На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Инновации и инновационная деятельность в России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                          Содержание
Введение
1. Понятие и  сущность инноваций и инновационной  деятельности.
1. 1. Какие бывают  инновации.
2. Инновации  в России.
3. Проблемы инновационного  развития России.
4. Особенности  государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации.
Заключение.
Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

   Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.
     В широком смысле слова инновационная деятельность - это момент жизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития.
    В  узком («специфически экономическом)  смысле слова инновационная деятельность  направлена на обеспечение нового  уровня взаимодействия факторов  производства, благодаря использованию  новых научно-технических знаний.
  Содержание  инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых, реализуются технико-экономические потребности общества.
 Инновационную  сферу от научной и производственной  отличает наличие специфической  маркетинговой функции, специфических  методов финансирования, кредитования  и методов правового регулирования,  а также, что наиболее важно,  особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.
 В условиях  экономической реформы, направленной  на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий для сохранения научно-технического потенциала, его развития и поддержки.
  Для России  сейчас особую значимость приобрело  творческое использование опыта  развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности.
 Сегодня только  государство способно приостановить  разрушение накопленного научно-технического потенциала в России, обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ. 

 
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                             
 

                                                                                                                                                            
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  1. Понятие и сущность инновации и инновационной деятельности.
  
      Термин «инновация» происходит  от латинского «novatio», что означает  «обновление» (или «изменение») и  приставке «in», которая переводится  с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio»  — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста
Й. Шумпетера  в результате анализа «новационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.
    Инновация  (англ. innovation) — это внедренное  новшество, обеспечивающее качественный  рост эффективности процессов  или продукции, востребованное  рынком. Является конечным результатом  интеллектуальной деятельности  человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
      Инновация — это не всякое  новшество или нововведение, а  только такое, которое серьезно  повышает эффективность действующей  системы.
    Инновационная деятельность – процесс создания, освоения и распространения инновации.
    Инновационный  процесс является обязательным и основополагающим условием обеспечения конкурентоспособности производства и продукции, завоевания и удержания позиций на рынках, повышения производительности, а в итоге и эффективности как предприятия, так и экономики в целом.
     Основоположник теории инновационного развития Йозеф Шумпетер выделил пять характеристик инноваций:
• изготовление продукции с новыми свойствами;
• внедрение  нового метода (способа) производства;
• освоение новых  рынков сбыта;
• использование  нового источника сырья;
• проведение соответствующей  реорганизации производства.
       С возникновением расширенного  воспроизводства стабилизировались  тенденции экономического роста,  появилась постоянно растущая  потребность в усовершенствованиях – как на производстве, так и вне производственного процесса. Процессы усовершенствования были названы процессами нововведений, а затем инновационными процессами, хотя существуют различные толкования инноваций и инновационных процессов.
     Инновации  могут относиться к сферам  производства, экономическим, правовым, социальным отношениям, областям науки, культуры, образования, другим сферам деятельности общества».
  Для целей  настоящей Концепции используются  следующие термины:
 
       -"инновационная деятельность" - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки;
        -"государственная инновационная политика" - определение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов;
        -"инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации)" - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности;
        -"инновационная сфера" - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций;
        - "инновационная инфраструктура" - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации);
       -"инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая)" - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий). 

     
 

   Какие бывают инновации?
 
      Инновации принято подразделять  на две категории: технологические и нетехнологические. К инновациям технологической категории относятся изменения, касающиеся средств, методов, технологий производства. Нетехнологические инновации – это инновации организационного, управленческого, правового, социального, экологического характера.
       Помимо видов и подвидов инновации  можно структурировать по масштабу. В частности, разделяют базовые  инновации – крупнейшие изобретения,  революционные перевороты в технике  и сознании. Внедрение таких новаций  чаще всего требует длительной  подготовки крупных затрат, но в то же время дает фантастический эффект. Таковыми инновациями       стали, например, изобретение парового двигателя, создание компьютера, использование нефти и газа в качестве энергии. В последнее время говорят о «закрывающих» инновациях – таких, которые ставят крест на существующих сейчас отраслях производства или по крайней мере снижают их эффективность за счет предложения новой технологии или нового сырья. В нашей ситуации «закрывающей» могла бы стать инновация, которая позволила бы получать и накапливать энергию без использования электричества, нефти или газа. Или, например, если говорить о фантастических инновациях, – замена нынешних двигателей внутреннего сгорания антигравами.
     Инновации  рассматриваются с разных точек  зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.
     При  концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».
      Чтобы отличать инновации от  перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «The Theory of Economic Development» (1934).
     Существует  множество определений понятия  «инновация», из которых можно заключить, что инновация охватывает практически все сферы деятельности общества и может иметь как технологическую, так и организационную или процессную составляющие.
   В кратком  словаре менеджера инновация  (нововведение) характеризуется как:
   1. вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии;
   2. новая  техника, технология, являющаяся  результатом научно – технического  прогресса.
    Следует различать изобретения и инновации. Изобретение – это новый продукт, инновация – новая выгода. Потребители нуждаются не в новом продукте, а в решениях, предлагающих новые выгоды. Новый товар становится успешной инновацией в том случае, если он отвечает четырем критериям:
- важность. Новый продукт или услуга должны предоставить такие выгоды, которые воспринимаются потребителями как значимые. Например, разработка новых наручных часов, на которые дается столетняя гарантия точности, возможно, и является выдающимся техническим решением, но оценят ли потребители предложенную выгоду как важную?
- уникальность. Выгоды нового товара должны восприниматься как уникальные. Если потребители уверены, что существующие продукты обладают теми же преимуществами, что и новинка, она вряд ли получит высокую оценку.
- устойчивость. Новый продукт может предоставлять уникальные или важные выгоды, но если он легко воспроизводится конкурентами, его перспективы завоевания рынка представляются весьма туманными. Иногда препятствием на пути конкурентов становятся патенты, но в большинстве отраслей наиболее эффективными средствами обеспечения устойчивости инноваций являются «расторопность» компании на рынке и «сильные» торговые марки поставщика.
- ликвидность. Компания должна иметь возможность реализовать созданный товар, а для этого он должен быть надежным и эффективным; должен продаваться по цене, которую могут себе позволить заплатить потребители; для доставки и поддержки продукта компании должна разрабатывать эффективную систему распределения.
     В  рыночных условиях хозяйствования  основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении. Они в конечном счете определяют рост дохода предпринимателей, а также повышение стандартов уровня жизни населения.
Значение инновационного подхода в повышении эффективности общественной деятельности подчеркивают многие отечественные и зарубежные экономисты – ведь известно, что на долю новых и усовершенствованных продукции и технологий в ведущих странах приходится от 70 до 85 % прироста валового внутреннего продукта.
       В современных условиях инновации  и инновационная деятельность  приобретают все большее значение  для успешной финансово-хозяйственной  деятельности коммерческих организаций, становятся важным инструментом конкурентной борьбы и одним из основных составляющих эффективной стратегии. Многие исследователи отмечают значительное повышение роли «технологического» фактора для экономического развития. Уровень развития инновационной сферы – науки, новых технологий, наукоемких отраслей, инновационная активность компаний, участие в международной научно – технической кооперации – формируют основу устойчивого экономического роста, являются необходимым условием успешного участия страны в мировом разделении труда, определяют перспективы и влияют на темп развития экономической сферы.
      Ускоряющийся научно – технический  прогресс, дифференциация рынков, требовательность  потребителей товаров и услуг,  появление новых конкурентов,  особенно в условиях глобализации  мировой экономики, вынуждает  фирмы быстро реагировать и приспосабливаться к меняющейся внешней среде, разрабатывать инновационную стратегию. Инновационная деятельность – сложная динамическая система, охватывающая научные исследования, создание новых видов продукции, совершенствование оборудования и
предметов труда, технологических процессов и  форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники  и передового опыта; планирование и  финансирование инновационных проектов.
      Тема «Инновация и инновационная  деятельность» достаточно актуальна в настоящее время. Большой вклад в исследование теоретических и практических проблем инновационной деятельности внесли следующие отечественные ученые: Анисимов Ю.А., Бузько И.Р., Волков Ю.Г., Ковалев А.П., Львов Д.С., Овчинников В.Н., Палтерович Д. М., Яковец Ю.В.и других. Широко известны в России труды таких зарубежных специалистов в области исследования инноваций, как П. Друкер, Д. Крауфман, Б. Твист, Ф. Фостер, Е. Хьюз, А. Шелдон и др.
     Для целей экономического анализа и контроля используется ряд классификаций инноваций. Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации.
      Следует остановиться на некоторых  видах инноваций, различающихся  по областям применения и этапам НТП:
- технические  появляются обычно в производстве  продуктов с новыми или улучшенными  свойствами;
- технологические  возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления  продукции;
- организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
- информационные  решают задачи организации рациональных  информационных потоков в сфере  научно-технической и инновационной  деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
- социальные  направлены на улучшение условий  труда, решение проблем здравоохранения,  образования, культуры.
    Различные  виды инноваций находятся в  тесной взаимосвязи и предъявляют  специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства.
  На основе  обобщения и систематизации результатов исследований ученых-экономистов предлагается еще одна система классификационных признаков:
- по виду объектов  инновационной деятельности различают  инновации-продукты и инновации-процессы. Кроме того, могут быть также  отдельно выделены рыночные инновации, заключающиеся в освоении новых рынков;
- по роли в  реализации стратегических целей  организации различают улуч-
шающие и стратегические инновации. Стратегические инновации  создают новые направления деятельности или обеспечивают успешное функционирование существующих направлений в долгосрочном периоде, улучшающие инновации проводятся в рамках развития и совершенствования этих направлений;
- по значению  для развития предприятия выделяют  опережающие и последующие инновации.  Опережающие инновации могут не являться уникальными для данной отрасли, однако должны создавать предпосылки для успешного ведения финансово-хозяйственной деятельности с учетом ожидаемых в будущем изменений внешних условий. Последующие инновации проводятся как реакция на фактическое изменение внешней среды;
- по срокам  реализации мероприятий: краткосрочные,  долгосрочные и инновации с  неограниченным временным горизонтом;
- по степени  охвата деятельности организации:  локальные и комплексные инновации.                  Комплексные инновации затрагивают сразу несколько направлений деятельности (сочетают  внедрение новых продуктов и новых процессов и т.п.);
- по роли в  процессе производства: основные  и дополняющие инновации;
- по значению  для данного направления деятельности: базисные, модифицирующие и
 псевдоинновации.
     Основные  инновации затрагивают основные  производственные, технологические  или снабженческо-бытовые процессы; дополняющие инновации, как правило,  вызванные основными, проводятся  во вспомогательных и обслуживающих подразделениях и обеспечивают реализацию основных новшеств. Базисные инновации радикально изменяют существующее направление деятельности или формируют новое направление; модифицирующие инновации проводятся в рамках совершенствования и развития базисных.
   К группе  псевдоинноваций относят внешние  несущественные изменения продуктов  или процессов, не имеющие принципиальной  новизны и не создающие каких-либо  дополнительных преимуществ для  потребителей. Тем не менее, псевдоинновации  служат важным инструментом маркетинговой политики постоянного обновления ассортимента как мощного инструмента конкуренции на товарных рынках.
    Инновационная  деятельность - вид деятельности  по воспроизводству поисковых,  фундаментальных (необходимой части)  и прикладных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ, маркетинговых действий в целях вовлечения их результатов в гражданско-правовой оборот для реализации в виде инновационного продукта. Это единый в рамках государственного и частного сектора, комплексный научно-технологический, организационный, финансовый, инвестиционный, производственный и маркетинговый процесс, посредством которого идеи и технологии трансформируются в технологически инновационные продукты (услуги) и процессы (новые методы производства), имеющие коммерческую ценность (коммерческий спрос и коммерческое использование на рынке), а также в новые направления использования существующих инновационных про-
дуктов и услуг, в формирование инновационных рынков .
    К  инновационной деятельности относятся:
- выполнение  научно-исследовательских, опытно-конструкторских  или технологических работ по  созданию инновационного продукта;
- комплексное  научно-технологическое, индикативное  планирование и целевое программирование, организация и нормативно-правовое обеспечение работ по созданию инновационного продукта;
- технологическое  переоснащение и подготовка производства  для выпуска инновационного продукта (услуги), технологии;
- проведение  испытаний и освоение потребителем  инновационного продукта;
- управление процессами коммерциализации технологий;
- деятельность  по продвижению инновационного  продукта на внутренний и мировой  рынки, включая правовую защиту  результатов интеллектуальной деятельности, использованных в продукте;
- создание и  развитие инновационной инфраструктуры;
- передача либо  приобретение прав Российской  Федерацией или другими правообладателями  на объекты интеллектуальной  собственности, включая их вовлечение  в гражданско-правовой оборот;
- экспертиза, консультационные, информационные, юридические и иные услуги (включая организацию финансирования инновационной деятельности) по созданию и реализации нового и усовершенствованного инновационного продукта.
 
    Инновационная  деятельность на предприятии  преследует разные цели и обусловлена  факторами технического, финансово-экономического, политического, ресурсного и рыночного характера. В управлении инновационной деятельностью на предприятиях эти факторы играют первостепенную роль.
   Государственная  инновационная политика в основном  направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные
 направления государственной поддержки инноваций.
Инновационная деятельность страны регулируется лишь отдельными направлениями, слабо связанными между собой. Анализ успешного опыта  новых индустриальных стран позволяет  выделить ряд направлений инновационной политики, которые обеспечат повышение  конкурентоспособности экономики:
1. Аккумулирование  средств на научные исследования  и инновации. 
2. Координация  инновационной деятельности. Перед  государством стоит задача определения  общих стратегических ориентиров инновационных процессов.
  3. Стимулирование  инноваций. Центральное место  здесь занимают поощрение конкуренции,  а также различные финансовые  субсидии и льготы участникам  инновационных процессов. Большое  значение имеет частичное или  полное государственное страхование инновационных рисков. Государство способно оказывать «инновационное давление» на хозяйствующие субъекты введением санкций за выпуск устаревшей продукции или использование устаревших технологий.
  4. Создание  правовой базы инновационных  процессов. Важно не только формирование необходимого законодательства, сочетающего стабильность и своевременную корректировку в соответствии с общественными и технологическими изменениями, но и создание реально действующих механизмов, обеспечивающих его соблюдение. Особое место принадлежит государственной защите прав создателей научно-технической продукции и инноваторов, т. е. охране прав интеллектуальной и промышленной собственности.
  5. Кадровое  обеспечение инноваций. Содержание  программ обучения в государственных учебных заведениях должно способствовать как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к инновациям.
  6. Формирование  научно-инновационной инфраструктуры. Государство обеспечивает деятельность  информационных систем — одного из основных каналов распространения нововведений. Государственные структуры оказывают инноваторам и другие услуги: юридические, деловые, консультационные и др. Государство может также выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под государственные гарантии и т.п.
  7. Институциональное  обеспечение инновационных процессов.  Здесь прежде всего выделяется  создание государственных организаций  и подразделений, выполняющих  НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и др.). Государство также содействует распространению в экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения инноваций.
  8. Регулирование  социальной и экологической направленности  инноваций, кооперацию, а также  регулирует международный трансфер  инноваций. 
  9. Повышение  общественного статуса инновационной  деятельности. Государство организует  пропаганду научно-технических достижений и инноваций, моральное поощрение инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и т.п.
 10. Региональное регулирование инновационных процессов. Федеральные и местные власти способствуют наиболее полной реализации инновационных ресурсов регионов, в том числе путем различного рода региональных преференций (налоговых льгот и т.п.).
 11. Регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновационной стратегии стимулирует международную научно-техническую и инновационную кооперацию, а также регулирует международный трансфер инноваций. 

  
 
 

                                                                                                                                                              

2. Инновации в России. 

Отметим, что  в мире инновации совершаются  прежде всего в интересах конкретного  производителя, и потому именно коммерческий сектор, а не государство является главным производителем и потребителем инноваций. Для появления, развития и реализации инноваций необходимы рыночная экономика и конкурентная среда. Государство в принципе способно действовать как локомотив инноваций, но это приводит к перекосам экономики, неэффективному расходованию средств, а иногда даже заводит общество в тупик.          Безусловно, государственная машина не может стоять в стороне от инновационного процесса, но роль ее должна быть скорее направляющей, указывающей и облегчающей путь.
     В  России сложная плановая советская  экономика, а затем крах СССР и кризис 1990-х существенно деформировали традиционное понимание инноваций. Да и в целом об инновациях в 1990-е практически не вспоминали. Есть данные на конец 1980-х годов, когда предприятия, на которых активно внедрялись инновации, составляли 70 процентов от общего числа. В 1997 году этот показатель сократился до 4,7 процента – в 15 раз!!! За 11 лет произошли изменения в этой сфере. Так, число предприятий, практикующих инновации, возросло более чем вдвое, достигнув 10 процентов. Но все же это не такие уж обнадеживающие данные.
      Доля промышленных предприятий,  осуществляющих разработку и  внедрение технологических инноваций, не превышает у нас 10 процентов.
Да, в 90-х с  инновациями в России были большие  проблемы – тогда речь шла о  выживании страны. В начале 2000-х, как мы убедились, ситуация изменилась в лучшую сторону, но ненамного. При этом нельзя сказать, что государство ничего не делает для стимулирования инновационного развития. Более того, необходимо признать, что российская власть, напротив, является одним из основных локомотивов инноваций. И нежелание предпринимателей вкладывать деньги в НИОКР, в рационализацию – все это известные факты. А ведь именно бизнес должен быть главным потребителем и главным генератором инноваций. Правительство должно лишь помогать и направлять, а также подготавливать почву, кадры, совершенствовать систему образования для инновационного развития. Но делать это не вне бизнеса, а в тесном сотрудничестве с бизнесом.
   В целом  инновационная составляющая в  ВВП России занимает лишь 5–5,5 процента, тогда как в других развитых странах эта цифра достигает 30 процентов.
   За последние  восемь лет государство осуществило  ряд действий для форсирования  инновационного развития. 30 марта  2002 года президент Владимир Путин утвердил «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». За пять лет – 1998–2003 годы – удалось удвоить рост расходов на инновации (в сопоставимых ценах), а в дальнейшем эти расходы только увеличивались. В 2005 году на высокотехнологичные наукоемкие проекты было направлено 15,3 процента всех инвестиционных расходов бюджета. В 2006 году эта доля возросла до 23,4 процента. Если в 2003 году на инновации уходило 1,3 процента ВВП, то к 2010 году этот показатель увеличится до 1,8 процента ВВП. Наконец, в соответствии с программой число ежегодно создаваемых элементов инфраструктуры национальной инновационной системы увеличится с 38 единиц в 2004 году до 200 единиц в 2010 году. 
 
 
 
 

                                                                                                                                                            
 
 
 

     3. Проблемы инновационного развития России
  
      В современных условиях основой  динамичного развития любой экономической системы выступает инновационная деятельность, обеспечивающая высокий уровень ее конкурентоспособности. Степень развития национальной инновационной сферы формирует основу устойчивого экономического роста, является необходимым условием полноправного участия страны в мировом разделении труда. С целью активизации инновационных процессов в ряде стран начиная с середины 80-х годов сформированы национальные инновационные системы выступающие основой развития инновационной экономики. Инновационная система позволяет повысить интенсивность экономического развития страны за счет использования эффективных механизмов получения, передачи и использования в хозяйственной практике результатов научно-технической и инновационной деятельности.
     Начальной стадией построения экономики инновационного типа является создание национальной инновационной системы (НИС). По своему строению она представляет дифференцированную по ряду направлений, но целостную систему знаний об эффективной стратегии функционирования хозяйственной системы.
    Важнейшими  характеристиками сущности НИС  являются: взаимодействие между  субъектами инновационной деятельности; сквозной и многоуровневый характер; включает ряд взаимосвязанных  составляющих (элементов); решающая  роль в ее формировании и развитии принадлежит государству; является составной частью экономической системы страны и выполняет роль связующего звена между макроэкономической политикой, наукой, образованием, наукоемкой промышленностью и рынком; направлена на достижение стратегических целей макросистемы, подчинении им всех стадий инновационного процесса; производимые знания, технологии, инновации в рамках НИС должны быть конкурентоспособными как внутри страны, так и на мировом рынке.
    Простейшая  модель, описывающая взаимодействие элементов НИС, сводится к тому, что роль частного сектора заключается в разработке технологий на основе собственных исследований и в рыночном освоении инноваций, роль государства – в содействии производству фундаментального знания и комплекса технологий стратегического характера, а также в создании инфраструктуры и благоприятных институциональных условий для инновационной деятельности частных компаний. Различные варианты реализации этой модели в условиях социально-экономического развития отдельных стран и формируют национальные особенности инновационных систем.
    В  настоящее время существуют различные  точки зрения по вопросу наличия  национальной инновационной системы  в России, уровне ее развития  и степени эффективности. По  нашему мнению, несмотря на очевидные проблемы инновационного развития России, тем не менее, можно выделить ряд объективных предпосылок, позволяющих говорить о существование НИС или, по крайней мере, о положительной динамике ее формирования. Среди таких предпосылок, прежде всего, государственная инициатива по созданию НИС. В утвержденных Президентом РФ «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» в качестве важнейшей задачи предусмотрено формирование национальной инновационной системы.
     Вместе  с тем трудно не согласиться  с утверждением о низком уровне  эффективности системы и ее  составляющих, наличия ряда серьезных  ограничений и проблем дальнейшего  ее развития, что подтверждается  следующими данными: доля принципиально новых разработок в затратах на технологичные инновации составляет примерно 18% (ОЭСР –33%); из числа использованных передовых технологий всего 2,6% имеют патент на изобретения; более 90% машинотехнической продукции неконкурентоспособно по сравнению с иностранными аналогами; удельный вес инновационно активных организаций составляет менее 10%, а доля затрат на технологические инновации в общем объеме их отгруженной продукции – чуть более 4%; стоимость импорта технологий в 2,1 раза превышает стоимость их экспорта; отечественный экспорт машин и оборудования составляет лишь около 9% от общего объема, тогда как сырьевой экспорт – более 77%; на 60% расходы на НИОКР обеспечиваются за счет государственного бюджета, в развитых же странах 2/3 и более затрат покрывается частным сектором.  

 Система базовых  показателей экономики, основанной  на знании за 2010г. 
                                                                                                                                                          
Показатель США (последние  данные) фактические / нормализованные Россия (последние  данные) фактические / нормализованные
Средний прирост ВВП, % 3,00/4,21 3,80/5,95
Индекс  развития человеческого потенциала 0,94/9,33 0,78/5,67
Качество  регулирования 1,51/3,60 -0,30/3,39
Сила  закона 1,70/8,60 -0,78/1,82
Ученые  сфере НИОКР, млн. человек 4102,89/9,43 3479,35/8,98
Научные статьи, млн. человек 536,80/9,08 106,99/7,08
Количество  патентов США, млн. человек 345,81/9,91 1,65/6,64
Грамотность взрослого населения 
(% возраста 15 лет  и более)
100,00/8,18 99,60/7,52
Включенность  в среднее образование 95,16/7,36 83,33/5,62
Включенность  в высшее образование 72,62/9,75 64,09/9,42
Телефоны  в расчете на 1 тыс. человек 1147,00/7,60 362,70/5,29
Компьютеры в расчете на 1 тыс. человек 625,00/9,91 98,70/6,09
Пользователи  Интернета, на 10 тыс. человек 5375,06/9,59 409,32/4,38
 
 
 
        С учетом проведенного анализа  ключевых макроструктур (система  производящая знания, промышленный  сектор, с оценкой инновационного потенциала промышленных предприятий, механизмы передачи знаний, финансирование инноваций, производственно-научный потенциал) отечественной НИС, в работе представлена упрощенная модель ее организационной структуры.
     Очевидно, что на пути преодоления разрыва между потенциальными возможностями и конечными результатами инновационного развития России важная роль принадлежит формированию адекватного институционального профиля НИС, где основная роль отводится государству. При этом государство выступает: во-первых, в роли партнера, располагающего значительными ресурсами, во-вторых, организатора развития национального инновационного предпринимательства, в-третьих, регулятора институциональной основы.
      Управление инновационной деятельностью  должно основываться на активном воздействии на процесс создания патентоспособных технических решений с целью повышения их продуктивности, как в количественном, так и в качественном отношении.                           Пока данная стратегия является недостижимой. В России доля используемых изобретений, по данным ФИПС (Федеральная служба по интеллектуальной собственности), это около 2,5% от общего числа запатентованных. По расчетам специалистов в среднем творческая активность изобретателей России составляет 1/40, т.е. всего лишь один патент выдается на сорок специалистов, а инновационная эффективность в сфере НИОКР ( Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) России составит 1/1600. Это означает одно используемое изобретение в год на 1600 специалистов.
     Для  активизации инновационной деятельности  бизнеса необходима государственная  поддержка разработки и внедрения  конкурентоспособных продуктов,  обязательно основанных на патентоспособных  изобретениях. Важно разработать  систему предоставления льгот  и субсидий предприятиям, производящим подобные продукты, поскольку они несут большие расходы и риски, нежели сами изобретатели.
      В настоящий момент в России  нет чётко сформулированного  федерального проекта по формированию  инновационной системы. В регионах нет чёткого понимания разделения функций между федеральной и региональной властями, относительно совместного стратегического развития региональной и национальной инновационных систем. Именно поэтому при формировании инновационной политики существуют такие серьезные затруднения.
      Существует еще одна важная  проблема - отсутствие института  экспертов в сфере создания  инновационных систем. Это в первую  очередь связано с тем, что  в России отсутствуют апробированные  модели национальной и региональных  инновационных систем. С другой стороны, активно формирующиеся финансовые институты развития и банки проявляют интерес к коммерциализации системных проектов. Но для них важно видение стратегии развития отраслей промышленности, которое без участия государства вряд ли можно сформулировать.
      В современных условиях каждый  отдельный субъект не может  обособленно обеспечить высокую  динамику развития, а это приводит  к необходимости концентрации  ресурсов на уровне межрегиональных  проектов. В настоящее время в  развитии процессов производственной кооперации в регионах России имеется множество проблем: недостаток информации о производственных возможностях промышленных предприятий регионов и степени их участия в производственной кооперации; отсутствие механизмов стимулирования предприятий и организаций в процессах производственной кооперации, четко выраженных инициатив по формированию межрегиональных промышленных кластеров.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.