На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Научно-техническое развитие как фактор экономического роста России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

                   Кафедра ЭТ 
               
               
               

Реферат на тему:
«Научно-техническое  развитие как фактор экономического роста России» 
 
 
 

                  Выполнил: ст. гр. ИМБП-31
                         Журавлев А.Н
                  Проверил: ст. преподаватель
                         Зорина Ю.Н 

Йошкар-Ола

2010

 
Содержание:
    Введение…………………………………………………………………..2-3
    Экономический рост: определение и содержание……………………..4-5
    Научно-технический потенциал мирового хозяйства…………………5-9
    Основные направления научно-технической революции…………….9-12
    Состояние научно-технического потенциала России…………………12-15
    НТП и экологические  проблемы на современном этапе……………..15-18
    Развитие  промышленного производства России в 2008 г…………....19-27
    Заключение………………………………………………………………28-
    Список литературы……………………………………………………..
 


Введение
     Актуальность  темы исследования. Благодаря научно-техническому прогрессу в XX веке экономический рост в промышленно развитых странах превратился в устойчивую тенденцию, что создало условия для значительного повышения уровня жизни населения. В этой связи особую актуальность приобретает проблема оценки вклада НТП в обеспечение экономического роста и выявление механизма воздействия НТП на прирост реального объема производства в целях разработки рациональной стратегии реализации научно-технического потенциала для повышения конкурентоспособности экономики. В условиях российской экономики освоение достижений НТП и проведение грамотной технологической и инновационной политики рассматривается как один из важнейших путей преодоления кризиса и нормализации функционирования реального сектора экономики.
     В то же время неуклонное наращивание  объема производства на базе достижений НТП без учета его негативных последствий привело к возникновению  серьезных проблем, прежде всего экологических, и поставило человечество на грань глобальных катастроф. Это обстоятельство обусловливает необходимость диалектического подхода к НТП, что позволяет вскрыть противоречивый характер его воздействия на количественные и качественные параметры экономического роста. Таким образом, в современных условиях для адекватного описания процесса развития мировой экономики требуется теоретическая концепция, которая синтезирует положительные и отрицательные эффекты НТП.
     Экономический рост, будучи центральной макроэкономической проблемой, глубоко исследован в  экономической теории в разрезе  многочисленных аспектов, прежде всего  в рамках макроэкономического и  структурно-институционального подходов. Начиная с середины XX века, научно-технический  прогресс также стал объектом многочисленных исследований - в теории экономического роста как один из его факторов, в инновационных теориях и  теориях технологических сдвигов - как самостоятельная категория.
     Вместе  с тем изучение влияния НТП  на экономический рост породило ряд  дискуссионных вопросов, однозначных  ответов на которые не найдено  до сих пор. В частности, нет единого  мнения по поводу методологии качественной и количественной оценки вклада НТП  в экономический рост, принципиальной возможности проведения и теоретической  значимости такой оценки. Кроме того, в 80-е г.г. XX века возник новый подход к трактовке экономической природы НТП, что получило отражение в концепции эндогенного НТП, которая находится в стадии разработки и еще не представляет собой единой сложившейся теории. Перспективным направлением исследований является также анализ роли НТП в формировании условий устойчивого развития, составным элементом которого выступает экономический рост.
     Цель  исследования заключается в анализе механизма воздействия НТП на экономический рост.
Исходя  из вышеописанной цели, в работе поставлены следующие конкретные задачи:
-выявить  основные направления НТП;
- выявить влияние НТП на экономический рост;
-выявить  влияние НТП на экологическое  состояние страны;
- осуществить  количественную оценку вклада  фактора НТП в динамику российской  экономики;
     Объект  исследования - экономический рост, понимаемый как поступательное увеличение реального объема производства.
     Предмет исследования - механизм и характер воздействия НТП на процесс экономического роста.
 


     Экономический рост: определение  и содержание [1]
     Прежде, чем рассматривать НТП необходимо понять, что такое экономический  рост вообще.
     Экономический рост можно рассматривать как  долгосрочный аспект динамики совокупного  предложения или, что более точно, потенциального объёма выпуска. Анализ его факторов и закономерностей  является одним из центральных вопросов макроэкономической теории. Под экономическим  ростом обычно понимают увеличение реального  дохода в экономике (ВНП, ВВП или НД), а также рост реального выпуска в расчёте на душу населения (иногда выделяют и рост дохода в расчёте на одного занятого). Этот показатель может отличаться от показателей роста доходов в расчёте на душу населения, поскольку отражает уровень и динамику экономической активности населения. Соответственно, для измерения экономического роста используются показатели абсолютного прироста или темпов прироста реального объёма выпуска в целом или на душу населения.
     Экономический рост называется экстенсивным, если он осуществляется за счёт привлечения дополнительных ресурсов и не меняя среднюю производительность труда в обществе. Интенсивный рост связан с применением более совершенных факторов производства и технологии, т.е. осуществляется не за счёт увеличения объёмов затрат ресурсов. А за счёт роста их отдачи. Интенсивный рост может служить основой повышения благосостояния населения. Обычно говорят о преимущественно интенсивном или экстенсивном типе экономического роста в зависимости от удельного веса тех или иных факторов, вызвавших этот рост. Факторы экономического роста часто группируют в соответствии с типами экономического роста. К экстенсивным факторам относят рост затрат капитала, труда (в некоторых случаях выделяются земля или природные ресурсы), но считается, что для промышленно развитых стран они не являются особенно важными факторами экономического роста. К интенсивным - технологический прогресс, экономию на масштабах, рост образовательного и профессионального уровня работников, повышение мобильности и улучшение распределения ресурсов, совершенствование управления производством соответствующее улучшение законодательства и т.д., т. е. всё, что позволяет качественно усовершенствовать как сами факторы производства, так и процесс их использования. Иногда в виде самостоятельного фактора экономического роста выделяют совокупный спрос как главный катализатор процесса расширения производства.
     В качестве причин, сдерживающих экономический  рост, часто называют ресурсные и  экологические ограничения, широкий спектр социальных издержек, связанных с ростом производства, а также неэффективную экономическую политику правительства.
     По  сути дела технологический прогресс уже давно превратился в третий (наряду с трудом и капиталом) основной фактор экономического роста и повышения  благосостояния человечества. В 40-х-60-х годах это эмпирическое наблюдение нашло отражение в экономической теории благодаря основополагающим исследованиям лауреатов Нобелевской премии Я. Тинбергена,  Р. Солоу, Дж. Хикса и многих других ученых.
     Следует ожидать, что процесс технологической  интеграции продолжится еще более  высокими темпами и превратится  из устойчивой тенденции в глобальное экономическое явление. Этому будут способствовать многие причины, среди которых исследователи ставят на передний план:
     1) формирование глобального финансового  и фондового рынка;
     2) обострение международной конкуренции  и усиление ее глобального  характера;
     3) рост масштабов экономической  деятельности транснациональных  корпораций;
     4) совершенствование и дальнейшее развитие средств связи. 

Научно-технический  потенциал мирового хозяйства [2]
     Наряду  с материальными ресурсами в  мировом хозяйстве важную роль играют такие нематериальные факторы, как  знания и информация, необходимые для осуществления любого вида хозяйственной деятельности. Промышленная революция XVIII— XIX вв. благодаря изобретению парового двигателя и металлургического процесса привела к замене ручной техники машинами. Вторая волна промышленной революции на рубеже XIX—XX вв. была эпохой электричества, двигателя внутреннего сгорания, искусственных материалов, эффективных технологий разливки стали и появления первых коммуникационных технологий — телеграфа, телефона и системы почтовой связи. Содержание современной научно-технической революции заключается в том, что наука становится непосредственной производительной силой, а научно-технический и информационный потенциал — решающими факторами конкурентоспособности.
     Научно-технический  потенциал — это совокупность финансовых, экономических и духовных ресурсов, которыми располагает страна для научно-технического развития. Человеческие и финансовые ресурсы, направляемые в экономику знаний, инновации и технологии, социальное воздействие науки и технологий и их восприятие обществом, библиометрические показатели, показатели, характеризующие работу научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, патентная статистика, а также связи между отраслевыми, университетскими и неуниверситетскими исследовательскими центрами, статистика о высшем образовании и об информационном обществе характеризуют многогранную природу и содержание научно-технического потенциала. Его основными элементами являются научно-исследовательские и инженерно-технические кадры, накопленные знания и опыт, финансовые ресурсы и материально-лабораторная база. Практическая реализация научно-технического потенциала в целях экономического и социального развития общества находит отражение в таком понятии, как «технологическая база», которое характеризуется наличием высококвалифицированных человеческих ресурсов, числом опубликованных научно-технических статей, конкурентными позициями оран в экспорте высокотехнологичных продуктов, их участием в обмене технологиями посредством роялти и лицензий, числом патентов и торговых марок.
     В современной общественной системе  происходят изменения, ведущие к  возникновению обществ, основанных на информации и знаниях. Для характеристики этих тенденций используется понятие «экономика знаний». Его содержание пока еще не определилось в полной мере. В широком смысле слова экономика знаний — это экономика, которая способствует эффективному использованию знаний в целях экономического и социального развития. Для се характеристики используется индекс экономики знаний, разработанный экспертами Всемирного банка, который рассчитывается на основе показателей в четырех областях:
    экономического и институционального строя (тарифные и нетарифные ограничения торговли, права собственности, регулирование хозяйственной деятельности);
    инновационной системы (численность исследователей, доля экспорта продукции обрабатывающей промышленности в ВВП, количество научно-технических публикаций на 1 млн. человек);
    образования и человеческих ресурсов (грамотность взрослого населения, среднее и высшее образование);
    информационно-коммуникационной инфраструктуры (количество телефонных линий и ПК на 1 тыс. человек, количество интернет-хостов на 10 тыс. человек).
     В узком смысле слова экономика  знаний означает деятельность, связанную  с вложением капитала и человеческих ресурсов в знания, наукоемкие отрасли, в исследования, технологии и инновации. Знания создаются в результате научных фундаментальных, прикладных и экспериментальных исследований и разработок и распространяются посредством патентов, образования, взаимного обмена идеями в научном сообществе, освещение научных открытий в публикациях.
     В современном мировом хозяйстве можно выделить три основных направления производства знаний и информации:
      исследования и разработки НИОКР;
      высшее образование;
      разработка программного обеспечения.
     Они осуществляются во всех институциональных секторах выделяемых действующей СНС (СНС—93): частными предприятиями (деловой сектор), государственным сектором, некоммерческими организациями. Кроме этого в экономике знаний выделяется такой сектор, как высшая школа, включающий университеты и другие высшие учебные заведения, играющие значимую роль в создании информационных ресурсов. 

     Научные открытия, изобретения и инновации. Информационным результатом научно-технической деятельности служат открытия и изобретения. Научное открытие — это новое достижение в процессе познания природы и общества, установление неизвестных, ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания. Изобретение — это новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны дающее положительный хозяйственный эффект
     Право на изобретение подтверждается авторским  свидетельством, или патентом. Патент — это документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан, исключительно право на изобретение. Общими критериями для присвоения патента авторам изобретения (организациям и индивидам) выступают во-первых, неочевидность и нет нетривиальность технического решения, во-вторых, его применимость в производстве; в-третьих, его новизна. Патенты предоставляют эксклюзивные права, которые присваиваются уполномоченными органами авторам изобретений позволяющие им использовать и эксплуатировать свои изобретения в течение определенного промежутка времени (обычно 20лет). Они дают возможность изобретателям защитить свои права на изобретения и на результаты их использования.
     В современном мире наблюдается бурный рост патентной деятельности, что отражает важность изобретений в экономике, основанной на знаниях. Главную роль в этом процессе играют развитые страны, относящиеся к числу ключевых новаторов. В 2002 г. в Европе, Японии и США было сделано более 850 тыс. патентных заявок по сравнению с 600 тыс. в 1992 г. В 1990-е гг. рост патентов наблюдался практически во всех технологических отраслях, в наибольшей степени он был заметен в таких сферах, как биотехнологии и ИКТ. В странах ОЭСР в среднем 35% всех патентов приходится на ИКТ, при этом в некоторых из них этот показатель значительно выше, например, в Финляндии (57%), Израиле (50%), Республике Корея (49%), Нидерландах (46%). Важной научно-технической областью является также освоение космоса. Большая часть патентов в области космических открытий принадлежит странам ОЭСР. В периоде 1980 по 2001 г. на них приходилось около 97% всех заявок в Европейский патентный отдел (ЕПО) и почти все гранты Отдела патентов и торговых марок США. К лидерам в патентах, связанных с космическими исследованиями, относятся США: на них приходится около 48% патентов ЕПО. Среди европейских стран лидирующие позиции в этой области занимают Франция и Германия. Изобретения, закрепленные патентами, позволяют осуществлять инновации, т. е проводить их практическое внедрение в области процессов (инновация производственных процессов) или в области продуктов (инновация продуктов). Инновации направлены на реализацию научно-технического потенциала общества, они характеризуют экономическое воздействие науки и техники.
     В целях количественной оценки национального  инновационного потенциала и разрыва в развитии инновационной деятельности в разных странах в Докладе о мировых инвестициях за 2005 г. (ЮНКТАД) введен новый показатель — индекс инновационного потенциала ЮНКТАД. Он рассчитывается на основе двух показателей: индекса технологической деятельности и индекса человеческого капитала. Первый показатель характеризует инновационную деятельность страны, он рассчитывается на основе следующих данных: число исследователей, количество патентов и количество научных публикаций на 1 млн. человек. Второй показатель характеризует наличие подготовленных кадров, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Его основу составляют следующие показатели: грамотность населения, доля населения, имеющего среднее образование, и населения, имеющего высшее образование.
     Выделяют  три группы стран и зависимости от уровня инновационного потенциала. Группа стран с высоким уровнем инновационного потенциала включает 39 стран: все развитые страны, а также страны ЦВЕ, вошедшие в состав ЕС, и европейские страны, входящие в СНГ. К числу стран со средним уровнем инновационного потенциала относят 38 стран. Это страны Юго-Восточной Европы и остальные страны СНГ, а также страны Азии, Латинской Америки и Африки, осуществляющие индустриализацию, в том числе Китай. Еще 38 стран, включая некоторые страны Латинской Америки Западной Азии и Северной Африки, составляют группу стран с низким уровнем инновационного потенциала. 

Основные  направления научно-технической  революции [2]
     Научно-технический  прогресс — это единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, основа социального прогресса. На его первом этапе — в XVI—XVIII вв. — началось сближение научного и технического прогресса в связи с тем, что мануфактурное производство, нужды торговли и мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач. Второй этап научно-технического прогресса связано развитием машинного производства. С конца XVIII в. наука и техника взаимно стимулируют ускоряющиеся темпы развития друг друга. Современный этап научно-технического прогресса определяется научно-технической революцией, которая охватывает наряду с промышленностью сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, домохозяйства.
     Научно-техническая  революция (НТР) — это коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу. Она началась в середине XX в., заметно ускоряя научно-технический прогресс и оказывая воздействие на все стороны жизни общества. НТР возникла под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством. В свою очередь она предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников. К главным направлениям НТР относятся комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого применения ИКТ, открытие и использование новых видов энергии, создание и применение новых видов конструкционных материалов. В наибольшей степени НТР проявляется в таких областях, как нанотехнологии, биотехнологии и ИКТ.
     Нанотехнологии — это широкий круг новых технологий, направленных на манипулирование атомами и молекулами в целях создания новых продуктов и процессов, например микрокомпьютеров. В отличие от биотехнологии, которая изучает, каким образом материя используется и контролируется, нанотехнология указывает, на каком уровне можно манипулировать материей. Открытия в этой области могут привести к существенным изменениям материи, особенно ее цвета, плотности, проводимости и реактивности.
     Пока  еще нет единого определения  нанотехнологий. Широкое определение  этой научной области включает все  исследования, проводимые на нанометрическом уровне. Узкий подход к определению нанотехнологии подразумевает только те исследования, которые проводятся на нанометрическом уровне с целью использования особых свойств, характерных для этого уровня. Это определение исключает из нанотехнологий исследования в области биотехнологий или макромолекулярной химии, а также большую часть работ по миниатюризации транзисторов, которые опираются на хорошо известные принципы микроэлектроники. В настоящее время преобладает более широкое определение нанотехнологий.
     Нанотехнологии  не вписываются в стандартную  схему классификаций научных исследований, которая опирается на такие критерии, как научная область и социально-экономическая цель. Они направлены на достижение множественных социально-экономических целей и имеют мультидисциплинарную природу, используя знания различных научных областей (физика, химия, математика, биология).
     Многие  страны уделяют большое внимание развитию нанотехнологий, так как они содержат большой экономический потенциал. Около 30 стран мира осуществляют специальные программы в этой области. Расходы ЕС на исследования в сфере нанотехнологий в период с 1997 по 2000 г. возросли с 114,4 млн. до 219,5 млн. Долл., США — с 102,4 млн. до 293 млн. долл., Японии — с 93,5 млн. 189,9 млн. долл. Одним из показателей научно-технического развития служит количество научных публикаций. В период с 1997 по2000 г. число публикаций, посвященных нанотехнологиям, возросло с 10 575 до 15 667. Ведущие позиции в этой области занимают США, Япония и Германия, за ними следуют Франция, Великобритания и Италия.
     Биотехнологии — это применение науки и технологий к живым организмам, а также к их частям, продуктам и моделям с целью изменения живых и неживых материалов для производства знаний товаров и услуг. Они развиваются быстрыми темпами на основе научных достижений в области генетики и генной инженерии. Биотехнологии включают:
    технологии, связанные с ДНК (геномика, фармакогенетика. генные исследования, упорядочение, синтез и развитие ДНК, генная инжинерия);
    технологии, связанные с функциональными блоками (протеины и молекулы (упорядочение и синтез протеинов и пепсинов, гликоинжиниринг липидов и протеинов, протеомика, гормоны и факторы роста, рецепторы клетки, феромоны));
    культивирование и инжиниринг клетки и тканей (инжиниринг тканей, гибридизация, слияние клеток, вакцины и иммуностимуляторы, манипулирование эмбрионами);
    биотехнологическое производство (биореакторы, ферментация, биопроизводство, биорастворы и т.д.);
    технологии, связанные с субмолекулярными организмами (генная терапия, вирусные инфекции).
     На  развитие этого направления выделяются значительные финансовые средства, например в 2001 г. в Канаде и США они составили 0,03% ВВП. В некоторых странах на развитие биотехнологий направляются значительные государственные ресурсы, например в Дании, Канаде и Новой Зеландии сосредоточено 10% всех государственных средств, выделяемых на исследования и разработки. Однако наиболее важную роль для биотехнологических компаний играет венчурный (рисковый) капитал, так как они часто имеют высокий уровень расходов на исследования и разработки и вместе с тем ограниченные доходы, поскольку получение коммерческих результатов требует времени.
     Результативность  исследований и разработок в области биотехнологий характеризуется ростом количества патентных заявок. Если в период с 1991 по 2000 г. общее число заявок в ЕПО ежегодно увеличивалось на 6,6%, то заявки в области биотехнологий росли опережающими темпами — на 10,2% ежегодно. Около половины всех патентных заявок в области биотехнологий, поданных в ЕПО странами ОЭСР, приходится на долю США, по 10% — на долю Германии и Японии. Биотехнологии имеют важное народнохозяйственное значение, они открыли второе дыхание для сельского хозяйства, фармацевтики и профилактики заболеваемости, однако их применение поднимает массу вопросов этического и экологического характера.
     К ключевым технологическим характеристикам, которые привели к появлению современных ИКТ, относятся:
    микроэлектронная технология, начало которой было положено в середине 1940-х гг.;
    преобразование данных из аналоговой формы в цифровую и обратно с помощью модема;
    начало использования высокопроизводительного программного обеспечения для разработки мультимедийного контента, пришедшего на смену младшему поколению программных языков, возможности которых ограничивались составлением базовых текстов и графиков;
    технологическое сближение вычислительных и телекоммуникационных систем (телефония, вещание и передача) и данных с помощью модемных приложений;
    разработка веб-контента с использованием аудиовизуальных, многомерных элементов и характеристик и элементов анимации;
    передача данных с помощью различных средств (электронная почта, сотовый телефон, телефакс и т.д.) в различных режимах (видеоконференция, веб-радио и телепрограммы) с использованием различного контента (интеграция аудио-, видео-, анимационных, статических, гибких и разнообразных средств, которыми можно свободно манипулировать) и множественных пунктов доступа (в режиме реального времени без каких-либо географических ограничений).
     В современной экономике на долю ИКТ  приходится большое число инноваций. Около 1/3 всех патентов стран ОЭСР связаны с ИКТ. В 1997 г. 2/5 их числа приходилось на ЕС и 1/3 - на США, странах ОЭСР число патентов, связанных с ИКТ, растет заметно быстрее, чем их общее количество. 

Состояние научно-технического потенциала России [3]
       Наука и технология являются наряду с информацией  важнейшим ресурсом и одним из решающих факторов развития любой страны. Продвижение к высокому качеству жизни возможно только на базе высоких технологий, построенных на прочном фундаменте знаний. При существующей в России невостребованности науки есть опасность полной утраты научно-технического потенциала страны и, соответственно, перспективы на выход из экономического кризиса.
       В середине 80-х гг. СССР производил около 40% валового внутреннего продукта (ВВП) США и выполнял более 50% от объема НИОКР в США. В СССР работали около Ч4 научных работников мира, 70% из них относились к Российской Федерации. За весь период после окончания Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) расходы на науку в СССР не опускались ниже 2%, в отдельные периоды превышая 4% ВВП. Общие расходы на НИОКР в СССР были сопоставимы с аналогичными показателями США.
       Традиционно у большинства российских ученых сформировался особый склад ума  и направленность их деятельности, выражающиеся в склонности к обобщениям и фундаментальным исследованиям, а не к внедрению нововведений и научно-техническому предпринимательству. Эти качества, а также разумная система управления наукой, позволили сделать много открытии в области фундаментальных наук и совершить научно-технические прорывы по ряду научных направлений, заложившие основу отечественного научно-технического потенциала и научно-технологической независимости страны. Однако эти же качества не позволяли ускоренно внедрять научно-технические достижения в народнохозяйственные отрасли.
       Состояние научно-технического потенциала страны жестко связано с общим социально-экономическим  развитием страны. Хотя негативные процессы начала 90-х гг. еще не утратили своей остроты, отсутствует понятная, да и в целом экономическая, политика, крайне низка инновационная активность, которую точнее можно назвать инновационной пассивностью, тем не менее в условиях глубокого политического и экономического кризиса в России удалось сохранить значительную часть потенциала фундаментальной науки и некоторую часть потенциала прикладной науки. О состоянии НТП страны можно судить по некоторым приведенным ниже данным.
       Число всех организаций, выполняющих исследования и разработки, сократилось незначительно, с 4646 в 1990 г. до 4019 в 1998 г. (К началу 2000 г. прошли государственную аккредитацию 2280 научных организации). При этом число научно-исследовательских институтов (НИИ) даже возросло с 1762 до 2569. Вместе с тем число конструкторских бюро (КБ) сократилось в 3 раза, а это означает, что НИОКР, как правило, не доводятся до завершающих стадий и либо кладутся на полку, либо, что более вероятно, «уходят» к платежеспособным потребителям. Следует отметить, что в начале 90-х гг. произошло дробление крупных НИИ на более мелкие, и фактически сотни научных организаций прекратили свое существование. При этом средняя численность исследовательского персонала в одной организации сократилась более чем вдвое, сейчас она составляет около 200 научных сотрудников и продолжает уменьшаться.
       Персонал, занятый исследованиями и разработками, сократился за этот период примерно в 2,5 раза. К тому же средний возраст ученых в институтах РАН и Государственных научных центрах составляет около 50 лет, средний возраст кандидатов наук - свыше 50 лет, докторов наук - около 60 лет. Из возрастного состава научных работников следует, что наша наука уже подходит к своему физиологическому пределу.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.