На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проектное обучение в практике работы учителя средней общеобразовательной школы п. Юбилейный

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь
УО «Брестский государственный университет имени  А. С. Пушкина» 
 
 
 

                Кафедра физической географии 
                 
                 

Курсовая  работа
Проектное обучение в практике работы учителя средней общеобразовательной школы п. Юбилейный 
 
 
 
 
 
 

                   Выполнила:
                                                                 Студентка 4 курса
                                               географического факультета
                  Богдан Н. Н. 

                     Руководитель:
                                                                    Кандидат педагогических наук
                                                                    Доцент кафедры географии Беларуси
                                                                    Иванов Ю. А.
      Брест, 2010 
 

Оглавление 

Введение                                                                                                               
Глава 1.  Технология  проектного обучения: история, дидактические особенности, классификация.
      История создания метода проектов.
      Понятие, цели и задачи метода проекта.
      Классификация проектов.
      Требование к проекту.
Глава 2. Использование технологии проектного обучения на уроках географии в практике работы.
Заключение.
 Список использованной литературы                                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
     В системе современной школы география  – единственный предмет, формирующий  у школьника комплексное и  социально-ориентированное представление  о земле как о планете людей.
     Знание  географии – не только общая культура, но и практические умения, необходимые для жизни.
     Учитывая  особенности современного этапа  образования, важно целенаправленно  активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
     Школьники XXI века ежедневно, ежечасно получают огромное количество информации, обилие которой вовсе не приводит к системности знаний. Крайне важно формировать у школьника информационную компетентность.
     А поэтому необходимо мотивировать интерес  к приобретению знаний, учить применять  их на практике.
     Выбранная тема интересна тем, что проектное  обучение обеспечивает необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого. Метод проектов как технология прекрасно решает многие вышеозначенные задачи, именно поэтому его актуальность не снижается уже многие годы.
     Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Вот уже около 100 лет подобного рода деятельность широко используется в обучении и развитии школьников.
     В настоящее время метод становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной  системы образования, призванной стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
     Это комплексный метод обучения, позволяющий  строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность  учащемуся проявить самостоятельность  в планировании, организации и  контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
     Таким образом, целью работы является - овладение методикой научного исследования и формирование навыков исследовательской деятельности.
     Задачи: 1. ознакомиться с литературой, углубить знания по применению методов проектов;
     2. систематизировать знания о изучаемой  технологии и особенностях применения  методики проектного обучения  в учебно-воспитательном процессе  на уроках географии;
     3. разработать учебно-методическую  базу для применения изучаемой технологии.
     Объект – технология проектного обучения в учебно-воспитательном процессе школы.
     Предмет - применения изучаемой методики проектного обучения на уроках географии.
Глава 1.  Технология  проектного обучения: история, дидактические  особенности, классификация.
      История создания метода проектов.
   Ученические проекты в образовании как  один из методов обучения возникли в 20-е годы ХХ века. Этот метод обучения связывался с идеями гуманистического направления в философии и  образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Само понятие “проект” произошло от латинского “projectus”, и имеет в буквальном переводе яркую смысловую окраску: “брошенный вперед”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. Замышляя проект, человек как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что он может создать или получить, затратив определенные усилия. Школы, организованные в соответствии с методом проектов, предоставляли ученикам право свободного выбора занятий. Учебная программа рассматривалась как совокупность взаимосвязанных опытов. Ученики сами выбирали виды деятельности, посредством которых приобретались новые знания. Они также определяли содержание школьной программы. Учитель лишь оказывал им помощь в исполнении запланированного. Основная суть метода проектов была в стимулировании интереса ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показывающих практическое применение полученных знаний. Отличительная особенность данного метода заключалась в том, что учебная деятельность строилась по принципу «Всё из жизни, всё для жизни». Данный принцип формировал мотивационный аспект учебной деятельности учащихся, который определялся тем, что знания прочно усваиваются учеником тогда, когда они  исходят из его субъектного жизненного опыта, и могут быть применены не в отдалённом будущем, а непосредственно для решения конкретных практических  задач определённых содержанием проекта
   Метод проектов привлек внимание и русских  педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в  России практически параллельно  с разработками американских педагогов. Под руководством Станислава Теофиловича  Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
   Образовательная политика, построенная на идеях Дж. Дьюи и В. Килпатрика, привела в 30-е годы к разрушению единого образовательного пространства СССР. Поэтому метод проектов был осужден, в стране ввели единый учебный план, был осуществлен переход на предметное преподавание основ наук, пятибалльную систему оценки знаний.
   В центре предметного преподавания находится  принцип систематичности обучения, который идеи Дж. Дьюи и В. Килпатрика попросту разрушали. Поэтому эти идеи и не смогли стать основой новой системы обучения в СССР. С тех пор в России до начала 90-х годов ХХ века больше не предпринимались сколько-нибудь серьезные попытки возродить этот метод в школьной практике.
   Начало 90-х годов ознаменовалось сменой общественно-экономической строя в обществе. Произошло изменение взгляда на сущность человека и его роль в обществе. Но смена образовательной парадигмы не повлияла на изменение целей образования и воспитания. Были разрушены традиционные системы социализации личности ученика и в связи с этим необходимо было найти адекватную замену механизму социализации, дать ученикам возможность творческой самореализации. И тогда вновь педагогическая общественность вспомнила про метод проектов… 
 
 
 
 

      . Понятие, цели и задачи метода проекта.
   Метод проектов – один из основных современных  методов обучения. Проект позволяет  преодолеть разрыв между школьным образованием и жизнью и является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской работой.
   Французское слово «proget» переводится как намерение, которое будет осуществлено в будущем. В словаре русского языка С. И. Ожегова проект трактуется как: 1) разработанный план сооружения какого-нибудь механизма, устройства; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план.
      Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
      Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний. Умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
     Суть технологии проектного обучения  заключается в стимулировании  самостоятельной познавательной  деятельности учащихся через  организованную учителем проектную деятельность по решению проблемы практической направленности, требующей зачастую интегрирования знаний  из других  школьных предметов.  Особенностью же применение технологии в обучении географии, является  ярко выраженная краеведческая направленность проектной деятельности учащихся.  Работа над выполнением проектных заданий даёт возможность учителю создать условия подлинной ситуации творчества, при которой, ученик имеет возможность соприкоснуться с нечто удивительным им ещё неведомым и в процессе его познания реализоваться как ищущая, способная к творчеству личность.
География, как школьный предмет в этом отношении удивительно уникален.   Его содержание как  нельзя лучше ответствует сути проектного обучения, что даёт возможность интегрироваться с содержанием  большинства  учебных предметов, объединять научные знания, выстраивать логично последовательные причинно-следственные связи, находить ответы на возникающие вопросы, применять на практике результаты проектного исследования.
     В настоящее время технология проектного обучения рассматривается как система обучения, направленная на приобретение знаний и умений в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов. Проектную деятельность можно рассматривать как средство обеспечения сотрудничества, сотрудничества детей и взрослых, как способ  реализации личностно ориентированного подхода к образованию. Можно утверждать, что при определенных условиях существует зависимость между участием человека в проектной деятельности и его саморазвитием (его самореализацией,  развитием творческих способностей). Участие в проектной деятельности ставит учащегося и учителя в ситуацию, в которой он не как исполнитель, а как творец разрабатывает для себя и других новые условия жизни. Согласно известной философской формуле, «изменяя обстоятельства, человек изменяет самого себя», т.е. преобразовывает себя. Метод проектов – специфический индивидуально-творческий процесс, требующий от каждого участника новых оригинальных идей, и в то же время – коллективное творчество.
         На уроках географии проектное обучение предполагает выполнение проектных заданий не только на уроке или ряде уроков, но и  с использованием окружающей действительности как лаборатории, в которой и происходит процесс познания и формирования соответствующих умений и навыков.
Современная урок географии должен предоставлять  учащимся возможность размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания, на собственные наблюдения.
Сущность  метода проектов
 

 
 



     

      

            Принципиальными особенностями технологии проектного обучения являются:
     - акцентирование внимания учащихся на практическую значимость приобретаемых знаний, формирование личностного интереса в их приобретении, основанного на необходимости решения проектных заданий:        
     - свободный выбор учащимися видов  проектной деятельности, что обеспечивает  увлечённость этой деятельностью и её результативность;
     -  возможность проектирования познавательной деятельности не только в русле одного предмета, но и иных предметов учебного плана;
     - осознание учащимися в процессе  выполнения проектных заданий  важности и необходимости разносторонних знаний.
Технология  метода проектов тесно связана с  другими методами личностно- ориентированного подхода. 
 





 
 
 

Цели проектного обучения представлены следующими позициями:
     - содействия повышению личной уверенности  каждого участника проектного обучения в возможности самореализации. Данная цель реализуется через проживание «ситуации успеха», дающей возможность почувствовать ученику значимым, уверенным, способным выполнить проектное задание и осознать себя, свои возможности и свой вклад в общее дело выполнения проекта и, как результат, почувствовать осознание личностного роста  и саморазвития;
      - осознания значимости коллективной  работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной  деятельности  в процессе выполнения творческих заданий и тем самым содействие формированию коммуникативных качеств личности;
           - развития исследовательских умений: выявлять проблему и анализировать
проблемные  ситуации,  осуществлять поиск и  отбор необходимой информации, проводить наблюдения, анализировать и сопоставлять результаты наблюдений, строить и доказывать гипотезы, делать соответствующие выводы по результатам       работы над проектом.
           Исходными дидактическими положениями технологии проектного обучения являются:
    1. Принцип гуманизма: центром  учебно-воспитательного процесса  является ученик, развитие его  природных задатков и склонностей.
    2. Образовательный процесс выстраивается  не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению.
     3.  Индивидуальный темп работы  над проектом, обеспечивающий выход  ученика на свой уровень развития.
     4.  Комплексный подход к разработке  учебных проектов, что способствует развитию соответствующих психических свойств личности ученика.
     5.  Глубокое, осознанное усвоение  базовых знаний обеспечивается  процессом их использования при  решении различных познавательно-исследовательских  задач проекта.
          Правила успешной проектной деятельности по Т.И.Шамовой состоят в следующем:
     1. В команде нет лидеров. Все  члены команды равны. Команды  не соревнуются.
     2.    Все члены команды  должны получать удовольствие  от общения друг с другом  и от коллективного выполнения проектного задания.
     3.  Каждый должен получать удовольствие  от чувства уверенности в себе.
     4. Все должны проявлять активность  и вносить свой вклад в общее  дело. Не должно быть так называемых  «спящих партёров».
     5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
      Несомненно, метод проектов обладает рядом преимуществ. Во-первых, деятельность по проекту  ориентирована на личность обучаемого. Во-вторых, способствует повышению интереса к учению, усилению мотивации личностного роста. В-третьих, учитель берет на себя роль организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся. 
 
 
 

      Классификация проектов.
      Для того чтобы применять проектное обучение в учебном процессе, необходимо знать, что проекты могут быть разными и всё их разнообразие определяется типологическими признаками. Такими признаками являются:
      Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная).
    Проекты:
    - практико-ориентированные;
    - информационные;
    - творческие
      Предметно-содержательная область
    Проекты:
    -моно - проект (в рамках одной области знания);
           - межпредметный проект.
      Характер координации проекта;
    - проект  с открытой координацией;
    - проект  со  скрытой (неявной) координацией.
      Характер контактов:
    - внутришкольный;
    -региональный;
    -международный
      Количество участников проекта:
    - индивидуальные;
    - парные;
    - групповые.
      продолжительность выполнения проекта:
    - краткосрочные;
    - долгосрочные.
      По способу представления результатов:
    - доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
    - макет,  схема, план-карта;
    - видеофильм, выставка и другие.
      В соответствии с таким типологическим признаком как доминирующей в проекте деятельностью выделяют следующие проекты: исследовательские, творческие, ролевые (игровые), ознакомительно-ориентировочные (информационные), практико-ориентированные (прикладные).
      Рассмотрим особенности каждого  из этих проектов.
      Исследовательские.  Этот тип проектов полностью или почти полностью подчинён логике научного исследования. Разработка  проекта требует: аргументации выбранной темы исследования определённой  её актуальностью; обозначение проблемы исследования, её формулировки; определения предмета и объекта исследовательского поиска; выделения задач исследования на каждом его этапе; соответствующих методов исследования; поиск и отбор источников информации; выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы; разработку путей её решения, особенно экспериментальных, опытных; обсуждение результатов; выводы; оформление результатов и их презентация; обозначение новых проблем вскрывшихся в процессе исследования и обозначивших дальнейшее направления исследований.
     Творческие. Такие проекты предполагают соответствующее оформление результатов в виде сценария видеофильма, драматизации, сценария праздника, альманаха, альбома, дневника и т.д. Они, не имеют структуры научного исследования, а совместная деятельность учащихся развивается, подчиняясь форме презентации результата проектной деятельности.
      Ролевые (игровые). Доминирующим видом деятельности в таких проектах является ролевая игра. Структура деятельности подчиняется правилам разыгрывания ролей, которые взяли на себя участники проекта.
      Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Данный тип проектов направлен на поиск и сбор информации о каком-то объекте. Он может быть востребован в аспекте изучения школьного курса географии при изучении  природно-территориальных комплексов, природно-хозяйственных систем, географии мирового хозяйства, глобальных и региональных проблем человечества и т.д. Проекты такого типа требуют продуманной структуры, систематической коррекции деятельности участников проекта по ходу поиска  и обработки информации, соответствующих форм презентации собранной информации.
      Структура ознакомительно-ориентировочного проекта  может быть следующей:
      - цель проекта, её актуальность и соответствие изучаемому содержанию школьного предмета, в данном случае географии;
      - источники информации: литературные, электронные, картографические,
средства  массовой информации, энциклопедии, анкеты, беседы и т.д.;
      -обработка информации: анализ, группировка, обобщение, сопоставление, аргументированные выводы;
      -  результат проектного исследования:  реферат, дневник, альманах, карта, доклад, сообщение, видео;
      -  презентация: защита, обсуждение, демонстрация,
      Ознакомительно-ориентировочные проекты  зачастую становятся частью исследовательских  проектов и интегрируются в  исследовательскую деятельность  предполагающую реализацию следующих  её этапов:
      -  определение предмета и направлений  информационного поиска:
      -  выделение этапов поиска  с обозначением промежуточных  результатов;
      - корректировка первоначальных направлений поиска (при необходимости);
      - продолжение дальнейшего поиска информации по уточнённым направлениям;
      -  анализ новой информации;
      -  обобщение всей собранной  информации в результате проведённого  поиска;
      - выводы, заключение, оформление результатов  и презентация (возможна внешняя оценка результатов).
     Практико-ориентировочные (прикладные). Данный тип проектов отличает от предыдущих чётко обозначенный конечный результат деятельности его участников. В аспекте школьного предмета географии такие проекты имеют ярко выраженную краеведческую направленность практико-ориентированного характера. В структуре проектной деятельности обязательно должны присутствовать рекомендации по изменению или корректировке объекта исследования.
    Практико-ориентировочные проекты требуют тщательно продуманной структуры, конкретного по видам деятельности участия каждого ученика занятого в проектной деятельности, аргументированных выводов, оформлении, презентации результатов и предложений по практическому использованию результатов проектной деятельности.
     По типологическому признаку, определяющему  предметно-содержательную область,  выделяют два типа проектов: монопроекты и межпредметные.
     Монопроекты. Такие проекты осуществляются в аспекте содержательных линий одного предмета, в данном случае школьной географии. Для выбора проблемы проектного исследования выбирается наиболее значимые и сложные темы разделов учебной программы. Безусловно, в процессе работы над проектом возможно привлечение знаний и из иных учебных предметов. Такие проекты тоже требуют чёткой структуризации по этапам: определения целей, задач и видов познавательной деятельности на каждом этапе, прогнозирования знаний и умений, которые ученики должны усвоить на каждом этапе выполнения проекта.
Монопроект предполагает работу учащихся в группах с определением роли каждого ученика, причём, выбор ролевого участия осуществляется самими учениками, ими же выбирается и форма презентации конечного результата.
     В рамках монопроекта могут  выполняться: исследовательские,  творческие, ролевые, ознакомительно-ориентировочные (информационные), практико-ориентировочные  проекты  экологической, краеведческой, естественно - научной и географической направленности.  Так, к примеру, темами экологических проектов могут быть:  природа и экология нашей местности, «зелёные» лёгкие нашего города, чем мы дышим, вода, которую мы пьём  и т.д. Географические проекты, как правило, имеют исследовательский характер и  предполагают ознакомление с природными объектами своей местности, с хозяйственной деятельностью людей, с демографической ситуацией в городе, районе области и т. д. При изучении начального курса географии, курса географии материков и стран,  проекты могут приобретать приключенческий характер, принимая форму заочных путешествий, исследовательских экспедиций, круизов и пр.
      Межпредметные проекты. Особенностью таких проектов является то, что при их выполнении необходимы знания учащихся из нескольких, зачастую совсем не родственных учебных предметов: географии истории, биологии, литературы, химии и т.д. Выполняются они, как правило, во внеурочное время и в аспекте организации работы географического кружка или географического клуба. Они  продолжительны по срокам исполнения,  требуют чёткого структурирования по этапам, конкретности заданий, квалифицированной координации действий учащихся, слаженной работы всех творческих групп.   
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.