На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инвестиционная политика государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
   Об инвестициях и их роли в экономике сказано уже не мало. Инвестиционный процесс является одним из основных факторов функционирования экономической системы, определяющих возможности технологического развития и эффективность материального производства.
   Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного проекта, ограниченность финансовых ресурсов, риск, связанный с принятием того или иного решения и так далее. И всё же ключевую роль в этом процессе играет оценка инвестиционной привлекательности. Чем сложнее ситуация в стране, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата и выявления инвестиционной политики государства.
История сравнительных  оценок инвестиционной привлекательности, или инвестиционного климата, насчитывает  более 30 лет. В Японии и некоторых  других странах используются описательные характеристики инвестиционного климата.
   Позиции Республики Беларусь и других стран СНГ в зарубежных рейтингах сегодня незавидны. В отличие от СССР, который в рейтинге известного экономического журнала "Euromoney" за 1988 г. занимал 17 место после Италии и Тайваня, ни одна из бывших советских республик не сумела попасть в число 50 стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. В настоящее время Республика Беларусь находится за пределами первой сотни стран, привлекательных с точки зрения вложения инвестиций. Это является главной причиной дефицита иностранных инвестиций и бегства частного капитала за границу в более привлекательные регионы. Поэтому вопрос об улучшении инвестиционного климата по всем его составляющим является очень актуальным для Республики Беларусь. При этом инвестиционный климат есть результат проведения определенной инвестиционной политики.
   Цель данной работы - показать сущность и значение инвестиционной политики государства.
   Задачи, которые ставятся в данной курсовой работе:
1. Отразить  сущность и виды инвестиционной  политики.
2. Охарактеризовать  инвестиционную политику Республики  Беларусь на современном этапе.
3. Предложить  меры по улучшению инвестиционного  климата Республики Беларусь. 
 
 

1. Основные виды  инвестиционной политики
1.1 Сущность инвестиционной  политики
     Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны является инвестиционная политика - одна из составных частей экономической политики государства. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, ускорение НТП, изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем. Под инвестиционной политикой понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
     Цель инвестиционной политики  - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.
     Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории страны.
     Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. К ним могут относиться:
· выбор  и поддержка развития отдельных  отраслей хозяйства;
· реализация программы по конверсии военно-промышленного  комплекса;
· обеспечение  конкурентоспособности отечественной  продукции;
· поддержка  развития малого и среднего бизнеса;
· поддержка  развития экспортных производств;
· обеспечение  сбалансированности в развитии всех отраслей экономики;
· реализация программы жилищного строительства  в стране и др.
     Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без четкого механизма ее реализации, который, как правило, должен включать в себя:
· выбор  надежных источников и методов финансирования инвестиций;
· определение  сроков и выбор органов, ответственных  за реализацию инвестиционной политики;
· создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;
· создание благоприятных условий для привлечения  инвестиций.[10, c. 83]
     Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику организаций. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она призвана создавать цивилизованные правила игры в области инвестиций и способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях, в том числе региональном и микроуровне.
     Важную роль в подъеме экономики и повышении эффекта роста производства играет отраслевая инвестиционная политика, являющаяся составной частью государственной инвестиционной политики. Она должна разрабатываться на уровне отдельных межотраслевых комплексов и отраслей экономики. Под отраслевой инвестиционной политикой понимаются выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускорение НТП и динамику экономики страны на ближайшую и отдаленную перспективу.
     Региональная инвестиционная политика представляет собой систему мер, проводимых на уровне региона, способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.
     Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:
* экономической  и социальной политикой, проводимой  в регионе;
величиной имеющегося производственного потенциала;
географическим  положением;
* природно-климатическими  условиями. Основными задачами  системы управления инвестиционной  деятельностью в регионе являются:
* создание  инфраструктуры инвестиционного  рынка;
определение приоритетных направлений вложения инвестиций;
формирование  условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе свободных средств  населения, иностранных и инвестиций из других регионов страны;
обеспечение интеграции регионального инвестиционного  рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.
Региональная  инвестиционная политика направлена на подъем экономики и повышение  эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и  хорошего задела для него развития в будущем.
С переходом  на рыночные отношения все большую  роль в инвестиционной деятельности стали играть отдельные организации  в связи с перераспределением финансовых потоков в их пользу. Исходя из этого, существенно повышается роль инвестиционной политики на микроуровне. Под инвестиционной политикой коммерческой организации понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения стабильной финансовой устойчивости работы организации в ближайшей и отдаленной перспективе.
Инвестиционная  политика организации должна вытекать из стратегических целей бизнес-плана, а в конечном итоге она должна быть направлена на обеспечение финансовой устойчивости предприятия не только на сегодня, но и на будущее. При отсутствии бизнес-плана ни о какой инвестиционной политике не может быть и речи.
     При разработке инвестиционной политики в организации необходимо придерживаться следующих принципов:
-нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;
-учет инфляции и фактора риска;
-экономическое обоснование инвестиций;
-формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций;
-ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности реализации исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников;
-выбор надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций.
     Учет перечисленных и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики организации.
     Таким образом, инвестиционная политика - комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности. При этом главная цель инвестиционной политики -- реализация стратегического плана экономического и социального развития страны.
1.2 Формы и инструменты  государственного  регулирования инвестиционной  деятельности
     Государственная инвестиционная политика (ГИП) определяется как создание и поддержание такого предложения на рынке капитала, которое будет максимально удовлетворять потребности экономики в инвестициях определенного объема и структуры, устанавливаемых на основе заинтересованности субъектов хозяйственной деятельности в экономическом эффекте от них.
     Основными направлениями реализации государственной инвестиционной политики являются:
-создание реальных возможностей и условий для инвестирования со стороны государства;
-стимулирование инвестиционного рынка и активное участие в нем государства;
соблюдение  баланса между политикой протекционизма, либерализма и лоббирования.
     В инвестиционной деятельности государство выступает в нескольких лицах:
-организатора инвестиционно-финансового рынка;
-участника инвестиционно-финансового рынка;
-менеджера инвестиционных процессов.
     В отечественной экономической литературе принято выделять две группы методов, при помощи которых государство регулирует инвестиционную деятельность: прямого и косвенного (непрямого) воздействия.
     Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический.
Рассмотрим  в общем виде структуру системы  инструментов государственного управления инвестиционной деятельностью и  перейдем к более подробному описанию каждого блока инструментов.
     Методы прямого воздействия реализуются через инструменты правового (законодательного) регулирования, административного и экономического влияния. Методы косвенного регулирования осуществляются только экономическими средствами. Таким образом, в экономических средствах сочетается использование как прямых, так и косвенных инструментов (методов) управления.
     Правовая (законодательная) форма играет главенствующую роль. В современном мире любое регулирующее воздействие правительства в рамках административной и экономической форм должно осуществляться на правовой основе, т.е. быть законодательно установлено. При этом законодательное регулирование инвестиционной деятельности является важным рычагом в руках органов власти.
     Правовые инструменты (законодательство). Одним из основных направлений инвестиционной политики является современное, отвечающее всем требованиям экономического развития инвестиционное законодательство, обеспечивающее нормативно-правовое регулирование функционирования и развития инвестиционной деятельности.
     К инструментам правового регулирования отнесем:
· разработку, принятие и издание нормативных  правовых (законодательных) и индивидуальных (подзаконных) актов;
· заключение договоров (инвестиционных, кредитных  соглашений);
· принятие государственных программ;
· систему  реализации и соблюдения инвестиционного  законодательства.
     Следует отметить, что нормы, регулирующие инвестиционную деятельность, содержатся как в "чисто" инвестиционных законах, т.е. законах, регулирующих инвестиционную деятельность напрямую, так и в большинстве иных законов, которые формально не являются инвестиционными, но влияют на данную сферу деятельности.
      В связи с этим существующая система законодательства, влияющего на привлечение инвестиций, охватывает следующие области законотворчества:
законы, дающие общее представление о прямом регулировании инвестиционной деятельности. К ним относятся Конституция, Инвестиционный и Гражданский кодекс, другие законы и нормативно-правовые акты в области инвестиционной деятельности (в том числе Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов);
законы, косвенно (опосредованно) влияющие на инвестиционную деятельность -- налоговое, таможенное, земельное, законодательство о реструктуризации и банкротстве предприятий и  др.[10, c. 85]
Инструменты административного регулирования  относятся к группе средств прямого  регулирования инвестиционной деятельности и включают в себя:
регистрацию, лицензирование, квотирование;
применение  системы санкций и ограничений;
разработку  и утверждение приказов, распоряжений, указов и т.д.;
введение  административных мер, что предусматривает  изъятия ограничительного характера. Они включают индивидуальное изменение  условий осуществления инвестиций, устанавливаемое нормативными актами органов государственной власти или органов местного самоуправления, направленное на ограничение прав при  осуществлении инвестиционной деятельности для одного или группы инвесторов;
согласительно-разрешительные процедуры -- применение и максимальное соблюдение принципа «одного окна»  при осуществлении инвестиционной деятельности, порядок получения  прав на осуществление капитальных  вложений;
* управление  государственной собственностью. Блок  экономических инструментов (регуляторов)  государственного управления инвестиционной  сферой определяется ролью экономики,  которую она играет в жизни  государства и общества. В него  входят следующие группы инструментов: активно-структурные, фискально-структурные,  монетарные и др.
К активно-структурным  инструментам относятся.
1. Государственная  поддержка подразумевает непосредственно  инструменты поддержки инвестиционной  деятельности, а также инструменты  государственного финансирования  инвестиционных проектов (поддержки  финансами), налоговой и административной  поддержки.
Государственная поддержка может осуществляться как в прямой, так и косвенной  формах. Первая реализуется посредством: финансов (предоставления средств бюджета  развития; предоставления бюджетных  ссуд; предоставления ссуд, финансируемых  за счет государственных внешних  заимствований; предоставления инвестиционных налоговых кредитов; возмещения из республиканского бюджета разницы  процентных ставок по кредитам; предоставления отсрочки по уплате долгов или списание долгов перед государственными предприятиями  и организациями, производимые за счет государственных или муниципальных  средств) активов, государственных  гарантий.
Вторая предполагает применение: квот, тарифов и пошлин (таможенных); льгот при уплате налогов  и сборов; отдельных соглашений, затрагивающих будущие доходы государства (включение и/или последующее  финансирование инвестиционных проектов в рамках межправительственных соглашений).
Государственная поддержка реализуется также  через механизмы изъятия стимулирующего характера и специального налогового режима, применение инвестиционных и  реинвестиционных скидок, включение  проектов в адресную инвестиционную и целевую программы, продажу  или использование на льготных условиях различных объектов недвижимого  государственного имущества и (или) имущественных прав [3, с. 10].
2. Государственное  финансирование инвестиций -- инвестиционная  деятельность государства, направленная  на создание и модернизацию  государственной собственности  и обеспечение выполнения государством  своих функций. Осуществляется  путем:
предоставления  государственных бюджетных кредитов на возвратной основе, государственных  ассигнований из бюджета на безвозвратной (безвозмездной) основе;
финансирования  в рамках целевых или адресных, или инвестиционных программ, через  бюджет развития, "стабилизационный фонд" инвестиционных проектов из государственных  внешних заимствований;
* предоставления  инвестиционного налогового кредита.
Также за счет средств бюджета государство  может финансировать и кредитовать  строительство на основе смешанного инвестирования.
Финансирование  инвестиционных проектов осуществляется государством через целевые программы:
государственное участие через государственные  закупки, государственное потребление, защита инвестиций;
связанное кредитование, являющееся одним из активных инструментов государственного участия в реализации инвестиционных проектов. Со своей стороны Правительство  дает поручения и распоряжения Минэкономики и Министерству финансов по обеспечению  кредитования реализации проектов.
При прямом проектном финансировании по сравнению  с другими видами финансирования (акционерным и государственным) объектом инвестирования выступает  непосредственно сам проект, который  является способом обслуживания долговых обязательств.
Амортизационная политика определяет порядок начисления амортизации имущества в целях  налогообложения. Ускоренная амортизация  является так называемой "скрытой" инвестиционной льготой, расширяющей  возможности организаций инвестировать  часть прибыли в инвестиционные фонды. Этот процесс необходимо увязать  с системой оценки основных фондов и совмещать с правильными  и целенаправленными действиями в других сферах регулирования.
Управление  внешним "активным" и "пассивным" долгом -- это процесс выработки  стратегии управления задолженностью органов государственной власти, которая позволяет привлекать требуемый  объем финансирования, выполнять  целевые установки государственных  органов власти в отношении степени  риска и стоимости, а также  решать другие важные задачи. Долговая политика при умелом ее применении представляет собой сильный инструмент государственного регулирования. Для  эффективного его применения необходимо создать последовательную систему  управления долгами.
Фискально-структурные  инструменты (инструменты бюджетно-налоговой  политики) включают в себя все виды воздействия, возникающие в связи  с формированием и использованием бюджета, условиями налогообложения  и определяемого ими протекания финансовых и инвестиционных потоков. Инвестиционная политика является одним  из направлений, связанных с реализацией  бюджетного процесса.
К инструментам бюджетно-налоговой политики относятся:
* определение  доходных и расходных статей  бюджета (государственные закупки,  трансфертные платежи);
* дотации,  субсидии, субвенции, бюджетные ссуды;
назначение  и дифференциация налоговых ставок (норм налогообложения, т.е. величины налога, приходящейся на единицу объекта  налогообложения), налоговые льготы (полное или частичное освобождение определенных групп налогоплательщиков от уплаты всех или некоторых видов  налога);
экспортные  и импортные (таможенные) пошлины  и сборы.[10, c. 88]
Бюджетно-налоговая  политика подразумевает сокращение правительственных расходов, повышение  налогов или то и другое одновременно. Такой подход называется фискальной рестрикцией и обеспечивает снижение совокупного спроса и регулирование  потенциального инфляционного воздействия  притока инвестиционного капитала. Государственное налоговое регулирование  инвестиционной деятельности состоит  в ее стимулировании или дестимулировании посредством вышеперечисленных  налоговых рычагов .
Монетарные  инструменты (инструменты денежно-кредитной  политики). Денежно-кредитное регулирование  состоит в воздействии государства  на денежное обращение и объем  денежной массы. Государственная монетарная политика направлена на изменение денежных потоков и накоплений, воздействуя  тем самым на экономические процессы.
Денежно-кредитное  управление осуществляется следующими инструментами:
целевое кредитование (политика избирательного кредитования);
установление "кредитных" потолков (кредитные  ограничения);
прямой контроль за установлением уровня предельных процентных ставок банковского ссудного процента (политика процентной ставки);
регулирование минимальных резервных требований (нормативов обязательных резервов коммерческих банков);
осуществление дисконтной политики (регулирование  учетных ставок по кредитам);
операции  на рынке ценных бумаг (эмиссия облигаций  и других ценных бумаг в обращение  в рамках определенных нормативов);
регулирование эмиссии и общей денежной массы;
льготные  займы;
антиинфляционные  меры.
Таким образом, государственная инвестиционная политика призвана создавать реальные возможности  и условия для инвестирования со стороны государства, стимулировать  инвестиционный рынок, соблюдать баланс между политикой протекционизма, либерализма и лоббирования. Государство  при этом выступает в роли организатора инвестиционно-финансового рынка, участника  инвестиционно-финансового рынка, менеджера  инвестиционных процессов.
2. Особенности  инвестиционной политики Республики  Беларусь
2.1 Характеристика  инвестиционной политики Республики  Беларусь
Инвестиционная  политика Беларуси направлена на создание условий для сохранения высоких  темпов инвестиций на благо населения  и производства конкурентоспособной  продукции на внутреннем и внешнем  рынках. К основным инвестиционным стимулам можно отнести: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение  между новыми границами экономически развитого Европейского Союза и Российской Федерацией, располагающей огромными сырьевыми и энергетическими запасами; социальная, политическая и экономическая стабильность; законодательная и организационная обеспеченность инвестиционного процесса; развитый научно-технический, промышленный и экспортный потенциал; высококвалифицированная и относительно недорогая рабочая сила; единое таможенное пространство с Россией; экономическое и историческое объединение Беларуси со странами СНГ, способное обеспечить выход на товарные рынки России и стран СНГ. Стабильная внутриполитическая обстановка, отсутствие конфликтов межнационального или религиозного характера делают Беларусь все более привлекательной для инвесторов. Для активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата в республике будут реализовываться меры по: подписанию международных соглашений и договоров о предотвращении двойного налогообложения и сохранности инвестиций; созданию гарантийного кредитного фонда для субъектов малого бизнеса, предоставляющего гарантии и поручительства за них по выдаваемым банками кредитам; расширению инвестиционного потенциала банковского сектора за счет вовлечения внешнего капитала и средств домашних хозяйств; более полному использованию возможностей свободных экономических зон, которые открывают внутренние территории для иностранных инвесторов и предпринимателей. С целью реализации дорогостоящих инвестиционных проектов внедряются новые формы инвестирования: концессии, проектное и венчурное финансирование, лизинг. С инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит дополнительные гарантии инвестору по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском рынке. Важная роль в создании благоприятного инвестиционного климата в республике принадлежит Консультативному совету по иностранным инвестициям, возглавляемому Премьер-министром Республики Беларусь. В его состав входят представители государственных структур, международных организаций, а также иностранных инвесторов, работающих на белорусском рынке. Большое внимание в республике уделяется информационному обеспечению международной деловой общественности и зарубежных инвесторов: проводятся семинары, международные конференции по инвестиционной деятельности и иностранным инвестициям. Созданы Национальное инвестиционное агентство и Национальный инвестиционный сайт: www.invest.belarus.by[8]
Среди форм международного экономического сотрудничества, широко используемых в развитых и  в развивающихся странах, важное место занимают свободные экономические  зоны. Мировая практика показывает, что они являются одной из эффективных  моделей территориально-хозяйственного управления и способны обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов страны за счет привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий. Поэтому идея создания СЭЗ получила широкое распространение и в Беларуси.
С целью  привлечения инвестиций (в первую очередь, зарубежных) в экономику  страны, увеличения объемов экспорта, внедрения новых технологий, развития импортозамещающих производств  в период 1996-2002гг. на территории Республике Беларусь были созданы шесть свободных  экономических зон (СЭЗ «Брест»  создана в 1996 г., СЭЗ «Минск» (1998г.), СЭЗ «Гомель-Ратон» (1998г.), СЭЗ «Витебск» (1999г.), СЭЗ «Могилев» (2002г.) и СЭЗ  «Гродноинвест» (2002 г).
За сравнительно короткий период функционирования наблюдаются  положительные результаты их деятельности: увеличение объемов производства, экспорта товаров и услуг, создание новых  рабочих мест, более заметное влияние  на макроэкономические показатели территориальных  образований, рост налоговых поступлений  и сборов в бюджеты различных  уровней и во внебюджетные фонды.
Свободные экономические зоны республики - комплексные  зоны, объединяющие функции экспортной, производственной свободной таможенной зон.
Резиденты СЭЗ имеют особый порядок регулирования  предпринимательской деятельности.
Резиденты СЭЗ уплачивают ограниченное количество налогов. Кроме того, по ряду налогов  предоставляются преференции по сравнению с общереспубликанским  налоговым режимом.
В последние  месяцы в Республике Беларусь принят ряд правовых актов, направленных на радикальную либерализацию экономики  и повышение инвестиционной привлекательности  страны. Эти и запланированные  последующие шаги предпринимаются  для достижения поставленной Главой государства цели - войти в число  первых 25 стран в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.