На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие, виды и принципы социального обслуживания

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Актуальность данной темы обусловлена тем, что современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, ощущается дефицит федерального бюджета, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.
     Сложившаяся ситуация требует от государства  и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в  сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения  социальной безопасности.
     Старость  — это объективный социальный риск, поэтому необходимо создать  условия и предпосылки для  адаптации к ограничениям жизнедеятельности  в пожилом возрасте. Пожилые граждане особенно престарелые и долгожители, нуждаются в гарантированном обеспечении своих жизненно важных потребностей, а именно: надежном жилище, полноценном рациональном питании, создании благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования остаточной трудоспособности, человеческом общении и понимании, охране здоровья, медико-социальном уходе, а также достойном погребении после кончины.
     Основная  цель социальной политики – это достижение социально–экономического и морального благополучия людей, перешагнувших порог пенсионного возраста.
     2 цель - способствовать безусловному соблюдению конституционных прав и законных интересов пожилых людей, в том числе на социальное обеспечение;
     3 цель - содействовать обеспечению человеческого достоинства пожилых людей, утверждению их новой общественно значимой роли в социальном развитии;
     4 цель - добиваться оптимального уровня индивидуальной адаптации лиц пожилого возраста к жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях;
     5 цель - предоставлять необходимую социальную помощь и гарантированное социальное обслуживание, способствующие созданию и поддержанию условий для полноценной жизни в старости;
     6 цель - участвовать в формировании общественного консенсуса в отношении положения и проблем пожилых людей;
     7цель - способствовать привлечению дополнительных инвестиций для финансирования мероприятий по социальному обслуживанию пожилых людей в духе «нового партнерства», опираясь на инициативу общественности, используя участие негосударственных структур.
     В основу этой деятельности положены следующие  основные принципы;
     1. предупреждение причин, порождающих  проблемы пожилых людей;
     2. содействие практической реализации  прав и законных интересов,  обеспечение возможности самовыражения  пожилых граждан и предупреждение  устранения их от активной  общественной жизни;
     3. соблюдение равенства прав и  возможностей пожилых граждан  при получении социальной помощи  и услуг;
     4. дифференциация подходов к разрешению  проблем различных групп пожилых  людей на основе учета факторов  социального риска, влияющих на  их положение;
     5. выявление индивидуальных потребностей  пожилых граждан в социальной  помощи и обслуживании;
     6. адресность при предоставлении  социальных услуг с приоритетом  содействия пожилым гражданам  в ситуациях, угрожающих их  здоровью и жизни; 
     7. использование новых технологий  социальной работы, направленной  на удовлетворение потребностей  и нужд пожилых людей;
     8. ориентация на развитие самопомощи  и взаимоподдержки пожилых людей;
     9. обеспечение информированности  всего населения о положении  пожилых людей в обществе, о  правовых гарантиях и возможностях  получения социальной помощи  и услуг в пожилом возрасте.
     Цель, преломленная в условиях той или  иной ситуации, становится конкретной задачей. Совокупность задач социальной работы может быть использована также  для содержательной характеристики социальной работы как особого вида общественной практики. В перечень задач социальной работы могут быть включены следующие формулы.
     1.Гуманизация социальных и государственных норм отношений к жизни индивида, семьи и сообщества. Социальная работа призвана решать задачу продвижения в общественном сознании ценностей сострадания категориям населения, находящимся в трудной жизненной ситуации.
     2.Развитие потенциалов общественных институтов в сфере помощи нуждающимся. Это значит, что необходимо привлекать негосударственные, неформальные институты к помощи отдельным лицам и группам, создавать и пополнять финансовые и материальные резервы социальных учреждений за счет спонсорской помощи, международного сотрудничества.
     3.Соотнесение общественных эталонов существования в обществе с ресурсным потенциалом общества. Реализация этой задачи требует соблюдения принципа справедливости на всех уровнях социальной политики и социальной работы (выработка законодательств распределение бюджетных средств, непосредственного распределения всех видов помощи).
     4.Согласование общественных норм и представлений о норме нуждающегося в помощи может происходить не иначе как в режим переговоров, завершающихся заключением контракта. Контракт может иметь или не иметь юридической силы, однако в нем необходимо оговорить взаимные ожидания и «правила игры» при оказании помощи.
     5.Актуализация внутренних ресурсов объекта социальной работы Активизация возможностей самих клиентов социальных служб, с одной стороны, позволяет рационально использовать имеющиеся общественные ресурсы как в настоящий момент, так и в будущем. С другой стороны, только развитие у лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, самостоятельности и ответственности за обстоятельства собственной жизни обеспечит в наибольшей степени полноценность социального функционирования, ощущение собственной востребованности и полезности. Вследствие этого перед социальными работниками должна формулироваться задача - поддерживать активную жизненную позицию клиента социальной службы, содействовать ему в развитии способностей, социального опыта самопомощи, самообеспечения и организации своей жизни на личностно и социально приемлемом уровне.
     6.Облегчение использования (обеспечение доступности) общественных ресурсов для объекта социальной работы обусловлено готовностью к управлению ресурсами обеих сторон помогающего взаимодействия. Клиент должен владеть информацией о том, какие услуги и выплаты, где, когда и при каких обстоятельствах он может получить. Кроме того, социальная поддержка нуждающегося состоит в обучении оптимальным способам взаимодействия с ресурсными источниками. 
 
 
 
 

     
    ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО  ОБСЛУЖИВАНИЕ
      Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения
     В научной литературе понятие «социальное  обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных  условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и  организационной формы этого  вида социальной деятельности, которая  рассматривается в качестве системы  определенных способов социальной гуманистической  деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной  личности, семьи или человеческого  общества.
     В «Словаре по социальной работе» Р. Баркера  социальное обслуживание определяется как «представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим  от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)».1
     Следует отметить, что не во всех странах  мира в понятие «социальное обслуживание»  вкладывается одинаковый смысл. Например, в Финляндии в Законе о социальном обслуживании под ним подразумевается  «совокупность социальных услуг, поддержки  средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить  укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, общества».
     Основы  правового регулирования в области  социального обслуживания населения  РФ устанавливает федеральный закон  «Об основах социального обслуживания населения в РФ» . Он определяет социальное обслуживание как «деятельность  социальных служб и отдельных  специалистов по поддержке, оказанию социально – бытовых, социально – медицинских, психолого – педагогических, социально – правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» .
     В отечественной литературе предпринимались  попытки обобщить современный опыт и на этой основе конкретизировать сущность социального обслуживания различных категорий населения  – составная часть современной  социальной политики, принципиально  новое направление социальной защиты населения».
     Как указывается в концепции развития социального обслуживания населения  в РФ, практически становление  этой отрасли, понимаемой как совокупность социальных услуг и поддержки  населения средствами к существованию, позволяет приблизить Россию к общеевропейскому пониманию системы социального  управления, которое построено на принципах рыночно – организованной экономики и отвечает требованиям  создания гуманного и правового  общества.
     В настоящее время развитие системы  социального обслуживания населения  находится в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социального обслуживания с учетом специфики различных регионов РФ. Важное значение приобретает при  этом определение четкой структуры  программ и принципов управления, а также способности к автономии  и к самоограничению как с  экономической, так и с социологической  точки зрения. Для формирования эффективной  системы социального обслуживания необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования  территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.
     В Федеральном законе РФ «Об основах  социального обслуживания населения  в РФ» социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком – конкретной личностью или с группой людей.
     Поэтому эффективность социального обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих (служащих для  оценки ее эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных  видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев. Непосредственным источником определения критериев  социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации.2
     При этом принципиально важными являются следующие моменты:
     - во-первых, цели социального обслуживания  могут рассматриваться на уровне  общества, отдельных регионов, населенных  пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населения  и отдельной личности;
     - во-вторых, цели социального обслуживания  должны учитывать социально –  экономическую, морально – психологическую,  экологическую, политическую и  прочую обстановку, сложившуюся  в условиях политических и  экономических реформ первой  половины 90-х годов;
     - в-третьих, цели социального обслуживания  в современной России должны  быть неразрывно связаны с  объективной оценкой и позитивным  освещением процессов выхода  страны и ее регионов из  кризиса, а также стабилизации  социального положения различных  категорий населения.
     Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального  обслуживания различных категорий  населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании.
     Основываясь на концепции системных потребностей социально – экономических структур в обществе в применении ее к решению  практических и организационных  задач сферы социального обслуживания населения, можно обозначить системные  функции и цели этой сферы. Это  системные функции гуманности, к  которым относятся:
     а) помощь неимущим, слабым, больным и  попавшим в трудные жизненные  ситуации людям. Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств  попал в трудную ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть  ему работоспособность. Кроме того, «общественному организму» (государство, общество, народ, нация, этнос и т.п.) могут оказаться полезными не только потенциально сильные и здоровые люди;
     б) обеспечение поддержания выработки  в «общественном организме» так  называемых «энергетических излишков». Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для  выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных  катаклизмов.
     Система социального обслуживания населения  может выступать как инструмент коррекции работы механизмов самоорганизации  и саморегуляции в обществе: одной  из основных задач по удовлетворению системной потребности в корректировке  работы общественных механизмов, основанных на принципе саморегуляции и самоорганизации  «общественных организмов», является корректировка поведения людей  в соответствии с интересами включающего  их «общественного организма». Функции  по решению этих задач несут такие  институты общества, как система  образования и воспитания, религия, семья и т.д. С началом формирования и развития системы социального  обслуживания коррекция работы общественных механизмов самоорганизации и саморегуляции стала одной из ее важнейших задач.
     Важное  значение приобретает роль социального  обслуживания населения как стимулятора  развития общества. Работа системы  социального обслуживания населения  способствует росту «уровня нормального  потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления  социального неблагополучных групп  населения (в результате болезни, безработицы  и т.д.) обеспечивает их привыкание к  более низким стандартам жизни. Поддерживая  эти группы людей, система социального  обслуживания населения способствует удовлетворению системной потребности  «общественных организмов» в  повышении «уровня нормального  потребления» в обществе.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Понятие и общая характеристика принципов социального обслуживания
    Изучение  вопроса о принципах права  социального обеспечения требует  знания общих теоретических положений  о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.
    В течение долгого времени эта  формулировка оставалась традиционной, однако в последние годы взгляды  специалистов стали меняться. Споры  обычно сводятся к тому, являются ли принципы права только «руководящими  идеями» и потому достаточно вывести  их из смысла правовых норм, или они  обязательно должны быть еще и  закреплены в этих нормах. По мнению ряда ученых, определение правового  принципа только как некой руководящей  идеи без обязательного закрепления  ее в праве перевело бы эту категорию  в область правосознания или  правовой науки. Правовые идеи могут  значительно опережать действующее  право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это  принципы « права своего времени».
    При данной позиции авторов возникает  вопрос: если принципы закреплены в  законодательстве, то в чем состоит  их отличие от правовых норм? Отличие  заключается в том, что принципы права, устанавливая общее правило  поведения на основе руководящих  идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). С помощью принципа нельзя всесторонне  урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права.
    Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих  правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответствии с  принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.
    Вместе  с тем, различая эти понятия, следует  отметить тесную связь между ними, поскольку принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права  не могут не соответствовать правовым принципам.4
    Представляется, что закрепление правовых принципов  в нормах права — это то, к  чему должна стремиться правовая система  любого социального, цивилизованного  государства. В условиях же переходного  периода, нестабильности экономики, падения  политических и моральных устоев общества законодательно реализовать  данную задачу весьма сложно, хотя можно  привести отдельные примеры. Так, ст. 4 Федерального закона «Об основах  обязательного социального страхования» . определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:
    устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
    всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
    государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
    государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
    паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
    обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
    ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
    обеспечение надзора и общественного контроля;
    автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
    По  сфере действия принципы принято  классифицировать следующим образом:
    общеправовые, свойственные всем отраслям права;
    межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
    отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
    внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.
    В регулировании общественных отношений  по социальному обеспечению находят  проявление все группы правовых принципов. К общеправовым относятся принципы: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.
    Для ряда отраслей права, нормы которых  регулируют общественные отношения, связанные  с реализацией гражданами предоставленных  им прав, общими являются, например, следующие  принципы: обеспечение достойной  жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки  семьи, материнства, отцовства и  детства, инвалидов и пожилых  граждан, запрещение принудительного  труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.
    В российском законодательстве последних  лет, регулирующем отдельные институты  социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.5
    Постановлением  Правительства РФ была одобрена концепция реформы системы пенсионного обеспечения, в которой выделялись следующие принципы:
    каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;
    каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;
    каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;
    финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики;
    средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.
    Принцип солидарности поколений при финансировании трудовых пенсий подвергся корректировке  в Программе пенсионной реформы  в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ в частности, в ней указывается: «В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы предлагается поэтапное, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы, введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования».
    Введение  накопительного механизма, на наш взгляд, возможно было лишь при наличии следующих  условий: экономическая стабильность в государстве, усовершенствование оплаты труда, ликвидация ее задолженности, повышение ее уровня, пересмотр налогового законодательства, обеспечение занятости  населения, так как низкооплачиваемые  категории граждан, лица, не получающие зарплату, не имеющие работу, не могут  участвовать в накопительной  системе, а в будущем – рассчитывать на достойную пенсию.6
    Реальная  действительность России не отвечает предъявленным требованиям. Замена распределительного пенсионного обеспечения  накопительным расценивается специалистами  как эксперимент с непредсказуемыми последствиями, затрагивающий жизненные  интересы десятков миллионов людей.
    Накопительная модель не характерна для европейских  стран и не поддерживается МОТ. В  связи с повышением уровня инфляции большинство стран после Первой мировой войны отказались от накопительной пенсионной системы. Так, в Германии за тридцать с лишним лет накопился резерв пенсионной системы, равный сумме выплаты пенсий всем нуждающимся в стране в течение 17 лет. Инфляция за несколько лет (1917—1918 гг.) съела весь резерв и оставила его равным сумме пенсионных выплат на 1,5 месяца.
    При реализации данной модели в Чили «доходность  пенсионных сбережений оказалась вдвое  ниже расчетной, что привело к  необходимости государственной  помощи пенсионным фондам».
    С 1 января 2002 г. в России завершена реформа пенсионного обеспечения. Принятые законы коренным образом изменили идеологию, направленность, структуру, содержание, принципы пенсионного обеспечения, ввели обязательную индивидуально-накопительную систему.
    Таким образом, на примере перехода от распределительной  к накопительной системе пенсионного  обеспечения мы видим, что принципы правового регулирования общественных отношений – это не застывшая  догма, а развивающаяся правовая категория, на которую оказывают  влияние многочисленные факторы.
    Правовые  принципы были предметом научного анализа  многих ученых: В.С.Андреева, Е.И.Астрахана, Е.Г.Азаровой, А.Д.Зайкина, М.Л.Захарова, Р.И.Ивановой, Е. Е. Мачульской, В.А.Тарасовой, Э.Г.Тучковой, Я. М. Фогеля и др. Право  социального обеспечения относится  к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или  Кодекса, где были бы зафиксированы  принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что  в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.