На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Организация гостиничного обслуживания в отелях 5 звезд

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплине: «Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах» 

Тема: "Организация  гостиничного обслуживания в отелях 5 звезд" 
 

 Выполнил: 

 студент 3 курса 282 гр. 

 Дубик А.В. 
 

 Руководитель  курсовой работы: 

 Браудэ А.В. 
 

 Санкт-Петербург 

2010 

Введение 
 

 Услуга –  это любая деятельность, которую  одна сторона (гостиничное предприятие)  может предложить другой (клиенту), неосязаемое действие, не приводящее  к владению чем-либо. Ее представление  может быть связано с материальным продуктом. 

 Услуги, предоставляемые  в гостиницах, подразделяются на: 

 основные; 

 дополнительные; 

 сопутствующие. 

 Туристские, в том числе гостиничные услуги, обладают следующими характеристиками: 

 Неосязаемость  услуг: Услуги невозможно потрогать, взять в руки, услышать, увидеть или попробовать на вкус до момента приоб ретения. 

 Неотделимость,  неразрывность производства и  потребления услуги: Услуги предоставляются  и потребляются одновременно  т.е. могут быть оказаны только  при поступлении заказа. 

 Непостоянство  качества, изменчивость: Качество услуг  может существенно изменяться, в  зависимости от того, когда, кем  и при каких условиях они  были предоставлены. 

 Перечень  услуг зависит от категории  гостиницы. Не во всех гостиницах  есть возможность организовать бытовое обслуживание гостей и предоставлять им полный перечень услуг. Но всюду должны стремиться к тому, чтобы набор услуг полностью отвечал запросам гостей. 

 Вся работа  по организации услуг должна  быть хорошо продумана и организована. Предприятия, оказывающие услуги, должны размещаться в доступном месте (чаще всего на первом этаже). В вестибюле, на этажах, в номерах должна быть информация о том, как, где получить услуги и часы работы должны быть удобными для гостей. 

 Целью моей  курсовой работы является изучение роли гостиничного обслуживания туристов в отелях 5 звезд. 

 Данная тема  является актуальной, т.к. гостиничные  услуги относятся к отрасли  нематериального производства. Индустрия  гостеприимства является частью  индустрии туризма. Основными его сегментами являются предприятия размещения и предприятия питания во всем их многообразии. Такое положение объясняется тем, что, до настоящего времени в действующей классификации отраслей народного хозяйства отрасль туризма не имеет четкого производственного и социально-экономического статуса. 

 В главах  будет рассмотрена история и  развитие предприятий гостиничного  сервиса, его роль в индустрии  гостеприимства, тенденции развития; основные и дополнительные услуги, а также их характеристика; отличие  пятизвездочных гостиниц от гостиниц меньшей звездности. 

Глава 1. Характеристика гостиниц 5 звезд 
 

1.1 История развития  индустрии гостеприимства 
 

 Упоминания  о первых предприятиях индустрии  гостеприимства, в которых предоставлялись  услуги как размещения, так и питания, тавернах, можно найти в манускриптах, которые ученые относят к эпохе античной Греции и античного Рима. 

 Среди таких  документов - кодекс вавилонского  царя Хаммурапи (примерно 1700 г.  до н.э.). Благодаря этим упоминаниям  становится понятным, что таверны пользовались сомнительной репутацией, выполняя порой функции домов терпимости. Кодекс Хаммурапи обязывал хозяев таверн доносить властям на посетителей, из разговоров которых явствовало, что они замышляют совершить преступление. 

 В Древней  Греции в I тысячелетии до н.э. таверны являлись важным элементом социальной и религиозной жизни. Хотя в тавернах имелись помещения для размещения путешественников, в большей степени они предназначались для предоставления услуг питания. Развитие торговли и связанные с ней длительные разъезды требовали организации не только питания, но и ночлега. Это обстоятельство и предопределило появление другого типа предприятий - постоялых дворов. 

 Наиболее  разветвленная сеть постоялых  дворов была создана на территории  Римской империи. Постоялые дворы, особенно на главных дорогах, строились римлянами со знанием дела и для своего времени были вполне удобными. После падения Римской империи началась новая, качественно новая эпоха развития индустрии гостеприимства. 

 Позже Марко Поло говорил о них, что здесь "и королю остановиться не зазорно". Располагались они примерно в 25 милях друг от друга, чтобы правительственные чиновники и гонцы не слишком утомлялись в дороге, отдыхая в каждом из них. Пользоваться ими можно было, лишь показав специальный правительственный документ, который свидетельствовал об особом статусе их предъявителей, и поэтому такие официальные бумаги часто воровались и подделывались. К тому времени как Марко Поло отправился в свое путешествие на Дальний Восток, таких постоялых дворов насчитывалось в стране около десяти тысяч. 

 В период  раннего средневековья предоставлением  услуг гостеприимства для обыкновенных  людей стали заниматься религиозные  заведения, да и акценты в  обслуживании стали другими. В  Англии, например, постоялые дворы были теперь ориентированы уже не столько на путешествующих, сколько на пьющих. Если в те годы люди и путешествовали, то обычно их путешествия были связаны либо с королевским двором, либо с церковью. Большинство путешественников были миссионерами, священниками и пилигримами, путешествующими к святым местам. В связи с этим постоялые дворы, в которых люди останавливались на ночлег, стали строиться поближе к храмам и монастырям. Условия проживания оставались довольно примитивными, при этом постоялыми дворами управляли рабы, находящиеся в услужении у священников и настоятелей храмов. 

 В Средние  века люди стали путешествовать  больше и соответственно увеличилось  число придорожных постоялых  дворов. По современным стандартам, они все еще оставались примитивными. Постояльцы часто спали вповалку на матрацах, разложенных на полу одной большой комнаты. Каждый ел то, что у него было с собой, либо покупал что-нибудь съестное у хозяина постоялого двора. Питались обычно хлебом и мясом (иногда - рыбой или цыпленком), запивая все это пивом. Некоторые трактиры были местами шумных попоек, и их завсегдатаи, особенно если таверна находилась в районе порта, зачастую насильственно бывали записаны в матросы. 

 В сельской  местности один постоялый двор  обслуживал всех приезжих, хотя состоятельные люди, путешествовавшие в собственном экипаже или верхом, туда заходили редко, а бедняков, которые путешествовали пешком, туда старались не пускать вообще. В любом случае четкие социальные различия в обхождении с каждым постояльцем строго соблюдались. Состоятельные люди обслуживались в столовой или у себя в комнате. Бедняки обычно ели вместе с хозяином постоялого двора и его семьей на кухне. Им подавали простую пищу без права выбора, но за минимальную цену. Французы назвали такое обслуживание table d’hote (таблъ д’от), т.е. "хозяйский стол". Состоятельные гости могли заказывать для себя специальные блюда из имеющихся у хозяина продуктов - a la carte (а ля карт), - и заходить на кухню проследить, чтобы все приготовили как надо. Стараясь угодить гостю, хозяин обычно предлагал какое-нибудь местное блюдо, которым славилась местность. Цены на блюда также были разными, прежде всего в зависимости от региона, где находился постоялый двор. 

 В XII-XIII веках  постоялые дворы - предшественники первых гостиниц - появились на Руси. Они предоставляли приют и питание для всех категорий путешествующих и не отличались особым комфортом. Здесь также можно было разместить лошадей и транспортные средства путешествующих, то есть предлагались так называемые услуги "постоя". 

 В XV веке  постоялые дворы создавались  при "ямах" - почтовых станциях, расположенных один от другого  на расстоянии конного перехода. В это время на Руси была  учреждена "ямская служба", находившаяся в ведении Ямского  приказа. Услуги размещения и питания, предоставляемые на постоялых дворах в ямских поселках, логически дополняли основные услуги, выполняемые ямщиками, - держать лошадей и перевозить "по государеву указу" всех, кто имел специальное разрешение ("грамоту") или платил деньги. 

 Постоялые  дворы вдоль дорог просуществовали  довольно долго, вплоть до середины XIX века, а кое-где и дольше. Их  развитие было резко приостановлено  в связи с появлением и распространением  железных дорог. И только спустя  определенное время развитие  автомобильных перевозок вновь сделало необходимым возврат к традиционным гостиницам "вдоль дорог", представив их в новом облике - мотелей. 

 Особая роль  в развитии предприятий гостеприимства  принадлежит США. По мнению  историков, первый постоялый двор  здесь появился значительно позже, чем в Европе, лишь в 1607 году. Одна из первых таверн была открыта в Бостоне в 1634 году. В 1642 году в Нью-Йорке (тогда он назывался Новый Амстердам) голландской компанией Dutch East India была открыта таверна Stadt Huys. Хотя имеются свидетельства, что таверна появилась уже в первые годы колонизации в Джеймстауне (штат Вирджиния). С этого времени таверны стали центрами общественной жизни, местом встреч для солдат и бизнесменов. Они процветали не только в городах, но и вдоль больших дорог, и особенно на перекрестках. 

 К 1852 г  каждый первоклассный отель в  Америке имел своего французского  шеф-повара. Хотя в душе американцы  не одобряли "причудливую" французскую  кухню с ее суфле и соусами,  но как завсегдатаи этих ресторанов, они ни за что не признались бы в этом. В гостиницах вводится так называемый "европейский план" организации оплаты за гостиничные услуги, согласно которому гости платят не за номер плюс питание, а только за номер, что позволяет им заказывать блюда a la carte в ресторане отеля самим или питаться где-нибудь еще, если им так больше нравится. 

XIX век и начало XX оставили заметный след в  истории развития гостиничного  дела в России. В этот период  были построены известные гостиничные  предприятия, отдельные из которых  продолжают успешно функционировать и в настоящее время. Следует отметить, что в основном они соответствовали европейской концепции с точки зрения как архитектуры и интерьера, так и предлагаемого обслуживания. 

 В двадцатом  веке индустрия гостеприимства  достигает расцвета. Лидерами в этой области остаются США и Европа, где повсеместно появляются новые формы организации гостиничного хозяйства, например объединение в гостиничные цепи. Значительные изменения происходят и в ресторанном бизнесе. 

 В 1970-е  годы в индустрии гостеприимства появились новые типы заведений, например, Тасо Bell, TGI Friday’s, Houston’s и Red Lobster - в ресторанном деле и Days Inn, Super 8 Motels и Comfort Inns - в гостиничном. Такие корпорации, как Four Seasons, Canadian Pacific, Marriott, Hyatt, Sheraton, Hilton, Radisson Ramada и другие сетевые структуры высшего класса, начали активно распространяться в Северной Америке и за ее пределами. 

 В России  в 1911-1912 годах по проекту архитектора  Лидваля была построена гостиница  "Астория", считавшаяся в то время лучшей гостиницей Санкт-Петербурга. При ней был открыт ресторан с французской кухней. 

 К концу  XIX века в Москве функционировали  такие популярные гостиницы, как  "Дюссо", "Славянский базар", "Дрезден", "Париж", "Англия", "Германия", "Север", "Лоскутная", "Гранд-отель", "Европа", "Берлин" и др. В первые годы XX века в Москве были построены гостиницы высочайшего класса: "Метрополь" (строился в 1899-1904 годах по проекту архитектора В. Валькотта с участием Л. Кекушева и А. Эрихсона), "Боярский двор" (1901 год, архитектор Шехтель), "Националь" (1902 год, архитектор А. Иванов). 

 После революции  большая часть гостиничного фонда  была национализирована. Многие  гостиницы были перепрофилированы  (например, гостиница "Астория"  в Санкт-Петербурге стала местом размещения Петроградского Совета рабочих и крестьянских депутатов, а «Националь» в Москве - местом размещения правительства). Идеология новой власти пропагандировала разрушение рыночной экономики, и поэтому происходит отказ от любой прибыли, и доходы от гостиничной индустрии направляются на развитие тяжелой промышленности. 

 В советском  государстве полностью отсутствовала  возможность индивидуального выбора  средств размещения. Граждане СССР  и иностранцы обслуживались по  разным стандартам. Велика была  роль государственного планирования, цены на размещения были приемлемыми. 

 К 1940 г.  гостиницы были построены в  669 городах. Великая Отечественная  война нанесла огромный ущерб  индустрии гостеприимства СССР, поскольку районы с наибольшим  числом гостиниц оказались под оккупацией.  

 В освобожденных  от немецко-фашистских захватчиков  городах и сёлах, не дожидаясь  окончания войны, восстанавливали  гостиничный фонд. Ряд гостиниц («Астория»  в Ленинграде, «Приморская» в  Сочи и др.) во время войны  были переоборудованы в госпитали. 

 Появились  нормативные документы, целью  которых было улучшить работу  гостиничных предприятий, повысить  их рентабельность. Типовые должностные  инструкции предусматривались для  дежурных администраторов, портье, паспортистов, дежурных по этажу, горничных, уборщиц и т.д. 

 Постановлением  СНК СССР № 2263 от 2.09.1945 г. предусматривались  показатели для гостиниц повышенного  типа обслуживания. 

 В послевоенный  период много гостиниц было  построено в разных городах  страны: в Ленинграде, Киеве, Риге, Курске, Орле, Воронеже, Вольске и др. 

 В соответствии  с общей направленностью послевоенных  лет интерьерам гостиниц придавали  дворцовую пышность. 

 Отсюда некоторая  абстрагированность архитекторов  от рассмотрения вопросов, связанных  с лучшей организацией быта проживающих в гостиницах граждан. К мебели, оборудованию, освещению предъявлялись не столько функциональные, сколько эстетические требования. Это предопределило использование во внутренней отделке дорогостоящих материалов и изделий, значительно удорожавших строительство гостиниц. 

 К 1960 г.  в 1364 городах Советского Союза  гостей обслуживали в 1476 гостиницах. 

 Дальнейший  рост материальной и технической  гостиничной базы в стране  определили следующие факторы:  развитие существующих городов  и появление новых; рост промышленности, науки, культуры и искусства; увеличение материального благосостояния людей. Это создало предпосылки для развития внутреннего туризма, обмена делегациями, увеличения числа командированных и отпускников. 

 С развитием  народного хозяйства, успешным выполнением пятилетних планов росла и подвижность населения, отечественный и зарубежный туризм, расширялись экономические и культурные связи с зарубежными странами. Одновременно возросла потребность в увеличении гостиничного фонда в СССР. 

 В РСФСР за годы десятой пятилетки построено 158 гостиничных предприятий на 30 тыс. мест. Построены высотные, оснащенные современной техникой и оборудованием гостиницы в Волгограде, Новосибирске, Мурманске, Архангельске, на 1000 мест каждая. 

 Наряду с  гостиницами общего типа в стране велось интенсивное строительство ведомственных гостиниц, пансионатов, кемпингов, мотелей, туристических баз и лагерей. Большую работу в этом направлении проводили такие ведомства, как Государственный Комитет СССР по иностранному туризму и экскурсиям ВЦСПС, Бюро Международного молодёжного туризма «Спутник», Министерство гражданской авиации СССР и др. 

 Интенсивно  развивалось гостиничное хозяйство  с 1970 по 1980 год, что частично  было вызвано подготовкой к  проведению XXII Олимпийских Игр. 

 В 1980 г., в  канун московской Олимпиады, гостиничное  хозяйство СССР насчитывало 7000 гостиниц общей вместимостью 700 тыс.  мест. Было построено много крупных,  комфортабельных гостиниц. 

 Одной из  самых больших гостиниц России  является гостиничный комплекс «Измайлово», рассчитанный на 10 тыс. мест. 

 К сожалению,  в 1990-е гг. из-за экономической  и политической ситуации в  стране произошел значительный  спад спроса на гостиничные  услуги. В конце 1990-х гг., согласно  данным Государственного комитета  Российской Федерации по статистике, Россия имела 5043 предприятия гостиничного типа с общим числом мест 390 931. 

 В целом  по России в городской местности  находится 60% гостиниц и в сельской  местности - 34%. 

 Наиболее  крупные по размерам номерного  фонда гостиницы располагаются Москве и Санкт-Петербурге. 

 В настоящее  время к тенденциям развития  предприятий индустрии гостеприимства  относятся:  

1. углубление  специализации гостиничного и  ресторанного предложения, 

2. образование  международных гостиничных и  ресторанных цепей, 

3. развитие сети  малых предприятий, 

4. внедрение  в индустрию гостеприимства компьютерных  технологий. 
 

1.2 Характеристика  гостиниц 5 звезд 
 

 Уровень комфорта  – показатель весьма субъективный  и сложный для оценивания. Однако  во многих странах мира приняты основные слагающие его критерии. К ним, в частности, относятся: 

 • состояние  номерного фонда: площадь номеров,  структура номерного фонда, наличие  коммунальных удобств и т.д.; 

 • состояние  мебели, инвентаря, предметов санитарно-гигиенического назначения; 

 • наличие  и состояние предприятий питания  – кафе, ресторанов, бистро и т.д.; 

 • состояние  здания, подъездных путей, обустройство  прилегающей к отелю территории; 

 • информационное  обеспечение и техническое оснащение,  в том числе наличие современных средств связи, бытовой техники, мини-баров, сейфов и т.д.; 

 • обеспечение  возможности предоставления ряда  дополнительных услуг. 

 Гостиницы  5 звезд отличаются высоким уровнем  обслуживания.  

 Здание пятизвездочных  гостиниц в большинстве случаев располагаются в центре города, в непосредственной близости от социально-значимых объектов, таких как аэропорты, вокзалы, автовокзалы, бизнес-центры, станции метро и т.п. Так же могут находиться в исторически зданиях или памятников архитектуры.  

 Многие гостиницы высокой категории являются частью гостиничных цепей и гарантируют размещение и обслуживание высочайшего уровня. Здесь для гостей предусмотрены все возможные услуги класса «люкс».  

 Современное  оснащение номеров предусматривает  множество технических удобств: телефонные линии с голосовой почтой, интерактивную телевизионную систему с LCD телевизорами, высокоскоростной Интернет. Если Вам необходимо провести мероприятие, в гостинице найдется подходящий зал: Банкетный зал, переговорные центры, а также бизнес-центр. Отели предусматривают удобства для работы, но прежде всего они предназначены для великолепного отдыха. 

 Что касается  предприятий питания, там очень  богатая мировая кухня. Услуги  релаксации очень разнообразны, начиная от массажного кабинета, до снятия напряжения в сауне или бане.  

 Что бы  ни привело Вас в любой уголок  мира, фешенебельные отели сделают  Ваш визит незабываемым. 

Глава 2. Организация  и технология предоставления основных и дополнительных услуг 
 

 Гостиничный  рынок обладает своими особенностями, гостиничная услуга - товар неординарный. Приходится иметь дело фактически с недвижимостью. Гостиничный номер нельзя перемещать с места на место во время продажи. Фактически продается не сам номер, а право занять его на определенное время. В большинстве ситуаций, типичных для индустрии гостеприимства, предложение услуги требует присутствия и того, кто оказывает ее, и того, кому она оказывается. 
 

2.1 Характеристики  услуг 
 

 Услуги сферы  гостеприимства отличаются изменчивостью.  Их содержание зависит от того, кто их оказывает и при каких условиях. Специфической чертой гостиничных услуг является их непостоянство. 

 Есть несколько  причин этой изменчивости. Во-первых, услуги такого рода оказываются  и принимаются одновременно, что  ограничивает Возможности контролировать их качество. Временная неустойчивость спроса делает проблематичным сохранение качества обслуживания в периоды, когда спрос становится повышенным. Многое зависит от состояния оказывающего услугу в момент ее оказания. Один и тот же человек может прекрасно обслуживать вас сегодня и скверно - завтра. Причины этого скверного обслуживания могут быть самые разные: плохое настроение, болезнь, семейные проблемы. 

 Изменчивость  и колебания в качестве услуги - главная причина недовольства, высказываемого клиентами в адрес индустрии гостеприимства. 

 Услуги нельзя  складировать. Не имея возможности  хранить и накапливать результаты  эксплуатационной деятельности, гостиницы  в своей работе зависят от  текущего спроса, что и обусловливает  постоянную работу (готовность) к оказанию услуг независимо от времени, то есть они должны работать непрерывно. 

 Из-за того, что отели торгуют «скоропортящимся»  продуктом, они вынуждены брать  с гостей плату за бронирование  номеров и за простой номера  даже в тех случаях, когда клиентам не пришлось этим воспользоваться. Таким образом, другая специфическая черта гостиничных услуг - их несохраняемость. Услуги не могут сохраняться. Поэтому потери из-за невостребованности компенсировать невозможно. Также особенностью гостиничных услуг является и их быстрота (скорость) предоставления. Специфика гостиничного сервиса не терпит медлительности. Ни одна технологическая операция в гостинице не должна быть утомительной и занимающей у клиентов много времени. Многие специалисты по организации гостиничного дела рекомендуют внедрять передовые технологии обслуживания, а в качестве примера приводят опыт работы одной из гостиниц в Токио, в которой максимальное время, необходимое на оформление при заезде гостя, предварительную оплату, получение ключей и прочее не превышает 45 секунд. Во многих гостиницах эта процедура занимает 10-15 минут. 
 

 Одним из  условий предоставления гостиничных  услуг является их безопасность. Предоставляемые услуги должны  соответствовать требованиям поддержания  здоровья людей, сохранности имущества граждан, способствовать охране окружающей среды. Законами РФ «О защите прав потребителей», «О сертификации туристских услуг, услуг гостиниц и общественного питания» предусмотрено, что деятельность гостиниц осуществляется на основании сертификата соответствия на безопасность оказываемых услуг. Данные требования предусматривают осуществление необходимых мер совместно со специальными организациями и обучение персонала действиям в экстренных ситуациях. Необходимость проведения работ по сертификации связана с переходом нашей страны к рыночной экономике, в условиях действия которой качество услуги, как и любого другого товара, является вектором ее конкурентоспособности. 
 

2.2 Основные услуги 
 

 Без дополнительной  оплаты гостям могут быть предоставлены следующие виды услуг: 

1) пользование  медицинской аптечкой; 

2) вызов скорой  помощи; 

 доставка  в номер корреспонденции по  ее получении; 

 побудка к  определенному времени; 

 предоставление  кипятка, иголок, ниток, одного  комплекта посуды и столовых приборов. 

 В любой  гостинице или отеле имеется  медпункт. Ведь даже полностью  здоровому человеку может понадобиться  оказание медицинской помощи, никто  не застрахован от получения  каких-либо бытовых травм, внезапного  ухудшение самочувствия. И это не говоря о том, что большая часть населения вообще страдает всевозможными заболеваниями, которые могут обостриться после переезда в другой город. Именно для таких случаев в каждой гостинице имеется собственный медпункт. 

 Помимо того, что каждый постоялец сможет обратиться к квалифицированному специалисту, который окажет необходимую и своевременную медицинскую помощь, существует возможность бесплатного использования медицинской аптечки. 

 Иногда, даже  после оказания медицинской помощи  персоналом гостиницы, возникает потребность госпитализации постояльца. В этом случае вызов скорой помощи из отеля или же гостиницы производится бесплатно. 

 Гость может  попросить администратора гостиницы  о побудке гостя к определенному  времени.  

 Так же  постояльцу гостиницы могут предоставить кипяток, иголки и нитки, один комплект посуды и столовых приборов. 
 

2.3 Дополнительные  услуги 
 

 Перечень  и качество предоставления платных  дополнительных услуг должны  соответствовать требованиям присвоенной  гостинице категории. Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего дохода. 

 Наиболее  распространенные: 

 экскурсионное  обслуживание; 

 заказ услуг  гидов-переводчиков; 

 организация  продажи билетов на все виды  транспортов; 

 организация  продажи билетов в театры, цирк, на концерты и т.д.; 

 заказ автотранспорта  по заявке гостей; 

 вызов такси; 

 прокат автомобилей; 

 заказ мест  в ресторанах города; 

 покупка и  доставка цветов; 

 продажа сувениров,  открыток и другой печатной продукции; 

 ремонт обуви; 

 ремонт и  глажение одежды; 

 стирка и  химчистка одежды; 

 пользование  сауной; 

 услуги парикмахерской; 

 услуги буфетов,  баров и ресторанов; 

 аренда конференц-зала, залов переговоров; 

 услуги бизнес-центра. 

 К сопутствующим услугам относятся: 

 обеспечение  суверенной продукцией, туристской  символикой; 

 торговое, валютно-кредитное,  информационное, конгрессное и прочее  обслуживание; 

 услуги специальных  видов связи, предоставление индивидуальных  сейфов и др. 

Глава 3. Персонал гостиницы 
 

3.1 Профессиональная  этика работников гостиничных  предприятий 
 

 Работники  отеля должны быть внешне аккуратными,  вежливыми, внимательными и предупредительными  в отношении посетителей –  это правило, которое следует  неукоснительно соблюдать. Но специфика гостиничного дела такова, что добросовестного выполнения своих обязанностей недостаточно. Профессиональное мастерство гостиничных работников определяется высокой культурой обслуживания, куда входит и тактичность, и доброжелательность, и знание психологии, и умение соблюдать нормы международного этикета, и многое другое. 

 Профессиональная  этика – правила поведения,  которые определяют конкретный  тип нравственных взаимоотношений  в той или иной сфере деятельности. Профессиональная этика работников индустрии гостеприимства связана в первую очередь с культурой обслуживания. Целым спектром положительных качеств должны обладать работники сферы гостеприимства. Назовем некоторые из них. 

 Деловитость  – умение эффективно построить  свой график работы и повышать ее качества – важнейшая часть культуры труда. 

 Единство  слова и дела и дисциплинированность  – соответствие слов персонала  и их конкретных дел, пунктуальность, соблюдение трудовой дисциплины  и распорядка. 

 Сознательность  – осознанность действий и навыков, добросовестное выполнение обязанностей. 

 Честность  – верность принятым обязательствам, убежденность в правоте своего  дела, искренность перед другими  и самим собой. 

 Организованность  – четкое выполнение своей  работы. 

 Уважение  – признание достоинства личности, возможно, более полное удовлетворение интересов людей, внимательное отношение к чужим убеждениям, чуткость, деликатность, скромность. 

 Вежливость  – внимательность, внешнее проявление  доброжелательности ко всем, готовность  оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт. 

 Приличные  манеры – точная мера во  внешних формах поведения. 

 Выдержка  – умение контролировать эмоции, подавлять в себе раздражительность. 

 Корректность  – уравновешенность, приветливость;  в напряженной ситуации, если гость высказывает недовольство, отвечать ему спокойно, четко, не повышая голоса; корректность непременно охладит пыл любого слишком эмоционального человека. 

 Тактичность  – необходимость учета конкретной  моральной ситуации. Лучшее выражение  тактичности персонала – умение быть незаметным, скрыть в присутствии гостя свое плохое настроение или занятость. Нетактично при посторонних делать замечания или давать указания подчиненным. 

 Терпимость  – стремление достичь взаимного  понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения методами разъяснения и убеждения. 

 Важно овладеть  арсеналом способов и средств  привлечения потребителя именно  к вашему предприятию. Выслушивать  пожелания и принимать заказы  на услуги следует с полным  осознанием их важности для клиента. Надо уметь ненавязчиво предложить свои услуги, предупредить желание гостя, при этом не спешить давать обещания исполнить ту или иную просьбу, если вы не уверены, что сможете ее выполнить. 

 Встречая  иностранных туристов, нужно проявлять  гостеприимство, но делать это с достоинством, уважая нравы и обычаи своей страны. Одно из значений слова «культура» – высокий уровень развития, умения. Культура обслуживания – это и безупречная честность и точность, умение ценить время других людей и свое собственное, способность скрыть в присутствии гостей свое плохое настроение или занятость. 

 Руководитель  отеля должен выполнять главные  требования служебного этикета:  определить верный стиль взаимоотношений  в коллективе, быть образцом добросовестного  отношения к делу. Совершенствовать культуру обслуживания невозможно без повышения квалификации, овладения передовыми методами труда. Степень подготовки персонала должна соответствовать уровню предоставляемых услуг. Работникам службы приема и размещения гостиниц необходимо знание хотя бы одного иностранного языка. Персонал гостиниц высшего класса в достаточном объеме должен владеть как минимум двумя языками международного общения. 

 Не реже  одного раза в пять лет проводится  переаттестация производственного,  обслуживающего, административно-управленческого и технического персонала для подтверждения или повышения квалификационного разряда. Не реже чем через три года должна проводиться профессиональная переподготовка работников туристского предприятия на курсах повышения по специальной программе. 

 Внешний вид  персонала включает форменную  одежду, значок с указанием должности,  имени и фамилии. Форменная  одежда метрдотеля отличается  особой отделкой или включением  в комплект фрака, смокинга. Умение  «разгадать» психологию гостей – существенный элемент профессиональной этики. Важный залог повышения культуры труда – заинтересованность персонала в своей работе. 

 Работник  туркомплекса должен уметь создать  атмосферу гостеприимства, доброжелательно  выполнять просьбы клиентов, чтобы они еще не раз воспользовались услугами гостиницы. Этот факт и будет убедительным доказательством высокого уровня обслуживания. Говоря о культуре поведения, следует указать на ряд особенностей характера человека, от которых зависит его поведение. Ю. Ф. Волков выделяет следующие особенности характера, необходимые работнику гостиницы. 

 Чувство такта  – это умение вести себя  в различной обстановке не  только в соответствии с общими  правилами поведения, но и так,  чтобы удовлетворять эстетическим  и этическим требованиям. Тактичный человек старается предупредить ситуации, создающие неловкость. Тактичность требует, чтобы человек воздерживался от вмешательства в чужие дела, если это не угрожает обществу, ему самому или кому-либо другому. 

 Тактичный  человек передвигается и ведет себя скромно, никогда не тревожа и не раздражая. Он не подчеркивает своего превосходства или общественного положения. Он не напыщен и не развязен, приспосабливается к любой обстановке, всегда считается с окружающими и ситуацией. Тактичный человек не демонстрирует своей неприязни к тому или иному человеку и не проявляет чрезмерной симпатии, которая может поставить в неловкое положение других. Нетактично подчеркивать свою занятость, усталость, озабоченность, плохое настроение или излишнюю приподнятость чувств. 

 Вежливость  следует рассматривать как форму  взаимоотношений с другими людьми, соблюдение принятых в обществе  правил приличия, учтивости, почтительности. Она выражает уважение к людям,  дает возможность в различных  формах показать свое доброе отношение к другому человеку, знакомому и незнакомцу, пожилому и молодому, к руководителю и подчиненному, гостю и сослуживцу. 

 Вежливость  проявляется в приветственных  словах и жестах, в форме обращения  друг к другу, в добрых пожеланиях, предупредительности и умении поступиться своими удобствами и выгодами, оказывая внимание другим и учитывая их интересы, в готовности прийти на помощь, оказать услугу, в уважении к старшим, в тоне речи, в соблюдении принятых правил приличия и т.д. 

 В связи  со спецификой обслуживания в гостинице существуют некоторые исключения из общепринятых форм проявления вежливости. Так, например, швейцары, подносчики багажа не должны при приветствии первыми подавать руку, снимать головной убор, так как он является принадлежностью форменной одежды, подчеркивающей, что в данное время лицо находится при исполнении служебных обязанностей. Швейцары обязаны приветствовать гостя стоя либо поклоном, либо словами приветствия. Подносчик багажа, приветствуя гостя, немедленно предлагает свои услуги поднести его вещи, не дожидаясь просьбы, но не следует, однако, вырывать вещи из рук, забирать и нести их без согласий владельца. 

 Персонал  службы приема (администраторы, портье, работники, ведущие расчеты с  проживающими за услуги) в абсолютном  большинстве гостиниц состоит из женщин. Их работа связана с заполнением документов, ведением записей, однако, не допускается встречать, приветствовать гостя сидя. Высокая культура обслуживания и гостиничный этикет обязывают вести прием стоя, чем подчеркивается особое внимание к гостю. 

 Вежливость  администратора проявляется во  внимании, умении выслушать, оказать  услугу, дать необходимую справку.  Невнимание к гостю, грубость  и резкость в обращении –  свидетельство невежества и низкой  культуры. Проявлением вежливости является умение администратора гостиницы тактично закончить беседу с гостем, разрешив с ним все вопросы, и лишь после этого обратиться к другому ожидающему. Если этому другому человеку пришлось ждать какое-то время, следует извиниться за задержку. Поскольку часто у стойки (стола) администратора в крупных гостиницах может оказаться одновременно несколько посетителей, необходимо в таких случаях, чтобы другие работники службы незамедлительно оказывали внимание ожидающему гостю. 

 Работникам  службы размещения надо помнить, что при размещении потребителя гостиничной услуги заполнение всех видов формуляров, листков прибытия возлагается на персонал гостиниц. Клиент их только подписывает. Наличие карточек, содержащих полную информацию о клиенте, сведения о его первом пребывании в гостинице позволит персоналу лучше принять и обслужить клиента, во многом предупредив пожелания. Одновременно это помогает проводить постоянную работу с клиентом, посылая ему информацию о гостинице (новые услуги и т.д.), поздравления с днем рождения, праздниками. 

 Обслуживающий  персонал на жилых этажах должен  встречать прибывшего гостя только  стоя, приветствовать его первым  и быть готовым в тот же  момент проводить в отведенный  для него номер. В светлое  время суток гостя приглашают  пройти в номер первым, представитель гостиницы, если это необходимо, входит вторым. Если в номере темно, работник гостиницы заходит первым, зажигает свет и приглашает гостя. Не нужно долго задерживаться в номере. Следует предложить гостю оказать необходимые услуги, пожелать ему хорошего отдыха и после этого покинуть номер. 

 В период  проживания, если гость находится  в номере, персонал не должен  заходить туда, даже если это  связано с плановой уборкой  номера. В тех случаях, когда  посещение номера вызвано крайней  необходимостью (аварией, нарушением правил проживания и т.д.) или просьбой гостя, следует постучать в дверь или позвонить по телефону, спросив разрешения войти. Если ответа не последовало, повторный стук или звонок допустим лишь через несколько минут (3-10 минут) в зависимости от срочности и необходимости. 

 Вежливость  в гостинице предполагает и  предупредительность. Горничная  на этаже, не дожидаясь просьбы,  поможет престарелому или инвалиду, уделит им больше внимания. Если  в гостинице по техническим  причинам будет отключена вода или отопление, то она заранее предупредит клиентуру словесно или через объявление об отсутствии воды на определенный срок. Информирование гостей о практическом решении администрацией гостиницы создавшихся неудобств обязательно. Проживающий либо переводится в другой номер (где есть вода), либо до устранения повреждений вода доставляется в номер персоналом гостиницы в предусмотренных для таких случаев емкостях. 

 Предупредительный  сотрудник службы размещения (или  поэтажный обслуживающий персонал) познакомит вновь прибывших клиентов с правилами, напомнит о наиболее важных требованиях к гостям, перечислит основные предоставляемые услуги. Служащий, заинтересованный в хорошем обслуживании клиента, заблаговременно спросит об интересующих его услугах: нужно ли погладить, постирать рубашку, необходимо ли заказать билеты на обратный путь, нужен ли завтрак в номер? Предупредительность скажется также и в рекомендации нужной ему услуги или выполнении ее. 

 Умение слушать  является одним из главных  критериев культуры обслуживания. Администраторы, горничные на этажах должны быть исключительно внимательны к говорящему клиенту. Слушать – дело сложное, требующее напряжения. Но важно понять, что в установлении доверительного контакта главная роль принадлежит говорящему. Если администратор не умеет слушать, он не сосредоточится на сути разговора, даст субъективную оценку отдельным фактам и проявит раздражительность по поводу сказанного. 

 Благородство  – способность жертвовать личными  интересами в пользу других, действовать честно, открыто, смело, не унижаться ради личных выгод. Благородство – это когда добро делается незаметно, не ради признания и наград. Каждому человеку хочется, чтобы с ним считались, к его мнению прислушивались, советовались. Все это признаки уважения, которое испытывают к нему окружающие. 

 Уважение  – чувство почтения, основанное  на признании достоинств, высоких  качеств кого-либо. Об этом нужно  постоянно помнить работникам  сферы услуг. Людей уважают  не только за особый дар  или талант, но и за умение работать, за правдивость, за те нравственные качества, которые можно в себе выработать, самим заслужить уважение окружающих. 

 Большое значение  имеет забота о порядке, тишине, соблюдении правил, установленных  в гостинице. Работник гостиницы  должен уметь в вежливой форме предупредить гостя о недопустимости нарушения порядка, пресечь различные проявления таких нарушений. Уезжая из гостиницы, гости прощаются с персоналом, благодарят за гостеприимство, желают всего доброго. Работники, в свою очередь, обязаны поблагодарить гостя за посещение их гостиницы, пожелать ему доброго пути. 

 Работнику  сферы гостиничного сервиса должна  быть свойственна и такая важная  черта, как корректность. Как одна  из форм взаимоотношений между  людьми корректность предполагает  умение при любых ситуациях держать себя в соответствии с общепринятыми правилами приличия. Таким образом, корректность – это более официальное, подчеркнутое проявление вежливости. Корректность особо необходима, если в силу каких-либо причин возникли или сложились неблагоприятные взаимоотношения между людьми. В гостинице возможны случаи, когда проживающие в ней граждане могут подчеркивать свое пренебрежительное отношение к обслуживающему персоналу, к горничной, официанту как к зависимой категории людей. Остаться корректным – значит сохранить свое достоинство, подчеркнуть свое моральное превосходство. 

 Гостиничный  работник должен воспитывать  в себе сдержанность – умение  управлять своими эмоциональными  реакциями, не допуская развития  отрицательных эмоций под влиянием огромного разнообразия характеров встречающихся людей. Недопустимы проявления усталости, инертности, невнимательности, а также излишней возбужденности и резкости не только в самих выражениях, но и в тоне речи, в движениях, эмоциях, мимике, иронии. Все это может оскорбить и унизить другого человека, а также и достоинство самого работника гостиницы. 

 Для престижа  гостиницы и ресторана очень  важна такая форма этикета,  как пунктуальность. Пунктуальный  – очень точный, аккуратный в  исполнении услуг служащий. Все  встречи, проводы, заказы транспорта, доставка завтрака, обеда в номер,  побудка должны делаться вовремя. Чем больше клиентура, тем более точными должны быть служащие гостиницы. Пунктуальный и тактичный служащий заблаговременно уберет номер, приведет себя в порядок. Нет более бестактного отношения к клиентам, чем опоздавшая услуга. 
 

3.2 Клиенты гостиничных предприятий и их типы 
 

 Для того  чтобы добиться успеха в процессе  реализации гостиничного продукта, важно четко представлять себе  психологический тип клиента,  с которым вы имеете дело. Это  позволит не только значительно  упростить процесс обслуживания клиента, сэкономив время, но и обеспечить максимальное удовлетворение его запросов и потребностей, а значит, и увеличить доход предприятия. Существует много психологических типологий клиентов (по темпераменту, поведению, виду принятия решений и др.). 

 Типология,  в основу которой положены  два параметра поведения –  активность и эмоциональная отзывчивость, – выделяет следующие типы  клиентов: 

 • «аналитик»  – пассивный и неотзывчивый; 

 • «энтузиаст»  – активный и отзывчивый; 

 • «активист»  – активный и неотзывчивый; 

 • «добряк»  – пассивный и отзывчивый. 

 Наиболее  предпочтительным типом клиентов  для гостиничного предприятия  является клиент - «добряк». Его обслуживание  не вызовет никаких трудностей  у персонала отеля. Поэтому  в рамках данного параграфа  остановимся на рассмотрении особенностей работы с клиентами трех оставшихся типов. 

 «Аналитик»  медлителен и нетороплив, говорит  негромко, без интонаций, предпочитает  общаться с менеджером через  стол, при разговоре скорее отклоняется  назад, чем двигается навстречу, старается не смотреть собеседнику в глаза, одет посредственно. Характерная особенность «аналитика»: обожание деталей. «Аналитик» может быть: многословным, осторожным и нерешительным, серьезным, с «недоразвитым» или отсутствующим чувством юмора. 

 Персоналу отеля рекомендуется говорить медленно, четко излагать свои мысли, уделять внимание мелочам, отвечать на каждый вопрос, давать фактические доказательства «за» и «против», приводить в пример удовлетворенных клиентов. Эмоции с таким клиентом работают мало – не становитесь с клиентом такого типа «на дружескую ногу». Лучше выглядеть консервативно, чем экстравагантно. С «аналитиком» нужно быть точным и пунктуальным. Он хочет различных гарантий, и при принятии решения ему важно ощущение безопасности. 

 Выдаваемая на руки информация должна быть хорошо оформлена, точна, со всеми запрашиваемыми данными. При выборе отеля для размещения аналитиком проведен сбор данных и анализ информации по огромному количеству отелей. В процессе контакта персонала службы приема и размещения с аналитиком важно не обмануть ожидания такого клиента, который после долгого и сложного выбора остановил внимание именно на вашем отеле. 

 «Энтузиаста»  отличают энергичность, живость,  выразительность, экстравагантность.  Мужчина-«энтузиаст» первым вступит в контакт с персоналом службы приема и размещения. Женщина-«энтузиаст» при встрече мило улыбается, открыто смотрит на работников отеля. Общаясь с персоналом гостиницы, «энтузиаст» предпочитает короткую дистанцию. 

 Разговорить  его не представляет никакого труда. Красноречив и многословен, говорит быстро, громко и долго. Детали ему не очень важны. 

 Работать  с «энтузиастом» удобно, так как  он открыт для общения. «Энтузиаст»  может быть: невнимательным к  подробностям, склонным к преувеличениям  и обобщениям, неорганизованным, поверхностным и непредсказуемым, импульсивным и нетерпеливым. Однако достаточно часто клиенты такого типа требуют выполнения нереальных требований (к примеру, предоставление услуг, которые отелем не организуются). В этих случаях не стоит спорить с таким клиентом, а стоит заинтересовать его – предложив ему альтернативные варианты обслуживания. 

 Следует также  сказать о том, что «энтузиаст»  забывчив, непунктуален, несобран и  часто пропускает ценную информацию  мимо своих ушей. Клиенты такого типа могут длительно поддерживать общение и резко прервать его, вспомнив о невыполненных делах или важной встрече. Заканчивая общение, работнику отеля не помешает по пунктам повторить необходимую для клиента информацию и вручить ему соответствующие информационные материалы. 

 «Активиста»  можно узнать по энергичности  и решительности. Внешне он  напоминает начальников или высокопоставленных  персон и любит производить  впечатление. Всегда занят и  трепетно относится к своему  времени. Несколько минут ожидания его «заводят» и раздражают. «Активист» любит контролировать как ситуацию в целом, так и людей вокруг себя. «Активист» говорит быстро и достаточно громко, пристально смотрит в глаза менеджеру. На стойке приема будет проявлять крайнее нетерпение и постоянно ворчать по поводу медленной работы службы приема и размещения отеля. 

 «Активист»  может быть: самоуверенным и независимым,  упрямым, вспыльчивым и даже  грубым, категоричным в словах  и оценках. Если со стороны  персонала службы приема и  размещения возникли какие-то сбои в работе, то клиент-«активист» не упустит возможности сделать колкое замечание в адрес работников ресепшн, которое может перейти в грубость в случае существенных сбоев в работе службы. 

 Тем не  менее «активиста» не стоит  бояться. Работникам отеля с таким клиентом стоит быть энергичными, лаконичными, сдержанными и доброжелательными. Ни в коем случае не стоит возражать «активисту» и идти с ним на лобовое столкновение. Это может привести к конфликтной ситуации и потере клиента. В общении с активистом не стоит обращать внимание на детали. Следует делать акцент только на наиболее важных моментах и подчеркивать его важность как клиента отеля. Пара фраз о том, что отель рад видеть его в качестве клиента и предлагает ему пакет ценных услуг, обезоружит «активиста» и даст ему выпустить пар. 

 Иную типологию  клиентов предлагает классик  туристки В.А. Квартальнов. Она  сделана на основе анализа  образа жизни клиентов. И поскольку  образ жизни тесно связан с  потребностями клиента и мотивацией  к выбору обслуживания, данная типология также представляет интерес. Эта типология поможет специалисту-практику не столько в выборе тактик поведения, сколько в правильном выборе гостиничного продукта, интересующего клиента и отражающего его конкретные потребности и пожелания. Без правильного понимания ценностей клиента его вряд ли можно чем-то заинтересовать. Клиент просто останется «глухим» по отношению к такому работнику гостиницы. 

 В.А. Квартальнов  выделяет пять типов клиентов: погруженный в себя искатель  наслаждений; активная и целеустремленная личность; представитель деловых кругов; так называемые «синие воротнички»; традиционный домосед. 

 Погруженный  в себя искатель наслаждений.  Часто это молодой человек,  занятый монотонной, неинтересной  работой. Поэтому он ищет удовлетворения от реальных и воображаемых видов деятельности на свежем воздухе. Может любить рыбалку и охоту, играть в баскетбол, увлекаться дорогими спортивными автомобилями. У него приличный доход, но все решения о покупках принимаются им спонтанно. Этот человек не планирует жизнь на долгую перспективу. Он постоянный зритель спортивных, приключенческих и других активных программ по телевизору. 

 Работа с  такими клиентами представляет  определенные трудности для персонала  отеля в силу того, что порой  весьма сложно угодить такому клиенту и подобрать для него наиболее подходящий вариант обслуживания. Клиент такого типа предъявляет серьезные требования к условиям размещения и дополнительным услугам. Однако опытному персоналу не стоит особого труда определить реальные потребности подобного клиента и сделать все для их удовлетворения. Спонтанность в приеме решения о покупке дает персоналу отеля дополнительный козырь, так как такой клиент подвержен влиянию со стороны. 

 Активная  и целеустремленная личность  все силы и энергию направляет на достижение повышения по службе, имеет большой интерес к своей работе. Такой клиент либерален, с современными взглядами на многие стороны жизни, уверен в себе. Он постоянно ищет новые ощущения, жаждет активной деятельности, например, катания на лыжах, плавания на яхте, путешествий за границу. Этот человек читает журналы, чтобы постоянно быть в курсе всех событий и последних тенденций современной культуры. Часто смотрит новости, развлекательные и спортивные программы. 

 Для отеля  такой клиент достаточно выгоден, так как выбор конкретного отеля может говорить персоналу о том, что выбор клиента обоснован и он доверяет данному предприятию. Подобный клиент потребляет достаточно большое количество дополнительных услуг. Потребности данного клиента легко предсказать, но не просто удовлетворить. 

 Деловая личность. Этот клиент богат, он имеет  больше возможностей для дорогого  отдыха, чем активная и целеустремленная  личность. Но ездить на дальние  расстояния не любит, поскольку  у него хороший дом и сформировавшаяся семья. Читает деловые газеты и журналы, смотрит передачи о путешествиях и природе, а также краткие сводки новостей. 

 Клиенты данного  типа представляют сегмент путешествующих  людей с деловыми целями. Они  предъявляют достаточно высокие  требования к условиям размещения и обслуживания. Для деловых людей сформировался целый сегмент бизнес-отелей, конгресс-отелей, предоставляющих все условия для организации конференций, форумов, симпозиумов и встреч. Деловые люди очень требовательны к обслуживающему персоналу и не прощают сбоев и ошибок в обслуживании. Однако, в случае качественного обслуживания, клиенты такого типа наиболее преданны тому или иному отелю. 

 «Синие воротнички».  Живут в маленьких городах  или на окраине крупных городов.  Являются патриотами и приверженцами строгой морали и необходимости тяжелой работы. Превосходным отдыхом считают отдых с семьей в палатках. Они любят охоту и рыбалку. Предпочитают смотреть по телевизору боулинг или футбол. Клиенты такого типа стараются выбирать недорогие средства размещения для отдыха, предпочитая отели туристского и экономичного класса. Хотя за те средства, которые они зарабатывают и тратят на отдых, стараются получить максимум комфорта. Их наиболее волнует проблема соотношения цены и качества.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.