые  зарубежные исследователи считают, что распределение внимания («двойное внимание») равно эффективное по отношению к обеим видам выполняемой деятельности, вполне возможно. Оно представляет собой результат научения, правда, длительного и трудного  (40; 72).
     Двойственная  природа распределяемости, которая  выступает в качестве свойства внимания, с одной стороны, и в качестве упражняемого интеллектуального навыка - с другой, неоднократно отмечалось отечественными психологами, в частности, Н. Ф. Добрыниным и его учениками.
     В экспериментальной психологии имеются  специальные приемы, которые позволяют  диагностировать все перечисленные свойства внимания. (32).
     Если   внимание   устойчиво,   хорошо   концентрируется, распределяется, переключается  и имеет большой объем, принято  считать, что свойства внимания хорошо развиты. Следует подчеркнуть, что  в жизни, как правило, встречаются  различные промежуточные варианты. Например, внимание не очень устойчиво, но отличается большим объемом и хорошо переключается; или внимание устойчиво, но узко и плохо переключаемо.
     В психологической литературе выделяются определенные виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Сами термины в данном случае недвусмысленно свидетельствуют о характере различий между этими видами внимания. Избирательная направленность, сосредоточенность на объекте или процессе деятельности может осуществляться как непроизвольно, вне сознательных намерений человека (тогда мы говорим об активизации непроизвольного внимания), так и при помощи волевого усилия (в этом случае речь идет об активизации произвольного внимания).
     Непроизвольное  внимание исторически представляет собой более «древний»  вид  внимания.  В  индивидуальном  развитии  оно обнаруживается очень рано, с первых дней появления человека на свет. В основе непроизвольного внимания лежит универсальная биологическая реакция — ориентировочный рефлекс, - возникающая в ответ на любое изменение окружающей среды. В исследованиях отечественного психолога Е.Н. Соколова был выявлен механизм возникновения этой реакции. Считается, что в центральной нервной системе в результате анализа информации, поступающей извне, складывается «нервная модель» стимула (ситуации). Внезапное изменение параметров стимула (ситуации) приводит к рассогласованию вновь поступающей информации с уже имеющимися представлениями, что автоматически вызывает ориентировочный рефлекс и пробуждает непроизвольное внимание.
     Любое ли изменение стимула (ситуации) в  данном случае равноценно, равнозначно? Важнейшую роль порой играет связь  этих изменений с     субъективными    потребностями    человека. Преимущественным правом пользуются те изменения ситуации, которые связаны с удовлетворением так называемых базовых, первичных потребностей» Часть из них биологически обусловлена — это потребность в безопасности получения пищи.
     Поскольку ориентировочный рефлекс - биологическая  реакция, для него справедлив «закон силы». Иначе говоря, чем сильнее изменение стимула (например, больше его интенсивность или новизна), тем значительнее ответная реакция.
     Итак, непроизвольное внимание - непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием, контрастного или нового, неожиданного   раздражителя   или   значимого   и   вызывающего эмоциональный отклик. Непроизвольное внимание - непреднамеренное, возникающее без заранее поставленной цели, без каких-либо усилий воли. Данный вид внимания малопродуктивен, длительно не сохраняется, характерен для дошкольников. В дошкольном возрасте непроизвольное внимание является ведущим.
     Наряду  с непроизвольным вниманием важнейшую  роль в нашей жизни играет произвольное. Внешне эти два термина похожи. Однако за устранением частицы «не» из слова «непроизвольное» стоит коренная реорганизация психологических механизмов внимания, В качестве фактора, пробуждающего произвольное внимание, выступают не случайные изменения окружающей среды» Таким фактором является цель деятельности»  Сосредоточение  внимания  на  достижении  цели деятельности представляет собой результат сознательного волевого усилия о Именно в этом случае мы можем говорить о произвольном внимании.
     Известный психолог У. Джеймс писал, что главнейший подвиг воли заключается в направлении сознания на непривлекательный объект и в сосредоточении на нем своего внимания. Для любого человека обыденным является тот факт, что отлаженный механизм внимания позволяет ему сосредотачиваться на любом, даже самом неинтересном деле. Однако, оглядываясь назад, можно с уверенностью утверждать, что эволюция совершила качественный скачок, открыв перед человеком возможность произвольно управлять своим поведением и, в частности, вниманием. Возникновение той способности связано с развитием и совершенствованием специальных физиологических механизмов., Не вдаваясь в их анализ, отметим, что ведущую роль в этих механизмах играют наиболее «молодые», специфически человеческие области головного мозголобные отделы коры больших полушарий. Именно они программируют и корректируют поведение человека в соответствии с теми задачами, которые ставит перед ним практика.
     Общепризнано, что произвольное внимание существует только в деятельности, направляется и корректируется ее целями и задачами, регулирует динамику исполнения. Будучи всегда целенаправленным, оно поступает, как ориентированность человека на конечный результат деятельности. Возникновение внимания, таким образом, обязательно предполагает  целеполагание.   Возможно,  что  именно  процесс целеполагания и «включает» внимание для эффективного управления протеканием деятельности.
     Задавшись определенной целью, человек предвосхищает  конечный результат, планирует способы  его достижения, оценивает промежуточный  продукт, отличая его с конечной целью, и на этой основе корректирует свои действия, осуществляет общий контроль над протеканием деятельности. Внимание регулирует напряженность в реализации того или иного этапа деятельности и имеет свою специфику на каждом этапе. (см. структуру приема информации).
     Таким образом, произвольное внимание выполняет свое основное назначение - управление психологической сферы человека при решении разнообразных практических и теоретических задач.
     Если  рассматривать с физиологической  точки зрения процесс произвольного  внимания, то наблюдается следующая картина: очаг оптимальной возбудимости поддерживается сигналами, идущими от второй сигнальной системы.
     По  предварительным диагностическим  данным выявлено, что произвольное внимание утомляет через двадцать минут.
     Послепроизвольное внимание - возникает на основе произвольного внимания, после чего, вызывается через вхождение в деятельность м возникающей в связи с этим интерес. При этом из сферы сознания исчезает все, что прямо не связано с содержанием работы. В первую очередь исчезает сознательное волевое усилие, намерение сохранять и поддерживать внимание. Воля, мобилизуемая для выполнения работы. Отходит на второй план; ее функции принимает на себя интерес к делу.
     В таком состоянии значительно  увеличивается избирательность  внимания. Конечно, очень сильный внешний раздражитель может вывести человека из состояния увлеченности работой. В таком случае действует    безусловно-рефлекторный    принцип    пробуждения непроизвольного внимания. Но пороги ориентировочного рефлекса, как правило, повышаются. Это означает, что обычные, слабые изменения окружающей обстановки, которых часто бывает достаточно, чтобы нарушить произвольное внимание, оказывается бессильными перед послепроизвольным вниманием.
     Таким образом, важнейшим признаком послепроизвольного внимания является его особая экономность. Послепроизвольное внимание является особенно продуктивным.
     Таким образом, внимание определяется по видам (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) в зависимости от выраженности целевой  направленности и уровня необходимых волевых усилий. 

     1.2.  Особенности развития  произвольного внимания 
             дошкольников 

     Внимание, как и познавательные психические  процессы, имеет сходство в своем  развитии.  «Историю произвольного  внимания следует начинать с истории  указательного пальца», писал отечественный психолог А.С. Выготский (3;212). За парадоксальным на первый взгляд утверждением стоит глубокий анализ психологических источников и механизмов происхождения этого вида внимания.
     С первых дней появления на свет у  младенцев проявляется ориентировочный  рефлекс,   на  основе   которого   складывается непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание по своей сути пассивно, ребенок как бы идет на поводу у случайных изменений обстановки. Но взрослые, общаясь с ребенком, постепенно начинают руководить вниманием малыша, направляя его с помощью указательных жестов на наиболее значимые или интересные объекты окружения.
      Считается, что наиболее  сенситивный возраст  для развития внимания является 2,5 – 3 года (24). Дети раннего возраста сосредотачиваются при рассматривании картинок. Ранними формами проявления внимания можно считать зрительное или слуховое сосредоточение в возрасте 2—3 недель. В этот момент в ответ на зрительные или слуховые сигналы можно наблюдать возникновение кратковременной задержки движений. Со второго месяца наблюдается сосредоточение на ярких игрушках. Большее время сосредоточения наблюдается к человеку и движущимся предметам.
     Ко  второму году наблюдается сосредоточение на слове, значении речи. Тут-то и начинается «золотой век» развития внимания.
Овладевая речью, ребенок, по существу, овладевает и способами управления своим  вниманием. И если в начале жизни  этим процессом управляли взрослые, то дальнейшее развитие речи и внимания все более и 

более освобождается от их опеки. Из внешнего, социально организованного процесса непроизвольное внимание, представляет на этом этапе внутренний, само регулируемый процесс.
      Было  бы неправомерно думать, что указания взрослого утрачивают свое воспитательное значение, как только ребенок овладевает способностью произвольно регулировать внимание. Напротив, слово или жест взрослого, направляющие внимание ребенка, сохраняют свою руководящую роль на протяжении всего дошкольного и школьного возраста.
     Как уже говорилось, в повседневной жизни  развитие произвольного внимания ребенка непрерывно от формирования различных видов деятельности. На первых этапах это игра, в первоначальном обучении – ориентировочно-исследовательская деятельность. Руководящая роль взрослого при этом заключается в целенаправленном привлечении внимания ребенка к тем способам и операциям, с помощью которых он может достигнуть поставленной цели. Отечественный психолог А.В. Запорожец, анализируя, как формируются у детей дошкольного возраста двигательные   навыки,   постоянно   подчеркивал   необходимость специальной фиксации внимания ребенка на отдельных вспомогательных и промежуточных этапах овладения навыками. В процессе такой работы ребенок  познает  возможности  своего  внимания,  выучивается использовать его адекватно поставленной задаче.(25;19)
     Упражняясь  в деятельности, произвольное внимание приобретает и оттачивает свою регулирующую роль. Этот процесс длителен и в  основном протекает стихийно. Мало кто из взрослых задумывается над  тем, что помогая ребенку искать грибы, собирая на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, он тем самым способствует тренировке внимания.
     Очень рано у детей проявляется и  предвосхищающее внимание. С ним  хорошо знакомы фотографы, которые  обещают ребенку «птичку» из фотоаппарата в ответ на замершую в ожидании интересную позу ребенка и широко распахнутые глаза, предвосхищение ребенка, как правило, неожиданно, оно эмоционально окрашено. Это готовность услышать. Увидеть, узнать что-то интересное. Лишь постепенно на ее основе формируется прогностическое внимание, прямо сопряженное с четким представлением о конечном результате.
     Ф.Р. Дунаевский отмечает, что общая характеристика, данная Павловым И. А. ориентировочному рефлексу животных как рефлексу «Что такое?», остается правильной и для детей, но теперь этот рефлекс может быть также охарактеризован как «что с этим можно сделать?». Наряду с общими для животных и детей чертами ориентировочного рефлекса (например, его учащение при повторении раздражений) автор указывает на специфику ориентировочного рефлекса у детей. Так, если объект деятельности ребенка более или менее сложный, то ребенок может вновь и вновь к нему возвращаться, находить в нем новые отношения, новые возможности действия.
     Добрынин  Н.Р. утверждает, и мы, педагоги, подтверждаем практикой, что успешность в обучении знаниям, умениям, навыкам зависит от внимания ребенка. «Внимание – направленность и сосредоточенность психики (сознания) на определенных объектах, имеющих для личности устойчивую и ситуативную значимость; сосредоточение психики. Предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной, двигательной активности» (10;102).
     Непроизвольный, не волевой характер внимания сохраняется  и после вступления ребенка в  дошкольный возраст. Изучая литературу, освещающую эту сторону умственного развития дошкольника, мы можем до известного момента указать количественные изменения: возрастает сосредоточенность внимания, устойчивость.
     Материалы различных исследований показывают, что на протяжении дошкольного детства  у ребенка возрастает устойчивость внимания.
     Так, Бейрль, выясняя максимальную продолжительность  игр у детей разного возраста, получил данные, показывающие, что  устойчивость внимания в дошкольном возрасте возрастает значительно интенсивнее, чем в преддошкольном возрасте. (33)
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
Возраст детей Средняя продолжительность  деятельности Средняя продолжительность  отвлеченности (мин)
2,5 – 3,5 года 17 мин 05 сек 7 мин 08 сек
3,5 – 4,5 года 37 мин 04 сек 7 мин 05 сек
4,4 – 5,5 лет 51 мин 04 сек 6 мин 04 сек
5,5 – 6,5 лет 62 мин 08 сек 1 мин 06 сек
      Исследования Н.А. Агелосовой также  говорят о значительном возрастании  устойчивости внимания на протяжении дошкольного возраста (4). Проведенные  ею эксперименты показывают, что устойчивость внимания — сосредоточенное рассматривание картинок — возрастает от младшего к старшему дошкольному возрасту почти в два раза.
     Исследования  Т.В. Петуховой показали, что старшие  дошкольники не только более длительное время могут заниматься малоинтересной работой (дети раскладывали обрывки  цветной бумаги в коробке, руководствуясь их цветом), но и гораздо меньше при этом отвлекаются на посторонние объекты, чем младшие дошкольники (27). 

     В дошкольном возрасте наряду с ростом устойчивости внимания увеличивается  и ее объем. Это имеет место  и в непроизвольном, и в произвольном внимании.
     Увеличение  объема непроизвольного внимания, т.е. количества элементов ситуации и  отношений между ними, непосредственно  вызывающих ориентировочные реакции, обнаружено в исследовании Д.Б. Годовиновой (27:13). В ее экспериментах на ребенке, перед которым не ставилось никакой задачи, действовало несколько световых и звуковых раздражителей. Опрос детей 3-4 лет, проведенный после двадцати предъявлений лампочки и звонка с целью выяснения степени ожидания обстановки, показал, что многие из них не могли сказать, что всегда после зажигания лампочки звенел звонок.
     Опрос детей 4—5 лет показал, что после  двадцати предъявлений света и звонка 80% этих детей смогли словесно обозначить временную зависимость между  ними.
     У детей 5—6 лет и 6 – 7 лет ориентировочные реакции на звонок появились при первом же его предъявлении, но столь же быстро и угасали (на 2-4 предъявлении). Так, дети 5—6 лет в 90% случаев, а дети 6—7 лет в 100% случаев правильно отмечали, какие раздражители имели место в опыте и в каких они находились отношениях. Эти данные говорят о том, что к концу дошкольного возраста процесс внимания внешне менее выражен, что он осуществляется более сложным путем. 

       
 
 
 
 
 
 

       

     ____ условные ориентировочные реакции;
     _ _ _безусловные ориентировочные реакции.
     Данные  об увеличении объёма произвольного  внимания в дошкольном возрасте были получены в исследовании Т.В. Ендовицкой (карточка с изображением 6 геометрических фигур, отчет словесный и действительный) (27:29).
     Материалы, полученные в опытах, свидетельствуют о том, что объём    произвольного внимания, увеличивается на протяжении дошкольного детства.
     Исследование  показало также, что распределение  внимания между формой фигуры и их пространственным расположением в  наибольшем количестве случаев имело место у старших детей.
     На  протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только устойчивее, шире по объёму, но также и более  эффективным.
     Н.Н. Поддъяковым,   изучавшим   особенности   автоматизации действия у детей  дошкольного возраста, были получены данные, свидетельствующие о повышении эффективности внимания при формировании действия на протяжении дошкольного возраста (опыт с разноцветными лампочками, которые предлагалось гасить) (15:43).
     В исследованиях У.М. Сурхайхановой  были обнаружены большие различия в поведении детей младшего и старшего дошкольного возраста. Для детей 3—4 лет характерным было отсутствие внимания к условным действиям. Ориентировочные движения, совершаемые только после дополнительной стимуляции со стороны экспериментатора, были элементарны и мало совершенствовались в процессе повторения.
     Старшие дошкольники (6-7 лет) при первом же ощупывании лабиринта выделяли начальный и  конечные пути и могли показать их (27;23).
     Таким образом,    исследования показывают, что к концу дошкольного детства внимание ребенка значительно расширяется по объему, становится относительно устойчивым и, главное, позволяет ребенку выявлять основные особенности условий, в которых формируется действия.
     Для детей 3—4 лет характерным было отсутствие внимания к условным действиям. Ориентировочные движения, содержаемые или только после дополнительной стимуляции со стороны экспериментатора, были элементарны и мало совершенствовались в процессе повторения.
     Старшие дошкольники 6-7 лет при первом же ощупывании лабиринта выделяли начальный и конечный пути и могли показать их (27:23).
     Таким образом, исследования показывают, что  к концу дошкольного детства  внимание ребенка значительно расширяется  по объему, становится относительно устойчивым и, главное, позволяет ребенку выявлять основные особенности условий, в которых формируются действия.
     Произвольное  внимание,  в  отличии от непроизвольного, обусловлено интенсивностью воздействия  или непосредственной привлекательностью объектов, вызывается и поддерживается мотивами, не относящимся непосредственно к его объекту.
     Анализируя  природу произвольного внимания, отечественные психологи А.С. Выготский  и А.Н. Леонтьев выявили роль общественно-исторических условий жизни в происхождении  произвольного внимания у человека» Волевая регуляция внимания вызывается требованиями общественно-трудовой деятельности людей и осуществляется с помощью слова,
     Формирование  произвольного внимания в онтогенезе начинается с того, что взрослый человек с помощью слова, указательного  жеста и других воздействий привлекает внимание ребенка к тем или другим сторонам действительности, В дальнейшем сам ребенок учится пользоваться этими средствами для организации своего внимания, в результате чего последнее приобретает опосредованный произвольный характер.
     1.3 Комплексная оценка  внимания в воспитательно-
            образовательной  работе 

     Мы, педагоги, родители, часто упрекаем детей в невнимательности, не думая  о том, что в основе этой самой  «невнимательности» лежат индивидуальные особенности личности, свойства нервной системы. И уж совершенно, порой, не учитываем того, что нужно не исправлять их, подгоняя под общий «тариф», а учитывать в своей психологической и педагогической деятельности. Внимание ребенка органически включено в деятельность, общая организация и временной режим которой задаются педагогом.
     Индивидуальный  темп — устойчивая характеристика человека. Она проявляется в самых  различных моментах его жизни, начиная  от предпочитаемого темпа предъявления раздражителей (сенсорный тип), наиболее удобного темпа простейших действий типа простукивания карандашом (моторный темп), и кончая темпом выполнения сложных заданий, составляющих трудовую деятельность человека. По мнению физиологов, для каждого человека существует некоторый свободно выбираемый темп, вокруг которого физиологические расходы на выполняемую деятельность и ошибки минимальны, а эффективность максимальна.
     Говоря  о темпе деятельности (учебной, трудовой, игровой), надо иметь в виду, что  определенную роль в формировании индивидуального  темпа играют наследственные факторы. Поэтому, если педагог уверен в том, что сниженный темп не является результатом временных причин (плохого состояния здоровья, низкой мотивации), то его надо принимать как свойственную данному ребенку черту и учитывать в педагогическом процессе.
     Педагогам необходимо постоянно учитывать: чем  больше задаваемый темп отличается от удобного для ученика, дошкольника, тем больше страдает качество выполняемой  деятельности. Ребенок в этом случае испытывает все нарастающие трудности. Они особенно велики, когда дошкольник не успевает. То есть его индивидуальный темп ниже уровня, требуемого педагогом. Нарастает нагрузка на все психические процессы, в первую очередь на внимание. Если у ребенка большой объем внимания и он хорошо умеет его распределять, какое-то время ему удается удержать в центре внимания подаваемый материал на занятии, но внимание быстро истощается.
     Если  индивидуальный темп ребенка выше среднего уровня, то его внимание может остаться незагруженным. В конечном счете, это  приведет к «потере бдительности».
     Таким образом, и в тех случаях, когда  индивидуальный темп выше среднего уровня, и в тех , когда он ниже, внимание ребенка обязательно страдает.
     Наблюдения  за дошкольниками показывают, что  среди них встречаются очень  медлительные дети, отличающиеся повышенной тщательностью при выполнении заданий. Этих детей характеризует особая аккуратность и вдумчивость» но они хронически отстают в деятельности.
     Наряду  с такими детьми есть и другая категория: дети , отличающиеся высоким темпом работы при очень низком качестве. Если у первых доминирует установка на точность, у вторых — на скорость работы. Обладая высоким индивидуальным темпом, эти дети опережают в деятельности многих других, но опыт показывает, что у них очень большое количество ошибок, как правило, бессмысленных, вызванных только одним — дефицитом внимания.
       Итак, внимание и темп оказываются связанными сложной связью. При относительно низком индивидуальном темпе и плохо  развитом внимании  постоянная  тренировка  внимания  может  несколько стабилизировать индивидуальный темп, В свою очередь, хорошо развитое внимание выступает как условие превращения индивидуального темпа в источник повышения успешности деятельности.
      Индивидуальный  темп обусловлен особенностями нервной  системы, что обуславливает скорость протекания нервных процессов: возбуждения и торможения о Индивидуальные особенности личности, определяющие динамику психической деятельности – силу нервных процессов,  их уравновешенность и подвижность  определяется темпераментом.
     Активный тип личности с сильной уравновешенной, подвижной нервной системой будем называть сангвиником; слабый тип личности — меланхоликом; сильный, неуравновешенный, безудержный – флегматик. Соотношение силы уравновешенности, подвижности нервных процессов довольно активно влияют на познавательный процесс и организацию внимания. У детей с холерическим типом темперамента произвольность внимания зависит от степени осознания или необходимости какой-либо деятельности, от потребности в ее выполнении. Чем больше ребе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.