На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Политическая культура и ее роль в политическом процессе

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НОУ ВПО «СЕВЕРНЫЙ  ИНСТИТУТ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» 
 
 

Кафедра юридических дисциплин  
 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА 
 

По  дисциплине:  ПОЛИТОЛОГИЯ
на    тему: «Политическая  культура и ее роль в политическом процессе» 

студентки 6 курса
                                                                     ЗАОЧНОГО отделения                                                специальности юриспруденция                                                                                                                                                           Ф.И.О. Климовой Ю.А.  

                                                                            № контакт. тел. 8-963-200-04-27 

                                                                             ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
 
                                       Регистр.№
                                                     Дата сдачи работы 

    РЕЦЕНЗИЯ_______________________________________________________________________________________________________
    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

                                                                                                 «______»_________________2011г.                                                                                Подпись__________________________ 
     

АРХАНГЕЛЬСК     2011 
 

Содержание
Введение. ………………………………………………………………………….3
1. Сущность, структура и функции политической культуры…………………4
2. Типологии политической культуры…………………………………………..9
3. Специфика современной российской политической культуры..................13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список  использованной литературы…………………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

         Политическая культура - часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.
     Понятие «политическая культура» относится к часто употребляемым. Эти слова прочно вошли в наш повседневный лексикон. В персе постоянно встречаются сетования журналистов по поводу низкого уровня политической культуры или ее отсутствия как у населения, так и у профессиональных политиков. С другой стороны, отбор новостей, способ их подачи и интерпретации в СМИ тоже часто воспринимаются как причина, препятствующая формированию и развитию политической культуры. В обыденной речи политическая культура выступает прежде всего как оценочное понятие, как определенный идеал, к которому следует стремиться, или как норма, которую следует соблюдать.
     Везде, где имеются политические отношения, существует и политическая культура. И если мы говорим о ее отсутствии, то имеем в виду не отсутствие политической культуры вообще, а отсутствие адекватной потребностям того или иного общества политической культуры.
     Нет единой концепции политической культуры и в политологической науке, хотя рассмотрение «культурного» измерения  политики во все времена, начиная  с Платона и Аристотеля, составляло неотъемлемую часть политической мысли.
     В данной контрольной работе будет  изучена сущность, структура и  функции политической культуры, типология  политической культуры  и проанализирована специфика современной российской политической культуры. 

1. Сущность, структура и функции политической  культуры
    Политическая  культура как особое, связанное с  духовной жизнью людей, их ценностями, нравами и традициями политическое явление имеет длительную историю. Термин «политическая культура»  появился  в XVIII в. Его ввел в научный оборот впервые немецкий историк-просветитель И.Гендер. Концепция политической культуры появилась же сравнительно недавно – в первой половине 60-х гг. XX в. Благодаря крупным международным исследованиям, проведенным американскими политологами Г. Алмондом, С. Вербой, Л. Паем и др. Результаты этих исследований отразились в книге Алмонда и Вербы «Гражданская культура». В этой книге были заложены первые камни в теорию политической культуры. [1, c. 472]
    Что же представляет собой политическая культура?
    В современной политологической и  политико-социологической литературе стало общепризнанным мнение, что  политическая культура представляет собой  совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Тем самым, политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества. [6]
    К. Завершинский в своей статье «Политическая  культура общества: фантом или реальность»  пишет: в содержательном плане политологи часто определяют политическую культуру как совокупность верований и представлений, определяющих политические действия (Д.Истон); как специфический тип политических позиций, благоприятствующих демократической стабильности (Г.Алмонд и С.Верба); как высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие (Т.Парсонс) и т. п. Причем он отмечает, что чем точнее формулировки и многочисленней функциональные характеристики политической культуры, тем актуальней ирония некоторых политологов - "если мы не понимаем чего-нибудь в политической системе, то называем это культурой". [4]
    Иными словами можно сказать  это  понятие раскрывает, что знают граждане о своем государстве и его политических институтах, как они это воспринимают, осмысливают и ощущают и как они ведут себя по отношению к этому.
    Предметом изучения в теории политической культуры являются ценности отдельной человеческой общности, локальные мифологические системы, символы и стереотипы, менталитет. Концепции политической культуры являются своеобразным инструментом для более глубокого исследования мотивации граждан как субъектов политической реальности. В данном ключе наиболее полно раскрываются причины тех политических конфликтов, возникновение которых нельзя объяснить рационально. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выделим следующие политические ценности:
1) Прошлый  политический опыт, который выражается  в сложившихся формах государственного устройства и правления, виды политических режимов и т.д.
2) Знания  о таких политических явлениях, как права и свободы, равенство  и справедливость;
3) Политические  традиции и нормы, появившиеся  в ходе исторического развития, на которые ориентируются участники политической деятельности, считая их наиболее правильными и эффективными;
4) Политические  символы и памятники политической  культуры (флаги, гербы, гимны,  документы и реликвии).
    Ценности  играют роль ориентира и мотивации  в политической культуре.
    Можно предложить следующую трактовку  структурных элементов политической культуры (помимо политических ценностей):
    Современные политические знания (теории, концепции, идеи) – могут основываться на политических ценностях прошлого, могут быть добыты при помощи других современных отраслей знания. В своей совокупности они представляют науку политологию.
    Политическое  мышление выступает как форма и способ существования политических знаний. Благодаря политическому мышлению знания выстраиваются в систему.
    Политические  идеалы и убеждения базируются на знаниях и политических ценностях, нормах, традициях.
    Политические  чувства (эмоции) – отражают психологические особенности восприятия политических явлений индивидом, социальной группой, классом, обществом. Чувства «очеловечивают» политику, придают политической культуре нравственно-эмоциональное значение.
    Политические  средства и способы практической реализации политической культуры – переговоры, консультации, собрания, выборы, компромиссы и т.д. [2, c.190-191]
    Политической  культуре свойственны определенные функции. Рассмотрим, какие функции  выполняет политическая культура по отношению к индивидам:
    - идентификационная. Человек имеет потребность воспринимать себя как часть крупной политической группы (государства, нации). Посредством усвоения определенной политической культуры у граждан преодолеваются настроения политического одиночества, изолированности.
    - ориентационная и адаптивная. Политическая культура снабжает человека принятой в обществе системой политических норм, ценностей, помогает ему правильно ориентироваться в политических событиях, найти свое место в политической жизни.
    - интеграционная. Обеспечивая усвоение гражданами единых для всех ценностей и образцов поведения, политическая культура сплачивает индивидов в общность.
    - коммуникативная. Содержащиеся в политической культуре политический язык, символы, нормы обеспечивают разностороннее политическое общение между гражданами.
    - социализационная. Политическая социализация обеспечивает преемственность поколений, целостность политической жизни.
    Политические  культуры представляют собой сложные, внутренне неоднородные системы, включающие подсистемы политических ориентаций, отличающиеся от политической культуры общества в целом. В современной  политологии они обозначаются термином политическая субкультура. Одно из наиболее распространенных определений этого понятия принадлежит       У. Розенбауму. Политическая субкультура, считает он, есть существующая в рамках политической системы совокупность индивидов, чьи политические ориентации заметно отличаются от ориентаций значительного большинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обществе культурных ориентаций.
    Субкультуры – это разнообразные группы, среди  которых можно выделить: национальные (этнические меньшинства), социальные (классы, слои), религиозные (христиане, исламисты, буддисты), демографические        (молодежь, люди среднего и пожилого возраста), региональные (жители Юга, Севера, столицы) и т.д.
    В современной России имеются политические субкультуры у части национальных меньшинств, у жителей столицы, регионов Севера, Сибири и т.д. [1, c. 475] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Типологии политической культуры
    Существуют  различные типологии политической культуры, предлагаемые различными авторами.
    Классическая  классификация политической культуры была предложена Г. Алмондом и С. Вербой в их работе «Гражданская культура». Они выделяют три типа политических культур:
    1. Патриархальная – для нее характерны  индифферентность по отношению  к политике, переплетенность религиозных, экономических и политических представлений, низкая политическая компетентность и активность (отсутствие интереса граждан к политической жизни);
    2. Подданническая – ее особенностью  является усвоение индивидами исполнительных политических ролей и функций (подданный государства, чиновник, полицейский, располагающее властью должностное лицо и т.д.), политическая пассивность, слабый интерес к политике;
    3. Активистская (культура участия)  – ей присущи высокий интерес  граждан к политике, их хорошая информированность, стремление реализовать с помощью власти собственные интересы и цели, высокая активность.
    Авторы  подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют  между собой, образуя смешанные  формы с преобладанием тех или иных элементов. Оптимальной с точки зрения обеспечения стабильности политического режима является гражданская культура, которая является как бы синтезом подданнической и активистской культур.
    Применительно к России даже стандартная классификация политических культур точно и достоверно не ответит нам на вопрос, к какой же принадлежит наша страна. Тем не менее, Россия  имеет свою политическую культуру – литературную. Творческая интеллигенция и интеллектуалы страны встали на сторону критики власти: Радищев, указавший в своем "Путешествии из Петербурга в Москву" на социальные неурядицы в России; Пушкин, Булгаков и много много кто еще. [5]
    Россия  по данной классификации относится  скорее к подданническому типу, а  США – к активистскому. Яркий  пример для сравнения – президентские  выборы в нашей стране и в Америке. На всем протяжении предвыборной гонки  в США не стихала борьба между  основными конкурентами. В блоках наших новостей большую часть эфирного времени занимали репортажи о том, как кандидаты на президентское кресло борются за своих американских избирателей. Идя на выборы, американцы искренне верят в силу своего голоса, что тем самым они вносят свой личный вклад в будущее своей страны. Наши «выборы» - показатель низкой политической активности российских граждан, неверия в силу своего голоса.
    Рассмотрим  типологию политических культур  по У. Розенбауму. В зависимости от степени политического консенсуса общества, принятия гражданами основополагающих политических ценностей и образцов поведения, политическая культура делится на фрагментированную и интеграционную.
    - Фрагментированная – характеризуется неоднородностью и конфликтностью субкультур, отсутствием доверия между субъектами политики, высокой степенью использования насилия.
    - Интеграционная – отличается высокой степенью доверия между субъектами политики, доминированием общепринятых ценностей и конвенциальных форм поведения.
    Политические  культуры реальных стран обычно занимают промежуточное положение между этими двумя полюсами и в большей или меньшей степени тяготеют к одному из них.
    Э.Баталов  предложил различать политическую культуру по следующим типам:
    - Рыночная. Здесь политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается  в качестве акта свободного обмена деятельности граждан;
    - Этатистская. Демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида.
    Г. Алмонд и С. Верба разработали  еще одну классификацию политической культуры. В ней выделяется четыре типа:
    1. Континентально-европейская – отличается  высокой степенью политизированности, идеологической полярностью и  мотихтским восприятием мира политики (борьба добра и зла). ФРГ – партийная система «2+1 партий», Италия – «5 партий»;
    2. Англо-американская – менее политизирована, как правило, идеологической полярности  нет. Разногласия возникают по  тактическим приемам достижения  целей. 
    Важнейшими показателями качества политической культуры здесь выступают ее светская направленность, практичность, однородность и центризм (уход от крайностей в решении социально-политических проблем). Воплощением "культурности" при этом объявляется англо-американская политическая практика, демонстрирующая максимальную рациональность и эффективность. Но ведь культурность и эффективность — вовсе не синонимы. Более того, культура, реализуемая в совести, милосердии и поисках "высших смыслов" бытия, бывает непрактична, нерациональна. [4]
    3. Смешанная – является результатом синтеза разных типов политических культур. Например, в страны с традиционной политической культурой вторгаются элементы англо-американской: в африканских странах титул племенного вождя заменяется титулом президента, но суть остается прежней.
    4. Тоталитарная – относится к «вымершим» историческим типам. К данному типу можно отнести политическую культуру СССР 1930-1950-х гг. (время классического тоталитаризма).
    Проведем  сравнительный анализ политических культур Запада и Востока. [3, c.128]
    Различия  между этими культурами Запада и  Востока
Запад Восток
Рациональная  природа власти, происхождения государства, основанная на превосходстве человека над человеком. Иррациональная  природа «власти» божественное происхождение государства как института
Принцип равенства перед законом Принцип «Божественного», не всем доступного дара
Превосходство идеалов индивидуальной свободы  «личность-все!» Превосходство идеалов коллективизма «личность - ничто»
Легально-рациональная природа лидерства Харизматическая природа лидерства
Приоритет общегосударственных законов и  норм права Приоритет местного права над общегосударственными законами
Высокая степень идеологизированности граждан Низкая степень  идеологизированности граждан
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Специфика  современной российской политической  культуры
    Нынешняя  российская политическая культура характеризуется  глубоким ценностным расколом и конфликтностью. Внутренняя двойственность, сочетание  свойств индивидуалистической политической культуры Запада и коллективистской культуры Востока – одна из важнейших черт, присущих политической культуре России на протяжении многих веков. Как писал известный историк В.О. Ключевский, «исторически Россия, конечно, не Азия, но географически не совсем и Европа. Это переходная страна, посредница между двумя мирами» [1, c.482-483].
    Политическая  культура современной России – это преимущественно подданническая культура. Она сохраняет такие традиционные черты, как долготерпимость, покорность перед власть имущими, низкая самодисциплина и самоорганизованность, недоверие к государству, склонность к анархии и вместе с тем жажда сильной власти, способной обеспечить порядок, слабое уважение к закону, правам личности, национальное самобичевание.
    Как писал Н.Бердяев, Россия самая не шовинистическая страна  в мире. Русские почти стыдятся, что они русские, им чужда национальная гордость и часто, увы, чуждо национальное достоинство. Подтверждением этих слов стало то, что русский народ без особых протестов воспринял отделение национальных частей Российской империи и СССР, части своих исторических территорий. Хотя это можно объяснить не только неразвитостью национального чувства, но и многовековой привычкой ждать разъяснений и команды сверху, которой в данном случае не было.
    Для российской политической культуры традиционно  характерны высокая духовность, терпимость, сострадание, жертвенность, вера в светлое  завтра, отрицание компромиссов и  среднего пути, во многом специфическое  понимание свободы и демократии. В наши дни в массовом сознании свобода понимается как отсутствие ограничений, вседозволенность, демократия же отождествляется, прежде всего, с прямым формами народного волеизъявления и преобладанием общего, коллективного начала над индивидуальным.
    Специфика современной ситуации состоит в том, что в наращивании массового социогуманитарного, обществоведческого знания и массовой политической культуры, правящая российская элита (не смешивать с верховной властью) объективно не заинтересована. Эти знания "работают" на формирование структур гражданского общества, массовой правовой и политической культуры демократии, что непосредственно противоречит интересам правящих элит, т.к. гражданское общество является наиболее эффективным средством контроля населения над властвующими группами, включая механизмы их противоправного обогащения. Отсюда - очевидные проблемы с наращиванием качества массового социогуманитарного образования.
    Формирование  в России многопартийной политической системы, соответствующей принципам  и нормам международного демократического сообщества, сталкивается со значительными трудностями. Назначение подобной системы - согласование противоречивых интересов различных социальных слоев и групп общества на основе политико-правовых процедур. Суть процесса - выявление соотношения сил указанных социальных групп и достижение устойчивого компромисса интересов. Политические партии аккумулируют интересы тех или иных слоев и представляют эти интересы в политическом процессе. Чем более массовым является участие граждан в работе политических партий, тем более адекватно партии способны представлять интересы соответствующих социальных слоев общества. Это дает основание характеризовать устойчивые демократические системы, как "демократию участия".
    В России политически активны, в основном, элитарные группы общества, преуспевшие в ходе реформ. Они раньше других осознали собственные социально-экономические интересы и необходимость их защиты политическими средствами. В то же время абсолютно большая часть населения, в силу крайне низкого уровня политической культуры, самоустранилась от участия в политико-правовом процессе. С этой точки зрения Россия является "страной зрителей", а ее политическая система - "демократией неучастия".
    Весьма  низкий уровень массовой политической культуры характерен и для образованной части российского общества - интеллигенции. Носители фундаментальных естественнонаучных знаний и высоких инженерных технологий, оказались совершенно беспомощны в период трансформации экономического уклада. Они не смогли противопоставить расхищению национального достояния постсоветскими элитами какую-либо осмысленную политику. И, тем не менее, если у России есть будущее, оно в решающей степени будет определяться той социально-политической позицией, какую осознанно займет российская интеллигенция. [7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение
     Политическая  культура — это исторически обусловленная  совокупность общепринятых способов политического  взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения.
     Везде, где имеются политические отношения, существует и политическая культура. И если мы говорим о ее отсутствии, то имеем в виду не отсутствие политической культуры вообще, а отсутствие адекватной потребностям того или иного общества политической культуры.
     Любое современное общество представляет собой довольно сложную систему  отношений между различными социальными  группами, которые имеют специфические  политические интересы, а также способы и возможности их выражения. Это служит основой для возникновения политических субкультур.
     Исследование  политической культуры — это прежде всего изучение типического политического  поведения населения и определяющих его факторов. Исходя из того, что основными регуляторами политического поведения являются политические ценности, политические установки и мнения относительно политических проблем, политология избирает в качестве основного предмета эмпирических исследований установки, занимающие своеобразное «срединное» положение между мнениями — поверхностным, неустойчивым, изменчивым слоем политических ориентации и ценностями — основополагающими предпочтениями в сфере политики.
       Мной была изучена и проанализирована  тема «Политическая культура», в которой были рассмотрены: сущность, структура и функции политической культуры, типология политической культуры и проанализирована специфика современной российской политической культуры. 

Список  использованной литературы
    1. Политология. Высшее образование/ Пугачев В.П. – М.: «СЛОВО»; ООО «Издательство Эксмо», 2004
    2. Перевалов В.Д., д.ю.н., проф. Политология:  Учебник для вузов. – М.: Издательство  НОРМА, 2002
    3. Политология. Курс лекций: Учебное  пособие для вузов. – М.: Издательство  «Экзамен», 2005
    4. К. Завершинский «Политическая  культура общества: фантом или  реальность?» Журнал «Управленческое  консультирование» - www.dialogvn.ru/uk/1999/n02/s99
    5. Никулин Н.Л. Интернет-портал интеллектуальной молодежи – www.ipim.ru/discussion/
    6. Рябев В.В. (кафедра истории и  социологии, МГТУ) – www.mstu.ru/publish/conf/
    7. Сергей Магарил. Журнал «Русский Глобус». - www.russian-globe.com/
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.