Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политика занятости населения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственная политика в области  содействия занятости населения…………………………………………………………..……………..5
1.1 Основные  цели и задачи политики занятости……………………...……..5
1.2 Службы  занятости населения: федеральные,  региональные. Фонды занятости……………………………………………………………………….…7
1.3 Программы  занятости…………………………………………….……...….11

Глава 2. Политика эффективной занятости…………………………………..14

2.1 Политика  занятости…………………………………………………….….14

2.2 Активная  политика занятости………………………………………….....14
2.3 Пассивная  политика занятости..………………………………………….16

2.4 Методы борьбы с различными типами безработицы………….…….....17

2.5 Модели  политики занятости……………………………………………….18

Заключение………………………………………………………………….….20
Библиографический список…………………………………………………...22 
 
 
 
 
 

Введение
     Важнейшими  индикаторами на рынке труда являются показатели уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы. Повышение этих показателей ведет  к несомненному улучшению рынка  труда и его благосостояния.
     В отличие от других рынков, рынок труда характеризуется высокой степенью неопределенности, особенностью функционирования, поскольку имеет дело со специфическим товаром. В этой связи исследование процессов формирования рынка труда и разработка адекватной системы его регулирования является для России одной из приоритетных задач, требующих решения в ближайшее время.
     Экономическая основа трудовых отношений в нашей  стране за последние полтора десятилетия  претерпела серьезную трансформацию. Изменились и сами трудовые отношения. В частности, возросла роль таких  форм занятости, которые либо запрещались, либо находились в зачаточном состоянии.
     В этом смысле российский рынок труда  начинает все больше напоминать рынки  труда развитых индустриальных стран, сохраняя вместе с тем свою специфику.
     Данная  тема весьма актуальна в наше время, поскольку занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Актуальность темы исследования определяется чрезвычайно высокой значимостью рынка труда в экономическом и социальном развитии общества. Именно на рынке труда опосредуется движение рабочей силы относительно рабочих мест, осуществляется её купля-продажа, оценивается ее значимость. При этом необходимо, чтобы вовлечение людей в трудовую деятельность сопровождалось их удовлетворенностью в работе и доходом, обеспечивающим достойное существование работнику и членам его семьи.
     Основной  целью социально-экономической политики государства в сфере занятости  является обеспечение эффективной  занятости. Реализация данной цели требует  от всех субъектов рынка труда  сотрудничества в создании условий, позволяющих каждому участвовать  в труде и пользоваться его  результатами. Экономические и политические изменения, которые произошли в  нашей стране, обусловили количественные и качественные изменения в сфере  занятости, характеризующиеся увеличением  числа экономически неактивных граждан, количества занятых в неформальном секторе экономики, уровня безработицы  среди женщин и молодежи, масштабов  мигрантов, в том числе прибывших  в нашу страну нелегальным путем.
     Актуальность  исследуемой темы также обусловлена  тем, что перед Россией остро  встала проблема создания по сути новой  политики занятости, отвечающей на происходящие в стране изменения, поскольку важными  для нынешнего рынка труда  становятся проблемы, которым ранее  не придавалось особого значения и общество не готово не только организационно, но и психологически к их решению. Экономическая политика государства по содействию занятости населения в настоящее время должна обеспечить скоординированное функционирование рынка труда и капитала, регулирование процессов формирования и движения инвестиций по территории России, использование корпоративного и частного капитала с учетом обеспечения занятости на уровне, достаточном для поддержания воспроизводства населения в рамках, гарантированных конституцией и законами РФ. 
 

     Глава 1. Государственная  политика в области  содействия занятости  населения
     1.1 Основные цели  и задачи политики  занятости 
     Обеспечению занятости населения и преодолению  негативных последствий циклической  безработицы служит государственная  политика в этой области, которая  определена Законом РФ «О занятости  населения в Российской Федерации». Основные направления данной политики следующие:
    предоставление равных возможностей всем гражданам России в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости;
    поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;
    соблюдение принципа добровольности труда, в соответствии с которым обеспечивается свободное волеизъявление граждан в выборе профессий;
    социальная защита в области занятости;
    сочетание самостоятельности местных органов власти с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении проблем занятости населения;
    координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
    поощрение работодателей в создании новых рабочих мест;
    международное сотрудничество в решении проблемы занятости и некоторые другие направления.
     Согласно  российскому закону о занятости, государственная политика занятости  заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путём обеспечения  профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
     Среди наиболее важных целей политики занятости - замедление сокращения занятости  и роста безработицы на основе сохранения и создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики, первоочередное смягчение ситуации в  кризисных регионах, совершенствование  инфраструктуры рынка труда (в том  числе повышение эффективности  работы органов службы занятости), повышение  мобильности профессиональной конкурентоспособности  рабочей силы. По срокам действия система  целей политики занятости включает две важные группы задач.
     Первая  группа - на долгосрочную перспективу - предусматривает стабилизацию, затем  повышение общего спроса на труд на основе прогрессивного в структурно-технологическом  отношении роста производства (ВВП) со снижением уровней потенциальной (скрытой) и частичной безработицы (неполной занятости). В достаточно отдаленной перспективе возможна постановка задачи сокращения реальной  безработицы  и регистрируемой безработицы.
     Вторая  группа задач — на краткосрочную  и среднесрочную перспективу (до начала устойчивого роста производства ВВП) - воспрепятствование массовому  высвобождению потенциальных (скрытых) безработных и резкому увеличению структурно-регрессивной (т. е. сопряженной  с опережающим падением производства и спроса на труд в наиболее перспективных  отраслях обрабатывающей промышленности, науки и "социально-ориентированных" отраслях), реальной (открытой), безработицы, в том числе застойной (длительной) ее компоненты.
     Успешное  решение задач, отнесенных к долгосрочной перспективе, возможно при пересмотре сложившегося экономического курса  с приданием ему более четкой направленности на повышение всех видов платежной, в том числе налоговой, дисциплины, на совершенствование регулирования внешнеэкономической сферы, на не инфляционную (т. е. без расширения денежной эмиссии) поддержку перспективных направлений производства, науки, сферы услуг.  
 

1.2 Службы занятости населения: федеральные, региональные. Фонды занятости
     Формой  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные  и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости  в российском обществе должно стать  сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение  лишней рабочей силы с предприятий.
     В программе содействия занятости  населения предусмотрена необходимость  обеспечения в ближайшей перспективе  взвешенности в политике занятости  с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению  излишней рабочей силы в связи  со структурной перестройкой экономики.
     Политика  на рынке труда в ближайшем  периоде будет направлена на: обеспечение  прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения; переориентацию экономически активного  населения на новые формы трудовых отношений; достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа  рабочих мест; предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда; создание новых и повышение эффективности  существующих рабочих мест; развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров; рост мобильности трудовых ресурсов.
     К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению  проблем занятости относится: преодоление  дефицита рабочих мест посредством  проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей  более полное использование имеющихся  рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений, как в перспективные развивающиеся  отрасли, так и в отрасли традиционной занятости; экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой  ситуацией на рынке труда; оптимизация  масштабов занятости в негосударственном  секторе экономики, обеспечение  государственного контроля за соблюдением  трудового законодательства в этой сфере; разработка специальной программы  по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке  труда; развитие гибких форм занятости; последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки  населения, направленной в том числе  на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных  социальных групп населения; дальнейшее развитие системы непрерывного образования  как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей  силы; улучшение качества рабочей  среды, включая вопросы условий  труда, зарплаты и использования  рабочего времени; сокращение кадрового  потенциала высококвалифицированных  работников, эффективное использование  рабочих мест; проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение  населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда; развитие и повышение эффективности программных  услуг, реализуемых через государственную  службу занятости населения и  направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду.
     Государственное регулирование рынка труда целесообразно  рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в  виде трёх уровней: макроуровня, регионального  уровня и микроуровня.
     На  макроуровне высшие органы законодательной  и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:
     1. Согласование финансово – кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.
     2.Согласование  социальной, демографической, миграционной  политик с целями и приоритетами  регулирования рынка труда. В  число задач этого блока входят  минимизация оттока квалифицированных  кадров за рубеж, ограничение  нежелательных и нелегальных  форм иммиграции, содействие занятости  зарегистрированных беженцев и  вынужденных переселенцев, регулирование  доходов, рассматриваемых в данном  контексте как цена труда.
     3. Политика трудоустройства и социальной  поддержки незанятого населения.  В число задач данного блока  входят организационное развитие  службы занятости и других  структур. Основой данного блока  является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.
     На  региональном уровне государственная  политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях, что  и на макро уровне. Перечень составных  элементов политики занятости сужен  на уровне регионов по сравнению с  общегосударственным уровнем. Регионы  должны включать содействие занятости  в число основных приоритетов  своей политики и в рамках своей  компетенции - разграничения полномочий с федеральными органами и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику.
     На  региональном уровне также в интересах  политики занятости возможно осуществление  программ:
     • жилищного, транспортного и производственного  строительства;
     • государственных (в том числе  муниципальных и других) закупок  продукции для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и т. д.;
     • предоставление предприятиям кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание  и развитие производства (и рабочих  мест) в приоритетных отраслях.
     На  региональном уровне во многих случаях  более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса. Задачи политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах те же, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в основном выполняются органами службы занятости в регионах за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти
     На  местном уровне (микро) политика занятости  включает финансовое, налоговое и  иное стимулирование поведения на рынке  труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.
     Регулирование занятости на всех уровнях должно осуществляться на основе общеэкономической  концепции социально-ориентированной  рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости.  

     1.3 Программы занятости
     Цели  политики занятости отражают такое  состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая стоящие  в настоящее время проблемы. Для  решения этих проблем органы занятости  разрабатывают программы содействия занятости населения.
     Программа включает совокупность взаимосвязанных долгосрочных и краткосрочных мер, цель реализации которых - достижение эффективной, оптимальной занятости трудоспособного населения в регионе или в национальных масштабах в сочетании с необходимой социальной поддержкой безработных и смягчением отрицательных последствий долговременной безработицы.
     Программа содержит обзор ситуации на рынке  труда, анализ факторов, влияющих на динамику занятости, прогноз развития рынка  труда и занятости, цели и программные  задания. В программе предусмотрена  координация усилий заинтересованных органов управления, ведомств и организаций  и включены данные о финансовом и  организационном обеспечении мероприятий.
     Программа также может включать большое  число мероприятий, стимулирующих  и поддерживающих экономический  потенциал. Эти мероприятия разворачиваются  в трех основных плоскостях:
     • собственно в географических пределах области;
     • применительно к развитию бизнеса;
     • в отношении населения.
     Мероприятия, направленные на преобразование самого региона, затрагивают инфраструктуру, однако в рамках этих мероприятий  совершенствуется и инфраструктура региона: улучшаются транспортные связи  и совершенствуются телекоммуникации.
     Мероприятия, ориентированные на развитие бизнеса, предполагают, в частности, поддержку  инноваций, консультирование и создание инвестиционных фондов.
     Наконец, мероприятия, ориентированные на население, включают поддержку безработных, создание целенаправленных программ обучения, вовлечение местных специалистов в  разработку общей стратегии развития.
     Разработка  программы занятости дает возможность  скоординировать все эти разнородные  виды деятельности. В зависимости  от существа решаемой проблемы программа  занятости может принимать самые  различные формы. Например, она может  затрагивать конкретную отрасль, определенную группу местного населения или географическую область. Вместе с тем независимо от того, какой тип стратегии используется, существо подхода к разработке программы  не изменяется. В любом случае необходимо проанализировать возникающие проблемы, определить цели, идентифицировать план действий для решения проблем  и предусмотреть механизм для  оценки достигнутых результатов.
     Основными компонентами программ занятости являются:
     • анализ проблем, он сосредоточен на выявлении сильных и слабых сторон местной экономики и проблем занятости, с которыми сталкивается данная область. Для этого необходимы сбор данных и их идентификация;
     • аудит, направлен на оценку эффективности  существующих мероприятий, роли местных  организаций, менеджмента организаций, отвечающих за реализацию плана регионального  развития и взаимодействия всех участников этого процесса;
     • анализ ресурсов, позволяет учесть, как использовались ресурсы, определить ресурсы, которые будут необходимы для дальнейшей деятельности, и источники  их привлечения;
     • формулировка целей, четко определяются цели реализации избранной в программе  стратегии. Она должна соотноситься с проблемами и возможностями  данной области;
     • план действий, определяется последовательность действий, которые должны быть предприняты  для осуществления стратегических целей;
     • система мониторинга и оценки, определяется эффективность отдельных  мероприятий и подтверждается общая  целесообразность принятой программы.
     Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости:
     1.Активный
     2. Пассивный 
 

     Глава 2. Политика эффективной занятости.

     2.1 Политика занятости.

 
     Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях (федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости.
     Политика  занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия  на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого  его члена в отдельности и  мероприятий, направленных на улучшение  распределения рабочей силы и  поддержание эффективной занятости.
     Существуют  два основных варианта выбора средств  политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную  активную и пассивную политику занятости. 

2.2 Активная политика занятости
Не все  из мер активной политики считаются  эффективными и могут подвергаться критике, так как степень их воздействия  на уровень безработицы трудно проверить.
Существуют  разные методы активного влияния  на рынок труда:
1. Создание  новых рабочих мест. Этот метод  считается основным методом борьбы  с безработицей и предполагает создание условий для массового строительства, развития большого и малого предпринимательства, создание новых рабочих мест государством и тому подобное. Вот некоторые способы создать рабочие места:
-Стимулирование  малого предпринимательства позволяет относительно быстро создать новые рабочие места.
     — Создание государством рабочих мест, для выполнения работ в интересах  общества. Это, например, работа в области  охраны окружающей среды, строительства 
автомобильных и железных дорог, очистка мест проживания от мусора и так далее. Такой подход является частью кейнсианской модели экономики. Он показал свою эффективность во время Великой Депрессии в США.
2. Помощь  молодым специалистам в интеграции  на рынок труда.
3. Улучшение  обеспечения рынка труда информацией  о существующих вакансиях.. Для решения этой проблемы создаются биржи труда, центры занятости и другие подобные частные или государственные организации. Кроме того, проводятся различные ярмарки вакансий, дни открытых дверей и тому подобное.
4. Устранение  препятствий мобильности рабочей силы. Важна как географическая мобильность, то есть миграция рабочей силы, так и межпрофессиональная мобильность.
5. Выплата  государственных субсидий предприятиям. В данном случае государственные субсидии используются для в стимулирования предприятий к совершению действий, которые они не стали бы осуществлять в обычных условиях в отсутствие подобной помощи ввиду их экономической неоправданности. Субсидии, выделяемые на борьбу с безработицей бывают 3-х видов:
    Субсидии, позволяющие избежать ликвидации рабочих мест, если предприятие столкнулось с экономическими трудностями.
    Освобождение предприятий от налогов и выплаты, упрощающие их создание.
    Полная или частичная выплата государством зарплат и пособий работникам, если в течение длительного времени предприятие не может этого сделать.
6. Развитие  системы профессионального образования  позволяет повысить квалификацию  работников, тем самым приспосабливая  их к изменениям рынка труда.  Особое внимание должно уделяться  дефицитным специальностям и  профессиям.
7. Снижение  пенсионного возраста. Это позволяет  освободить некоторую часть рабочих  мест, но создаёт дополнительную  нагрузку на систему пенсионного обеспечения. 

2.3 Пассивная политика занятости  

     Пассивная политика на рынке труда обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату  гарантированного государством пособия  по безработице, а по истечении срока  его выплаты — социального  пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает  предоставление услуг по подбору  рабочего места через государственную  службу занятости. Часто применяют  термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает  материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в  первом варианте, услуги по подбору  рабочих мест.
     Внешне  оба этих варианта экономичны с точки  зрения текущих государственных  расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может  оправдать себя только при высокой  гибкости рынка труда и рабочей  силы в целом, позитивных экономических  перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию. Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.

2.4 Методы борьбы с различными типами безработицы

Общие для всех типов безработицы меры:
    создание новых рабочих мест
    создание бирж труда и иных видов служб занятости.
Меры  для борьбы с фрикционной безработицей:
    усовершенствование системы информационного обеспечения
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.