На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


методичка Организация предпринимательской деятельности

Информация:

Тип работы: методичка. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ» 
 
 

С.Ф.АЛЕКСЕЕВА, В.Н.ЛОЗИНСКИЙ
 
 
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие
Санкт-Петербург
2006

УДК

 
Алексеева С.Ф., Лозинский В.Н. Организация предпринимательской  деятельности: Учебное пособие.- СПб.:Изд. СПбГУКиТ, 2006.- 208с. 
 

Рецензент: доцент кафедры экономики и управления предприятий сервиса Санкт-Петербургского института сервиса, к.э.н. М.К.Авьерино 

    В учебном пособии рассматриваются  современные проблемы развития предпринимательства, организационно-правовые формы предприятий, стадии создания и механизм функционирования собственного дела, налогообложение, финансовые результаты и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Отдельные главы посвящены лицензированию отдельных видов предпринимательской деятельности, налогообложению субъектов малого бизнеса, коммерческой тайне предприятия и их правовому регулированию.
    Пособие предназначено для студентов  факультета массовых коммуникаций, обучающихся  по специальностям «Государственное и  муниципальное управление», «Менеджмент организации», «Реклама» и др.
                  OАлексеева С.Ф., Лозинский В.Н., 2006
                                        OСПбГУКиТ, 2006

ВВЕДЕНИЕ

 
       В экономике  предпринимательство является особым видом деятельности, направленной на создание и обеспечение функционирования каких-либо предприятий с целью получения прибыли (дохода).
       В таком виде предпринимательство  зародилось еще в условиях феодализма. Первоначально предпринимателями  назывались лица, которые проявляли  предприимчивость  в создании  промышленных предприятий (кустарных производств, мануфактур и др.), а затем – представители купеческого и банковского капитала. А период промышленной революции конца ХУIII – начала ХIХ вв. предпринимателями назывались преимущественно фабриканты, то есть лица, вкладывающие средства в создание и организацию работы фабрик – крупных предприятий по обработке сырья и изготовлению продуктов машинным способом.
       Предпринимательство – это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества,  денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.
       Характерно  определение предпринимателя, данное известным экономистом Й. Шумпетером: «Быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие… и не так, как делают другие» /18/. Следовательно, предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Этим оно отличается от обычного бизнеса, под которым понимается рутинная, однообразная  деятельность с целью получения прибыли. Например, установка ещё одной палатки по продаже продуктов является бизнесом, но здесь нет предпринимательства. Хотя довольно часто бизнес осуществляется на основе предпринимательства.
       Предпринимательство как процесс представляет собой целесообразную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей субъектов рынка и получение прибыли, ибо в противном случае поставленная предпринимателем цель не будет достигнута.  Предпринимательство как процесс включает в себя поиск новых идей, постановку целей, их оценку и воплощение в новом предприятии, превращение идеи в конкретный результат. Это процесс непрерывный, он постоянно возобновляется, поскольку всё время изменяются потребности, которые и удовлетворяются предпринимателем.
      ИСТОРИЧЕСКИЕ  ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В  РОССИИ

       Эволюция  предпринимательства была сложным  процессом, на пути которого можно выделить несколько основных этапов /11/. На рис.1 отражены  изменения тенденций развития предпринимательства в России от средних веков до наших дней.

 
 
 
                                   4
                        3                    
                2                               5  
                                                                              9
     1                                                    6        7        8      
       
                     
     Сер.  Нач. 1861    1900  1917  1921  1928   1932   1990   2000
     ХУ1   ХУ11
        в.       в.
    Рис.1. Исторические этапы развития предпринимательства  в России                                           
                                           
       Первый  этапзарождение. Предпринимательство зародилось в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Со времен строительства первых городов вокруг них возникало множество торговых и промысловых поселений – «погостов». Здесь заключались сделки, торговые договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. Первые письменные памятники Древней Руси называют первых русских предпринимателей: купцов, гостей, торгующих крестьян. В то время купцами называли горожан, основным занятием которых была торговля, и которые развозили по стране иноземные и отечественные товары.  Гости (от древнего «гостьба» - торговля) составляли верхушку купечества, занимавшегося в основном внешней торговлей. Всю зиму они скупали по погостам товары, а весной караванами отправлялись по Днепру через Черное море в Царьград, где торговали до зимы, в Болгарию, Грецию, Сирию. Через Каспийское море велась торговля с арабским Востоком, через северные реки – с варягами. Торговля была меновая: продавали -зерно, невольников, меха, мед, воск; покупали -  паволоки (шелковые ткани), драгоценные камни, золото, ковры, сафьян, оружие, вино, овощи, пряности. В ХIII-ХУ веках с ростом численности городов растет и численность купечества в торгово-промышленных центрах – Москве, Твери, Новгороде, Пскове, Вологде.  
       Следует отметить, что торговля была главной, но не единственной сферой предпринимательской  деятельности купечества в ХУ-ХУI веках. Нажив капиталы, именитые гости вкладывали средства в покупку деревень,  ростовщичество, каменное строительство, связанное с заказами московских великих князей, церковных иерархов, представителей знати.
       После воцарения новой династии в 1613 году купечество начинает большую роль, поскольку является основным кредитодателем для правительства. На Земском соборе 1642 года, где решался вопрос об Азове, мнение купцов стало решающим: они заявили, что не выдержат новую войну. В этой ситуации Михаил Федорович не решился воевать с турками и татарами.  К концу ХУII века посадские люди составляли 3% населения страны.
       Широкий размах приобрела предпринимательская  деятельность монастырей, особенно в  северо-восточной Руси. Северные монастыри, обладая начальным капиталом  за счет пожертвований, активно занимались рыбными и соляными промыслами, владели вотчинами.
       Второй  этапстановление. При Петре I  наибольшее развитие получила производственная деятельность, а вместе с ней и производственное предпринимательство. Создавались мануфактуры, развивалась ружейная, горная, суконная, полотняная отрасли промышленности. Петр I оставил после себя 233 фабрики и завода. Наиболее успешное развитие получило при нем горное дело – горнодобывающая   и чугунолитейная, медеплавильная, железоделательная мануфактуры.
       Северная  война, длившаяся более 20лет, заставляла Петра I содействовать горному делу, металлургическому производству и кораблестроению. С целью активизировать предпринимательство энергию Петр I вовлекал в промышленные компании дворян и сановников. При Петре I в Санкт-Петербурге появилась первая биржа –товарно-сырьевая с элементами фондовой.
         Предпринимательством была проникнута  и финансовая политика правительства.  При Петре I существовал так называемый институт прибыльщиков, в обязанности которых входило «сидеть и чинить государю прибыли», т.е. изобретать новые источники государственного дохода. Наиболее курьёзным был налог на бороды. Борода была расценена посословно: дворянская и  приказная – 60 руб., первостатейная купеческая – 100 руб., рядовая торговая – 60 руб., холопья – 30 руб. крестьянин у себя в деревне носил бороду даром, но при въезде в город и выезде из него платил 1 копейку.
       Важной  вехой в экономической политике было создание новых органов управления – коллегий. Торговая деятельность передавалась промышленности, была создана Мануфактур-коллегия, регламент которой предоставлял право каждому подданному заводить промышленные предприятия. Коллегия обязывалась помогать таким предприятиям, «показывая способ наилучшего обращения с мануфактурой, дабы привести её в доброе и неубыточное состояние».
       При Екатерине II начинается рост дворянской мануфактуры, особенно полотняной, заметную роль стали играть придворные банкиры. Параллельно с крупной промышленностью развивалась крестьянская. Это было связано с распространением в центральных промышленных губерниях России оброчной системы и отхода крестьян из деревни на дальние заработки. К концу ХУIII столетия 1/3 взрослого мужского населения занималось отхожими промыслами. Это было одной из форм крестьянского предпринимательства.
       В ХIХ веке начинается бурный рост хлопчатобумажной промышленности. Благодаря применению машин бумажные ткани стали самым дешевым предметом одежды. Первая бумагопрядильная фабрика- Александровская мануфактура – была открыта в Петербурге в начале ХIХ века, в канун нашествия Наполеона в Москве было уже 11 бумагопрядильных и 37 ситценабивных фабрик, а к началу 50-х годов Россия занимала 5-е место после Англии, Франции, США и  Австрии. Самыми известными были Никольская мануфактура в Орехово-Зуеве, которой владели Морозовы, и Прохоровская Трехгорная Мануфактура в Москве.
       Третий  этапбурный рост. В связи с отменой крепостного права в 1861 году наблюдался бурный рост индустрии: велось строительство железных дорог, развивалась тяжелая промышленность, рос объём ввоза иностранного капитала.
       Реформы 60-70-х годов ХIХ века дали мощный импульс развитию экономики страны. Шло формирование торгово-промышленного класса, складывался мощный костяк российской буржуазии. Этому способствовала юридическая база занятия предпринимательством. В 1863 году был принят промысловый закон,  который   закреплял право на свободу предпринимательства, на занятие производственной  и коммерческой деятельностью. Состав предпринимателей расширился за счет различных социальных групп. Ведущая роль в новом предпринимательстве принадлежала дворянству, интересы которого всё больше перемещались во внеземледельческие сферы. Перестраивая своё хозяйство, помещики  одновременно становились владельцами промышленных и торговых предприятий, участниками акционерных компаний, держателями ценных бумаг, владельцами доходной городской недвижимости. Из дворян, вложивших свои капиталы в промышленность, дальше всех продвинулись сахарозаводчики: наблюдалось сращивание крупнейших владельцев земли, производителей сахара и банков, возникли первые синдикаты. В 1895 году государство взяло в свои руки контроль за этой отраслью - ввело акциз (косвенный налог) на продажу сахара. К началу 80-х годов ХIХ века общая численность крупной буржуазии была около 1000 человек, прослойка крупного купечества составляла примерно 50-60 тысяч человек.
       Развитию  промышленности и торговли способствовала перестройка системы государственных  финансов. В 1860 году был создан Государственный  банк, который содействовал  кредитами развитию приоритетных отраслей промышленности: металлургической, машиностроительной, сахарной, текстильной, поддерживал частные коммерческие банки.
       Особое  место в экономике занимает кустарная  промышленность – мелкая семейная организация производства продуктов на сбыт. Число кустарей в 80-е годы ХIХ века в 5 раз превышает число рабочих, занятых в средней и крупной промышленности. Большое распространение получают крестьянские и городские артели (артели бондарей,  артели мастеров чугунного литья, женские артели прачек и переплетчиц и т.п.).
       Четвертый этап стабильное развитие. В 90-е годы ХIХ века окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, и к     началу ХХ века оно стало массовым явлением в России. В этот период получила развитие акционерно-паевая форма предпринимательства.
       В начале ХХ века П.А.Столыпиным была разработана  программа экономической реформы, направленной на создание крепких хозяев в деревне и форсирования развития отраслей промышленности, связанных  с сельскохозяйственным производством. Указом от 9 ноября 1906 года было положено начало выхода крестьян их общины. Отменялись выкупные платежи за землю, активизировалась продажа земли крестьянам на льготных условиях через крестьянский банк, проводилось переселение крестьян в Сибирь. Однако после смерти П.А.Столыпина в 1911 году государственной власти не удалось ни разрушить общину, ни создать массовый и устойчивый слой крестьян-фермеров.
       Подъём  промышленного производства достиг наибольшей высоты в 1909-1914 годах, когда  общая стоимость валовой продукции в стране увеличилась в 2,2 раза. В экономике страны начинают играть большую роль ассоциированные структура - торговые дома и акционерные общества. В этот период торговые дома выступали не только как торговые предприятия, но и в качестве торгово-промышленных фирм, непосредственно участвовавших в производстве.
       Российская  экономика этого периода представляла собой смешанное хозяйство, в  котором сочетались различные формы  предпринимательства и достаточно мощное государственное влияние.
       Пятый этап – ликвидация. Начиная с 1917 года в России ликвидировались рыночные экономические связи, осуществлялась национализация предприятий, экспроприация имущество и средств производства.
       Октябрьская революция – начало нового этапа  в социально-экономической жизни страны. Главная поставленная задача – уничтожение частной собственности и предпринимательства. Руководство страны было уверено, что при смене частной собственности общественной возникнет возможность управления страной из единого центра по единому хозяйственному плану. Производство будет осуществляться ради удовлетворения потребностей людей, из него уйдет мотив прибыли, а значит, не будет смысла считать затраты. Образцом для подражания для многих видных деятелей того времени была германская милитаризованная экономика, которую стремились соединить с Советской властью.
       В сельской местности после «Декрета о земле» крестьяне активно делили помещичьи, казенные и монастырские земли. Шла конфискация земли  и имущества у кулаков –  у всех, кто применял в сельском хозяйстве наемную рабочую силу, т.е. у тех, кто после столыпинской реформы получил землю, а таких было в стране около 3 миллионов хозяйств. (В царской России кулаком называли торговца-перекупщика, занимавшегося скупкой и перепродажей зерна). Таким образом, развивалось мелкое крестьянское предпринимательство. Однако крестьяне не хотели отдавать свои продукты даром, по разверстке, а стремились торговать.
       В 1919 году все виды единоличных хозяйств были объявлены изжившими себя и  подлежали замене колхозами и совхозами. Несмотря на государственную поддержку колхозов и совхозов в 20-е годы возникло всего несколько тысяч таких объединений.
       Во  времена так называемого «военного  коммунизма» неуклонно продолжалась замена торговли планомерным распределением продуктов в государственном масштабе.  Продуктов не хватало,  и, в соответствии с законами рынка,  процветала спекуляция. Спекулянтов расстреливали, но это не спасло страну от голода 1920/21 годов.
       Шестой  этап – оживление. В период новой экономической политики (НЭП) наблюдается оживление предпринимательской деятельности.
       НЭП – это политика некоторой либерализации  экономической жизни. Ввели продналог  вместо продразверстки, разрешили торговлю и кустарные промыслы, мелкая промышленность и торговые предприятия были денационализированы  и переданы частникам. Крупные предприятия были переведены на хозрасчет, т.е. были вынуждены учитывать затраты и соизмерять их с результатами. Главным показателем стала прибыльность производства.
       Результаты  такого поворота сказались очень быстро – уже в 1922 году снабжение продовольствием улучшилось и российский хлеб появился на международном рынке, активно пошли процессы объединения крестьянских хозяйств в кооперативы – к 1929 году в стране было более 28 млн. пайщиков.
       В 1922-1925 годах шла выработка новой концепции планирования группой специалистов во главе с Н. Д. Кондратьевым, который видел в государственном плане по возможности точный прогноз будущего движения хозяйства, а в экономике предполагалось действие рыночных механизмов и вмешательство государства сводилось к минимуму. На деле государство ограничивало возможность предпринимателя инвестировать накопленные средства в собственное производство, ограничивало сделки с государственными предприятиями, из-за чего расцвела коррупция.
       Седьмой этап –повторная ликвидация. К 1928 году принципы были полностью пересмотрены. Началось тотальное наступление на предпринимателей, особенно  сельских:
      стали применять к крестьянам, задерживающим продажу хлеба государству по новым заниженным ценам, статьи уголовного кодекса о спекуляции;
      было запрещено возвращать земельные наделы и имущество крестьянам, желающим выйти из колхоза;
      кулаки были объявлены классовыми врагами, подвергнуты репрессиям, имущество их было конфисковано (всего было ликвидировано около 3 млн. хозяйств).
       В результате этих действий на Украине, Дону, в Поволжье к зиме 1932/33 гг. разразился голод.
       Наряду  с разгромом товарного производства в деревне уничтожались кустарная  промышленность и частная оптовая  торговля. Частник не мог получить кредит, непомерными стали налоги. К 1933 году ликвидация частного предпринимательства была закончена.
       Был взят курс на развитие крупных форм производства в сельском хозяйстве  и промышленности. Отраслевая структура  производства была направлена не на повышение жизненного уровня, а на усиление военной мощи. В 30-е годы, когда ускоренными темпами развивалась промышленность, основные фонды выросли вдвое, а фондоотдача снизилась, расход материала на единицу продукции возрос, что свидетельствует о снижении эффективности экономики.
       Сформировалась  дисциплина подневольного труда, основанная на репрессиях. С 1938 года были введены  наказания за опоздания, с 1940 года никто  не мог поменять место работы по своей воле, у крестьян отобрали паспорта. За нарушения полагалось тюремное наказание.
       После войны постепенно предприниматели  стали приспосабливаться к новым  условиям. Возникла структура, параллельная официальной экономике, использующая ее слабости, заполнившая все наиболее прибыльные ниши в хозяйственном  обороте – «теневая экономика», т.е. экономическая деятельность, не учитываемая официальной статистикой и не попадающая под налогообложение.
       В 50-х годах ХХ века началось производство дефицитных товаров в подпольных цехах, сверхурочные работы на неучтенном («левом») сырье. Прибыль от этого производства инвестировалась в развитие новых выгодных сфер приложения капитала, имеющих выход на потребительский рынок.
       70-80 годы – это расцвет теневой  экономики. Целые отрасли народного  хозяйства – заготовка и переработка хлопка, торговля, местная и легкая промышленность, общественное питание – были вовлечены в теневой оборот. Поскольку торговля превратилась в распределение, возникла спекуляция – за нужную одежду, обувь, книги люди платили суммы, в 2-3 раза  превышающие государственную цену.
       В результате теневая экономика сформировалась как целостная система, использующая достижения маркетинга, новейших достижений научно-технического прогресса, чутко  реагирующая на изменения платежеспособного  спроса.
       В начале 80-х годов финансовыми органами были зарегистрированы 65 тыс. граждан, занимающихся кустарно-ремесленными промыслами (пошив и ремонт одежды, вязание, ремонт одежды, изготовление головных уборов, фотоуслуги, машинопись и т.д.). Было зарегистрировано также 3,5 тыс. человек, занимавшихся частной практикой (врачебной, зубопротезной, адвокатской, репетиторством), 152 тыс. человек сдавали внаем  жилье. Средняя ставка налогообложения по этим видам деятельности составляла 25%, что говорит о незаинтересованности государства.
       Весь опыт развития экономики в советский период свидетельствует о том, что государство пыталось уничтожить частную собственность и рыночные отношения, а человеческая смекалка и предприимчивость все равно проявлялись в самых разнообразных, порой уродливых формах.
       Восьмой этап –реанимация. В 90-е годы ХХ века с выходом законов РФ «О собственности в РСФСР» (1990) и «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990) начинается новое развитие предпринимательства.
       Первым  было либерализовано еще в 1988 году кооперативное предпринимательство. Кооперация существенно меняет мотивацию людей в процессе экономической деятельности. Во-первых, в кооперации совмещаются функции собственника, работника и управляющего, во-вторых, управление осуществляется на демократической основе, так как каждый пайщик имеет один голос на общем собрании, которое и принимает все важные решения. К началу 1991 года в стране было уже 300 тыс. кооперативов, в которых работала 5,6 млн. человек.
       Сначала кооперативы производили товары народного потребления, осуществляли бытовое обслуживание, обеспечивали общественное питание, заготовку и переработку вторичного сырья. Затем возрос удельный вес кооперативов, производящих продукцию производственно-технического назначения, оказывающих услуги предприятиям, росли строительные и научно-технические кооперативы.
       В дальнейшем  кооперативы были преобразованы  в другие вновь разрешенные формы  предпринимательской деятельности, чаще всего – товарищества. Преобразование происходило, когда кооперативная  форма хозяйствования начинала сдерживать развитие предприятия (интересы текущего потребления начинали превалировать в ущерб инвестированию средств в развитие производства; существенно ограничивались права предпринимателя, вложившего значительные средства из-за того, что каждый имеет только один голос независимо от размеров пая).
       Девятый этап – возрождение. В настоящее время создаются благоприятные условия для развития предпринимательства. 
 

      ФУНКЦИИ И  СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    2.1. Функции  предпринимательства

       Общеэкономическая функция 

       Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (работ, услуг) и осуществляется под воздействием системы экономических  законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости  и др.).
       Развитие  предпринимательства является одним  из определяющих  условий экономического роста, увеличения валового внутреннего  продукта (ВВП) и национального дохода. В свете того, что Президентом  РФ поставлена задача удвоения ВВП, государственная  поддержка предпринимательства становится всё более важной задачей.

       Ресурсная функция

       Развитие  предпринимательства предполагает эффективное использование как  воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, при чём под ресурсами  следует понимать материальные и  нематериальные: трудовые ресурсы, землю и природные богатства, средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.
       Предприниматель может добиться наивысших успехов, если он сумеет генерировать новые  идеи и объединить это с использованием квалифицированной рабочей силы и эффективным потреблением всех видов ресурсов. Эта функция предпринимательства противоречива. С одной стороны, предприниматель заинтересован в рациональном использовании ресурсов, а, с другой – может безжалостно относиться к ним.
       Погоня  за максимальной прибылью зачастую приводит к хищническому использованию ресурсов. При использовании трудовых ресурсов нарушаются основы трудового законодательства  (увеличивается продолжительность  рабочего дня, уменьшается количество выходных дней и продолжительность отпуска, не оплачиваются больничные листки и т.д.).
       При производстве контрафактной продукции  нарушаются авторские права, то есть хищнически используются интеллектуальные ресурсы. При разработке полезных ископаемых и заготовке леса загрязняются или вовсе уничтожаются окружающие леса и другие природные богатства. Средства производства используются до прихода в полную негодность без ремонта и профилактики, что приводит к производственному травматизму и даже гибели работников.
       Такие предприниматели наносят вред окружающей среде и населению.  В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего нормы и правила, а также формы ответственности за нарушение этих правил, то есть за неправильное использование ресурсной функции.

       Творческо-поисковая (инновационная) функция  связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей и выработкой новых средств для достижения поставленных целей.  Эта функция вытекает из уровня экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности.

       Социальная  функция  проявляется:

    в возможности  каждого дееспособного лица быть собственником дела, лучше проявлять  свои способности и таланты;
    одновременно растет число наемных работников,  которые экономически и социально зависят от эффективности деятельности предпринимателя;
    чем эффективнее деятельность предприятия, тем больше размер налогов, поступающих в государственные бюджеты разных уровней  и внебюджетные социальные фонды.
       Таким образом, развитие предпринимательства обеспечивает рост количества рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение жизненного уровня и социального положения наёмных работников.
       Организаторская функция  проявляется в принятии предпринимателем самостоятельных решений об организации собственного дела, в формировании структуры управления, изменении стратегии деятельности предприятия и т.д.  Эта функция четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства.

       2.2. Субъекты предпринимательского  процесса

 
       Основным  субъектом предпринимательского процесса является предприниматель. Кроме него к этой категории относятся потребитель (основной контрагент), государство, наемные работники и партнеры по бизнесу (см. рис 2) /19/. 

 

 
                                                                                                                    
                                                                                                                           
                                                                                                                         
                                                                                                                             
                                                                                                                          
                                                                                                                                 
                                                                                           
                                                                                            

       Рис.2 Субъекты предпринимательского процесса 

       Во  взаимоотношениях предпринимателя  и потребителя    первый является  активным  субъектом, а второй играет пассивную роль. Потребитель исполняет роль индикатора предпринимательского процесса, так как всё то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, реализуется только в случае позитивной экспертной оценки потребителя, готового приобрести произведенный товар (услугу). При организации своей  деятельности предприниматель должен учитывать настроения, желания, интересы, оценки потребителя. Однако сам предприниматель должен формировать спрос потребителя, создавать новые потребительские потребности. Таким образом, потребитель начинает играть активную роль, влияя на содержание и эффективность предпринимательского процесса.
            Основными средствами воздействия  предпринимателя на потребителя  выступают следующие факторы:
    новизна товара, соответствующая интересу потребителя;
    качество, цена, доступность товара;
    внешний вид и упаковка;
    позитивные отличительные характеристики товара и возможность с ними ознакомиться;
    услуги послепродажного сервиса;
    соответствие товара общепринятым и государственным стандартам;
    привлекательность рекламы и т.д.
       Роль  государства  может быть различной в зависимости от тех целей, которые оно перед собой ставит.  Государство может быть:
    тормозом развития предпринимательства, если оно создает неблагоприятную обстановку для его развития;
    посторонним наблюдателем, когда государство  и не противодействует развитию предпринимательства и не способствует его развитию;
    ускорителем предпринимательского процесса, когда оно принимает меры по вовлечению новых агентов в предпринимательский процесс.
       Как ускоритель предпринимательского процесса государство может:
       -взять  на себя образовательные функции  по профессиональной переподготовке кадров;
       - поддерживать в финансовом отношении  вновь вступающих в сферу деловой  активности   предпринимателей;
    взять на себя создание предпринимательской инфраструктуры, которая могла бы предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов.
       Кроме того, государство использует регулирующую функцию налогообложения, становясь  при этом ускорителем или тормозом предпринимательского процесса.
       Наёмный работник  является реализатором идей предпринимателя. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи. Для вовлечения работника в коммерческий интерес предприятия важно создать такую ситуацию, когда работник будет заинтересован как в своих личных результатах, так и в результатах коллективной деятельности.
       В современных условиях каждый предприниматель  функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда. В результате каждый предприниматель  нуждается в эффективных партнерских связях.
       Однако  основным субъектом предпринимательского процесса является предприниматель.  Субъектами предпринимательства могут быть граждане (физические лица) и юридические лица.
       Граждане могут быть участниками предпринимательской деятельности как физические лица, непосредственно участвующие в создании хозяйственных обществ, и как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ИЧП).
       В ряде законодательных актов установлены  ограничения на занятие предпринимательской деятельностью некоторым работникам. Так, должностным лицам органов государственной власти и государственного управления запрещается:
    заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью;
    иметь в собственности предприятия;
    самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций, паёв, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества или общества;
    занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.
       Не  имеют права заниматься предпринимательской деятельностью военнослужащие, работники силовых министерств и служб (например, работники милиции, налоговых органов), а также некоторые другие категории граждан.
       Юридическим лицом в соответствии со ст.48 Гражданского кодекса РФ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом,  может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или  смету /1/. Юридическое лицо имеет своё наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
       В соответствии со ст.50 ГК РФ юридические  лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации /1/.
       Коммерческая  организация  в качестве основной цели своей деятельности ставит извлечение прибыли. В соответствии с установленным законом и учредительными документами порядком коммерческая организация распределяет прибыль между учредителями (участниками).
       Некоммерческие  организации  не имеют целью своей деятельности извлечение прибыли и не могут распределять прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут осуществлять лишь ту предпринимательскую деятельность, которая служит достижению целей, ради которых эти организации созданы.
       В соответствии с п.1 ст.23 ГК РФ гражданин  вправе заниматься предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица с момента государственной  регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
       В предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования  юридического лица, применяются правила  ГК РФ, которые  регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими  организациями. Это означает, что  все права и обязанности, которые несут коммерческие организации, приобретает и индивидуальный предприниматель. Например, он может осуществлять наём работников на основе договоров гражданско-правового характера (договор подряда, комиссии, поручения и т.д.), при наличии соответствующей лицензии заниматься всеми видами деятельности, которые не запрещены законом.
       Для того, чтобы стать по закону индивидуальным предпринимателем, гражданин должен зарегистрироваться и получить соответствующее  свидетельство. Как налогоплательщик индивидуальный предприниматель должен встать на учёт в налоговой инспекции по месту постоянного жительства, а также зарегистрироваться в пенсионном фонде, фондах обязательного медицинского и социального страхования.
       При постановке на учет в налоговом органе предприниматель должен выбрать систему налогообложения, учёта и отчётности и указать, что будет привлекать работников на основе договоров гражданско-правового характера.
       Для осуществления предпринимательской  деятельности индивидуальный предприниматель может открыть в любой кредитной организации (банке) расчетный, текущий, ссудный, депозитный или валютный счета.
       Индивидуальный  предприниматель обязан вести книгу  доходов и расходов и хозяйственных  операций, в которой указываются  следующие персональные данные:
    фамилия, имя, отчество;
    ИНН и дата его присвоения;
    вид осуществляемой деятельности;
    номер свидетельства;
    адрес постоянного места жительства;
    номер расчетного и иных счетов;
    наличие контрольно-кассовых аппаратов и их номера;
    телефон (домашний, рабочий).
 
       Для индивидуальных предпринимателей существует упрощенный режим сдачи налоговой  отчетности    (один раз в  год) в виде декларации по налогу на доходы, по которой уплачивается налог  в размере 13% от дохода с учетом всех льгот, предусмотренных гл.23 НК РФ (НДФЛ) /2/. Кроме того, при ведении кассовых операций нет ограничения остатков средств в кассе предприятия, можно оплачивать счета наличными или через банк по выбору предприятия. Однако, оформление на работу по гражданско-правовым договорам ведет к тому, что трудовые книжки не ведутся и записи в них не делаются.
       Согласно  ст. 24 ГК РФ предусмотрена ответственность  предпринимателя перед кредиторами  без образования юридического лица всем своим имуществом.  

      ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
      Классификация организационно-правовых форм предпринимательской деятельности 

       Рыночная  экономика предполагает функционирование предприятий различных организационно-правовых форм.
       Организационно-правовая форма предприятия определяется /19/:
    порядком формирования уставного капитала;
    степенью ответственности по обязательствам предприятия;
    формой собственности.
     На  рис.3  классификация организационно-правовых форм предприятий 
 
 

 


 















                                                                             
 
 

       
       
       
         

Рис.3. Организационно-правовые формы предприятий 
 

       У каждого из типов предприятий  есть свои преимущества и недостатки.
       У государственных и муниципальных  унитарных предприятий, как правило, высокий рейтинг кредитоспособности, однако недостаток самостоятельности в принятии решений сковывает предпринимательскую активность, у частных – полная самостоятельность, высокая степень ответственности, но ограниченные финансовые возможности, низкий рейтинг кредитоспособности. 

    3.2.Хозяйственные   товарищества 
     
       Наиболее  простая организационно-правовая форма  – хозяйственные товарищества, основанные на коллективной собственности (ст. 69-81 ГК РФ). Преимуществом хозяйственных товариществ является надежность партнеров, высокая ответственность, а недостатком – нестабильность функционирования вследствие выхода из общества одного из участников общества, непрофессиональность менеджмента.
       Хозяйственные товарищества могут создаваться  в форме полного товарищества и коммандитного (на вере).
       Полное  товарищество характеризуется двумя основными признаками:   
    любой из его участников (товарищ) в соответствии с заключенным договором вправе заниматься предпринимательской деятельностью от имени товарищества;
    товарищи солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.
       Товарищество  должно иметь фирменное наименование с указанием имен всех товарищей  и слов «полное товарищество»  либо  имени одного или нескольких участников с добавлением слов « и компания».
       Деятельность  товарищества осуществляется на основании  учредительного договора, подписанного всеми участниками.
       Личная  ответственность всем  своим имуществом требует высокой степени доверия  между товарищами. Такая организационно-правовая форма удобна для семейного предпринимательства.
       Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между участниками пропорционально  их долям в складочном капитале. Участник товарищества вправе выйти  их него, предупредив заранее (не менее, чем за 6 месяцев).
       Коммандитные  товарищества (товарищества на вере), сохраняя все преимущества полных товариществ, позволяют привлекать капитал третьих лиц (ст. 82-86 ГК РФ).  
       Коммандитное  товарищество характеризуется смешанным  составом участников: полные товарищи осуществляют от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечают по его обязательствам своим имуществом,  а коммандитисты, то есть вкладчики, не принимают участия в предпринимательской деятельности, не отвечают по обязательствам товарищества своим имуществом, а только несут риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов.
       Учредительным документов такого товарищества также  является учредительный договор, который  является договором о совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица, где фиксируются обязанности, порядок передачи имущества в складочный капитал, размер и порядок изменения долей, определяется порядок управления.    

        Хозяйственные общества
 
       Наиболее  популярной организационно-правовой формой  предприятия является хозяйственное общество. Данную форму имеют около 75% предприятий. В отличие от товарищества общество представляет собой объединение капиталов.
       Действующим законодательством предусмотрены  три вида обществ: с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью и акционерных обществ.
       Общество  с ограниченной ответственностью (ст. 87-94 ГК РФ) характеризуется двумя основными признаками:
    в обществе имеется уставный капитал;
    участники общества (учредители) не несут никакой ответственности по его обязательствам, а только риск убытков в размере своего вклада в уставный капитал.
       Поскольку общество – это только объединение  капиталов, его участники могут  не заниматься предпринимательской  деятельностью. Для ведения дел  необходимо создать управляющие органы, наделить их компетенцией, что и определяется уставом.
       Уставный  капитал общества разделен на доли в соответствии с вкладом участников, для того, чтобы пропорционально  их размеру распределять прибыль.
       Высшим  органом управления общества является общее собрание, а для текущего руководства создается коллегиальный или (и) единоличный исполнительный орган, подотчетный общему собранию. Это может быть правление, совет директоров, директор, президент, действующий от имени общества без доверенности.
       Общество с дополнительной ответственностью является вариантом общества с ограниченной ответственностью (ст. 95 ГК РФ).  У такого общества есть одно существенная особенность: его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, что определяется  уставом. Таким образом, при недостатке имущества общества его участники несут ответственность своим имуществом, но не всем, как в полном товариществе, а в размере, кратном внесенным ими вкладам.
       Учредительными  документами общества являются договор  и устав.
       Правовое  положение акционерных обществ определяется ст. 96-106 ГК РФ и Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 25 декабря 1995 г. №208-ФЗ (в ред. от 7 августа 2001 г. 120-ФЗ). 
       Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой  разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные  права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
         Первый признак акционерного общества – уставный капитал разделен на равные доли, выраженные ценной бумагой – акцией. (Акционеры могут иметь разное количество акций).
       Второй  признак – акционеры не отвечают по обязательствам общества, а несут  риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.
       Отличия акционерного общества от общества с  ограниченной ответственностью существенны:
    из общества с ограниченной ответственностью в любой момент можно выйти и забрать свою долю, которая должна быть выплачена в соответствии с уставом в денежной или иной форме; из акционерного общества тоже можно выйти, но при выходе от акционерного общества ничего нельзя потребовать, а можно только передать свои акции другому лицу;
    акционерное общество дает возможность сконцентрировать большой капитал за счет привлечения мелких вкладчиков путем открытой подписки (это дает возможность перемещать капитал из одной сферы предпринимательской деятельности в другую).
       Недостатком акционерного общества является невозможность  мелких акционеров оказывать реальное влияние на деятельность общества, так как учредители, обычно имеющие подавляющее большинство акций (контрольный пакет) и занимающие ответственные посты в органах управления, получают неограниченные возможности распоряжаться капиталом общества.
       Акционерные общества бывают двух типов – открытое и закрытое.
       Акционеры открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое общество может проводить открытую подписку  на акции и осуществлять их свободную продажу. Число акционеров не ограничено, минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 1000 МРОТ (минимального размера оплаты труда, установленного законодательно на дату регистрации общества).
       В закрытом акционерном обществе акции распространяются только среди учредителей или другого заранее определенного круга лиц. Уставом акционерного общества может быть предусмотрено преимущественное право самого общества на приобретение акций, продаваемых его акционерами. Число акционеров закрытого общества не может быть более 50. В случае превышения этого показателя закрытое акционерное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое.
       Акционерное общество может выпускать обыкновенные акции (голосующие) и привилегированные, владельцы которых имеют право голоса на общем собрании только в отдельных случаях, оговоренных в законе и уставе.
       Кроме того, акционерное общество может  выпускать облигации, владельцы  которых могут требовать погашения  облигаций  (выплату номинальной  стоимости или номинальной стоимости и процентов),  в установленные сроки, но не могут принимать участия в управлении делами общества. При чем, при ликвидации общества владельцы облигаций имеют преимущественное право перед акционерами в удовлетворении своих требований.
       Высшим  органом управления акционерным  обществом является общее собрание акционеров, но поскольку собрать  его очень трудно, создается постоянно  действующий орган, представляющий интересы акционеров – совет директоров. Исполнительный орган может быть коллегиальным (правление, дирекция) или единоличным (генеральный директор, директор).
       Учредителями  акционерного общества могут быть физические и юридические лица, а учредительным  документом является устав. 

      Производственные  кооперативы
 
       Производственный  кооператив (ст. 107-112 ГК РФ) -  добровольное объединение граждан на основе членства для совместной   производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Таким образом, отличие кооперативов заключается в том, что это объединение не предпринимателей (как в товариществе), не капиталов (как в обществе), а работников.
       За  счет паевых взносов формируется  паевой фонд кооператива. Независимо от размера пая, каждый член кооператива имеет один голос на общем собрании при решении вопросов деятельности кооператива. Такого правила нет ни в товариществе, ни в обществе с ограниченной ответственностью
       Прибыль в кооперативе распределяется в  соответствии с трудовым участием и  паевым взносом, а для членов кооператива, не принимающих трудового участия, - пропорционально паевому взносу.
       Высшим  органом управления кооператива  является общее собрание его членов, исполнительным – правление и (или) председатель, учредительным документом – устав, утвержденный общим собранием. 

      Дочерние  и зависимые общества
 
         Дочерним признается хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале,  либо в соответствии с заключенным договором, либо иным способом (предоставления займа, направления своих представителей в совет директоров и т.п.)  имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (ст. 105 ГК РФ). Дочерними могут быть общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, основными – товарищества и общества всех видов.
       Дочернее  общество не отвечает по обязательствам основного общества (товарищества), однако в случае банкротства дочернего  общества по вине основного последнее  несет субсидиарную ответственность по его долгам.
       Зависимое хозяйственное общество по своей правовой природе близко к дочернему, но основным по отношению к нему может быть только другое хозяйственное общество. Кроме того, законодательно определена величина участия основного общества в делах зависимого – 20% (ст. 106 ГК РФ).
       В правовых формах дочерних и зависимых  обществ создаются холдинговые  компании, которые концентрируют  в своих руках контрольные  пакеты акций других АО для управления их деятельностью. 

      Народные предприятия
 
       Народное  предприятие в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года №115-ФЗ может быть создано путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и открытых АО, работникам которых принадлежат менее 49% уставного капитала. Другого способа создания народного предприятия нет. Решение должно быть принято не менее, чем тремя четвертями работников организации.
       Номинальная стоимость одной акции народного  предприятия устанавливается общим собранием акционеров и не может быть более 20%МРОТ. Работникам народного предприятия должно принадлежать количество акций, стоимость которых не менее 75% уставного капитала. Сам уставный капитал должен быть не менее 1000МРОТ.
       Один  акционер народного предприятия, являющийся его работником, не может владеть количеством акций, стоимость которых превышает 5% уставного капитала. Если такое произошло, народное предприятие обязано выкупить лишние акции.
       Акционер  – работник народного предприятия может продать часть своих акций, но не более 20%.  Акционеры –  юридические лица или физические, не являющиеся работниками народного предприятия, могут продать все свои акции – в первую очередь –работникам, а в случае отказа – самому предприятию.
       Численность работников народного предприятия должна быть более 51 человек, а число акционеров – не более 5 тысяч.
       Органами  управления народного предприятия  являются общее собрание акционеров, наблюдательный совет и генеральный  директор. Контроль за финансовой деятельностью, соблюдением прав акционеров, правил внутреннего трудового распорядка осуществляется контрольной комиссией, решения которой обязательны для исполнительного органа народного предприятия. 

      Государственные предприятия
 
       Унитарным предприятием согласно ст. 113 ГК РФ и Федеральным законом «О государственных и муниципальных предприятиях» от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия.
       Имущество такого предприятия находится в  государственной или муниципальной  собственности и принадлежит  предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
       Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения,  создается по решению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления. Собственник имущества определяет направление деятельности предприятия, его реорганизации и ликвидации, назначает директора, утверждает устав, осуществляет контроль за деятельностью предприятия. Предприятие не может продать имущество, сдать его в аренду, отдать в залог без согласия собственника. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. Ликвидация такого предприятия может быть осуществлена и по решению суда.
       Унитарное предприятие, находящееся в федеральной собственности, основанное на праве оперативного управления, является федеральным казенным предприятием.      Оно создается по решению правительства, реорганизация и ликвидация казенного предприятия может быть проведена только по решению правительства РФ. Казенное предприятие не может быть признано несостоятельным (банкротом). Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. 
 

      Филиалы и  представительства
 
       В соответствии со ст. 55 ГК РФ филиалом коммерческого предприятия является обособленное подразделение юридического лица, расположенное  вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
       Представительством  называется обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его расположения и представляющее его интересы и осуществляющее их защиту.
       Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, они наделяются имуществом создавшими их юридическими лицами и действуют на основании  утвержденных ими положений. Филиалы и представительства должны быть указаны в уставе юридического лица. Имущество, переданное филиалам и представительствам, находится на балансе и представительств и юридических лиц, организовавших их.  

       На  территории РФ предприятия с иностранными инвестициями действуют в форме акционерных обществ и других обществ и товариществ, предусмотренных законодательством РФ. Они могут быть следующих видов:
    предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), а также дочерние предприятия и филиалы;
    предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также дочерние предприятия и филиалы;
    филиалы иностранных юридических лиц.
       Кроме того, иностранные инвесторы имеют  право приобретать доли участия, паи, акции и иные ценные бумаги российских предприятий. Деятельность предприятий с иностранными инвестициями на территории РФ регламентируется российским гражданским законодательством.  

       4. СТАДИИ И УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

       4.1. Условия, необходимые для создания собственного дела 

       Создание  собственного дела предполагает выполнение ряда обязательных условий:
    наличие имущества для формирования первоначального капитала;
    наличие финансовых средств для формирования уставного (складочного) капитала;
    наличие нежилых помещений, необходимых для размещения офиса будущего предприятия и осуществления намеченных видов деятельности;
    изучение состояния рынка, на который предприниматель будет предлагать свои товары (работы, услуги);
    спрос на товары (работы, услуги) в интересующей его отрасли, регионе;
    определение круга учредителей (партнеров);
    заключение учредителями договора о создании предприятия.
       Будущий предприниматель должен:
    быть компетентным в той области деятельности, в которой он намерен создать свое дело;
    владеть информацией о деятельности предприятия, потребителях продукции, клиентах, поставщиках, конкурентах и т.д.;
    помнить, что он должен рассчитывать только на свои силы;
    уметь рассчитать предполагаемые последствия от риска;
    сохранять коммерческую тайну.
Предпринимательская деятельность имеет свои преимущества и недостатки.
К преимуществам  можно отнести:
    свободу и независимость в принятии решений;
    возможность строить собственные планы и решать различные задачи;
    высокий доход, не имеющий верхнего предела;
    возможность реализации творческих и интеллектуальных  способностей;
    создание новых рабочих мест;
    получение удовлетворения от своего положения и уважения окружающих.
     Однако  предпринимательская деятельность имеет и недостатки, не учитывать  которые нельзя:
    большой риск;
    высокая загруженность и напряжение в работе;
    необходимость работать все дни недели по 10-15 часов;
    быть одновременно продавцом, рекламистом,
финансистом, снабженцем;
    неустойчивый доход;
    необходимость привлекать собственные сбережения;
    меньше времени уделять семье и друзьям;
    терпеть неудачи.
 
 
       4.2. Стадии предпринимательской деятельности 

       В практике предпринимательской деятельности можно выделить следующие стадии:
    Отбор предпринимательской идеи.
       Предпринимательская идея – это выявленная предпринимателем новая форма экономической  активности, в которой совмещаются потенциальные и реальные потребности рынка в определенных товарах (услугах) и возможности предпринимателя произвести эти товары (услуги), получив при этом  доход.
    Принятие решения о воплощении идеи в практику.
    Реализация принятого решения, которая начинается с составления обоснованного бизнес-плана.
    Определение потребности в ресурсах и их источников.
    Выбор фирменного наименования.
    Разработка учредительных документов.
    Утверждение устава предприятия.
    Государственная регистрация предприятия (если оно создается впервые).
    Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения предприятия.
    Передача сведений о предприятии для включения в государственный реестр.
    Открытие счетов в банке.
    Заключение договора на аренду помещения для офиса.
    Заключение договора на поставку сырья, материалов и т.п.
    Проведение рекламной кампании товаров (услуг).
    Подбор квалифицированных сотрудников.
    Исполнение проекта – техническая, финансовая и организационная подготовка производства.
    Управление предприятием – контроль, анализ и корректировка действий, партнерских связей, накопление опыта, поиск новых идей, организация учета доходов и расходов в соответствии с нормативными документами Министерства финансов РФ и т.д.
 
       Начать  собственное дело можно несколькими  способами:
    учредить собственное предприятие в определенной организационно-правовой форме;
    купить предприятие;
    арендовать предприятие;
    использовать метод франчайзинга.
 
       4.3. Покупка предприятия 

       4.3.1.Покупка  действующего предприятия 

       Предприятие в целом  или его часть может  быть объектом купли – продажи, залога, аренды или других сделок.
       Собственник продаваемого предприятия в соответствии с ГК РФ должен передать в собственность  покупателя предприятие в целом  как имущественный комплекс. В состав предприятия входят все виды основных средств, включая земельные участки, здания, сооружения, инвентарь, сырье, продукция, долги, права требования и другие права (право на фирменное наименование, товарный знак, а также принадлежащие ему на основании лицензии права на использование таких средств, если иное не предусмотрено отдельным документом).
       К договору продажи должны быть приложены  акт инвентаризации, бухгалтерский  баланс, аудиторское заключение о  составе и стоимости предприятия, а также перечень всех обязательств (долгов) с указанием кредиторов и сроков исполнения их требования.
       Продажа осуществляется по передаточному акту. Право собственности на предприятие  переходит к покупателю с момента  государственной регистрации. 

       4.3.2. Покупка предприятия в ходе  осуществления процедур банкротства  предприятия-должника 

       В соответствии с Федеральным законом  «О несостоятельности (банкротстве)»  с целью удовлетворения требований кредиторов план внешнего управления может предусматривать продажу предприятия – должника. При этом все трудовые договоры сохраняют свою силу.
       Продажа и покупка предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов, если другое не предусмотрено планом внешнего управления. За 30 дней до торгов должно быть опубликовано объявление о продаже предприятия. В день проведения торгов организатор торгов и лицо, являющееся победителем аукциона, подписывают протокол, который имеет силу договора продажи предприятия. Право собственности на приобретенное предприятие подлежит регистрации.  

       4.4. Аренда предприятия 

       В соответствии с договором аренды предприятия собственник обязуется  предоставить арендатору  за плату  во временное владение и пользование  земельные участки, здания, сооружения, оборудование и  другие основные средства, передать в порядке, на условиях и в пределах, определяемых договором, запасы сырья, материалов и другие оборотные средства, иные имущественные права и перевести на него долги предприятия. Права, полученные на основании лицензий, не могут передаваться арендатору, но лицензии могут быть переоформлены на арендатора.
       Договор аренды предприятия подлежит государственной  регистрации. Передача предприятия  арендатору осуществляется по передаточному  акту.
       Арендатор вправе без согласия арендодателя проводить  реконструкцию, расширение, техническое перевооружение имущественного комплекса, увеличивающие стоимость предприятия. Кроме того, арендатор имеет право продавать, сдавать в субаренду, обменивать материальные ценности, входящие в состав предприятия, если это не уменьшает стоимости предприятия. 

       4.5. Франчайзинг как форма предпринимательства 

       Суть  франчайзинга состоит в том, что  крупная респектабельная фирма (франчайзер) предоставляет малому предприятию (франчайзи) право (франшизу) в течение определенного времени и в определенном месте вести предпринимательскую деятельность с использованием отработанной технологии, популярной торговой марки, возможностей обучения персонала.
       Франчайзер  консультирует партнера при выборе сферы оказания услуг или торговли, организации сбытовой сети, проведения рекламной кампании, берет на себя обязательства по поставке сырья и  оборудования, оказывает помощь в организации производства и управлении, иногда –оказывает непосредственную финансовую (кредиты) или косвенную (в виде поручительств и гарантий) помощь. Все вопросы взаимоотношения франчайзера и франчайзи оговариваются в договоре. Помощь и поддержка франчайзера предоставляется за плату (роялти), которая может быть весьма высокой.
       Система франчайзинга ориентирована на достижение успеха всеми ее участниками.
       Преимущества  франчайзера:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.