На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Информациооная инфраструктура фондового рынка

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки РФ
МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
ИНЖЕНЕРНОЙ  ЭКОЛОГИИ
Кафедра «Менеджмент»
Курсовой  прект подисциплине:
«Инновационный  менеджмент» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Супина Наталья
Группа  Э-42
Проверила: Лапшина О.В.
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва  – 2010
 


Содержание:
Раздел 1. Научно-техническое  развитие и промышленная политика
Введение.........................................................................................................................................2
1. Научно-техническое развитие..................................................................................................3
1.1 Понятие  и основные этапы.....................................................................................................3
1.2 Мировая  статистика научно-технического развития...........................................................5
1.3Государственная  научно-техническая политика РФ...........................................................10
2. Промышленная  политика........................................................................................................16
2.1 Основные понятия, принципы, задачи................................................................................16
2.2Модели, методы проведения современной  промышленной политики.............................18
2.3 Классификация  промышленной политики, в зависимости  от различных осей рассмотрения  и её инструменты.............................................................................................................................19
2.5 Разнообразие  подходов к определению современной  промышленной политики.......... 25
Тезисы...........................................................................................................................................20
Список использованной литературы.........................................................................................32
Раздел 2. Оценка эффективности инновационного проекта
1.1 Расчет исходных показателей проекта................................................................................34
1.2 Расчеты показателей экономической эффективности исходного варианта проекта..... 36
1.3 Анализ показателей экономической эффективности и оценка эффективности исходного варианта инновационного проекта..........................................................................41
2. Оценка экономической эффективности улучшенного варианта инновационного проекта..........................................................................................................................................42
2.1 Расчет исходных  показателей улучшенного варианта  инновационного проекта...........43
2.2 Расчеты показателей экономической эффективности улучшенного варианта проекта.45
2.3 Анализ показателей  экономической эффективности, оценка эффективности улучшенного варианта инновационного проекта, сравнение с показателями исходного варианта........................................................................................................................................50 
 
 
 
 
 

Раздел 1
Научно-техническое  развитие и промышленная политика
Введение
Актуальность  темы определяется том, что, несмотря на интенсивно развивающийся сектор услуг, в текущем столетии промышленная активность будет оставаться важнейшим  фактором экономического роста, а значит формирование приоритетов промышленной политики, определение целей и постановка задач, выбор инструментария и последовательности его применения остаются актуальными вопросами, решение которых определяет эффективность промышленного развития страны.
     Выбор приоритетов промышленной политики зависит как от влияния глобальных тенденций мирового развития, так  и от имеющихся ресурсных возможностей национального хозяйства.
     В промышленной политике государства  в первую очередь реализуется  инновационное развитие. Помимо инновационной составляющей промышленной политики особую значимость приобретает ее инвестиционный аспект, то есть поиск источников и инструментов инвестирования в отечественные отрасли промышленности. Вследствие этого представляется значимым и актуальным выявление способов и инструментов финансирования мероприятий промышленной политики.
     Цель  промышленной политики - преимущественно  косвенные методы государственного регулирования эффективного промышленного  развития (а в необходимых случаях - прямого регулирования), устранение всех препятствий для экономического роста, которые не могут быть устранены естественным ходом событий. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Научно-техническое  развитие
1.1 Понятие и основные  этапы 
     Научно-техническое  развитие оказывает воздействие  на все стороны жизни человеческого общества. Вся история развития человечества тесно связана с процессом познания людьми окружающей их среды, с использованием разнообразных орудий производства и технологий. Вначале в течение многих веков материальное производство медленно эволюционировало преимущественно за счёт накопления эмпирического материала. Одновременно происходило постепенное пополнение научно-теоретических знаний о природе и человеке, но до определённого времени две эти сферы развивались относительно автономно.
     3 этапа НТР:
     1. В XVI веке в Европе возникла  необходимость в решении ряда  теоретических и экспериментальных  задач, вставших перед торговлей,  мореплаванием, крупными мануфактурами.  Наука в это время под влиянием  идей Возрождения постепенно  обращается к практике, что ознаменовало собой первый этап научно-технического прогресса.
     2. Возникновение машинного производства  в конце XVIII в. было подготовлено  результатами предшествующего научно-технического  творчества большой армии математиков,  механиков, физиков, изобретателей. Машинное же производство открыло новые, практически неограниченные возможности для технологического применения науки. Всё это означает переход к новому, второму этапу научно-технического прогресса, который характеризуется тем, что наука и техника взаимно стимулируют развитие друг друга во всё ускоряющихся темпах. Возникают специальные звенья научно-исследовательской деятельности, призванные доводить теоретические решения до технического воплощения: прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, производственные испытания.
     3. Третий этап научно-технического  прогресса связан с расширением  фронта научных дисциплин, ориентирующихся  на развитие техники, вызванным  современной научно-технической  революцией. В решении технических задач участвуют биологи, физиологи, психологи, лингвисты, логики. На ускорение технического прогресса прямо или косвенно влияют также многие направления общественных наук: экономика и организация производства, научное управление экономическими и социальными процессами, конкретные социальные исследования, производственная эстетика, психология и логика технического творчества, прогнозирование. Всё более явной становится лидирующая роль науки по отношению к технике. Целые отрасли производства возникают вслед за новыми научными направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная энергетика, химия синтетических материалов и другие.
     В свою очередь, техника также постоянно  стимулирует прогресс науки, выдвигая перед ней новые требования и  задачи и обеспечивая её всё более точным и сложным экспериментальным оборудованием. Характерной чертой научно-технического прогресса на современном этапе является то, что он захватывает не только промышленность, но и многие другие стороны жизнедеятельности общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта.
     Научно-техническое  развитие — это комплексный процесс  накопления и создания новых научных  знаний и внедрения достижений фундаментальной  и прикладной науки в производство, налаживание выпуска новых видов изделий и применение новых технологий.
     Научно-техническое  развитие определено как комплексный  процесс, поскольку предполагает не только создание новых знаний в научном  секторе, но и их внедрение в производство, что предусматривает взаимодействие всех участвующих сторон: учёных, научных центров, инновационно-активных компаний, посредников в научно-технической сфере. 

1.2 Мировая статистика  научно-технического  развития
     Научно-техническое  развитие за 1995–2009 годы. Быстрее всего наука развивается в Китае, который уже сравнялся с США по количеству научных работников. В Западной Европе и США продолжается умеренный рост. В России основные показатели научно-технического развития не растут, а снижаются.
     Беспрецедентные усилия Китая по наращиванию научно-технического потенциала, предпринятые в последние 15 лет, дают весьма впечатляющие результаты. Результаты этих усилий отражаются в стремительном росте таких ключевых показателей, как доля ВВП, выделяемая на науку и образование, число выпускников высших учебных заведений и производство наукоемкой продукции. Расходы Китая на НИОКР, в пересчете на покупательную способность, составили в 2007 г. 102,3 млрд. дол. (у США – 368,7, у Японии – 147,8 млрд. дол.). Никаких признаков замедления роста пока не наблюдается.
       В 1999 г. в Китае было почти в три раза меньше ученых, чем в США, а в настоящий момент в обеих странах уже работает почти по полтора миллиона ученых. Показатели сравнялись. Примерно столько же их в странах Евросоюза.
     Быстро  растет число ученых также и в других восточноазиатски странах, особенно в Южной Корее, Тайване и Сингапуре. В России, напротив, наблюдается снижение числа научных работников: в 1995 году их было около 600 000, а сейчас осталось лишь около 450 000. И по прогнозам, после реструктуризации многих институтов численность занятых может уменьшиться до 210–230 тыс. чел. Количество специалистов с ученой степенью сократилось на 15%. При этом число диссертаций, защищенных российскими учеными, увеличилось в 4 раза, в 2,5 раза возросло число аспирантов. Из научной сферы за эти годы ушло примерно 20–25% ученых со степенью кандидата наук.
     В Китае каждый год число ученых возрастает почти на 9%, а в России — снижается на 2%.
     По  данным Госкомстата России, из страны ежегодно уезжает до 250 тыс. высококвалифицированных специалистов — инженеров, программистов, деятелей культуры, ученых. Основной “потребитель” российских ученых — Запад (около 60%) и государства Восточной Европы (20%). Прямые и косвенные потери от эмиграции научных кадров из России, по разным подсчетам, в том числе по методике ООН, составляют от 30 до 50 млрд. долл. в год, что значительно больше, чем прямой вывоз капитала из страны. Россия стала обеспечивать высокоразвитые страны не только дефицитными для них видами сырьевых ресурсов, но и научно-техническими кадрами. Это крайне негативно отражается на профессиональном и интеллектуальном потенциале России.
     К числу важных тенденций следует  отнести также быстрое развитие международного научного сотрудничества. Так, в 1988 году только 8% всех научных статей было написано международными авторскими коллективами, в 2007 — уже 23%.
     Важнейшим показателем продуктивности научной  деятельности является количество публикаций в международных рецензируемых  журналах. Общемировое число ежегодно публикуемых статей неуклонно растет: в 1988 году было опубликовано около 460 000 статей, в 2008 — уже 760 000.
       При этом доля статей, приходящаяся  на ученых из США и Евросоюза,  постепенно снижается: в 1995 году они написали 69% всех статей, в 2008 — лишь 59%. Доля азиатских стран за тот же период выросла с 14 до 23%, причем этот рост в основном был обеспечен китайскими учеными, которые опубликовали в 1988 году лишь 1% всех мировых научных статей, а в 2008 — 8%. К сожалению, для России и по этому показателю картина получается неутешительная. 

     Только  в двух странах России и Украине количество публикуемых статей из года в год не растет, а снижается. По числу научных публикаций Китай уже поднялся на второе место, уступая только США, а Россия опустилась на позорное 14-е. За последние 15 лет нас обогнали по числу публикаций не только Китай, но и Италия, Испания, Южная Корея, Индия, Австралия и Нидерланды; на пятки наступают Тайвань и Бразилия. Всё это очень печально, особенно если учесть, что чем меньше остается в стране активно работающих ученых, тем разреженнее и беднее научная среда и тем ниже шансы для каждого отдельного ученого добиться чего-то путного в науке.
     В ежегодном обзоре Всемирного экономического форума (ВЭФ) «Global Competitiveness Report» представлены данные о конкурентоспособности ряда стран. Конкурентоспособность страны оценивается двумя взаимодополняющими показателями. Первый из них, характеризует «макроэкономический» уровень конкурентоспособности, так называемый «глобальный индекс конкурентоспособности» (Global Competitiveness Index) (рассчитывается для 131 страны, 2007 г.), а второй «микроэкономический» уровень - «индекс деловой конкурентоспособности» (Business Competitiveness Index) (рассчитывается для 131 страны, 2007 г.), в основе которого положена теория конкурентоспособности М. Портера.  
 
 

     Согласно  методике ВЭФ, возможность достижения экономикой устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе в равной степени  зависит от трех категорий переменных: макроэкономическая среда, государственные институты и технология (инновации). Все страны делят на две группы: «инновационные» и «неиновационные». Первые, к числу которых относятся такие страны как США, Япония, Корея, Сингапур и др., характеризуются тем, что их экономики в основном растут благодаря их способности внедрения новшеств. Во второй группе, к которой относится и Россия, технологические улучшения достигаются частично через инновации, а частично путем копирования или применения технологий, ранее разработанных в странах первой группы.
     Индекс инновационного потенциала рассчитывается на основе таких данных как: число патентов на 1 млн. населения, позиция страны по уровню технологического развития, вклад иностранных инвестиций в инновационную деятельность местных фирм, расходы компаний на НИОКР, качество научно-исследовательских институтов и т.д.
     Исследования  ВЭФ показывают, что в 2007 г. Россия находилась на 58 месте (для сравнения  в 2003-2004 гг. - на 70 месте, а в 2002 г. - 65), среди 131 рассматриваемой страны, по показателю глобальной конкурентоспособности. В настоящее время наша страна занимает 77 место в рейтинге среди 131 страны по способности создавать и внедрять новые технологии (в этом плане значительно отставание не только от мировых лидеров, но и от других стран, в том числе Эстонии и Латвии). Бальная оценка России по субиндексу «Инновации» составляет всего 3,5 из максимально возможных 7 балов. 
 
 
 
 
 
 
 

      1.3 Государственная  научно-техническая  политика РФ 
     Государственная научно-техническая политика — составная  часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
     Научная (научно-исследовательская) деятельность — это деятельность, направленная на получение и применение новых  знаний, в том числе:
    фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
    прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Результаты этих исследований реализуются через научно-техническую деятельность и экспериментальные разработки — области, непосредственно относящиеся к производственно-хозяйственной деятельности.
    Научно-техническая деятельность — деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, а также на обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы.
    Экспериментальные разработки — деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.
     Научной и научно-технической деятельности свойствен творческий характер. Главными участниками этой деятельности являются научные и научно-технические  работники, а также научные организации  

     В Федеральном законе «О науке и  государственной научно-технической  политике» научно-техническая политика определяется как составная часть  социально-экономической политики. Такое определение обосновано, так  как научно-техническое развитие производства является главным источником социально-экономического развития общества, определяющим фактором роста эффективности производства, повышения качества продукции, экономного и выгодного использования природных ресурсов, предотвращения экологических последствий индустриализации. Только при условии достижения высокого уровня научно-технического развития производства экономика страны может включиться в мировой процесс экономического развития.
     Современная экономическая ситуация характеризуется нестабильностью процесса научно-технического развития: наблюдается торможение, прекращение развития, а во многих производствах — деградация качественного уровня основных производственных фондов. Последствиями нестабильности развития являются снижение эффективности производства, низкое качество продукции, нерациональное и даже хищническое использование природных ресурсов, а также опасное ухудшение экологического состояния. Существует реальная угроза деградации экономики и социального положения общества, если не будет преодолено негативное влияние факторов, тормозящих техническое развитие производства.
     В условиях рыночной экономики, когда  для достижения успеха необходима гибкая реакция производства на изменения  на рынке, предприятиям предстоит самостоятельно осуществлять научно-техническое развитие путем непрерывного ряда нововведений различной радикальности, что невозможно сделать при взаимной обособленности научно-технических и производственных организаций. Каждый раз с изменением потребностей необходимо осуществлять соответствующие изменения ассортимента и качества продукции, что требует нововведений в производственную систему. Сама производственная система, если она предназначена только для выпуска продукции (выполнения работ, услуг), как правило, не в состоянии внедрять необходимые нововведения.  

     Они осуществляются комплексом подразделений  предприятия и внешних организаций  — системой научно-технического развития. Необходимо, чтобы состояние системы  развития соответствовало потребному состоянию производственной системы. В конечном счете, система научно-технического развития производства для обеспечения своевременного перевода предприятия на новые технологии и выпуск новой продукции должна опережать в своем саморазвитии потребности общества настолько, насколько это требуется для того, чтобы к периоду возникновения потребностей предприятие было готово выпускать нужную продукцию. Именно в этом состоит главная цель государственной научно-технической политики.
     В формировании системы научно-технического развития предприятия могут придерживаться ряда стратегий. Для каждой из стратегий характерны определенный диапазон радикальности нововведений (от малорадикальных нововведений до преобразующих), преимущественный тип реакции на изменения внешней среды (производственная, конкурентная, инновационная, предпринимательская или диверсифицированная), а также определенный состав функций управления развитием, регулируемых корпоративными нормами.
     В московской школе управления “Сколково” прошел Всероссийский инновационный  форум “Россия, вперед!”. Он собрал молодых инженеров, ученых, сотрудников малых инновационных предприятий, менеджеров крупных отечественных и зарубежных компаний, лауреатов грантов и стипендий, инвесторов, руководителей федеральных министерств — всех, кто на практике занимается инновационной деятельностью.
     В рамках форума “Россия, вперед!” прошло заседание комиссии по модернизации при Президенте РФ, на которой было поднято много важных тем для  обсуждения. Говорили о проблемах, которые  сдерживают развитие инновационного предпринимательства в нашей стране. Это и отсутствие спроса на инновационную продукцию, и формирование этого спроса, и развитие благоприятных условий для создания стартапов. Участники заседания попытались всесторонне оценить возможность ликвидации этих проблем.  

     На  территории центра будет осуществляться исследовательская деятельность по пяти направлениям: энергоэффективность  и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, медицинские  технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение. Для участников проекта предусматриваются налоговые льготы, компенсации расходов по уплате таможенных платежей, а также право применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета.
     Отдельное внимание было уделено необходимости госзаказа на инновационную продукцию.
     Пока "инновационный потенциал России оценивается как довольно средний: мы уступаем мировым лидерам в  этой части", признал А.Дворкович  на всероссийском инновационном  форуме "Россия, вперед!".
     А.Дворкович  подчеркнул, что российские власти не призывают "кого-то догонять или соревноваться". "Мы понимаем, что многие страны по технологическому развитию от нас ушли достаточно далеко, и поэтому выбрали приоритеты, - пояснил А.Дворкович. - Будем создавать новое, будет стараться вырваться в лидеры там, где это возможно". Он напомнил, что приоритетами здесь выбраны космические, информационные, медицинские технологии. "Мы можем вырваться здесь на первое место, и, думаю, сделаем это за 5-7 лет", - убежден А.Дворкович.
     Между тем, согласно результатам исследования, которое велось в 2009-2010 годах  "ОПОРОЙ России" совместно со Сбербанком, инновационная система России за последние 10 лет деградировала, а вовсе не развилась. Исследованием было охвачено 50 наиболее развитых стран мира, и на основании анализа более 80 показателей составлен рейтинг конкурентоспособности национальных инновационных систем мира.
     Наша  страна уступила не только США, Швейцарии  и Швеции, но и Турции, Бразилии, Индии  и Китаю. В чем причины досадных низких позиций? Потенциал у нашей страны есть, убеждены исследователи. Но неэффективная технологическая политика предприятий и низкий спрос на разработки сильно тормозит инновационный процесс.
     В России сильно ниже государственные  расходы на образование, чем в  других странах, отмечают эксперты. Несмотря на то Россия увеличила расходы на НИОКР, другие страны также не отставали. В общем счете мы получили снижение- доля РФ в мировых затратах на НИОКР с 1997 по 2007 годы снизилась на 5 проц. Последнее место у наших компаний и в рейтинге способностей к созданию новых технологий.
     В целом авторы исследователи определили шесть слагаемых конкурентоспособности инновационных систем, и как выяснилось, в каждой из обозначенных сфер у России наблюдаются проблемы.
     Исследование  обсуждалось предпринимателями совместно с представителями власти, и были приняты некоторые решения, которые, предположительно, помогут России реализовать свой инновационный потенциал. В рамках ОПОРЫ РОССИИ была создана Гильдия инновационных предпринимателей, которым будет предоставляться адресная поддержка. Кроме того, в начале 2010 года между ключевыми российскими институтами было заключено Соглашение о взаимодействии в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов.
     Также стало известно, что компания "ЛУКОЙЛ" станет одним из основных соинвесторов инновационного центра "Сколково" и намерена перенести сюда ряд своих лабораторий. Глава РОСНАНО Анатолий Чубайс, в свою очередь, предложил ввести в российских вузах должность "проректор по инновациям" и открыть среднюю школу по нанотехнологиям. По его оценке, "в отечественных университетах должен быть отдельный начальник, который будет заниматься исключительно бизнесом и деньгами, а не образованием". "Именно тогда у студентов появится возможность развиваться и развивать свой бизнес", - уверен А.Чубайс. В планах госкорпорации - создать свою среднюю школу, которая будет поддерживать интерес к нанотехнологиям уже со школьной скамьи и выявлять успешные идеи и проекты еще на уровне среднего образования.  
 

      2. Промышленная политика
      2.1 Основные понятия,  принципы, задачи
     Промышленная  политика - политика, которая строится на непосредственном участии и активной роли государства в формировании структуры и организации промышленности с целью стимулирования экономического роста.
     Понятие "промышленная политика" было заимствовано из западной экономической литературы. Время заимствования - начало 1990-х. Основа заимствования - дословный и, но не вполне удачный перевод английского "Industrial Policy" или "Industry Policy".(Несоответствие значений слов "промышленность" и "индустрия" порождает определенные трудности, как в их использовании, так и в понимании словосочетаний). В западной теории и практике это понятие скорее соответствует термину "отраслевая" или "секторальная" политика и, как правило, означает меры государства по поддержке или развитию секторов экономики. В российской же науке понятие "промышленной политики" выводится преимущественно из ее содержания применительно к развитию самой промышленности. Этот подход является узким, и не совсем точно определяет ее места в экономической политике государства.
     В рамках экономической политики, проводимой в современном мире, выделяются две основных сферы:
     1. Макроэкономическая политика, подразумевающая  регулирование хозяйственных процессов на национальном уровне.
     2. Промышленная политика, направленная  на достижение конкретных стратегических  целей на отраслевом и корпоративном  уровне.
     Национальная  промышленная политика — комплекс мер государственного регулирования  экономических процессов на отраслевом и корпоративном уровне, направленный на стимулирование инновационной активности, структурной перестройки экономики и экономического роста. 

     Заблуждения относительно промышленной политики:
     1. Промышленная политика — это  всегда поддержка лоббистов, особенно крупного бизнеса — "поддержка сильных".
     2. Промышленная политика — это  всегда раздача бюджетных средств.
     3. Промышленная политика — это  любая политика, направленная на  развитие экономики. 

                  Национальный характер промышленной политики:
     Промышленная  политика должна вырабатываться на основе тесного взаимодействия органов  власти, представителей бизнес-сообщества и экспертного сообщества.
     Ориентация  на объективные потребности  экономики:
     Отбор проектов для поддержки должен осуществляться в соответствии с четко определенными направлениями повышения конкурентоспособности производителей.
     Прозрачность  критериев поддержки  проектов:
     Критерии  отбора проектов (объем производимой добавленной стоимости, динамика прироста выпуска, экспорта и занятости, снижение издержек) должны быть четко определены и не допускать двусмысленного толкования.
     Целостность системы промышленной политики:
     Мероприятия промышленной политики должны быть логически  связаны друг с другом и с другими  мероприятиями экономической политики.
     Принципы  промышленной политики:
     - Поддержка инновационного и инвестиционного процесса мерами налоговой и кредитной политики (инвестиционные налоговые кредиты, режим ускоренной амортизации, создание специализированных кредитных фондов, частичное субсидирование процентной ставки по коммерческим займам).  
 

     - Предоставление государственных заказов на высокотехнологичную продукцию и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) при условии, что рыночный потенциал финансирования соответствующих проектов недостаточен.
     - Предоставление инвесторам, осуществляющим долгосрочные проекты, гарантий от неблагоприятного изменения экономического законодательства и цен, находящихся под контролем государства (таких, как тарифы на услуги естественных монополий).
     - Стимулирование экспорта продукции путем обеспечения доступа к кредитным фондам, возврата части налогов, уплаченных на стадии производства продукции, и юридической поддержки экспортеров в случае их дискриминации на внешних рынках, а также при прохождении процедур международной сертификации их продукции.
     Задачи  промышленной политики:
     - Создание эффективных механизмов защиты национальных производителей от некорректных торговых практик конкурентов, в т.ч. в сфере контроля за качеством товаров и услуг и, использования торговых марок (брендов).
     - Развитие финансовой и банковской инфраструктуры, отвечающей потребностям бизнеса в кредитных ресурсах.
     - Совершенствование системы валютного регулирования в части, касающейся валютных операций национальных компаний, экспортирующих готовую продукцию и импортирующих сырье, материалы, оборудование и технологии.
     - Диверсифицированный подход к утверждению ввозных и вывозных таможенных пошлин, предполагающий льготный режим в отношении импорта критически важных видов сырья и оборудования и отмену экспортных пошлин на наукоемкую продукцию.
     Направления региональной промышленной политики:
     - Принятие мер в сфере компетенции региональных органов власти.
     - Идентификация направлений совершенствования промышленной политики на национальном уровне.  

     Результаты  региональной промышленной политики:
     - Прямые: повышение конкурентоспособности региональных производителей.
     -Косвенные: рост благосостояния жителей региона и налоговой базы региональных бюджетов. 

      2.2 Модели, методы проведения  современной промышленной  политики
     Отечественные исследователи широко обсуждают  такие модели, как «жесткая» и  «мягкая» промышленная политика. Под  первой из них обычно понимается политика, целью которой является создание и развитие приоритетных отраслей экономики. Она предполагает опору на бюджетное субсидирование и кредитование предприятий приоритетных отраслей, механизмы косвенного субсидирования компаний, протекционистский курс во внешней торговле. В отличие от «жесткой» «мягкая» промышленная политика направлена на содействие росту конкурентоспособности национальных компаний производителей и поддержку инвестиционных проектов, позволяющих частному бизнесу повысить уровень эффективности,
     В странах ЕС используются вертикальные и горизонтальные модели промышленной политики. Вертикальная модель, соответствующая, по нашему мнению, «жесткой модели» промышленной политики, предполагает стимулирование конкретных производств или отраслей при использовании в качестве инструмента господдержки всевозможных льгот. Считается, что она наиболее характерна для слаборазвитых стран. Горизонтальная модель и соответствующая ей «мягкая» промышленная политика ориентируются на создание общих для всех отраслей возможностей развития производства. Она распространена в экономически развитых странах, в том числе в государствах Евросоюза.
     Сегодня, когда инновационное развитие объявлено  важнейшим приоритетом, грамотная  промышленная политика должна быть направлена на создание высокотехнологичного, интеллектуального ядра промышленности.  
 

     Достаточно  отчетливо начинают проявляться  положительные тенденции улучшения  технологической структуры промышленности. Это имеет особое значение для  страны, ибо сформировавшаяся на сегодняшний  день аномальная технологическая многоукладность привела к колоссальному отставанию экономики как целостного организма от ведущих стран мира в технологическом развитии.. Данное явление получило название «голландской болезни», итогом которой является перераспределение ресурсов в рамках экономики страны в целом с высокотехнологичного уровня на низкотехнологичный. 

      2.3 Классификация промышленной  политики, в зависимости  от различных осей  рассмотрения и  её инструменты.
    по длительности воздействия выделяют среднесрочную и долгосрочную;
    по масштабу воздействия – общесистемную и селективную (либо горизонтальную и вертикальную, либо пассивную и активную);
    по территориальному охвату – федеральную, региональную и районную;
    по направленности участия в международном разделении труда – импортозамещающую и экспортно-ориентированную;
    по превалирующему функциональному направлению – научно-техническую, инновационную, инвестиционную, амортизационную и пр.
     Подобная  классификация позволяет охватить весь комплекс возможных для использования  инструментов промышленной политики на различных уровнях ее реализации. К таким инструментам, составляющим единый механизм промышленной политики, отвечающий требованиям комплексности и системности, относят (по характеру воздействия на объект): макроэкономические, институциональные, информационные и ресурсные:
    Макроэкономические инструменты направлены на формирование необходимой для развития реального производства общеэкономической среды, прежде всего на достижение финансовой стабильности, преодоление бюджетного дефицита и подавление инфляции, на обеспечение положительного платежного баланса и поддержание устойчивого курса национальной валюты.
    Информационные инструменты предполагают обеспечение экономических агентов и соответствующих органов управления систематизированными, обработанными с помощью научно обоснованных методик данными о социально-экономической среде, позволяющими принимать более эффективные решения в производственной (в том числе инвестиционной и инновационной) и коммерческой сферах деятельности.
    Ресурсные (затратные) инструменты предполагают предоставление рыночным субъектам воспроизводственных ресурсов для решения задач промышленного развития.
    Институциональные инструменты связаны с формированием соответствующей рыночным принципам и задачам промышленной политики правовой и организационно-экономической среды, с утверждением общего для всех субъектов рынка хозяйственного порядка.
     При проведении промышленной политики используют:
     – прямые государственные инвестиции;
     – субсидии;
     – налоговые и другие финансовые рычаги.
          Важное место в инструментарии  промышленной политики занимают  также следующие факторы:
          – поддержание конкурентной среды,  стимулирующее повышение эффективности
     производства  и инновационную активность компаний;
          – формирование широких организационно-экономических сетей, обеспечиваю-
     щих создание, освоение и распространение  новых продуктов и технологий. Такие сети
     получили  название «национальные системы  инновации».
     Промышленная  политика в реальной практике всегда принимает вид структурной политики – ограниченные бюджетные средства и государственную поддержку необходимо направить в те отрасли хозяйства, которые в долгосрочной перспективе обеспечат достижение стратегических целей (максимальный прирост национального богатства, устойчивый рост благосостояния населения и т.д.), в некоторых случаях, за счет депрессивных отраслей, развитием которых можно пожертвовать в пользу отраслей, находящихся на начальной фазе жизненного цикла.
       В связи с этим, одним из  ключевых вопросов в рамках разработки промышленной политики является выбор и обоснование приоритетов промышленного развития. В соответствии с базовыми принципами и общими целями социально-экономического развития можно разделить выбор приоритетов в широком и узком смысле. Выбор приоритетов в широком смысле заключается в определении общего направление развития экономической системы, модели реализации промышленной политики. Критериями выбора в данном случае выступают господствующая в обществе идеология и характер конкурентных преимуществ страны в мировом хозяйстве. Анализ опыта реализации промышленной политики в развитых и развивающихся странах позволяет выделить следующие базовые модели, выступающие в качестве вектора промышленного развития: экспортно-ориентированная, импортозамещающая и инновационно-ориентированная модели.
     Импортозамещающая промышленная политика предполагает обеспечение  внутреннего рынка страны преимущественно  на основе развития национального производства, часто с использованием высокого (в том числе, запретительного) уровня протекционистской защиты – лицензий, импортных тарифов, квот, а также других инструментов. Основным ограничением для политики импортозамещения, как правило, является внутренний платежеспособный спрос. В том случае, когда темпы роста внутреннего рынка отстают от динамики общемировой конъюнктуры, политика импортозамещения может негативно влиять на конкурентоспособность импортозамещающих производств, в частности, и страны в целом.
     Политика  стимулирования экспорта в развивающихся  странах, как правило, являлась лишь фазой торговой политики и осуществлялась на различных стадиях индустриализации, обычно после стадии импортозамещения.
     В последние годы ключевыми направлениями  промышленной политики стали меры по увеличению инвестиций в основные средства, НИОКР, и человеческий капитал (образование и повышение квалификации), что определяет инновационно-ориентированную модель промышленной политики. 

     Как показывает практика (опыт Южной Кореи, Японии, Китая), модели промышленной политики не являются взаимоисключающими и могут эффективно сочетаться для достижения целей сбалансированного экономического развития. При этом успех в долгосрочном периоде определяет не ставка на ту или иную модель, а комплексный подход к разработке долгосрочной стратегии развития, основанной на понимании страновых конкурентных преимуществ, на экономически обоснованном определении приоритетов развития, на формировании центров ответственности за реализацию этой стратегии и на разработке четких правил поведения экономических субъектов, при обеспечении макроэкономической стабильности.  

2.4. Разнообразие подходов  к определению  современной промышленной  политики
     Западные  экономисты предложили типологию подходов к управлению экономикой, которая  помогает объяснить наблюдаемое  разнообразие промышленной политики. Эти подходы различаются по степени вмешательства государства в распределение трудовых, материальных и финансовых ресурсов:
     1) Чисто рыночный подход (классическая и неоклассическая школы) характеризуется минимальным участием государства в процессах принятия инвестиционных решений частным сектором экономики, в вопросах использования земли, деятельности предприятий и сферы услуг. Роль государства сводится в основном к правовому обеспечению экономической жизни, проведению достаточно жесткой денежно-кредитной политики, обеспечивающей сферу обмена платежными средствами с условием их умеренного прироста, соответствующего среднему темпу экономического развития общественного хозяйства.
     2) Регулируемый рыночный подход (кейнсианство) основывается на принципах главенства частной собственности и доминирующей роли частных решений по вопросам инвестиций, производства, продаж, размещения трудовых ресурсов и предоставления услуг. При этом правительство играет достаточно активную роль в макро- и микроэкономических процессах, в формировании эффективного совокупного спроса.
       Органы власти национального,  регионального и местного уровней  вмешиваются в деятельность частного  сектора посредством правовых  и административных мер, направленных  на обеспечение конкуренции, соблюдение  правовых норм и защиту интересов  определенных общественных групп.
     3) Социально-рыночный подход предусматривает  систематическое вмешательство  правительства в инвестиционную  сферу. Этот тип экономического  управления определяет частную  собственность в качестве основы  производства и распределения.  При этом государственные органы национального, регионального и местного уровней наделены ответственностью за оказание помощи наименее защищенным слоям общества.
     4) Координированный рыночный подход (неокейнсианство) основное внимание  уделяет поиску путей обеспечения  экономического роста и благосостояния населения на основе координации действий государства и частного сектора, проведении активной политики в области занятости, влияния на процессы производства посредством активной денежно-кредитной политики и участия правительства в выработке инвестиционных решений.
      5) Этатизм (Un etat (фр.) - государство)  основывается на концентрации  политической и административной  власти государства в рамках, закрепленных Конституцией.
     6) Командно-административный подход, при котором инвестиционный процесс полностью контролируется и осуществляется государственными органами. 
 
 
 
 
 
 
 

Тезисы.
1. Научно-техническое  развитие.
1.1 Понятие НТР и основные этапы развития.
Научно-техническое  развитие за 1995–2009 годы. Быстрее всего наука развивается в Китае, который уже сравнялся с США по количеству научных работников. В Западной Европе и США продолжается умеренный рост. В России основные показатели научно-технического развития не растут, а снижаются.
3 этапа развития  НТР:
1 этап. В 16 веке  нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоретического и экспериментального решения ряда задач. Наука постепенно обращается к практике. (Компас, порох и книгопечатание были тремя великими открытиями, положившими начало прочному союзу научной и технической деятельности).
2 этап. Возникновение  машинного производства в конце  18в. Создаются теории махового  колеса, теория жёлоба, учения о  напоре воды, о сопротивлении  трении. Паровая машина Дж. Уатта  явилась «плодом науки», а не  только конструкторско-технической деятельности).
     3 этап. Расширение фронта научных дисциплин, ориентирующихся на развитие техники, вызванным современной научно-технической революцией. Всё более явной становится лидирующая роль науки по отношению к технике.
     Характерной чертой научно-технического прогресса на современном этапе является то, что он захватывает не только промышленность, но и многие другие стороны жизнедеятельности общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта.
      1.2 Мировая статистика научно-технического развития
      Расходы Китая на НИОКР, в пересчете на покупательную способность, составили  в 2007 г. 102,3 млрд. дол. (у США – 368,7, у Японии – 147,8 млрд. дол.). Никаких признаков замедления роста пока не наблюдается.
      В 1999 г. в Китае было почти в три раза меньше ученых, чем в США, а в 2009году в обеих странах уже работает почти по полтора миллиона ученых. Показатели сравнялись. Примерно столько же их в странах Евросоюза. Быстро растет число ученых также и в других восточноазиатски странах, особенно в Южной Корее, Тайване и Сингапуре.В России же количество специалистов с ученой степенью сократилось на 15%.В 2009 году наша страна занимает 77 место в рейтинге среди 131 страны по способности создавать и внедрять новые технологии (в этом плане значительно отставание не только от мировых лидеров, но и от других стран, в том числе Эстонии и Латвии). Бальная оценка России по субиндексу «Инновации» составляет всего 3,5 из максимально возможных 7 балов. 

      1.3.Государственная  научно-техническая  политика РФ.
     Государственная научно-техническая политика — составная  часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства  к научной и научно-технической  деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
     Научная (научно-исследовательская) деятельность — это деятельность, направленная на получение и применение новых  знаний, в том числе: фундаментальные  научные исследования; прикладные научные исследования; научно-техническая деятельность; экспериментальные разработки;
     Главными  участниками этой деятельности являются научные и научно-технические  работники, а также научные организации.
     Современная экономическая ситуация характеризуется нестабильностью процесса научно-технического развития: наблюдается торможение, прекращение развития, а во многих производствах — деградация качественного уровня основных производственных фондов. Последствиями нестабильности развития являются снижение эффективности производства, низкое качество продукции.  

     В условиях рыночной экономики, когда  для достижения успеха необходима гибкая реакция производства на изменения  на рынке, предприятиям предстоит самостоятельно осуществлять научно-техническое развитие путем непрерывного ряда нововведений различной радикальности, что невозможно сделать при взаимной обособленности научно-технических и производственных организаций. Каждый раз с изменением потребностей необходимо осуществлять соответствующие изменения ассортимента и качества продукции, что требует нововведений в производственную систему. Сама производственная система, если она предназначена только для выпуска продукции (выполнения работ, услуг), как правило, не в состоянии внедрять необходимые нововведения. Они осуществляются комплексом подразделений предприятия и внешних организаций — системой научно-технического развития. Необходимо, чтобы состояние системы развития соответствовало потребному состоянию производственной системы. В конечном счете, система научно-технического развития производства для обеспечения своевременного перевода предприятия на новые технологии и выпуск новой продукции должна опережать в своем саморазвитии потребности общества настолько, насколько это требуется для того, чтобы к периоду возникновения потребностей предприятие было готово выпускать нужную продукцию. Именно в этом состоит главная цель государственной научно-технической политики.
     В формировании системы научно-технического развития предприятия могут придерживаться ряда стратегий. Для каждой из стратегий характерны определенный диапазон радикальности нововведений (от малорадикальных нововведений до преобразующих), преимущественный тип реакции на изменения внешней среды (производственная, конкурентная, инновационная, предпринимательская или диверсифицированная), а также определенный состав функций управления развитием, регулируемых корпоративными нормами. 
 
 

     В России в 2010 был создан инновационный  центр «Сколково». На территории центра будет осуществляться исследовательская деятельность по пяти направлениям: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, медицинские технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение. Для участников проекта предусматриваются налоговые льготы, компенсации расходов по уплате таможенных платежей, а также право применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета. 

2. Понятие промышленной политики
     Промышленная  политика - политика, которая строится на непосредственном участии и активной роли государства в формировании структуры и организации промышленности с целью стимулирования экономического роста.
     В рамках экономической политики, проводимой в современном мире, выделяются две основных сферы:
     1. Макроэкономическая политика, подразумевающая регулирование хозяйственных процессов на национальном уровне.
     2. Промышленная политика, направленная  на достижение конкретных стратегических  целей на отраслевом и корпоративном  уровне.
     Национальная  промышленная политика — комплекс мер государственного регулирования экономических процессов на отраслевом и корпоративном уровне, направленный на стимулирование инновационной активности, структурной перестройки экономики и экономического роста. 
 
 
 
 
 

       Задачи промышленной  политики
     - Создание эффективных механизмов защиты национальных производ товаров и услуг и, использования торговых марок (брендов).
     - Развитие финансовой и банковской инфраструктуры, отвечающей потребностям бизнеса в кредитных ресурсах.
     - Совершенствование системы валютного регулирования в части, касающейся валютных операций национальных компаний, экспортирующих готовую продукцию и импортирующих сырье, материалы, оборудование и технологии.
     - Диверсифицированный подход к утверждению ввозных и вывозных таможенных пошлин, предполагающий льготный режим в отношении импорта критически важных видов сырья и оборудования и отмену экспортных пошлин на наукоемкую продукцию.
     Принципы  промышленной политики:
     - Поддержка инновационного и инвестиционного процесса мерами налоговой и кредитной политики (инвестиционные налоговые кредиты, режим ускоренной амортизации, создание специализированных кредитных фондов, частичное субсидирование процентной ставки по коммерческим займам).
     - Предоставление государственных заказов на высокотехнологичную продукцию и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) при условии, что рыночный потенциал финансирования соответствующих проектов недостаточен.
     - Предоставление инвесторам, осуществляющим долгосрочные проекты, гарантий от неблагоприятного изменения экономического законодательства и цен, находящихся под контролем государства (таких, как тарифы на услуги естественных монополий).
     - Стимулирование экспорта продукции путем обеспечения доступа к кредитным фондам, возврата части налогов, уплаченных на стадии производства продукции, и юридической поддержки экспортеров в случае их дискриминации на внешних рынках, а также при прохождении процедур международной сертификации их продукции.  

      2.2 Модели, методы проведения  современной промышленной политики
     Отечественные исследователи широко обсуждают  такие модели, как «жесткая» и  «мягкая» промышленная политика. Под  первой из них обычно понимается политика, целью которой является создание и развитие приоритетных отраслей экономики. Она предполагает опору на бюджетное субсидирование и кредитование предприятий приоритетных отраслей, механизмы косвенного субсидирования компаний, протекционистский курс во внешней торговле. В отличие от «жесткой» «мягкая» промышленная политика направлена на содействие росту конкурентоспособности национальных компаний производителей и поддержку инвестиционных проектов, позволяющих частному бизнесу повысить уровень эффективности,
     В странах ЕС используются вертикальные и горизонтальные модели промышленной политики. Вертикальная модель, соответствующая, по нашему мнению, «жесткой модели» промышленной политики, предполагает стимулирование конкретных производств или отраслей при использовании в качестве инструмента господдержки всевозможных льгот. Считается, что она наиболее характерна для слаборазвитых стран. Горизонтальная модель и соответствующая ей «мягкая» промышленная политика ориентируются на создание общих для всех отраслей возможностей развития производства. Она распространена в экономически развитых странах, в том числе в государствах Евросоюза.  

      2.3. Классификация промышленной  политики 
          - по длительности воздействия выделяют среднесрочную и долгосрочную;
          - по масштабу воздействия – общесистемную и селективную (либо горизонтальную и вертикальную, либо пассивную и активную);
          - по территориальному охвату – федеральную, региональную и районную;
          - по направленности участия в международном разделении труда – импортозамещающую и экспортно-ориентированную;
          - по превалирующему функциональному направлению – научно-техническую, инновационную, инвестиционную, амортизационную и пр.
2.4. Разнообразие подходов к определению современной промышленной политики
     1) Чисто рыночный подход (классическая и неоклассическая школы) характеризуется минимальным участием государства в процессах принятия инвестиционных решений частным сектором экономики
     2) Регулируемый рыночный подход (кейнсианство) основывается на принципах главенства  частной собственности и доминирующей  роли частных решений по вопросам  инвестиций, производства, продаж, размещения трудовых ресурсов и предоставления услуг.
     3) Социально-рыночный подход предусматривает  систематическое вмешательство  правительства в инвестиционную  сферу. Этот тип экономического  управления определяет частную  собственность в качестве основы производства и распределения.
     4) Координированный рыночный подход (неокейнсианство) основное внимание  уделяет поиску путей обеспечения  экономического роста и благосостояния  населения на основе координации  действий государства и частного  сектора
     5) Этатизм (Un etat (фр.) - государство) основывается на концентрации политической и административной власти государства в рамках, закрепленных Конституцией.
     6) Командно-административный подход, при котором инвестиционный процесс  полностью контролируется и осуществляется государственными органами. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы
      1. Глазьев С.Ю. Тенденции и проблемы  экономического развития России // Современная конкуренция. –  2007.
      2. Кондратьев В. Промышленная политика  или политика конкурентоспособности.  Структурные и секторальные аспекты // ЭКО, 2008. – № 3..
      3. Щур К. Промышленный конформизм. - "Коммерсантъ BUSINESS GUIDE" - "Машиностроение", N 44, 19 марта 2008 г.
      4. Смирнов Е. Инновационный вектор  промышленной политики Европейского  Союза // международная экономика. – С.59.
      5. Шевченко И.В., Александрова Е.Н.  Инновационная экономика: вопросы  теории и основные тенденции  развития // Финансы и кредит. - 2005. - № 14.
      6. Science and Engineering Indicators, 2010. National Science Foundation. Arlington, VA. 2010. P. 3-57.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.