На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Направления повышения конкурентоспособности ООО "Смолевичский хлебозавод"

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ 

     На  современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики.
     Актуальность  исследования конкурентоспособности предприятия заключается в том, что в условиях рыночных отношений фирм, которые выпускают однородную продукцию огромное множество, следовательно, между ними существует жесткая конкуренция. В сложившейся ситуации для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний рынок и вести маркетинговые исследования, также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять ее основные направления.
     Кроме того, в условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары, как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара.
     При вступлении на новый для себя рынок, принятии решения о расширении производства или его сокращении, осуществлении инвестиций в целях модернизации технологического оборудования или обновления выпускаемой продукции непременно требуется оценка конкурентоспособности производителя или предприятия.
       Рыночные условия функционирования  предприятий требуют новых стратегических подходов к решению проблемы их конкурентоспособности. Эффективность функционирования предприятия в условиях рынка предполагает активный поиск и разработку каждым из них собственной стратегии повышения их конкурентоспособности. Именно конкурентная стратегия устанавливает направление деятельности предприятия в определении типа конкурентного преимущества и формирования ресурсного потенциала его реализации. Конкурентные преимущества, которыми обладают на конкретном рынке хозяйствующие субъекты, являются существенными факторами конкурентной ситуации на рынке. Конкурентные преимущества определяются набором характеристик и свойств товаров, которые создают для предприятий определенные превосходства над их прямыми конкурентами. При этом количественная оценка уровня конкурентоспособности предприятия позволяет ему целенаправленно формировать и распределять свой ресурсный потенциал и тем самым обеспечивать его конкурентоспособность.
     Объектом  исследования в данной работе выступает промышленное предприятие СООО «Смолевичский хлебозавод».
     Предметом исследования является конкурентоспособность  предприятия.
     Цель  данной курсовой работы – исследовать конкурентоспособность промышленного предприятия СООО «Смолевичский хлебозавод» и выработать направления ее повышения.
     Основными задачами являются:
     – изучение понятия конкурентоспособности предприятия;
     – определение основных параметров оценки конкурентоспособности предприятия;
     – оценка деятельности предприятия СООО «Смолевичский хлебозавод».
     –выработать ряд рекомендаций по повышению конкурентоспособности данного предприятия.
     Наиболее  подробно теоретические аспекты  данной курсовой работы изложены в следующих источниках: Головачев А.С. «Экономика предприятия», Дурович А.П. «Основы маркетинга», Ахматова М., Попов Е. «Теоретические модели конкурентоспособности». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
     ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
 
     
      Понятие конкурентоспособности  предприятия
 
     Понятие конкурентоспособность предприятия является рыночным, многофакторным и междисциплинарным. Оно исходит из понятия конкуренции и проявляется в конкурентных преимуществах предприятия.
     Под конкуренцией (от лат. concurrere – сталкиваться) понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными субъектами рынка (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели [5, с. 173]. Присутствие конкурентов на рынке создает элемент состязательности: продавцы борются за право более эффективно удовлетворить потребности покупателя, сделать его своим приверженцем. Конкуренция есть неотъемлемая часть рыночных отношений, способствующая обогащению товарного предложения на рынке, внедрению новых форм товаров и сервиса в рамках борьбы за предпочтения потребителей. Цель конкурентной борьбы — занять более прочную позицию на рынке.
     Конкуренция выполняет следующие важнейшие функции [4, c.210]:
     1) утверждение суверенитета потребителей;
     2) постоянная адаптация производства к изменяющимся условиям рынка;
     3) стимулирование товаропроизводителей и потребителей;
     4) обеспечение экономической свободы товаропроизводителей;
     5) саморегулирование товаропроизводителей;
     6) дифференциация товаропроизводителей;
     7) распределение ресурсов среди товаропроизводителей.
     Реализация функций конкуренции приводит к необходимости создания в экономике конкурентной среды как в интересах товаропроизводителей, так и потребителей, а также связывает функции конкуренции с конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью предприятий и товаров.
       Конкурентное преимущество предприятия – какая-либо эксклюзивная ценность, которой оно обладает и которая дает ему превосходство на рынке перед конкурентами [4, c.210]. Совокупность конкурентных преимуществ (от 1 до n) позволяет дать интегральную оценку всех конкурентных преимуществ (например, предприятия) и в конечном итоге обеспечить связь понятия «конкурентные преимущества предприятия» с понятием «конкурентоспособность предприятия» [4, с. 210].
     Конкурентоспособность предприятия – это его способность производить и реализовывать на рынке востребуемый товар или услугу [4, c.211]. Конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентными преимуществами по отношению к конкурентам на конкретном рынке (внутреннем или внешнем), и эти преимущества проявляются в процессе конкуренции предприятий на рынках (где они позиционируют свой товар или производственные, интеллектуальные, информационные ресурсы).
     Повышение конкурентоспособности предприятия предполагает разработку ряда экономических, коммуникационных и социальных целей. В качестве экономических можно выделить следующие цели [4, c.211]:
     – достижение лидерства на рынке;
     – овладение определенной долей рынка;
     – освоение новых сегментов рынка;
     – повышение эффективности сбыта;
     – увеличение объема продаж;
     – получение прибыли прежде всего не в краткосрочном, а в долгосрочном периоде.
     Коммуникационные цели предполагают повышение имиджа, престижа предприятия и его товаров. Социальные цели включают содействие занятости населения, охрану труда и окружающей среды, производство товаров, рассчитанных на слои населения с низким уровнем дохода [4, c.211]. С учетом этих целей можно сформировать основополагающую систему факторов конкурентоспособности предприятия, которая включает внешние и внутренние факторы.
     Внешними факторами являются [4, c.211]:
     1) конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли, степень приватизации предприятий в стране;
     2) характеристики спроса на товары предприятия (величина и динамика спроса, требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов);
     3) развитость и конкурентные преимущества отраслей, которые обеспечивают предприятие необходимыми материалами и информационными средствами;
     4) случайные события (технологические прорывы, колебания цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, политические решения своего и зарубежных правительств);
     5) экономические и организационно-административные формы и методы государственного регулирования поведения производителей и покупателей.
     К числу главных внутренних факторов конкурентоспособности предприятия относятся [4, c.212]:
     – конкурентная стратегия предприятия;
     – параметры эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке.
     Таким образом, в условиях  рыночной экономики успех любого предприятия во многом зависит от того, конкурентоспособна ли продукция, которую оно выпускает как на внутреннем, так и на внешнем рынке, и какие меры и способы оно принимает для поддержания конкурентоспособности. Базой оценки конкурентоспособности является исследование потребности и требований рынка. 

     1.2. Параметры комплексной оценки конкурентоспособности
     предприятия 

     Наряду  с теоретическими исследованиями сущности конкуренции и конкурентоспособности предприятия возникает необходимость практической ее оценки. Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется предприятию в первую очередь для того, чтобы определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать выводы для выработки предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества.
     Определение конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. Таким образом, выделяют несколько методов оценки конкурентоспособности  предприятия [2, с.29]:
     1) рейтинговая оценка.
     Рейтинговая оценка используется при целевом сравнении предприятий отрасли и (или) региона.
     При составлении рейтинга предприятий используется идеология параметрического анализа, однако нормативные выводы делаются уже на базе количественного сравнения, то есть на основе выбранных показателей (коэффициентов), «взвешенных» по их относительной важности, рассчитывается совокупная балльная оценка предприятий, являющаяся базой для определения итогового места предприятия в рейтинге.
     При составлении рейтинга можно использовать десятифакторную модель, структурированную по двум основным аспектам: эффективности хозяйственной деятельности (пять факторов) и финансовой стабильности (пять факторов). Рейтинг предприятий определяется на основе расчета их итогового балла в результате оценки.
     Итоговый балл отдельного предприятия выводится по формуле (1.1)     [2, c.30]: 

                                         ТМ =                                             (1.1)
     где ТМ — итоговый балл предприятия по результатам рейтинговой
           оценки;
            Мi - балл (количественная оценка) предприятия по i-му показателю
             хозяйственной деятельности, включаемому в модель составления
             рейтинга;
             Вi – вес i-го показателя, присвоенный ему при включении в модель
            проведения рейтинговой оценки;    
           сумма произведений баллов отдельных показателей   
            рейтинговой оценки и их весов.
     2) оценка конкурентоспособности на основе расчета рыночной доли.
     На потребительском рынке региона рыночная доля – это основной экономико-статистический показатель, характеризующий конкурентоспособность субъектов хозяйствования в связи с тем, что многие из них не сопоставимы с отраслевой точки зрения, но сопоставимы с позиции эффективности хозяйствования через рыночную долю [2, c.31].
     Доля рынка определяется как удельный вес розничного товарооборота субъекта – в общем его объеме. Увеличение или уменьшение в интервале от 0 до 100% свидетельствует об уровне конкурентоспособности.
     Оценка конкурентоспособности на основе расчета рыночной доли выражается формулой (1.2) [2, c.31]. 

                                                     MS =                                      (1.2)
     где: MS - доля рынка субъекта;
            RC - розничный объем товарооборота субъекта;
            ТС - общий объем розничного товарооборота на рынке.
     Данная методика оценки конкурентоспособности по рыночной доле позволяет по характеру распределения долей рынка выделить ряд стандартных положений его субъектов: аутсайдеры; со слабой, средней и сильной конкурентной позицией; лидеры.
     3) оценка конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости.
     Данный метод предполагает оценку совокупности маркетинговых, управленческих и организационных решений. Расчет проводится на основе алгоритма оценки конкурентоспособности экономических технологий, использующего показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости. Данный метод позволяет достаточно точно выявить и оценить реальные потребности потенциальных потребителей и свойства продукции и услуг.
     В общем виде формула потребительной стоимости – это соотношение суммы требований к товару или, иначе, отношение суммы свойств товара к сумме потребностей в этих свойствах товара [2, c.32].
     Таким образом, общий показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости можно представить формулой (1.3) [2, c.32]: 

                                  Pj =                     (1.3)
     где Pj - частный показатель конкурентоспособности на основе нормы
           потребительной стоимости по j-му блоку значимых свойств.
     Данный показатель рассчитывается путем деления суммы свойств продукта на сумму потребностей в этом продукте.
     При определении данного показателя необходимо учитывать, что он есть величина безразмерная и характеризует конкурентоспособность по однородному блоку свойств. Этот показатель лежит в пределах от 0 до 1. Если Pj = 0, то это говорит о полной неконкурентоспособности по данной группе однородных свойств. Если Pj = 1, то здесь полная конкурентоспособность по данной группе однородных свойств.
     4) оценка конкурентоспособности на основе теории эффективной конкуренции.
     Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе метода лежит оценка четырех групповых показателей или критериев конкурентоспособности [2, c.33].
     В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом [2, c.33]:
     – экономичность производственных затрат;
     – рациональность эксплуатации основных фондов;
     – совершенство технологии изготовления товара;
     – организация труда на производстве.
     Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами [2, c.33]:
     –  независимость предприятия от внешних источников финансирования;
     –  способность предприятия расплачиваться по своим долгам;
     –  возможность стабильного развития предприятия в будущем.
     В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.
     И в четвертую группу – показатели конкурентоспособности товара [2, c.33]:
     – качество товара;
     – цена товара.
     В связи с тем, что каждый из этих показателей имеет разную степень важности для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия, экспертным путем были разработаны коэффициенты весомости критериев.
     Расчет критериев и коэффициента конкурентоспособности предприятия производится по формуле (1.4) средней взвешенной арифметической [2, c.33]: 

                   С =0,15 е+ 0,29 f+0,23 s +0,33 с                    (1.4) 

     где   С –  коэффициент конкурентоспособности предприятия;
             е – значение критерия эффективности производственной деятельности
               предприятия;
              f – значение критерия финансового положения предприятия;
              s – значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения това-
              ра  на  рынке;
             с  –  значение критерия конкурентоспособности товара.
     5) многоугольник конкурентоспособности.
       Исследование конкурентов должно быть направлено на те же сферы, которые были предметом анализа потенциала собственного предприятия. Это может обеспечить сравнимость результатов. Удобным инструментом сравнения возможностей предприятия и основных конкурентов является построение многоугольников конкурентоспособности, представляющих собой графические соединения оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности, представленных в виде векторов-осей [2, c.34]. Пример построения многоугольника конкурентоспособности двух предприятий представлен на рис. 1.1.  

     
 

     Рисунок 1.1. Пример построения многоугольников конкурентоспособности двух предприятий 

     Накладывая многоугольники конкурентоспособности различных предприятий друг на друга, можно выявить сильные и слабые стороны одного по отношению к другому.
     6) матричный метод (матрица Бостонской консалтинговой группы).
     В основе методики – анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара (услуги). Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали – темпы роста (сокращения количества продаж в линейном масштабе); по вертикали – относительная доля совокупности товаров (услуг на рынке).
     Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, то есть являются «звездами» [2, c.35]. Матрица Бостонской консалтинговой группы представлена на рис. 1.2.
     
 
  Дойные коровы      
 
           Звезды
 
  Хромые утки
 
    Знаки вопроса
 
                           Большая 

          Доля  
         рынка
                                Малая
                                                                        Низкий Высокий 

     Рисунок 1.2. Матрица Бостонской консалтинговой группы 

     Преимущества метода: при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки [2, c.36].
     Недостатки метода: исключает проведение анализа причин происходя- 
щего и осложняет выработку управленческих решений [2, c.36].

     Таким образом, рассмотрев методы оценки конкурентоспособности  предприятия можно сделать следующие  выводы: в разных методах используются различные группы факторов, в основном выявленные с помощью экспертных оценок. Использование только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности предприятия. Поэтому при оценке конкурентоспособности предприятия необходимо использовать комплексный подход. 

     1.3. Пути совершенствования конкурентоспособности предприятия 

     Предприятия придают большое значение анализу  своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в  конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов.
     Предприятие, имеющее более низкие издержки производства, получает большую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта. В результате конкурентоспособность такого предприятия и выпускаемого им продукции, что способствует увеличению её доли за счёт других предприятий, не имеющих таких финансовых и технических возможностей.
     Важное  значение, имеет анализ издержек обращения, производимый путём отнесения величины сбытовых расходов к размерам прибыли. Такое сопоставление делается обычно не только по всей сумме сбытовых расходов, но и по отдельным элементам: сбытовым филиалам, торговым посредникам, по конкретным товарам и рынкам сбыта.
     Анализ  эффективности инвестиционных проектов издержек обращения позволяет обнаружить непроизводительные расходы по всей системе товародвижения от продавца к покупателю.
     Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия, можно свести к следующим:
     - обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции предприятия на рынке;
     - изменение качества изделия и его технико-экономических параметров с целью учёта требований потребителя и его конкретных запросов, повышение внимания к надёжности продукции;
     - выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;
     - выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов на своём предприятии;
     - изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;
     - определение возможных модификаций продукта путём повышения качественных характеристик, например, таких как долговечность, надёжность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления (дизайна);
     - выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, в том числе, применяемых предприятиями-конкурентами (скидок с цены, сроков и объема гарантий);
     - нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой продукции;
     - приспособление продукции к работе в различных условиях: тропических или полярного климата, на различных грунтах (каменистых, песчаных, болотистых);
     - дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определённым видам взаимозаменяемых товаров; значение ценовой конкуренции в этих условиях снижается, поскольку покупатели руководствуются сложившимися предпочтениями в отношении качества продукции, особенностей её эксплуатации, репутации предприятия - производителя и другого;
     - воздействие непосредственно на потребителя путём искусственного ограничения поступления на рынок новых и более прогрессивных товаров, проведение активной рекламной деятельности, предоставления денежного или товарного кредита, в частности, путём рассрочки платежа.
     Таким образом, оценка конкурентоспособности  предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.
     Такая оценка должна содержать следующие  показатели: потребность в капиталовложениях  фактических и на перспективу, как  в целом, так и по отдельным  видам продукции и конкретным рынкам; ассортимент конкурентоспособной продукции, её объёмы и стоимость (“продуктовая дифференциация”; набор рынков или их сегментов для каждого продукта (“рыночная дифференциация”); потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта; перечень мер и приёмов, которыми предприятие может обеспечить себе преимущество на рынке; создание благоприятного представления о предприятии у покупателей, выпуск высококачественной и надёжной продукции, постоянное обновление продукции на основе собственных разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой, добросовестное и чёткое выполнение обязательств по сделкам в отношении сроков поставок товаров и услуг.
     Результаты  исследования берутся за основу при  разработке стратегии предприятия, её технической, ассортиментной и сбытовой политики.
     В современных условиях конкурентоспособность  предприятия на рынке является главным  критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления.
     В настоящее время отсутствует  общепринятая методика оценки конкурентоспособности предприятия. Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики, по нашей оценке, находится в настоящее время почти на нулевом уровне.
     По  методике оценки конкурентоспособности предприятия наше предложение заключается в следующем:
     - уровень конкурентоспособности считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
     - отдельно проводить анализ эффективности инвестиционных проектов эффективности деятельности организации исходя из конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
     - отдельно считать показатель устойчивости функционирования предприятия;
     - прогнозировать перечисленные при комплексных показателя минимум на 5 лет.
     Конкурентоспособность предприятия (К пред ) можно определять в статике и динамике. В статике она определяется с учётом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются:  

                                           К пред = S ai bi * Кi j > 1 ,                             (1.5)
     где: ai – удельный вес i-го товара организации в объёме продаж за анализируемый период, доли единицы, i =1,2… n, n;
             S ai = 1;
             i=1;
              bi – показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации. Для промышленно развитых стран значимость рынка Фатхутдиновым рекомендуется принимать равной 1,0, для остальных стран –0,7, для внутреннего рынка – 0,5;
             Кi j - конкурентоспособность i – го товара на j –м рынке.
     Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности.
     Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств  этой продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению (эксплуатации) и утилизации продукции.
     Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследования:
     - если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
     - если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения о товаре, который выйдет на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.
     Независимо  от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:
     - рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;
     - анализируются направления развития аналогичных разработок;
     - рассматриваются сферы возможного использования продукции;
     - анализируется круг постоянных покупателей.
     Вышеизложенное  подразумевает “комплексное исследование рынка”. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование  его развития, связанное с длительностью  осуществления разработки и производства товаров.
     На  основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться  анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке.
     При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СООО «СМОЛЕВИЧСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД» 

     2.1. Характеристика деятельности СООО «Смолевичский хлебозавод» 

     СООО «Смолевичский хлебозавод» зарегистрировано решением Минского облисполкома от 14 июня 2003 года в реестре общереспубликанской регистрации за № 534.
     Юридический адрес предприятия: Минская область, г. Смолевичи, ул. Вокзальная, д.2.
     Уставный  фонд организации в соответствии с учредительными документами составляет 62 500 долларов США, в т.ч. белорусских инвесторов – 42 500 долларов США; иностранных инвесторов – 20 000 долларов США.  Белорусские Участники : физические лица в количестве 5 человек. Иностранный Участник : компания с ограниченной ответственностью «Кип Агро Трейд», зарегистрированная Государственным сектором Штата Монтана (США) 21.01.2003г. за № 444268, являющаяся юридическим лицом по законодательству США.
     Основным  видом деятельности предприятия  является производство хлеба и хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий недлительного хранения; оптовая торговля хлеба, хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий недлительного хранения.
     Основными покупателями хлеба и хлебобулочных изделий являются коммерческие торговые предприятия и торговые сети государственных предприятий. Отгрузка продукции производится частично собственным транспортом и самовывозом покупателями.
     Предприятием  приобретен в 2003 году в собственность  как имущественный комплекс «Смолевичский хлебозавод», включающий в себя производственный корпус, здание управления, склад, мастерские, весовая, проходная и другие постройки, расположенные на территории 0,7 га. Решением Смолевичского райисполкома данный участок передан СООО «Смолевичский хлебозавод» в землепользование, что свидетельствует в Государственном Акте на земельный участок № 116.
     На  основании решения Смолевичского  райисполкома № 1342 от 26.09.2003г. производилась  реконструкция производственного  корпуса хлебозавода. В результате реконструкции была произведена:
          - модернизация и замена существующего  оборудования на более производительное, энергосберегающее и высокотехнологичное,  позволяющее выпускать хлеб и  хлебобулочные изделия в широком  ассортименте высокого качества с меньшими затратами;
     - реконструкция производственного  корпуса, согласно нового технологического и строительного проекта с перепланировкой помещений, заменой кровли, утеплением фасадов, заменой инженерных коммуникаций;
     - газоснабжение предприятия с подводкой газопровода, проектирование и строительство котельной, замена хлебобулочных печей ФТА-2 работающими ранее на печном топливе на печи производства Германии, использующих в качестве топлива природный газ.
     Согласно  реконструкции, на хлебозаводе произошла полная замена старого оборудования с установкой высокотехнологичного, производительного, энергосберегающего восстановленного оборудования производства Германия ( печь «WR ROTOTHERM» и «WINKLER» ). Отличительно особенностью оборудования является применение в качестве топлива природного газа и высокая производительность за счет применения технологической линии по формовке хлеба фирмы «Kempler».
     Количество  работающих согласно штатного расписания – 101 человек.
     Управленческий  персонал – 18 человек.
     Режим работы – круглосуточно, в четыре смены.
     Продукция, выпускаемая предприятиями хлебопекарной  отрасли, занимает значительное место  в рационе питания жителей  Республики Беларусь. Она является одним из основных источников углеводов, белков, витаминов и пищевых волокон в питании человека, она же служит для человеческого организма одним из основных источников энергии. К такой продукции относится хлеб и хлебобулочные изделия.
     На  сегодняшний день предприятие является единственным в районе производителем хлеба и хлебобулочных изделий.
     Основными покупателями хлеба и хлебобулочных  изделий являются торговые предприятия  Смолевичского Райпо, коммерческие предприятия, система общепита района, а также в перспективе часть  продукции планируется реализовывать  в торговые сети г.Минска, г.Жодино, г.Борисова.
     На  сегодняшний день предприятие предлагает следующий ассортимент хлебобулочных  изделий:
     - пшенично ржаные хлеба ( хлеб  «Березинский новый», хлеб «Березинский  новый» заварной, хлеб «Славянский»  заварной, хлеб «Смолевичский» заварной, хлеб «Домашний с отрубями»);
     - батоны и булки (батон «Нежный», батон «Пшеничный», багет с  изюмом, багет «Любительский», булка  «Пшеничная» формовая;
     - диетические изделия ( булка «Пшеничная  с отрубями» );
     - тостовые хлеба (Тостовый, Тостовый  с ванилином, Тостовый с изюмом);
     - пышки ( ванильные, с маком,  «Веснушки»).
     Технические свойства и вкусовые качества всей этой продукции соответствуют требованиям  техническим нормативно-правовым актам (ТНПА).
     В дальнейшем предприятие планирует  производить высококачественные, обогащенные пищевыми волокнами и вкусовыми качествами, с добавлением различных ароматизаторов и фруктовых порошков хлебобулочные изделии, сдобные и мучные изделия. Это позволит значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции, обогащать ее различными биологически активными веществами, придавать новые вкусовые оттенки.
     Расширение  ассортимента будет производиться  с учетом белорусских народных традиций производства хлеба, так и с применением  нетрадиционных видов сырья.
    Деятельность  СООО «Смолевичский хлебозавод»  за три предшествующих  года характеризуется технико-экономическими показателями  (табл. 2.1). 

Таблица 2.1. Технико-экономические показатели деятельности СООО «Смолевичский хлебозавод»
   Показатель 2008 2009 2010 Темп  роста 2009 к 2008,    % Темп  роста 2010 к 2009,%
Товарная  продукция: - в действующих ценах
- в сопоставимых ценах 
 
4897 4897
 
6503 5806,3
 
9764 8415,8
75,3 84,3
66,6 69
   Реализованная продукция 4994 6529 9796 76,5 67,2
   Себестоимость реализованной продукции 3971 5500 8183 72,2 66,6
   Прибыль от реализации 364 191 259 190,6 73,8
   Рентабельность  реализованной продукции 9,17 3,47 2,64 - -
   Прибыль отчетного периода 309 103 46 300 223,9
   Численность работников 71 98 133 72,5 73,7
   Производительность  труда:    - в действующих ценах
   - в сопоставимых ценах
 
 
68,97 68,97
 
 
66,36 56,37
 
 
73,4 63,28
96,2 81,7
110,6 112,3
   Стоимость основных средств 912 990 1207 92,1 82,02
   Рентабельность  основных средств 39,9 19,2 21,5 - -
Источник: собственная разработка 

     Согласно  данным таблицы  2.1, где представлены основные показатели работы предприятия в динамике за три года, можно сделать вывод о нестабильности производства.  Выручка предприятия снизилась на 9,3%.  Однако прибыль отчетного периода  предприятия сократилась на 76,1%. На снижение прибыли повлиял существенный рост. На повышение затрат в свою очередь повлиял рост цен на основные материалы, приобретенные согласно курса евро, который в 2010 году был значительно выше чем в 2009 г. (рис. 2.1). 


Рисунок 2.1 Соотношение между выручкой от реализации услуг, прибылью от реализации и себестоимостью реализованных  услуг за  2008-2010 гг. 

          Себестоимость реализованной продукции увеличивается   большими темпами. Данный факт может быть обусловлен приобретением нового оборудования, которое стало амортизироваться, а также удорожанием материалов. Нужно обратить внимание на то, что темпы роста прибыли от реализации значительно снизились. В связи с этим есть необходимость пересмотреть структуру управленческих расходов и расходов на реализацию, не включенных в себестоимость продукции, с тем, чтобы их увеличение не оказывало значительного отрицательного воздействия на прибыль предприятия. Здесь также нужно учесть эффективность расходов на реализацию и их влияние на повышение объемов продаж предприятия, определить те направления расходования средств, которые дадут наибольшую отдачу.
     Из  рис. 2.2 видно, что в 2010 г. численность работников была увеличена на 1,2%. Однако производительность труда значительно увеличилась (на 14,3%).
     

     Рисунок 2.2. Соотношение между выручкой от реализации, численностью работников и производительностью труда
     Рентабельность реализованной продукции в 2010 г. по сравнению с 2009г. значительно снизилась, это связано со снижением  прибыли от реализации в этот период.
     На  рис. 2.3 видно, что стоимость основных средств в 2010г. снизилась на 9,1% по отношению к 2009 г. Что же касается рентабельности основных средств, то она в 2010 г. выросла.
     

     Рисунок 2.3. Соотношение между стоимостью основных средств и рентабельность основных средств 

     В результате проведенного анализа можно  сделать вывод, что предприятие работало достаточно эффективно, однако в 2010 г. произошел спад основных технико-экономических показателей, это могло быть связано с падением объёма продаж, а также ростом цен на основное сырье. 

     2.2. Оценка деятельности  СООО «Смолевичский хлебозавод» на рынке 

     Основным  видом деятельности предприятия  является производство хлеба и хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий недлительного хранения; оптовая торговля хлеба, хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий недлительного хранения.
     Основными покупателями хлеба и хлебобулочных изделий являются коммерческие торговые предприятия и торговые сети государственных предприятий. Отгрузка продукции производится частично собственным транспортом и самовывозом покупателями.
     Продукция, выпускаемая предприятиями хлебопекарной  отрасли, занимает значительное место в рационе питания жителей Республики Беларусь. Она является одним из основных источников углеводов, белков, витаминов и пищевых волокон в питании человека, она же служит для человеческого организма одним из основных источников энергии. К такой продукции относится хлеб и хлебобулочные изделия.
     На  сегодняшний день предприятие является единственным в районе производителем хлеба и хлебобулочных изделий.
     Основными покупателями хлеба и хлебобулочных  изделий являются торговые предприятия  Смолевичского Райпо, коммерческие предприятия, система общепита района, а также в перспективе часть продукции планируется реализовывать в торговые сети г.Минска, г.Жодино, г.Борисова.
     Для того, чтобы оценить эффективность  деятельности СООО «Смолевичский хлебозавод» на рынке необходимо оценить показатели использования основных средств.  Важнейшими обобщающими показателями эффективности использования основных средств является фондоотдача и фондоёмкость. Данные для обобщающего анализа эффективности использования основных средств предприятия приведем в таблице 2.2. 

Таблица 2.2. Показатели эффективности использования основных средств
Показатель Значение  по годам Изменение
2008 2009 2010 2009 к 2008 2010 к 2009
1. Товарная продукция в действующих  ценах, тыс. руб. 4897 6503 9764 1603 3261
2. Среднегодовая стоимость основных  средств, тыс. руб. 912 990 1207 78 217
3. Среднесписочная численность работников, чел 71 98 133 27 35
4. Прибыль (убыток), тыс. руб. 309 103 46 -206 -57
5. Фондоотдача, тыс.руб. 5,36 6,57 8,12 1,21 1,55
6. Фондоемкость, тыс.руб. 0,19 0,15 0,12 -0,04 -0,03
7. Фондовооруженность, тыс. руб. / чел. 12,8 10,1 9,08 -2,7 -1,02
8. Фондорентабельность, % 0,33 0,1 0,04 -0,23 -0,06
    Источник: собственная разработка 

     Результатом эффективного использования основных фондов является прежде всего значительное увеличение объема производства в 2010 году.
     В 2010 году по сравнению с 2008 годом произошло увеличение среднегодовой стоимости  основных средств на 217 млн руб.
     Исходя  из табл.2.2 видно, что происходит весьма незначительное снижение фондовооруженности, а это является отрицательным явлением для предприятия, так как от нее зависит техническая вооруженность, а следовательно,  и производительность труда.
       Что касается фондоемкости, то  она с каждым годом уменьшается, это происходит за счет снижения темпов роста стоимости основных фондов и снижения темпов роста выпуска продукции.
     Следует отметить, что об эффективном использовании  основных производственных фондов на СООО «Смолевичский хлебозавод» свидетельствует увеличение фондоотдачи. В целом уровень использования основных производственных фондов высокий.
     Необходимо  обратить внимание на структуру основных фондов для того чтобы обеспечить высокое качество выпускаемой продукции  и максимальный уровень использования активной части при отсутствии простоев оборудования.
     Сегодня хлеб и хлебобулочные изделия заказывают учебные заведения, организации и частные лица.
     В настоящее время на белорусском  рынке хлебобулочных изделий работает большое число предприятий.
     В целом рынок хлебобулочных изделий характеризуется ростом, который будет отмечен в течение ближайших 5 лет. По оценкам аналитиков, реальный прирост рынка в 2009 году составил 60 %. Рост рынка в этом году эксперты прогнозируют в объемах не менее 30 %. Причем в разных его сегментах этот прирост может иметь разное процентное соотношение.
     При этом сам рынок точно оценить  сложно в силу того, что, например, существуют прозрачные границы с Россией, и  сколько и какого сырья и готовых изделий завозится оттуда в нашу страну, неизвестно. Если опираться на цифры, характеризующие объем рынка, то их можно реально увеличить на 30 % и при этом не ошибиться. Государство из-за теневого сегмента теряет миллиарды рублей.
     Заметим, что российский рынок развивается  с темпами в 30 % ежегодно. И если белорусский ранее отставал в своем развитии, но теперь он по темпам роста сравнялся.
       В табл. 2.3 представлены фирмы по производству хлеба и хлебобулочных изделий, пользующиеся наибольшей популярностью среди жителей Беларуси. 

    Таблица 2.3. Структура рынка хлеба и хлебобулочных изделий Беларуси в 2010 году
Название  фирмы / предприятия Вид деятельности
1 2
1. Производственно-торговый филиал ОАО "Гроднохлебопродукт" Хлеб, хлебобулочные  и кондитерские изделия, торты, пирожные, Услуги обработки, фасовки и упаковки продуктов питания, Услуги переупаковки, повторной упаковки пищевых продуктов, Продукты земледелия и плантаций (торговые поставки), Рис - торговые поставки, Мука, крупы и хлопья злаковых культур - торговые поставки, Мука, крупы и хлопья незлаковых культур - торговые поставки,
2. ОАО "Слуцкий комбинат хлебопродуктов" Производит  и реализует широкий спектр социально  значимой продукции: муки, крупы. В том  числе муку пшеничную высшего, 1, 2 сортов, муку ржаную обдирную, сеянную, крупу перловую, манную.  Также  комбикорма для всех видов  сельскохозяйственных животных.
1 2
3. Филиал комбината кооперативной промышленности "Хлебопекарня" Хлеб, хлебобулочные  и кондитерские изделия, торты, пирожные. Производит и реализует широкий спектр социально значимой продукции: муки, крупы. В том числе муку пшеничную высшего, 1, 2 сортов, муку ржаную обдирную, сеянную, крупу перловую, манную.
4. РУПП "Гроднохлебпром" Производство:  изделия кондитерские мучные,  казинаки,кексы,  пирожные,  сладости сахарные,  сушки, торты, хлеб  и хлебобулочные изделия,  баранки.
5. ОАО "Полоцкий комбинат хлебопродуктов" Производство: добавки минеральные, изделия хлебобулочные, комбикорма, крупа манная, мука,  премиксы, услуги по шелушению овса, добавки белково-витаминные
6. КУП «Минскхлебпром» Производство  хлеба, бараночных изделий, тортов, замороженного  хлеба, замороженных тортов, хлебобулочные  изделия, сладости мучные и другая продукция
7. ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» Производство: мука (ржаная обдирная, обойная, сеяная,овсяная); рассыпные и гранулированные комбикорма (для крупного рогатого скота, откорма свиней, молодняка, птицы (бройлеров, молодняка, кур-несушек); экструдированное зерно; крупы (перловая, ячневая), хлопья и каши в ассортименте; яйцо куриное. Виды  услуг: переработка зерна на давальческих условиях; расфасовка продукции; хранение зерна, продукции.
     Источник: собственная разработка 

      Из табл. 2.3 видно, что в Республике Беларусь достаточное количество предприятий, способных обеспечить хлебом и хлебобулочными изделиями нашу страну, ведь это список только лишь самых популярных фирм.
     СООО  «Смолевичский хлебозавод» осуществляет продажу своих товаров и услуг частным и юридическим лицам. Юридическое оформление сделки осуществляется посредством договоров. 

2.3. Анализ  конкурентоспособности СООО «Смолевичский хлебозавод» 

     Рынок хлеба и хлебобулочных изделий Республики Беларусь до последнего времени переживал бурный рост. Это вылилось в создании большого количества частных организаций. Основные конкуренты СООО «Смолевичский хлебозавод» на рынке представлены в табл. 2.4. 

Таблица 2.4 Предприятия по производству хлеба и хлебобулочных изделий Республики Беларусь
Наименование  организации Произведено хлеба и хлебобулочных изделий  за 2010 г. Произведено хлебобулочных изделий млн. руб. Темп  к роста, %
2008 год 2010 год
Всего по Гомельской  области   28302 83920 44944 166,6
1. КУП «Минскхлебпром» 2260 6132 5395 101,4
2. ОАО "Слуцкий комбинат хлебопродуктов" 5220 14169 9071 139,3
3. Филиал комбината кооперативной  промышленности "Хлебопекарня" 3542 8681 6680 115,9
4. РУПП "Гроднохлебпром" 1201 3983 2815 126,2
5. ОАО "Полоцкий комбинат хлебопродуктов" 2137 5499 2884 170,1
6. Производственно-торговый филиал ОАО "Гроднохлебопродукт" 1043 2615 1931
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.