Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Технологии социальной работы по формированию семейных ценностей у студенческой молодежи

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ 
«БРЕСТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  А.С. ПУШКИНА» 

Социально-педагогический факультет 

Кафедра социально-медицинских дисциплин 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

Технологии  социальной работы по формированию семейных ценностей у студенческой молодежи 
 
 
 
 
 
 

                                                                                 Выполнила:
                                                                                 Васильева Алина Викторовна
                                                                                 студентка 4 курса
                                                  специальности
                                                                                 «Социальная работа (СМПД)»                     
                                                                                                     
                                                                                                                                                                                                                                           Научный             руководитель:      
      Железнякова Зиноида Романовна
                                                                             заведующая кафедры
                                                                             социально-медицинских
                                     дисциплин
                                                                     кандидат педагогических наук
                                доцент
                                                                                          
 
 
 
 

Брест 2011 
 

СОДЕРЖАНИЕ
      Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
      1    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ . . . . . . . . . . . . . . . . 8
      Сущность категории «семейные духовно-нравственные ценности» . . . . . . . . . . . . . . . . 8
      Содержательный компонент готовности молодых людей к семейной жизни . . . . . . . 14
      Технологии формирования у студенческой молодежи семейных духовно-нравственных ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  22
2    ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28               2.1 Выявление отношения студенческой молодежи к семейным ценностям . . . . . . . . . . .  28
2.2 Анализ полученных результатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
2.3 Программа по формированию семейных ценностей у студенческой молодежи . . . . . 35
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Список  использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     На  современном этапе развития общества происходят значительные изменения  в различных сферах жизнедеятельности  человека, которые существенным образом  затрагивают проблему семейных отношений, их образовательно-воспитательных возможностей, семейных духовно-нравственных ценностей. Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитания и развития. Семья является основой любого государства, что само по себе имеет абсолютную ценность, главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа, традиций, национальной безопасности. Важным становится вопрос о формировании у детей и молодежи семейных духовно-нравственных ценностей как общей культуры в аспекте брачно-семейного поведения [1].
     К наиболее значимым направлениям государственной  семейной политики Республики Беларусь относятся: охрана материнства, отцовства, детства, повышение престижа семьи в обществе, формирование осознанного родительства, содействие эффективному сотрудничеству и обоюдной ответственности мужчины и женщины во всех аспектах семейной жизни.
     Но  вместе с тем, для Беларуси в настоящее  время одной из самых насущных является проблема демографического развития страны, обострившаяся до необходимости  обеспечения национальной безопасности. Отмечаются такие негативные тенденции в жизнедеятельности института семьи, как снижение коэффициента брачности при высоком уровне разводимости, рост числа проживающих без регистрации брака, рождение детей вне брака. Коэффициент депопуляции в республике таков, что параметры воспроизводства населения почти в 2 раза меньше требуемых для замещения поколений [7].
     В исследованиях (Смирнова Е. Г. и др.) отмечается, что среди бездетных  пар только 1% по медико-биологическим  показателям не может родить ребенка. У остальных проявляется неготовность к осознанному родительству в виде нежелания иметь детей. Рост социального сиротства, детская беспризорность являются ярким свидетельством того, что для многих мужчин и женщин, имеющих детей, родительство не стало осознанной миссией [7].
     Это связано, прежде всего, (как отмечается в Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010гг) с неготовностью молодежи к осознанному родительству, несмотря на то, что сензитивным периодом для вступления в брак и рождения ребенка является возраст 19-25 лет, то есть, период обучения в высшем учебном заведении.
     Этот  возраст (период ранней молодости) является важнейшим этапом для формирования готовности к осознанному родительству, что обусловлено следующими обстоятельствами: в этом возрастном периоде завершается биологические развитие (рост тела, его органов и систем); завершается процесс полового созревания, что предполагает возможность зачатия и рождения ребёнка; молодые люди приобретают взрослый тип мышления; социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании основу своего дальнейшего развития (Л. С. Выготский), стартует процесс объединения всех элементов самосознания и формируется чувство идентичности (Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, Н. Ньюкомб, Э. Эриксон); происходит формирование общей эмоциональной направленности личности (Б. И. Додонов), при этом, основной содержательной характеристикой эмоций в этом возрасте является направленность в будущее (П. М. Якобсон); формируется система ценностей, в том числе, – ориентация на устойчивую и благополучную семью и ценности семейной жизни (И. В. Дубровина, Б. Ф. Ломов, B. C. Собкин, Р. В. Овчарова).
     В рамках обсуждаемой проблемы высшие учебные заведения Республики Беларусь могут решать ряд задач:
    осуществлять систематическую информационно-просветительскую работу по повышению престижа семьи в обществе, формированию осознанного родительства, повышению роли отца в семье; по правовой просвещенности молодежи в вопросах брачно-семейных отношений;
    проводить для молодежи мероприятия (консультации, встречи, круглые столы и др.) с участием профильных специалистов (юристов, сотрудников загсов, врачей и др.) по различным аспектам подготовки к семейной жизни и ответственности за воспитание детей;
    включать в программы обучения и воспитания учреждений образования курсы по выбору, факультативы по формированию у молодежи готовности к осознанному родительству, семейных ценностей с учетом культурных и национальных традиций белорусского народа.
     Тем самым учреждения образования смогут ответить и на запрос студенческой молодежи, выявленный в ходе социологических исследований, проведенных Центром перспективного детства Белорусского государственного университета совместно с Центром политических и социологических исследований и факультетом философских и социальных наук Белорусского государственного университета (2007-2009гг.). Результаты исследований свидетельствуют о том, что более 70% студенческой молодёжи (в опросе участвовало более 1500 студентов 2-х и 4-х курсов БГУ, БГПУ имени Максима Танка, МГПУ имени И.П. Шамякина, БГУФК, БГАТУ, женский институт «Энвила») поддержали идею подготовки молодежи к семейной жизни и осознанному родительству в рамках высшего учебного заведения [7].
     Поддержка и реализация этих позитивных установок  и ценностей молодёжи заложена в  Национальной программе демографической  безопасности Республики Беларусь на 2007-2010гг. (подпрограмма «Стимулирование рождаемости и укрепление семьи»); в Национальном плане действий по обеспечению гендерного равенства на 2008-2010гг.; в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
     Проблема  подготовки молодежи к браку, формирование позитивного отношения к семье  рассмотрены в работах В.Т. Лисовского, В.А. Сысенко Ю.А.Гаспарян, А.Г. Харчева, М.С. Мацковского. Вопросы полового воспитания изучались в трудах В.Е. Каган, Е.Д. Мариясис, В.М.Розина, И.Ф. Юнда [12].
     Роль  образования и воспитания в формировании семейных ценностей описана в  работах Б.Р.Псавко, И.С. Кона, П.Я. Старожицкого, А.Б.Добрович, О.М. Стельниковой. Вопросы ценностей семьи обсуждаются в работах М.Ю. Арутюняна, С И. Голода, О.М. Здравомысловой, Б.С. Павлова. В современных социологических исследованиях чаще всего выявляется отношение к таким ценностям как брак, дети (репродуктивные установки), супружеская верность, требования к брачному партнеру.
     Изменение ценностных ориентации у молодежи, в том числе и в сфере  брачно-семейных отношений в условиях общественных трансформаций, освещается в работах Г.Л Сафарова, А.А Клецина, Н.Е.Чистяковой, А.В.Петрова [12]. Тем не менее, исследование ценностных ориентаций молодежи показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях [14].
      Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни, формирование адекватных представлений о семье и браке в условиях существующей серьезной ситуации в сфере демографии является серьезной общегосударственной проблемой, чем и объясняется актуальность темы курсовой работы.
     При достаточном количестве работ по семейной проблематике, разработка проблемы формирования семейных ценностей у студенческой молодежи по-прежнему невысокая. По сей день остается открытой семантика понятия «формирование семейных ценностей», остаются вне сферы внимания различные характеристики формирования семейных ценностей как социального процесса.
      Целью нашей курсовой работы является изучение технологий социальной работы по формированию семейных ценностей у студенческой молодежи. Объектом исследования являются семейные духовно-нравственные ценности, предметом – технологии формирования семейных ценностей у студенческой молодежи.
      Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
    Выявить сущность категории «семейные духовно-нравственные ценности» и их специфические особенности.
    Выявить теоретико-методологические основы формирования у студентов семейных духовно-нравственных ценностей.
    Изучить технологии формирования у студенческой молодежи семейных духовно-нравственных ценностей с учетом инновационных форм и методов взаимодействия с молодежью.
    Выявить отношение студенческой молодежи к семейным ценностям и к семье как таковой.
    Разработать программу по формированию семейных духовно-нравственных ценностей у студентов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
      1.1 СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ «СЕМЕЙНЫЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ»
     Термин  «ценность» находит инструментальное применение в понятийном аппарате ряда общественных научных дисциплин.
     Философия как фундаментальная наука об обществе рассматривает понятие «ценность» в качестве базовой составляющей при анализе качественных аспектов социальных процессов. В общефилософском понимании «ценность» представляет собой термин, указывающий на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Выделяются субъективные и объективные ценности: первые выражаются в форме нормативных представлений (установки и оценки, императивы и запреты и т.п.), а вторые представляют собой отношение истины и неистины, допустимого и запретного, справедливого и неправедного, красоты и безобразия и т.п. [15, с.576].
     Высокая значимость «ценности» как понятия  в области философских проблем  определяется выделением теорий, посвященных  ей, в отдельную отрасль общефилософской науки – аксиологию. В рамках этой ветви философии, представляющей учение о ценностях, находят свой предмет более конкретные общественные дисциплины: этика (этическая аксиология), социология (социальная аксиология), социальная психология, педагогика и др. Этическая аксиология рассматривает ценности, относящиеся к области морального сознания, которые проявляются в форме моральных норм, принципов, идеалов и определяются в понятиях добра и зла, справедливости, счастья и т.п. [13, с.345]. В социальной психологии понятие «ценность» включает в себя цели, идеалы, убеждения, интересы и другие значимые для личности мировоззренческие проявления, которые формируются при усвоении социального опыта [8, с.389]. Социология рассматривает ценности как фундаментальные нравственные и этические нормы, обеспечивающие целостность социальных систем через нормативное регулирование общественной жизни. Предметом социальной аксиологии, таким образом, является именно нормативная функция ценностной системы, позволяющая достигнуть социального равновесия путем коррекции общественных процессов и поведения людей [16, с.442].
     Рассматривая  ценность сквозь призму культурно-исторической значимости этого понятия, известный  немецкий социолог Макс Вебер в своей  теории «понимающе-объясняющей» аксиологии говорит о ценностях как регуляторах поведенческих действий человека, по существу сближая ценность с нормой. Американская аксиология в лице Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого, в свою очередь, соотнесла понятие нормы с общественной санкцией и таким образом провела четкую смысловую грань между ценностью и нормой. Серди последующих работ социологов, рассматривающих проблему ценностей, представляет интерес трактовка основоположника структурно-функционального направления Толкотта Парсонса, который уделял внимание, прежде всего, нравственным аспектам аксиологии. В его толковании ценность есть средство для определения социальных связей, поскольку любое сообщество предполагает существование неких разделяемых всеми общих моральных ценностей.
     Понятие ценности, приобретающее сегодня новый контекст, можно применить и к социальным реалиям сегодняшнего общества, для которого характерна высокая степень неуверенности семьи в своем будущем. Уместно процитировать высказывание британского социолога Зигмунта Баумана, который очень точно отметил: «Там, где царит неуверенность, остается мало времени для заботы о ценностях, витающих выше уровня повседневных забот» [2,с.201].
     Если  происходящие ныне эволюционные преобразования в белорусском обществе приведут к его стабилизации на более прогрессивном качественном уровне, то будет сформирована устойчивая система ценностей, как на субъективном, так и на объективном уровне. Тогда семья как основа общества, сможет адекватно транслировать ценности, базовые для социума и формирующие его единство.
     Для понимания специфики семейных ценностей  необходимо раскрыть сущность и содержание семьи как социального явления.
     Семья является многогранным социальным явлением, сочетающим в себе свойства разных социальных образований, таких как  социальный институт, социальная структура и малая группа, поэтому семью рассматривают на разных уровнях: макро- и микроуровне. На макроуровне семья понимается как социальный институт, выполняющий определенные общественные функции, тогда как на микроуровне делается акцент на взаимодействии индивидов внутри семьи как малой группы. Следовательно, можно сказать, что изучать семью можно и в рамках парадигмы структурного функционализма, и с точки зрения парадигмы символического интеракционизма. Выбор одной из парадигм для определения семьи не позволяет раскрыть всех ее аспектов и особенностей, поэтому представляется оптимальным сочетать в данном исследовании подходы обеих парадигм, так как семейные ценности складываются по поводу и выполняемых семьей функций в обществе, и по поводу внутреннего взаимодействия ее членов. Следовательно, принимаемое нами определение семьи должно носить межпарадигмальный характер.
     Дальнейшее  раскрытие понятия семьи состоит  в раскрытии ее содержания как  социального института. Как элемент  общественной системы семья выполняет ряд социально значимых функций, которые и определяют ее место в этой системе. К таким функциям относятся репродуктивная функция, социализационная, экзистенциальная и экономическая. Первые три являются специфическими функциями семьи, а четвертая - неспецифическая, которая выполняется и другими социальными институтами. На основе этой последней функции можно уточнить характер совместной деятельности внутри семьи, а именно хозяйственной. Следовательно, мы получаем содержательное определение семьи: семья - это основанная на единой хозяйственной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
     Следовательно, семейные ценности - положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества-родительства-родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.
     Классификация семейных ценностей вытекает из определения  семьи. Можно классифицировать семейные ценности по объектам, составляющих предмет оценки. Семейные ценности можно разделить по элементам связи внутри семьи и по функциям, выполняемым семьей как институтом. Эти две классификации совпадают по некоторым пунктам, но каждая из них позволяет рассмотреть некоторые виды, которые не учтены в другой. В первом случае выделяется три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. Среди всего многообразия ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов/ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи (нуклеарная семья состоит только из одной супружеской пары с детьми, а расширенная состоит из трех или более поколений и включает две или более нуклеарные семьи).
     Второй  вариант классификации семейных ценностей - по выполняемым семьей социальным функциям. Репродуктивная функция - основная семейная функция, обеспечивающая воспроизводство населения - связана с ценностью детей. По этому пункту функциональная классификация совпадает с классификацией по связям. К функции социализации относятся ценность социализации детей именно в семье, а не в других социальных институтах, ценность участия обоих родителей и старших поколений в воспитании детей. К экзистенциальной функции относится ценности, связанные с поддержанием жизнедеятельности членов семьи и детей после их рождения. К данным ценностям относятся ценность внутрисемейных коммуникаций; ценность семейного микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению собственного Я каждого; ценность здоровья, благополучия и поддержания долголетия членов семьи. Из экономической функцией семьи и определения экономики как отношений по поводу производства, распределения и потребления экономических благ следуют следующие ценности: ценность связи семьи и производства или ценность семейного бизнеса, ценность семейного потребления или семьи как единого потребителя [18].
     На  современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их образовательно-воспитательных возможностей, семейных духовно-нравственных ценностей. Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитания и развития. Семья является основой любого государства (что само по себе имеет абсолютную ценность), главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций, национальной безопасности. Постепенно восстанавливается и наращивается дидактическая система семьи, и соответственно возрастает роль семейного воспитания в образовании ребенка.
     Духовно-нравственные ценности – высшие ценности человека, главной категорией их определяющей является категория добра (блага), которая охватывает совокупность действий (служение), принципов, норм нравственного поведения. Духовно-нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые человек оценивает и одобряет, то есть воспринимает как добрые, благие, хорошие.
     Становление духовно-нравственных ценностей в обществе носит исторический характер. Важность формирования духовно-нравственных ценностей определяется тем, что они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, они включаются в национальные ценности, ценности семьи, труда, образования, общества.
       Особенностью духовно-нравственных  ценностей, как добродетелей человека, его душевных личностных качеств является то, что они социальны по своей природе, но индивидуальны по формам выражения. В эпоху глобальных перемен, охвативших все мировое сообщество, приоритетным становится вопрос о ценностях, формирующихся «в условиях семейного социума» (Г.Н. Филонов). Важным становится вопрос о формировании у детей и молодежи семейных духовно-нравственных ценностей как общей культуры в аспекте брачно-семейного поведения.
       Семейные духовно-нравственные ценности – это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного брачного и семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре народа, обеспечивающие культурное и демографическое воспроизводство белорусского общества и государства [1].
     Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что в исследованиях отечественных и зарубежных ученых выделяются различные подходы к выявлению специфики духовно-нравственных ценностей, в том числе и семейных. Эти подходы объединяет следующее: обращение к гуманному, т.е. человеческому началу. Основная особенность семейных духовно-нравственных ценностей заключается в том, что их ориентация направлена на благо человека, семьи и жизни на земле. В духовно-нравственных ценностях соединяется забота о человеке, его признании как ценности, любовь и уважение к нему, почтительность и благоговение перед человеческой и всякой другой жизнью. Все это составляет содержательный аспект семейных духовно-нравственных ценностей. 
 

     1.2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПАНЕНТ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
     Подготовка  к семейной жизни является такой  же значимой, как и подготовка к  профессиональной деятельности, поскольку  проблемы семьи не менее важны, чем  карьерные вопросы. На должном уровне разрешить их способен человек, соответствующим образом подготовленный.
     Многочисленные  исследования социологов, психологов, педагогов свидетельствует о  том, что стабильная семья может  быть создана при определенной степени  готовности к браку молодых людей. Содержание готовности личности к браку и семейной жизни представляет собой комплекс общетеоретических и специальных знаний, совокупность умений, которые будут приведены в действие при наличии у будущего семьянина гуманистической направленности личности.
     По  мнению Э. Эриксона, готовность человека к семейной жизни проявляется  именно с того момента, когда он осознает, что готов к особенным интимным чувствам с целью соединения двух людей без опасения некой потери в себе. Эту же мысль рассматривает и Б.С. Круглов, который говорит о психологической готовности к созданию семьи как о переходе в социальный статус семьянина и к выполнению связанных с ним новых обязанностей, а также об осознании значимости своих действий с точки зрения системы правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения. Он отмечает, что система подготовки молодежи к семейной жизни, наряду с формированием культуры и навыков межличностного общения, которое заключается в  умении соизмерять свои интересы и поступки с интересами и поступками другого индивида, должна включать и воспитание гражданско-правового сознания.
     По  мнению исследователей проблем семьи  и брака И.В. Гребенникова и В.И. Барского, ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи  является этико-психологическая готовность вступающих в брак. Исследователи считают этико-психологическую готовность к браку и нравственную направленность личности, ее психологический настрой ведущими компонентами, которые определяют комплекс качеств, необходимых будущим супругам. Они подчеркнули, что формирование этико-психологической готовности к браку невозможно без:
    умения вступающих в брак спроектировать оптимальную и реальную модель своей будущей семьи, жилищные и экономические возможности и т.д.;
    желания создать собственную семью и воспитывать детей, понимания сложности жизни в семейном коллективе, стремления идти на уступки и т.д.;
    знаний, необходимых в будущем для обеспечения здорового рождения детей, их нормального развития и воспитания;
    практических умений и навыков, обеспечивающих удовлетворение материальных потребностей семьи.
     Другой  точки зрения придерживаются И.С. Кон  и Э.Ш. Камалдинова, которые связывали готовность к браку и семейной жизни с умением жить и действовать в реальном, а не воображаемом мире, а также с личной самостоятельностью, развитым чувством собственного достоинства и социальной ответственностью.
     С.В. Ковалев подчеркивает, что исходными моментами готовности человека к браку и семье являются «деятельное понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни забот и ограниечение личной свободы».
     А.Н. Сизанов выделяет структурные компоненты готовности молодежи к семейной жизни: социально-нравственный, мотивационный, психологический и педагогический. Охарактеризуем каждый из них:
    социально-нравственный – предполагает гражданскую зрелость (среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания, возраст), экономическую самостоятельность, здоровье. Развитое нравственное осознание молодых людей – одно из важных условий готовности к созданию семьи. Оно проявляется в понимании молодыми людьми социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, выбору спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему супругу, представителям старшего поколения и другим членам семьи, в чуткости и такте при общении с ними. Развитие нравственного сознания предполагает наличие минимума правовых знаний о семье, знакомство с основами семейного законодательства (права и обязанности супругов, родителей, детей, правовые нормы, регулирующие отношения в браке, семье);
    мотивационный – включает любовь как основной мотив создания семьи, стремление к самостоятельности (умение вести семейный бюджет, наладить быт, ухаживать за детьми и т.д.), материальная независимость от родителей, ответственность за создаваемую семью (согласованность позиций супругов), обоюдное желание иметь и воспитывать детей;
    психологический – предполагает единство целей и сходство взглядов на жизнь вообще и семейную в частности, умение создать морально-психологический климат, устойчивость характера и чувств, развитые волевые качества личности;
    педагогический – включает наличие знания закономерностей развития детей и их воспитания, навыки ухода за младенцем, умение передавать свой жизненный опыт детям, приучать их к хозяйственным делам, планировать семейный бюджет, организовать быт и досуг, создавать уют.
     Е.И. Зритнева выделяет следующие структурные  компоненты готовности подрастающего  поколения к семейной жизни и  родительству:
    эмоционально-ценностный – проявляется в гуманистической направленности личности. Ее составляющие элементы – когнитивный, эмоциональный, интеллектуально-волевой и конативный – имеют свои критериальные показатели: осознание семьи как ценностного социального института, личностное осмысление ценностей семьи и брака, признание значимости внутрисемейного общения, осознание ценности родительства;
    интеллектуально-познавательный – сводится к овладению совокупностью знаний о семье и браке в психологии личности и семейных отношений, в области семейной педагогики, организации разумной жизнедеятельности семьи. Критериальными показателями являются знания, их личностный смысл, аналитические и практические умения;
    действенно-практический – проявляется через внешние наблюдаемые умения и навыки, необходимые в семейной жизни конструктивные, коммуникативные, гностические, организаторские. Их критериальными показателями являются умения прогнозировать развитие семьи, моделировать всевозможные ситуации с учетом психологических особенностей членов семьи, регулировать взаимоотношения в системе «личность – семья – общество» и «личность - семья - личность», т.е. сотрудничать со всеми членами семьи, формировать чувство сопереживания и сопричастности в совместной деятельности, уважение к личности;
    эмоционально-волевой – предполагает создание оптимальные условия жизни в семье для каждого ее члена, проявление любви к близким людям и детям, развитие положительного эмоционального настроя, потребность трудиться на благо родных людей. Критериальными показателями являются психологическая установка на положительные эмоции, выражающие удовлетворенность семейными делами и обязанностями, стремление к преодолению различных препятствий.
     В.С. Мухина отмечает, что студенческий возраст – «чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу, свой жизненный путь». В период обучения в вузе происходит не только их профессиональное становление, но и заканчивается личностное самоопределение. Подготовка студенческой молодежи к семейной жизни является, по сути, завершающим этапом на длительном пути формирования юношей и девушек как мужей и жен, отцов и матерей. В высшей школе наступает период взросления человека, осознание им избранного жизненного и профессионального пути. Поэтому учреждения высшего образования призваны выполнять социальный заказ не только на подготовку специалистов в той или иной области профессиональной деятельности, но и на формирование готовности молодых людей, обучающихся в ней, к счастливой семейной жизни и воспитанию подрастающего поколения.
     Психологи М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович считают, что многоплановость студенческой жизни (учеба, трудовые семестры, спорт, досуг и т.д.) позволяет увидеть своего избранника с разных сторон. При этом молодые люди имеют свободу в выборе спутника жизни, и их решение вступить в брак мотивированно. П.А. Решетов выделяет основные компоненты процесса подготовки студентов вуза к семейной жизни:
    целевой (формирование и развитие у обучаемых осознания важности семейной жизни, положительного отношения к браку, созданию полноценной семьи, рождению детей, осуществлению семейного воспитания и обучения; овладение знаниями, умениями и навыками в области внутрисемейных отношений; выработка навыков межличностной коммуникации и создания бесконфликтных взаимоотношений в семье; развитие негативного отношения к разводу как способу решения семейных проблем);
    содержательный (формирование и развитие у обучаемых осознания важности семейной жизни, готовности принять на себя ответственность за семью; овладение студентами необходимыми знаниями, умениями и навыками в области семейных отношений; формирование навыков межличностной коммуникации и создания бесконфликтных взаимоотношений в семье);
    организационный (организация и управление процессом подготовки студентов к семейной жизни);
    результативный (достижение поставленной основной цели).
     Каждый  из компонентов имеет определенное содержание и их взаимодействие образует основу функционирования относительно самостоятельного педагогического процесса подготовки студентов вузов к созданию семьи.
     Подготовка  студентов вузов к созданию семьи  и семейной жизни – специально организованный и комплексный процесс  воспитания, обучения и развития молодых людей. Он направлен на достижение главной цели, которая является системообразующим фактором данного процесса, - всемерно способствовать формированию у юношей и девушек готовности к семейно-брачным отношениям [5].
     Семья как воспитательная среда имеет оптимальные возможности для постоянного и интенсивного общения детей со взрослыми; она дает детям уроки взаимоотношений полов и будущей семейной жизни; формирует характер, воспитывает семейные ценности социально-нравственного содержания, моделирует структуру и содержание культурно-ценностного совместного досуга; обеспечивает контроль за детьми и подростками. Существенное влияние на формирование личности человека оказывают уклад семейной жизни, традиции и условия семейного воспитания, которые в совокупности создают для ребенка ту среду, включаясь в которую, он впервые раскрывает свои социально-полезные качества. Семья выступает ведущим звеном целостного педагогического процесса по воспитанию семейных духовно-нравственных ценностей молодых людей.
     В настоящем исследовании раскрывается роль семейных духовно-нравственных ценностей в формировании у студентов готовности к семейной жизни и воспитанию у них ответственного родительства (материнства или отцовства). Готовность к осознанному родительству – это сформированная целостная система свойств личности духовно-ценностного содержания и соционравственных представлений молодежи о семье и ее функциях. Подготовка студентов к семейной жизни включает в себя следующие направления: повышение ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью; увеличение социальной престижности отцовства и материнства; повышение психологической готовности юношей и девушек к браку; освещение вопросов эффективной и экономной организации бюджета семьи, создание ситуаций для накопления духовно-нравственного опыта студентов. Отсутствие этой готовности у человека – источник его личностной и общественной нестабильности.
     Формирование  готовности к семейной жизни и ответственному родительству тесно связано с идеалом семьянина. Социальный идеал семьянина в настоящем исследовании определяется как образ человека, который характеризуется высокой степенью ответственности за семью и ее членов, развитыми способностями и умениями, необходимыми в семейной жизни, гибкостью в семейном общении. Семьянин – многомерное понятие, проявление которого зависит от ценностей, принятых каждой семьей, конкретной семейной ситуации, индивидуально-личностных особенностей личности.
      Формирование  у студенческой молодежи готовности к семейной жизни предполагает воспитание ответственного (осознанного) родительства. Ответственное родительство – это интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений, позиций и убеждений относительно себя как родителя. Ответственное родительство понимается как духовно-нравственная и социальная потребность личности, и ее ориентация на ценностное воспитание детей, подготовка к позитивным, когнитивным, эмоциональным, поведенческим отношениям в семье, субъективному ощущению себя родителем, эффективному взаимодействию в семье и формированию ценностных установок родительства.
      Подготовка  студентов к осознанному родительству начинается задолго до социального  и духовно-нравственного созревания и взросления личности; содержание ответственного родительства определяется родительской программой и реально сложившейся моделью родительской семьи и родительского дома. Определяющим основанием подготовки к осознанному родительству является комплексное взаимодействие семьи и вуза по формированию семейных духовно-нравственных ценностей студентов.
      Таким образом, важным фактором подготовки к ответственному родительству и супружеству является разработка, внедрение в практику образовательных учреждений и семейного воспитания специальных образовательных программ духовно-нравственной направленности по семьеведению и пропаганде ценностного отношения к семье и браку, возрождению семейных традиций и обычаев [1].  
 
 
 

     1.3 ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СЕМЕЙНЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
     Главной целью подготовки студенческой молодежи к семейной жизни является выявление медико-социальных, психолого-педагогических условий, оптимизирующих процесс формирования их готовности к браку и семейной жизни.
     В процессе использования технологий решаются следующие задачи:
    раскрытие сущности семьи как социально-ценностного института;
    анализ уровня готовности молодых людей в отношении деторождения;
    выявление социального статуса будущих молодоженов, степень адаптации молодой семьи к современным условиям жизни.
     Основными принципами формирования у студентов  семейных духовно-нравственных ценностей  являются:
     - принцип эмоционально-ценностного  отношения к семье, ее традициям,  обычаям, образу жизни и воспитанию  ребенка, реализация которого позволяет сформировать у молодежи представление и понятие об идеальной семье и семейной жизни; сформировать в их сознании образ «Я – будущий семьянин» («Я – будущая мать», «Я – будущий отец») как ценностный ориентир создания собственной семьи;
     - принцип индивидуально-личностной психолого-педагогической поддержки студента как будущего семьянина, направленную на оказание содействия и помощи девушкам и юношам в сознательном формировании семейных духовно-нравственных ценностей как основы формирования их готовности к семейной жизни и воспитания ответственного родительства (материнства или отцовства), а также помощь им в решении их индивидуальных проблем;
     - принцип толерантного взаимодействия  всех субъектов воспитательного  процесса, ориентированный на уважительное отношение и принятие другого вне зависимости от его этнических, религиозных или гендерных характеристик, отражающих активную социально-ценностную позицию и внутреннюю готовность личности к эффективному межличностному взаимодействию с людьми иной национальной, конфессиональной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и способов поведения, основывающихся на следующих функциях: мировоззренческой, регулирующей, психологической, воспитательной [1, с.27].
     Совокупность  данных принципов отражает специфику  формирования у студентов семейных духовно-нравственных ценностей, его  целей, содержания, технологий.
     Ведущими  структурными компонентами концептуальной модели формирования у студенческой молодежи семейных духовно-нравственных ценностей являются следующие структурные  компоненты: ценностно-целевой, содержательный, критериально-оценочный, технологический, организационно-управленческий, рефлексивный, результативный. Ценностно-целевой компонент включает цели, задачи, субъектов деятельности, семейные духовно-нравственные ценности. Субъектами деятельности являются родители (семья), студенты, педагоги образовательного учреждения (вуза). Содержательный компонент концептуальной модели включает комплексную Программу по формированию у студенческой молодежи семейных духовно-нравственных ценностей. Критериально-оценочный компонент включает показатели сформированности у молодых людей семейных духовно-нравственных ценностей. Технологический компонент включает формы организации деятельности по формированию у студентов семейных духовно-нравственных ценностей как основы формирования их готовности к семейной жизни и воспитания у них ответственного родительства (материнства или отцовства). Организационно-управленческий компонент включает следующие уровни управленческого взаимодействия семьи и вуза: стратегический, тактический, оперативный по формированию у студентов семейных духовно-нравственных ценностей. Рефлексивный компонент связан с аналитико-рефлексивной деятельностью всех субъектов образовательно-воспитательного процесса по формированию у студентов семейных духовно-нравственных ценностей. Результативный компонент представлен показателями сформированности семейных духовно-нравственных ценностей как основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни, ответственному родительству.
     Можно выделить три этапа процесса формирования у студентов семейных духовно-нравственных ценностей. Первый этап – ориентационный, направленный на построение перцепционного образа, в основе которого лежит синтез духовно-нравственных ощущений. Данный этап тесно связан с эмоциями, переживаниями, уже имеющимися ценностями. На этом этапе нередко осуществляется разрешение противоречий между желаемым и должным, добродетелью и пороком, приоритетом собственного блага и блага других. Второй этап – оценочно-смысловой, связанный с пониманием и осмыслением знаний о семье и семейных духовно-нравственных ценностях, умений и способов поведения в контексте этих понятий. На этом этапе осуществляется соотнесение новых представлений, понятий, ценностей с системой ранее усвоенного на основе диалоговых отношений. Исследования рефлексивных слоев сознания показали, что процессы превращения значений в смыслы и наоборот происходят именно через действие означивания и осмысливания, по отношению к которым функцию посредника несет «Я-концепция» человека. На этом этапе в единое смысловое целое объединяются потребности, интересы, установки, позиции. Следует подчеркнуть, что духовно-нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые человек не просто оценивает, но и одобряет, то есть оценивает как добрые, благие, хорошие. Третий этап – ценностно-деятельностный, в котором происходит присвоение субъектом личностного духовного смысла, при котором духовная ценность становится личностной ценностью, регулятором образа жизни – ценностной ориентацией. Данный этап призван способствовать «вхождению» семейных духовно-нравственных ценностей в мировоззрение личности, обретению человеком целостности мировоззрения и поведения. Выделенные этапы взаимообусловлены и тесно взаимосвязаны между собой [1].
     Специальную подготовку к семейной жизни следует  практиковать еще в школе и проводить ее на всех этапах возрастного развития. Это могут быть специальные занятия в учебных заведениях, разработка литературы по данному вопросу, консультации в медицинских учреждениях и т.д. Главное – донести до молодых людей ценности семьи. Также могут выбираться различные формы учебных занятий: лекции; беседы; практикумы, имеющие цель отработать определенные навыки и умения, например, этика поведения, культура поведения юношей и девушек, микроклимат семьи и т.д.; размышления (о жизни, о себе, о самовоспитании, об особенностях юношеской любви); встречи (со специалистами в области медицины, психологии, педагогики, этике и др.).
     Подготовка  к семейной жизни – настоятельная  необходимость, т.к. среди ценностей, созданных человечеством, семья является одной из важнейших. Ни одна нация, ни одна культурная общность не сумела обойтись без семьи, играющей важную роль в укреплении здоровья и воспитания, обеспечении экономического и социального процесса общества, в улучшении демографических процессов.
     Система подготовки к семейной жизни должна основываться на таких общепедагогических принципах, как духовность целенаправленного  воспитания, его связь с практикой, взаимосвязь всех факторов, формирующих  личность. Можно опираться на разнообразные  виды деятельности студентов: учебную, игровую, трудовую, спортивную, семейно-бытовую и др. Молодым людям необходимо раскрыть значимость семьи, социальные роли супругов и родителей; а также наши нравственные качества: равноправное отношение к другому полу, дружба, уважение к матери, отцу, старшим и младшим, ответственность и верность, честность, сдержанность, доброта, уступчивость, осознание моральных основ брачно-семейных уз, любовь как истока брака, чувство долга перед супругом (супругой), семьей, детьми; правильное представление об идеальном муже, жене, отце, матери.
     Для эффективности занятий можно  использовать проблемные ситуации, практические задания, конференции, анкеты, закрытые вопросы, ролевые, творческие, дидактические  игры, тесты, фильмы-уроки, экспресс-опросы, семейные гостиные. Для подготовки студентов к семейной жизни необходимо организовать педагогический процесс.
     Главной целью педагогического процесса является достижение комплексности  просветительской и воспитательной работы со студентами, воздействия преподавателей на сознание, чувства и поведение молодых людей. Работа по подготовке девушек и юношей к будущему супружеству в учебное и неучебное время с учетом имеющихся возрастных, психологических особенностей студентов даст возможность формировать педколлективу серьезное, вдумчивое отношение к проблеме семьи и брака.
     С целью ознакомления студентов с  законами о браке и семье можно  использовать следующие методические приемы:
    проведение лекций, бесед на морально-этические темы, психологические и моральные основы семейной жизни;
    просмотры фильмов, спектаклей с последующим их обсуждением;
    встречи с юристами, педагогами, психологами, врачами по вопросам подготовки молодежи к будущей семейной жизни;
    формирование у молодых людей ответственности за будущее потомство.
     Методическая  работа по ознакомлению студентов с  законами о браке и семье предполагает проведение дополнительных занятий  по подготовке молодежи к семейной жизни с последующим анализом и выработкой рекомендаций.
     Программа полового воспитания и сексуального образования должна включать в себя неразрывно связанные обучающий и воспитательный компоненты, обеспечивающие формирование у студенческой молодежи ценностных ориентаций, знаний и навыков, реализуемых в поведении, тем более, что половое воспитание неразрывно связано с общим нравственным воспитанием личности. При этом учебно-воспитательный процесс должен носить опережающий и профилактический характер [19].
         Таким образом, интеграция традиционных  и инновационных форм формирования  у студенческой молодежи семейных духовно-нравственных ценностей обеспечивает эффективность этого процесса, стабильное функционирование и развитие сложной социально-педагогической системы «семья-вуз». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
2.1 ВЫЯВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ
     Студенчество  – наиболее развитая в интеллектуальном плане часть молодежи, наше нравственное, социальное и экономическое будущее. Поскольку одну из главных ролей  в формировании личности играет семья, в нашем исследовании мы попытались определить ценность и значимость семейных отношений для молодежи вуза в возрасте 20-24 лет.
     Формирование  ценностей у молодежи через преемственность  в развитии поколений – общесоциологический закон, поэтому представляет интерес видение молодежи о семье.
      Объектом нашего исследования являются семейные ценности, предметом – отношение студенческой молодежи к семейной жизни. Цель исследования – изучить отношение студентов к семейным ценностям и к семье как таковой. К основным задачам исследования можно отнести:
      изучение  мнения студентов о добрачном периоде; о природе, предшествующей вступлению в брак;
    изучение представлений студенческой молодежи о семье как таковой; о процессе создания собственной семьи;
      изучение оценки родительской семьи современных студентов;
    рассмотрение значимости для студенческой молодежи некоторых социальных факторов при создании семьи.
     В обществе существуют определенные стереотипы по отношению к молодым людям. Часто им приписываются эгоизм, инфантильность, отрицание традиций и общественной морали, распущенность, сексуальная свобода [11]. Не отрицая того факта, что это может характеризовать какого-либо отдельного молодого человека, нам кажется неправильным обвинять в этих грехах всю молодежь. Мы предполагаем, что для большинства студентов семья, как ценность, играет важнейшую роль в адаптации к современным условиям жизни, однако думаем, что многое молодые люди традиционному семейному укладу предпочитают новые формы и виды брака (гражданский брак, тенденция к малодетности или бездетности, преобладание экономической выгоды над духовными ценностями при создании семьи и т.д.).  
      Для проверки данной гипотезы мы использовали такой вид опроса, как анкетирование. Нами была разработана анкета, содержащая 24 вопроса [Приложение 1]. Для получения объективных данных в анкете были размещены вопросы различных видов: открытые, закрытые и полузакрытые. Исследование проводилось на базе Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина. В нем приняло участие 49 студентов 4 курса социально-педагогического факультета. Сложностей при проведении исследования не возникло.
      Таким образом, можно выделить следующие  основные этапы проведенного исследования:
      1) Первый этап включал в  себя  разработку  плана, обоснование  актуальности исследования,  определение  объекта  и   предмета, постановку цели и задач исследования.
      2) На втором этапе анализировалась   разработанность  проблемы  отношения  студенческой молодежи к семейным  ценностям в отечественной и зарубежной литературе.
      3) Третий  этап   исследования   характеризовался   разработкой   эмпирического исследования, в том  числе: подбором и созданием  методики, отвечающей цели  и задачам  исследования.
      4) Четвертый  этап  исследования  представлял  собой непосредственно экспериментальное  исследование.
       5) На пятом этапе исследования  производились  обработка,  анализ  и  описание полученных  данных,   разработка   программы дальнейших  мероприятий по работе со студентами  и   оформление проделанной работы. 

2.2 АНАЛИЗ  ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
     Все разработанные нами анкетные вопросы  можно условно разделить на  несколько блоков. В первом блоке  с помощью открытых вопросов мы получали сведения о респонденте. Второй блок содержал вопросы, помогающие получить информацию о добрачном периоде; о природе, предшествующей вступлению в брак. С помощью следующего блока вопросов нам удалось узнать мнение студентов о семье как таковой и о процессе создания собственной семьи. Очередной блок вопросов помог определить значимость для студенческой молодежи некоторых социальных факторов при создании семьи. Также был разработан блок, содержащий вопросы, с помощью которых молодые люди могли дать оценку родительской семьи и определить значимые для них личностные качества отца и матери. Полученную в ходе исследования информацию мы обрабатывали в соответствии с выше перечисленным частями анкетного опроса.
     В анкетировании приняли участие 30 девушек и 19 юношей. Средний возраст  опрашиваемых – 21,5 год. В этот период молодые люди, согласно законодательству, уже имеют возможность официально зарегистрировать брак. На момент опроса шесть человек состояли в браке, двое из опрашиваемых находились в состоянии развода и еще двое студентов – в состоянии помолвки.
     Чтобы выяснить, какие же функции семьи молодые люди считают наиболее значимыми, был поставлен закрытый вопрос, где студентам предлагалось присвоить номера каждой функции семьи по уровню значимости. В результате обработки полученных данных можно сказать, что самыми значимыми из перечисленных в анкете функций семьи молодые люди считают морально-психологическую, репродуктивную и функцию семьи как института духовного и культурного общения. Это может говорить о желании молодежи найти в семье духовную опору и моральную поддержку, а также о серьезном отношении к семье, как к крепости, защищающей от житейских невзгод и порождающей новую жизнь. Большинство опрошенных ищут в семье, прежде всего, духовную и моральную поддержку, нежели экономическую, т.е. фактически у них отсутствуют корыстные мотивы для вступления в брак. Наименее значимыми, согласно опросу, для юношей оказались экономическая и социальная функции семьи, для девушек – социальная и сексуально-эротическая функции.
     На  вопрос о том, сохраняется ли престиж  брачно-семейных отношений, 67% всех респондентов (66% девушек и 68% юношей) ответили положительно, что, по нашему мнению, свидетельствует о ценности для них семейных отношений. Некоторые молодые люди добавили, что престиж брачных семейных отношений существует, но не в той мере, как это было раньше (10% всех опрошенных).
     Мы  попытались определить, какие черты  должны быть присущи возможному избраннику. Было предложено 26 различных  характеристик, включающих в себя как описание личности партнера, так и его внешнего образа, материального положения, ценностных установок и поведенческих реакций. Прежде всего, по результатам опроса, респонденты хотят чувствовать со стороны партнера любовь к себе и детям. Также значимыми были такие качества, как доброта, честность, уважительность и заботливость. Таким образом, большинство опрошенных (95%) ценит морально-психологические и духовные качества личности гораздо выше, чем внешнюю привлекательность и материальный достаток партнера. Важным для молодых людей является соответствие культурного уровня партнеров (71% всех респондентов), при чем, для девушек эта характеристика является более значимой (86%), чем для юношей  (47%).   При этом только 20% респондентов считают, что для вступления в брак существуют социальные барьеры (тяжелое экономическое положение, общественное мнение, религия, национальность, разное воспитание, прошлое партнеров). 46% девушек и 15% юношей уверенны в существовании возрастных барьеров для вступления в брак, например, таких, как большая разница в возрасте, несовершеннолетие одного из партнеров или, наоборот, слишком поздний возраст для создания семьи. Таким образом, данные проведенного исследования позволяют утверждать о том, что девушки предъявляют более высокие требования при выборе партнера, чем юноши.
     Огромное  значение при создании семьи имеет характер добрачных отношений. Большинство молодых людей (51% всех опрошенных) считают, что они должны длиться от 2 до 3 лет (63% юн
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.