На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Хозяйство России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ХОЗЯЙСТВО  РОССИИ
  ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 

  В состав топливно-энергетического комплекса (ТЭК) входят предприятия по добыче и переработке всех видов топлива (топливная промышленность), производству электроэнергии и ее транспортировке (электроэнергетика).
  Роль  отдельных видов топлива в  экономике России менялась. В начале XX в. большое значение имели дрова. Затем они постепенно начали вытесняться  углем (к 1950-м гг. угольная промышленность давала более половины всего топлива). А позже начался рост доли нефти и газа.
  Нефтяная  промышленность.
  Нефтедобыча на территории России достигла своего максимума (560 млн т) в 1987 г.— тогда  наша страна находилась на первом месте  в мире,— и с тех пор началось ее снижение (до 303 млн т в 1998 г.), вызванное  отработкой наиболее богатых месторождений (с которых были «сняты сливки»), переходом к разработке мелких месторождений, а также недостатком капиталовложений в эту отрасль. С 1999 г. добыча нефти стала снова расти (до 490 млн т в 2007 г.); вырос и ее экспорт в дальнее зарубежье.
   Около 2/3 российской нефти добывается в Среднем Приобье, в основном на территории Ханты-Мансийского автономного округа, частично — в Ямало-Ненецком автономном округе и в Томской области. Это относительно молодой район нефтедобычи (она началась здесь в широких масштабах с 1970-х гг.). Но наиболее ценные месторождения здесь уже выработаны.
  Второй  крупный район нефтедобычи — Волго-Уральский. Здесь нефть начала добываться с 1950-х гг., а пик добычи был достигнут в 70-е гг. В этом районе добывается около 1/5 российской нефти — примерно 90 млн т в 2004 г., в том числе 30 млн т в Татарстане, 17 млн т в Оренбургской области, по 10—13 млн т в Самарской и Пермской областях, в Удмуртии и Башкирии.
  На северо-востоке  Европейской России быстро растет добыча нефти в Ненецком автономном округе (в 2004 г. — 10 млн т); столько же добывается и в Республике Коми.
  Перспективными  районами нефтедобычи в России считаются  шельфы побережий Баренцева (Ненецкий автономный округ) и Охотского морей (северо-восточный берег Сахалина, где уже добывается нефть с морского дна).
  Особенность нефти (в отличие от газа и угля) — необходимость ее переработки до использования в качестве топлива. Ведь нужно выделить и отобрать легкие фракции нефти (бензин, керосин) и более тяжелые (мазут, различные масла). Такая операция осуществляется на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), расположенных чаще всего не в районах добычи нефти, а в районах потребления продуктов ее переработки, поскольку в этом случае гораздо проще транспортировка: нужно построить один трубопровод, а не несколько, да и хранить сырую нефть гораздо удобнее, чем продукты ее переработки.
  Главные потоки нефти направляются по нефтепроводам  из Среднего Приобья на запад. В Поволжье они смыкаются с более старыми нефтепроводами, а далее идут в следующих направлениях:
  — на юго_запад: на НПЗ Украины, Северного Кавказа  и в нефтеэкспортные порты — Туапсе, Новороссийск;
  — на запад  в Белоруссию, далее в Восточную  Европу с ответвлением на Вентспилс (для экспорта нефти);
  — в Центральную  Россию, где образовано «кольцо» нефтепроводов с НПЗ в Ярославле, Москве, Рязани, Кстово (близ Нижнего Новгорода), с ответвлением до Санкт_Петербурга (с НПЗ в городе Кириши) и нефтеэкспортного порта Приморск.
  На восток нефть Приобья идет вдоль Транссибирской магистрали по нефтепроводу, на который нанизаны НПЗ в Омске, Ачинске и Ангарске. Нефть Сахалина передается по нефтепроводу до НПЗ в Комсомольске-на-Амуре.
  На  картах в атласах  или учебниках  проследите направления  нефтепроводов и размещение всех НПЗ
  Газовая промышленность.
  Добыча  газа, достигнув 640 млрд м3 на рубеже 80—90-х  гг., снизилась до 571 млрд м3 в 1997 г., а  затем выросла до 632 млрд м3 в 2004 г.
  . Концентрация  газовой промышленности еще больше, чем нефтяной: 91% всего газа добывается  в Приобье (в том числе 87% — в Ямало-Ненецком автономном округе и 4% — в Ханты-Мансийском, рис. 29). Следующие по мощности районы газодобычи — Оренбургская область (3% российской добычи), Астраханская область (около 1%) и др.
  Основные  газопроводы России идут из Нижнего  Приобья на юго-запад в центральные районы и далее (через Украину и Белоруссию) на экспорт в дальнее зарубежье.
  По добыче газа Россия прочно удерживает первое место в мире. Газовая промышленность не только обеспечивает потребности  нашей страны, но и практически полностью снабжает газом Украину, Белоруссию, страны Балтии, а также обеспечивает большую часть потребностей бывших социалистических стран Европы (Польши, Чехии, Венгрии, Болгарии), поставляет газ в Западную Европу — Францию, ФРГ, Италию.
   Ближайшие  перспективы газовой промышленности России связаны с освоением месторождений полуострова Ямал.
  Угольная  промышленность
  Угольная  промышленность менее сконцентрирована по сравнению с газовой и нефтяной. Во многих районах эксплуатируются небольшие месторождения для местных нужд.
  Общероссийское  значение имеют следующие угольные бассейны:
  Кузнецкий (Кузбасс), расположенный в Кемеровской области, дает более 55% российской добычи, причем здесь уголь высокого качества (частично добывается открытым способом).
  Канско-Ачинский буроугольный бассейн, расположенный недалеко от Кузбасса на территории Красноярского края,— один из самых молодых районов угледобычи (он действует с 1970-х гг.).
  Здесь находятся  огромнейшие запасы угля, расположенные  близко к поверхности и поэтому добываемые открытым способом. Этот уголь самый дешевый в России (в 2—3 раза дешевле кузнецкого). Однако качество угля довольно низкое (зола составляет до 40% его массы, много серы, поэтому при сжигании сильно загрязняется атмосфера) и его перевозка неэффективна. Лучше его использовать на месте как топливо для тепловых электростанций (что сейчас и делается). . В настоящее время (2004 г.) здесь добывается около 33 млн т угля (12% российской добычи), но в перспективе роль бассейна будет расти.
Печорский угольный бассейн (на севере Республики Коми, в районе Воркуты) начал активно разрабатываться во время Великой Отечественной войны, когда после захвата Донбасса нужно было срочно увеличить добычу угля.. Здесь добывается около 5% российского угля, причем высокого качества.
  Российская  часть Донбасса (запад Ростовской области, в районе городов Шахты, Новошахтинск, Гуково), составляя небольшую часть всего Донецкого бассейна, тем не менее дает около 2% российского угля высокого качества, но довольно дорогого — поскольку угли залегают глубоко и маломощными пластами.
  Местное и все уменьшающееся значение имеет добыча угля в Подмосковном буроугольном бассейне (около 0,2 млн т), ныне целиком сосредоточенная в Тульской области, вблизи города Новомосковска.
  Этот  бассейн начал разрабатываться в годы довоенных пятилеток как база для электроэнергетики Центрального района; еще в 1970 г. здесь добывалось более 30 млн т угля. Однако качество его довольно низкое (он многозольный). С развитием нефте- и газодобычи в 1970—1980-х гг. бо«льшая часть шахт в бассейне была закрыта. В последние годы добыча очень быстро сокращается, поскольку уголь здесь очень дорогой и низкокачественный.
  Иркутский (Черемховский) каменноугольный бассейн начал развиваться еще до революции, чтобы поставлять топливо для паровозов на Транссибирской магистрали. Открытым способом добывается около 12 млн т угля, которым снабжаются теплоэлектростанции и котельные городов Восточной Сибири.
  Южно-Якутский каменноугольный бассейн стал разрабатываться в конце 1970-х гг., когда в район города Нерюнгри дошла железная дорога БАМ — Тында — Беркакит (в настоящее время продолжается ее строительство на север, в перспективе — до Якутска). Здесь богатые запасы хорошего коксующегося угля, разрабатываемого открытым способом. Добыча его в 2004 г.— 11 млн т, значительная часть угля экспортируется в Японию: для этого был построен специальный угольный терминал в порту Восточный близ Находки.
  Еще более  локальное значение играет добыча угля на небольших месторождениях в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
  Электроэнергетика
  Электроэнергетика — это выработка электроэнергии (на различных видах электростанций) и ее передача на расстояние по линиям электропередач (ЛЭП).
  Гидравлические  электростанции (ГЭС) отличаются длительными сроками и высокой стоимостью строительства, но их эксплуатация очень проста и требует минимальных затрат труда. Чтобы заработали турбины ГЭС, необходимо просто открыть задвижки в плотине. В течение нескольких минут станция может включиться в работу на полной мощности.
  Теплоэлектростанции на традиционных видах топлива (угле, газе, мазуте, торфе) могут быть двух видов: конденсационные (когда прошедший через турбину отработанный пар охлаждается, конденсируется и вновь поступает в котел) и теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), в которых отработанный пар затем используется для отопления. ТЭЦ строят обычно в крупных городах, поскольку передача пара или горячей воды пока возможна на расстояние не более 20 км.
  Конденсационные электростанции, обслуживающие большие  территории, называют государственными районными электростанциями (ГРЭС). Именно они вырабатывают большую часть электроэнергии. Тепловые электростанции строятся гораздо быстрее и дешевле, чем ГЭС, но для их эксплуатации требуется больше людей и, кроме того, постоянная добыча и транспортировка невозобновимого природного ресурса — ископаемого топлива.
  В отличие  от ГЭС теплоэлектростанции могут  работать преимущественно в «базовом», стабильном режиме, поскольку для  достижения необходимых параметров пара в котле (где давление достигает 200—300 атмосфер, а температура 700—800 °C) необходим его разогрев в течение 2—3 суток. Частые остановки и запуски теплоэлектростанций резко снижают эффективность их работы, в частности повышают расход топлива и изнашивают оборудование.
  Воздействие теплоэлектростанций на окружающую среду зависит от того, какой вид топлива они используют. Наибольший ущерб природе наносят станции на угле, особенно высокозольном. А станции на газе — самые «чистые».
  Атомные электростанции (АЭС)— очень сложные объекты как для строительства, так и для эксплуатации (результатом беспечного отношения к ядерной энергетике стала Чернобыльская авария), поэтому к изготовлению оборудования для них, строительству и эксплуатации должны предъявляться самые строгие требования.
  Атомную электроэнергетику нельзя рассматривать изолированно от всего ядерного топливного цикла: добычи урановых руд, их обогащения, изготовления тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов), производства электроэнергии на АЭС, переработки и захоронения ядерных отходов. Заключительной стадией цикла должен быть демонтаж ядерных установок АЭС через 25—30 лет их работы.
  Поскольку АЭС не требуют массовых перевозок  топлива, их можно строить в самых отдаленных районах (например, Билибинская АЭС на Чукотке, до которой нет вообще никаких дорог, кроме «зимника») и в любых районах, дефицитных по топливу (но желательно не густонаселенных, чтобы уменьшить возможный риск от аварий).
  Помимо  перечисленных, существуют еще некоторые  виды электростанций. Геотермальные станции используют подземное тепло. В России существует Мутновская ГТЭС на Камчатке, снабжающая энергией город Петропавловск-Камчатский.   Существует и одна опытная приливная электростанция на Кольском полуострове (Кислогубская, 12 МВт). Что касается ветровой или солнечной энергии, то их использование сейчас возможно лишь в виде мелких установок (например, для электроснабжения животноводческой стоянки в полупустыне или для обогрева дома). Поэтому практически вся электроэнергия в России производится на ТЭС (67% общего производства), ГЭС (17%) и АЭС (18%).
  Наиболее  мощные ГРЭС построены в районах  потребления электроэнергии — в Центре и на Урале. Крупнейшие из них — Костромская (3600 МВт) и Рефтинская в г. Асбесте Свердловской области (3800 МВт). Более 7000 МВт достигают мощности двух ГРЭС в г. Сургуте.
  Основные  мощности ГЭС сосредоточены на сибирских  реках, самые крупные из них: на Енисее—Саянская (6400 МВт) и Красноярская (6000 МВт), на Ангаре — Братская (4500 МВт) и Усть-Илимская (4300 МВт).
  Почти все  атомные электростанции (кроме Билибинской) расположены в европейской части России. Наиболее мощные из них: Курская, Ленинградская и Балаковская (по 4000 МВт), Смоленская (3000 МВт), Калининская (2000 МВт). Немногим менее 2000 МВт имеют Кольская АЭС (в Мурманской области) и Нововоронежская АЭС. В 2002 г. пущен первый блок Ростовской АЭС (1000 МВт) близ г. Волгодонска. Таким образом, мощности АЭС сосредоточены главным образом в районах, не имеющих собственных запасов топлива. 
 
 
 
 

  Металлургический  комплекс
   Металлургический  комплекс включает в себя добычу руд металлов, их обогащение, выплавку металла, производство проката. Выделяют черную и цветную металлургию. Более 90% металла, используемого в хозяйстве,— это черные металлы, прежде всего сталь. 

  В составе  черной металлургии выделяются следующие типы предприятий:
    металлургические заводы полного цикла, т. е. производящие чугун, сталь и прокат (иногда в их состав входит и добыча железной руды);
    сталеплавильные и стале-прокатные заводы («передельная металлургия»);
    производство ферросплавов — сплавов железа с хромом, марганцем, кремнием и другими элементами; эти сплавы в дальнейшем используются при выплавке стали для придания ей требуемых свойств;
    малая металлургия — производство стали и проката на машиностроительных заводах;
    бездоменная металлургия — производство железа методом прямого восстановления (из железорудных окатышей в электропечах).
  В России преобладают заводы полного цикла, на которых производится более 2/3 всей стали. Эти заводы, как правило, обладают большой мощностью (3/4 всего чугуна и 2/3 стали выпускается на предприятиях мощностью более 3 млн т каждое).
  Общая добыча железной руды в России — около 95 млн т, более половины из них —  это руды Курской магнитной аномалии (КМА) в Белгородской и Курской областях, примерно по 15—20% составляют руды Урала и месторождений Европейского Севера (Мурманской области и Карелии), гораздо меньше добыча руд в Горной Шории (юг Кемеровской области), Хакасии и Иркутской области.
  Из всего  производимого в России чугуна (около 60 млн т в 1990 г., 50 млн т в 2004 г.) более 94% идет на производство стали (так называемый передельный чугун), и лишь небольшую часть составляет литейный чугун, из которого в дальнейшем отливают готовые детали. Почти весь чугун в России выплавляется на заводах полного цикла, в том числе более 40% на заводах Урала, примерно по 7—8 млн т в Липецке, Череповце и около 7 млн т в Новокузнецке (где работают два предприятия: довоенной постройки Кузнецкий металлургический комбинат и послевоенной — Западно-Сибирский металлургический завод).
  Более территориально рассредоточено производство стали, прежде всего за счет существования множества относительно мелких передельных заводов. Из общей выплавки стали в России (около 90 млн т в 1990 г. и 66 млн т в 2004 г.) доля Урала составляла более 40%, доля заводов в Липецке, Череповце и Старом Осколе — 1/4 в 1990 г. и 1/3 в 2001 г., еще около l/7—1/8 — доля заводов в Новокузнецке. Остальная выплавка производилась на нескольких десятках заводов и полного цикла, и передельных, и машиностроительных (малая металлургия). Особенно большое производство металла на машиностроительных заводах — в крупных промышленных центрах (например, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде).
  Передельные заводы, работающие на металлоломе  и в основном небольшие, есть почти в каждом экономическом районе (чтобы собираемый здесь металлолом не приходилось далеко возить), например в Комсомольске-на-Амуре и др.
  Производство  стали по наиболее современной технологии прямого восстановления железа (бездоменная металлургия) организовано в России лишь на Старооскольском электрометаллургическом заводе (около 3 млн т в год), построенном в 1970-х гг. с помощью ФРГ.
  Рассмотрим  теперь связи основных районов черной металлургии по сырью и топливу.
  На Урале  – крупнейшем металлургическом районе России - в 30-е гг. XX в., был построен Магнитогорский металлургический комбинат (вскоре ставший крупнейшим в мире), в годы войны — Челябинский завод, а после нее — Нижнетагильский и Орско-Халиловский (в Новотроицке) комбинаты. Эти предприятия сейчас дают 80% всего чугуна и более 2/3 стали Урала. Уральские заводы, с самого начала своей истории ориентирующиеся на собственную железорудную базу, сейчас вынуждены завозить более половины руды из Казахстана и из КМА (о необходимости этого говорит соотношение доли Урала в добыче руды — около 15% и в выплавке чугуна — более 40%). Когда-то богатые и легкодоступные железные руды Урала уже в значительной степени исчерпаны (например, бывшей горы Магнитной, к которой был привязан Магнитогорский комбинат, уже не существует. Эта руда использована почти полностью). Запасов коксующихся углей на Урале нет, и это явилось одной из причин того, что здесь дольше всего сохранялась выплавка железа на древесном угле. Первые крупные металлургические заводы Урала с 1930-х гг. были ориентированы на угли Кузбасса в рамках одной из первых в России региональных программ — создания Урало-Кузнецкого комбината (УКК).
  Идея  создания Урало-Кузнецкого комбината  состояла в соединении уральской железной руды и кузнецкого угля путем сооружения небывалой для 30-х гг. XX в. «сверхмагистрали», загруженной в обе стороны (по принципу маятника: на запад — уголь, на восток — руда), и строительства крупнейших по тому времени металлургических заводов в Магнитогорске и Новокузнецке. Однако затем были открыты более близкие к Уралу месторождения коксующегося угля (Карагандинский бассейн), а в Сибири — месторождения железных руд. Поэтому металлургия и Урала, и Новокузнецка стала ориентироваться на более близкие ресурсы, а не на дальние связи в рамках УКК.
  Металлургия Центра России (в Липецке и Туле) ориентирована на руды КМА, а коксующийся уголь используется из разных бассейнов, в том числе и из Печорского. Завод в Череповце, построенный как металлургическая база для машиностроительных предприятий Санкт-Петербурга, использует печорский уголь и железные руды Кольского полуострова.
  Предприятия черной металлургии обладают большим  комплексообразующим значением, поскольку могут быть объединены технологическими связями с другими отраслями хозяйства. Например, при коксовании угля часто организуется производство азотных удобрений (на базе коксового газа); отходы доменного и сталеплавильного производства используются как строительные материалы; к металлургическим заводам тяготеет и металлоемкое машиностроение (например, на Урале).
  Цветная металлургия по количеству производимого металла значительно уступает черной (ее продукция измеряется цифрами на несколько порядков меньше — не десятки миллионов тонн, а миллионы, сотни тысяч или даже сотни тонн), но стоимость одной тонны этой продукции гораздо выше. Цветные металлы отличаются меньшим содержанием в рудах: если самые бедные железные руды содержат железа не менее 20%, то медные руды с содержанием меди в 5% считаются очень богатыми, а олово начинают добывать при его содержании в десятые доли процента.
  Выделяют обычно тяжелые цветные металлы (медь, цинк, свинец, никель, олово), легкие (алюминий, магний, титан), благородные (золото, серебро, платина), а также редкие и рассеянные (цирконий, галлий, германий, селен и др.).
  Исторически первым районом цветной металлургии в России был Урал, обладающий вначале богатыми и разнообразными месторождениями. С течением времени эти запасы были выработаны, и основная часть руд цветных металлов стала добываться в Казахстане (а выплавка металла из них в значительной степени сохранялась на Урале).
  Медные  руды в России добываются издавна на Урале, и здесь же происходит выплавка черновой меди и ее очистка (рафинирование). Получаемый при этом сернистый газ используется для производства серной кислоты. Серная кислота и привозные апатитовые концентраты позволяют получать фосфатные удобрения. В общей сложности на Урале действуют пять медеплавильных заводов (производящих черновую медь) и два медеэлектролитных (рафинирующих ее). Но самый крупный центр добычи руды и выплавки меди — Норильск. Рафинирование меди размещено и в районах ее потребления (в частности, в Москве и Санкт-Петербурге).
  Свинцово-цинковые руды в России добываются в горных районах: Дальнегорск в Сихотэ-Алине, Нерчинск в Забайкалье, Салаир в Кузбассе, Садон на Кавказе. Выплавка металлов происходит чаще всего в местах добычи руд: свинца — вблизи Дальнегорска, цинка — во Владикавказе (Северная Осетия), а из местных медно-цинковых руд — в Челябинске. Но 3/4 всего свинца и цинка бывшего СССР производилось в Восточном Казахстане (Рудный Алтай), и теперь Россия себя этими металлами не обеспечивает.
  Никель-кобальтовые  руды перерабатываются в местах добычи, поскольку содержание металлов в них невелико. Крупнейшие центры добычи руд и выплавки металлов — Норильск и Талнах, где добываемые медно-никелевые руды комплексно перерабатываются с получением никеля, кобальта, платины, меди и ряда других металлов. Другой центр этих производств — Кольский полуостров: Мончегорск близ горного массива Хибин, Заполярный (рядом с которым находится поселок с характерным названием Никель). В меньших масштабах добывается руда на Урале.
  Добыча  оловянной руды осуществляется на Дальнем Востоке и в Сибири — это месторождения на севере Якутии, а также вблизи станции Оловянная в Читинской области, а выплавка металла — в Новосибирске (по пути следования концентратов).
  Алюминиевая промышленность использует различное сырье: бокситы (города Бокситогорск в Ленинградской области и Североуральск в Свердловской области) и нефелины (город Кировск на Кольском полуострове, поселок Горячегорск к юго-западу от Красноярска). Из этих видов сырья вначале получается глинозем (оксид алюминия), причем для получения 1 т его необходимо переработать либо 2—3 т бокситов и 1 т известняка, либо 4—6 т нефелинов и 9—12 т известняка. Поэтому производство глинозема тяготеет к местам добычи сырья.
  А получение  металлического алюминия из глинозема  требует больших затрат электроэнергии, поэтому тяготеет к крупным электростанциям, особенно к ГЭС, производящим наиболее дешевую электроэнергию. Самые крупные алюминиевые заводы расположены в Братске и Красноярске. Вместе они дают около половины российского алюминия.  
 
 

Машиностроение 

  Машиностроение  — ведущая отрасль промышленности как по величине (около 40% всех занятых и около 20% валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, какими машинами, приборами, оборудованием пользуются их работники
  Машиностроительный  комплекс потребляет 40% черных металлов и основную часть цветных металлов. Но тяготение к сырьевой базе не характерно для машиностроения. Его в целом относят к отраслям так называемого свободного размещения, так как оно в гораздо меньшей степени испытывает влияние сырьевого, топливно_энергетического и водного факторов. Главный фактор размещения любого машиностроительного завода
  — его положение по отношению к другим машиностроительным заводам. Это обусловлено тем, что для предприятий машиностроения характерно широкое развитие специализации:
  — на выпуске  отдельных деталей и узлов (подетальная специализация);
  — на выпуске  определенных видов готовых изделий (предметная);
  — на выполнении одной или нескольких операций технологического цикла (технологическая).
Специализация — необходимое условие повышения  эффективности работы промышленности. В современной экономике практически отсутствуют предприятия, обходящиеся только своими силами, ничего не получая со стороны.
  Обратная  сторона этого процесса — кооперирование. Например, современные крупные автомобильные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющих («по кооперации») отдельные детали, узлы, материалы, а судостроительные и авиационные заводы — с тысячами смежников. Поэтому главное условие успешной работы машиностроительных предприятий — бесперебойное снабжение их всем необходимым.
  Другой  важный фактор размещения машиностроения — наличие квалифицированной рабочей силы, инженерных кадров, проектных и научно-исследовательских институтов.
  Рассмотрим  теперь размещение отдельных отраслей машиностроения. Для тяжелого (металлоемкого) машиностроения ранее было характерно размещение вблизи металлургических баз и районов потребления продукции. В дальнейшем размещение этих предприятий стало более свободным. Так, производство оборудования для черной металлургии и горно-добывающей промышленности сосредоточено на Урале, в меньшей степени — в Сибири.
  Еще один сгусток таких предприятий представлен  заводами Санкт-Петербурга (сформировавшимися до революции на привозном металле), где велика роль энергетического машиностроения. Большая часть электроэнергии в России производится с помощью турбин и генераторов, изготовленных на заводах Санкт-Петербурга. На Ижорском заводе (на окраине Санкт-Петербурга) производят оборудование для атомных электростанций.
  Менее металлоемкие отрасли машиностроения размещаются более свободно. Их размещение чаще всего объясняется тем, что «исторически так сложилось». Например, локомотивостроение возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны,— в Центральном районе. Сейчас именно там производят тепловозы (Муром, Коломна, Калуга, Людиново), а производство электровозов возникло в Новочеркасске Ростовской области.
  Тракторостроение начало развиваться в начале 1930-х гг. в степных районах, имеющих наибольшее значение для заготовок зерна. Поэтому первые тракторные заводы в России были построены в степной зоне, но при этом вблизи металлургических баз — в Челябинске и Волгограде. Позже возникли и другие центры тракторостроения (Липецк, Владимир - сельскохозяйственные,  Чебоксары - промышленные трактора, Петрозаводск – трактора для лесозаготовок). Производство сельскохозяйственных машин, как правило, тяготеет к районам потребления (зерновые комбайны – Ростов, Красноярск; льноуборочные – Бежецк Тверской области).
  Производство  автомобилей в России возникло вначале в Центральном районе, позже — в Поволжье и на Урале
  В 1990-е  гг. наибольший спад произошел в  производстве грузовых автомобилей (их выпускают в Москве, Нижнем Новгороде, Небережных Челнах, Миассе).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.