На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Олигополия: формы проявления в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17 (не полная). Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Автономная  некоммерческая образовательная  организация
высшего профессионального  образования 

ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
(АНОО  ВПО ВЭПИ) 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
Олигополия: формы проявления и особенности в России 

                                     Выполнила
                                     студентка 1 курса
                                     специальность «Экономика и
                                     правление на предприятии (таможне)»
                                     очной формы обучения
                                     Лозовая Ирина Владимировна  

                                     Проверил:
                                     к.э.н., доцент А.А. Галкин 

Россошь
2011
Оглавление
Введение………………………………………………………………….   3
1. Понятие олигополии ………………………….……………………….   5
2. Особенности российского рынка олигополии……………………….
2.1 Основные олигополистические  рынки…………………………………
2.1.1 Черная металлургия…………………………………………………..
2.1.2 Нефтяная промышленность………………………………………………
2.1.3 Автомобильная промышленность………………………………………
2.2 Особенности Российского рынка олигополии…………………………..
3. Основные модели олигополии………………………………………
3.1 Модель Курно…………………………………………………………………
3.2 Модель Штакельберга………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
       В настоящее время одними из самых  распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в  чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. Этим и объясняется актуальность данной проблемы. Именно исследованию олигополии, форм ее проявления и особенности в России и посвящена курсовая работа, также предстоит исследовать модель олигополии, тайный сговор и картели.
       Термин  “олигополия” применяется в экономике  для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых  контролируют значительную долю рынка. Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из ограничений - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, так как последняя в таких условиях является более эффективной.
       На  сегодняшний день тема очень актуальна. Если обратиться к статистике, то в России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, т.е. почти все отрасли, которым удалось выстоять в нынешнем кризисе и на которые пока опирается отечественная экономика.
И, несмотря на то, что фирмы в олигополии являются конкурентами, они все стремятся к максимизации прибыли и снижению издержек у олигополии  в целом.
Цель курсовой работы – исследовать формы проявления олигополии, рассмотреть особенности российского рынка олигополии и ее влияние на рынок в целом; исследовать модели олигополии (модели Курно и Штакельберга).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
    рассмотреть формы проявления олигополии;
    исследовать модели олигополии ( модель Курно и модель Штакельберга);
    исследовать  формы проявления олигополии в России.
 
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
В нашем исследовании  мы сначала рассмотрим понятие «олигополия», затем перейдем к исследованию основных олигополистических рынков России и основных моделей олигополии. 
 

Для написания работы использовались труды  следующих авторов:
Г.С. Вечканова, В.М. Гальперина, А.Г. Грязновой, Р.М. Нуреева, И.К. Станковской, М.Н. Чепурина, Д.А. Шевчука, Р.Г. Янбарисова и других.
Использование трудов этих авторов  помогло в процессе исследования рассмотреть наши вопросы с различных точек зрения, выявить различия и сходства источников с целью дальнейшей систематизации полученной информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1: Понятие олигополии.
  Олигополия  – это рыночная структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, так как это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.
  По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на плотные и разряженные. К плотным олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены 2-8 продавцами. Структуры рынка, которые включают более 8 хозяйствующих объектов, относят к разряженным олигополиям. Подобного рода градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях плотной и разряженной олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае это практически невозможно.
  Исходя  из характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные. Ординарная олигополия связана с производством и предложением стандартных продуктов. Многие стандартные продукты выпускаются в условиях олигополии – это сталь, цветные металлы, строительные материалы. Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска продуктов многообразного ассортимента. Они характерны для тех отраслей, в которых имеется возможность разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг.
  Уровень плотности олигополистической структуры  рынка измеряется количеством предприятий в той или иной отрасли и их долей в совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики. Таким образом, варьируя количеством предприятий можно определить степень концентрации производства, а, следовательно, и предложения в исследуемой отрасли общественного производства.
  В то же время  следует подчеркнуть, что было бы неосмотрительно ориентироваться на масштабы только национальной экономики. Олигополистические структуры могут формироваться как на региональном, так и на местном уровне хозяйствования. Так в силу специфики возможностей потребления готового бетона на локальных рынках (района, небольшого города) также формируются олигополистические структуры, равным образом, как и на региональном уровне в сфере предложения, например кирпича.
  Однако  на каком бы уровне мы ни рассматривали  олигополии, не следует забывать о  двух важных моментах: межотраслевой  конкуренции и импорте продукции. Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно одинаковыми с продукцией олигополистов потребительскими свойствами (например, газ и электроэнергия как источник тепла, медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов). Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей. Оба эти фактора могут способствовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами.
  В основе исторической тенденции образования  олигополий лежит механизм рыночной конкуренции, который с неотвратимой силой вытесняет с рынка слабые предприятия путём либо их банкротства, либо поглощения и слияния с более сильными конкурентами. Банкротство может быть вызвано как слабой предпринимательской активностью руководства предприятия, так и воздействием усилий, предпринимаемых конкурентами против определенного предприятия. Поглощение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретение того или иного предприятия либо полностью, либо частично скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала. Это отношение между сильными и слабыми конкурентами. Слияние, как правило, носит добровольный характер. Хотя подобного рода централизация капитала и производства может быть экономически вынужденной, как выбор третьего из двух зол: либо полная утрата самостоятельности, либо изматывающая экономическая война.
  Процессы  поглощения и слияния позволяют  существенно увеличить свои доли продаж на соответствующем рынке. Рост рыночной власти нескольких корпораций делает бессмысленной ценовую конкуренцию, которая может превратиться в “войну” цен и привести к истощению всех ее участников.
  Другим  существенным фактором формирования олигополистических структур рынка является стремление предприятий реализовать эффект масштаба производства. В процессе совершенствования техники и появления новых технологий оптимальные размеры производства достигли таких масштабов, которые стали существенным препятствием для вхождения в отрасль новых предприятий. Эти препятствия связаны как с ограниченностью финансов, достижением низких издержек производства, так и более рациональным использованием ресурсов несколькими хозяйствующими объектами, нежели многими конкурентами с незначительными объемами производства. [4]
  Олигополия  является одной из самых распространенных структур рынка в современной  экономике. В большинстве стран  почти все отрасли тяжелой  промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.
  Наиболее  заметная черта олигополии состоит  в немногочисленности действующих на рынке фирм. Не следует думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монопольной конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.
  Формально к олигополистическим обычно относят  те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.
  Если обратиться к статистике, то в России отчетливо  олигополистический характер носят  сырьевые отрасли, черная и цветная  металлургия, т. е. почти все отрасли, которым удалось выстоять в нынешнем кризисе и на которые пока опирается отечественная экономика, а так же автомобильная промышленность. Концентрация производства в руках 8 ведущих фирм здесь колеблется от 51 до 62%. Бесспорно олигополизированы и основные подотрасли химии и машиностроения (производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА 2: Особенности российского рынка олигополии.
  Российский  рынок как переходный и постплановый имеет ряд особенностей, в первую очередь связанных с советский прошлым. Экономическая обособленность от других государств, нерыночный способ ведения хозяйства, всеобщая концентрация ради упрощения управления хозяйствующими субъектами привели на данный момент к высокой доли отдельных компаний в различных отраслях народного хозяйства. В результате рынок олигополии для нас является очень важным, так как многие фирмы-олигополисты являются ключевыми для нашей экономики. Это и АвтоВаз и Газпром и нефтеэкспортеры и "металлурги" и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации. 

     Крупнейшие  компании по объему реализации продукции  за Январь 2009
Компа-ния Газ-пром РАО “ЕЭС” Лук-Ойл ЮК ОС
Сургу-нефте-газ ТНК Сиб-нефть Рус-ал
V реализ. Млн.$ 19571 16052,6 15449 113,073 6407,07 6075,4 4776,7 3960
 
     В нашей стране крупный бизнес по-прежнему обеспечивает более высокую рентабельность и производительность труда нежели средний и малый. Крупные предприятия устойчивее по отношению к так называемым неэкономическим проблемам, которые существуют в нашей стране. Это и высокий уровень коррумпированности чиновников, криминализация общества, "нерыночная" конкуренция и т.п. Крупные фирмы, в большинстве своем олигополисты, являются основным локомотивом экономического роста России  

Рост  рентабельности отраслей промышленности за 2009 год
Отрасль Рентабельность  в %
Нефтегазовая  промышленность 18,5
Промышленность  драгоценных металлов и алмазов 15,5
Табачная  промышленность 15,5
Пищевая промышленность 9
Лесная  и деревообрабатывающая промышленность 7
Черная  металлургия 6
Машиностроение 5,5
Электроэнергетика 5,5
Химическая  промышленность 5
Цвет. Мет. 3
Угольная  промышленность 1
 
     Производительность  труда в крупном бизнесе растет опережающими темпами и превосходит  средний бизнес в 1,5 раза. В нефтегазовой сфере производительность труда составляет 2300 тыс. руб./ чел. в год, когда как, например, в производстве строительных материалов 400 тыс. рублей в год. Это, конечно же можно списать на высокие цены на сырье и эффект масштаба. Но не только, сегодняшние средние и мелкие фирмы недостаточно используют свое преимущество быстрой реакции на изменения рынка, лишь пищевая промышленность выглядит особняком (производительность 1600 тыс. руб/чел). 

2.1 Основные олигополистические  рынки.
     Рассмотрев  некоторые олигополистические рынки, можно представить целостную картину российского рынка олигополии. Во-первых, можно еще сказать, что он находится на стадии становления. Ряд отечественных компаний становятся похожи некоторыми чертами на иностранные олигополистические корпорации. Это и космополитизация, приобретение активов за рубежом, появление иностранных собственников, черты ТНК. Во-вторых, для него присущи два абсолютно противоположных процесса - увеличение и уменьшение доли концентрации фирмы в отрасли. Увеличение концентрации связано со слиянием компаний для получения большей выгоды от масштабов производства (черная металлургия, автопром). Уменьшение концентрации связано с притоком иностранных фирм на рынки в первую очередь бытовой техники после кризиса 1998г. В-третьих, российские олигополисты сильно зависят от государства, нередко государство является крупнейшим акционером. 

2.1.1 Черная металлургия
     Черная  металлургия - одна из классических отраслей для рынка олигополии. В России - стране одной из лидеров по запасам железной руды - эта отрасль является ключевой. На данный момент на рынке представлено более 20 фирм, но 80% рынка держат 7 металлургических компаний. Несмотря на ощутимый рост за последние 5 лет, объемы производства продукции остаются низкими.
  Крупнейшими компаниями черной металлургии являются такие как: ММК, Северсталь, Кузнецкий металлургический комбинат, НЛМК, Мечел.
  Следует отметить, что доля отдельных металлургических предприятий возрастает, если рассматривать отдельно рынки производства продукции: рынок чугуна, стали и проката. Так, например, ТМК является крупнейшим производителем труб в России. 

     Особенности рынка
     Черная  металлургия, прежде всего экспортная отрасль, зависящая от мировых цен  на металл. В настоящий момент в  отрасли происходят подвижки в сторону увеличения доли более дорого по сравнению с заготовкой и сортовым прокатом листового проката. Его доля увеличилась на 38,7% . В целом же экспорт проката в стоимостном выражении вырос в 2004 году на 18%. На рынке на фоне высоких экспортных достижений вследствие высоких рыночных цен на сырье идет процесс консолидации и укрепление предприятий. Так, например, стальная группа "Мечел" еще в 2002 году объявила о планах создания вертикально интегрированного холдинга, формирование которого завершилось в конце 2003 года. В новую компанию вошли, кроме самого "Мечела", угольная компания "Южный Кузбасс", торговая компания "Угле-меттрейдинг", Вяртсильский метизный завод, Белорецкий меткомбинат и компания "Южуралникель". Также российские металлурги охотно приобретают активы за рубежом - заводы для производства конечной продукции и полуфабрикатов. Так, например, Новолипецкий МК имеет завод в Дании, а "Мечел" - ряд заводов в Румынии и Хорватии. Важным вопросом для металлургов является вступление России в ВТО и ряда дискриминирующих Россию законодательств стран-импортеров. 

2.1.2 Нефтяная промышленность
     Нефтяная  промышленность в данный момент является определяющей для всей Российской экономики. Сколько раз по новостям центральных и региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть и о возможных последствиях этих колебаний для России. Действительно сейчас, как говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан. Хотя нефтяная и угольная промышленность имеет долю в основных видах промышленной продукции в нашей стране всего около 5 %, по суммарной добычи сырьевой нефти Россия постепенно выходит на первое место в мире, добывая около 2900 млн. баррелей в год. На сегодняшнем рынке (после распродажи "Юкоса") представлены несколько общероссийских и региональных компаний: "Лукойл", "Сибнефть", "ТНК", "Татнефть", "Роснефть", "Транснефть", "РиТек", "Башнефть", "Сургутнефтегаз" и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании. Так в 2010 году 11 крупнейших нефтяных компаний добывали около 91,28% всей нефти в России, а четыре общероссийских "ЛукОйл", "Юкос", "Сибнефть" и "ТНК" чуть менее 80%. При этом "Лукойл" и "Юкос" занимали по 25% рынка (добыча нефти по 35,4 млн т. за полтора квартала).
Динамика  добычи нефти российскими компаниями с 2010 по млн. бар в день
       

     Ситуация  изменилась, когда компания "Юкос" фактически завершила свое существование (были распроданы её основные активы). На рынке появился один ярко выраженный лидер - "Лукойл". Именно с ним, а также со сговором остальных нефтяников, связывают заметное увеличение цен на бензин на внутреннем рынке с 2004 и по сегодняшний день. 

     Особенности рынка
     На  рынке нефти сложилась парадоксальная ситуация - рост доходов при заметном росте издержек компаний. Рост доходов  связан с высокими ценами на нефть  вследствие очередного энергетического кризиса и нестабильности политической ситуации на ближнем востоке. В 2004 году цена нефти марки BRENT достигала около 40$ за баррель, и естественно сейчас цена на нефть также растет.
     Ситуация  с издержками связана с все  большим ужесточением налогового законодательства и укреплением рубля. Можно отметить факт, что для нефтяных компаний, все равно, если цены на нефть будут больше 30$ за баррель, так как больше этого уровня они вряд ли смогут заработать. Увеличение налогового бремени крайне негативно сказалось на инвестициях в сферу нефтедобычи. При вступившей с 1 августа 2004 года новой экспортной шкале пошлин государство в виде налогов взимает около 88% дополнительного дохода при цене свыше 25$ за баррель у крупнейших нефтедобывающих компаний и 100% у независимых компаний (при учете налога на прибыль). Укрепление рубля также понижает реальную прибыль компаний. Кроме того при "экстенсивной" добычи нефти старые месторождения заметно уменьшают отдачу, а разработка новых в силу разных (в том числе климатических) причин влечет дополнительные сверхиздержки. Еще один фактор - дело "Юкоса", которые не прибавило привлекательности акциям отечественных нефтяных компаний. 

2.1.3 Автомобильная промышленность
     Автомобильная промышленность является одной из самых "больных" отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия, как правило, являются градообразующими. Однако продукция автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Единственное в большинстве своем преимущество отечественных автомобилей перед импортными - преимущество в цене постепенно нивелируется.
     Особенно  это касается "Автоваза", который  постепенно уменьшает выпуск "дешевых" моделей, расчищая нишу для отечественных производителей ("ИЖавто") и для иностранных конкурентов, в первую очередь корейских компаний. Ставка на "Шевроле Нива", казалось бы, себя оправдала за 2009 год объем производства вырос на 2,4%. Но по итогам первого квартала 2009 года Волжский автозавод снизил объемы производства по сравнению с тем же периодом 2008 года на 4,7 процента. Все же "Автоваз" несомненный лидер в производстве легковых автомобилей от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно. Объем реализации продукции в 2009 году составил 4,2 млрд. $, для сравнения у "ГАЗа" – 1,6 млрд. $ Государство проводит активную протекционистскую политику по отношению к автопрому. Благодаря высоким пошлинам на иномарки и стабильному росту спроса на внутреннем рынке, "Автоваз" ежегодно испытывает рост. Однако уже в 2003 году каждый третий купленный в России автомобиль – был иномарка. 

     Лидерство в ценах
     На  примере рынка легковых автомобилей  можно проследить ситуацию лидерства в ценах, когда один самый крупный производитель диктует цены на продукцию остальным. В данном случае таким производителям является "Автоваз". Именно данная компания является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея большую рентабельность, вследствие масштаба производства "Автоваз", разумеется, является безусловным лидером. 

     Неблагоприятные прогнозы и пути выхода
     По  прогнозам специалистов рынок легковых автомобилей к 2012 году в России возрастет до 2,5 млн. единиц, В 2006 году рынок легковых автомобилей в РФ составлял 2 млн. 216 тысяч единиц. При этом их производство в 2006 году составило 1 млн.783 тысяч единиц, а к 2010 году возросло до 3 млн. Объем производства будет зависеть от объема отечественных и зарубежных инвестиций. В ближайшие 1,5-2 года цены на отечественные автомобили приблизятся вплотную к ценам на некоторые зарубежные модели. Что не может не сказаться на конкурентоспособности наших предприятий. По прогнозам "Института Адама Смита" уже в 2006 году в России иномарок покупали больше, чем отечественных автомобилей, в 2010 году их доля составила 66%, а к 2012 году их доля возрастет до74%.
     Из  такого положения у отечественных  компаний есть несколько путей выхода:
      1) Создание совместных предприятий.  Наподобие совместного предприятия "ВАЗ" и "Дженирал Моторз" по производству "Шевроле Нива". Такое сотрудничество выгодно для иностранных компаний, ведь они снижают из-держки в виде пошлин. Для российских же компаний это один из основных способов выживания в конкурентной среде.
     2)Комплексная перекапитализация, создание новой конкурентоспособной продукции на ос-нове новых технологий. Так тот же "Автоваз" проводит перекапитализацию сроком 8 лет. 
 
 
 
 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.