На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Общая оценка экономических связей между Турцией и США. Военно-политическое сотрудничество. Современные составляющие американо-турецкого политического диалога. Ядерный вопрос в отношениях Анкары и Вашингтона. Перспективы американо-турецких отношений.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 28.04.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


5

Взаимоотношения Турции и США на современном этапе
Содержание
    Введение
    1. Общая оценка экономических связей между Турцией и США
    2. Военно-политическое сотрудничество Турции и США
    3. Современные составляющие американо-турецкого политического диалога
    4. Ядерный вопрос в отношениях Анкары и Вашингтона
    5. Перспективы американо-турецких отношений
    Заключение
    Список использованной литературы

Введение

Формирование и укрепление американо-турецких отношений происходили одновременно с формированием биполярного мира, в то время, когда Британия - государство, являвшееся лидером среди западных стран в этом регионе уступала место новому мировому лидеру - Соединённым Штатам. США уделяют огромное внимание восточному средиземноморью, и постоянно усиливает своё влияние на данном пространстве, так как турецкая республика занимает важное географическое положение между Европой и Азией, контролирует выход из Черного моря в Средиземное. Такое положение позволяет назвать республику мостом между Европой и Азией, Азией и Африкой.

Турция обладает уникальным географическим положением, но не имеет собственных ресурсов для ведения войны. Отсутствие месторождений нефти и неразвитость тяжёлой индустрии, а, следовательно, и собственного ВПК, делают его сильно зависимым от импорта вооружений. Поэтому лидерство в регионе может быть сохранено только в тесном взаимодействии с Западом.

Турция усиливает своё влияние на постсоветском пространстве, поддерживая национальные и сепаратистские движения, но при этом внутренняя политика государства направлена на подавление собственных национальных меньшинств. Все права национальных меньшинств ограничиваются их религиозными традициями. Возникает проблема двойных стандартов.

Основой лидерства Турции является её динамично развивающаяся экономика, построенная на западных займах и кредитах.

Турция является самым демократическим государством среди стран мусульманского мира. Демократические Западные ценности наиболее успешно прижились в этой стране, хотя для этого понадобилось ряд военных переворотов.

Для Соединённых Штатов Турция стала плацдармом западного влияния в мусульманском мире. Механизм влияния, который разработан американскими специалистами, как показывает более чем полувековой опыт, оказывается успешным, несмотря на множество пессимистических взглядов по этому поводу. Вероятно, что США устраивает равновесие исламских умеренных политических сил и западных идей, носителями которых является турецкая элита, поддерживаемая армией.

Турция в биполярном мире являлась последовательным сторонником и союзником США. Государство в 1952 году вступило в НАТО и до сегодняшнего момента внешнеполитическое стремление в сторону Запада остаётся приоритетным.

Историография данной проблематики представлена трудами авторов советского периода, российскими, зарубежными исследователями, политологами и дипломатами.

Монографии и по турецкой проблематике можно разделить на несколько частей, в зависимости от периода и от оценки происходящих событий.

С 1945 по 1965 годы в отечественной историографии высказываются общие негативные взгляды по поводу развития страны, американо-турецких отношений и в целом внешней политики Турции. Политика кабинета и президента Турции характеризуется как антинародная, антинациональная. Стремление Турции к интеграции в западные структуры рассматривается как политика реакционных кругов внутри Турции. Это и понятно: начиналась "холодная война" и советские учёные рассматривали Турецкую республику, прежде всего, как члена враждебного агрессивного блока Двоюров Ю. Турция - активный участник агрессивных блоков. М.: Наука, 1958.; Гасратян М.А. Турция в 1960-1963 годах. Очерк внутренней политики. - М.: Наука, 1965 г.; Новейшая история Турции. / под ред. М.А. Гасратян. - М.: Наука, 1968.; Вдовиченко Д.И. Национальная буржуазия Турции. - Москва: ИМО. - 1962..

американский турецкий ядерный взаимоотношение
С середины 60-х годов и до середины 80-х годов начинается новый этап в изучении истории Турции, который характеризуется более гибким рассмотрением турецкой внутренней и внешней политики. Рассматривается национальная проблема, проблемы экономического развития, военного сотрудничества с Западом. Особой темой становится "потепление" в советско-турецких отношениях, которому предшествовал Кипрский кризис 1964-1965 годов. Турецкая элита воспользовалась разногласиями, возникшими с США, и использовала их для дипломатического флирта с СССР. Советский Союз занимал умеренную позицию в Кипрском вопросе, выступая против эносиса, то есть присоединение острова к Греции Поцхверия Б.М. Внешняя политика Турции в 60-х - нач. 80-х гг. XX века. - М.: Наука, 1986.; Поцхверия Б.М. Внешняя политика Турции после второй мировой войны. - М.: Наука, 1976.; Тюрккая А. США, НАТО и Турция. - М: Прогресс. - 1973.; СССР и Турция, 1917 - 1979. / И.Ф. Черников, Б.М. Поцхверия, А.М. Шамсутдинов и др. / отв. ред. Б.М. Поцхверия. - М.: Наука, 1981.; Ахундов И.А. Неоколониализм и Турция (40-е - 80-е гг.) - Баку: Азернехир, 1990..
Проблематика внешней политики Турции в той или иной степени была отражена в монографии западного политолога, профессора Сассекского университета П. Кальвокоресси Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 г. ч. 1, М., 2000.
Проблемы влияния внутриполитических факторов на внешнюю политику Турции исследованы в статьях и публикациях В.И. Данилова, Б.М. Поцхверия, Н.Г. Киреева Киреев Н.Г. История этатизма в Турции. - М.: Наука, 1991; Джуманазаров Б.С. К вопросу о принципе лаицизма в Турецкой республике // Актуальные проблемы стран Ближнего и Среднего Востока. - М., 1988. - Ч.1. - С. 10-24.;
Лазарев М. Курдская проблема в Европейском измерении // Азия и Африка сегодня. - М., 1997. - №2. - .С. 70-72.; Старченко Г.И. Турция: исламский фактор в светском государстве // Народы Азии и Африки. - М., 1988. - №2. - С. 25-34. Данилов В.И. Турция после Второй мировой войны: демократический эксперимент продолжается // Восток. - 1998. - № 4. - с. 52-67..
В период с начала 2000-х гг. продолжается современный этап изучения политико-экономических отношений Турецкой Республики и США. Данный период связан с именами А.А. Гурьева, М.П. Гучанина, В.К. Егорова и др Гурьев А.А. К вопросу об усилении разногласий между США и Турцией/ЛБлижний Восток и Современность. Выпуск 25. М., 2005.;Гучанин М.П. Турция и США: основные этапы торгово-экономического сотрудничества. М., 2009.;Егоров В.К. Турецко-американские отношения в контексте борьбы с глобальным терроризмом Турция в новых геополитических условиях/ Под ред. Ульченко Н.Ю. М., 2007.
.

1. Общая оценка экономических связей между Турцией и США

Оценивая торгово-экономические связи между Турцией и США, следует заметить, что, несмотря на солидную договорно-правовую базу и на наличие большого количества двусторонних комиссий и платформ, турецко-американские отношения имели достаточно сильный уклон в область военно-технического сотрудничества и безопасности.

С учетом того, что США - крупнейший инвестор за пределами своих границ (2,8 трлн. долл. в 2007г.), а доля Турции составляет "всего" 10 млрд. долл. на 2008г., неудовлетворенность турецкой стороны и желание привлечь больше инвестиций понятны. Половина инвестиций сделана в течение последних нескольких лет: их объем вырос в 5 раз с 2003 г. (рис.1).

Рис.1. Объем накопленных прямых инвестиций США в турецкую экономику (по данным U. S. Bureau of Economic Analysis)

С другой стороны, турецкие инвестиции в США скромны и составляют менее 2 млрд. долл., но, что до последнего времени Турция не являлась страной, вовлеченной в экспорт капитала Гучанин М.П. Турция и США: основные этапы торгово-экономического сотрудничества. - М., 2009. - с. 22..

В последние годы американские компании покупают доли в турецких банках, энергетических компаниях, брокерских фирмах, медицинских центрах и т.д. К примеру, среди крупнейших сделок 2007г.: приобретение Citibank Overseas Investment 20% долей Akbank (второго по величине частного банка Турции) за 3,1 млрд. долл., General Electric приобрел доли турецкого холдинга Gama Energy Company и озвучил планы по инвестированию в турецкую энергетику 3 млрд. долл., Citigroup Venture Capital International приобрели 50% долей дома мод Beymen и 30% торговой сети Воупег Вьу-ьк Ma azac 1 к за 145 млн. и 48 млн. долл. и проч. США выделили кредит 400 тыс. долл. США Союзу палат и бирж Турции для развития сотрудничества между малым и средним бизнесом двух стран.

По количеству компаний с иностранным капиталом, зарегистрированных в Турции, США (здесь и ниже по данным янв. 2009г.: 936 фирм, более 600 из них зарегистрировано в Стамбуле) сильно уступают таким странам как Германия (3633), Великобритания (2038) и Голландия (1680), находятся на одном уровне с Ираном (1027) и опережают Китай (338) и Южную Корею (144). С учетом того, что общее количество компаний с иностранным капиталом в Турции 21289, американская доля - 4%, однако одна треть компаний из США начала свою деятельность в Турции после 2003г.

Товарооборот между двумя странами развивается устойчивыми темпами (с 2004 по 2007 гг. в диапазоне 7-10% в год), а в 2008г. он продемонстрировал серьезный рост по сравнению с годом предыдущим (32%) и составил 16 млрд. долл. (табл.1). Увеличение товарооборота полностью обеспечивается наращиванием Турцией импорта из США.

В общем объеме внешней торговли Турции, 334 млрд. долл. (экспорт: 132 млрд., импорт: 202 млрд.), доля США составляет 4,7%. Доля США в турецком экспорте - 3,7% (8 место), в импорте - 5,9% (4 место после России, Германии и Китая). Сальдо турецкой внешней торговли с США с 2005г. - отрицательное и в 2008г. достигло отметки в 7,685 млрд. долл.

Таблица 1

Товарооборот между США и Турцией

Год
Экспорт, млрд. долл.
Импорт, млрд. долл.
Товарооборот, млрд. долл.
Изменение
2004
4,860
4,745
9,605
2005
4,910
5,375
10,285
7%
2006
5,060
6,260
11,320
10%
2007
4,170
8,166
12,336
9%
2008
4,290
11,975
16,265
32%
Из таблицы 1 видно, что турецкий экспорт в США, достигнув максимума в 2006 году, в 2007 году упал на 17%, и в 2008 возрос лишь на 3% (не достигнув даже показателя 2004 года). Для сравнения достаточно отметить, что экспорт из Турции в Россию и в Китай с 2004 по 2008 год вырос в приблизительно в 3,5 раза, в Великобританию и в Германию - в 1,5 раза. Разбивка турецкого экспорта в США по группам товаров приведена ниже в таблице 2.
Таблица 2. Турецкий экспорт в США (по данным Секретариата внешней торговли Турции), млн. долл.
Группа товаров
2006 г.
2007 г.
2008 г.
1
Текстиль и одежда
1332
1151
883
2
Железо и сталь
925
322
785
3
Оборудование
331
395
437
4
Нефтехимия
383
317
422
5
Керамика и обработанный камень
448
437
354
6
Транспортные средства и запчасти
449
296
326
7
Пищевая продукция
230
256
260
8
Ювелирная продукция
298
324
193
9
Продукция из меди
97
107
102
10
Табак
139
172
97
Всего по пп.1-10
4632
3340
3859
Общая величина
5061
4171
4290
Из таблицы 2 видно, что особую роль в турецком экспорте играет продукция легкой промышленности. При том, что США импортирует значительные объемы готовой одежды (в 2008г. на 90 млрд. долл.), доля Турции в последние годы неуклонно снижается и в пред. году составила 1%. До визита в Турцию президента США Барака Обамы Турецкая ассоциация производителей одежды (TGSD) передала свои предложения по развитию турецкого экспорта премьер-министру Турции Р.Т. Эрдогану Гурьев А.А. Ситуация в Турции: март 2009 (iimes.ru/rus/ stat/2009/l l-04-09.htm).. Упомянутые предложения включают исключение налоговых пошлин на текстиль и готовую продукцию, принятие двумя странами соглашения о свободной торговле, создание т. н. "квалифицированных промышленных зон" (на востоке и юго-востоке Турции), и включение в них предприятий легкой промышленности. С предложением о создании свободных промышленных зон 10 лет назад выступил президент США Б. Клинтон. Однако, в 2002 г. американский конгресс исключил из перечня товаров наиболее важные для Турции, включающие готовую одежду и обувь. На фоне все более широкого проникновения дешевого китайского текстиля на мировые рынки, особые условия для турецких товаров, в частности, на рынке США приобретают для сектора большое значение.
Американский экспорт в Турцию представляется более диверсифицированным (табл.3). В 2008 году он существенно возрос, достигнув отметки в 11,9 млрд. долл.
Таблица 3
Импорт продукции из США в Турцию, млн. долл.
Группа товаров
2006 г.
2007 г.
2008 г.
1
Продукты из железа и стали
785
1349
2822
2
Оборудование
1114
1346
1553
3
Минеральное топливо и масла
276
338
1432
4
Транспортные средства и запчасти
683
536
965
5
Продукты органической химии и фармацевтика
737
830
962
6
Химикаты и пластики
420
775
709
7
Хлопок
532
819
620
8
Оптические, фотографические, измерительные медицинские и хирургические инструменты и аксессуары
500
548
619
9
Пищевые продукты
230
342
571
10
Целлюлозно-бумажная продукция
210
301
347
Всего по пп.1-10
5487
7184
10600
Общая величина
6261
8166
11971
Говоря о турецкой экономике нельзя не вспомнить о такой статье доходов как "туризм". В 2008 г. Турцию посетило 500 тыс. туристов из США и Ассоциацией операторов и инвесторов гостиничного бизнеса (TUROB) была высказана надежда на то, что визит в Турцию Б. Обамы будет способствовать росту популярности турецких курортов в Америке. Американский экспорт в Турцию представляется более диверсифицированным. В 2008 г. он существенно возрос, достигнув 11,9 млрд. долл.
Прежде чем перейти к выводам, хотелось бы привести слова государственного министра Турции Куршада Тюзмена, который еще в 2006г. отметил: "Географическая удаленность, плотная конкуренция и уникальные особенности рынка США, а также тот факт, что компании, желающие проникнуть на рынок, не определили своей долгосрочной стратегии, привело к развитию отношений на уровне намного ниже желательного уровня. Рынок США - особый рынок, который требует долгосрочной политики в маркетинге и имеет сложные конкурентные условия. Более того, долгое время только текстильные компании и компании, производящие готовую одежду, рассматривали рынок США в качестве целевого. Только недавно такие отрасли промышленности, как керамическая, металлургическая и ювелирная, стали достигать рынка США. Наша цель - увеличить количество таких примеров и определить рынок США в качестве одного из приоритетных. Программа нашей работы в США охватывает период 2006-08гг. и сфокусирована на увеличении экспорта, используя стратегию продвижения определенной продукции и в определенные штаты, которая подразумевает специальные организационные мероприятия в шести целевых штатах (Нью-Йорк, Техас, Калифорния, Иллинойс, Джорджия и Флорида)".
Разумеется, упомянутая выше программа является стратегической и не следует ожидать от нее быстрых результатов, тем более в условиях мирового финансового кризиса. Рекомендации сторонам, американской и турецкой, сформулированные в докладе TUSIAD (экономический раздел) можно рассматривать как развитие установок К. Тюзмена:
"Рекомендации США: отмечать экономическую роль Турции в интеграции региона в глобальный рынок, поощрять американские компании рассматривать Турцию в качестве "ворот" на региональные рынки, развивать программы, направленные на стимулирование создания совместных предприятий между турецкими и американскими компаниями в Турции и в соседних странах.
Рекомендации Турции: обучать малые и средние турецкие предприятия американской деловой культуре и экономическим возможностям, предлагаемым американским рынком, поощрять турецкие инвестиции в США, создать специальную структуру для увеличения торговли и инвестиций между странами.
Обеим сторонам: придавать большое значение двусторонним экономическим и торговым отношениям, организовать совместные и постоянные центры содействия торговле и инвестициям в обеих странах, сфокусироваться на каспийских и центральноазиатских энергетических проектах, восстанавливать работы существующих комитетов/платформ и устанавливать для них конкретные цели со сроками исполнения, учредить платформу для руководителей крупнейших предприятий двух стран, развивать программы обучения турецких студентов в США" И.И.Стародубцев www.iimes.ru, 24.4.2009г..
Посол США в Анкаре Джеймс Джеффри отметил, что, Америка также придает большое значение сотрудничеству в энергетической сфере. Поставки находящихся к востоку от Турции энергоносителей на Запад транзитом через турецкую территорию будут иметь положительное значение как для Турции, так и для всего региона. "Турция стала более современной, демократичной и надежной страной и США гордятся тем, что являются вашим партнером. Я тоже испытываю гордость от того, что сегодня нахожусь здесь", - подчеркнул новый посол США в Турции caspenergy.com.
Значительное внимание, которое новая американская администрация намерена уделять энергетическому направлению своих отношений с Турцией, подтверждается планами турецкого руководства заняться совместно с американскими нефтяными компаниями добычей углеводородов в Черном море. Государственная нефтяная компания Турции проводит по этому вопросу активные переговоры с "Шеврон" - второй по величине нефтяной компанией США. По словам заместителя гендиректора турецкой компании Юрдала Озташа, переговоры с представителями "Шеврон" проходят в высшей степени позитивной атмосфере. "Шеврон" интересуют западные и центральные районы Черного моря. Затраты на разведывательные работы на глубоководье не превысят полумлрд. долл. Для Турции это также очень важно. "Надеемся, что к наступлению лета этот переговорный процесс завершится заключением соглашения", - сообщил Ю. Озташ. С 2010г. Турция намеревается приступить к разведке дна Черного моря с целью поиска нефтяных месторождений. По мнению ряда экспертов, в этом регионе находится как минимум 10-15 млрд. бар. "черного золота". Эти объемы достаточны, чтобы в течение определенного времени удовлетворить половину внутреннего потребления нефти.
Следует сделать некоторые выводы и предположения по развитию турецко-американских торгово-экономических отношений:
1. До последних лет турецко-американская внешняя торговля развивается менее динамично, нежели торговые связи Турции со странами Евросоюза, Китаем и Россией. В качестве одной из причин можно назвать тот факт, что США традиционно рассматривает Турцию, в первую очередь, как рычаг политического влияния в регионе.
2. Турцией, проводящей гибкую многоплановую внешнюю политику, прилагаются значительные усилия по конвертации турецко-американского политического сотрудничества в экономические дивиденды, в том числе, в странах региона.
3. Американский рынок, с такими своими особенностями, как значительная географическая удаленность от Турции и высокая конкуренция, весьма затруднителен для доступа турецких компаний и вряд ли в ближайшие годы на этом направлении турецкий экспорт ожидает прорыв. Можно предположить, что отрицательное сальдо турецкой внешней торговли с США в среднесрочной перспективе сохранится.
4. Взаимные инвестиции между двумя Турцией и США возрастают и эта тенденции, вероятно, сохранится, с поправкой на мировой экономический кризис.

2. Военно-политическое сотрудничество Турции и США

Развитие послевоенных отношений Турции с США было предопределено задолго до окончания второй мировой войны. Предпосылками этого были два связанных между собой фактора: один - традиционная турецкая политика ориентации на наиболее сильные империалистические державы и другой - антикоммунизм. Сразу же после войны Турция включилась в "холодную войну", что явилось закономерным итогом ее политики перед и во время войны Поцхверия Б.М. Внешняя политика Турции в 60-х начале 80-х годов XX века. - М., 1986. - с. 38..

В условиях начала холодной войны и принятия доктрины "сдерживания коммунизма" США по-новому взглянули на значение Турецкой республики в своей внешней и оборонной политике, Турция стала особенно важна, во-первых, в стратегическом отношении, поскольку географическое положение страны дала контроль над сухопутными, морскими и воздушными коммуникации в районе Балканы - Средний Восток; ее территория представляла особую ценность для военных действий против Советского Союза (обширная граница с СССР, кратчайший путь к Кавказу, в котором на то время были сосредоточены основные нефтяные ресурсы Советского Союза); во-вторых, Турция являлась наиболее стабильной в политическом отношении; в-третьих, в экономическом отношении.

Близкое сотрудничество с Западом было предопределено задолго до начала холодной войны: во-первых, Турция всегда ориентировалась на сильные капиталистические государства, а во-вторых, вся внутренняя политика, начиная с образования республики была пропитана духом антикоммунизма Ушаков А. Феномен Ататюрка.Турецкий правитель, творец и диктатор. - М., 2007. - c. 276.

Военно-политическое сотрудничество с США было главным, определяющим направлением внешней политики Турции. Какая бы политическая партия ни находилась у власти, какие бы влиятельные партии ни были в оппозиции, между ними не было принципиальных, серьезных разногласий по вопросу о сотрудничестве с США. Исключение составляла позиция Рабочей партии Турции (создана в феврале 1961 г. и запрещена в 1971 г.), которая выступила против военно-политического союза с США и участия в НАТО. Но влияние ее в стране было незначительным.

Основные соперники в борьбе за власть - наиболее влиятельные партии - всегда старались доказать свою приверженность американо-турецкому союзу. Так, до военного переворота 1960 г. лидеры правящей Демократической и оппозиционной Народно-республиканской партий немало усилий тратили, чтобы обратить внимание на свою роль в установлении и развитии союза Турции с США. В межпартийной борьбе с целью скомпрометировать противников они использовали обвинение в недостаточной преданности политике укрепления сотрудничества с США, представляя эту политику как гарантию независимости и территориальной целостности своей страны.

После государственного переворота 1960 г. курс на укрепление военно-политического сотрудничества с США в целом сохранился.

Как уже отмечалось, союз с США и активное участие в НАТО турецкие лидеры объясняли обычно необходимостью обеспечения обороны страны от "коммунистической, или русской, угрозы". Политические деятели и публицисты постоянно заявляли, что только союз с США и НАТО обеспечивал безопасность Турции и потому эта политика должна быть сохранена.

Правящие круги Турции долго не считались с давно уже наблюдавшимися антиамериканскими настроениями в стране, которые проявляются в критике политики США относительно Турции, политики правящих кругов страны, в требованиях перейти к независимой внешней политике. Турецкие лидеры считали выдвижение подобных требований "происками левых элементов", наносящими якобы ущерб Турции. Они утверждали, что антиамериканские настроения присущи весьма незначительной части населения.

После военного переворота 27 мая 1960 г. В целом внешняя политика Турции не изменилась, т.к. ни офицеры, ни позже пришедшая к власти НРП по ряду причин не хотели изменять внешнеполитический курс. Для этого не было объективных причин, т.к. в условиях продолжавшейся холодной войны, Турция оставалась в области безопасности связана с Северо-атлантическим альянсом, а экономического ресурса хватало для того, чтобы проводить прозападный курс Поцхверия Б.М. Внешняя политика Турции в 60-х начале 80-х годов XX века. - М., 1986. - с. 62..

Со второй половины 60-х годов Турецкая республика начала переход к новому внешнеполитическому курсу. Это был новый этап в ее внешней политике, несмотря на то что сохранялся приоритет отношений с союзниками по НАТО, особенно с США и ФРГ.

Наиболее значительной особенностью этого периода было развитие отношений с СССР, хотя и ограниченных определенными рамками, главным образом экономических связей. Важным изменением в политике Турции было сближение с соседними странами.

Односторонняя ориентация на западных союзников, осуществлявшаяся в 40-50-е годы, нанесла большой ущерб национальной экономике, способствовала ухудшению отношений со многими странами, особенно соседними.

С середины 60-х годов начали проявляться тенденции к проведению более независимой внешней политики, главным образом к расширению торговых и экономических связей со многими странами, с которыми ранее эти связи были незначительными или отсутствовали.

Турецкая республика начала проводить многовекторную политику, при незыблемом сотрудничестве с Соединнеными Штатами и НАТО. Для этого этапа характены отход от непримиримого одностороннего курса, нормализация и определенное развитие отношений со многими странми в том числе с СССР, с рядом арабских стран и другими государствами. Такая многосторонняя политика была обусловлена рядом факторов: смягчением напряженности в международной обстановке; экономическими трудностями; стремлением выйти из определенной международной изоляции на международной арене; недовольство позицией США и других союзников по кипрской проблеме, по проблемам экономики и пр. В политике разрядки она следовала за своими союзниками по НАТО и СЕНТО, при этом отставая от них. Кроме этого Турция на данном этапе стремиться приобщить мусульманские страны к стратегическим интересам США в регионе Турция между Европой и Азией /Под ред. Киреева Н.Г. - М., 2001. - с. 124..

3. Современные составляющие американо-турецкого политического диалога

В современных геополитических условиях Соединённые Штаты Америки являются мировым лидером, сосредоточившим в своих руках беспрецедентную экономическую, политическую и военную мощь. В свою очередь Турецкая Республика является претендентом на роль регионального лидера на Ближнем и Среднем Востоке и служит опорным пунктом для американской внешней политики.

Американо-турецкие отношения в настоящее время являются более важным и комплексным и, в то же время, менее прогнозируемым, чем ранее, элементом мировой политики.

Они характеризуются преобладанием более противоречий, нежели сотрудничества, что вызвано такими причинами:

1) Турция осталась в тылу американской военно-политической экспансии. Сейчас во многих направлениях своей внешней политики США не нуждаются в посредничестве Турции. Однако, последняя стремится по-прежнему играть роль промежуточного звена в реализации американских военно-политических инициатив, сохраняя при этом амбиции региональной державы и свою сферу влияния, главным образом, за счет американских ресурсов.

2) Региональные амбиции Турции и двусторонние греко-турецкие и армяно-турецкие противоречия не совпадают с американской стратегией, направленной на сохранение стабильности в данных регионах.

3) Турция показала, что она не готова поддерживать все инициативы США в регионе. В частности, это касается операции в Ираке, региональной политики по курдскому вопросу и т.п. Возникла проблема нестыковки национальных и блоковых интересов Гушер А. Стратегия США в Каспийском регионе//Азия и Африка сегодня. 5. - М., 2009. - с. 41..

При возможной реализации сценария фрагментации Ирака и последующего вывода из него американских войск - Турция за счет "курдского фактора" может оказаться одним из наиболее пострадавших государств региона. Поэтому турецкая элита стремится проводить более самостоятельную от Вашингтона внешнеполитическую линию в этом направлении.

Несмотря на эти противоречия, американо-турецкие отношения имеют взаимное стратегическое измерение. На фундаментальном уровне турецкие и американские интересы сходны. Для Турции это связано с рядом факторов, касающихся, прежде всего, национальной безопасности.

Во-первых, это необходимость сдерживания геополитических устремлений России и Ирана. Эти факторы представляют собой глубоко укоренившийся элемент в стратегической культуре турецкой элиты.

Во-вторых, Анкара заинтересована в развитии и участии в Европейской оборонной инициативе. Однако, не являясь полноправным членом ЕС, турецкая позиция в отношении европейских инициатив безопасности, скорее всего, будет носить характер скрытого дистанциирования с одновременным приоритетом сотрудничества в сфере безопасности с США.

В-третьих, Турция критически заинтересована в дальнейшем долговременном развитии отношений с американским ВПК для доступа к технологиям, оборудованию и военным поставкам с целью системной модернизации в среднесрочной перспективе (5-8 лет) вооруженных сил.

Военно-технический аспект в системе двусторонних отношений является сферой особых интересов. Несмотря на то, что 80% турецких вооружений сделаны и поставлены американскими компаниями, а американская военно-техническая помощь полностью коммерциализирована, Турция не прилагает существенных попыток по диверсификации военно-технического сотрудничества Гурьев А.А. К вопросу об усилении разногласий между США и Турцией/ЛБлижний Восток и Современность. Выпуск 25. - М., 2005. - с. 87..

Единственным существенным исключением является Израиль. Однако, последний в военно-технической сфере в большей мере также зависит от США. Отсутствие системных попыток по диверсификации военно-технических поставок связано с тем, что последние покрываются за счет американских дотаций, хотя автоматически увеличивают внешний долг Турции. Эта "давальческая" схема позволяет использовать военно-технические поставки в качестве фактора политического давления - и неоднократно применялась США во время кипрских кризисов и других американо-турецких разногласий.

В-четвертых, Турция заинтересована в продолжении своего посредничества в реализации американских инициатив - например, в обеспечении безопасности нефтепровода "Баку - Джейхан", в опосредованном участии в освоении ресурсов Каспийского региона, в повышении роли своей территории в качестве транзитной, а также создании терминалов для последующего реэкспорта. Однако, в этом вопросе американский истеблишмент рассматривает Турцию не как альтернативу российским поставкам, а лишь как элемент, дополняющий российские экспортные пути углеводородов на Запад.

В-пятых, США, в свою очередь, кроме геостратегического положения Турции, высоко ценят её готовность отправлять в рамках контингентов НАТО многочисленные экспедиционные силы - Турция при проведении операции в Афганистане изначально направила более 5 тыс. военнослужащих. Кроме того, турецкий генералитет рассчитывает, что территория Турции будет включена в создаваемую США систему ПРО, что позволит получить дополнительные средства и усилить свои региональные позиции за счет американских ресурсов Ирхин А.А. Внешнеполитическая стратегия США в отношении Турецкой Республики.- М., 2009 и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.