На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разработка генерального бюджета предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Содержание 

 

Введение

    В современных условиях эффективное  управление производственной деятельностью  организации любой формы собственности зависит от своевременно предоставленной объективной информации о результатах ее деятельности. Для принятия правильного управленческого решения руководитель и управляющие менеджеры должны обладать необходимой исчерпывающей информационно-аналитической базой, позволяющей предпринимать необходимые меры для выполнения основных задач хозяйствующего субъекта – снижения издержек обращения и увеличения прибыли.
     Основной  задачей управленческого учета  является планирование и контроль деятельности предприятия. Функции планирования и контроля сконцентрированы на бюджете или как иначе называют финансовой смете.
     Исследование, проведенное Институтом менеджмента  и администрирования, показывает, как  постоянно увеличивается значение бюджетирования и планирования для корпораций. Инспекторы больших и маленьких компаний были опрошены на предмет их основных функциональных обязанностей, и около 59% из них указали бюджетирование как свою ключевую функцию. Бюджетирование – один из основных инструментов управления компанией, имеющей амбиции преуспеть на рынке. Этим и объясняется актуальность курсовой работы.
     Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов бюджетирования текущей деятельности предприятий.
     В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены задачи по изучению:
    классификации бюджетов;
    сущности генерального бюджета;
    порядка разработки операционного и финансового бюджетов.
    В практической части курсовой работы согласно варианту решается поставленная задача.
    Понятие бюджета и его виды
    Различные виды деятельности организации на следующий  год должны координироваться путем подготовки конкретных программ действий. Эти программы называются бюджетом (сметой). Это финансовый документ, в котором отражаются такие показатели деятельности, как :
      планируемая величина дохода, которая должна быть достигнута в результате деятельности;
      расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода;
      капитал, который необходимо привлечь для достижения цели деятельности, и т.п.
     Изучая  многочисленные зарубежные и отечественные  литературные источники, касающихся вопросов бюджетирования, можно убедиться  в том, что это понятие трактуется различными авторами по-разному.
    Согласно  определению Института дипломированных  бухгалтеров по управленческому учету США, бюджет – это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.
     По  мнению В.Е. Хруцкого, бюджет предприятия  или фирмы – это финансовый план, т.е. выраженное в цифрах, запланированное  на будущее финансовое состояние  предприятия или фирмы, финансовое, количественно определенное выражение результатов маркетинговых исследований и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей.
 

      Т.П. Карпова определяет бюджет как  «количественное выражение плана, средство контроля за его выполнением и метод регулирования». Действительно, в бюджете в стоимостном и иногда натуральном выражении находят отражение планируемые к осуществлению мероприятия. Однако вряд ли всякий количественно выраженный план можно назвать бюджетом.
     А.М. Карминский относит бюджет к области  текущего планирования, определяя его  как «выраженный в экономических  показателях результат оперативного планирования, требующий действий и управления».
     А.Д. Шеремет употребляет вместо понятия  «бюджет» термин «смета», и определяет его как «форму планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период». Действительно, бюджет является в своем роде рабочим инструментом реализации намеченных мероприятий. Таким образом, в данной формулировке автор относит бюджет (смету) к текущему планированию деятельности организаций. На мой взгляд, определение является слишком расплывчатым, поскольку далеко не каждый текущий план является бюджетом. Помимо этого, бюджет может и не являться подробной программой действия, а только задает определенные цели и задачи.
     В формулировке Д.К. Шима и Ф.Г. Сигеля «бюджет является формальным изложением планов руководства в отношении продаж, расходов, объемов и других финансовых действий на предстоящий период».
     Аналогичное определение А. Хоскинг: «…это финансовая и/или количественная ведомость, свод доходов и расходов, подготовленный и принятый на определенный период, содержащий сведения о политике, проводимой в течение этого года, для достижения конкретной цели. Смета может включать доходы, расходы и вложения капитала». 

 

     Бюджет не имеет стандартной формы. Структура бюджета зависит от следующих факторов: размера организации, вида деятельности, предмета бюджета, степени детализации бюджета и его связи с финансовой структурой организации, уровня квалификации и опыта разработчиков бюджета.
    Информация, отраженная в бюджете, может быть представлена как в стоимостном  выражении, так и в натуральном (количество единиц продукции, услуг, время, необходимое для выполнения определенного вида деятельности, и т.п.).
    Основные  функции бюджета:
    планирование видов деятельности, обеспечивающих достижение цели создания организации;
    координация различных видов деятельности и отдельных подразделений для достижения наилучших финансовых результатов деятельности организации в целом;
    стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности;
    контроль и оценка текущей деятельности;
    средства на обучение менеджеров.
    Бюджетирование — динамический процесс составления и реализации финансового документа, основными этапами которого являются:
      анализ исполнения бюджета прошедшего периода (сопоставление фактических данных с плановыми, выявление отклонений, поиск резервов);
      составление бюджета на отчетный период;
      контроль (мониторинг) за исполнением бюджета отчетного периода;
      анализ исполнения бюджета отчетного периода (сопоставление фактических данных с плановыми, выявление отклонений, поиск резервов);
      составление бюджета на следующий период.
    В экономической литературе, проводится достаточно четкое различие между понятиями «план» и «бюджет». Первый термин включает в себя весь спектр действий, направленных на достижение некоторых целей, причем эти действия могут описываться не только с помощью количественных оценок, но и путем перечисления ряда процедур. Бюджет – более «узкое» понятие, подразумевающее количественное представление плана действий, как правило, в стоимостном выражении. Таким образом, можно выделить основные различия между планом и бюджетом, отраженные в таблице 1.
    В зависимости от поставленных задач  бюджет может быть частным или общим (генеральным); статическим или гибким. 

    Таблица 1. Ключевые различия понятий «план» и  «бюджет»
Признак План Бюджет
Показатели  Любые В основном, стоимостные.
Горизонт планирования В зависимости  от предназначения плана В основном, до года.
Предназначение Формулирование  целей, которые нужно достигнуть, и способов достижения а) детализация  способов ресурсного обеспечения выбранного варианта достижения целей; б) средство текущего контроля исполнения плана
 
    Частный бюджет — это план деятельности конкретного направления деятельности (подразделения) организации. Учитывая многогранность деятельности организации и взаимосвязь между определенными видами деятельности, частные бюджеты тесно связаны между собой.
    Общий (генеральный) бюджет — это скоординированный план деятельности организации, разработанный в целом исходя из учета основного бюджетного фактора. Он объединяет частные бюджеты подразделений организации. Общий (генеральный) бюджет состоит из трех частей: операционного (оперативного), инвестиционного и финансового бюджетов.
 

     Операционный бюджет — текущий, периодический, характеризует планируемые операции на предстоящий период. Цель такого бюджета — разработка плана прибылей и убытков. Операционный бюджет формируется из таких вспомогательных смет, как бюджет продаж, бюджет производства, бюджет материальных затрат, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет общих и административных расходов, бюджетный отчет о прибылях и убытках.
    Инвестиционный  бюджет является планом капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений организации на бюджетный период.
    Финансовый  бюджет отражает предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Цель финансового бюджета — планирование баланса поступления средств от видов деятельности и расходов, связанных с осуществлением деятельности, таким образом, чтобы сохранялся нормальный уровень финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода. Его составными элементами являются сметы капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.
    Статический бюджет — это бюджет, планируемый на конкретный уровень реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав общего (генерального) бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты организации прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации. В статическом бюджете затраты организации (подразделения) планируются. Статический бюджет включает доходы и затраты исходя из запланированного объема реализации.
 

     Гибкий бюджет — это связывающее звено между плановым бюджетом и достигнутыми фактическими результатами. Он составляется после анализа влияния изменения объема реализации на каждый вид затрат. В нем учитывается изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, поэтому гибкий бюджет представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.
    В основе составления гибкого бюджета  лежит разделение затрат на переменные и постоянные. В этом бюджете переменные затраты организации (подразделения) рассчитываются исходя из норм в расчете на единицу продукции и уровня реализации. Постоянные затраты не зависят от деловой активности организации, поэтому их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджета.
    Гибкий  бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации.
    Отклонение  фактической прибыли от бюджетной прибыли в зависимости от объема продаж рассчитывается по формуле:
    
, где:

     - количество реализованной продукции по гибкому и статическому бюджету; - запланированная величина удельного маржинального дохода.
    Если  организация не имеет возможности  спрогнозировать свою деятельность на несколько периодов вперед, то целесообразно разрабатывать «скользящий» бюджет. Это такой бюджет, который постоянно обновляется путем составления прогноза на предстоящий период в момент завершения предыдущего.
     Прежде  всего, надо видеть различия в целях  построения каждого из бюджетов. Смешение принципов выбора бюджетных статей для различных видов бюджетов - типовая ошибка при построении бюджетных систем.
 

      Есть еще несколько вариантов  классификации бюджетов:
     Бюджет  доходов и расходов (БДР) - определяет экономическую эффективность деятельности предприятия. Данный бюджет формирует основной финансовый результат деятельности предприятия, т.е. его прибыльность.
     Бюджет  движения денежных средств (БДДС) носит более очевидный характер, он непосредственно планирует и фиксирует реальные потоки денежных средств и сравнительно прост для составления. БДДС определяет платежеспособность предприятия как разницу поступлений и “выбытий” денежных средств за период.
     Бюджет  по балансовому листу (ББЛ) - определяет экономический потенциал и финансовое состояние предприятия. ББЛ является результирующим бюджетом, при корректной модели финансового учета он формируется на основе БДР и БДДС.
     Долгосрочные  и краткосрочные  бюджеты (Short- & Long-term budgets)
     В западной практике долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 2 года и более, а краткосрочным - на период не более 1 года. В России рационально считать краткосрочными бюджетами квартальные и менее, а долгосрочными - от полугода до года.
     Постатейный бюджет (line-item budgets) предусматривает жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью. Например, если у вас запланировано потратить не более $5000 на рекламу, то больше Вам, и не дадут, даже если Вы умудрились сэкономить на командировках $15000.
     Бюджеты с временным периодом (Lapsing Budgets) означает систему бюджетирования, в которой неизрасходованный на конец периода остаток средств не переносится на следующий период. Эта разновидность бюджета используется в большинстве организаций, т.к. позволяет более четко контролировать деятельность менеджеров и расход ресурсов компании, пресекая “накопительские” тенденции.
     К недостаткам такого метода следует  отнести неравномерность расходования бюджетных средств, когда в конце  периода менеджеры начинают в  срочном порядке тратить остаток  средств на зачастую ненужные расходы  или просто неоптимальным образом, опасаясь, что в случае “недорасхода” бюджет на следующий период будет урезан на соответствующую сумму. Кроме того, в конце периода довольно много сил тратится на инвентаризацию и отчетность.
     Бюджет  с нулевым уровнем - это бюджет, который каждый раз составляется заново, “с нуля”. В противоположность ему, у преемственного бюджета есть нечто вроде шаблона, в который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом. Однако он имеет и довольно серьезные недостатки, основным из которых является опасность образования "застойных участков", тянущихся из прошлого без изменений, которые при составлении бюджета "с нуля" могли бы быть пересмотрены и оптимизированы.
 

    Характеристика генерального бюджета
    Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называется генеральным. Его цель — объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами. В результате составления генерального бюджета создаются:
    прогнозируемый баланс;
    план прибылей и убытков;
    прогноз движения денежных средств.
    Генеральный бюджет любой организации состоит  из двух частей:
      операционного бюджета — включающего план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, 
      отражающие статьи доходов и расходов организации;

      финансового бюджета — включающего бюджеты капитальных вложений, движение денежных средств и прогнозируемый баланс.
    Информация, содержащаяся в бюджете, должна быть предельно точной - определенной и  значащей для ее пользователя. Этот документ может:
    содержать лишь данные:
        а) о доходах,
        б) о расходах,
        в) о доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированы;
    разрабатываться в любых единицах измерения — как стоимостных, так и натуральных;
    составляться как для организации в целом, так и для ее подразделений - центров ответственности, что позволяет скоординировать их 
    действия.

    Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров  ответственности, процесс разработки, как правило, идет снизу вверх.
    Бюджет  может разрабатываться на годовой  основе (с разбивкой по месяцам) и  на основе непрерывного планирования (когда в течение I квартала пересматривается смета II квартала и составляется смета  на I квартал следующего года, т.е. бюджет все время проецируется на год вперед).
    Несмотря  на единую структуру, состав элементов  генерального бюджета (особенно его  операционной части) во многом зависит  от вида деятельности организации. В  связи с этим можно выделить такие основные его типы, как:
    генеральный бюджет торговой организации;
    генеральный бюджет производственного предприятия.
    Генеральный бюджет торговой организации состоит  из операционного и финансового  бюджетов (рис. 1). Как видно из представленной на рисунке схемы, оба бюджета содержат ряд частных бюджетов, которые связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены.
    Операционный  бюджет. Разработка данного документа начинается с определения плана продаж, т. е. с формирования бюджета реализации, Это наиболее ответственный момент планирования, предполагающий исследование рынка, определение динамики спроса с учетом сезонных колебаний и иных факторов, изучение стратегии конкурентов и т.п.
    После того как руководству организации  становится ясен возможный объем реализации товара, с учетом имеющихся запасов на начало планируемого периода и бюджета запасов товаров на конец периода разрабатывается бюджет закупок товаров. От предполагаемых объемов закупок зависят бюджеты себестоимости товаров, затрат на маркетинг, коммерческих затрат. Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана прибылей и убытков.
    Себестоимость проданных товаров определяется как сумма запасов товаров  на начало периода и закупок товаров  за период, уменьшенная на стоимость  товарного запаса на конец периода.

Рис. 1. Генеральный бюджет торговой организации 

    В таблице 2 показан порядок определения значений показателей, необходимых для составления плана прибылей и убытков торговой организации.
    Финансовый  бюджет. Его цель заключается в разработке прогнозируемого баланса, который является результатом как финансовых, так и нефинансовых операций организации. Он составляется с использованием данных плана прибылей и убытков, бюджета капитальных вложений и прогноза движения денежных средств. 

    Таблица 2. Порядок определения показателей плана прибылей и убытков
Статья  отчета Как найти
Выручка от продажи товаров Себестоимость проданных товаров 

Запасы товаров  на начало периода Закупки товаров
Запасы товаров  на конец периода Операционные расходы
Выплата процентов по кредитам
Составить бюджет продаж Составить бюджет себестоимости проданных товаров на основе вспомогательных бюджетов
Даны в отчетности
Составить бюджет закупок
Определяются  руководством
Составить бюджет операционных расходов
Составить прогноз движения денежных средств
 
    Генеральный бюджет производственного  предприятия также состоит из операционного и финансового бюджетов (рис. 2). Как и в случае торговой организации, все частные бюджеты здесь также взаимосвязаны.
    Финансовый  бюджет по своей структуре аналогичен бюджету торговой организации, тогда как операционный имеет свои особенности. Первый шаг в его планировании — составление бюджета продаж. Он определяется возможностями сбыта на рынке. Здесь учитывают влияние следующих факторов:
    деятельность конкурентов;
    стабильность поставщиков и покупателей;
    результативность рекламы;
    сезонные и другие колебания спроса;
    политика ценообразования.
    При планировании объема продаж используются различные методы: статистические прогнозы с применением математических методов, экспертные оценки специалистов отдела сбыта и др.

Рис. 2. Генеральный бюджет производственного  предприятия 

    Исходя  из бюджета продаж разрабатывают  производственный бюджет, на основе которого составляют бюджет закупки материалов, бюджет по труду и бюджет общепроизводственных расходов. Далее готовят бюджет затрат по маркетингу и бюджет коммерческих расходов. Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана прибылей и убытков.
    Себестоимость проданной продукции на промышленном предприятии исчисляется по формуле:
, где:

     - себестоимость реализованной продукции,  руб.;
     - запасы готовой продукции на  начало периода, руб.;
     - себестоимость произведенной за период продукции, руб.;
     - запасы готовой продукции на  конец периода, руб. 

    Таким образом, для составления бюджета  себестоимости реализованной продукции  необходимо составить бюджет себестоимости  произведенной продукции и оценить запасы готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
    Запасы  готовой продукции на начало периода  приводятся в балансе предприятия. Стоимость запасов на конец периода  определяется в бюджете запасов  на конец отчетного периода, который разрабатывается по решению руководства.
    Следовательно, для построения бюджета себестоимости  произведенной продукции необходимо составить:
    бюджет производства;
    бюджет закупок материалов;
    бюджет затрат по прямой заработной плате;
    бюджет общепроизводственных расходов.
 

    Порядок разработки операционного бюджета
    Для формирования операционного бюджета необходимо использовать информацию о деятельности организации за предшествующие периоды, использовать данные балансовой отчетности периода, предшествующего прогнозируемому. Такая информация дает представление об имеющихся активах и источниках их покрытия. Подготовка операционного бюджета должна осуществляться на основе цели бюджетирования в такой последовательности:
        бюджет продаж;
        бюджет коммерческих расходов;
        бюджет производства;
        бюджет затрат на материалы;
        бюджет затрат на оплату труда;
        бюджет общепроизводственных расходов;
        бюджет управленческих расходов;
        бюджет отчета о прибылях и убытках.
    Бюджет  продаж организации составляется на основе прогноза продаж, который формируется по результатам анализа и обсуждения руководством различных микро- и макроэкономических факторов, маркетинговых исследований о состоянии экономики, спроса и предложения на конкретные виды сырья и материалов, продукцию, производственных мощностей, о конкурентах, ценовой политике и т.п.
 

     При формировании бюджета продаж предприятия  особое внимание следует уделять динамике изменения таких показателей, как:
      состояние рынка сбыта продукции в целом. Используя данные за предыдущие периоды, необходимо выявить: средний темп роста спроса на конкретную продукцию, основных конкурентов организации на данном рынке, объем их продаж и качество продукции;
      зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня доходов покупателей, долгосрочности тенденций продаж и т.п.;
      потенциальные возможности предприятия по расширению объема продаж.
    Бюджет  продаж — это самый первый и самый важный бюджет при составлении общего бюджета организации. Товарная структура бюджета продаж предопределяет уровень и общий характер всей деятельности организации, оказывает существенное влияние на все другие частные бюджеты.
    Смета продаж должна предусматривать объем  продаж в натуральном и стоимостном выражении, прогнозируемый индекс роста цен с учетом уровня инфляции.
    Выручка от продаж в стоимостном выражении определяется по формуле:
    
, где

     - выручка от продаж;
     - объем продаж в натуральных единицах;
     - цена реализации единицы продукции;
     - индекс роста цены продукции. 

 

     Смета продаж должна рассматриваться  совместно с прогнозом денежных поступлений от продаж, основанным на сложившихся правилах расчета  с потребителями продукции и  планируемых мероприятиях по улучшению сбыта продукции. В данном прогнозе представляются значения остатков дебиторской задолженности на конец периода (с учетом безнадежных долгов и переходящих остатков предыдущего периода), сумма задолженности к погашению в текущем периоде и поступления от продаж каждого периода. Пример составления бюджета продаж представлен в табл. 3 

    Таблица 3. Составление бюджета продаж продукции (по периодам)
Показатель 1-й 2-й 3-й 4-й
1. Объем продаж ( ), ед. 10 000 12 000 13 000 14 000
2. Рыночная цена реализации на момент составления бюджета (Ц), тыс. руб.
10 10 10 10
3. Индекс роста цены 1,02 1,04 1,06 1,08
4. Индексированная цена (стр.2 х  стр.3) ( ), тыс. руб.
10,2 10,4 10,6 10,8
5. Прогнозируемая выручка (В) (стр.1 х  стр.4), тыс. руб.
102 000 124 800 137 800 151 200
 
    Бюджет  производства разрабатывается на основе бюджета продаж и учета производственных возможностей и технологии производства. Определяет план выпуска продукции в натуральных показателях, может быть составлен и в стоимостном выражении. На основе продаж указываются объемы необходимых запасов готовой продукции на конец и начало периода, возможные потери в результате производства. Значения этих показателей определяются, как правило, в процентном отношении от объема продаж в натуральном выражении.
 

     Объем производства продукции рассчитывается по формуле:
    
 
где

     - объем производства;
     - объем продаж;
     - запасы готовой продукции на конец и начало периода;
     - потери от брака;
     - потенциальные      производственные      возможности организации. 

    При составлении данного бюджета  особое внимание необходимо уделить обоснованности запасов готовой продукции на конец периода. Если объем запасов готовой продукции будет недостаточным, то можно потерять в будущем потенциальных покупателей, если слишком большой, то организация несет дополнительные издержки по хранению продукции.
    Для обоснования запасов готовой  продукции можно использовать метод  управления запасами готовой продукции (ЕРR). Он позволяет рассчитать уровень запасов, при котором совокупные издержки организации будут наименьшими. Для этого необходимо учитывать плановый выпуск продукции на бюджетный единичный период ( ), издержки по изготовлению единицы продукции ( ), стоимость хранения единицы запасов продукции в течение бюджетного периода ( ). На основе этого рассчитывается оптимальный размер партии выпуска готовой продукции (EPR):
    

    Запасы  готовой продукции на начало периода  соответствуют запасам готовой  продукции на конец предшествующего  периода, поэтому являются известными величинами.
 

     Пример составления бюджета производства приведен в табл. 4.
    Следует учитывать, что в соответствии с  отраслевой спецификой группы организаций  имеют незавершенное производство. В этом случае необходимо предусмотреть формирование бюджета валового выпуска продукции на основе плана производства, незавершенного производства на начало периода ( ) и незавершенного производства на конец периода ( ).
    Таблица 4. Бюджет производства продукции 

Наименование  показателя Значение  показателя по периодам
1-й 2-й 3-й 4-й
1. Затраты на производство единицы продукции ( ), тыс. руб. 5 5,4 5,8 6,3
2. Стоимость хранения единицы продукции на складе ( ), тыс. руб. 0,45 0,47 0,50 0,52
3. Объем продаж ( ), ед. 10 000 12 000 13 000 14 000
4. Запас готовой продукции на  конец периода ( ), ед.
525 579 582
5. Запас готовой продукции на начало периода ( ), ед. 380 (из данных  за предшествующий период) 471 525 579
6. Объем производства продукции (V), ед. 10 091 12 054 13 054 14 003
 
 
    Объем товарного выпуска продукции  рассчитывается по формуле:
    

    Если  организация использует простой  метод учета затрат (организации добывающей отрасли), то величина ее незавершенного производства незначительная, товарный выпуск продукции равняется валовому выпуску ( ).
    Если  организация применяет позаказный метод учета, то затраты по заказам, по которым в данном периоде акты сдачи-приемки не подписаны, являются частью валового объема, но не включаются в товарный выпуск.
    Если  организация применяет попередельный  метод учета, то расчет валового выпуска и себестоимости товарного выпуска производится методом условных единиц.
    Бюджет  прямых материальных затрат. Затраты на сырье и материалы, которые идут непосредственно на изготовление продукции, принято называть прямыми затратами на материалы. Базой для расчета потребности в основных материалах является плановая величина валового выпуска продукции.
    Бюджет  прямых затрат на материалы может  формироваться следующими методами:
    технологического нормирования — исходя из технологии производства учитываются удельные прямые затраты в физических единицах;
    сравнительного анализа счетов — упрощенный метод нормирования, применяется в том случае, если в организации часто меняется номенклатура производства. На основе данных за предыдущие периоды устанавливается динамика прямых затрат и валового выпуска и с учетом этого исчисляется средняя величина удельных затрат на одну условную единицу выпускаемой продукции.
    Бюджет  прямых затрат на материалы при использовании  метода технологического нормирования составляется на основе бюджетов продаж и производства и уровня запасов материалов на начало планируемого периода.
    Потребность в материальных ресурсах на производство рассчитывается по формуле:
    
, где

     - объем закупок материала в натуральных единицах;
     - потребность в материале на заданный объем производства;
     - размер запаса материала на начало периода. 

    Потребность в материальных затратах на производство рассчитывается в натуральном выражении с учетом нормы расхода сырья на единицу продукции (Нр) и планируемого объема производства (V):
    

 

     При определении стоимости материалов необходимо учитывать индекс роста цен на основные виды сырья и материалов.
    Стоимость сырья и материалов определяется по формуле:
    
, где  

МАТЗпр  — стоимость закупок материалов, необходимых для выполнения производственной программы;
МАТЗн   — стоимость запаса материала, используемого  в производстве, на начало периода. 

    Стоимость закупок материалов определяется по формуле:
    
, где

- объем закупок материала в натуральных единицах;
- цена единицы материала;
- индекс роста цены материала. 

    В бюджете закупки/использование материалов отражаются сроки закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов для выполнения плана производства.
    Расчет  за материалы, как правило, осуществляется организациями в кредит, поэтому бюджет прямых затрат на материалы должен предусматривать план погашения кредиторской задолженности, который составляется на основе существующего механизма погашения задолженности перед поставщиками.
 

     Бюджет прямых затрат на оплату труда отражает все расходы, связанные с оплатой труда основного производственного персонала. Он формируется на основе бюджета производства, информации о производительности труда или необходимого для выполнения единицы продукции рабочего времени в часах, почасовых ставок оплаты труда основного производственного персонала. Потребность в оборотных средствах на основную (фиксированную) заработную плату ФОТос определяется как произведение средней часовой тарифной ставки (СТч) и количества времени, необходимого для изготовления продукции (Тизг):
    

- объем производства;
- часовая тарифная ставка рабочего, выполняющего i-операцию обработки;
- время, необходимое на i-операцию обработки. 

    Бюджет  должен предусматривать уровень  индексации почасовой оплаты труда. Основная заработная плата используется для расчета дополнительной заработной платы основного производственного персонала. В данном бюджете выделяется фиксированная и сдельная оплата труда, указываются отчисления с общего фонда заработной платы в соответствии с действующим законодательством.
    Если  к моменту составления бюджета  накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо составить график ее погашения согласно порядку погашения, принятому руководством.
 

     Бюджет общепроизводственных расходов отражает все виды производственных затрат, отличных от прямых материальных и трудовых затрат, которые понесет организация для выполнения бюджета производства в будущем периоде. Основные виды статей затрат, входящие в бюджет: амортизация и аренда производственного оборудования, страховка, дополнительные выплаты рабочим, оплата непроизводительного времени и энергетических ресурсов, текущий ремонт основных производственных фондов, содержание и ремонт оборудования, выплаты денежных средств по накладным расходам и т.п.
    При составлении бюджета статьи затрат разделяются на постоянные и переменные. Постоянные общепроизводственные расходы не изменяются при изменении объема производства (амортизация, налоги, заработная плата мастеров, начальников цехов, затраты на текущий ремонт цеха и т.п.). Переменные общепроизводственные затраты изменяются при изменении объема производства (заработная плата вспомогательных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, премиальный фонд, вспомогательные материалы и т.п.).
    Бюджет  себестоимости произведенной  продукции формируется из бюджетов: прямых материальных затрат, прямых трудовых затрат и общепроизводственных расходов по формуле:
СПР = ПРМ + ПРТ + ОБЩПР, где
СПР - себестоимость произведенной продукции;
ПРМ - прямые материальные затраты;
ПРТ - прямые трудовые затраты;
ОБЩПР - общепроизводственные затраты. 

    Данные  бюджета служат основой для оценки себестоимости одной единицы продукции.
 

     Бюджет себестоимости реализованной продукции формируется на основе формулы:
СРП = ЗПн + СПР - ЗПк, где
СПР - себестоимость реализованной продукции;
ЗПн - запас готовой продукции на начало периода;
СПР - себестоимость произведенной продукции за период прогноза;
ЗПк - запас готовой продукции на конец периода. 

    Бюджет  коммерческих расходов отражает расходы, связанные со сбытом продукции (услуг) в будущем:
    на тару, упаковку изделий на складах готовой продукции, транспортировку и хранение продукции;
    на исследования рынка;
    на рекламу - по целенаправленному информационному воздействию на потребителей для продвижения продукции на соответствующие рынки, причем общая величина расходов на рекламу не должна превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам, установленным Минфином РФ;
    на участие в торгах на товарных биржах и т.п.
    Коммерческие  расходы организации делятся  на постоянные, которые не зависят от объема продаж, и переменные, динамика которых пропорциональна изменению величины продаж. Переменные коммерческие расходы планируются на основе определения плановой ставки начисления, привязанной к отдельным показателям объема продаж. Так, например, для расходов по упаковке и сортировке готовой продукции базой начисления является физический объем отгрузки. Для расходов на рекламу, направленную на увеличение выручки от реализации в целом, база начисления - плановая выручка объема продаж. Большая часть коммерческих расходов планируется в процентном отношении к объему продаж. Исключением могут быть арендные платежи за складские помещения.
    Бюджет  общих и административно-управленческих расходов включает расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью организации:
    на содержание отделов кадров, юридического, труда и заработной платы, автоматизированной обработки информации;
    на командировки, услуги связи, налоги и проценты за кредиты, на подоходные налоги;
    на социальное страхование, представительские расходы и т.п.;
    на амортизацию офисного оборудования, по аренде офисных помещений;
    на телефонную связь, канцтовары и т.п.
    Большинство таких расходов носит постоянный характер, а некоторые из них являются переменными. Переменные затраты планируются, как правило, в процентном отношении от объема продаж. При планировании бюджета необходимо учитывать уровень инфляции. Данный бюджет принимается, как правило, на высшем уровне управления организации.
    Разработка  такого бюджета необходима для подготовки бюджета наличных средств, а также для целей контроля расходов.
    Бюджет  текущих периодических  расходов должен отражать все расходы,  обусловленные фактами хозяйственной деятельности прогнозируемого периода. Он формируется на основе бюджета коммерческих расходов и бюджета общих и административно-управленческих расходов. Информация из данной сметы используется для определения полной себестоимости реализованной продукции. Текущие периодические затраты распределяются только по реализованной продукции.
    Бюджет  производственных запасов формируется на основе информации о нормах запаса готовой продукции, запасных частей, сырья и материалов в натуральном и стоимостном выражении исходя из данных о планируемой производственной себестоимости единицы продукции, незавершенного производства.
    Запасы  основных материалов в рассматриваемый  период предусматриваются в процентном отношении от потребности материалов в предыдущий период. При расчете запасов основных материалов следует учитывать источники и способы поставок сырья и вспомогательных производственных материалов. Если материалы местные и нет проблем с их доставкой, то необходимо хранить ограниченное количество сырья. Если же материалы импортируются и процедура доставки занимает много времени, то целесообразно иметь запас сырья, соответствующий половине запасов периода.
    При оценке запасов необходимо учитывать  влияние таких факторов, как надежность и сезонность поставок, количество поставщиков, возможности замены сырья и ожидаемое изменение цен.
    Размер  запаса по материальным ресурсам в  натуральных единицах определяется по формуле:
    
, где

     - размер запаса по i-му виду сырья;
     - норма производственного запаса по i-му виду сырья в днях;
     - потребность в i-м виде сырья в периоде;
     - количество рабочих дней в периоде. 

    Объем незавершенного производства определяется исходя из технологических особенностей изготовления продукции. Общая формула расчета норматива оборотных средств на незавершенное производство (НЗнпр) в течение периода имеет вид:
    
, где

    - затраты на производство продукции;
    - продолжительность рассматриваемого периода;
    - продолжительность производственного цикла в днях (промежуток времени от момента запуска сырья и материалов в производство до полного изготовления и сдачи готовой продукции покупателю);
    - коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве. 

    Коэффициент нарастания затрат определяется по формуле 
    
, где

    А - затраты, производимые единовременно в начале процесса производства (материальные затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты);
    В - остальные затраты - так называемые нарастающие (амортизационные отчисления, затраты на топливо, оплату труда и т.п.), входящие в себестоимость продукции. 

    Объем незавершенного производства можно  определить, используя данные о коэффициенте оборачиваемости за предшествующий период. Например, по данным отчетности, зная коэффициент оборачиваемости незавершенного производства, потребность на незавершенное производство можно определить по формуле:
    
, где

    СЕБПР - себестоимость реализованной продукции;
    К - коэффициент оборачиваемости незавершенного производства. 

    Запасы  готовой продукции в натуральном  измерении на конец отчетного  периода при составлении сметы  определяются руководством организации. Оценка запасов готовой продукции в стоимостном измерении основана на расчете плановой себестоимости единицы продукции, которая зависит от выбранного метода калькулирования себестоимости.
    Бюджет  производственных запасов служит основой  для прогнозов:
    отчета о прибылях и убытках - в части подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции;
    в части оценки состояния нормируемых оборотных средств (сырья, материалов и запасов готовой продукции) на конец планируемого периода.
 

     Прогнозируемый отчет  о прибылях и убытках.
    На  основе подготовленных частных бюджетов составляется план прибылей и убытков. Он показывает, какой доход получит организация за планируемый период и какие затраты будут понесены. Основными его составляющими являются: выручка от реализации продукции, производственная себестоимость реализованной продукции, операционные расходы (затраты на маркетинг, управленческие и коммерческие расходы), прибыль от финансово-хозяйственной деятельности, налог на прибыль, нераспределенная прибыль отчетного периода.
 

    Порядок разработки финансового бюджета
    Цель  составления финансового бюджета  — разработка прогнозируемого баланса.
    Составными элементами финансового бюджета являются сметы капитальных вложений (бюджет капитальных затрат), движения денежных средств и прогнозируемый баланс.
    Бюджет  капитальных затрат, или инвестиционный бюджет, отражает основные направления капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов. Данный бюджет включает издержки, связанные:
    с покупкой земли, подготовкой участка и его улучшением;
    с покупкой здания и работами по гражданскому строительству;
    с технологией производства, закупкой машин и оборудования;
    с затратами, входящими в структуру основного капитала, например на права приобретения на промышленную собственность, патенты.
    В данный бюджет включаются также затраты  на поставку, упаковку и транспортировку, пошлины и монтаж.
    Бюджет  капитальных вложений обсуждается  и принимается на высшем уровне управления организации. 

 

     Бюджет движения денежных средств формируется в целях:
    расчета необходимого объема денежных средств в определенный период времени;
    определения моментов и продолжительности периода, когда у организации ожидается недостаток или избыток денежных средств;
    рационального использования денежных средств;
    принятия управленческих решений при дефиците (избытке) денежных средств во избежание кризисных явлений.
    Смета ожидаемых поступлений и выплат денежных средств на определенный период называется кассовым бюджетом. Он является составной частью основного бюджета предприятия. Достоверность закладываемых в кассовый бюджет показателей существенно зависит от субъективных прогнозируемых оценок: продаж, инкассации дебиторской задолженности и т.п.
    Кассовый  бюджет должен включать все денежные поступления и выплаты по каждому  виду деятельности: основной, инвестиционной, финансовой.
    Основные  составляющие отчета по основной деятельности с учетом желательной динамики их изменения:
    увеличение: счета к получению и оплате, авансы полученные, легко реализуемые ценные бумаги, налоги к уплате;
    уменьшение: начисленные расходы, товарно-материальные ценности.
    Результаты  планирования основной деятельности используются при планировании инвестиций и определении источников финансирования.
 

     В зависимости от продолжительности  периода, в течение которого у предприятия не хватает средств, дефицит может быть:
    краткосрочным - в этом случае необходимо привлечь краткосрочные кредиты и займы, сократить дебиторскую задолженность, увеличить кредиторскую задолженность;
    долгосрочным - в этом случае необходимо использовать долгосрочные кредиты или увеличить размер уставного капитала.
    Избыток денежных средств может быть:
    краткосрочным - в этом случае необходимо осуществить краткосрочные вложения, расширить продажи в кредит, увеличить запасы сырья и материалов, ускорить оплату кредиторской задолженности;
    долгосрочным - в этом случае целесообразно осуществить модернизацию, расширить производственную базу, расширить деятельность предприятия.
    Инвестиционная  деятельность планируется на основе инвестиционных проектов и программ развития предприятия. В данной части отчета отражаются данные о приобретении реального основного капитала (материальных активов), размер чистой суммы наличных денежных средств в результате инвестиционной деятельности.
    При планировании движения денежных средств в результате финансовой деятельности особое внимание уделяется таким статьям, как векселя к оплате, долгосрочная задолженность (их размер должен в динамике уменьшаться), поступления от эмиссии обычных акций, выплаты дивидендов.
 

     Пример бюджета движения денежных средств представлен в табл. 5.
    Прогнозируемый  кассовый бюджет позволяет:
    получить целостное представление о совокупной потребности в денежных средствах;
    принимать управленческие решения о более рациональном использовании ресурсов;
    анализировать значительные отклонения по статьям бюджета и оценивать их влияние на финансовые показатели деятельности организации;
    своевременно определять потребность в объеме и сроках привлечения заемных средств.
 
 

     Таблица 5. Бюджет движения денежных средств
    Источник  поступлений Сумма, тыс. руб.
1. Остаток денежных средств на  начало периода 200
2. Поступления 8530
В том числе: средства, полученные от покупателей и заказчиков основной деятельности:
6000
  погашение дебиторской задолженности 170
  по  текущей реализации 5000
  авансы  полученные
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.