На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности социализации подростков в различных типах семей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
РВУЗ  «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (г. Ялта)
ЕВПАТОРИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ 
 
 

Стороженко  Надежда Олеговна
КУРСОВАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ:
«Особенности  социализации подростков в различных типах семей» 
 
 
 

                Выполнила студентка
                группы 21-ЕСП (специальность:
                социальная  педагогика, специализация:
                практическая  психология)
                Научный руководитель:
                Чуносов М.А.
                кандидат  психолог. наук
                и.о. доцента 

Рассмотрена на заседании
кафедры педагогики и психологии
(Протокол  №__от «__»___2010г.)
Рекомендована к защите. 
 
 
 

Евпатория, 2010
 


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1. Теоретический  аспект проблемы социализации  личности 6
1.2. Факторы,  этапы, задачи и механизмы социализации...................................9
1.3. Особенности  социализации личности в подростковом  возрасте………...18
Вывод по первому разделу……………………………………………………...22
РАЗДЕЛ 2. СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ
2.1. Современные  представления о семье как институте социализации…….24
2.2. Основные  типы семей…………………………………………………...….29
2.3. Особенности  влияния семьи на социализацию  подростков……………...33
Вывод по второму разделу………………………………………………….…..42
ВЫВОДЫ……………….…………………………………………………….….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….………..……..45
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….…………47 

  
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время в социальной педагогике существует большое количество исследований, посвященных таким  аспектам как особенности социализации подростков в различных типах семей.
     Актуальность  настоящего исследования определяется, прежде всего, состоянием развития социализирующей функции семьи. Хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в семье коренными изменениями. Семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную в подобных случаях растерянность населения, озадаченного поиском своего места в новой общественно-экономической структуре.
     Проблему  социализации подростков в различных  типах семей разрабатывали такие  ученые как Мудрик А.В., Василькова Ю.В., Галагузова М.А., Капская А.И., Мардахаев  Л.В., Шакурова М.В., Шептенко П.А., Мухина В.С. и другие.
     Эти исследования характеризуются большой  разнородностью, базируются на различных  исходных посылках и основаниях, как  например переход от традиционной патриархальной семьи к современной, основанной на равенстве супругов, привел к снижению авторитета отца, утрате согласованности воспитательных воздействий родителей. Распространены стали также семьи с одним-двумя детьми, для которых характерен детоцентризм, а отсюда - эгоцентризм детей. Одна из крупнейших и острейших проблем семьи - проблема разводов. Наряду с неполными семьями, велико число нестабильных, конфликтных семей, что, несомненно, отражается на социализации подростков.
     Существует  два подхода трактовки социализации. Первый подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Второй подход основан на том, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя.
     В целом, этот материал требует систематизации, обобщении, осмысления, структуризации и представления его как единого  комплекса знаний об особенностях социализации подростков в различных типах семей.
     Проблема  взаимосвязи проявлений характера  у детей подросткового возраста остается одной из сложных, неоднозначно решенных, противоречивых проблем в  социально-педагогической практике семьи.
     Особую  актуальность, поэтому приобретает  установление особенностей влияния  семьи на социализацию подростков.
     Данное  позволяет намечать наиболее актуальные области исследования и концентрировать  на них научный поиск влияние типа семьи на социализацию подростков, что и предопределило выбор темы настоящего исследования.
     Таким образом, целью данной работы является описание и анализ причин и закономерностей  формирования особенностей влияния  семьи на социализацию подростков.
     Цель  исследования ?  установление особенностей влияния семьи на социализацию подростков.
     Объект  исследования ?  процесс социализации подростков.
     Предмет исследования - влияние семьи на социализацию подростков.
     Исходя  из этого, выдвигаются следующие  задачи:
    Проанализировать научную литературу для определения понятий социализация, подростковый возраст, семья;
    Рассмотреть научную литературу с целью выявления психических особенностей подросткового возраста;
    Выявить особенности процесса социализации подростков;
    Проанализировать полученные сведения с целью выявления влияния семьи на социализацию подростков.
     Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов, списка используемых источников и приложения. Общий объем работы составляет 48 страниц (39 – основной текст). Список используемых источников насчитывает 22 наименования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

РАЗДЕЛ 1
СОЦИАЛИЗАЦИЯ  КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 

      . Современные представления  о проблеме социализации
 
    К середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.
    По  мнению Мудрика А.В., в  гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».
    Он  попутно отметил, что почти до 60-х гг. XX в., говоря о социализации, почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.
    Анализ  многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (хотя, конечно же, такое разделение, во-первых, весьма условно, а во-вторых, довольно огрублено).
    Первый  подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общество - субъект воздействия, а человек - его объект). У истоков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский - Талкот Парсонс.
    Сторонники  второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида.
    Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры,? указывает Мудрик А.В.,- что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [12, с.5].
    Мардахаев Л.В. указывает, что социализация (от лат. socialis — общественный) — процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта [10, с.44].  
    Личность  в социальной педагогике рассматривается  с точки зрения ее социальных качеств. Но, представляя личность как социальное явление, нельзя забывать о ее индивидуальных особенностях. Это характер и воля, интересы и потребности человека, сила его умственного развития, знания, сознание и самосознание, ориентация в обществе и особенности мировоззрения. Необходимо учитывать, как он воспринимает окружающий мир, общественные отношения, как общается с другими людьми.
    Социализация  личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах [6, с.51-52].
    Сущность  социализации состоит в сочетании  приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
    Приспособление (социальная адаптация) - процесс и  результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к  человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом,- подчеркивает Мудрик А.В.,? адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом.
    Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление - это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.
    Из  сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между  мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в  обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.
    Изложенное  понимание сущности социализации справедливо  в рамках субъект-субъектного подхода. В рамках субъект-объектного подхода  сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом [12, с.6].
    По  мнению Шептенко П.А., сущность социализации состоит в том, что в её процессе человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит  [22, с.42]. 
 

      . Факторы, этапы,  задачи и механизмы  социализации
 
        Социализация человека в современном мире, имея более  или менее явные особенности  в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или  сходных характеристик. О них  и пойдет речь дальше.
     Мудрик  А.В. отмечает, что социализация протекает  во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих -совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.
     Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
     Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).
     Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
     Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так  и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум [12, с.6-7].
     И. Бронфенбреннер выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: микросреда — это то, что непосредственно окружает человека с самого рождения и оказывает наиболее существенное влияние на его развитие (она, в частности, включает: семью, родителей, условия жизни, игрушки, книги, которые он читает и пр.); мезосистема - складывающиеся взаимоотношения между различными жизненными областями, определяющими и существенно влияющими па действенность воспитания (к ним относятся, например, школа и семья; объединения, в которые входят члены семьи; среда семьи и улицы, где дети проводят свое время и др.); экзосистема — это общественные институты, органы власти, административные учреждения и т.д. (они опосредованно влияют на социальное развитие и воспитание ребенка); макросистема — это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологические позиции, господствующие в обществе (она выступает нормативным регулятором воспитывающей системы человека в среде жизнедеятельности) [10, с.47].
     В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека.
     Будем исходить из того, что человек в  процессе социализации проходит следующие  этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет) [12, с.6].
     Шептенко  П.А. и Воронина Г.А. условно выделяют три группы задач, решаемых человеком  на каждом возрастном этапе или этапе  социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.
     Естественно-культурные задачи - достижение определенного уровня физического и сексуального развития.
     На  каждом возрастном этапе человеку необходимо: достичь определенной степени познания телесного канона, свойственного той культуре, в которой он живет; усвоить элементы этикета, символики, кинесического языка (жесты, позы, мимика, пантомимика), связанные с телом и полоролевым поведением; развить и (или) реализовать физические и сексуальные задатки; вести здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, способы сохранения здоровья и оздоровления организма, физического саморазвития, управления своим психофизическим состоянием); перестраивать самоотношение к жизни, стиль жизни в соответствии с половозрастными и индивидуальными возможностями.
     Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые - специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, а также энторегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.
     Специфические социально-культурные задачи встают перед  человеком на каждом возрастном этапе  в процессе участия в жизни общества. От человека в соответствии с его возрастными возможностями ждут приобщенности к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенного уровня сформированности ценностей. На каждом возрастном этапе перед человеком стоят задачи, связанные с его участием в семейной жизни, в производственно-экономической деятельности и т.д.
     Социально-психологические  задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.
     Самосознание  личности можно рассматривать как  достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия. Так, перед подростками стоит задача познания тех компонентов своего Я, которые связаны с осознанием своего сходства с другими людьми и отличия от них, а перед юношей – тех, от которых зависят мировоззрение, определение своего места в мире и т.п.
     Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных  сферах актуальной жизнедеятельности  и выработку планов на различные  отрезки будущей жизни. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации – ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить в связи с этим уже имеющиеся у него системы отношений. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиции среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением своей позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола.
     Что же касается определения планов на различные отрезки будущей жизни, то, во-первых, речь идет о решении  задач ближайшего будущего (например, если в среде сверстников считается  престижным иметь определенный интерес  и реализовывать его в какой-либо деятельности, то встает задача, как можно быстрее найти такой интерес и способы его реализации). Во-вторых, речь идет о решении задач более отдаленного будущего: выбор профессии (он может неоднократно меняться), определение стиля будущей жизни. Уже подростки нередко представляют себе, где и как они будут путешествовать, став взрослыми, а юноши имеют представления о своем будущем жилище, свободном времяпрепровождении и т.д.
     Самореализация  предполагает удовлетворяющую человека реализацию активности значимых для  него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Самореализация может иметь разнообразные формы. Они могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, а также асоциальными и антисоциальными.
     Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом  и (или) процессом самореализации.
     Решение задач всех трех названных групп  является объективной необходимостью для развития человека. И если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это делает социализацию человека неполной. Возможен и такой случай, когда та или иная задача, нерешенная в определенном возрасте внешне не сказывается на социализацию человека, но через определенный период времени (иногда довольно значительный) она «всплывает», что приводит к якобы немотивированным поступкам и решениям, к дефектам социализации [22, с.45-48].
     Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
     Социализация  человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.
     К психологическим и социально-психологическим  механизмам можно отнести следующие.
     Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.
     Экзистенциальный  нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
     Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
     Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого  отождествления человеком себя с  другим человеком, группой, образцом.
     Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
     К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие.
     Традиционный  механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые  характерны для его семьи и  ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут всплыть в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.
     Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.
     Надо  иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.
     Стилизованный механизм социализации действует в  рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.
     Межличностный механизм социализации функционирует  в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.
     Социализация  человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма [12, с.7-9]. 
 

1.3. Особенности социализации  личности в подростковом  возрасте 

      Рассмотрев  современные представления о  проблеме социализации, перейдем к  рассмотрению особенностей социализации личности в подростковом возрасте.
     Отрочество, подростковый возраст - период жизни  человека от детства до юности в  традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет),- подчеркивает Мухина В.С. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его [13, с.345].
     Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей [14, с.221].
     Познавательное  развитие в подростковом возрасте. Младший подростковый возраст характеризуется  возрастанием познавательной активности («пик любознательности» приходится на 11 — 12 лет), расширением познавательных интересов. 
     В своих работах Шаповаленко И.В. отмечает, что в отрочестве интеллектуальные процессы подростка активно совершенствуются. В западной психологии развитие интеллекта в подростковом возрасте рассматривается с точки зрения совершенствования его структуры: происходит переход к формально-логическим операциям (Ж. Пиаже). В отечественной психологии в рамках системно-функционального подхода считается, что в подростковом возрасте центральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Под влиянием обучения, усвоения более обобщенных знаний и основ наук высшие психические функции постепенно преобразуются в хорошо организованные, произвольно управляемые процессы. Изменения в когнитивной сфере влияют на отношение подростков к окружающей действительности, а также на развитие личности в целом [21, с.253-254].
     Подростничество – это самый трудный и сложный  из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный  период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,- это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
     В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. С наступлением подростничества  подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования ребенка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости.
     Подростки, начиная с 12-13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее), копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входят мода в одежде, прически, украшения, способы отдыха, увлечения и т.п. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается [14, с.222-224].
     Шаповаленко И.В. указывает, что подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода — настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них.
     Динамика  мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10—11 лет); мотив  занять определенное место в коллективе сверстников (12 —13 лет); стремление к  автономии и поиск признания ценности собственной личности (14—15 лет).
     В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на кодексе товарищества, реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение со сверстниками — это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики [21, с.246-247].
     Мухина  В.С. отмечает, что в  отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании с взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.
      Несмотря  на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.
      В связи с легкой ранимостью подростка  для взрослого очень важно  найти формы налаживания и  поддержания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.
      Отрочество - период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».
     Стремление  осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от отрока обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное «Я» стремится к «Мы». Но на этот раз это «Мы» («Мы - группа», У. Г. Самнер) составляют сверстники.
     Отрочество - это период, когда подросток  начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор. Дружба, таким образом, не только учит прекрасным порывам и служению другому, но и сложным рефлексиям на другого не только в момент доверительного общения, но и в проекции будущего [13, с.346-347, 362].
        

Выводы  по первому разделу
      Проведенный нами анализ литературных источников показал, что на социализацию подростков влияет множество факторов и  механизмов, в частности и психологические особенности подросткового возраста.
      Установлено, что под социализацией понимается процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. Отмечено, что социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении.
      Уточнено, что социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных факторов, более или менее активно влияющих на их развитие (мегафакторы, макрофакторы, мезафакторы и микрофакторы); на различных этапах, в зависимости от возраста. Стало известно, что выделяют три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе или этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.
     Рассмотрен  подростковый возраст - период жизни  человека от детства до юности. Получены сведения о том, что переход к  подростковому возрасту характеризуется  глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.
     Таким образом, социализация личности, со своим набором факторов, задач и механизмов, влияет на дальнейшую жизнь подростка, его отношения с обществом и деятельность. Поэтому в зависимости от того,  как будет проходить процесс социализации, какую ячейку подросток займет в обществе, будет зависеть его будущее. 

 

РАЗДЕЛ 2
СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ 

2.1. Современные представления  о семье как  институте социализации 

     Семьей  является основанная на браке или  кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. В своих работах Мудрик А.В. выделяет следующие параметры:
    Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).
    Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
    Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
    Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
    Семья играет решающую роль в развитии ребенка  на том или ином возрастном этапе. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.
    Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В подростковом возрасте ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.
    Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола подростка, помогая или мешая ему.
    В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии человека, а также влияет на отношение детей, подростков и  юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
    В-четвертых, семья имеет важное значение в  овладении человеком социальными  нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным.
    В-пятых, в семье формируются фундаментальные  ценностные ориентации человека, проявляющиеся  в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
    В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в  связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение  сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.
    В любой семье человек проходит социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи [12, с.50-51].
    Галагузова  М.А. пишет, что из всех проблем, стоящих перед современной семьей, наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т. е. состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе.
    Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными  параметрами складывается в комплексную характеристику — статус семьи. Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса: социально-экономический, социально-психологический, социокультурный и ситуационно-ролевой. Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, т. е. представляют собой срез некоторого состояния семьи в непрерывном процессе ее адаптации в обществе. Структура социальной адаптации семьи:
    Первый  компонент социальной адаптации семьи — материальное положение семьи. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, необходимо несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи.
    Если  уровень доходов семьи, а также  качество жилищных условий ниже установленных  норм (величины прожиточного минимума и др.), вследствие чего семья не может удовлетворять самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жилье, то такая семья считается бедной, ее социально-экономический статус  — низкий.
    Если  материальное благосостояние семьи  соответствует минимальным социальным нормам, т. е. семья справляется с удовлетворением базовых потребностей жизнеобеспечения, но испытывает дефицит материальных средств для удовлетворения досуговых, образовательных и других социальных потребностей, то такая семья считается малообеспеченной, ее социально-экономический статус — средний.
    Высокий уровень доходов и качества жилищных условий (в 2 и более раза выше социальных норм), позволяющий не только удовлетворять  основные потребности жизнеобеспечения, но и пользоваться различными видами услуг, свидетельствует о том, что семья является материально обеспеченной, имеет высокий социально-экономический статус [7, с. 172].
    Второй  компонент социальной адаптации  семьи — ее психологический климат — более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.
    В качестве показателей состояния  психологического климата семьи  выделяются следующие: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.
    Благоприятными считаются отношения, построенные на принципах равноправия и сотрудничества, уважения прав личности, характеризующиеся взаимной привязанностью, эмоциональной близостью, удовлетворенностью каждого из членов семьи качеством этих отношений; в этом случае социально-психологический статус семьи оценивается как высокий.
    Неблагоприятным психологический климат в семье  является в том случае, когда в  одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические  трудности и конфликты; члены  семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, т. е. снятия стресса и усталости, восполнения физических и душевных сил  каждого члена семьи. В этой ситуации социально-психологический климат — низкий. Причем неблагоприятные отношения могут трансформироваться в кризисные, характеризующиеся полным непониманием, враждебностью друг к другу, вспышками насилия (психического, физического, сексуального), желанием разорвать связывающие узы. Примеры кризисных отношений: развод, побег ребенка из дома, прекращение отношений с родственниками.
    Промежуточное состояние семьи, когда неблагоприятные  тенденции еще слабо выражены, не имеют хронического характера, расценивается  как удовлетворительное, в этом случае социально-психологический статус семьи считается средним.
    Третий  компонент структуры социальной адаптации семьи — социокультурная  адаптация. Определяя общую культуру семьи, необходимо учитывать уровень  образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи.
    Уровень культуры семьи считается высоким, если семья справляется с ролью  хранительницы обычаев и традиций (сохраняются семейные праздники, поддерживается устное народное творчество); обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями; в семье рационально организован быт, разнообразен досуг, причем преобладают совместные формы досуговой и бытовой деятельности; семья ориентирована на всестороннее (эстетическое, физическое, эмоциональное, трудовое) воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни.
    Если  духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, быт не организован, отсутствует объединяющая семью культурно-досуговая и трудовая деятельность, слаба моральная регуляция поведения членов семьи (превалируют насильственные методы регуляции); семья ведет неблагополучный (нездоровый, аморальный) образ жизни, то ее уровень культуры — низкий.
    В том случае, когда семья не обладает полным набором характеристик, свидетельствующих о высоком уровне культуры, но осознает, пробелы в своем культурном уровне и проявляет активность в направлении его повышения, можно говорить о среднем социокультурном статусе семьи.
    Состояние психологического климата семьи  и ее культурный уровень — показатели взаимно влияющие друг на друга, поскольку  благоприятный психологический  климат служит надежной основой нравственного  воспитания детей, их высокой эмоциональной  культуры.
    Четвертый показатель — ситуационно-ролевая  адаптация, которая связана с  отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения  к ребенку, высокой культуры и  активности семьи в решении проблем  ребенка, ее ситуационно-ролевой статус высокий; если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то — средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, которые, как правило, сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус — низкий.
    На  основе анализа структурных и  функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов, можно определить ее структурно-функциональный тип и вместе с тем сделать  вывод об уровне социальной адаптации  семьи в обществе [7, с. 174-176].  
 

2.2. Основные типы  семей 

    Василькова  Ю.В. указывает на существование  различных типов семей. В зависимости  от места жительства различают городскую  и сельскую семью.
    Особенностью  сельской семьи является размеренность  ее жизни, подчиненной ритмам природы, тяжелые условия сельскохозяйственного труда в домашнем и подсобном хозяйстве. Для сельской семьи характерен жесткий контроль со стороны общества за жизнью как семьи в целом, так и каждого ее члена. Еще сохранились элементы сельской общины, где по-прежнему прочны родственные связи, связи с соседями, наблюдается неприязнь к семьям, стремящимся к обособлению. На селе взрослое и младшее поколения чаще, чем в городе, собираются вместе. Городская семья не однородна, она характеризуется в зависимости от концентрации населения в городе, от этнической структуры, от географического положения города, от деятельности и занятости населения.
    Так, в малых городах уклад семейной жизни близок к деревенскому: наблюдаются  прочные родственные, в том числе  брачные, связи, социальный контроль за жизнью семьи, наличие почти при каждом доме подсобного хозяйства, из этих городов редко уезжает молодежь. На жизнь семей такого города обычно оказывает влияние деятельность одного-двух заводов. Для жителя небольшого города семья значит многое.
    В крупном и среднем городе общение  молодого и взрослого поколения  семьи изменяется. Школа, производство, культурные центры оттягивают молодежь из семьи. Широкий круг общения, окружающая среда оказывают огромное влияние  на социализацию личности.
    Довольно  распространенным типом семьи является семья, состоящая из многих поколений. В такой семье ее члены живут  вместе, начиная с детей и кончая бабушкой и дедушкой по отцовской  и материнской линиям. Сейчас дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи отношения ответственности и солидарности поколений. Взрослые дети, не решив жилищных проблем, возвращаются в родительскую семью. Распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и одного или двух детей.
    Молодой семьей является супружеская пара с  детьми или без них в первом браке. Возраст такой семьи —  не старше 5 лет, возраст супругов —  не старше 30 лет.
    Неполной  семьей является семья с одним  родителем. Родителем в такой  семье чаще является мать, реже — отец. Такая семья — результат развода, смерти или долгого отсутствия одного из родителей либо когда ребенок вне брака.
    Внебрачная  семья кроме тяжелых материальных условий переживает и отрицательное  отношение со стороны общества. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца, мальчики более уязвимы, чем девочки. В воспитании ребенка в такой семье часто отрицательное влияние оказывает сильная любовь матери, которая старается желанное дитя оградить от окружения. Отец в большинстве таких семей воспитанием ребенка не занимается, чаще по причине того, что мать отстраняет его.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.