На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы дефицита бюджета и государственного долга

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.9.2014. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ
    ПРОБЛЕМА БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
      Понятие дефицита бюджета, его виды
      Способы финансирования дефицита бюджета
 
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
      Сущность государственного долга
      Обслуживание государственного долга
      Экономические последствия
      Проблемы и противоречия
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
 


     ВВЕДЕНИЕ 

     Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения  и перераспределения стоимости  общественного продукта и части  национального богатства, связанные  с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и  его предприятий и использование  государственных средств на затраты  по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Экономическое содержание государственных финансов неоднородно; в их составе выделяют отдельные  обособленные звенья, каждое из которых  выполняет специфические функции. В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней  государственного управления, внебюджетные фонды, финансы государственных  предприятий, государственный кредит1.
     Бюджет  состоит из расходов и доходов. Когда  расходы правительства превосходят  доходы за данный год, мы сталкиваемся с бюджетным дефицитом. Существует несколько концептуальных подходов к бюджету, считающих каким способом должен быть сбалансирован бюджет или  должен он вообще быть сбалансированным. Накопленные в предшествующие периоды  времени суммы бюджетных дефицитов  образуют государственной долг, который  может быть как внутренним, так  и внешним. Причинами государственной  долга могут служить войны  и циклическое развитие экономики. Государство может противодействовать росту государственного долга путем:
     1) налогов;
     2) дополнительной эмиссией денег;
     3) выпуском и реализации государственных  обязательств.
     Более серьезные проблемы, связанные с государственным долгом, заключаются в следующем:
       а) выплаты процентов по государственному  долгу, вероятно, увеличивают неравенство  в доходах; 
     б) выплаты процентов по долгу требует  повышения налогов, которые могут  подорвать действие экономических  стимулов;
     в) выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определённой части реального  продукта за рубеж;
     г) заимствования правительством на рынке  капиталов, для того чтобы рефинансировать  долг или заплатить проценты, могут  увеличить ставки процента и вытеснить  частное инвестиционное финансирование.
     Цель  работы  является рассмотрение  проблем  дефицита бюджета и государственного долга.
     Задачи  работы:
    Рассмотрение и выявление проблем бюджетного дефицита;
    Сущность, обслуживание и проблемы государственного долга.
   Работа  состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.
   Первая  глава посвящена теоретическим  основам бюджета. Рассмотрению сущности, видов бюджетного дефицита, способам финансирования дефицита.
   Вторая  глава посвящена рассмотрению сущности государственного долга, методам обслуживания и экономическим последствиям, а  так же изучению проблем и противоречий государственного долга.

1. ПРОБЛЕМА БЮДЖЕТНОГО  ДЕФИЦИТА

1.1 Понятие дефицита бюджета, его виды

 
     Определяющую  роль в формировании и развитии экономически любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование является его финансовая система, главным звеном которой  является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы  государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций. Однако данная системы зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме  бюджетного дефицита. Поэтому одним  из важнейших вопросов государственных  финансов является проблема бюджетного дефицита2.
     В процессе принятия и исполнения бюджета  большое значение приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает  профицит. Но чаще всего расходы  превышают доходы. В таком случае возникает дефицит3.
     Причин  тому множество (спад общественного  производства, массовый выпуск "пустых" денег, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот "теневого" капитала, огромные непроизводственные расходы, потери, приписки, хищения  и т.п.), но важнейшее значение имеет  возрастание роли государства в  различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности госаппарата.
     Бюджетный дефицит относится к так называемым негативным экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, которые  являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы.
     Следует заметить, что бездефицитность бюджета  еще не означает "здоровья" экономики. Вместе с тем, любое государство  стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета4.
     Дефицит бюджета обусловлен разными причинами. В одних случаях государство  может сознательно идти на увеличение дефицита бюджета. В частности, в  целях стимулирования экономической  активности и совокупного спроса в период спада производства правительство  может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или  существенно снизив налоги. В итоге  увеличиваются расходы бюджета  или снижаются его доходы, возникает  дефицит. Но этот дефицит сознательно  создан государством. Такой дефицит  называется структурным дефицитом.
     В отличие от структурного циклический  дефицит в меньшей степени  зависит от сознательной бюджетно-налоговой  политики государства. Он обусловлен общим  спадом производства, который происходит на стадии кризиса и является результатом  циклического развития экономики. В  условиях спада производства снижаются  налоги, доходы государства, а значит, возникает дефицит.
     Выделяют  также активный и пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в  результате превышения расходов над  доходами, а пассивный - в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедлением темпов экономического роста, недоплат и т.п5.
     Различают краткосрочную и долгосрочную несбалансированность бюджета. Несбалансированность имеет  краткосрочный характер, если превышение расходов над доходами ограничивается рамками одного финансового года и является отражением изменений  макроэкономической ситуации по cpaвнению с той, в которой составлялся бюджет. Это происходит главным образом из-за отсутствия необходимого опыта макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного изменения целого ряда обстоятельств. Например, сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти в результате падения экспортных цен, сокращения объемов производства ниже предусмотренного уровня, сдвигов в структуре спроса на изготавливаемую продукцию и снижение ее конкурентоспособности. Увеличение дефицита государственного бюджета может быть также вызвано неожиданно резким ростом государственных расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины, расширением трансфертных платежей в сочетании с введением налоговых льгот, что является весьма популярной мерой перед очередными выборами.
     Долгосрочная  несбалансированность бюджета связана  с увеличением разрыва между  государственными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлена  причинами, которые носят более  устойчивый характер. Так в большинстве  развитых стран на протяжении последних 15 лет наблюдается устойчивая тенденция  к росту дефицита национальных бюджетов следующими факторами:
     1) увеличение числа социальных  выплат, а значит, социальной нагрузки  на бюджет;
     2) неблагоприятная демографическая  ситуация, связанная со старением  населения, в результате чего  увеличиваются расходы на выплату  пенсий, ассигнования на здравоохранение и т.п.;
     3) либерализация налогового законодательства  и как следствие этого снижение  величины налоговых ставок (без  соответствующей корректировки  государственных расходов);
     4) возрастание объема внешней задолженности.
     В целом состояние государственного бюджета определяется долгосрочной тенденцией в динамике налоговых  поступлений и государственных  расходов; стадией экономического цикла  в которой находится экономика  в рассматриваемый период; текущей  политикой государства в области  бюджетных расходов и доходов.
     Очень часто, особенно в нашей стране и  в других странах, происходит искусственное  либо завышение, либо занижение истиной  величины бюджетного дефицита.
     Так, искусственное занижение дефицита бюджета может осуществляться с  помощью следующих инструментов:
     1) "налоговой амнистии", которая позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз всю сумму, равную определенной части общего налогового сбора;
     2) мероприятий по сбору просроченных налоговых платежей;
     3) введение временных или добавленных налогов;
     4) отсрочками выплат заработной  платы работникам государственного  сектора;
     5) отсроченной обязательной индексации  заработной платы в соответствии  с динамикой уровня инфляции;
     6) распродажей государственных активов;
     7) наличием скрытого дефицита, обусловленного  квазибюджетными расходами.
     К числу последних относят централизованные кредиты, предоставляемые на льготных условиях центральным банком. Кроме  того, Центральный банк может финансировать  отдельные операции, связанные с  госдолгом, покрывать убытки от мероприятий  по стабилизации обменного курса  валюты, рефинансировать сельское хозяйство  и т.п. В результате этого растут убытки ЦБ и усиливается инфляция, а дефицит не растет.
     Искусственное завышение размеров дефицита государственного бюджета может происходить в  результате следующих обстоятельств. Во-первых, при оценке величины государственных  расходов не всегда учитывается амортизация  в государственном секторе экономики. Во-вторых, важной статьей государственных  расходов является обслуживание государственного долга. Однако очень часто величина процентных выплат по долгу завышается за счет инфляционных выплат. При высоких  темпах инфляции, когда различия в  динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительны, это завышение государственных  расходов может быть весьма существенным. Возможны даже ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит и государственный  долг растут, а реальный дефицит  и долг снижаются, что существенно  затрудняет оценку проводимой правительством политики. Поэтому при изменении  бюджетного дефицита обязательно необходима поправка на инфляцию. С учетом этой поправки определяют реальный бюджетный  дефицит, который представляет собой  разницу между номинальным дефицитом  и величиной процента по государственному долгу, умноженной на темп инфляции. Общий  дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей представляет собой операционный дефицит.
     Бюджетным кодексом РФ установлены предельные размеры дефицита бюджетов разных уровней. Так, размер дефицита федерального бюджета  на очередной финансовый год не должна превышать суммарный объем бюджетных  инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.
     Размер  дефицита бюджета субъекта РФ не может  превышать 15% объема доходов его  бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Если в Законе о бюджете утвержден  размер поступлений от продажи имущества, предполагаемый дефицит бюджета  субъекта РФ может превышать эту  сумму, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.
     Размер  дефицита местного бюджета не может  превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и регионального  бюджетов. Причем поступления из источников финансирования дефицит местного бюджета  могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для  финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.
     Если  в качестве источника сокращения дефицита регионального или местного бюджетов рассматривается продажа  имущества, то, согласно Бюджетному кодексу  РФ, предельный размер дефицита соответствующих  бюджетов может превышать указанные  ограничения, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества6.

1.2 Способы финансирования дефицита бюджета

 
     В случае принятия бюджета на очередной  финансовый год с дефицитом необходимо определить источники финансирования дефицита бюджета. Они различаются  по уровням бюджетной системы.
     Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
     1) внутренние источники в следующих формах:
     - кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
     - государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
     - бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
     - поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
     - сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
     - изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
     2) внешние источники в следующих  формах:
     - государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
     - кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией7.
     Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета могут быть только внутренние источники. Для субъектов РФ они  выступают в следующих формах:
     - государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
     - бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
     - кредиты, полученные от кредитных организаций;
     - поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;
     - изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.
     А для местного бюджета:
     - муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
     - кредиты, полученные от кредитных организаций;
     - бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
     - поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
     - изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
     Бюджетный дефицит может быть профинансирован  тремя способами:
     - за счет эмиссии денег (монетизация дефицита);
     - займов у населения страны (внутренний долг);
     - займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).
     Первый  способ называют эмиссионным или  денежным способом, второй и третий - долговыми способами8.
     Монетизация как способ сокращения дефицита бюджета  представляет собой увеличение количества денег в обращении (в том числе  за счет банковского финансирования). Хотя этот способ используется государством очень редко, в исключительных случаях, поскольку он является чисто инфляционным, однако его не стоит исключать  из арсенала методов финансирования дефицита бюджета.
     При монетизации увеличивается количество денег в обращении, темпы роста  денежной массы существенно превосходят  темпы роста реального ВВП, что  приводит к повышению среднего уровня цен. При этом все экономические  агенты платят своеобразный инфляционный налог и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие  цены. У государства образуется дополнительный доход - сеньораж, т.е. новый доход  от печатания денег.
     Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а осуществляется в других формах. Например, в виде расширения кредитов Центрального банка государственным  предприятиям по льготным ставкам или  в форме отсроченных платежей. В последнем случае Правительство  покупает товары и услуги, не оплачивая  их в срок. Если отсроченные платежи  накапливаются в отношении предприятий  государственного сектора, то они не редко финансируются Центральным  банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит государственного бюджета. Поэтому хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это Разделение оказывается весьма условным.
     Монетизация оказывается достаточно рискованным  способом финансирования дефицита бюджета, поскольку может оказывать отрицательное  воздействие на состояние платежного баланса. Это связано с тем, что  в результате монетизации происходит рост предложения денег и на руках  у населения накапливается избыток  наличных денег. Он неизбежно порождает  увеличение спроса на отечественные  и импортные товары, а также  на различные финансовые активы, включая  зарубежные. Это, в свою очередь, приводит к росту цен и создает давление на платежный баланс. Если платежный  баланс становится отрицательным, то это  не уменьшает дефицит федерального бюджета, а, наоборот, ведет к его  увеличению. Более того, это отрицательно влияет на курс национальной валюты - происходит ее частичная девальвация. Механизм восстановления равновесия платежного баланса в этих условиях основан  на "связывании" избыточного денежного  предложения при помощи продажи  на валютном рынке части официальных  резервов Центрального банка, что позволяет  стабилизировать денежный рынок  в целом.
     Монетизация дефицита государственного бюджета  вызывает тем меньшее повышение  уровня инфляции в стране, чем больше валютных резервов Центральный банк может истратить на поддержку  относительно фиксированного обменного  курса национальной валюты и восстановление платежного баланса. При этом рост инфляции в результате монетизации бюджетного дефицита оказывается более значительным в режиме гибкого валютного курса, хотя расходы официальных валютных резервов при этом уменьшается. В  наибольшей степени инфляция возрастает в условиях абсолютно свободных  колебаний валютного курса, за счет которого восстанавливается равновесие денежного рынка. В последнем  случае уровень официальных валютных резервов Центрального банка остается практически неизменным.
     Негативные  инфляционные последствия монетизации  бюджетного дефицита могут быть смягчены мерами жестокой кредитно-денежной политики. Если Центральный банк сокращает  кредитные возможности коммерческих банков (обычно это осуществляется посредством увеличения нормы резервов или учетной ставки процента) одновременно с расширением кредитов государственному сектору на финансирование бюджетного дефицита то внутренние рыночные ставки возрастают, сдерживания экономическую  активность. В результате этого частные  инвестиции и чистый экспорт сокращаются  и инфляция уже не оказывает такого активного воздействия на состояние  платежного баланса.
     Денежная  эмиссия может быть неинфляционной только при значительных темпах экономического роста, поскольку растущая экономическая  активность сопровождается увеличением  спроса на деньги, который и поглощает  часть дополнительной денежной массы. Но при этом большое значение приобретает  воздействие таких факторов, как  инфляционные ожидания, размер денежной базы и предпочтения экономических  агентов.
     В целом монетизация может быть использована как способ решения  проблемы дефицита госбюджета. Однако необходимо иметь в виду, что это  небезопасные для экономики способ. Национальными правительствами  он обычно используется в исключительных случаях, когда, например:
     1) имеется значительный внешний  долг, что исключает льготное  финансирование дефицита бюджета  из внешних источников;
     2) возможности внутреннего долгового  финансирования практически исчерпаны;
     3) валютные резервы Центрального  банка истощены, в силу чего  регулирование платежного баланса  остается первостепенной задачей;
     4) экономика способна выдержать  высокую инфляцию, а граждане  уже привыкли к постоянному  росту цен.
     Если  же правительство все-таки избирает эмиссионный способ финансирования, то Центральному банку необходимо в  первую очередь ввести ограничения (лимиты) кредитования государственных  предприятий и организаций. В  противном случае может возникнуть риск полного вытеснения частного сектора  с кредитного рынка и произойти  падение инвестиционной активности. Необходимо также постоянно держать  под контролем уровень инфляции, следить за состоянием платежного баланса.
     Менее болезненным и более управляемым  способом решения проблемы дефицита государственного бюджета является долговое финансирование. В результате долгового финансирования дефицит  бюджета покрывается за счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за ее пределами. На основании этого формируется  внешний и внутренний долг государства.
     В разных направлениях экономической  мысли по-разному относятся к  долговому финансированию. Так представители  неоклассического направления, начиная  с А. Смита, негативно относятся  к долговому финансированию. Они  считают, что А. Смит был прав, когда  говорил, что дефицитное финансирование - это "улица с односторонним  движением, вступив на которую однажды  нельзя повернуть обратно". В результате долгового финансирования уменьшается  богатство нации, усугубляется налоговое  бремя, что препятствует накоплению капитала.
     Современные монетаристы (М. Фридмен, Ф. Кейтен и  др.) считают, что если государство  финансирует свои потребности за счет займов на рынке капитала, то это  ведет к увеличению процентной ставки, а значит, к вытеснению частных  инвестиций и резкому сокращению инвестиций. Кроме того, через государственный  долг происходит перекладывание экономического бремени на будущие поколения, когда  за счет налоговых поступлений в  будущем граждане будут вынуждены  расплачиваться по долгам государства.
     Представители кейнсианского направления, напротив, считают, что в государственных заимствованиях нет ничего страшного. Благодаря им осуществляется распределение налогового бремени во времени, что не так уж плохо, поскольку результатами таких заимствований могут пользоваться несколько поколений, поэтому они и должны нести бремя по их возмещению. Государственный долг выступает как источник мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей, поэтому государственные займы могут являться важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития.
     Объективная необходимость использования долгового  финансирования для удовлетворения потребностей общества обусловлена  сегодня многими факторами, прежде всего увеличением расходов государства. Проведение активной социальной политики, обеспечение обороноспособности, международная  деятельность и т.п. требуют от государства  постоянного увеличения бюджетных  расходов. Между тем доходы государственного бюджет всегда ограничены возможностями  налогообложения. В этом смысле государственный  кредит помогает ослабить противоречие между все увеличивающимся потребностями  общества и ограниченными средствами государства.
     Применение  государственных займов для финансирования дополнительных государственных расходов определяется также значительно  меньшими их негативными последствиями  для экономики по сравнению, например, с дополнительной эмиссией. С другой стороны, практика долгового финансирования является политически более благоприятной  для правительства, чем повышение  налогов. В странах, где дефициты бюджета запрещены и финансирование через эмиссионный банк также  недопустима, доходная часть государственного бюджета может финансироваться  только через налоги. Но увеличение налогов всегда негативно воспринимается гражданами, мнение которых для правительства  является небезразличным, особенно во время выборов. Поэтому посредством  кредитного финансирования правительство  может значительно увеличить  расходы, не усиливая столь непопулярное налоговое бремя. Это, кстати, и объясняет  тот факт, почему в последнее время кредитное финансирование стало одним из популярным инструментов экономической политики в большинстве развитых стран, задолженности которых в поседение два-три десятилетия значительно возросли.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.