На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Внешняя политика в СССР в 60 80 гг.

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФГОУ  ВПО «Уральский государственный  университет
физической  культуры» 
 
 
 

Контрольная работа по истории
«Внешняя  политика в СССР в 60 – 80 гг.» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                     Выполнил: студент 109 СС группы
Васильев    Вадим    Владимирович   

                           Проверил:
                                                                   Новичихина Лариса Анатольевна 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск 2009г 

СОДЕРЖАНИЕ   РЕФЕРАТА: 

    Внешняя политика Хрущева  Н. С……………………………………3
 
    Венгерский  кризис………………………………………………………5
 
    Осложнение  международной обстановки…………………………….7
 
    Карибский  кризис……………………………………………………….9
 
      Изменения во внешней  политике СССР  в годы правления     Брежнева Л.И……………………………………………………………11
 
    Заключение………………………………………………………………17
 
    Список  использованной литературы…………………………………20
 
 

    Внешняя политика Хрущева  Н. С. 

         Во внешней политике в первые годы после смерти Сталина противоборствовали две стратегии. Первую защищал В. Молотов. Она исходила из тезиса о незыблемости сталинской внешней политики, принципиальной основой которой являлись следующие установки:
    - Подготовка  к третьей мировой войне, которая в перспективе неизбежна. Поэтому общий курс на «холодную войну» должен быть сохранен, а «железный занавес» должен оставаться непроницаемым;
    - Осуществление  полного и безоговорочного диктата  СССР по отношению к другим  социалистическим странам, насаждение  в них точной копии сталинского  «социализма»;
    - Проведение  политики недоверия и даже  враждебности к странам «третьего мира», особенно к Индии (т.к. Сталин считал эту страну империалистической марионеткой).
     В противоположности этим установкам  Н. Хрущев выдвинул и осуществил  принципиально новую стратегию. Хрущев был одним из инициаторов «оттепели» во внутренней и внешней политике, реабилитации жертв репрессий; предпринял попытку модернизировать партийно-государственную систему, ограничить привилегии партийного и государственного аппарата, улучшить материальное положение и условия жизни населения, сделать общество более открытым.
         Первым направлением его стратегии была разработка тезиса о возможности предотвращения войн в современную эпоху и провозглашение мирового сосуществования генеральной линией внешней политики Советского Союза. В рамках этого курса были улучшены отношения с великими державами, заключен мировой договор с Австрией и выведены войска с ее территории (1955г), установлены дипломатические отношения с ФРГ и Японией (1955 – 1956гг), подписан договор о запрещении испытания ядерного оружия в трех странах (1963г), приоткрыт «железный занавес», осуществлены многочисленные визиты Н. Хрущева в капиталистические страны, в том числе в США.
         Вторым направлением хрущевской стратегии явилось предоставление социалистическим странам большей самостоятельности, признание за ними права учитывать свои экономические, политические, культурные и национальные особенности при определении форм и путей перехода к социализму. В этой связи в 1955г. Были нормализованы отношения с Югославией. Китай в 1954 – 1955 гг. стал привилегированным союзником СССР. В принятой в октябре 1956е Декларации правительства СССР говорилось, что страны социалистического содружества «могут строить отношения только на принципах полного равноправия, уважения территориальной целостности, государственной независимости и суверенитета, невмешательства во внутренние дела друг-друга».
         Третьим направлением в стратегии Хрущева стало осуществление исторического прорыва в развивающие страны. Визит Хрущева и Булганина в Индию (1955г) носил триумфальный характер. Индии были предоставлены крупные кредиты. Египет, Сирия, Алжир стали союзниками СССР.
         Но во внешней политике Хрущева  было и немало ошибок. Хрущев  твердо убежденный в мировом  тожестве социализма, яростно восставал  против мирного сосуществования  в области идеологии. Содержание и тон его выступлений по внешнеполитическим вопросам часто носили вульгарно - пропагандический характер. Заявляя о необходимости «закапать капитализм», расхваливая и всячески преувеличивая советскую военную мощь, он объективно запугивал обывателя на Западе и помогал крайним воинствующим силам в западных странах осуществлять гонку вооружений, проявлять неуступчивость. Хрущевская авантюра с размещением советских ракет на Кубе поставила мир на грань ядерной катастрофы.
         В значительной мере декларированными оказались обязательства Хрущева не вмешиваться во внутренние дела социалистических стран. Хрущев, правда, после долгих колебаний, силой подавил народное восстание в Венгрии. Он обрушился с грубыми нападками на программу Союза коммунистов Югославии, в которой отстаивался и пропагандировался югославский путь к социализму. Экономическая
     Помощь  Хрущева развивающимся странам  часто была чрезмерной, расточительной, оказывалась не тому, кому надо, Советская страна потеряла на  этом многие миллиарды рублей.
         На XX-м (1956г) и XXII-м (1961г) съездах КПСС выступил с резкой критикой т. н. культа личности и деятельности И. В. Сталина. Однако сохранение в стране тоталитарного режима — подавление инакомыслия, расстрел рабочих демонстраций (Новочеркасск, 1962г и др.), произвол в отношении интеллигенции, вмешательство в дела других государств (вооруженная интервенция в Венгрии, 1956 и др.), обострение военного противостояния с Западом (Берлинский, 1961, и Карибский, 1962, кризисы и др.), а также политическое прожектерство (призывы «догнать и перегнать Америку!», обещания построить коммунизм к 1980) делали его политику непоследовательной. Недовольство государственного и партийного аппарата привело к смещению Хрущева со всех занимаемых постов в 1964.
 

    Венгерский  кризис. 

   После XX съезда КПСС и начавшейся в СССР оттепели во многих странах социалистического лагеря активизируются самые различные силы. В Венгрии развитие событий вышло из-под контроля руководства компартии и потребовалось введение советских вооруженных сил для подавления восстания. Менее кровавый характер имели события в Польше. Везде участие советских войск воспринималось как подавление русскими национально-освободительных движений. После кризиса к власти в Венгрии пришло правительство Я. Кадара, которое осторожно проводит экономические реформы, разрешает мелкое предпринимательство и другие формы частной собственности.
    Венгерские события 1956г, народные выступления против сталинистского режима в Венгрии, подавленные в результате военного вмешательства СССР.
     «Оттепель», наступившая в социалистическом лагере после смерти Сталина (1953), особенно глубоко затронула Венгрию. В июле 1953 новое правительство во главе с И. Надем  стало на путь отказа от курса на ускоренную индустриализацию и коллективизацию советского образца. В стране началось оживление общественной жизни, были освобождены политзаключенные. «Новый курс» первоначально был поддержан руководством СССР, однако вскоре вызвал у Москвы явную обеспокоенность. В результате контрнаступления просоветских сил во главе с первым секретарем центрального руководства Венгерской партии трудящихся (ВПТ) М. Ракоши весной 1955г. И. Надь был смещен со своего поста. Попытка контрреформ дала толчок формированию внутрипартийной оппозиции, активизировавшейся после ХХ съезда КПСС (1956). Главным ее форумом стал дискуссионный клуб молодой интеллигенции — Кружок Петефи. Посол СССР в Венгрии Ю. В. Андропов отстаивал интересы консервативных сил в венгерском руководстве. Однако посетивший Будапешт в июле 1956 член Президиума ЦК КПСС А. И. Микоян дал согласие Москвы на отставку Ракоши. В октябре напряжение возросло, состоялась многотысячная демонстрация (6 октября). Начавшаяся 13 октября в Будапеште демонстрация в поддержку реформаторских сил в Польше переросла в вооруженное восстание. Ввод советских войск в Будапешт в целях устрашения в ночь на 24 октября придал восстанию отчетливо выраженный национальный характер. По всей Венгрии происходил распад партийно-государственных структур, власть перешла к стихийно формировавшимся революционным комитетам и рабочим советам, возрождалась многопартийность. 24 октября И. Надь вновь возглавил правительство. Он пошел на сближение с повстанцами, признал законность требований о выводе советских войск с территории страны и проведении свободных выборов.
     Президиум ЦК КПСС во главе с Н. С. Хрущевым первоначально склонялся к поискам политических средств урегулирования конфликта. Но Суэцкий кризис конца октября (агрессия Великобритании, Франции и Израиля против Египта, национализировавшего Суэцкий канал) был воспринят Москвой как симптом недопустимого ослабления советского влияния в мире, побудив тем самым руководство КПСС к демонстрации военной мощи в Венгрии. 31 октября было принято решение о новой военной акции. 1 ноября в знак протеста против ввода новых войск из СССР И. Надь провозглашает выход Венгрии из Организации Варшавского договора и обращается в ООН с просьбой о защите суверенитета. 4 ноября его правительство было свергнуто в результате наступления советских войск на Будапешт. Боевые действия при участии 17 советских дивизий продолжались до 10-11 ноября. В результате венгерских событий погибло около 3 тыс. человек (около 2 тыс. 400 венгров и около 600 военнослужащих Советской Армии). Более 190 тыс. венгров эмигрировали. И. Надь и некоторые министры из его правительства были осуждены и казнены (1958г). Пришедшее на смену правительство Я. Кадара, образованное в Москве, восстановило при поддержке СССР однопартийную систему.
     Действия СССР в Венгрии были осуждены мировой общественностью, отмежевавшейся вместе с тем от ряда насильственных акций, совершенных повстанцами. Венгерские события показали пределы хрущевской «оттепели», неспособность руководства СССР пойти на решительный разрыв со сталинскими методами внешней политики.
     Страх перед развитием событий по «венгерскому образцу» в случае утраты контроля за ходом реформ сформировал в сознании советской партократии «венгерский синдром», который суживал поле деятельности реформирования социализма в Восточной Европе и самом СССР.
 

    Осложнение  международной обстановки. 

         К началу 60-х годов советская  внешняя политика значительно  активизировалась. В условиях изменения  соотношения сил на международной  арене, связанного с появлением  в СССР межконтинентальных баллистических ракет, распадом мировой колониальной системы, происходит дальнейшая «глобализация» интересов СССР. Ареной противоборства двух систем становится весь мир. СССР активно поддерживает национально-освободительные движения, особенно те силы, которые занимали наиболее радикальные, антиамериканские позиции.
         В 1957 – 1964 гг. СССР предоставил  кредиты более 20 странам Азии, Африки и Латинской Америки, в том числе Индонезии, Индии, Ирану, Гане, Мали. За счет советских кредитов Объединенная Арабская Республика (ОАР) покрывала до 50% ассигнований на экономическое развитие, Индия – 15%.
         Одновременно наблюдалось резкое  нарастание разногласий с «братскими»  социалистическими странами. Советское  руководство на словах признавало  суверенность и равноправие социалистических стран, партий, на практике же Советский Союз продолжал выступать в роли «старшего брата». По мере затухания «оттепели» во внешней политике страны все более сказывались некоторые отрицательные черты характера Н.С.Хрущева. Человек настроения, неискушенный в дипломатическом да и в обычном этикете, он нередко сам подчеркивал огромные усилия, приложенные ранее. В начале 60-х годов вновь обострились отношения с Югославией. В 1962 г. фактически были разорваны отношения с Албанией, но особенно сложными оказались отношения с КНР.
         Первые годы после образования  КНР сотрудничество складывалось  успешно. В 1950 – 1962 гг. СССР  предоставил Китаю долгосрочные  кредиты на сумму в 1,8 млрд. руб. В Китае работали тысячи  советских специалистов. Осуждение  в СССР культа личности вызвало недовольство в КНР. После XX съезда обе стороны обвиняли друг друга в отходе от марксизма-ленинизма, в нарушении совместно выработанной на  международных совещаниях компартий в 1957 и 1960 гг. политической линии. За теоретическими разногласиями стояло стремление компартий Китая наряду с КПСС занимать руководящее положение в международном коммунистическом движении. По существу догматическая «теоретическая» дискуссия привела вначале к обострению межгосударственных отношений. СССР отказался передать КНР некоторые виды ракетного и ядерного оружия, отозвал в 1962 г. своих технических специалистов и прекратил работу над 257 проектами научного и технического сотрудничества. Впоследствии разногласия привели к вооруженным конфликтам на границе.
         Стремление СССР в конце 50-х  годов распространить свое влияние  на «третий мир», ослабить в  освобождающихся от колониализма  странах влияние западных держав вызвало ответную реакцию у стран НАТО. Запад в последние годы продолжал активно наращивать вооруженные силы, в больших масштабах оказывал экономическую помощь прозападным правительствам. Стремление двух противоборствующих блоков к расширению сфер влияния дважды в течение одного пятилетия ставило мир на грань ядерной катастрофы.
         Первый опасный международный кризис начался в 1958 г. после того, как Запад отклонил требование советского руководства изменить статус Западного Берлина и сделать его «свободным демилитаризованным» городом. Конечная цель советской дипломатии заключалась в следующем: узаконить фактическое положение, сложившееся Европе после войны, подвести черту под военным противостоянием и легализовать существование двух германских государств – социалистического и капиталистического. В этом СССР видел реальную гарантию стабилизации ситуации в Европе. Новое обострение кризиса вокруг статуса Западного Берлина произошло в 1961г. «Витрина» Запада в центре ГДР – Западный Берлин создавал множество проблем для восточногерманского руководства. Через него на Запад происходила постоянная «утечка мозгов», интеллигенции, квалифицированных рабочих. 13 августа 1961 г. по инициативе руководителя ГДР В.Ульбрихта вокруг Западного Берлина за одну ночь была возведена стена из колючей проволоки и бетонных плит. Эта мера дала возможность правительству ГДР предотвратить «голосование ногами» против тоталитарного режима, остановить отток людей и средств в ФРГ, восстановить контроль над своей территорией. Морально и психологически эта стена являлась откровенным признаком поражения, слабости как Восточной Германии, так и СССР. Строительство стены, предпринятое с одобрения СССР и других стран Варшавского Договора, было завершено практически в течение 10 дней. Эта стена длиной 45,1 км сразу же стала символом «холодной войны». Одновременно с возведением стены были оборваны коммуникации, линии метро и других транспортных средств (пограничники ГДР  получили приказ, разрешающий применение оружия на поражение). Несмотря на жесткие меры против попыток «незаконного пересечения границы», люди продолжали бежать «через стену», используя канализационные трубы, технические средства, сооружая подкопы и пр. За годы существования стены погибло около 100 человек, пытавшихся ее преодолеть.  Не случайно после берлинского кризиса советскому руководству нужна была демонстрация растущей советской мощи. В начале 60-х годов СССР провел серию новых испытаний ракетного и ядерного оружия, в том числе самой мощной водородной бомбы на Новой Земле. Ее воздействие было зарегистрировано во многих странах Европы, особенно на Севере.         

 

Карибский кризис. 

     Кризис возник в обстановке конфронтации из-за строительства Берлинской стены. В феврале 1962 г. США установили полную экономическую блокаду Кубы, где к власти в 1959 г. пришел лидер коммунистов Фидель Кастро. С первых шагов кубинской революции СССР оказывал Кубе экономическую и военную помощь. К весне 1962 г. советское и кубинское руководство приняли решение о тайном размещении на Кубе советских ракет средней дальности с ядерными боеголовками. Обострение отношений между СССР и США, поставившее мир перед опасностью ядерной войны между сверхдержавами.
     Идея размещения ракет на Кубе  принадлежала самому Н.С.Хрущеву.  При этом преследовалась цель спасти «социалистическую» Кубу от нападения США. Советская сторона считала, что после неудачного вторжения на Кубу в 1961г. на Плайя-Хирон с целью свержения Ф.Кастро Вашингтон готовит новую операцию. Была и другая, более важная для СССР цель: попытаться уменьшить преимущество США в ракетно-ядерном вооружении. Очевидно, этот рискованный шаг во многом объясняется импульсивным и непредсказуемым характером Н. С. Хрущева, его декларируемым стремлением к соревнованию с США, готовностью пренебречь безопасностью своего и чужого народов ради «торжества социализма» в Западном полушарии. Хотя Н.С.Хрущев неоднократно заявлял на весь мир, что мы делаем «ракеты, как сосиски», - а реальное положение было иное. По данным министра обороны США Р.Макнамары, в тот период США превосходило СССР по количеству стратегических ядерных боеголовок в 17 раз.
     СССР рассчитывал без больших затрат создать ядерный кулак в 160 км от берегов Соединенных Штатов. Такое решение обосновывалось тем, что США имели аналогичные ракеты в Турции, у границ СССР. Советский Союз не собирался доводить дело до ядерного столкновения. Для советского руководства важно было показать США, что стратегический баланс изменился и с СССР отныне следует разговаривать на равных. Только в этом случае, по мнению Н.С.Хрущева, можно было бы начать эффективные переговоры по ограничению ракетно-ядерной гонки.
     Решение о размещении ракет было принято летом 1962 во время визита на Кубу советской делегации, в состав которой входил под вымышленной фамилией маршал С. С. Бирюзов. Наличие ракет, категорически отрицавшееся Хрущевым в сентябрьском личном послании Кеннеди и А. А. Громыко при аудиенции у Кеннеди 18 октября, было неопровержимо установлено разведывательными органами США с помощью аэрофотосъемки. Это вызвало в США политический взрыв.          Администрация президента Дж. Кеннеди потребовала в ультимативной форме убрать ракеты с Кубы. 22 октября президент Кеннеди выступил по телевидению и объявил о начале военно-морской блокады Кубы, куда отныне не допускались советские корабли. Противостояние возрастало с каждым днем и достигло своего пика к 27 - 28 октября 1962 г. Однако благоразумие восторжествовало. Был достигнут компромисс: СССР вывез ядерные ракеты с Кубы в ответ на обещания Джона Кеннеди отказаться от захвата Кубы и ликвидировать американские базы в Турции, а также отказаться официально от каких-либо попыток сменить вооруженным путем режим Ф. Кастро. Уже 28 октября Хрущев в послании к Кеннеди, «чтобы успокоить американский народ», заявил о демонтаже ракет, не называя их прямо (факт размещения именно ракет отрицался в советской печати вплоть до объявленной М. С. Горбачевым «гласности»).
     Самый острый кризис «холодной войны» имел далеко идущие последствия для обеих сверхдержав. Ракетный кризис, показав опасность балансирования на грани войны, заставил США и СССР пойти на диалог. В 1963 г. было подписано соглашение, направленное на сдерживание гонки вооружений: США, СССР и Великобритания прекратили все ядерные испытания, кроме подземных. Между Москвой и Вашингтоном была установлена прямая радиотелефонная связь. Кубинский кризис привел к падению авторитета СССР на международной арене. В результате ракетного кризиса Советский Союз избрал путь наращивания количества и качества стратегического ядерного оружия, окончательно отказался от политики ограниченной либерализации. «Кубинское унижение» означало «начало конца» и Н С Хрущева.
 

Изменения во внешней политике СССР в годы правления  Брежнева Л.И.
     В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х гг. Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля. Процесс разрядки был перечеркнут введением советских войск в Афганистан (1979) и другими агрессивными акциями СССР.
     Тупики «доктрины Брежнева».
     В 1964 — 1982 гг. советская внешняя политика пользовалась неоспоримым приоритетом перед политикой внутренней. После кубинского ракетного кризиса, показавшего взаимную уязвимость двух противоположных блоков, хрупкость мира на Земле, вопрос его сохранения становится серьезным политическим мотивом для нового советского руководства. Выход за традиционные цели и рамки советской дипломатии произошел не сразу. После отставки Н. С. Хрущева консервативные силы в руководстве страны попытались объявить внешнеполитические установки ХХ съезда, и прежде всего концепцию мирного сосуществования, ревизионизмом, отходом от марксизма- ленинизма, уступками пацифизму. В результате СССР перешел к более жесткой внешней политике. Отсюда упор на военную мощь, на достижение военного паритета с Западом.
     В эти годы окончательно оформляется политика «ограниченного суверенитета», плотной опеки, патернализма в отношении социалистических стран, которая на Западе получила. название «доктрина Брежнева». Для ее осуществления СССР был вынужден неоднократно при6егать к силе или угрозе применения силы.
     В .1968 г. в одной из стран социалистического лагеря — ЧССР началась «пражская война» — попытка демократического обновления социализма, придания ему «человеческого лица». Движущей силой реформаторских настроений в ЧССР был сам партаппарат. На январском Пленуме ЦК КПЧ были приняты решения об экономических реформах, о демократизации общества. Консервативно настроенный А. Новотный был освобожден с поста первого секретаря ЦК КПЧ и на его место выбран А. Дубчек. Реформаторы рассчитывали в рамках существующей системы значительно повысить самостоятельность предприятий, ввести полный хозрасчет и самоокупаемость. Курс на демократизацию общественно-политической жизни в стране привел к возрождению Социал-демократической партии, которая активизировала свою деятельность в противовес Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ). В стране было образовано она много политических клубов, которые требовали изъять из Конституции ЧССР положения о руководящей роли КПЧ и ликвидации органов госбезопасности. К лету в стране разразился общественно-политический кризис. Средства массовой информации вышли из под контроля КПЧ, сама КПЧ теряла свой авторитет в стране. Предполагаемые выборы в Национальное собрание могли лишить ее монополии на власть. КПЧ часто механически копировала политику и практику,  проводимую КПСС в СССР, не учитывая национальной специфики и собственных интересов. Поэтому критика в адрес КПЧ сопровождалась часто критикой и в адрес СССР, о чем спецслужбы неоднократно докладывали советскому руководству. В их донесениях речь шла о контрреволюционном подпольном заговоре, поддерживаемом Западом, с целью свержения социалистического строя в ЧССР.
     Нежелание А. Дубчека отказаться от проведения реформ заставило советское руководство во главе  с Л. Брежневым принять решение о вводе Войск стран Варшавского Договора в ЧССР: 21 августа 1968 г войска СССР, Польши, Венгрии, Болгарии и ГДР вошли на территорию ЧССР. С обеих сторон имелись жертвы, однако в целом акция обошлась без большого кровопролития. В сентябре вызванный в Москву А. Дубчек вынужден был подписать протокол, в котором события в ЧССР расценивались как попытка антисоциалистического переворота. Под давлением СССР в апреле 1969 г. Дубчек был снят с должности руководителя КПЧ и на его место избран более приемлемый для СССР Г.Гусак. Реформаторы были убраны с руководящих должностей, и процесс реформирования пошел на убыль.
     После подавления «пражской весны» - советскому руководству на время удалось стабилизировать ситуацию в Восточной Европе. В это время развивавшаяся в рамках СЭВ интеграция быстро принимает однобокий характер. Помощь СССР в обеспечении стран социалистического содружества техникой, сырьем, топливом, кредитами порождает у них иждивенческие настроения, усиливает их обособленность от мирового рынка, от конкуренции. «Особый» тип экономических отношений в рамках СЭВ в конечном счете выливался в обмен советских топливно-энергетических  ресурсов на промышленные товары стран «содружества». В результате сильных колебаний мировых цен на сырье большинство соцстран оказались в должниках у СССР, а затем Советский Союз задолжал  по товарообороту соцстранам около 20 млрд. рублей.
     Рассчитывал получить кредиты и доступ к новым технологиям, ряд восточноевропейских стран начал переориентировать экономические связи на 3апад. В результате задолженность соцстран западным кредиторам возросла.
     К концу 60-х годов резко обостряются отношения СССР и Китая. Обстановка на советско-китайской границе накалялась. Ситуация усугублялась выдвинутыми китайской стороной территориальными притязаниями. Количество опасных инцидентов на границе исчислялось тысячами, однако до вооруженных столкновений дело не доходило. После августа 1968 г. китайское руководство, опасаясь повторения «чехословацкого варианта» на своей территории, решило продемонстрировать СССР свою силу. Для этого было выбрано место в районе острова Даманский, где граница четко не была определена.
     2 марта 1969 г. китайцы неожиданно открыли огонь в упор по советским пограничникам, которые патрулировали остров. В результате развязанного боя с советской стороны погиб 31 пограничник и 14 было ранено. Вылазка была повторена 15 марта. Чтобы остановить провокации китайской стороны, советской стороной были использованы ракетные установки «град». Всего в период со 2 по 21 марта 1969 г. потери советской стороны составили 152 человека (58 убитых и 94 раненых).
     Советский Союз был всерьез обеспокоен возможностью крупномасштабной  войны с Китаем: китайцы, заявляя об угрозе нападения с севера, строили убежища, подземные ходы, целые подземные поселения. СССР, в свою очередь, укреплял границу.
     Обострение отношений с Китаем, потенциальная возможность американско-китайского сговора против СССР, «войны на два фронта» заставили руководство СССР пересмотреть многие подходы к внешней политике и пойти на улучшение отношений с Западом.
     «Десятилетие разрядки».
     Важным фактором стало понимание бессмысленности дальнейшей гонки вооружений. Ядерные арсеналы сверхдержав были переполнены, но возможность многократного взаимного уничтожения не обеспечивала победу в войне ни той, ни другой стороне. В ядерной войне просто не могло быть победителей. Советская сторона рассчитывала, что разрядка создаст большие возможности для дальнейшего развития мирового революционного процесса.
     Важной предпосылкой политики разрядки стало улучшение отношений СССР с Францией и Федеративной Республикой Германии. Инициатором улучшения советско-германских отношений стала германская сторона. После того как к власти в 19б9 г. пришли социал-демократы, канцлер Вилли Брандт провозгласил «новую восточную политику», признав де-факто существование ГДР в нерушимость послевоенных границ в Европе. 12автуста 1970 г. во время визита В. Брандта в Москву был подписан так называемый Московский договор,  согласно которому стороны обязались неукоснительно соблюдать территориальную целостность государств в Европе в их нынешних границах. Важным пунктом этого Договора было признание западных границ ПНР по линии Одер — Нейсе и границы между ГДР и ФРГ.
     Поворот от «холодной войны» к разрядке напряженности в мире был закреплен визитом в Москву президента США Р.Никсона в мае 1972 г. В декларации «Основы взаимоотношений между Союзом ССР и Соединенными Штатами Америки» особо подчеркивалось,  что в ядерный век «не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования».
     Среда подписанных в Москве и затем летом 1973 г. в США соглашений                                                    наибольшую  важность представляли Договор об ограничении  систем противоракетной обороны и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений. Договор (названный ОСВ-1 – ограничение  стратегических вооружений) устанавливал количественные ограничения межконтинентальных  ракет наземного базирования (МБР), ракет, запускаемых с подводных лодок (БРПЛ). Договор ОСВ-1 не останавливал гонки вооружений, так как разрешал сторонам совершенствовать ядерное оружие. В ноябре 1974 г. СССР и США договорились о подготовке нового соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2). В 1979 г. он был подписан, но не ратифицирован американским конгрессом.
     Политика разрядки способствовала развитию сотрудничества стран Востока и Запада в различных сферах: от использования ядерной энергии в мирных целях до защиты окружающей среды. Быстро развивались экономические связи. В 1971 1976 г. товарооборот между Востоком и Западом вырос в 5 раз. При этом объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз. Значительно были сокращены введенные в годы «холодной войны» ограничения на торговлю с СССР.
     Соглашение 1971 г. по Западному Берлину, которое подтверждало сложившееся положение и свободный доступ в город, положило начало так называемому европейскому процессу — диалогу между государствами Европы по вопросам мира и безопасности.
     В августе 1975 г. в Хельсинки был подписан 3аключительный акт совещания 33 европейских стран, а также США и Канады. Через ЗО лет после завершения второй мировой войны наконец были зафиксированы важнейшие принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной целостности государств,  
отказа от применения силы и угрозы ее применения. Поворот  
к разрядке означал несомненный успех советской дипломатии. В 70-е годы улучшились отношения СССР практически со всеми западноевропейскими странами, развивались важные контакты с социал-демократическими партиями, с Социнтерном.

     «Крах разрядки».
     К сожалению, разрядка оказалась  недолговечной, через 2 — 3 года после Хельсинки она остановилась в развитии, а в конце 70-х  
годов сменилась обострением напряженности. Серьезный удар по разрядке был нанесен вводом советских войск в
Афганистан.
     В течение 1978 1979 гг. лидеры Афганистана неоднократно обращались к руководству Советскою Союза за военной помощью для «удержания завоеваний апрельской революции». Советский Союз, для  
которого сама эта революция и апреле 1978 г. явилась неожиданностью, официально поддержал ее с первых дней, увидев в этом возможность установить свое влияние в регионе. СССР снабжал Афганистан оружием и боевой техникой, посылал туда военных специалистов. Однако этого для удержания власти было недостаточно.
В марте 1979 т. Председатель  
Революционного совета и премьер-министр ДРА Н.М. Тараки в связи с угрозой взятия города Герат оппозицией с участием заброшенного с иранской стороны десанта попросил немедленной
- военной помощи. Всего правительство ДРА обращалось к руководству Советского Союза 11 раз. Последнее обращение было сделано Х. Амином, который просил прислать в Кабул мотострелковый батальон для охраны его  
резиденции. Политбюро ЦК КПСС 4 декабря 1979 г. приняло решение о направлении в Афганистан спецотряда ГРУ Генерального штаба численностью 500 человек, а 12 декабря 1979 г. на заседании Политбюро было принято решение
о вводе войск в Афганистан.
     27 декабря 1979 г. «ограниченный контингент» советских войск вошел в Кабул и захватил дворец Амина. Лидер партии НДПА Б. Кармаль был доставлен в Кабул из Чехословакии, где находился в эмиграции, и принял руководство страной. Девятилетнее пребывание советских войск в Афганистане отрицательно сказалось на престиже СССР на международной арене и вызвало негативное отношение к руководству страны внутри Советского Союза. С материальной точки зрения СССР терял в Афганистане от одного до нескольких миллионов рублей в день, не считая людских потерь в ходе боевых операций.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.