Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по дисциплине "Инновационный менеджмент"

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Федеральное агентство по образованию
     Российский  государственный  торгово-экономический 
     университет 
 

     Факультет управления
     Кафедра управления персоналом 
 
 

     Контрольная работа 

     по  дисциплине: Инновационный менеджмент
    Вариант № 5 
 
 

Выполнила: Степанова Ю.С.
5 курс, группа 52 з/о
«____»_____________2010 г.
(подпись  студента)
 
Рецензент: проф. Никитина Людмила  Петровна
                                    преп. Трусова Елена  Леонидовна 
 
 
 

         Москва , 2011 год 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………. 3

Инновационная деятельность: понятие, сущность, цели и основные направления ………………………………...…...…............
5
  1.1. Понятия инновационной деятельности ………………………… 5
 
      . Сущность инновационной деятельности.……………………….
5
  1.3. Цели и  основные направления инновационной  деятельности... 7

Инновационные стратегии и их виды ……………………….…....… 9
  2.1. Понятие инновационной стратегии……………………………... 9
  2.2. Виды инновационных  стратегий………………………………... 10

Практическое  задание № 1…………………...……………………… 15

Практическое  задание № 2…………………...……………………… 36
Заключение…………………………………………………………………. 37
 
Список использованной литературы…………………………………...…
39
ВВЕДЕНИЕ
     Интеграционные  процессы, протекающие сегодня в  мировом сообществе, способствуют признанию необходимости внедрения новых подходов к развитию территориальных экономик, и основную роль при этом играет инновационная деятельность. Развитие глобальных научных технологических сетей, соединяющих различные профессиональные и социальные сообщества, способствует достижению согласованного международного сотрудничества, которое является основным ресурсом прогресса человечества.
     По  мере развития теории инновации появился ряд ученых, мнение которых относительно природы возникновения инноваций можно свести к следующему: в основе инноваций лежат потребности рынка, т.е. спрос на новые товары и возникающая конкурентная борьба между предпринимателями. Среди таких ученых можно выделить Т.Коно, М.Портера, Б.Твиста, А.Кутейникова, Ю.Яковца, В.Медынского, В.Коновалова.
     Анализируя  и систематизируя теоретические  подходы к объяснению причин возникновения инноваций, совокупность возникновения инноваций можно систематизировать по четырем группам:
     1. Колебания экономического цикла;
     2. Развитие науки и изобретательство;
     3. Растущие потребности рынка;
     4. Конкуренция.
     В настоящее время, не смотря на развивающийся российский экспорт продукции в основном за счет военно-промышленного сектора, страна не получает стратегического выигрыша. Вызов наукоемкой продукции в современной России увеличивается, а научно-технические возможности экспортных предприятий снижаются, фактически внешняя торговля стала инструментом выживания оборотных предприятий.1 Однако если в западных странах первостепенное внимание уделяется развитию собственной технологической базы, внутреннему потреблению, техническому перенасыщению собственного производства и научно-технического потенциала (тем самым формируются предпосылки к вытеснению старых технологических укладов, обеспечивается устойчивое положение страны на мировом рынке), то в нашей стране этот принцип только зарождается. В результате наблюдается бурное формирование информационно-коммуникационных технологий при одновременных относительно низких темпов развития перерабатывающих отраслей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 

1.1.Понятия инновационной деятельности. 

    Инновационная деятельность – это деятельность, ориентированная прежде всего на внедрение прогрессивных нововведений. Вместе с тем, ее содержание не исчерпывается исключительно внедрением новшеств, достаточно тесно связано с научными исследованиями, и в том числе включает в себя разработку будущих инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, в новые или усовершенствованные решения в области организации производства и в социальной сфере, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
     Инновации в бизнесе считаются единственным надёжным и эффективным средством обеспечения конкурентоспособности в рыночной среде. Любые товар или услуга, приносивших некогда прибыль, рано или поздно устаревают, уступая место новым, более совершенным продуктам. И если на их смену предприятие не готово выпустить новый продукт, это может привести к банкротству. Сегодня предприятие может выжить на рынке только за счёт инноваций, которые хотя бы на время обеспечивают его конкурентные преимущества. Стремясь укрепить своё положение на рынке, предприятия запускают в производство новые товары, совершенствуют технологии, развивают системы продаж и обслуживания своей продукции.2
1.2.Сущность  инновационной деятельности. 

     Необходимость привнесения инноваций в экономическую и социальную сферу российского общества — актуальный вопрос современности, обсуждаемый на всех уровнях власти. Очевидно, инновационное развитие — один из приоритетов в российском обществе, по крайней мере, на ближайшее время.
    Организация инновационного процесса – деятельность по объединению усилий научно-технического персонала на основе соответствующих регламентов и процедур, направленная на ускорение и повышение эффективности инновационного развития. Цель организации – упорядочение инновационного процесса, улучшение его характеристик, ликвидация потерь, связанных с повторным проведением (дублированием) исследований и разработок, неполным использованием имеющихся открытий, медленным осуществлением процесса «исследование – производство».3
    Особенности организации инновационного процесса связаны с внутренне присущей ему неопределенностью. Неопределенность достижения цели, т. е. вероятность получения положительного результата, составляет на стадии фундаментальных исследований всего 5—10 %, увеличиваясь на этапе прикладных исследований до 85–90 %, а в процессе разработок– до 95–97 %. Однако и на поздних стадиях инновационного цикла остается существенной неопределенность времени и затрат, необходимых для достижения эффекта. Жесткое нормирование сроков и затрат уменьшает вероятность получения заданного результата, а регламентация результата и сроков связана с допущением возможности значительного перерасхода средств. Короче говоря, организация инновационного процесса основывается на учете его вероятностного характера, статистической природы действующих здесь закономерностей.4
    Организация инновационного процесса в широком  смысле включает организацию научно-производственного цикла (определение специализации и ответственности организаций, их размера, размещения, установление последовательности и порядка выполнения работ), организацию труда персонала и организацию управления. В данном разделе рассматривается в основном первая группа вопросов.
    Высокие темпы и эффективность обновления продукции, технологических процессов, их конкурентоспособность (на внутреннем и внешнем рынках) во многом определяются организационной составляющей инновационного механизма.5 При этом особую роль играют организации, в которых сосредоточены основные работы по созданию и освоению инноваций, – отраслевые научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, опытные и специальные конструкторские бюро, конструкторские бюро и отделы предприятий (объединений), акционерных обществ. В общем виде научные и научно-технические организации (независимо от отраслевых и региональных особенностей, секторов науки) можно классифицировать следующим образом:
        научно-исследовательские институты (НИИ);
        конструкторские бюро (КБ);
        проектно-технологические институты (ПТИ);
        проектно-конструкторские институты (ПКИ);
        государственные проектные институты (ГПИ).
    При этом под научной (научно-технической) организацией следует понимать специализированное и обособившееся хозяйственно самостоятельное учреждение, главной целью которого является проведение научных исследований (фундаментальных, поисковых и прикладных) или научно-технических разработок (конструкторских, технологических, проектных, организационных). К научным организациям (учреждениям) относятся организации, которые систематически ведут научные исследования в определенной области  знаний и отрасли наук по плану научных работ, составленному с учетом потребностей рынка в инновациях (новшествах) и государственных интересов, имеющие источники финансирования на проведение исследований.
1.3.Цели и основные направления инновационной деятельности 

    Основной  целью инновационной деятельности является формирование системы, обеспечивающей создание и коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности, содействие развитию рынка технологий, выпуску наукоемкой, конкурентоспособной продукции, обеспечивающих экономический рост и повышение качества жизни населения области.6
    При осуществлении организацией инновационной  деятельности можно выделить основные направления:
        подготовка и организация производства (с учетом требований НТП), которое охватывает приобретение инструментов и оборудования, а также методах и стандартах производства контроля качества;
        производственные разработки (модификация продукта и технологического процесса, переподготовка персонала);
        маркетинг новых продуктов (предварительное исследование рынка и адаптация продукта на новых рынках, реклама);
        приобретение неовеществленной технологии со стороны (патенты) лицензии, торговые марки и т.д.;
        производственное проектирование (подготовка планов и чертежей). 

2. ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ И ИХ ВИДЫ 

2.1. Понятие инновационной  стратегии 

    Инновационная стратегия ? это механизм достижения целей предприятия, связанных с инновацией и инновационной деятельностью, позволяющих конкретизировать цели, методы и средства внедрения новшеств различного типа, область их применения и возможности диверсификации производства; оценить целесообразность совершенствования ранее освоенных продуктов и процессов; определить реальные инновационные возможности предприятия в данный момент и в перспективе с учетом современного состояния и прогнозируемой динамики развития экономики в целом.
    В современных экономических условиях расчет эффективности инновационной стратегии нельзя ограничивать только анализом величины прибыли предприятия.7 В результате реализации инновационной стратегии предприятие получает определенный инновационный эффект, который имеет более широкий диапазон, чем, например, экономический. Инновационный эффект может заключаться в росте производительности труда и научно-технологического потенциала, улучшении условий труда, использования производственных мощностей, качества управления и организации производства и др. При этом величина прибыли предприятия может временно оставаться на прежнем уровне или даже уменьшиться. Соответственно возникает объективная необходимость комплексной оценки инновационной стратегии, при этом в качестве объектов оценки могут быть рассмотрены различные варианты, в т. ч. и действующий на момент выбора.
    Безусловно  любое предприятие желает выбрать такую стратегию своего развития, при которой затраты средств и риск были бы минимальны, а полученные результаты максимальными.
    На  практике подобное встречается крайне редко, тем более в условиях быстро изменяющейся внешней среды. Однако это не исключает возможности  разработки стратегии-эталона, с критериями которой при помощи методов комплексной многомерной сравнительной оценки будут сравниваться критерии любой инновационной стратегии, выраженные не в абсолютных величинах, а в виде степени их близости или дальности к эталонным.8 Для дальнейших расчетов критерии сравниваемых стратегий целесообразно выразить в долях соответствующих показателей стратегии-эталона, взятых за единицу.
2.2.Виды инновационных стратегий 

    Различают следующие виды инновационных стратегий. 9
    Активная  наступательная – означает постановку цели стать первым, ведущим предприятием с точки зрения инноваций на определенном сегменте рынка и (или) в определенном регионе. Присуща фирмам – пионерам. Цель стратегии – получение максимально высокой прибыли. Характерная черта – высокий риск. Сильные стороны, которыми должна обладать фирма:
        достаточность ресурсов;
        хорошая научно-техническая база;
        высокая квалификация научно-технических кадров;
        гибкие производственные технологии;
        развитая служба маркетинга.
    Для мелких фирм наступательная стратегия  является основной при условии достаточности ресурсов и концентрации усилий на приоритетном проекте, но это в основном все, же малоэнергоемкие и материалоемкие проекты. Но даже крупные предприятия применяют данную стратегию, как правило, лишь на узкой доле рынка или на немногих дифференцированных участках рынка, то есть они являются не диверсифицированными, а однопродуктовыми компаниями
    Умеренно  наступательная стратегия обеспечивает позиции «второго, самого лучшего производителя». Она присуща предприятиям-имитаторам, относящимся к «раннему большинству». Цель – избежать высоких рисков и добиться стабильной прибыли. Сильные стороны, которыми должна обладать фирма:10
        мощный производственный потенциал;
        высококвалифицированные  инженерно-технические
        специалисты;
        гибкие производственные технологии;
        развитая служба маркетинга.
    Оборонительная  стратегия – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции на уже имеющихся рынках. Для данной стратегии характерен невысокий риск. Оборонительная стратегия может реализоваться в различных вариантах. Два из них следующие:
    «лидерство в снижении издержек». Главная функция такой стратегии поддерживать норму прибыли посредством низких издержек производства, сосредоточить усилия на производстве максимального объема продукта для получения экономии на масштабе. Фирма, использующая такую стратегию, в значительной степени экономит на НИОКР, маркетинге, но должна владеть высокопроизводительными технологиями. Данная стратегия может быть присуща монопольному положению фирмы. Однако она не оправдывает себя в условиях монополистической конкуренции, так как создает мало возможностей закрепиться на рынке, на котором производители с активной наступательной стратегией могут успешно реализовать свою продукцию.
    «патентное блокирование». Основана на приобретении фирмой патентов на сам продукт, технологии его изготовления и т.д. – «куст патентов» Таким образом, включаются правовые механизмы, обеспечивающие конкурентное преимущество фирмы за счет прав собственности на интеллектуальный продукт. Сильной стороной фирмы являются маркетинговые исследования научно-технических тенденций и конкурентная разведка.
    Остаточная  стратегия. Цель стратегии заключается в стремлении «прижиться» на уже освоенном рынке с морально устаревшими изделиями. Обычно она применяется мелкими фирмами-имитаторами, когда фирма, придерживающаяся активной наступательной стратегии, покидает данный сектор рынка и появляется возможность выгодно использовать остаточный спрос. Сильные стороны фирмы-имитатора с данной стратегией – развитая маркетинговая служба в области конкурентной разведки, гибкие технологии.
    Дополняющая стратегия. Присуща мелким фирмам-пионерам. Цель получить высокую прибыль за счет выпуска дополняющих товаров к сложному и трудоемкому новому товару, выпускаемому крупной фирмой-пионером. Сильные стороны фирмы такие же, как у фирм, придерживающихся активной наступательной стратегии.
    Комбинированные  стратегии. Крупные диверсифицированные фирмы могут параллельно применять различные инновационные стратегии для  отдельных продуктов, видов производства, ассортиментных групп продукции.
    Переходные стратегии. Означают переход фирмы на различных этапах хозяйственной деятельности от одной стратегии к другой.
    Вышеперечисленные стратегии являются стандартными, типовыми. Искусство в деятельности менеджеров фирмы заключается в модификации описанных стратегий на основе ситуационного подхода в управлении. 11
    Здесь трудно дать какие-либо рекомендации, но, например, наступательная стратегия может иметь особенности и быть дифференцированной: одни фирмы ориентируются на техническое совершенство продукта, другие – на экологические параметры, простоту обслуживания и т.д. Таким образом, строится промежуточная стратегия, суть которой – избежать прямой конфронтации между конкурентами, найти свой сектор рынка.12
    Альтернатива  ориентации на то или иное стратегическое направление или совокупность направлений инновационной деятельности отражается в продуктово-рыночном портфеле, который содержит комбинацию планируемого инновационного продукта и определенного сегмента рынка.
    В таблице 1. показан пример продуктово-рыночой матрицы инновационного портфеля предприятия. Эта матрица определяет четыре возможных  стратегических направления инновационной деятельности предприятия.
    Таблица 1. Продуктово-рыночная матрица инновационного портфеля предприятия13
Рынки Продукты
Освоенные рынки Новые рынки
Освоенные продукты Интенсификация  возможностей  и оборона
Вариация продукта
Новые продукты
    Модификация продукта
    Выпуск радикально нового продукта 
Диверсификация на основе:
    имитации продукта;
    выпуск радикально нового продукта
 
    Первое  направление использует оборонительную стратегию, направлено на интенсификацию использования возможностей уже освоенных рынков и на недопущение на них конкурентов.
    Второе, третье и четвертое направления  основаны на наступательной стратегии.
    При реализации второго направления  необходимо провести маркетинговые исследования и выявить потребительские требования новых рынков. После чего необходимо произвести вариацию продукта – на основе господствующего продукта создать перспективный продукт с новыми потребительскими свойствами.
    Третье направление предусматривает освоение в производстве и реализацию на освоенном рынке нового продукта. Фирма при этом может быть как пионером, так и имитатором. Традиционный продукт может быть модифицирован в связи с его моральным устареванием. Или может быть выпущен радикально новый продукт, который содержит принципиально новые решения, по новому удовлетворяет существующие потребности клиентов.
    Четвертое направление основано на диверсификации деятельности предприятия и освоении им новых продуктов на новых рынках. Обычно при переходе на новые рынки фирма придерживается стратегии «второго самого лучшего производителя» или остаточной стратегии. Для использования активной наступательной стратегии она должна обладать очень сильным научно-техническим потенциалом. 14
    Такая матрица является основанием для  последующего продуктово-тематического  планирования инновационной деятельности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1
«Функции  инновационного процесса и личные качества исполнителей».
Форма 1.
Социально-психологическая  характеристика претендента  в рабочую
проектную группу на выполнение функции «Инструктаж и Поддержка» 

Качества +1 +2 +3
I Общие качества  
 
 
 
 
 
1. Отношение к    инновациям 0-49 человек прошлого
50-99   человек настоящего
100-150 человек
будущего
2. Склонность  к риску
0-12 не склонные к рискованному поведению
17-30  склонные  к немотивированному риску
13-16   склонные к мотивированному риску
II Специфические    качества  
 
 
 
 
 
1. Творческий потенциал 0-23  небольшой
24-48   нормальный
49 и более  значительный
2. Любознательность 4-6 7-9 10-12
3. Вера в себя 4-6 7-9 10-12
4. Постоянство 1-2 3-4 5-6
5. Амбициозность 1 2 3
6. Слуховая память 1-2 3-4 5-6
7. Зрительная память 1 2 3
8. Независимость 1 2 3
9. Абстрактное мышление 1-2 3-4 5-6
10. Степень сосредоточенности 1 2 3
 
 
 
 
Пояснительная записка к Форме 1 

      Социально-психологическая характеристика Претендента в
        рабочую проектную группу на выполнение
      функции «Инструктаж и  поддержка» 

      Рассмотрим  функцию «Инструктаж и поддержка» с позиции сущности основных видов деятельности и требуемых личных качеств. 

      Сущность: общее руководство командой проекта, включающее инструктаж менее опытных членов команды и их адаптации к новым задачам.
      Виды  деятельности:
      разработка инструкций по выполнению отдельных видов работ;
      разъяснение специфики отдельных видов членам команды;
      оценка результатов отдельных этапов проекта;
      позитивная критичность хода выполнения отдельных этапов проекта и проекта в целом;
      ограждение команды проекта и ее руководителя и менеджера от внешних критических воздействий отдельных функциональных подразделений организации.
    Требуемые личные качества исполнителей:
      практический опыт в области разработки проектов;
      объективность (в оценках результатов проекта и деятельности членов команды);
      независимость;
      критичность;
      убежденность;
      терпеливость и др.
 
      I. Претендент должен обладать следующими общими качествами, характеризующие возможность работать в инновационной сфере, то есть связанной с инновациями и риском
        Отношение к    инновациям (50-99 очков ? человек настоящего) ?  это качество берется в значении «+2»
        Склонность к риску (13-16 очков ? склонные к мотивированному риску) ? это качество берется в значении «+3»
 
      II. Претендент должен обладать следующими специфическими качествами, характеризующие способность претендента выполнять функцию «Инструктаж и поддержка».
    Специфические качества обязательные, без которых выполнение функции невозможно. Эти качества берутся в количестве от 0 до 5. Функции «Инструктаж и поддержка» соответствует 3-и качества, а именно:
          Вера в себя (10-12 очков) ? это качество берется в значении «+3».
        Стремление быть независимым (3 очка) ? это качество берется в значении «+3».
        Степень сосредоточенности (3очка) ? это качество берется в значении «+3».
    Специфические качества желательные, характеризующие потенциальные возможности претендента на совмещение других функций. Количество данных качеств не должно превышать специфические качества обязательные.
      Творческий потенциал (24-48 очков ? нормальный) ? это качество берется в значении «+2».
      Амбициозность (1 очко) – это качество берется в значении «+1»
      Зрительная память (2 очка) – это качество берется в значении «+2»
 
       Далее рассчитываем числовую модель социально-психологической  характеристики:
      Инструктаж  и поддержка ? 19 = I 5 + II  9  +  5
      Конкретные  данные по функции «Инструктаж и  поддержка» заносим из Формы 1 в сравнительную характеристику оптимальной модели социально-психологической характеристики исполнителей функций инновационного процесса и личных качеств претендентов в инновационную проектную группу (Форма 2).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.