На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Общение как средство воспитания

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………….. 1. Педагогика  – наука о воспитании…………………………………….. 
1.1 Основные понятия педагогики ……………………………………… 
1.2 Педагогические исследования и его методы воспитания …………. 
2. Общение как средство воспитания…………………………………….

2.1 Основа  общения…………………………..………………………….
2.2 Структуры процесса педагогического общения…………………... 
2.3 Реализация основных функций педагогического общения………. 
Заключение……………………………………………………………….

Список  использованной литературы …………………………………..
3 5
5
9
14
14
19
22
28
30 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ
     Как известно, педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания, обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.  
Выделяют следующие стили педагогического общения (В.А. Кан-Калик):

     1. Общение на основе высоких  профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической  деятельности в целом. 
     2. Общение на основе дружеского  расположения. Оно предполагает  увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства.
     3. Общение-дистанция относится к  самым распространенным типам  педагогического общения. В этом  случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах (в обучении со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст).
     4. Общение-устрашение, негативная форма  общения, антигуманная, вскрывающая  педагогическую несостоятельность прибегающего к ней преподавателя.
     5. Общение-заигрывание, характерное  для молодых преподавателей, стремящихся  к популярности. Такое общение  обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.
     Из  числа разработанных в последние  годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Талоном.
     Модель I Сократ. Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно  их провоцирующий на занятиях.
     Модель II Руководитель групповой дискуссии. Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между  учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
     Модель III Мастер. Учитель выступает как  образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном  процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
     Модель IV Генерал. Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам.
     Модель V Менеджер. Стиль, получивший распространение  в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением инициативы и самостоятельности.
     Модель VI Тренер. Атмосфера общения в  классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны  игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное конечный результат, блестящий успех, победа.
     Модель VII Гид. Воплощенный образ ходячей  энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.
     М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор  роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учащихся.
     В данной курсовой работе мною будут (в  соответствии с вышеизложенным) рассмотрены  следующие вопросы: признаки успешного  педагогического общения, возможные  стили и типы педагогического  общения, основные этапы педагогического общения.
 

          Педагогика- наука о воспитании
      Основные понятия педагогики
     Педагогика  – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. В буквальном переводе с греческого слово «педагогика» означает «деторождение». Педагогика является одной из древнейших наук. На протяжении всей истории человечества формировалась и развивалась народная педагогика. Людей, которые занимались воспитанием и обучением, стали называть педагогами. Обобщение педагогической практики дало толчок развитию педагогики как науки, вначале входившей в состав философии [2].
     А в XVII в. педагогика получила статус самостоятельной науки. Объектом педагогики является человек, развивающийся в процессе воспитательной деятельности и отношений.
     Предметом педагогики служат сами воспитательные действия и отношения, влияющие на развитие человека.
     Педагогика  как наука изучает теорию педагогического  процесса, направленного на гармоничное  развитие индивида. Упрощенно этот процесс можно обозначить как «образование, обучение, воспитание». Потому предмет педагогики можно определить как изучение целенаправленного воздействия на развитие и формирование личности в процессе воспитания, образования и обучения. Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д. К таким задачам можно отнести:
     1) изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе;
     2) проведение исследований по актуальным педагогическим проблемам;
     3) разработку адекватных педагогических теорий и практических рекомендаций;
     4) разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышение их эффективности;
     5) разработку форм, методов, средств и технологий педагогической работы;
     6) приоритетную разработку актуальных проблем гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического, этнокультурного воспитания;
     7) разработку вопросов управления педагогическими учреждениями, педагогическими системами, педагогической деятельностью, его научного, организационного, методического, учебно—технического и кадрового обеспечения;
     8) разработку системы профессионально—педагогической подготовки руководителей, должностных лиц, специалистов разных ведомств и пр.;
     9) участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;
     10) подготовку научно—педагогических и педагогических кадров, социальных, инженерных, юридических и иных педагогов для работы в не образовательных учреждениях и т. д.
     В процессе решения этих задач педагогика реализует свои основные функции: социальную, научную и практическую.
     Педагогика  – наука социальная, имеющая социальное предназначение: совершенствование настоящей жизни и будущего на базе передачи опыта от старшего поколения младшему.
     объект педагогической науки
     С момента зарождения и до середины ХХ в. объектами научного и практического  интереса педагогики были дети, педагоги, семья.
     Сегодня педагогика не может ограничиваться рамками детства и школы. В  связи с новыми реалиями и изменившимися  условиями жизни людей педагогика должна охватывать всю структуру  общественной жизни.
     Педагогика  является наукой о человеке. Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательной деятельности и отношений. Для изучения своего объекта педагогика привлекает данные других наук: философии, психологии, социологии, медицины и др. Полученные результаты помогают составить целостную картину особенностей человеческой личности.
     Личность  человека в педагогике рассматривается  с различных позиций: социологической (личность в социуме), психологической (особенности психологии возраста), биологической (особенности физического  развития).
     У каждой науки о человеке и обществе – одинаковые объекты исследования, но каждая наука имеет свой предмет исследований. Педагогика исследует воспитательные действия и отношения, обеспечивающие развитие индивида.
     Задача  педагогики – помочь человеку стать мыслящей личностью, гражданином своей страны и мира, понимающей свое место и поведение в обществе и для самоосуществления, направленного на сохранение и упрочение общечеловеческих ценностей.
     Всестороннее  и гармоничное развитие личности в педагогике – это взаимосвязанное формирование ее педагогических свойств и их совершенствование до цивилизованного уровня.
     Категориальный аппарат  педагогики
     Общие, фундаментальные понятия науки, отражающие ее сущность, типичные формы, называются категориями. Базовыми категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогические взаимодействия, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс.
     Развитие  – процесс последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию, сущность и становление его личности.
     Воспитание  – целенаправленный, систематический и планомерный процесс формирования личности человека в современных условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения младшему. Воспитание должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели). В педагогике выделяются следующие виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, этическое и т. д.
     Образование – процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение системы знаний, умений, навыков.
     Обучение  – целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.
     Педагогическая  деятельность – вид профессиональной деятельности, реализующей цели воспитания и образования.
     Педагогическое  взаимодействие является движущей силой педагогического процесса и представляет собой контакт педагога и учащегося, влекущий за собой взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Этот процесс включает в себя и педагогическое влияние, и его активное восприятие и усвоение учащимся.
     Категории «воспитание», «обучение», «образование», «педагогическая деятельность» в современных условиях базируются на понятии «педагогическое самосовершенствование». Для эффективности педагогического процесса очень важны целенаправленные усилия самой личности по усвоению предшествующего опыта, ценностей и образцов поведения, системы знаний, умений, навыков, средств передачи опыта и др.
     Педагогическое  взаимодействие организуется для решения  какой—либо педагогической задачи –  материализованной педагогической ситуации, решаемой с помощью определенных педагогических технологий.
     Педагогическая технология – это последовательная система взаимодействия педагога и учащегося, основанная на применении тех или иных методов воспитания и обучения с целью решения педагогических задач.
     Таким образом, педагогический процесс можно представить как специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии. 
 

     
      Педагогические  исследования и его методы воспитания
     Методология- учение о принципах и способах научного познания фактов, закономерностей и механизмов исследуемой действительности и ее преобразования. Существуют общенаучная, частная и специальная методологии.
     Многообразные методы педагогических исследований обычно делят  на две основные группы. К одной  группе относят такие методы, которые  служат для изучения фактов, различных  конкретных педагогических явлений  и процессов. Это наблюдения, опытная педагогическая работа, эксперимент, собеседование, изучение школьной документации и ученических работ (письменных, графических, технических, рукоделий и др.), проведение анкет и другие способы накопления данных по существу изучаемого вопроса, а затем их анализ, синтез, обобщение в виде теоретических выводов и научно обоснованных рекомендаций. Эти методы называются содержательными. 
Другую группу методов педагогических исследований называют формальными. Их особенностью является высокая степень абстрагирования от конкретных педагогических явлений. Исследователь, отвлекаясь от их содержания и оперируя в своих рассуждениях и умозаключении лишь формой, общей для ряда различных по своему содержанию явлений (или своими предположениями), выводит из этих понятий новые понятия. К этой группе методов относятся: математические методы, в частности количественного и кибернетического моделирования явлений и процессов, логические методы, методы теоретического анализа и синтеза. С их помощью исследуются такие, например, проблемы, как определение предмета педагогики, выяснение роли воспитания в развитии общества, прогнозирование развития школы и т. д.

     Классификация методов воспитания
     Создание  метода - это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать практически любые цели. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов -это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.
     Любая научная классификация начинается с определения общих оснований  и выделения признаков для  ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. Таких признаков, учитывая метод -явление многомерное, много. Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. В большинстве систем методов логические основания классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько важных и общих сторон метода.
     По  характеру методы воспитания делятся  на убеждение, упражнение, поощрение  и наказание. В данном случае общий  признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации  тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно. Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.
     По  результатам методы воздействия  на воспитанника можно разделить  на два класса:
     1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи.
     2. Влияния, создающие привычки, определяющие  тот или иной тип поведения.
     В настоящее время наиболее объективной  и удобной представляется классификация  методов воспитания на основе направленности -- интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:
     1. Методы формирования сознания личности.
     2. Методы организации деятельности  и формирования опыта общественного  поведения.
     3. Методы стимулирования поведения  и деятельности.
     Выбор методов воспитания
     Рассмотрим  общие основы выбора методов воспитания, не затрагивая пока ни сущности, ни содержания самих методов. Какими причинами детерминируется применение того или иного метода? Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют воспитателя отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели?
     На  практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший - оптимальный. Выбор метода - это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать межу собой эффективность различных методов воспитания.
     Многие  веские причины затрудняют процесс  логического перебора методов воспитания и определения оптимальных. Среди этих причин 
следующие:

     1. Нечеткость множества методов.  В настоящее время методы воспитания  строго не зафиксированы, однозначно  не описаны. Каждая педагогическая  школа вкладывает в содержание  одинаковых по названию методов  различный смысл.
     2. Множественность условий применения методов.
     3. Единственный надежный критерий  оптимизации -- время, но этот  критерий применяется редко. Ценить  время мы еще не научились.  Заключаем: примерная система  методов, спроектированная на  размытое множество условий с  применением аморфных критериев, не может обеспечить высокую логическую надежность выбора.
     Испытанный  веками опытный путь решения проблем, основанный на педагогическом чутье, интуиции, глубоком знании особенностей методов  и причин, вызывающих определенные последствия. Тот воспитатель, который лучше учел конкретные условия, использовал адекватное им педагогическое действие и предвидел его последствия, всегда достигнет более высоких результатов воспитания. Выбор методов воспитания - высокое искусство. Искусство, опирающееся на науку. Рассмотрим общие причины, определяющие выбор методов воспитания.
     Выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия  для осуществления. Нельзя выбирать метод, который в данных условиях неприменим. Нельзя ставить перспективы, которых все равно не достичь. Это, само собой разумеется. Между тем многие молодые педагоги часто нарушают это элементарное правило. Любое разумное и подготовленное действие педагога должно быть доведено до конца, метод требует логического завершения. Выполнять это правило важно потому, что только в этом случае воспитанники обретают полезную привычку доводить дело до конца, а воспитатель укрепляет свой авторитет организатора. 

 

          Общение как  средство воспитания
     2.1 Основа общения 
     Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.
     Определение Б.Д.Парыгина ориентирует на системное  понимание сущности общения, его  многофункциональность и деятельностную природу.
     Анализируя  научную литературу, Л.П.Буева рассмотрела  следующие аспекты изучения общения:
     1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);
     2) интеракционный (общение анализируется  как взаимодействие индивидов  в процессе кооперации);
     3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания);
     4) аксиологический (общение изучается  как обмен ценностями);
     5) «нормативный» (выявляются место  и роль общения в процессе  нормативного регулирования поведения  индивидов, а также анализируется  процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения);
     6) «семиотический» (общение описывается  как специфическая знаковая система,  с одной стороны, и посредник  в функционировании различных  знаковых систем - с другой);
     7) социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками).
     Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение личностью  социокультурных ценностей и  как её самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.
     Рассмотрение  проблем общения осложняется  различием трактовок самого понятия  «общение». Так, А.С.Золотнякова принимала  общее как социально - и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личные отношения, но и установки на социальные нормы. Общие она видела как процесс передачи нормативных ценностей. Вместе с тем она подавала «общие» как «социальный процесс, через который общество влияет на индивида». Если соединить эти два положения, то можно увидеть, что для неё общее было процессом коммуникативно-регулятивным, в котором не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется их усвоение социальной системой.
     А.А.Бодалев  предлагает рассматривать общение  как «взаимодействие людей, содержанием  которого является обмен информацией  с помощью различных средств  коммуникации для установления взаимоотношений между людьми» [6].
     Психологи определяют общение как «атрибут деятельности и как недетерминированное деятельностью свободное общение».
     Авторы  сборника «Психологические проблемы социальной регуляции поведения» рассматривают  общение как «систему межличностного взаимодействия», ограничивая феномен  общения только непосредственным контактом между индивидами. Общение, как процесс взаимодействия гораздо шире: «общение внутри групп - межгрупповое, в коллективе - межколлективное». Но «только в процессе взаимодействия человека с человеком, группой, коллективом» реализуется потребность личности в общении.
     А.А.Леонтьев понимает общение «не как интериндивиндуальный, а как социальный феномен», субъект  которого «следует рассматривать не изолированно». В то же время он подходит к общению как к условию  «любой деятельности человека» [15].
     Позицию А.А.Леонтьева поддерживают и другие авторы. Так, В.Н.Панферов отмечает, что  «любая деятельность невозможна без  общения». Далее он поддерживает точку  зрения на общение как процесс  взаимодействия, но подчеркивает, что  общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности».
     Точка зрения А.А.Леонтьева на « общение  как вид деятельности» и на «общение как взаимодействие», которые  в свою очередь, рассматриваются  как вид коллективной деятельности, ближе к позициям Л.И.Анцыферовой и Л.С.Выготского, еще в 30-е годы пришедшего к выводу, что первым видом человеческой деятельности является общение.
     Проблему  общения исследовали и философы. Так. Б.Д.Парыгин считает, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности». Л.П.Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения. М.С.Каган рассматривает общение как «коммуникативный вид деятельности», выражающий «практическую активность субъекта». В.С.Коробейников определяет общение как «взаимодействие субъектов, обладающих определенными социальными характеристиками». «С философской точки зрения, - пишет В.М.Соковин, - общение - это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включённая в трудовую деятельность и являющаяся её необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания».
     Из  этого, далеко не полного, перечня высказываний психологов, социологов и философов, видно, насколько велик интерес  ученых к феномену общения.
     Но  из всего обилия трактовок общения  можно выделить главное:
     1) общение - вид самостоятельной  человеческой деятельности;
     2) общение - атрибут других видов  человеческой деятельности;
     3) общение - взаимодействие субъектов.
     При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших факторов, определяющих потребность в общении как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.
     Основные формы педагогической деятельности протекают в условиях общения. Будь то лекция, семинар, экзамен, зачет, защита курсового проекта или реферата, преподаватель общается с потоком, группой, подгруппой, личностью.
     Содержание  общения составляет обмен информацией. Но этим общение не исчерпывается. Важнейшей стороной общения является стремление запечатлеть облик одного человека в другом, транслировать себя в другого через совместную деятельность. Это уже личностное общение.
     Общающиеся  люди стремятся поделиться своим бытием с другими, обсудить какие-то события, волнующие обе стороны. Это - личностное взаимодействие в совместной деятельности преподавателя и студента, И в этом смысле общение выступает как важнейший инструмент решения учебно-воспитательных задач. Без организации продуктивного общения преподавателя и студенческого коллектива невозможно плодотворно реализовать дидактические и собственно воспитательные задачи педагога вуза.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.