На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Рисование с натуры, как вид занятий по изобразительному искусству

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


2.1. Рисование с натуры, как вид занятий  по изобразительному  искусству.
   Важнейшей задачей преподавания  изобразительного искусства в  современной школе является развитие  личности учащегося путем формирования  его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных  знаний об объективном мире  вокруг (цель абсолютного большинства  школьных дисциплин) и развитие  эстетических вкусов, творческого  восприятия этого объективного  мира. Интеллектуальное и духовное  развитие – это сложный, многогранный  процесс, и в нем немалую  роль играют уроки эстетического  цикла, ИЗО в том числе.
    Уроки ИЗО не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это – основная задача личностно-ориентированного обучения.
     Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.
    При обучении рисованию учитель  должен иметь в виду, что целью  изучения формы предмета является  не только знакомство с его  внешней формой, но и знакомство  с понятиями, выраженными этой  формой, что крайне необходимо  для усвоения других учебных  предметов: математики, физики и  т.д.(5.101)
   В учебном процессе познание  натуры является не простым  созерцанием, а переходом от  единичных и неполных понятий  о предмете к полному и обобщенному  представлению о нем. Рисуя  с натуры, ученик внимательно  рассматривает натуру, старается  отметить ее характерные особенности,  понять структуру предмета. При  рисовании с натуры понятия,  суждения и умозаключения о  предмете становятся все более  конкретными и ясными, ибо находящаяся  перед глазами натура доступна  зрению, осязанию, измерению и сравнению.
 Нужно  отметить, что при обучении рисования  с натуры у ребенка развиваются  умственные способности. Исходя  из этого, на занятиях необходимо  приучать детей к правильному  суждению о форме предметов  на основе научных данных о  явлениях перспективы, теории  теней, цветоведения, анатомии. 
   При анализе детских работ  с психолого-педагогической точки  зрения можно отметить, что   ученики первого класса существенно  отличаются от  учеников пятого  или седьмого класса по уровню  как физического, ток и умственного  развития. А в изобразительной  деятельности разницы в возрасте  совершенно не видно. 
    В общеобразовательных школах  принято обучать детей рисованию  с натуры не только средствами  рисунка, но, и учат их элементам  живописи. Знакомство с живописью  включает в себя обучение приемам  работы с цветными карандашами,  акварелью, гуашью. В первом классе  ученики рисуют акварельными  красками предметы природы, но  еще пока не пользуются приемами  смешивание красок. С третьего  класса они учатся подбирать  цвета путем смешивания красок. В четвертом классе дети рисуют  предметы объемной формы. В  пятом и шестом классах рисуют  с натуры акварелью, используя приемы работы по-сырому. При обучении живописи детей необходимо познакомить с основными положениями цветоведения, научить правильно, пользоваться цветом и тоном для передачи своих зрительных впечатлений от натуры, нужно рассказать, как можно передавать игру света и цвета на предметах, при этом не отходить от зрительной достоверности изображаемого.
     Каждый преподаватель имеет право  на свой собственный стиль  и почерк преподавания. При выборе  путей осуществления учебного  процесса следует помнить, что  нет универсальных методов и  приемов обучения, нет сверх эффективного  способа, которым можно заменить  все остальные. Методы и приемы  не могут быть самоцелью. Стремление  включить в учебный процесс  новые методы и принципы без  достаточного на то основания  является не чем иным, как педагогической  модой. Уроки не должны быть  однообразными. На уроках изобразительного искусства это условие легко выполнимо, так как виды занятий очень разнообразны и по форме, и по содержанию. На уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком и живописью
    Принцип научности как активный  фактор развития творческих способностей  заключается, прежде всего, в  усвоении системы научных знаний, которые помогают правильно понять  закономерности строения форм  природы и явления реальной  действительности, а тем самым  и овладеть методом реалистического  искусства.
   Для активации творческой деятельности  необходимо требовать от каждого  ребенка рисовать сознательно,  не допускать механического копирования  натуры; творчески использовать  научные знания из области  перспективы, теории теней; рационально  использовать рисовальный материал  и возможности его тонового  и фактурного диапазона.
   При творческом восприятии натуры  преподаватель должен помочь  ребенку увидеть главное, сориентировать  его на чувственное, образное  восприятие.
   На занятиях рисования с натуры  ученик не должен лукавить, выдумывать, сочинять.  Он должен откликаться своими переживаниями на то, что его волнует в данной натуре, но выражать это в своем рисунке грамотно. Развивающееся пространственное и образное мышление во время работы с натуры заставляет ребенка по-новому видеть и воспринимать окружающий мир, по-новому его отображать в своих рисунках. Расширение научного кругозора студента позволяет ему смелее и увереннее оперировать имеющимися знаниями, умениями и навыками.  
 
 
 

Методика  рисования с натуры в начальных  классах.
  Рисование с натуры является одним из основных видов
учебно-творческой работы по изобразительному искусству, раскрывающим огромные возможности в изучении и эстетическом осмыслении формы, конструкции, объёма предметов, их цветовой окраски, закономерностей светотени, перспективы, композиции.
          Раздел «Рисование с натуры»  включает в себе несколько  подразделов:
   -    Рисование с натуры  «плоских» предметов
   -    Рисование с натуры  геометрических  тел и гипсовых 
          орнаментов
   -    Рисование с натуры  бытовых предметов
   -    Рисование с натуры  овощей, фруктов, цветов
   -    Рисование с натуры  пейзажа
   -    Рисование с натуры  интерьера и архитектурных
          сооружений
   -    Рисование с натуры  животных
   -    Рисование с натуры  человека
          С первого же занятия по  «Рисование с натуры» (Рисунок  и живопись.) важно усвоить такие  понятия как «натура» и «рисунок  с натуры».
          Предмет, который находится перед  рисовальщиком и который изображается, называется натурой, а процесс  рассматривания его и изображения,  сравнения
натуры  с изображением и доведения до соответствия натуре называется
рисованием  с натуры.
       3.1   Рисование с натуры, по памяти и по представлению занимает  важное место в преподавании  изобразительного  искусства в начальных классах. На уроках рисования с натуры  дети учатся  наблюдать форму,  пропорции, взаимосвязь частей
( конструктивное  строение ), цвет  предметов. У детей формируется умение свободно, без напряжения, не поворачивая листа бумаги,  проводить линии в разных направлениях.   
Учащиеся  усваивают различные приемы работы акварельными красками, получают начальные  сведения о композиции, учатся различать  и передавать в рисунках цвета. При  рисовании отдельных предметов  дети учатся правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги.
          На уроках рисования с натуры, так же как и на других  уроках, дети учатся организовывать  своё рабочее место, правильно  сидеть, правильно держать бумагу  и карандаш, работать с акварельными  красками при рисовании.
          Рисование с натуры следует  начинать с организации наблюдения  учащимися изображаемых объектов, чтобы научить их видеть натуру, анализировать форму, величину, строение  и другие характерные признаки  изображаемого предмета.
           Умение анализировать предмет  органично связывается с усвоением  главного правила рисования –  построения рисунка начинают  с изображения общей формы,  затем прорабатывают детали и  в самом конце работы снова уточняют общее.
            При переходе к самостоятельной  работе учащиеся должны постоянно  сравнивать с натурой свой  рисунок на всех этапах. Это  помогает достичь наиболее лучшего  результата. Правильно организованное  наблюдение, показ последовательности  выполнения рисунка и, наконец,  систематический анализ детских  работ – вот решение важной  педагогической задачи.
            Урок «рисование с натуры» в начальных классах можно проводить по следующему плану:
Постановка  натуры
Организация  наблюдения и анализ предметов постановки
Показ последовательности выполнения рисунка
Выполнение  учащимися построения рисунка тонкими  линиями
Общие замечания учителя, относящиеся  к этапам последовательного выполнения рисунка
Проверка  и исправление ошибок
Продолжение работы, завершение рисунка
Подведение  итогов работы.
           При выполнении этой же работы  красками эта структура соответственно  усложняется. Готовятся краски, объяснение  последовательности работы с  акварельными красками.
           Задания по рисованию с натуры  обычно бывают двух видов: рассчитанные  на длительное исполнение (1–3  урока)
и кратковременные (5 – 15 минут на набросок). Наброски и зарисовки могут выполняться в начале, в середине, в конце урока – в зависимости от  целей урока и содержания.  В
3 классе им может быть посвящён урок полностью. С целью развития у школьников зрительной памяти и пространственных представлений на уроках рисования с натуры следует чаще давать задания рисовать по памяти и по представлению.
            Основные внимание учащихся 1 –  2 классов направляется на определение  и передачу общего пространственного  положения, пропорций, конструкций,  цвета изображаемых  объектов. Учитывая, что в 1 – 2 классах рисуют  во фронтальном (профильном) положении.
            В 3 классе начинается изучение  закономерностей перспективы, конструкции,  светотени; дети усваивают навыки  изображения объёмных предметов,  находящихся не только во фронтальном,  но в угловой перспективе –  предмет расположен углом к  рисующему и имеет точки схода для сокращающихся в перспективе форм.
            С 1 класса  дети учатся определять и называть цвета, окрашивающие изображаемые объекты, а во 2 классе дети практически знакомятся с понятиями хроматические (красный, синий и т.д.) и ахроматические (черный, белый, серый), холодные и тёплые цвета, а также цветового тона.
            В 3 классе у учащихся продолжают  развивать умение видеть гармоничные  цветовые сочетания; используя  краски, ребята познают богатство  окружающего мира.
Как правило, натурные постановки располагают несколько  ниже уровня зрения детей. Рисунок и натура должны быть освещены так, чтобы на них не попадала тень от фигуры рисующего и от каких-либо предметов. Рекомендуется, чтобы источник света находился вверху, несколько впе6реди и слева от  рисующего. Обзор натуры  во  время рисования должен быть хорошим. 
 
 
 

1. Типы  уроков рисования с натуры 

От организации  и умелого проведения уроков почти  полностью зависит решение задач  обучения и воспитания учащихся. Каждый урок должен быть законченным, цельным  и в то же время являться частью системы уроков, связанных между собой общей целью и общими задачами данного учебного предмета.
Структура уроков изобразительного искусства  в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам. Здесь также имеются: организационный момент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, самостоятельная работа учащихся, закрепление пройденного и подведение итогов. Все эти элементы урока имеют место во всех классах, но в различные годы обучения, да и в течение одного и того же года, количество времени, отводимое на тот или другой элемент урока, может меняться.
Уроки не должны быть однообразными. На уроках изобразительного искусства это условие легко выполнимо, так как виды занятий очень разнообразны и по форме, и по содержанию. На уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью; на занятиях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шрифты, создают декоративные ^композиции, знакомятся с элементами художественного конструирования; на уроках— беседах об искусстве они узнают о замечательных произведениях архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.
При организации  любого урока, будь то рисование с  натуры, беседа, декоративное или тематическое рисование, необходимо обращать внимание на рациональное распределение времени. Каждый урок членится на следующие  части:
1. Организация  занятий. Сюда входит: установление  в классе должной дисциплины, регистрация отсутствующих в классном журнале (список отсутствующих староста или дежурный готовит заранее, что дает возможность ускорить проверку), настрой на учебную работу.
Рабочее место должно быть заранее подготовлено, натура и все необходимые материалы заранее принесены и установлены в нужном порядке к началу урока. Для организации этого надо широко привлекать дежурных учеников.
Серьезное значение в методике преподавания рисования  в начальных классах имеет  правильная организация рабочего места  учащегося. Учителю необходимо приучить детей заранее готовиться к уроку, раскладывать рисовальные принадлежности в определенном порядке, а после  работы убирать и хранить в  специальном месте. В некоторых  школах в кабинетах рисования  имеются специальные шкафы, где  хранятся рисовальные принадлежности и альбомы учащихся. Перед началом урока дежурные раскладывают по партам карандаши, краски и тетради, разливают в баночки воду для работы красками. Для слива грязной воды имеется в углу ведро, и ученик во время урока имеет возможность сменить воду. 
Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки выправить. При проверке домашнего задания ученики раскладывают на партах свои работы, а педагог, обходя ряды, просматривает рисунки, делает замечания, отбирает хорошие и плохие работы для показа классу. Оценка законченных домашних работ заносится в классный журнал.

2. Сообщение  нового материала. 
Учитель объясняет цели и задачи новой  темы, разъясняет, как следует выполнять  задание, иллюстрирует свои пояснения  наглядными пособиями — схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что  ученики понимают его, учитель в  процессе объяснения задает классу вопросы.
При раскрытии  принципов построения изображения  учителю необходимо словесное объяснение обязательно иллюстрировать рисунком на классной доске или на специальном планшете, листе бумаги. Доводить"рисунок до мелких подробностей нет необходимости. Его цель заключается в том, чтобы помочь детям справиться с наиболее трудными для них задачами, указать им правильный путь построения основной (большой) формы предмета. Учащиеся начальных классов легко могут увлечься деталями, которые будет воспроизводить на доске учитель, и это не поможет, а лишь помешает достижению той цели, которую учитель ставил перед классом.
Показывая на доске последовательность выполнения рисунка, мы идем, как уже говорилось, от схематического к более детальному изображению предмета. Без известной схематизации ученик не может обойтись на начальном этапе построения рисунка. Это, например, включение листа клена в многоугольную геометрическую фигуру, бабочки — в трапецию, проведение горизонтальных и вертикальных осевых линий и т. д. Все эти вспомогательные линии построения дают возможность правильно начать и вести работу над изображением.
Оставлять рисунок на доске не следует, так  как в противном случае он будет  скопирован учащимися, а натура многими  из них будет просто забыта. 
В первом классе в начале занятий нужно объяснить ученику правила посадки, правила пользования карандашом и резинкой, а также показать правильное положение альбома и листа бумаги.

Поворачивать  рисунок во время работы нельзя. Когда рисунок лежит перед  учеником прямо, руководителю легче  объяснить, а ученику понять правильное направление прямой (вертикаль, горизонталь).
Сидеть  при рисовании ученик должен свободно и прямо. Педагог должен следить за тем, чтобы ученик не горбился, рисунок держал на расстоянии и все время сравнивал его с натурой. 
Особое внимание вначале следует обращать на свободное движение кисти руки. Развитие свободного движения руки играет большую роль не только в приобретении навыка рисования, но и в написании букв и цифр. 
Следует также иметь в виду, что нередко учащиеся пользуются на уроках рисования линейками, коробочками от карандашей, пеналами для проведения ровной линии. Необходимо объяснить им, что на уроках рисования эти принадлежности не должны иметь применения, все линии проводятся на глаз, от руки.

3. Самостоятельная  работа учащихся. После объяснения  нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пака дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам, исправляет рисунок ученика.
Многие  учащиеся, несмотря на предварительные  объяснения преподавателя, склонны  делать очень мелкие рисунки. В таком  случае учитель вторично напоминает о том, как следует компоновать  изображение на листе бумаги, а  некоторым подсказывает, как лучше  расположить рисунок на листе, как  положить лист — в длину или  в ширину (это зависит от формы  рисуемого предмета).
Следует чаще указывать на допущенные ошибки. Работа с отдельными учениками имеет  исключительное значение для предупреждения неуспеваемости. Педагогу необходимо постоянно учитывать неоднородность состава учащихся: среди них всегда есть более и менее способные, более и менее развитые; одни ученики сразу понимают, что от них требуется, а другим нужны дополнительные индивидуальные разъяснения. Чтобы весь класс 'усваивал материал равномерно, необходимо более внимательно относиться к отстающим, следить за их работой, вселять в них чувство бодрости и уверенности в своих способностях.
В то же время учитель не должен быть снисходительным  к плохим и слабым работам своих  учеников. Педагог должен требовать, чтобы рисунки выполнялись старательно, без лишней спешки и не в ущерб качеству изображения.
Как правило, дети младшего возраста очень быстро рисуют. Только учитель закончил объяснение, как учащиеся уже показывают выполненный  рисунок. Такая быстрота выполнения объясняется тем, что дети еще не привыкли анализировать результаты своих действий, а работу выполняют по первому впечатлению, бессистемно. Здесь учителю необходимо серьезное внимание обратить на методическую последовательности построения изображения. Обычно дети намечают изображение не легкими, едва заметными линиями, а четкими и очень черными, которые нельзя стереть резинкой. Вместо того чтобы вначале еле-еле прикасаться карандашом к бумаге, они сразу с силой давят на карандаш и тем самым лишают себя возможности вносить исправления в рисунок.
Методика   работы   со  старшеклассниками   становится   более гибкой и индивидуальной, так как здесь трудно заранее предусмотреть результаты действий отдельных учащихся.
4. Подведение  итогов работы и завершение  урока. К концу работы учитель  выбирает наиболее удачные, а  также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки. Указывая на недостатки в работе ученика, необходимо соблюдать педагогический такт, проявлять уважение к личности ученика, чуткое отношение к нему. 
По окончании урока учитель собирает все работы, чтобы дома проверить их и на каждой поставить оценку. Класс приводится в порядок: дежурные выносят ведро с водой, если работали акварельными красками, парты вытираются тряпкой и т. д.

Для лучшей организации и проведения занятий, как мы уже говорили, надо предварительно составить план-конспект урока. При  составлении плана-конспекта следует  придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено: 1) вид занятий; 2) тема урока; 3) цель урока; 4) оборудование: а) для учителя, б) для учащихся; 5) использование классной доски; 6) план и ход урока: а) организационная часть, б) объяснение нового материала, в) самостоятельная работа учащихся, г) завершение урока и задание на дом; 7) список использованной литературы. 
Рассмотрим подробнее данную структуру и ее использование при составлении плана-конспекта урока.

1.  Вид занятий.  Прежде  всего  мы  указываем  в  конспекте, какому виду занятий будет посвящен урок: рисованию с натуры (рисунку или живописи), декоративному, тематическому рисованию или беседе об искусстве.
Если  работа предстоит очень сложная, например рисунок гипсовой вазы, то можно запланировать несколько уроков, но не, более двух, так как часы на уроки рисования в школе крайне ограничены.
2.   Тема занятий.  Здесь  мы указываем содержание учебной работы. Например, по рисованию с натуры — «Рисунок гипсовой вазы», по живописи — «Натюрморт из предметов быта», по декоративному рисованию — «Составление узора в круге», по тематическому рисованию — «Осень в лесу», по беседам об искусстве— «Виды и жанры изобразительного искусства».
3.   Цель урока. После того как были указаны вид и тема занятий, необходимо раскрыть образовательные и воспитательные задачи урока, диктуемые учебной программой.
Продолжим описание конспекта, опираясь на вышеприведенные примеры.
По темам  «Рисунок гипсовой вазы» и «Натюрморт из предметов быта» наша цель — учить детей изображать предметы сложной формы, понимать особенности конструктивного строения формы, развивать пространственное и образное мышление, учить пользоваться изобразительными средствами рисунка и живописи.
По теме «Составление узора в круге» мы ставим целью развить творческие способности и художественный вкус учащихся, ознакомить их с элементарными законами композиции и образцами народного творчества, приобщить к декоративно-прикладному искусству, показать роль искусства в жизни людей.
По теме «Осень в лесу» наша цель — учить  детей видеть прекрасное в окружающей жизни, воспитывать у них любовь к родной природе, приобщать их к реалистическому искусству, учить понимать достоинства метода реалистического искусства, расширять их познания в области композиции и цветоведения.
По теме «Виды и жанры изобразительного искусства» наша цель — раскрыть перед  учащимися богатство и разнообразие видов и жанров изобразительного искусства, познакомить их с выдающимися произведениями, учить любить и понимать искусство, повысить эстетическую культуру школьников.
4.   Оборудование.   Продолжая   придерживаться   наших   примеров,  перечислим  оборудование,  которое должно  быть  подготовлено к урокам. 
Для учителя. По первой теме урока: три гипсовые вазы, три натурных столика, три драпировки для фонов, которые будут повешены за вазой; таблицы, раскрывающие методическую последовательность работы над рисунком. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в классе.

По живописи: три комплекта предметов домашнего  обихода, три светлые драпировки для фона, таблицы методической последовательности работы над натюрмортом.
По теме «Узор в круге»: таблицы с образцами  народных узоров, предметы декоративно-прикладного искусства, планшеты с засушенными цветами и листьями, классная доска, на которой намечены композиционные схемы, мел.
По четвертой  теме: проекционная аппаратура, диапозитивы  или слайды, экран, указка. В качестве подсобного материала, когда у учителя  нет достаточного количества диапозитивов,—  репродукции, образцы декоративно-прикладного  искусства.
Оборудование  для учащихся по первому уроку  — «Рисунок вазы»; альбом или плотный  лист бумаги, карандаши, резинка; для  урока живописи: альбом, акварельные  краски, банки с водой, кисти, тряпочка. По второй и третьей темам оборудование такое же, как и для живописи. По четвертой теме — тетради, ручки.
5. Использование  классной доски. Классная доска  входит в оборудование урока,  но специфика нашей работы  требует особой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы выделяем особо. 
Прежде всего надо продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости дидактический материал.

Часто приходится занимать классную доску  репродукциями, таблицами методической последовательности построения изображения и тут же давать педагогический рисунок. Иногда оказывается возможным убрать таблицу или репродукцию, освободив место для построения рисунка на классной доске, а иногда этого сделать нельзя. В таком случае учителю надо заранее предусмотреть на классной доске чистое поле для мелового рисунка и так композиционно разместить все на классной доске, чтобы одно не мешало другому, а дополняло его.
Когда же учитель предполагает полностью  использовать классную доску под  педагогический рисунок, нужно заранее  продумать композицию: где разместить основной рисунок и где вспомогательные, какого размера должен быть основной рисунок и какого пояснительные, как все это будет выглядеть издали. Особое внимание надо уделить пояснительным рисункам, например показу закономерностей построения изображениям круга в перспективе, выражения в рисунке конструкции формы, правил передачи объема предмета средствами светотени. Начинающие педагоги, как правило, дают рисунок очень маленького размера, и с задних парт он плохо различим, вспомогательные линии построения не видны, а следовательно, объяснения учителя не подкрепляются наглядным изображением.
Все эти  моменты надо заранее предусмотреть  в конспекте урока и сделать  для себя ряд эскизов композиционного  использования классной доски. 

Перспектива круга 
 

Обратим внимание еще на один момент — на эмоциональную силу воздействия  педагогического рисунка. Когда  учитель быстро и уверенно рисует на классной доске, дети приходят в восторг, их восхищает мастерство учителя. Это не только активизирует их работу, но и повышает интерес к искусству. Чтобы добиться такого эффекта, можно воспользоваться следующим методом: подготавливая классную доску к уроку, учитель намечает точками габариты и пропорции будущего изображения, а затем, уже во время урока, по этим ориентирам быстро воспроизводит рисунок. Можно наметить и осевые линии, вокруг которых потом будет возникать изображение. Особенно тщательная подготовка классной доски требуется перед уроками, связанными с занятиями по композиции, где нужны очень убедительные и выразительные рисунки, схемы композиционного построения, богатство композиционных вариантов.
6. План  и ход урока. Для лучшей организации  и проведения занятий по изобразительному  искусству в конспекте надо  раскрыть содержание урока. Содержание дается в виде методической записки: какой материал будет освещен на уроке, в какой последовательности он будет изложен и как распределится учебное время.  
 
 
 
 

1. Оборудование  урока рисования с натуры. Подготовка  учителя к уроку 
 

Целенаправленное  рисование с натуры содействует  формированию мировоззрения учащихся, приучает их к сознательному восприятию явлений и предметов окружающей действительности, воспитывает их художественный вкус. 

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей  и их взаимного расположения. После  всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места. 

Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей. 

Учитель должен умело выбрать объекты  изображения, располагать их таким  образом, чтобы они помогали учащимся видеть и понимать закономерности строения формы и усваивать основные правила  построения изображения на плоскости. 

Основная  задача обучения рисованию с натуры в младших классах - научить детей  рисовать, передавая в рисунке  соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию  предметов. 

Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает  предмет рисования, старается отметить его характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании  с натуры понятия, суждения и умозаключения  о предмете изображения становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами  натура доступна зрению, осязанию, измерению  и сравнению. На основе ясных представлениях о предметах, образной памяти у ученика  развивается и способность воображения. Во время рисования с натуры развивается  и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование  с натуры как никакой другой вид  изучения формы предмета, дает возможность  развивать все моменты процесса абстрактного мышления.  

На занятиях по рисованию с натуры очень важно  выработать у учащихся потребность  постоянно сравнивать свой рисунок  с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка. 
 
 

Заключение 
 

Итак, можно  сделать вывод, что рисование  с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить  и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу  натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной  деятельности. При обучении рисованию  мы должны иметь в виду, что целью  изучения натуры является не только знакомство с ее внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов. Процесс  познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способностей человека анализировать и синтезировать  получаемые зрительные впечатления. Рисование  с натуры располагает большими возможностями  для развития этой способности. Как  бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком, решение ее невозможно без значительной активизации его  умственной деятельности. В рисовании  с натуры процесс познания предмета изображения является не простым  созерцанием, а переходом от единичных  и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению  о нем. 
 
 

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Из приведенных  выше цифр видно, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры. Это предусмотрено программой не случайно. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения,   пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.
При обучении рисованию учитель должен иметь  в виду, что целью изучения формы предмета является не только знакомство с его внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов: математики, физики и т. д.
Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности.
Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком на уроке рисования, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.
Например, ученик, рисуя гипсовый орнамент, видит  на выпуклой форме предмета темное пятно, — ему кажется, что там впадина. Однако, подойдя к предмету и потрогав форму пальцем, он убеждается, что там не впадина, а выпуклость. Поэтому в начальных классах целесообразно занятия изобразительным искусством строить по двум направлениям — изучение формы путем зрения (рисование с натуры) и путем осязания (лепка). Такой метод изучения формы дает прекрасные результаты, и мы знаем, что многие художники им часто пользовались. Так, И. Е. Репин в своих воспоминаниях о Крамском писал, что, работая над образом Христа, Крамской, желая яснее представить себе, выразительность пластики формы головы, был вынужден вылепить ее из глины: "Он снял на станке мокрые покрывала, и я увидел ту же удрученную голову Христа, вылепленную из серой глины... Я не видел еще никогда только что вылепленной скульптуры и не воображал, чтобы из серой глины можно было вылепить так чудесно. Чтобы добиться легче рельефа и светотени".
Другой  пример: при рисовании в перспективе  геометрического тела ученику кажется, что высота и ширина предмета одинаковы. Однако, измерив их, он убеждается, что величина сторон разная. Или такой пример. Дети в первом классе, рисуя с натуры лист тополя, часто плохо улавливают характер формы; когда им для сравнения показывают лист березы, сирени, липы, они начинают быстро подмечать характерные особенности формы листа тополя.
Ни один учебный предмет не обеспечивает такого активного внимания учащихся к предмету, к анализу его строения, как рисование с натуры. Не случайно великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти говорил: "Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок — источник и корень всякой науки".
Приняв  за основу, что обучение рисованию  с натуры в школе ведет к развитию умственных способностей, необходимо на занятиях приучать детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведе-ния, анатомии. Научить детей внимательно рассматривать и анализировать форму предметов легко. Дети часто поражают нас своим внимательным отношением к мелким деталям натуры. Они с особой любовью и аккуратностью прорисовывают мельчайшие детали и подробности предмета. Это дает нам возможность без особого труда перевести внимание ребенка на самые характерные особенности строения формы предмета, научить его правильно видеть, понимать и изображать форму предмета.
Еще великие  итальянские художники указывали, что рисование с натуры является лучшим методом обучения. Во всех трактатах по изобразительному искусству рисунок с натуры выдвигается на первое место. Это положение верно не только для профессионального обучения, но и для элементарного обучения рисованию в общеобразовательной школе. Жан-Жак Руссо писал: "Детям крайне полезно заниматься рисованием не для самого искусства, но для приобретения верного глаза и гибкой руки. Но рисовать дети должны не с моделей, а прямо с оригиналов, с природы. Здесь важно не столько приобретение умения рисовать согласно законам и требованиям этого искусства, как приобретение более точного глазомера, верной руки, настоящих отношений к величине и виду разнообразных предметов, более быстрого понимания действий перспективы".
Большое значение рисование с натуры, и  особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и воображения. Уже при знакомстве с элементарными правилами перспективы происходит сложнейший процесс пространственного мышления. Сложность передачи трехмерности объемного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывается на умении зрительно представлять изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве. 

Развивая  у учащихся способность к ясным  образным представлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, оно сказывается и на других видах памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической.
На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.
Во время  рисования с натуры развивается  и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения формы предмета, дает возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления.
Таким образом, мы видим, что обучение рисованию  способствует общему развитию человека.
Рисование с натуры в общеобразовательной  школе предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка (рисунок карандашом), но и обучение элементам живописи.
В задачу обучения живописи входит изображение  с натуры отдельных предметов, несложных натюрмортов, интерьеров и пейзажей. Знакомясь с элементами живописи, учащиеся овладевают техническими приемами работы цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками. В первых классах учащиеся рисуют акварелью предметы природы (листья, насекомых и т. д.), еще не пользуясь смешением красок. С третьего класса они учатся подбирать сходный с натурой цвет путем смешения красок, а также знакомятся с использованием цветных прокладок цвета. В четвертом классе школьники рисуют акварелью предметы объемной формы (фрукты, посуду) — сначала, как и в предшествующих классах, на белом фоне, а в конце года — на светлом цветном. В пятом-шестом классах в рисовании с натуры акварелью основной упор делается на правильную передачу соотношений цвета в группе предметов и на передачу объемности. В этих классах учащиеся используют приемы работы по-сырому, овладевают умением работать акварелью на основе использования приемов повторных прокладок цвета, слияния цветов.
При обучении живописи учителю надо иметь в  виду, что дети с радостным чувством воспринимают все окружающее. Однако детские впечатления, как бы непосредственны они ни были, постепенно превращаются в мысли. Задача педагога — не убивая в ребенке этого вдохновенного порыва, методически умело подвести к правильным представлениям о мире. Поэтому учащихся надо знакомить с основными положениями цветоведения, научить правильно, пользоваться цветом и тоном для передачи своих зрительных впечатлений от натуры (теплый, холодный тон), передавать игру света и цвета на предметах, не отходя от зрительной достоверности изображаемого.
Рисование с натуры является прекрасным средством  эстетическо 
го воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая 
характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красо 
там природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит 
пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и 
гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей наблюдательность, чутье, мы тем самым решаем и задачи эстетическое 
го воспитания.
 
 

     Практическая  часть. 

     2.2. Система работы  по развитию знаний, умений и навыков  изобразительной  деятельности младших  школьников  

     Основным  показателем педагогической эффективности  методики является формирование познавательного  интереса детей к искусству, творческой личности, бережного отношения к  памятникам культуры.
     Цель  уроков изобразительного искусства  – приобщить детей к наблюдению за окружающей действительностью, развивать  важнейшие для художественного  творчества способности. При этом учитывается  и активизация естественной человеческой реакции на эстетический объект, на реальную культурную жизнь, то есть личные представления школьников о «живой эстетике» окружающей среды.
     Реализация  системы по развитию знаний, умений и навыков изобразительной деятельности младших школьников осуществлялась на базе СОШ. № ______ г. ________________________.
     Необходимые учащимся сведения по рисунку, система  их теоретического изучения и практического  освоения представлены в разработанных  нами конспектах уроков, занимательных  практических заданиях, веселых стихотворениях, что позволяет создать у детей  определенный эмоциональный настрой  и желание выполнить работу. Ведь формирование знаний, умений и навыков  художественной деятельности происходит не только в процессе практической деятельности ребенка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием  окружающей действительности, произведении  искусств, в результате обсуждения детских работ, а также в процессе восприятия способов работы различными художественными материалами, демонстрируемых педагогом на занятии. 

 

Урок №1. Мы рисуем осень. Красота осенних  листьев 

Задачи  урока:
1) воспитание у детей любви и бережной» отношения к родной природе;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           
2) развитие графических  умений и навыков;                                                                                                                                                                                                                                                                                                           3) восприятие и передача пропорций, оттенков основных и дополнительных цветов в окраске, осенних листьев, простых по форме;
4) расширение  знаний о разнообразии художественных  материалов.
Оборудование  урока:
для учителя - натурный материал (листья), методические таблицы «Последовательность работы акварельными красками в изображении осеннего листа», «Палитра осеннего листа»; материалы натурной постановки [на каждой парте - паспарту гербария осенних листьев разной формы (клён, дуб, рябина, смородина, калина и др.) или живые веточки];
для учащихся - акварель, бумага, карандаши, резинка, кисти, банка под воду, палитра, тряпочка для уборки рабочего места.
Зрительный  ряд: - репродукции следующих картин: И.Остроухова «Золотая осень»; И. Шишкин «Осень»; В.Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень»; И.Бродский «Опавшие листья»; И.Левитан «Золотая осень»; авторские работы (ДХШ, студенты художественного образовательного учреждения).
Задание и вид занятий: рисование натуры, рисование осеннего листа (1-2) с передачей цветовых оттенков и формы.
Ход урока
1.Так  как дети учатся уже второй  год, то некоторые знания и  навыки у них уже есть, поэтому их надо напомнить, систематизировать. Проверить, что ученики приготовили к уроку, объяснив, что готовность к уроку - это обязательное требование.
     Когда человек работает он часто использует какие-нибудь инструменты (ПК, молоток, игла). Когда работает художник, он так же использует инструменты. Давайте назовем некоторые инструменты, которые будете использовать и вы. Я загадываю загадку, а ваш ответ подскажет, что это:
Черный  Ивашка-                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
Деревянная  рубашка                                                                                                                                                                                                                                            
Где носом  поведет,
Там заметку  кладет     (Карандаш) 

Разноцветные  сестрицы заскучали без водицы,       
Дядя  длинный и худой.
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют  дом и дым   (Кисточки и краски) 

Если  ей работу дашь
Зря трудился карандаш.  (Резинка) 

Белый камушек растаял,
На доске  следы оставил.  (Мел) 

Свою  косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме  водит по страничке. (Кисточка) 

Жмутся  в узеньком домишке
Разноцветные  детишки.
Только  выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота!   (Цветные карандаши)
А также  другие инструменты художника:
- Бумага. Она бывает разного размера,  цвета и фактуры (на ощупь). Чаще всего покупают белую  бумагу в альбомах или в  папках для рисования.
- Линейки.  Преимущество отдается недлинной (около 25 см), нескользкой и прозрачной.
-  Циркуль,  лучше пластмассовый.
-  Палитра.  Небольшой кусок доски у художников  или керамическая плитка, блюдце, бумага для получения новых цветов.
- Фломастеры, маркеры - используют как вспомогательный  материал для контуров, мелких  деталей, обводки.
- Тряпочки  для промокания кистей и уборки  рабочего места. 
Что еще надо знать? 
- Краски  бывают разные, но для юного  художника достаточно иметь акварель  и гуашь. Кисти должны быть  из натурального волоса животных, они подразделяются на круглые  и плоские, по номерам (показать кисти ученикам в качестве примера). Резинка должна быть мягкая, упругая, белого цвета. Мелки бывают восковые, пастельные и из цветного мела.
- У кого  из вас какие из этих «инструментов»  есть?
-  Ребята, вам некоторые эти предметы  тоже понадобятся, приготовьте их к следующему уроку, если вы хотите стать настоящими художниками. Это акварель с палитрой, альбом, кисти, карандаш, резинка - наши основные материалы.
2. Прежде  чем мы приступим к рисованию  листьев, давайте подготовим краски и инструменты к работе.   
- Смочить  кисточку в воде.
- Смочить  краски водой (слегка), каждый  раз промывая кисть.
- Никогда  нельзя пачкать краски грязной  (т.е. в другой краске) кисточкой, для получения другого оттенка или цвета используют палитру.
- Нельзя  кисточку тереть о бумагу и  портить ей «прическу», а также  долго держать опущенной в  воду (искривится волос).
- Карандаши  должны быть хорошо заточены, линия должна быть легкой без  сильного нажима.
3. В  объяснении нового материала  (как рисовать с натуры осенний  лист разной формы) активное участие могут принять дети. Изображение листа клена (или др.) от общего к деталям показывается быстрым рисунком на классной доске: легкими линиями карандаша намечаем центральные прожилки, высоту и ширину фигурных вырезов, определяем характер зубчиков. Учитель намечает (на доске, на листе бумаги) габаритные (или чуть больше) размеры листочка, отмечает пропорциональные отношения листочка к черенку. Уточняется симметрическая форма листка с помощью осевой линии. Затем прорисовывается форма листа. Легкой линией наносятся очертания левой и правой сторон листа, зубчики по краям, жилки, форма и толщина черенка.
     Учащиеся  выполняют рисунок со своей натуры. Работу можно вести по-разному: если она рассчитана на длительное время, можно наносить краску в несколько  слоев или же способом «а-ля прима», т.е. наносить цвет сразу и класть красочные мазки, близкие к натуральным. Положенные в полную силу цвета мазки в своих сочетаниях лучше передают живое восприятие натуры. Иногда используют белила, цветные карандаши, мелки, сангину.
     Вспоминаем  прием работы по - сырому, растяжение цвета, называем оттенки оранжевого, коричневого, красного цветов. Возможно обращение к цветовому кругу, чтобы рассмотреть гармонию холодных и теплых цветов в окраске осенних листьев.
4. Во  время самостоятельной работы  важно, чтобы каждый ученик  внимательно изучил осенний лист  гербария (или ветки), который лежит перед ним, передавая характер пропорций и окраски. Размер рисунка - крупный, чуть больше натуры.
     Анализ  и разъяснение общих ошибок.
- Какое  у кого расположение листа? (Вертикальное, горизонтальное).
- Как  убрать кистью, тряпочкой излишки  краски?
- Способы  нанесения мазков.
5. Подведение  итогов. На классной доске закрепляются законченные (лучшие) работы, организуется экспресс-выставка «Наш осенний сад». Отмечаем, какие оттенки палитры осени удалось отобразить детям, как выразительно они передали пропорции разных листьев и т.д., оцениваем работы.
                         В.Берестов
Альбом  для рисования
И в 10 лет, и в 7, и в 5 -
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что  его интересует.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски,                                                                                                                                                                                               
Все нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаге на столе,
Да мир  в семье и на Земле! 

Нет, не пейзаж влечет меня.
Не краски и стремлюсь подметить,
А то, что  в этих красках светит,
Любовь  и радость бытия,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           
Она повсюду  разлита,
Она везде, где красота. 

- Можно  говорить шепотом с соседом  (лучше по теме урока), можно  спросить учителя, подняв руку. Но нельзя шуметь, спрашивать  и отвечать сразу всем, громко, в голос смеяться.
- Работа  считается законченной, если выполнена  в цвете (завершена), сдана в срок; пока не получил оценку, дома ее не оставляешь (даже если кончился альбом).
- Сегодня мы продолжаем работу с красками и цветом, т.е. занимаемся живописью. Послушайте стихи об осени:
                         А. Балонский
Кружат  листья над дорожкой,
Лес прозрачен  и багрян...
Хорошо  бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идеи и под ногами
Слышен  шорох золотой.
Пахнет  влажными грибами,
Пахнет  свежестью лесной.
                                                            И. Бунин
Лес, точно  терем расписной –
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Лес, точно  терем расписной 
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной. 

                         Э. Федоровская 
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел  орешник, и зарделись клены,
В пурпуре  осинки, только дуб зеленый;
Утешает осенью
- Не  жалейте лета!                                                                                                                                                                                                                                                                                                              
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.