На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Педагогическая система К.Д.Ушинского и её роль в современной педагогике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
1   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ К.Д.УШИНСКОГО. ИДЕЯ НАРОДНОСТИ ВОСПИТАНИЯ 7
1.1 Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского. 7
1.2 Идея народности воспитания педагогической теории  Ушинского 9
2.   ЭЛЕМЕНТЫ ПРИНЦИПА НАРОДНОСТИ ВОСПИТАНИЯ 20
2.1 Труд - основа  воспитания 20
2.2  Родной язык как средство воспитания 23
2.3.    Построение начальной  школы на принципах народности 26
2.4    Женское образование 29
3.  ЗНАЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ К.Д.УШИНСКОГО В ПЕДАГОГИКЕ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39 
 
 
 

 


ВВЕДЕНИЕ

     Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям. Передача социального опыта может  происходить по-разному. В первобытном  обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование  поведения взрослых. В средние  века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов. Со временем человечество пришло к  убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального  опыта. Наибольший эффект достигается  при активном участии самого человека в этом процессе, при включении  в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности. Современная  жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Обучение и воспитание, имея каждый свою специфику, которая отражает их имманентные  свойства, составляют целостный педагогический процесс.
     Предмет педагогики - это образование как  реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
     В связи с актуализацией национальных ценностей в сфере воспитания, переосмыслением концептуальных основ  педагогики представляется значимым изучение творческого наследия Константина Дмитриевича Ушинского.
     Современная духовная ситуация в России характеризуется  напряженным поиском национально-культурной идентичности различных народов, новых  ориентиров развития культуры и образования. Возрастает интерес к отечественной  истории, народной культуре, национальным традициям, фольклору.
     В связи с активизацией процесса возрождения  культурно-исторического наследия различных этносов в России становится весьма актуальным изучение народной педагогики с ее богатым опытом воспитания. Это связано с расширением и углублением исторически сложившихся межкультурных связей народов многонациональной России, а также многовековым взаимодействием русской культуры с культурами другими.
     На  этом фоне весьма актуальным становится развитие в отечественном образовании  идеи народности, обращенной к истокам  народной культуры и опирающейся  на ее национальное своеобразие и  особенности менталитета русского народа.
     На  сегодняшний день данная проблема актуальна  не только в педагогическом смысле, но имеет в некоторой степени  и политическое звучание. Возникновение  различных националистических течений  в обществе, межэтнические войны  и конфликты, приведшие к человеческим трагедиям и многочисленным жертвам, побуждают более глубоко осмыслить  необходимость сочетания национальных и общечеловеческих ценностей в  образовании. Народной педагогике необходима четкая гуманистическая направленность, обеспечивающая воспитание толерантности  и уважения к другим народам и  культурам и исключающая различные  формы этноцентризма и этнической нетерпимости.
     В психолого-педагогической литературе представлены исследования отдельных  аспектов развития народности, народной культуры и народной педагогики. Так, истоки идеи народности в образовании  отражены в трудах классиков русской  педагогики Ломоносова М.В., Ушинского  К.Д., Толстого Л.Н. Свое развитие освещение  данной проблемы получило в работах  Белинского В.Г., Радищева А.Н., Чернышевского  Н.Г., Добролюбова Н.А., Бунакова Н.Ф., Водовозова В.И., Сороки-Росинского В.Н., Лорки Д.О. и др.
     В современной литературе философско-педагогический аспект развития идеи народности раскрывается в исследованиях Вдовина А.И., Гершунского Б.С., Марциновской Г.Д., Шириповой Н.И., Усенко О.Г., Ломакиной  Н.Г., Зарипова А.Я., Гнатенко П.И. и др.
     Таким образом, в научно-теоретическом  плане актуальность исследования обусловлена  необходимостью определения сущности идеи народности, выявления источников, критериев, условий ее развития в  отечественном образовании.
     Имя К.Д. Ушинского занимает особое место в русской мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных.
     Он  по праву считается создателем русской  народной школы. На протяжении многих лет практической педагогической деятельности и исследования воспитательных систем и учреждений разных времен и народов, изучения реальных условий и факторов, благоприятствующих и мешающих школьному  делу в России, великий педагог  наметил пути, продвигаясь которыми школа обретала прочные основы своего существования. Он сформулировал теоретические  принципы содержания общего образования, разработал методы развивающего обучения. Им созданы «Родное слово» - учебник  русского языка для первоначального  обучения – и «Детский мир» - своеобразная энциклопедия элементарных, доступных  пониманию ребенка знаний. Эти  книги и методические материалы  многие десятилетия служили незаменимыми пособиями для учителей и родителей  в повседневной практике обучения и  воспитания.
     Объект  исследования данной курсовой работы -  педагогическое наследие Ушинского К.Д.
     Предмет исследования - развитие идеи народности в педагогическом наследии  Ушинского  К.Д.
     Цель  исследования - раскрыть сущность идеи народности  Ушинского и показать ее реализацию в современной образовательной  практике.
     В ходе исследования были поставлены следующие  задачи:
    Изучить литературу по теме исследования.
    Дать содержательную характеристику идеи народности;
    Проанализировать элементы принципа народности воспитания по учению Ушинского К.Д. (труд, родной язык, народная школа, женское образование).
    Проанализировать значение педагогической системы Ушинского в современной педагогике.
     Основными методами исследования были: теоретический  анализ  педагогической литературы по исследуемой проблеме; систематизация, классификация и обобщение фактов. 

 

     

1   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ К.Д.УШИНСКОГО.  ИДЕЯ НАРОДНОСТИ  ВОСПИТАНИЯ

1.1 Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского.

     Константин  Дмитриевич Ушинский (1854—1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи Новгорода-Северского, бывшей Черниговской губернии, в небольшом имении родителей.
     Окончив Новгород-Северскую гимназию, Ушинский поступил в Московский университет  на юридический факультет, который  блестяще закончил в 1844 году, и через  два года, в возрасте 22 лет, был  назначен исполняющим обязанности  профессора камеральных наук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового  права, государственного права) в Ярославском  юридическом лицее.
     Однако  уже через два года блестяще начатая  профессорская деятельность Ушинского  была прервана: в связи с «беспорядками» среди студентов лицея он был  уволен из числа профессоров в 1849 году за свои прогрессивные убеждения.
     Ушинский  вынужден был после этого служить  мелким чиновником в министерстве внутренних дел, но чиновничья служба не удовлетворяла  его. В своих дневниках он отзывался  о службе с отвращением. Некоторое  удовлетворение давала ему литературная работа в журналах «Современник»  и «Библиотека для чтения», где  он помещал переводы с английского, рефераты статей, обозрения материалов, опубликованных в иностранных журналах.
     В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем  инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил  постановку обучения и воспитания.
     Под влиянием начавшегося общественно-педагогического  движения Ушинский в 1857—1858 годах поместил в «Журнале для воспитания» несколько  статей («О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и др.), которые прославили его имя.
     В 1859 году Ушинский был назначен инспектором  классов Смольного института  благородных девиц. В этом учреждении, тесно связанном с царским  двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим  окружением царицы, ее фаворитами. Девушек  воспитывали в духе христианской морали и превратного представления  об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонения перед царизмом.
     Ушинский, невзирая на противодействия реакционных  педагогов, смело провел реформу  института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. В качестве преподавателей Ушинским были приглашены видные педагоги-методисты: по литературе - В. И. Водовозов, по географии - Д. Д. Семенов, по истории - М. И. Семевский и другие. Для того чтобы подготовить воспитанниц к полезному труду, сверх общеобразовательных семи класса был введен двухлетний педагогический класс. В это время Ушинским была также составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1861) в двух частях для преподавания в младших классах, содержащая много материала по естествознанию.
     Ушинский  редактировал в 1860—1861 годах «Журнал  министерства народного просвещения». Он совершенно изменил его программу, превратил сухой и малоинтересный официальный ведомственный орган  в научно-педагогический журнал.
     В эти годы Ушинский поместил в «Журнале министерства народного просвещения» несколько своих педагогических статей: «Труд в его психическом  и воспитательном значении», «Родное  слово», «Проект учительской семинарии».
     Воспользовавшись  обстановкой наступления реакции, начальница института, священник и  уволенные Ушинским учителя усилили  травлю, обвинили его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из Смольного  института. Царское правительство, чтобы завуалировать незаконное отстранение Ушинского, направило  его в длительную командировку за границу для изучения женского образования  за рубежом. Эту командировку Ушинский справедливо рассматривал как замаскированную  ссылку.
     К. Д. Ушинский за границей изучил состояние  женского образования в ряде стран, постановку начального обучения в Швейцарии, составил замечательную книгу для  классного чтения — «Родное слово» (1864—1870) и методическое руководство  к ней, подготовил к печати два  тома главного своего психолого-педагогического  сочинения «Человек как предмет  воспитания (Опыт педагогической антропологии)» (т. 1—2. 1867—1869) и собрал материалы  к третьему тому этого большого и  важного научного труда.
     Тяжело  больной, чувствуя, что силы покидают его, Ушинский торопился сделать  возможно больше. После возвращения  в Россию (1867) он прожил недолго: умер в 1870 году в возрасте около 47 лет. Ушинский за свою короткую жизнь сделал очень  много. Он осуществил свою юношескую  мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему  отечеству — вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

1.2 Идея народности  воспитания педагогической  теории  Ушинского

 
     В педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского ведущее  место занимает его учение о цели, принципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном нравственного совершенствования личности является, как утверждал К.Д. Ушинский, идея народности, которую он обосновал во многих произведениях  в таких, как «О нравственном элементе в русском воспитании», «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О пользе педагогической литературы», «Вопросы о народных школах», «Общий взгляд на возникновение наших народных школ», «Воскресные школы», особенно в работе «О народности в общественном воспитании [2, стр. 54].Он отмечал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [7, с.252-253].  
     Воспитание он рассматривал как «создание истории», как общественное, социальное явление и считал, что оно имеет свои объективные законы, познание которых необходимо для того, чтобы педагог рационально осуществлял свою деятельность. Но, чтобы знать эти законы и сообразовываться с ними, надо прежде всего изучать самый «предмет воспитания». «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»,- писал Ушинский [8, стр. 23].
        Ушинский считал, что решающим в этом процессе является воспитание и что развитие ребенка совершается в процессе его воспитания и обучения. Человек становится человеком путем воспитания. «Воспитание, - писал Ушинский, - совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных»[6, стр. 11].
        Воспитание мыслится Ушинским  как целенаправленный, преднамеренный  процесс «управления личностью»  цель которого - подготовить человека  к жизни и активной трудовой  деятельности, воспитать гармонически  развитого человека, умеющего сочетать  свои интересы с интересами  своего народа и всего человечества. Из направлений воспитания главную  роль, по Ушинскому, играет нравственное  воспитание, оно - центр его педагогической  концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Ушинский пишет, что обогащение познаниями принесет много пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего «сытным человеком». Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, праздность.
       Важными задачами нравственного  воспитания являются:  
- формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшей дорогой человеческого поведения;

- развитие  нравственных чувств, в частности  и эстетических. Самым высоким,  пламенным чувством в человеке, «его общественным цементом»  Ушинский считал патриотическое  чувство, которое «последним гибнет  даже в злодее». Чувство переведет  сознание, убеждение в поведение  человека;  
- воспитание навыков и привычек поведения. По убеждению Ушинского, человек, благодаря хорошей привычке, «воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше». Процесс их формирования длительный, требующий настойчивости и терпения. Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания, утомительных «словесных назиданий». Методы и средства воспитания зависят от его содержания и цели. Что касается метода убеждений, то им надо пользоваться в меру, не навязывать своих убеждений, а, по словам Ушинского, пробуждать жажду этих убеждений. При этом  он  предостерегал  от  назойливых  наставлений  и  уговариваний, которые часто не доходят до сознания детей. Особую роль в системе средств нравственного воспитания К.Д. Ушинский отводил умственному и физическому труду учащихся, их разнообразной деятельности. [4, стр.14-15]

        Самое воспитание, считал он, если  оно желает счастья человеку, должно способствовать тому, чтобы  дети были умственно развиты,  морально (нравственно) совершенны, эстетически развиты, физически здоровы. Все эти качества, по его мнению, необходимо воспитывать и развивать на основе принципа народности.
     Ушинский учил, что воспитание достигнет цели и будет содействовать развитию народного самосознания, народной жизни в целом, если оно будет иметь народный характер. Под народностью он понимал такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах, где выражается стремление народа сохранить свое национальное я и способствовать его поступательному развитию во всех областях общественно - экономической жизни. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами.
     Воспитание  должно быть самобытным, национальным, дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой, народ  определяет содержание и характер воспитания, все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием, подлинная народность выражается, прежде всего, в родном языке. Принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у  детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения  к жизни. Все эти качества исходят  от народа и соотносятся с его  характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа, принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории  своей страны, географии, изучение русских  писателей и поэтов (литература), природы России.
       Считая народность источником  деятельности и развития, выражением стремлений народа сохранить свои национальные черты, К. Д. Ушинский утверждал, что народность соединяет отжившие и грядущие поколения, давая народу историческое существование.
       Ушинский критиковал всех, кто  недооценивал богатый многовековый опыт великого русского народа в области воспитания и, не учитывая интересов народа, механически насаждал европейскую, больше всего немецкую педагогическую теорию и практику. Только народное воспитание, сложившееся веками, сохраняет самобытность и неповторимость. «Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ — с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества. Это почва, из которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другим. Её можно удобрить, улучшить, приноровившись к ней же самой, к её требованиям, силам, недостаткам, но пересоздать её невозможно», — писал Ушинский [9, стр. 205].
         Русское же дворянство, как известно, подражало вкусам и нравам зарубежной аристократии, нигилистически относилось ко всему отечественному и воспитывало детей в семьях на французский, английский и немецкий лад, отчуждая их от всего отечественного как «простонародного». Такое направление господствовало и в закрытых учебных заведениях, где знание французского языка и словесности служило показателем «хорошего тона». Чуждое всему русскому направление воспитания проникало в гимназии, где господствовали классицизм и гербартианская педагогика. Изучению родного языка, отечественной литературы, истории, географии уделялось мало внимания. Все это препятствовало развитию просвещения на своей, народной основе. Истинное воспитание, подчеркивал педагог К.Д. Ушинский, сохранилось в простом народе, народе-труженике и патриоте, которому дорого все родное - язык, свое устное творчество, песня, природа, героическое прошлое, стремление к свободе. «Удивительно ли... что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [7, стр. 161].  
        И он не только в форме  критики повёл беспощадную борьбу  против насаждения на русской почве чуждой русскому народу системы воспитания, но и построил свою оригинальную педагогическую систему на основе идеи народности, на основе требований жизни русского народа. Определяя задачу самобытного развития русской жизни, Ушинский писал: «Теперь уже нельзя только продолжать дело, начатое Петром Великим, только усваивать то, что появляется за границей... Теперь следует самим отыскивать путь, отбросивши иноземные указы, а для того, чтобы найти истинный путь, более чем когда-нибудь необходимо обратиться к самому народу; узнать его не только материальные, но и духовные потребности. Но мало узнать, надобно сродниться с ними, сделать их потребностями своей собственной душа и, удовлетворяя этим потребностям, прокладывать народу историческую дорогу вперёд»[10, стр. 44].
       К.Д. Ушинский предупреждал, что  внешнее сходство в организации  воспитания не может служить  причиной того, чтобы считать  воспитание единым для всех  народов и по своему направлению,  и по содержанию. Он указывал, что воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальным духом до того, что невозможно перенести их на чужую почву. Отмечая вредность заимствования одним народом у другого педагогических идей или опыта, без учёта характерной специфики жизни и общего духа каждого народа, Ушинский заключает: «Удивительно ли после этого, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях   или заимствованных у другого народа» [11, стр. 37].
       Но мы допустили бы ошибку, если бы считали Ушинского  сторонником отгораживания, изоляции  России, её культуры от других  государств мира. По мнению Ушинского,  в области развития педагогических  идей на практике имеются такие  достижения, которые не составляют  принадлежность одного народа, как, например, идеи общественного воспитания, система школьного обучения, разные методические правила обучения и т. д., но эти достижения должны быть переработаны  духе требований каждого народа в отдельности.     
       Можно пользоваться и педагогическим опытом другого народа, опытностью другого государства. «Но это пользование оказывается безвредным только тогда, когда основания общественного образования твердо положены самим народом. Можно и должно заимствовать орудия, средства изобретения, но нельзя заимствовать чужого характера и той системы, в которой выражается характер. С другой стороны, чем больше характера в человеке, тем безопаснее для него всякое общество; и чем больше характера в общественном образовании народа, тем свободнее может он заимствовать все, что ему угодно, у других народов» [11, стр. 38].
        В развитии человечества существуют  общие закономерности, и они повторяются любым народом, утверждал К.Д. Ушинский, но если бы эти закономерности точно воспроизводились всеми народами независимо от места и времени, тогда бы не было ни народов, ни нации, ни национальностей, ни племен. Исторические условия жизни народов весьма различны на земном шаре и не могут не определять различий в системах народного образования разных народов.
       Эти различия определяются, следовательно,  не случайными обстоятельствами, а особенностями исторического развития. Каждый народ в силу обстоятельств играет в истории свою особую роль. В каждой системе воспитания проявляется народность как основная идея воспитания. «Народ без народности - тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность» [11, стр. 37].
       Народность должна быть положена  у любого народа в основу  воспитания как общая его закономерность, как исходное начало любой  педагогической идеи и цели  воспитания.
     В основе идеи народного воспитания лежат  понятия о человеке, каким он должен быть по понятиям того или другого  народа в известный период его  развития. «Каждый народ имеет свои особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы» [11, стр. 37-38].
       К. Д. Ушинский был глубоко прав, отмечая динамичность воспитательного идеала народа, его развитие, связанное с ходом истории народа. Идеал нельзя искать только в прошлом, он включает настоящее и устремления народа в будущее. Народный идеал всегда выражает степень самосознания народа, его совесть, взгляды на добро и зло пороки и добродетели. В этом идеале отражаются характер народа и изменения, происходящие в обществе. С изменением идеала во времени происходит и его переоценка. Он не статичен, в нем что-то остается от старого и всегда появляется новое, отражающее лучшие стороны нового времени. То, что казалось безукоризненным в прошлом, имеет в глазах современного человечества совершенно другую цену. К. Д. Ушинский указывал, например, что идеалы во Франции и Германии меняются быстрее, чем в Англии. Что же касается североамериканцев, то они «вырабатывают» свой особенный идеал человека, который почти совсем отвык от английских манер и является существом необыкновенно оригинальным» [7, стр.124].
       К. Д. Ушинский, конечно, был  далек от раскрытия классового  понимания сущности идеала. Но  он далеко ушел в понимании  его в сравнении со многими  своими современниками, утверждая,  что идеал, в том числе и  воспитательный, исторически обусловлен, что в нем присутствуют элементы национальные, что «народный идеал человека видоизменяется еще в каждом народе по сословиям» [7, стр. 124]. Народ вырабатывает свой идеал человека  стремится осуществить его в своем потомстве, для чего используется прежде всего воспитание. При этом он отмечал, что «школьное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа. Религия, природа, семейство, предания, поэзия, законы, промышленность, литература, - все, из чего слагается историческая жизнь народа, - составляют его действительную школу...» [7, стр. 148].
     По  утверждению К. Д. Ушинского, школьное воспитание, как ни старайся, невозможно отгородить от жизни. Она влияет на убеждения и учителей, и учеников, на формирование их устремлений, определяет выбор учебного материала. Общественное воспитание, подчеркивал он, не ведет за собой истории, но следует за ней. Нравственный идеал общества является и воспитательным идеалом. Он обусловлен конкретными, общественно-историческими условиями. Воспитательный идеал является одной из форм осмысления жизни, а его осуществление — одной из форм изменения ее. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даст воспитателю верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказаний. Вот основание того убеждения... что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» [1, стр. 118-119]
       Ушинский считал,  что идеал человека развивается на основе развития всей жизни народа. В связи с этим развивается и изменяется и сами сущность народности, изменяется принцип народности в воспитании. Однако этот принцип, по Ушинскому, всегда будет сопутствовать всему ходу развития народа. Идеал человека, созданный народом, исторически развивается и более или менее олицетворяется в каждом сыне народа.
       Воспитание будет подлинно народным  и по своей направленности, и по своему содержанию в целом, если им руководит сам народ, если сама система народного образования зависит от самого же народа, от его мнений и практического руководства.
     Таким образом,  общей системы народного  воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории, и германская педагогика не более  как теория немецкого воспитания,  у каждого народа своя особенная  национальная система воспитании, а  потому заимствование одним народом  у другого воспитательных систем является невозможным. Опыт других народен  и деле воспитания есть драгоценное  наследие дни всех, но точно в  том же смысле, в котором опыты  всемирной истории принадлежат  всем народам. Как нельзя жить по образцу  другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так  же нельзя воспитываться по чужой  педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные свои силы.
       Таков общий дух учения о  принципе народности воспитании.
        Из всего сказанного нетрудно  заключить, что принцип народности Ушинского содержит следующие элементы:
     1. Воспитание должно быть народным. Это прежде всего значит, что оно через широко развернутую школьную сеть должно охватывать всё подрастающее поколение народа в порядке обязательного обучения и формировать эти поколения в духе экономических, общественно-политических и культурно-просветительных интересов народа; делом воспитания должен ведать, руководить сам народ.
        2. Воспитание должно давать детям реальное образование и вместе с тем развивать их умственные способности с тем, чтобы эти знания были связаны с жизнью и направлены на общенародное благо. Отсюда важнейшее значение и труда как фактора и как одного из основных принципов воспитания.
     3. Центральное место в формировании человека должен занимать родной язык как язык обучения и как источник знаний, как сокровищница народа, как «лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет всей духовной жизни».
     4.Воспитание должно быть проникнуто целью формирования высокоморального человека, человека, для которого труд является делом чести и счастья, человека-патриота, с твёрдой волей и характером, борца за дело родины, народа, за его счастье, за его прогресс.
     5. Женщине должно быть обеспечено воспитание и образование наравне с мужчиной, так как «мужчина и женщина - личности равноправные, равно самостоятельные и равно ответственные», - писал Ушинский.
     6. Всякое заимствование и внедрение в практику воспитания чуждых для народа иноземных систем и опыта без критической переработки в соответствии с духом идеи народности - недопустимо [6, стр. 11] .
       Эти требования Ушинского, пронизывающие  всё его педагогическое учение, являются прогрессивными не только  для того времени, когда жил  Ушинский, но они во многом  сохраняют свою жизненность и  актуальность и для наших дней. Правда, у Ушинского в результате  идеалистического понимания им  законов развития общества встречаются,  как это увидим ниже при  рассмотрении отдельных частей  его педагогической системы, отсталые  и отжившие свой век мысли,  как, например, признание им в  своих ранних работах религии  как основного фактора воспитания, в некоторых случаях идеалистическое объяснение самой народности и т. д., за что Ушинского справедливо критиковали на страницах «Современника», но это не заслоняет то лучшее, что придаёт прогрессивно-демократический характер принципу народности воспитания, выдвинутому Ушинским.
         Для осуществления принципа народности  в деле воспитания Ушинский  считал  необходимым, чтобы: 1) в  основу воспитания был положен  труд, 2) воспитание и обучение  проводились на родном языке, 3)школа представляла центр воспитания  и обучения детей в системе других факторов воспитания, 4) система образования обеспечивала женщине получение образования наравне с мужчиной, 5) система среднего и высшего профтехнического образования строилась в соответствии с интересами народа [3, стр. 138-139].                                     

  2.   ЭЛЕМЕНТЫ ПРИНЦИПА НАРОДНОСТИ ВОСПИТАНИЯ

2.1 Труд - основа  воспитания

 
     Наиболее  полно и фундаментально идея трудового  воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX в социальном и педагогическом аспектах была рассмотрена К.Д. Ушинским в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении». Кроме того, Ушинский в «Родном слове» и в «Детском мире» ярко отражает принцип составления учебников начальной школы на основе соединения трудового воспитания с умственным, физическим и нравственным развитием детей.
        Как мы уже знаем, Ушинский  считал, что человек формируется  и развивается в трудовой деятельности. Для него труд, во-первых, является  основой и средством человеческого  существования, и, во-вторых, он представляет собой источник физического, умственного и морального совершенствования человека. Отсюда — труд основной фактор и средство воспитания человека в умственном, физическом, социальном (гражданском) и нравственном аспектах.
        К.Д.Ушинский определял труд как  «свободную и согласную с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее для достижения той или другой истинно человеческой цели в жизни» [5, стр. 58].    
       Указывая на большое значение труда для подготовки учащихся к практической деятельности. Ушинский выдвинул совершенно правильное положение: «Воспитание не только должно  внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно ещё дать ему и привычку к труду» [5, стр. 60].   
       Чтобы воспитать эти качества  в детях, необходимо всё воспитание и обучение связать с жизнью народа, с его трудовой деятельностью. Эта связь должна взаимно совершенствовать как самую жизнь, так и самого воспитанника.
       Придавая большое значение для  теории и практики воспитания вопросу о том, можно ли считать учение за труд, Ушинский признавал неизбежность резкого разделения труда на физический и умственный. И, заглядывая в будущее, он рассматривал одну из самых важных проблем в организации трудовой деятельности - соотносимости и взаимосвязи физического и умственного труда. Он отмечал, что одинаково вреден для взрослого и ребенка чрезмерный  физический и умственный труд, разрушительно действующий на молодой организм. Трудовая школа должна органично сочетать в себе умственный и физический труд. Умственная деятельность активизирует нервную систему, способствуя тем самым кровотоку и пищеварению, но она значительно уменьшает необходимость и возможность движения; в свою очередь, физический труд, лишенный умственного напряжения, усилия мысли, превращает человека к робота, придаток машины. Всего полезнее для человека, замечал педагог, было бы соединение умственного и физического труда.
       Создавая материальные блага, труд должен способствовать развитию нравственности, возвышению души, тогда он оказывает живительное и освежающее влияние на чувства человека.
       Но, чтобы воспитание и обучение  представляли подготовку к жизни,  дети не только со слов учителя  и из книг должны получать знания, - они должны непосредственно наблюдать окружающую действительность и принимать посильное участие в трудовой деятельности людей и этим путём получить определённый навык к труду. Исходя из этого, Ушинский требовал, чтобы дети не только учились, но в связи с этим и трудились, не только должны нести труд умственный, но и физический.
        Само по себе учение, как и  всякий труд, по Ушинскому, серьёзен  и тяжёл. Его сопровождают как  страдания, так и удовлетворения. Но именно преодоление трудностей  и связанных с ними страданий придаёт труду исключительную силу красочности и удовлетворения. Ушинский считает неизменным психологическим законом, имеющим решающее значение в совершенствовании человека, следующие положения: «Наслаждения, если они не сопровождаются трудом, не только быстро теряют свою цену, но также быстро опустошают сердце человека и отнимают у него одно за одним все его лучшие достоинства» [12, стр. 142-143].
         Кроме того, ученик должен уяснить,  что достижение чувства удовлетворения  и радости в результате труда  связано с напряжением физических, умственных, нравственных, психических  и иных сил и возможностей. Труда без трудностей не бывает, наличие препятствий «есть необходимое  условие существования деятельности». Отсутствие трудностей и проблем в деятельности человека лишает эту деятельность ее воспитательного и психического значения: в процессе преодоления этих препятствий, требующего напряжения и мобилизации ресурсов человеческой психики, формируется и закаливается характер и воля, рождается логика и сила ума, обретается нравственность и гуманизм. Таким образом, педагогом была определена генеральная педагогическая линия в организации и проведении в жизнь идеи трудового воспитания: труд воспитанника без преодоления им трудностей антипедагогичен. Он рождает лень и скуку, слабоволие и апатию, воспитывает безнравственное отношение к самому себе и другим людям. Нельзя ребенка постоянно вести «на помочах». Погружая его в посильные трудности, создавая условия для проявления активности и самостоятельности, педагог тем самым способствует его воспитанию, обучению и развитию.
        На основе вышеизложенных рассуждений К.Д.Ушинский сделал главный вывод о взаимосвязи воспитания и труда: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни»  [12, с. 135]. Здесь квинтэссенция его педагогики: воспитывая в единстве умственного и физического труда, школа тем самым создает условия для развития творческого потенциала ребенка и обретения им в будущем своего места в обществе; трудовая школа должна закладывать фундамент достойного социального бытия.
       Другое, не менее важное следствие,  вытекающее из воспитательного  и психического значения труда, по мнению Константина Дмитриевича, состоит «в том правиле, что воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Потребность в труде — врожденное свойство человека, но она удивительным образом «способна разгораться или тухнуть, смотря по обстоятельствам, и в особенности сообразно тем влияниям, которые окружают человека в детстве и в юности» [12, с. 139].
       Ушинский подчёркивает весьма  положительное влияние физического труда на физическое развитие ребенка.
       Одним из главных условий для  умственного и физического развития  ребёнка Ушинский считал правильное  чередование умственного и физического  труда. Смена деятельности и  составляет суть отдыха: отдых после умственного труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, «а в том, чтобы переменить дело; труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного». Используя разнообразную деятельность ребенка, можно успешно приучать его к полезной деятельности, требующей большого напряжения и внимания [12, с. 142].
                                 

2.2 Родной язык как средство воспитания

 
        Центральное место в педагогической  системе Ушинского занимает его учение о родном языке как о главнейшем источнике, - факторе и средстве воспитания  человека. Язык является созданием самого человека, созданием народа, его истории, воплощающим в себе жизнь самого народа, его историю, его стремления. «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь» [13, стр. 271-272].
       В слове, в языке народа сокрыты  все думы и чаяния народа, его  характер, его стремления, всё его  историческое прошлое, на котором  строится настоящее и путь  к будущему. В языке передается  вся мудрость народа, обогащающая  и воспитывающая последующие  поколения.   Он указывал на большое значение произведений народного  творчества  в деле воспитания и обучения  детей.  На  первое  место  ставил  он  русские народные сказки, пословицы, прибаутки и загадки.
       Ушинский придерживается принципа, что язык является сокровищем, накопившимся в процессе трудовой деятельности народа на протяжении всей его истории, а потому родному языку он не только придаёт исключительное значение для жизни народа и его развития как «величайшему наставнику», но вместе с тем считает его неиссякаемым источником умственного и нравственного воспитания, развития детей в духе народности. Основным положением Ушинского является: «Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него приходит и к нему возвращается»  [3, стр. 147].
       Ушинский учит, что, во-первых, путь всего процесса воспитания и обучения лежит в построении его на родном языке, на родном слове, и, во-вторых, изучение языка и его богатств должно являться одной из основных целей всякого воспитания и обучения, если это воспитание служит интересам народа.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.