На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Этика как  явление: теоретические аспекты……………………………..……6

1.1 Понятие этика  и этикет, категории и специфика  этики……………...……..6

1.2 Профессиональные  этические кодексы………………………………….…11

2. Этика государственного  служащего…………………………………………15

2.1 Государственные  служащие как социально – профессиональная  группа…………………………………………………………………………….15

2.2 Особенности  этики государственного служащего………………………...18

2.3 Исследование  профессионально-этического уровня  государственных служащих ГУ  МЧС по Курской области………………………………………22

2.4 Состояние  проблемы профессионально-этического  уровня государственного служащего…………………………………………………..30

3. Пути повышения  профессионально-этического уровня  государственных служащих……………………………………………………………………..….35

3.1 Обоснование  необходимости решения исследуемой  проблемы………....35

3.2 Принципы  поддержания этики на государственной  службе……………..36

3.3 Формирование  профессионально-этического уровня  государственных служащих………………………………………………………………………...39

Заключение……………………………………………………………………….43

Список литературы…………………………………………………………..…..47

     Введение

 
     Обращение к основным этапам развития этики  обусловлено как важностью нравственной проблематики в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и стремлением разобраться  в существе морально-этической проблематики на уровне современных знаний. История  этических идей демонстрирует, как  складывается круг этических вопросов, как изменяются способы их постановки и подходы к их решению, как  углубляется понимание природы  морали, ее назначение, функции в  жизни и закономерность развития.
     В современных условиях наблюдается  особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики.
     Но  для того, чтобы убедительно обосновать ответы на эти важнейшие смысло-жизненные и нормативные вопросы, этика стремилась постичь природу морали и человека, источник и содержание нравственного долженствования, сущность моральных ценностей.
     Таким образом, в развитом виде этика состоит  из:
    теоретической части – учение о морали, ее происхождении, сущности и функциях
    практической части – нормативной этики, формулирующей цели и принципы человеческой жизни.
     Важная  роль в становлении нового типа российской государственной службы, принадлежит  так называемому мотивационному ресурсу государственного служащего – нравственных убеждений и принципов поведения, которые будут способствовать воспитанию и формированию этических ценностных ориентаций и высокой нравственности.
     Вопросы этики государственного служащего постоянно продолжают возникать. Это означает, что территория еще не исследована, что существуют различные, частично конфликтующие точки зрения о её задачах, что терминология не ясна и лишена единства, и что – это еще важнее – не ясны также измерения оценки научного качества приведения доказательств.
     Актуальность  темы исследования определяется потребностью в изучении этики и этикета государственного служащего как одного из важнейших факторов, влияющих на эффективность работы государственной службы
     Объектом  исследования являются государственные служащие ГУ МЧС по Курской области
     Предметом исследования выступают этика и этикет государственного служащего (на примере ГУ МЧС по Курской области)
     Цель  исследования заключается в определении  особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
     Цель  исследования реализуется на основе решения следующих задач:
    Проанализировать историко-философскую и современную научную литературу с целью:
    изучить исторический аспект этики
    дать определение понятию «этика»
    выделить ее структурные элементы
    Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
    Проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего.
    Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего
    Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
     Методологической  основой исследования послужили  научные труды специалистов в  области изучения этики и особенностей ценностей этической культуры. Исторический контекст становления этики, в работах В.П. Безобразова, Л.А. Велихова, А.Д. Градовского, Б.Н. Чичерина и др.
     Базой исследования послужили: материалы  официальных и специальных статистических источников, в том числе материалы  социальной статистики, официальные  материалы государственных органов  и ведомственных изданий Российской Федерации; информация, опубликованная в разовых и периодических  изданиях, в том числе научных.
     В исследовании принимали участие  государственные служащие ГУ МЧС ПО Курской области количестве 60 человек. Исследование проводилось анонимно, с полного согласия респондентов
     Для решения поставленных задач был  использован метод анализа научной, исторической и современной литературы по данной проблеме. Анкетирование респондентов и опрос респондентов. 
 

 

      1. Этика как явление: теоретические аспекты

     1.1 Понятие этика и этикет, категории и специфика этики

 
     Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения. Термин этика отсылает нас к системе ценностей, посредством которой человек определяет для себя, что хорошо и что плохо, честно или нечестно, справедливо или несправедливо[8] Выражается это через поведение в специфических ситуациях. Оценка поведения отдельного человека осуществляется не только посредством соотнесения с его сознанием, но и сравнения с некоторыми нормами (имеющими социальную, профессиональную и организационную обусловленность). Слово «этикет» означает установленный порядок поведения в определённой социальной сфере. Этикет представляет собой систему детально разработанных правил учтивости.
     Этика – это наука о поведении  людей, нравах и обычаях в поведении. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее – с 1 в. до н.э. – получило название Мораль [8]
     Сложность определения этичности некоторого действия заключается в том, что  разные индивидуумы придерживаются разных стандартов и обладают своим  собственным восприятием того, что  такое «хорошо» и что такое  «плохо». Очень часто ситуацию нельзя описать в черно-белых красках, она попадает в некоторую среднюю, «серую» зону. Философская ориентация человека также может определять то, как он будет действовать в специфической ситуации (Рисунок 2).
     Абсолютист  верит в то, что каждое решение  является либо «правильным», либо «неправильным» – независимо от последствий, к которым оно приводит.[8]
     Экзистенциалист (чьи решения не опираются на заранее  предписанную систему ценностей) принимает  решения на основании рационального  выбора 

       
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2 – Философская ориентация человека 

     Принятие  решений ситуациониста основывается на представлении о том, какое  из них может повлечь за собой  наименьший ущерб или же, напротив, привести к наибольшей пользе.
     Большинство людей, попадая в реальную ситуацию, выбирают, как правило, тот способ поведения, который находится где-то между этими тремя типами. Они  принимают решения исходя из сложного комплекса установок, в число  которых входят установки на искренность, верность обещаниям, преданность и  чувство долга. Специалисты по РR сталкиваются еще с одной проблемой принятия решений, а именно принимаемые решения должны удовлетворять одновременно:
    общественным интересам;
    интересам клиента;
    должны соответствовать личным ценностям [f8].
     Этика стала накапливать практический материал и осмысливать возникновение, развитие, основные механизмы частных, специфических, особенных этических систем (Рисунок 3).
     Основные  категории этики:
     добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д.
     Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Нормы формируются на уровне общественного сознания, и это отражается категориями «добро и зло». Но в практику эти нормы воплощаются только через поведение конкретного человека, после того как информация о норме пропущена через индивидуальное сознание, – это отражается категориями честь, достоинство и совесть. Но что бы мы ни делали, мы всегда действуем среди людей и по отношению к людям. Личные поступки описываются категориями долг и ответственность.[9]
     
       

       
 

       
 

     Рисунок 3 – Особенные этические системы 

     Добро и зло – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло – это вред.
     Совесть, честь, достоинство – категории, характеризующие уровень индивидуального морального сознания. Совесть в индивидуальном сознании выполняет репрессивную функцию, она сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Эта функция совести людьми давно понята, и в индивидуальном сознании выработались механизмы нейтрализации совести
     Честь – это те границы, которые устанавливает себе сам человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства. Честь устанавливает даже более узкие границы, чем право.
     Долг  – социальный заказ от общества к человеку, социальные ожидания,
     оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода (покорность жены мужу в древности). С этими ожиданиями человек знакомится всю свою жизнь, но пока человек не выполняет свой долг – его представления иллюзорны. Полностью мы осознаём свой долг во время прямого столкновения с конкретной ситуацией.
     Ответственность, – усваивая представления о долге, мы проводим селекцию требований, признаём какие-то ожидания верными, а какие то отвергаем. [10]
     Требования  этики государственного служащего становятся всё более сложными. Общество не может полагаться только на традиционные механизмы их усвоения. Поэтому в практику этического воспитания входит [11]:
    Создание этических ассоциаций;
    Широко распространяется практика разнообразных инструкций, памяток, в которых обращается внимание на возможные отступления от этических стандартов, которые могут быть совершены случайно, по недооценке психологии работающих, по невозможности отслеживать новейшие данные гуманитарных и обществоведческих дисциплин
     Таким образом, этика – это наука  о поведении людей, нравах и обычаях  в поведении. Этика государственного служащего – это добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям, включающее такие понятия как долг, честь, совесть, достоинство, ответственность, обязанность. В широком смысле этика – это кодекс, свод правил общения людей, выработанный многими поколениями. Основные требования этики государственного служащего представлены в Таблице 1. 

     Таблица 1. Основные требования этики государственного служащего
1 Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда.
 
2
Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.
 
3
Ответственность. Это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность.
 
     Этика делового общения – это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного. Правила и нормы, а иногда традиции, которых следует  придерживаться, встречаясь ежедневно  с коллегами на работе и проводя  вместе немало времени. Облик, манера разговаривать, правильность вручения подарков и поведение говорят людям о том, кто вы, еще до того, как они вступят с вами в личный контакт.[8]
     Этические нормы – система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых требуется от государственного служащего.
     Таким образом, в основе этики государственного служащего должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Размышляя об этических аспектах, зачастую используется категория ценности. Но очень часто между конкурирующими ценностями возникает конфликт. Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и службы в целом определяется ориентацией на гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства [9].
     Основные  принципы и правила поведения  формируются сегодня в этических  кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы)

     1.2 Профессиональные этические кодексы

 
     Профессиональные  этические кодексы – утверждения о системе ценностей и нравственных устремлений людей, принадлежащих к определенной профессии, разработанные с целью предотвращения коррупции, а также для информирования общественности о нормах поведения для людей данной профессии.[13]
     Кодексы, основанные на этом принципе, призывают  его сторонников ценить и осуществлять на деле служение обществу. Ценностные установки бюрократической этики  предполагают, что государственные  чиновники – лишь исполнители, обладающие правовыми полномочиями, основанными на идее рациональности. Их основная нравственная дилемма заключается в том, как лучше следовать правилам и нормам и обеспечивать их соблюдение. Этические кодексы основываются на этических принципах, которые в какой-то степени ограничивают максимальные этические принципы (Рисунок 4). 

       
 
 
 
 

     Рисунок 4 – Максимальные этические принципы 

     
    Утилитаристский принцип – предоставляет наибольшее благо наибольшему числу людей;
    Индивидуалистический принцип – направлен на достижение чьих-либо долгосрочных интересов.
     Этические принципы не выдерживают столкновения с реальной действительностью. Иногда от всей административной деловой этики  остаётся только этикет. Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику организации, в которую они принимаются. Кодексы  существенно различаются как  по содержанию, так и по объему. Так, например, американский Марктвенский банк разработал документ, называющийся «Политика в области этических норм и конфликтов». На 19 страницах служащим объясняется, что такое хорошо и, что такое плохо. А крупная компьютерная компания «Крей Рисерч Инкорпорейтед», напротив, ограничилась 120 словами. Её кодекс гласит: «Сотрудники Крей доверяют друг другу и уверены, что каждый выполняет своё дело по высшим этическим стандартам» – таков стиль компании [14].
     Среди всех механизмов, способствующих формированию надлежащей нравственности государственной службы, одним из наиболее действенных является, специально разработанный нормативный Этический кодекс государственного служащего (Кодекс административной этики) [14].
     Подобный  кодекс принят в Великобритании, США, Франции, Испании и во многих других странах. В России он не принят до сих  пор. В то же самое время еще  в Ежегоднике РАГС за 1997 г. был опубликован проект Кодекса этики государственного служащего РФ, разработанный группой специалистов из МГУ им. М. Ломоносова. С тех пор он неоднократно переиздавался, широко использовался в учебном процессе и, главное, послужил основой для работы над подобными кодексами в ряде субъектов РФ и федеральных ведомств.
     В 2001 г. группа депутатов (В.И. Южаков, В.А. Рыжков, Б.Е. Немцов и др.) внесла в Госдуму законопроект Кодекса поведения муниципальных служащих РФ. В нем был полностью проигнорирован проект Кодекса, разработанный в нашей Академии, он содержал ряд принципиальных ошибочных положений и неточностей. Его авторы исходили из того, что это, прежде всего нормативно-правовой и в чем-то общетеоретический документ. Отсюда – императивность требований к государственному служащему, соответствующий стиль, юридические и абстрактно-специфические термины («ненадлежащая выгода», «коррупционно опасное поведение» и т.д.). Кодекс же поведения, как подтверждает мировая практика и история нашей страны, это, прежде всего совокупность конкретных социально-духовных, нравственных принципов, образцов поведения людей, перечень и обоснование тех моральных норм, которые необходимы им на практике для того, чтобы в полной мере соответствовать своей профессии [15].
     На  проведенном в 2002 г. ученом совете РАГС данный проект Кодекса в присутствии его авторов был подвергнут серьезной критике. Его новый вариант во втором чтении в 2003 г. был, справедливо отвергнут Государственной думой.
     В силу того, что в кодексе собраны  воедино и систематизированы  общественные требования к нравственности государственного служащего, кодекс:
    служит основой для формирования содержания должной морали в сфере государственной службы;
    призван помочь государственному служащему правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы;
    является важным критерием для определения профессиональной пригодности человека к работе в сфере государственной службы;
    выступает как инструмент общественного контроля над нравственностью государственного служащего.
     Этический кодекс государственного служащего призван содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе [15].
     Государственный служащий объективно выступает одновременно как должностное лицо, занимающее определенное место в служебной иерархии, как общественный деятель, оказывающий влияние на развитие социальных и экономических процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо [13].
     Эти роли могут вступать в противоречие друг с другом, следствием чего являются нравственные дилеммы и конфликты, которые не всегда имеют однозначное  решение. Этический кодекс призван  помочь государственному служащему  правильно разобраться в подобных ситуациях.
     В Этическом кодексе нельзя предусмотреть  всех коллизий, возникающих в практической деятельности государственного служащего. Правила Кодекса не заменяют личного нравственного выбора, позиции и убеждений государственного служащего, его совести и ответственности.
     Общественный  контроль над соблюдением государственными служащими должной морали осуществляется посредством обращения граждан в соответствующие, предусмотренные законом, государственные органы, через специально созданные для этого объединения граждан, через политические и другие общественные организации, средства массовой информации. Нравственным долгом и профессиональной обязанностью государственного служащего является стремление к постоянному совершенствованию, к росту своих профессиональных навыков, своей квалификации, к получению новых знаний[12].
     Таким образом, профессиональный этический  кодекс государственного служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.

     2. Этика государственного служащего

     2.1 Государственные служащие как социально – профессиональная группа

 
     В России «государственные служащие» традиционно рассматривается, прежде всего, как чиновничество – группа должностных лиц, обладающих особым социально-правовым статусом и местом (рангом) в иерархии государственных организаций. В советский период функционировала в органах власти и в обществе группа государственной бюрократии. Группы государственных служащих не существовало. Поэтому сегодня она как особая социально-профессиональная общность в нашей стране находится еще в стадии формирования [11].
     Особенность социально-профессиональной группы государственных  служащих состоит в том, что она  имеет единую ментальную основу (бюрократическое  сознание) и разные праксеологические  характеристики. Ведь среди служащих находятся инженеры, менеджеры, экономисты, юристы, т.е. представители различных профессий.
     В содержании профессии государственных  служащих в первую очередь находит  отражение совокупность квалификаций ряда специальностей как интегральных характеристик родовых видов  трудовой деятельности. Они соответствуют  тем формам вопросов, которые приходится решать государственным служащим. К  ведению органов государственной  власти субъекта РФ относятся вопросы  социальной поддержки и социального  обслуживания социально уязвимых категорий  населения, пожилых людей, инвалидов, граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации [25].
     В процессе профессиональной социализации личность осваивает профессиональные связи и отношения, определяемые нормами и стереотипами профессиональной культуры, символическими профессиональными образами, социальной ролью, социально-психологическим климатом профессионального пространства. Профессиональная социализация (включающая целый ряд взаимосвязанных этапов и состояний индивида) выступает в качестве важнейшего фактора формирования личности работника, его социально-профессиональной мобильности. Профессиональная социализация выступает процессом ориентации, выбора, освоения и реализации индивидом своих сущностных сил в рамках конкретного профессионального занятия. В результате профессионализации и включения людей в профессиональные группы социализационный процесс приобретает в основном коррекционный характер. Это в полной мере относится к профессиональной социализации лиц, осваивающих профессию (профессии) государственных служащих [9].
     В процессе профессионализации, включения  в профессию (профессии) государственных  служащих в жизнедеятельности личности формируется устойчивая профессиональная ориентация, выбор профессии. В ходе получения профессионального образования  закладываются основы профессиональной квалификации, а следовательно, и  профессиональной компетентности. Интеграция в профессиональное сообщество при  поступлении на работу и осуществлении  профессиональной карьеры сопровождается профессиональной адаптацией работника  на каждом из ее этапов. Социальная компетентность помогает чиновнику осуществлять свою профессиональную деятельность в рамках институциональных отношений, взаимосвязанных  с административными требованиями, должностными обязанностями, вытекающими  из специфики муниципального органа, учреждения, статусной иерархии. В  то же время социальная компетентность государственного чиновника испытывает обратное влияние институциональных  особенностей его профессиональной деятельности [9].
     Развитие  социальной компетентности государственных  служащих и его влияние на повышение  их профессионализма рассматривается  нами как один из главных факторов, обусловливающих эффективность  государственной службы. В то же время, очевидно, что без экономической составляющей эффективность этой службы будет неполной, поскольку в основе функционирования системы положен хозяйственный механизм [2].
     Специфика влияния социальной компетентности государственных служащих на их профессионализм  связана с реализацией групповых  интересов граждан путем организации  работы субъектов хозяйственной  деятельности в рамках социальной и  экономической инфраструктуры территории. Профессионализм чиновника основывается на полном и глубоком знании законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность собственника, а также на его менеджерском, организационно-регулятивном опыте. Без  социальной компетентности чиновников сложно говорить о создании надежной системы государственной службы, решения важнейших вопросов стратегического  развития социально-политических институтов, формирования пирамиды общественной власти и многогранной структуры общественных отношений [2].
     Социальная  компетентность государственных служащих также является важнейшим детерминантом  становления и развития их сознания и поведения. Складывается нормативно-правовая база работы государственных служб. Определились в основном главные  элементы системы этих служб.
     Таким образом, развитие социальной и профессиональной компетентности государственных служащих и их влияние на повышение профессионализма, рассматривается как один из главных  факторов, обусловливающих формирование этики государственной службы.
 

      2.2 Особенности этики государственного служащего

 
     Актуальным  сегодня становится переход от различных  форм профессиональной подготовки к  совершенствованию ее содержания, в  том числе и этики. В современном  обществе постоянно возрастает внимание к вопросам этики государственных служащих. Это обусловлено все более выраженной зависимостью перспективы развития человеческой цивилизации от тех моральных принципов и норм, которыми служащие руководствуются в своей деятельности [16].
     Проблемы  этической регламентации деятельности государственных служащих сегодня являются предметом рассмотрения особой науки – биоэтики, в рамках которой разрабатываются основы моральной регламентации взаимоотношений государственной службы и общества.
     Этика государственного служащего находится под влиянием нравственных регуляторов. Вместе с тем, этическая модель действия государственного служащего не может быть простым следствием влияния общих регуляторов. Государственная служба как один из центральных элементов социального управления оказывает существенное влияние на форматирование элементов общественной системы [16]. Другими словами, государственный служащий в силу своего положения задает нравственную модель поведения. Таким образом, этические регуляторы действия государственного служащего, с одной стороны, объективно отражают сложившуюся общественную нравственную систему, а, с другой стороны, влияют на нее «только усвоенные и творчески переработанные муниципальными служащими совокупные нравственные и эстетические ценности, значительно превышающие установленные в каждом обществе жизненные стандарты, позволяют ему занимать подобающий его личности статус».
     При оценке профессиональной деятельности необходимо учитывать следующие качества: способности, умения, знания, опыт [9]. Кроме того, оценка персонала помогает решить и другие задачи:
    выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью его повышения по службе;
    стимулирование повышения квалификации и роста профессионализма служащих;
    применение к служащему мер стимулирования, либо ответственности;
    формирование профессионального кадрового потенциала и резерва кадров;
    поддержание стабильности и законности в государственной службе.
     С нашей точки зрения, в методологическом плане построение целостной системы  кадровой политики государства, региона, области должно происходить в  следующей последовательности: государственная идеология – доктрина (миссия государства) – концепция (стратегия развития) – кадровая политика – кадровая программа – конкретный план действий по реализации программы.
     В условиях государственной службы сложились специфические возможности для формирования профессиональной этики чиновничества. Они связаны [15]:
    с внешними факторами – экономическая, социальная, политическая ситуация, культурно-этнические особенности развития и др.
    с внутренними факторами – степень сформированности нормативно-правовой основы, состояние материально-технической базы государственной службы в регионах, профессиональный опыт, квалификация чиновников и т.д.
     Основываясь на этом подходе, можно выделить следующие особенности этики государственного служащего, которые представлены в Таблице 2.
     Таблица 2. Особенности этики государственного служащего

становление и  развитие профессиональной и социальной компетентности служащих в условиях преодоления кризиса общества и  стабилизации экономической, политической и социальной ситуации коррелирует  с основными детерминантами формирования и развития государственной службы и социально-профессиональной группы (население)

уровень этики  государственных служащих зависит  от личностных характеристик

уровень, содержание и формы этики дифференцируются в зависимости от этих характеристик;

содержание  профессионального опыта и стаж работы в органах власти в условиях кризиса общества выступает главной  составляющей профессиональной квалификации и этики государственного служащего;

содержание  профессиональной этики государственного служащего непосредственным образом  коррелирует с качеством и  формой профессионального образования;

социальная  адаптация государственного служащего  к общественным преобразованиям  находится в прямо пропорциональной зависимости от этики;

этика государственного служащего влияет на социальное самочувствие;

уровень этики  государственного служащего не зависит  от степени карьерных предпочтений;

уровень этики  в самооценках государственного служащего должен быть достаточно высок;

на оценку уровня этики государственного служащего  населением влияют: а) объективные  причины – наличие в государственной  службе нерешенных проблем, относительная  закрытость и труднодоступность  администрации
б) субъективные причины – предвзятое отношение  ко всему чиновничеству, личностные характеристики

социально-экономическая  ситуация обусловливает неудовлетворенность  населения работой государственной службы, что безусловно находит отражение в занижении оценок уровня этики государственного служащего;

этика государственного служащего, являясь элементом социальной компетентности, находится в прямой зависимости от уровня последней;

информация, предоставляемая  СМИ, оказывает существенное влияние  на формирование отношения населения  к государственной службе в целом  и отдельным ее представителям, зачастую не совсем адекватное.
 
     К этическим навыкам государственного служащего можно отнести:
    Знания государственного служащего – результат мыслительной деятельности, включенной в процесс управления и означающий усвоение фактов, понятий, законов и т.д. Уровень знаний, их неустанное пополнение – один из критериев эффективности управленческого труда. Принято различать знания научные и обыденные, полные и неполные, системные и бессистемные. Особая роль в приобретении, закреплении и пополнении знаний, в выработке на их основе необходимых умений и навыков принадлежит системе непрерывного образования служащих, стимулирующей творческий подход к делу.
    Умения государственного служащего – относительно устойчивые характеристики, зависящие от способностей, знаний и самого характера управленческой деятельности. По сути своей умения служащего – это знания, воплощенные в решении конкретных управленческих проблем, т.е. освоенная и реализованная на практике модель деятельности. К ним относятся умение служащего быстро вникнуть в суть дела, всесторонне проанализировать ситуацию, выделить ключевую проблему, найти ее конструктивное решение и т.д.
    Навыки государственного служащего – это умения, доведенные до автоматизма, зачастую осуществляемые без продумывания. Они приобретаются в условиях, когда в практической деятельности служащий постоянно имеет дело с типичными управленческими ситуациями. Навыки позволяют экономить время, действовать с минимумом ошибок и просчетов.
    Опыт государственного служащего – это свойство, сформированное путем обучения и практики в широком смысле – единство знаний, умений и навыков. Опыт растет, как правило, со стажем работы. В качестве результата практической деятельности служащего он отражает уровень овладения «секретами» управленческого труда, достигнутый им на данный момент. Прежде всего, служащий знакомится со структурой организации, со своей конкретной работой. Овладевает деятельностью, регламентированной конституцией, уставом государственного образования, положением об отделе, должностной инструкцией и всеми нюансами, связанными с ситуацией, как в организации, так и во внешнем окружении [12].
     Таким образом, чтобы государственные  органы власти могли не только оптимально работать в ситуации столь быстрых  перемен, но и эффективно влиять на эти перемены, необходимо большее  внимание уделять такому важному  внутреннему ресурсу организации, как кадровый потенциал. Руководитель администрации или те учреждения, которые занимаются подготовкой государственных служащих, должны иметь некоторый макет деятельности служащего нового поколения, модель его формирования, а также оценочную карту (Приложение А), которые включали бы в себя не голый перечень функциональных обязанностей и прав, но реально помогли бы оценивать и формировать качества, необходимые государственному служащему.

     2.3 Исследование профессионально-этического уровня государственных служащих ГУ МЧС по Курской области

 
     Теоретическое осмысление темы исследования, определение  его цели и задачи, разработка и  обоснование понятийного аппарата определили следующие методы исследования: анализ трудов специалистов в области изучения этики и особенностей ценностей этической культуры, что позволило выявить имеющиеся научные представления о сущности и содержании профессионально-этического уровня государственных служащих.
     В ГУ МЧС состоит на службе 289 человек, из них 60 человек государственные  служащие, которые и принимали  участие в исследовании. Исследование проводилось анонимно, с полного согласия респондентов.
     Для определения этического уровня служащих нами были использованы следующие методы исследования:
    Опрос, для чего нами была составлена анкета на определение профессионально-этического уровня (Приложение В). Основанием для создания анкеты послужили нормативные и квалификационные документы, применяемые к государственным служащим.
    Сделан анализ результатов опроса и дана оценка этическому уровню государственных служащих.
     В ходе исследования требовалось получить репрезентативные социологические  данные:
    об условиях и факторах, влияющих на развитие этического уровня;
    о приоритетных направлениях повышения этического уровня;
    выявить характер влияния этического уровня на профессиональную деятельность служащих.
     Существенное  значение здесь имеет:
    выявление особенностей содержания, уровня и приоритетных профилей образования служащих;
    анализ содержания нравственной компетентности муниципальных чиновников.
     В качестве основного фактора выступает этический уровень государственных служащих. Этический уровень измеряется нами с помощью нескольких индикаторов:
    определенный материал дают ответы на вопрос о характере знаний, которых недостаточно сегодня для чиновников.
    важное место в определении этического уровня является анализ социальных качеств, необходимых для выполнения чиновниками своих должностных обязанностей.
    этический уровень зависит от уровня профессиональной квалификации государственного чиновника.
    этический уровень чиновничества зависит от его территориально-поселенческой дифференциации.
     Исходя  из отмеченных выше блоков эмпирических показателей и индикаторов этической оценки государственных служащих, проанализируем образовательные и социально-профессиональные характеристики персонала ГУ МЧС по Курской области.
     По  данным личных карточек служащих (Приложение Б) в ходе проведенного нами социологического исследования государственных служащих можно условно выделить:
    Возрастные группы чиновников следующим образом (Рисунок 5)
 
     
     Рисунок 5 – Возрастные группы государственных служащих 

     Основываясь на этих показателях, мы видим, что в  ГУ МЧС по Курской области преобладает возрастная группа от 30 до 49 лет.
     Наиболее  представлены в составе управленческого  персонала специалисты с высшим образованием (технического, экономического, медицинского, гуманитарного, юридического профиля). Большинство кадрового  состава имеет высшее образование  по профилю, не соответствующему деятельности, которой они в настоящий момент занимаются. Отсюда невысокий процент  окончивших специальные учебные  заведения по подготовке кадров управления. Правда, в последнее время ситуация начинает понемногу меняться. Стали приходить молодые специалисты, окончившие такие заведения. Служащие заочно обучаются в учебных заведениях по подготовке кадров управления.
     При всех различиях в приоритетах  чиновников образование по специальности  «Государственное и муниципальное  управление» не является типичным. Только у 6% (4) служащих имеется такое образование. Такой же вывод можно сделать в целом в отношении управленческих, гуманитарных и общественно-политических специальностей. (Рисунок 6) Преобладают служащие с техническим, и естественнонаучным образованием – 28%(16) Главным становится экономическое образование 37% (22). Другое высшее образование имеют 29%(18) – респондентов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.