На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Психические аспекты профессиональной деятельности участковой медсестер

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение 

     Современная участковая медицинская сестра принимает решения в условиях нестандартных ситуаций. Медсестринская помощь требует подчас нестандартных решений в работе с детьми в экстремальных ситуациях при лимите времени.
     Для успешного выполнения этих задач участковой медицинской сестре недостаточно лишь знаний в области своей узкой профессиональной компетенции. Важнейшим критерием профессиональной компетентности участковой медицинской сестры; становится её психолого-педагогические возможности, наличие качеств, способствующих коммуникативным способностям в общении с детским населением, видение будущего и желание постоянно заниматься своим саморазвитием.
     Работа участковой медсестры детской поликлиники сопряжена большими психологическими и физическими нагрузками, поэтому медсестра должна быть своего рода психологом, учителем и наставником.
     Анализируя  деятельность медицинских работников, легко заметить, что при одинаковых кадровых и финансовых возможностях успехи отдельных медсестер разные. Проблема заключается не только в объективных условиях, но и в личности медсестры. Успешность работы находится в определенной зависимости не только от профессионального мастерства, но и от личностных качеств, особенностей психики, свойств нервной системы, направленности личности.
     Рост  дефектов и ошибок в оказании медицинской  помощи детям, нарушений профессиональных технологий, неуменьшающееся количество жалоб на качество работы медицинских учреждений, могут быть связаны с личностными качествами, а также обусловлены уровнем психолого-педагогического профессионализма медицинских работников.
     В организации работы участковых медицинских сестёр в любом лечебно-профилактическом учреждении педиатрического профиля, важную роль играет специфическое общение, в первую очередь с ребенком и его родителями. Качество  психолого-педагогической деятельности медсестры в отделении детской поликлиники не удовлетворяет современное общество (насколько можно судить по отзывам родственников детей, количеству нелицеприятных публикаций в средствах массовой информации).
     Таким образом, назрело основное противоречие между социальной потребностью в квалифицированном, компетентном медицинском работнике, способным к самостоятельному продуктивному решению профессиональных задач  и уровнем  психолого-педагогической подготовки сестринского персонала.
     Для снятия этого противоречия необходимо разрешение проблемы процесса профессионального  становления медицинских сестёр в психолого-педагогической деятельности, что позволит полнее использовать человеческий фактор в здравоохранении.
     Таким образом, актуальность данного исследования определяется высокой степенью влияния психолого-педагогической деятельности участковой медицинской сестры детской поликлиники на качество жизни, как родителей, так и маленьких пациентов.
     Цель работы - охарактеризовать деятельность участковой медсестры в отделении детской поликлиники, как фактора повышения качества медсестринской помощи в психолого-педагогическом аспекте.
     Объектом  исследования являются психология общения  в системе «участковая медицинская сестра - пациент»; сестринская педагогическая деятельность.
     Предметом исследования можно считать роль психолого-педагогической деятельности участковой медицинской сестры детской поликлиники в повышении качества сестринской помощи.
     В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
     Проанализировать  психологические аспекты профессиональной деятельности участковой медсестры детской поликлиники.
     Провести  сравнительный анализ деятельности медсестры общей практики и участковой медсестры на примере работы МУЗ ГДП №4.
     Разработка  научно-обоснованных рекомендаций по образовательной деятельности участковой медсестры.
     База  исследования: МУЗ «Городская детская поликлиника» №4, детская поликлиника (город Подольск, Московской области).
     Работа состоит из введения, 3 глав основной части, заключения, списка литературы.
     Дипломная работа представлена на 44 страницax, имеет список использованных источников, включающий 22 наименования, 11 таблиц, 9 рисунка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОЙ МЕДСЕСТРЫ
 
     1.1 Причины необходимости повышения качества сестринской помощи 

     Качество  жизни населения в целом и  каждого человека в частности  в первую очередь определяется состоянием здоровья, зависящим от очень многих факторов: наследственности, экологии внешней среды, образа жизни, материальных возможностей, объема и содержания доступной медицинской помощи. Без сомнения, достижению высокого жизненного уровня могут способствовать такие важные моменты, как информированность населения, наличие стройной системы санитарно-гигиенического воспитания и медико-социальной помощи, функционирование «школ здоровья», обучающая направленность сестринского ухода. Результаты анализа демографической ситуации в стране и показателей здоровья населения конца1990-х – начала 2000-х годов послужили отправной точкой при разработке Национального проекта «Здоровье», в котором повышение качества медицинской помощи провозглашается приоритетным направлением модернизации здравоохранения. Существует ряд объективных причин, обусловливающих необходимость повышения и обеспечения качества медицинской помощи и уровня здоровья населения: существенное возрастание личных, производственных и общественных потребностей возрастание роли научно-технического прогресса в диагностике, лечении и реабилитации; усовершенствование услуг и повышение значимости выполняемых функций; неприятие потребителем услуг с относительно невысоким уровнем качества; ужесточение требований к повышению эффективности сестринской помощи как условия функционирования лечебно-профилактического учреждения. Повышение качества медицинской помощи способно привести к повышению качества жизни населения в целом, как пациентов, так и медицинского персонала.
     Огромная  роль в реализации мероприятий по оздоровлению нации принадлежит медицинским сестрам, образование и опыт которых позволяет оказывать высококачественные сестринские услуги.
     Методология качества сестринской  помощи. Прежде чем приступать к решению проблем КСП, необходимо ознакомиться с сутью понятия «качество». Это понятие волновало лучшие умы человечества с древних времен. Трактовка понятия «качество» встречается во всех философских течениях. Аристотель в III веке до нашей эры определял качество как дифференциацию между предметами по признаку «хороший–плохой». В китайской версии иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов: равновесия и денег. Понятие «качество» тождественно понятию «высококлассный», «дорогой». С течением времени в структуре понятия «качество» совершенно явственно выделяются два аспекта: объективный и субъективный. Это явление получило отражение в определениях качества, дошедших до наших дней. В трактовке Гегеля качество определяется, в первую очередь, тождественной с бытием определенностью, при этом нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. В 1931 г. У.Э. Шухарт дает свое определение: качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики и субъективную сторону: насколько вещь хороша. Дж. М. Джуран (1979) описывает качество, с одной стороны, как свойство, соответствующее назначению предмета, с другой стороны, как степень удовлетворения потребителя данным предметом. Согласно Международному стандарту ИСО 8402-86, качество - это совокупность свойств и характеристик продукта (услуги), которые придают ему способность удовлетворять существующие или предполагаемые потребности. Услуга — процесс предоставления определенных благ потребителю. Потребитель сестринской помощи — пациент, получающий ее. В сестринские услуги включены организация и проведение мероприятий по сохранению здоровья пациента, профилактике заболеваний, уходу за пациентом, включая выполнение манипуляций, подготовку к исследованиям, проведение реабилитационных мероприятий, облегчение страданий пациента. Таким образом, под качеством сестринской помощи понимают соответствие между ожиданиями пациента (семьи, общества) и восприятием пациентом (семьей, обществом) процесса и результата оказания помощи.Это определение, подчеркивающее соответствие ожидания и восприятия как важнейшую характеристику качества помощи, не является исчерпывающим. В.А. Медик и В.К. Юрьев приводят несколько современных определений понятия «качество медицинской помощи». В формулировке А. Донабедиана: «Качество медицинской помощи определяется использованием медицинской науки и технологии с наибольшей выгодой для здоровья человека, при этом без увеличения риска. Уровень качества, таким образом, — это степень достижения баланса выгоды и риска для здоровья». М. Ремер и С. Монтойя Агиляр: качество медицинской помощи — «должное проведение (согласно стандартам) всех мероприятий, которые являются безопасными, приемлемыми в смысле затрачиваемых средств в данном обществе и влияют на смертность, заболеваемость, инвалидность...»*Определение Всемирной организации здравоохранения: «Каждый пациент должен получить такую медицинскую помощь, которая привела бы к оптимальным для его здоровья результатам в соответствии с уровнем медицинской науки, возрастом пациента, диагнозом заболевания, реакцией на лечение; при этом должны быть привлечены минимальные средства, риск дополнительного травмирования или нетрудоспособности должен быть минимальным, а результат и удовлетворение от процесса оказываемой медицинской помощи максимальными»*.
     Определение, разработанное Центральным НИИ  организации информатизации здравоохранения Минздрава РФ: «Качество медицинской помощи (health care quality) — это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии».
     Все варианты определений «качества  медицинской помощи»имеют значение не только для развития сестринского дела, но и для совершенствования сестринской практики, так как формулируют основные характеристики качества. С точки зрения пациента (семьи, общества), качество сестринской помощи — такие свойства услуги, благодаря которым пациент остается доволен оказанием сестринской помощи в целом, результатом и процессом ее оказания. А это значит, что условия, в которых производилось сестринское вмешательство, профессионализм медицинских сестер, их личностные качества, профессиональное общение и результат помощи соответствовали ожиданиям пациента. С точки зрения учреждения здравоохранения, качество сестринской помощи — выполнение функциональных обязанностей в строгом соответствии с нормативно-правовой документацией, что означает профессиональную компетентность медицинских сестер, умение работать в команде, создавать и поддерживать позитивную производственную среду и обеспечивать инфекционную безопасность. Таким образом, структура понятия «качество» включает внутреннюю и внешнюю составляющие. Внутренняя составляющая качества — характеристики, внутренне присущие услуге. Внешняя составляющая качества — соответствие потребности и восприятия услуги. Разные авторы предлагают различное число характеристик. Порой, различаясь по названию, они, по сути, отражают одни и те же свойства. А. Донабедиан считает характеристиками или базовыми критериями качества медицинской помощи (КМП):
     действенность (способность поправить здоровье);
     результативность (достигнутый уровень здоровья);
     эффективность (соотношение между полученным результатом  и затратами);
     оптимальность (сбалансированность цены и качества);
     приемлемость  для пациента (в физическом, психологическом, материальном смысле);
     правомерность (допустимость с точки зрения государственных  законов и общественных порядков);
     Доступность. Для понимания значимости сестринского ухода в процессе повышения эффективности медицинской помощи легче оперировать следующими характеристиками КСП.
     Профессиональная  компетенция. Подразумевает наличие профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для оказания сестринской помощи, умение их применить в конкретной ситуации, в том числе при использовании в работе протоколов и стандартов сестринской деятельности, алгоритмов выполнения манипуляций. А также наличие профессионально значимых личностных качеств: честности, ответственности, дисциплинированности, аккуратности, умения руководить и подчиняться в зависимости от ситуации. При этом в повседневной работе медицинской сестры заложено противоречие: с одной стороны, необходимо обеспечить индивидуальный подход к пациенту, с другой — во избежание ошибок и осложнений строго придерживаться стандартизированных принципов и правил.
     Доступность сестринской помощи. Означает обеспечение возможности получения сестринской помощи независимо от географических, экономических, социальных, культурных, религиозных, организационных или языковых барьеров.
     Результативность  сестринского вмешательства. Складывается из целого ряда факторов: эффективности планирования рабочего времени и использования технологий сестринского ухода, взаимодействия в процессе ухода с пациентами и их родственниками, контроля динамики проблем пациента, обеспечения инфекционной безопасности, лекарственной терапии, сроков проведения обследований).
     Межличностные взаимоотношения. Под межличностными взаимоотношениями прежде всего подразумеваются внутренний психологический климат коллектива и умение работать в команде. Для эффективности сестринского вмешательства огромное значение имеют следующие моменты:
     взаимодействие  пациента в системе организационного окружения: врач — медицинская сестра — пациент, медицинская сестра —  медицинская сестра — пациент, медицинская сестра — пациент — родственники пациента;
     -ожидания  и представления пациента об  организационном кружении и собственной  роли в нем;
     -ожидания  медицинской сестры в отношении  пациента и его роли в решении  проблем;
     -адаптация  пациента к заболеванию;
     -коррекция поведения пациента и формирование позитивной установки пациента на проводимое лечение;
     -роль  медицинской сестры в процессе  сознательного обучения поведению в сложившихся обстоятельствах.
     Эффективность. Рассматривается как отношение затраченных ресурсов к полученным результатам. Анализ эффективности производится, как правило, для сравнения альтернативных решений.
     Эффективность сестринского ухода тем выше, чем  четче согласованы сроки обследования и подготовка к ним, чем раньше и целенаправленнее организована профилактика развития возможных осложнений, чем активнее роль пациента и его родственников в организации и выполнении мероприятий по уходу.
     Непрерывность. Эта характеристика означает последовательность и преемственность в получении сестринской помощи, соблюдение которых возможно только благодаря ведению сестринской документации, причем не только фиксирующей лекарственную терапию и дополнительные методы исследования, назначенные лечащим врачом, но и динамику проблем пациента. Несоблюдение преемственности в оказании сестринской помощи негативно влияет на результативность сестринского ухода, снижает его эффективность и ухудшает межличностные взаимоотношения как в системе «медицинская сестра — пациент», так и в системе «врач — пациент».
     Безопасность. Означает обеспечение безопасной больничной среды: инфекционной безопасности пациента и персонала, профилактику травматизма и конфликтных ситуаций, контроль соблюдения лечебно-охранительного режима и лечебного питания ,контроль возникновения побочных явлений и осложнений лекарственной терапии, а также своевременное сообщение выявленных фактов лечащему врачу.
     Таким образом, безопасность означает сведение к минимуму риска побочных эффектов пребывания в лечебно-профилактическом учреждении, диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за пациентом.
     Удобство. Под этой характеристикой подразумевают не только комфорт и чистоту, но и условия, обеспечивающие максимально возможную самостоятельность пациента в осуществлении физиологических потребностей: удобная мебель, расположенная в соответствии с требованиями эргономики, возможность осуществления санитарно-гигиенических навыков, обеспечение в случае необходимости цивилизованного вызова медицинской сестры. Наличие холодильника, телевизора, библиотечки только усилит значение этой характеристики качества сестринского ухода.
     Внешняя составляющая качества — соответствие потребности и восприятия услуги — характеризуется понятием «удовлетвореность». Организация, содержание и результаты работы сестринской службы должны отвечать ожиданиям и потребностям пациентов и их родственников, медицинских сестер. Удовлетворенность может быть полной или частичной, в ряде случаев возникает неудовлетворенность как сестринскими услугами (со стороны пациентов), так и результатами работы (со стороны медицинского персонала).
     Удовлетворенность пациентов. Для пациентов в конкретном медицинском учреждении КСП определяется тем, насколько она отвечает их потребностям, ожиданиям и является своевременной. С целью определения уровня удовлетворенности пациентов и их родственников результатом и процессом сестринской помощи необходимо проводить анкетирование последних с обязательным анализом ответов респондентов. Данные анализа результатов опроса окажут несомненную роль в корректировке работы сестринской службы. Кроме того, важное значение в оценке удовлетворенности пациентов результатами сестринской помощи могут играть публикации в средствах массовой информации, выступления в программах телевидения и радио. Однако необходимо учитывать, что пациенты не всегда в состоянии адекватно оценить оказанную им сестринскую помощь и профессиональную компетентность персонала. Пациент воспринимает сестринское вмешательство как качественное, если оно удовлетворяет или превосходит его ожидания. Ожидания пациента формируются на основе уже имеющегося опыта или получаемой из различных источников информации. Таким образом, потребительское восприятие сестринского вмешательства определяется следующими соответствиями: между ожиданием пациента и их восприятием руководством медицинского учреждения (руководство должно правильно представлять, чего хотят пациенты); между предоставляемыми услугами и внешней информацией об услугах (качество услуги в данном случае зависит от достоверности предоставляемой пациенту и его родственникам информации).
     Удовлетворенность медицинских работников определяется теми условиями, в которых организовано сестринское вмешательство, наличием средств организации ухода, эргономических пособий, средств и методов обеспечения инфекционной и психологической
     безопасности пациента и персонала, размером и формой оплаты труда, практикой моральных поощрений. Немалое значение имеет возможность профессионального роста, участия в реализации федеральных программ с последующим обменом опытом и общением с коллегами из других ЛПУ или регионов, решения вопросов социальной защищенности.
     Таким образом, повышение КСП возможно при эффективном взаимодействии медицинской сестры, профессионально компетентной, и пациента (его родственников) в позитивных социально-психологических, материально-технических и организационно-экономических условиях единого правового пространства при наличии стойкой положительной мотивации пациента (родственников) на выздоровление (сохранение здоровья). 

     1.2 Основные принципы и модели общения в практике медицинской сестры 

     Общение с пациентом в медицинской  сфере происходит чаще всего в  виде диалога. В течение разговора  собеседники обсуждают жалобы, телесные ощущения, душевное состояние, лечение, исход болезни, иногда и диагноз.
     В рамках сложившейся в современной медицине модели сотрудничества, диалог между медработником  и пациентом предполагает и включает уникальность и равенство партнеров, различие и оригинальность точек зрения, ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точек зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, соотнесение которых и является целью диалога [5,  C. 71].
     Общение медицинского работника и пациента должно быть не простой передачей  информации, а выработкой общего смысла, взаимопонимания, построения диагностической и лечебно-реабилитационной беседы, единой точки зрения.
     Строгих правил общения с пациентом нет, хотя во всем мире врачи пользуются общими принципами деонтологии (deon- должное и logos - учение) - профессиональной этики медицинских работников. Состояние душевного комфорта пациента - вот главный критерий деонтологии, тест на ее эффективность.
     Специфика коммуникативной деятельности медицинского работника состоит в том, что  общение происходит в двух основных его формах - в одном случае это средство организации деятельности, в другом - удовлетворение потребности человека в живом контакте. Категория общения в медицинской практике выглядит как форма деятельности и одновременно как отражение специфической потребности человека в контакте с другими людьми.
     Процесс общения в медицине выступает  также процессом познания. Скрупулезное изучение психологических особенностей пациентов, может иметь значение в образовании тех или иных симптомов. Медицинский работник во взаимодействии с пациентом осуществляет разные типы общения, а именно: деловое общение, воспитательное воздействие, диагностическая беседа, интимно - личностное общение.
     На  формирование взаимоотношений влияют половые и возрастные различия, уровень  образования, социальный статус. Тем  не менее, обобщая многообразие видов описанного в литературе ролевого поведения медработника и пациента, можно выделить несколько моделей взаимоотношений в системе «Медработник - пациент» [23, C. 154].
     Руководство. Основной, базовой моделью отношений «медработник-больной» в медицине остается руководство - властная, авторитарная модель с жесткой структурой при ведущей роли медицинского работника. Медработник доминирует в этих взаимоотношениях, занимает активную лидерскую позицию, определяет стратегию и тактику лечения; все решения по ключевым вопросам лечебно-диагностического процесса принимает он сам и берет на себя всю полноту ответственности: как юридическую, так и моральную и психологическую.
     В случае модели руководства больной  остается подчиненным, сравнительно малоактивным, зависимым, пассивным объектом терапии. Сокращение психологической дистанции с пациентом при этом недопустимо: приятельские, дружеские отношения между медработником и больным рассматриваются как нарушения профессиональной этики со стороны медработника. Модель руководства - ведущая в клинике внутренних болезней, в акушерстве и гинекологии, стоматологии, хирургии, травматологии.
     Партнерство. Партнерская модель взаимоотношений «медработник-больной» более демократична. Как модель неавторитарного сотрудничества, терапевтического союза она предполагает активное участие пациента в лечебном процессе. При этом предполагается определенная степень ответственности и самостоятельности больного, его участие в принятии решений, определении стратегии и тактики лечения. В основе взаимоотношений лежит эмпатический подход к пациенту. Сопереживание определяет большую степень психологической близости, чем при модели руководства. Однако и здесь личные отношения остаются нежелательными. Партнерская модель используется в медицине в ряде особых ситуаций: при решении вопроса об операции, в особенности, при вероятности летального исхода; в случае, когда в роли пациента оказывается врач или лицо с высоким социальным статусом. Подобная модель взаимоотношений широко используется в психотерапии.
     Контрактная модель. В условиях платной медицины сложилась контрактная (договорная) модель взаимоотношений «медработник-больной». Она позволяет структурировать и контролировать лечебный процесс обоим его участникам. В рамках контрактной модели медработник и пациент приступают к лечению на основе соглашения (контракта) относительно общего понимании болезни, ее причин, особенностей течения и прогноза, стратегии лечения. Это соглашение может быть определено уже при первой встрече.
     Медработник, с учетом потребностей и возможностей больного, а также задач терапии, прогнозирует с определенной долей вероятности выраженность эмпатической коммуникации, определяет оптимальный уровень власти в отношении пациента, меру его ответственности за ход и результаты лечения.
     Юридическую ответственность за результаты лечения  в любом случае несет медработник, но психологическая ответственность  в определенной степени лежит  на больном. Оплачивая медицинские  услуги, пациент получает право выбирать врача. Он полагает, что, заключая контракт, располагает гарантиями на квалифицированную помощь и ее доступность (установленное совместно расписание посещений), право на прерывание курса лечения и смену врача, медсестры, обслуживающего персонала. Больной ожидает, что с ним будут согласованы важнейшие этапы лечения. Медработник же предъявляет к пациенту требования сотрудничества в процессе терапии, выполнения соответствующих врачебных рекомендаций и правил, в частности, требования следовать здоровому образу жизни.  

     1.3 Специфика общения в педиатрии 

     В педиатрии взаимоотношения медицинского работника и пациента приобретают  особую значимость, связанную с психическим  развитием ребенка. Ребенок - это, прежде всего развивающийся человек, которому взрослые должны обеспечить условия для нормального развития психики. Взрослые, в частности медики, создают первую безопасную среду для ребенка. Существующие психологические проблемы родителей, медицинских работников препятствуют формированию такой среды для развивающегося человека.
     Одно  из важнейших условий для установления взаимопонимания между пациентом и медработником - ощущение поддержки. Если больной ребенок осознает, что ему намерены помогать, а не заставлять насильно делать что-то неприятное, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе [17, C. 381]. Когда медицинская сестра проявляет понимание, и ребенок и его родители уверены, что их жалобы услышаны, зафиксированы в сознании. Сочувствие - ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания - все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах.
     При общении с детьми целесообразно  учитывать следующие психологические особенности детского возраста:
     1. Контакт с детьми облегчают   их доверчивость, внушаемость, непонимание степени опасности заболевания, манипуляции или хирургического вмешательства, оптимизм, отсутствие психических комплексов;
     2. Общение с детьми затрудняют  чувство страха, полярность и  неадекватность реакций, негативизм, низкие сознательно-волевые качества, склонность к симуляции и диссимуляции, редкие, но опасные психосоматические реакции, когда боязнь манипуляций способна осложниться срывом компенсаторных механизмов.
     При контакте с детьми, особенно в ситуациях  угрожающих жизни ребенка, необходимо учитывать, что одно и то же заболевание переносится в разном возрасте неодинаково. Чем старше ребенок, тем осознаннее и трагичнее ощущает он свое состояние и тем серьезнее для него психологическая травма.
     Различие  таких представлений зависит  от познавательного уровня ребенка, психосоциального развития, пережитого опыта. Поэтому крайне важно предотвратить психогенную (информационную) ятрогению, которая может возникнуть вследствие необдуманной беседы врача, сообщения им без предварительной подготовки угрожающего жизни диагноза, непонятной медицинской информации или его излишней молчаливости.
     Взаимоотношения медицинского работника и больного ребенка в каждом конкретном случае складываются индивидуально, в зависимости от особенностей состояния и личности пациента, от его нозологической принадлежности и от индивидуально-психологических особенностей медработника.
     Перечисленные выше модели отношений в системе  «медработник-пациент» относятся в  большинстве случаев к общению  со взрослыми пациентами, с детьми же медработник должен общаться, смешивая все эти модели, в зависимости от ситуации и от того, как медработник настроит ребенка на общение, используя свой психотерапевтический потенциал. При этом нельзя забывать, что ребенок приходит на прием в сопровождении родственников, и порой их реакция на слова медработника может решить в каком ключе (позитивном или негативном) будет протекать дальнейшее сотрудничество между медицинским работником и ребенком. 

     1.4 Необходимость учета личностных особенностей посредника-матери  

     В системе «медсестра-ребенок» существует важнейшее промежуточное звено - мать, родители и родственники.
     К сожалению, больной малыш часто  не может самостоятельно описать  свои жалобы, характер и локализацию  боли, а также время начала заболевания. В связи с этим педиатр или медицинская сестра, как правило, составляет представление о болезни маленького пациента на основании жалоб, предъявляемых родителями, объективного осмотра ребенка и данных дополнительного обследования.
     Таким образом, медицинская деонтология  предъявляет особые требования к медработникам, работающим с детьми. Ведь их деятельность основана не только на прямом контакте с детьми, но и на общении с ближайшими родственниками, в первую очередь с матерью ребенка, с ее восприятием состояния здоровья своего ребенка и характерологическими особенностями [24, C. 64].
     Совершенно  очевидно, что до контакта с медициной  осуществляется внутрисемейная подготовка, а после контакта - опять-таки внутрисемейный «разбор полетов». Исходная концепция - вполне логична. Ну, какой здравомыслящей матери придет в голову сказать ребенку: «Сейчас мы пойдем в поликлинику, где тебе сделают больно». Человеку очень важно быть, или, по крайней мере, казаться хорошим, если не в собственных глазах, то уж наверняка в глазах окружающих. Обозначенное общее правило, применительно к собственным детям, повсеместно и неукоснительно выполняется. Плохим может быть кто угодно - врач, медсестра, которая уколола пальчик - но никогда не могут быть плохими мама и папа.
     Отсюда  первая проблема - прямое противопоставление добра (мамы, папы) и зла (врачей и  медицинских сестер). Вторая проблема в том, что, несмотря на все родительские попытки хорошими быть, быть хорошими не получается. Хотя бы потому, что обманывать ребенка долго не удается. Пообещали, что не больно и не страшно, а было и больно и страшно. Третья проблема - проблема непосредственного контакта медицинского работника и ребенка. Индивидуальный подход, нахождение общего языка, выявление и учет конкретных особенностей характера - все это требует от медицинского работника «всего-навсего» трех вещей: желания, умения и времени…
     В настоящее время родители обладают большим запасом сведений о заболеваниях детского возраста, почерпнутых из специальной, просветительской литературы и средств массовой информации.
     В связи с этим, увлечение модными  различными средствами и методами лечения, рекламируемыми порой самими медиками, могут создавать затруднение при контакте медработников с родителями. Общаясь с медработником, родители больного ребенка нередко ожидают встречи с выдающейся личностью. Порой они испытывают разочарование, встречаясь «всего лишь» с добросовестным тружеником и хорошим профессионалом. И если при этом нарушаются правила деонтологии, то возникает повод для недоразумений. Полезно воспользоваться следующими рекомендациями, относящимися к форме отношений с матерью ребенка или родственниками маленьких пациентов:
     1. Контакт устанавливают в первую  очередь с ребенком, ибо, как  только мама замечает, что ребенок не сопротивляется медсестре, она относится к нему с доверием;
     2. Доверие к медработнику вызывается  его поведением, личным примером, человеческими качествами. Спокойная, внимательная, оптимистичная, аккуратная медсестра, сохраняющая здоровый цвет лица, правильную осанку, без избытка массы тела, не курящая служит примером, внушающим доверие;
     3. Убежденное и четкое изложение  сведений о больном ребенке  в доброжелательной и мягкой форме, свидетельствующее о высоком профессиональном уровне медсестры, вызывает доверие к ней лично и к учреждению, которое она представляет;
     4. Соблюдение известной дистанции  при условии предельной доброжелательности облегчает взаимопонимание в сложных ситуациях;
     5. Проявление таких душевных качеств,  как внимание, доброта, ласка,  вносит успокоение в сознание  матери, ближайших родственников.
     6. Твердая воля при предъявлении  матери, как посреднику в общении  с ребенком, определенных требований  облегчает лечебный процесс, так  как родители, порой теряющие  самообладание, не всегда понимают, что их поведение отражается на состоянии ребенка;
     7. Внушение ребенку и его матери мысли о том, что они сами заинтересованы и нуждаются в выполнении врачебных предписаний, снимает многие деонтологические трудности.
     При этом, соблюдение этики в отношении  к ребенку не зависит от его  возраста. В этом состоит специфика профессии медработника, работающего с детьми - высокий профессионализм, сочетающийся с терпением и любовью к детям. Медицинские работники, контактирующие с детьми, должны быть психологами и педагогами [10, C. 10].
     Внушенные детям страхи представляют собой еще один из камней преткновения в общении с детьми. Иногда их источник – родители, мать, окружающие ребенка, которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. Разговоры при ребенке об отрицательном опыте взрослых в различных ситуациях, связанных со здоровьем, болевых реакциях помимо воли запечатлеваются в его психике. Нередко медработники «пугают» мать возможными осложнениями, и та, сама в силу своего характера, становится одержимой страхом потери ребенка: считает у него пульс каждые полчаса, вызывает к нему по делу и без дела скорую помощь. В этом случае  у ребенка развивается неадекватная фиксация на своем физическом самочувствии, появляются ипохондрические опасения за свою жизнь, он начинает бояться двигаться, напрягаться, рвутся его контакты со сверстниками, учеба утрачивает интерес, смыслом жизни становятся разнообразные мероприятия по поддержанию здоровья, оберегание себя от каких бы то ни было нагрузок (вплоть до невозможности подняться на один этаж по лестнице).
     Поэтому, для квалифицированного оказания медицинской  помощи детям медсестре, работающей с детьми, необходимо иметь не только глубокие теоретические знания, умело использовать практические навыки, но и тонко понимать психологию больного ребенка и его матери, четко представлять существующие в этой области этические проблемы [10, C. 9].
     Одна  из важнейших среди них - осведомление матери, родственников ребенка об особенностях заболевания для получения  согласия на лечение. Умение медсестры успокоить, объективно информировать мать о методах диагностики, организации медицинской помощи ребенку, развитии возможных осложнений и при этом ободрить, настроить на активную помощь, является обязательным этическим требованием работы медсестры и другого персонала.
     Медицинской сестре необходимо проинформировать мать, что характер ребенка податливый, дети легко внушаемы, мама своей уверенностью и спокойствием может помочь ребенку. У «рыдающих» мам дети поправляются медленнее.
     Для эффективного сотрудничества медицинского работника и ребенка, медицинская сестра должна наладить контакт с матерью и показать, что очень важно помнить о том, что антипатия ребенка к медицинским работникам, мягко говоря, не способствует меньшей болезненности медицинских процедур. Осмотреть полость рта при любой болезни врач просто обязан, и он это сделает вне зависимости от того, захочет ребенок открывать рот или нет. В последнем случае будет больно и неприятно. Ребенку категорически нельзя врать ни про то, что будет не больно, ни про то, что в больницу не положат. Нельзя давать обещаний, которые могут оказаться невыполнимыми, а потом сваливать на докторов собственные педагогические огрехи («завтра я тебя из больницы заберу»; «я не могу тебя забрать, врач не отпускает»). Ребенка лучше не запугивать, но одно дело пугать мифическими понятиями (бабой Ягой, сереньким волчком который кусает за бочок и т.п.) и совсем другое - реально существующими явлениями. Со всей определенностью, очевидно, что запугивание врачами, медсестрами, больницами и уколами следует рассматривать как одну из наибольших педагогических глупостей: ешь, а то положим в больницу; если не будешь спать, придется делать тебе уколы; сейчас вызовем врача, тогда узнаешь, как маму не слушаться.
     Разъяснительные беседы с детьми всегда должны подчеркивать тот факт, что данный, пусть даже весьма противный и неприятный вариант лечения, обусловлен именно болезнью, а не желаниями врача быть в свою очередь противным и неприятным. Даже, если мать не считает врача добрым и хорошим , не надо ребенку об этом сообщать. Категорически недопустимо критиковать и критически обсуждать медицинских работников в присутствии детей.
     Нельзя  заставить ребенка полюбить медика, если аналогичной любви по отношению  к медицинскому работнику он не наблюдает со стороны других членов семьи. Но разлюбить родителей невозможно, а сформировать антипатию по отношению к медицинской сестре и медицине в целом - очень легко.
     Поэтому, успех в лечении возможен при  сочетании доверительных человеческих отношений между ребенком, медработником и матерью. А для этого медработник должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим маленьким пациентом и его матерью.   
 
 
 

     1.5 Проблема детских страхов медицинских вмешательств 

     Проблема  неврозов и страхов при контакте с детьми в медицине  весьма актуальна не только для тяжело и длительно болеющих детей, но и для практически здоровых, так как всякий ребенок сталкивается в своей жизни с медицинскими осмотрами, профилактическими прививками, болеет простудными заболеваниями [2, C. 27]. Страхи являются естественной и, возможно, необходимой составной частью психологического развития ребенка. Бояться того, чего, действительно, надо бояться, делать попытки избегать или, по крайней мере, сводить к минимуму опасность просто необходимо для приспособления к окружающей среде и выживания.
     Страх - это восприятие внешней угрозы, действительной или мнимой. Тревога подразумевает чувства, связанные со страхом, при отсутствии непосредственного ощущения какой-либо внешней угрозы. Это может быть результатом причудливого отражения внутренних противоречий. Хотя объект, вызывающий страх или тревогу, может быть воображаемым, ощущение страха действительно и сопровождается известными физиологическими реакциями.
     В страхе и в тревоге есть общий  эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.
     Страх - эффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога - эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.
     Эмоционально  неблагополучный ребёнок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребёнок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем.
     Внутри  всё холодеет, тело «наливается свинцом», ладони становятся влажными. Он может  совершать много лишних движений, или наоборот, становится неподвижным. Страх как реакция на угрозу или опасность -обоснован и естественен. Абсолютное отсутствие страха - болезнь, психическое расстройство.
     Понимание опасности, ее осознание формируется  в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, конфликты, неудачи, поражения и т.д.) [2, C. 28].
     Если ребёнок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию. Различают обычный, естественный, или, возрастной, и патологический уровни страхов.
     Обычно  страх кратковременный, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими. На патологический страх указывают его крайние, драматические формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение) или затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как и неблагоприятное воздействие на характер, межличностные отношения человека.
     Чувство страха на самом деле как бы подготавливает человека к встрече с грозящей ему опасностью, а когда момент наступает, страх не нужен, он теряет свой смысл. А когда угроза миновала – человек испытывает, как минимум облегчение, что на этот раз удалось выпутаться, а как максимум - чувство восторга по поводу победы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.