На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Классификация методов управления качеством

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


АЛТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА 
 
 
 

Реферат

 
по дисциплине: Управление качеством
Тема  работы: Классификация методов управления качеством 

Выполнил  студент МОс-71 группы

___Экономического__ факультета
__________Лопухова___________
                                                                                                  фамилия
____Евгения Александровна_____
                   имя, отчество

                     Домашний адрес г. Барнаул______

______ул. Витебская, 14 - 19_____

                                    Телефон_____8-960-948-0198_____
                               Руководитель
____Глгатян Елена Ашотовна____
                                                                                             фамилия, имя, отчество

                 Оценка ______________________

                     «___» ___________________2011 г.
                   Подпись______________________ 
               
               

Барнаул, 2011

 
1 Классификация методов управления качеством 

     Методы  управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления  управленческой деятельности и воздействия  на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области  качества. В практике управления качеством  используются организационно-распорядительные (административные), инженерно-технологические, экономические и социально-психологические методы.
     Все указанные методы могут найти  применение как при управлении качеством  на всех стадиях жизненного цикла  управляемых объектов (продукции, услуг), так и при улучшении любых  видов деятельности.
     Наряду  с этими способами используется целый спектр методов исследования управления качеством, среди которых  широко распространен экспертный метод. Он часто применяется в практике принятия разнообразных решений  именно в области качества.
     Наряду  с отдельными методами выделены представляющие их комбинации комплексные методы, а также теоретические основы, концепции и системы. Отдельные  методы полезно классифицировать по объекту воздействия: информация, социальные системы, оборудование.
1.1 Организационно распорядительные методы управления качеством
     Организационно-распорядительные методы управления качеством осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение  необходимого уровня качества.
     В группу организационно-распорядительных методов управления качеством следует  включать методы:
     - регламентирования (общеорганизационного, функционального, должностного, структурного);
     - стандартизации (на основе стандартов различного уровня и статуса);
     - нормирования (на базе норм времени, численности, соотносительности, численных величин);
     - инструктирования (ознакомления, объяснения, совета, предостережения, разъяснения);
     - распорядительных воздействий (на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений, контроля исполнения с использованием превентивного и оперативного воздействий и т. п.). Среди них необходимо отметить: разработку и реализацию политики в области качества, утверждаемой первыми руководителями организаций; разработку и внедрение положений о подразделениях и должностных инструкций; подбор, расстановку, воспитание и аттестацию кадров по управлению качеством; внедрение передового опыта по управлению качеством; обеспечение выполнения целевых программ по качеству и др.
1.2 Инженерно-технологические методы управления качеством
     По  существу все инженерно-технологические  методы можно подразделить на взаимосвязанные  между собой способы управления качеством технологических процессов  и контроля качества выпускаемой  продукции, а также на способы  их совокупного использования. Все  эти методы управления качеством  условно можно классифицировать на автоматические, автоматизированные, механизированные и ручные.
     Наряду  с указанными способами в практике управления качеством широко используются также статистические методы. Они  представляют собой взаимосвязанный  комплекс методов отслеживания качества на основе статистических данных:
     - статистическое регулирование;
     - статистический приемочный контроль;
     - статистический анализ;
     - статистическая оценка качества.
     При реализации технологических методов  управления качеством часто используют графические методы, в том числе  метод контрольных карт. Контрольные  карты используются при контроле качества продукции и регулировании  технологических процессов. В зависимости  от вида контроля различают контрольные карты по количественному и качественному признакам. В первом случае используются численные значения показателей качества всей группы единиц продукции, во втором — всю группу единиц продукции делят на несколько подгрупп и решение о контролируемой партии принимают в зависимости от соотношений качества различных подгрупп.
     При использовании метода статистического  анализа часто находят применение диаграммы Парето. Он наиболее часто  используется при выявлении причин и факторов, позитивно или негативно  влияющих на обеспечение и эффективность  управления качеством, наглядно показывая  при этом значимость каждой из причин или фактора в порядке уменьшения. Этот метод является также эффективным  средством выработки управляющих  воздействий в целях обеспечения  уровня качества разрабатываемой и  изготавливаемой продукции, профилактики и предупреждения брака на производстве.
     Диаграммы Парето дают возможность объективно показать фактическое состояние  производства на отдельных участках и решить целый комплекс вопросов, связанных с качеством, в том  числе определить:
     - число случаев брака по его видам;
     - суммы потерь от брака;
     - затраты времени и материальных средств на исключение брака;
     - содержание поступающих рекламаций;
     - число случаев отказа изделий в процессе их транспортирования;
     - затраты, обусловленные удовлетворением рекламаций и т.д.
1.3 Экономические методы управления качеством
     Экономические методы управления качеством реализуются  путем создания экономических условий, побуждающих работников и коллективы подразделений и организаций  систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества.
     К экономическим методам управления качеством относят:
     - финансирование деятельности в области управления качеством (кредитование разработок новаций, новых и модернизируемых видов продукции; ссуды, определение стоимости, калькуляция, соизмерение затрат и результатов);
     - хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством;
     - экономическое стимулирование производства, распределение и предоставление потребителям продукции и услуг, соответствующих их требованиям;
     - бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг, а также разработка соответствующих для них требований международных стандартов Системы Менеджмента Качества;
     - ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;
     - образование фондов экономического стимулирования качества, в том числе фондов поощрения и премирования за качество, создание и модернизация продукции, техники и технологии;
     - применение системы оплаты труда и материального поощрения с учетом качества труда на каждом рабочем месте производственной системы и системы управления в целом;
     - использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемой ими продукции и оказываемых услуг.
     Реализация  этого подхода в широком масштабе может в итоге увеличить спрос  и покупательские возможности населения (в связи с повышением зарплаты), что соответственно увеличивает  объемы реализации продукции, валовой  доход и массу прибыли предприятий.
      Социально-психологические методы управления качеством
     Социально-психологические  методы управления качеством основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление протекающими в трудовых коллективах социально-психологическими процессами для достижения целей  в области качества.
     Среди социально-психологических методов  следует отметить следующие:
     - способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива, а также коллективов подразделений по улучшению качества и совершенствованию управления им;
     - формы морального стимулирования высокого качества результатов труда;
     - приемы улучшения в коллективе психологического климата, включающие способы ликвидации конфликтов, рационального стиля управления качеством, подбора и обеспечения психологической совместимости сотрудников;
     - способы учета психологических особенностей членов трудовых коллективов при обеспечении качества;
     - приемы формирования мотивов трудовой деятельности членов коллективов, направленных на достижение требуемого качества;
     - способы сохранения и развития традиций предприятия по обеспечению необходимого качества;
     - приемы вовлечения членов трудовых коллективов в управление качеством.
1.5 Экспертные методы управления качеством
     Среди методов, применяемых в управлении качеством для решения многих управленческих задач, очень часто  используется экспертный метод. Как научный способ экспертный метод был разработан сравнительно недавно и получил название «Дельфи».
     Экспертные  методы используют в случаях:
     - невозможности применения моделирования и описания управляемых объектов формализованными математическими способами;
     - отсутствия достаточно достоверной информации;
     - информационной неопределенности управляемых объектов;
     - разработки средне- и долгосрочных прогнозов влияния законов и закономерностей на управление качеством;
     - существования тенденции развития управления качеством и рыночной среды;
     - наличия экстремальных ситуаций в управлении качеством.
     Сущность  экспертных методов заключается  в усреднении различными способами  мнений (суждений) специалистов-экспертов  по рассматриваемым вопросам.
     К разновидностям экспертных методов  можно отнести органолептический  и социологический.
     Органолептический метод основан на использовании  чувств (вкуса, слуха, зрения, обоняния, тактильности) эксперта. Этот метод  применяется при измерении значений показателей качества.
     Социологический метод базируется на опросе, сборе  и анализе мнений респондентов. Такой  опрос и сбор мнений производится обычно в письменной форме с помощью  анкет или устно. При использовании  этого метода также следует применять  научно обоснованные способы опроса, математические принципы сбора и  обработки информации.
     Основные  принципы использования метода «Дельфи»:
     - осуществление научно обоснованного отбора экспертов, состав которых должен быть относительно стабильным и рациональным по численности;
     - составление четко сформулированных и однозначно воспринимаемых анкет, обеспечивающих принятие суждений оценок экспертами преимущественно в количественной форме;
     - обеспечение сбора мнений экспертов при опросе экспертов должно проводиться в несколько туров без прямых дискуссий и дебатов;
     - обоснование экспертами после каждого тура своих суждений при расхождении их с мнением большинства;
     - период работы экспертов при участии их во всех турах не должен превышать тридцати дней.
     - проведение после каждого тура статистической обработки, анализа и обобщения результатов суждений экспертов.
     Наиболее  распространенными экспертными  методами по способу получения экспертных оценок в настоящее время при  принятии решений по управлению качеством  являются следующие:
    Метод рангов (ранжирования) предусматривает ранжирование (упорядочение) исследуемых объектов организационной системы в зависимости от их относительной значимости (предпочтительности), осуществляемое экспертом. При этом обычно наиболее предпочтительному объекту присваивают ранг 1, а наименее предпочтительному — последний ранг, равный по абсолютной величине числу упорядочиваемых объектов. При предпочтительной (по рангам) расстановке объектов экспертизы одним экспертом сумма рангов должна равняться сумме чисел всего натурального ряда количества объектов, начиная с единицы. Результирующие ранги объектов ранжирования по данным опросов определяются как сумма рангов для каждого объекта. При этом в итоге первый ранг присваивается тому объекту, который получил наименьшую сумму рангов, а последний — тому, у которого оказалась наибольшая сумма рангов. Таким образом, этот метод позволяет определить место исследуемого объекта среди других объектов системы управления.
      2. Метод непосредственного оценивания (балльный метод) представляет собой упорядочение исследуемых объектов в зависимости от их важности путем приписывания баллов каждому из них. При этом наиболее важному объекту приписывается (дается оценка) наибольшее количество баллов по принятой шкале. В простейшем случае оценка может быть 0 или 1. По результатам оценок определяются ранг и весомость (значимость) каждого исследуемого объекта. Использование рассмотренных экспертных методов целесообразно только при уверенности полной информированности экспертов об исследуемых свойствах объекта.
      3. Метод сопоставления осуществляется парным сравнением и последовательным сопоставлением.
     При парном сравнении эксперт сопоставляет исследуемые объекты по их важности попарно, устанавливая в каждой паре наиболее важный. Все возможные пары объектов эксперт представляет в  виде записи каждой из комбинаций или  в форме матрицы. В результате сравнения эксперт высказывает  мнение о важности того или иного  объекта, т.е. отдает одному из них предпочтение. Иногда эксперты приходят к выводу об эквивалентности каждого из объектов пары. Для упорядочения всех рассматриваемых объектов необходима последующая обработка результатов сравнения. При записи каждой комбинации эксперт подчеркивает в каждой паре сравниваемых объектов наиболее важный. На пересечении вертикальных и горизонтальных строк матрицы для каждой пары объектов он ставит 1 или 0 (либо плюс или минус) в зависимости от определенной им значимости того или иного объекта.
     Метод последовательного сопоставления  состоит в следующем; эксперт  располагает все исследуемые  объекты в порядке их важности (как метод рангов); предварительно каждому из объектов приписывается  определенное количество баллов, например, по шкале от 0 до 1 (как метод оценивания), причем самому важному объекту дается балл, равный 1, а всем остальным - в порядке уменьшения их значимости (т. е. от 1 до 0). Далее эксперт решает вопрос, будет ли важность объекта, имеющего ранг, больше суммы балльных оценок всех остальных объектов; если будет, то значение балльной оценки первого объекта увеличивается до соблюдения этого условия, а если нет, то эксперт уменьшает это значение так, чтобы оно стало меньше суммы оценок всех остальных объектов. Оценки второго, третьего и последующих объектов по важности определяются последовательно, аналогично оценке первого, наиболее важного, объекта.
     Общими  достоинствами экспертных методов являются быстрота получения результатов без наличия нормативной базы в системе управления, возможность оценивания того или иного объекта при невозможности измерить его характеристики количественными объективными методами.
     Недостатками  экспертных методов являются их субъективность и соответствующие этому возможные  погрешности результатов экспертизы, существенные затраты на привлечение  опытных экспертов для участия  в экспертных работах, влияние авторитетных членов экспертной группы и корпоративных  интересов на мнение отдельных экспертов. 

    Методы  исследования управления качеством
 
     Исследование  управления качеством как целенаправленный процесс изучения его объектов в  их взаимосвязи и взаимодействии предполагает использование соответствующей  методологической базы и определенных методов.
     При проведении исследований в области  управления качеством может использоваться широкий арсенал методов: теоретические; эмпирические; теоретико-эмпирические и др.
     К теоретическим методам  обычно относят:
     - метод формализации, основанный на изучении содержания и структуры системы управления качеством в знаковой форме с помощью искусственных языков и символов, что может обеспечить краткость и однозначность результата исследования;
     - метод аксиоматизации, основанный на получении результатов исследования на базе логических аксиом;
     - метод идеализации, предполагающий изучение элемента или компонента системы управления качеством, наделенного некими гипотетическими идеальными свойствами. Это позволяет упростить исследования и получить результаты на основе математических вычислений с любой наперед заданной точностью;
     - метод восхождения от абстрактного к конкретному, основанный на получении результатов исследования на базе перехода от логического изучения абстрактно расчлененного исследуемого объекта управления качеством к целостному конкретному его познанию.
     К эмпирическим методам  можно отнести:
     - метод наблюдения, базирующийся на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта управления качеством;
     - метод измерения, позволяющий дать численную оценку исследуемого свойства объекта управления качеством, измеренную в определенных единицах;
     - метод сравнения, позволяющий определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом;
     - метод эксперимента, основанный на исследовании изучаемого объекта управления качеством в искусственно созданных для него условиях.
     Теоретико-эмпирические методы могут включать:
     - метод абстрагирования, основанный на мысленном отвлечении от несущественных свойств исследуемого объекта и изучении в дальнейшем наиболее важных его сторон на модели;
     - метод анализа и синтеза, основанный на использовании при исследовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношения (анализ) и соединения в единое целое отдельных его элементов (синтез). Например, применительно к исследованию процессов управления качеством анализ позволяет подразделить его на операции, выявить в нем связи и отношения, а синтез дает возможность соединить все операции, связи и отношения и разработать соответствующую целям управления качеством технологическую схему;
     - метод индукции и дедукции, основанный на получении результатов исследования на базе процесса познания от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция);
     - метод моделирования, использующий при исследовании объекта его модели, отражающие структуру, связи, отношения и т. п.; результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект.
     Другими примерами классификации методов  может служить группировка их по стадиям и этапам исследования управления качеством, по принадлежности к стадиям жизненного цикла продукции  и услуг, видам подсистем системы  управления качеством, целям исследования, видам анализа и т. п.
     Среди видов анализа следует отметить:
      - Прогностический анализ - осуществляется при четкой постановке целей развития управления качеством. Это определяет необходимость выявления тенденций и разработки прогноза развития исследуемых объектов, что требует формирования их концептуальной (идеальной, желаемой) модели. Такая модель обычно описывается с помощью системы взаимоувязанных параметров и показателей.
     - Диагностический анализ - служит основой для выполнения детального (тематического) анализа управления качеством. Он направлен на поиск количественно определенных резервов в системе управления качеством.
       - Детальный анализ - может осуществляться, например, методом декомпозиции систем на подсистемы, субподсистемы и элементы. При этом чем более детальным окажется такое расчленение на простые части, тем глубже можно будет изучить исследуемые явления и получить более эффективные результаты.
     - Глобальный анализ - охватывает различные иерархические уровни управления и соответственно различного уровня системы управления качеством. При проведении такого анализа изучению подвергаются взаимосвязи и взаимодействие различных систем управления качеством интегративного характера, осуществляющих единый производственный процесс.
     Независимо  от классификации исследований управления качеством, выполняемых в них  видов анализа и всех других исследовательских  работ, заслуживают упоминания те конкретные методы, которые нередко используются в практике, в частности: самообследование; интервьюирование, беседа; активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня; анкетирование, изучение документации и информационных материалов; функционально-стоимостной анализ; декомпозиция; последовательная подстановка; сравнение; динамический метод; структуризация целей; экспертный, социологический, органолептический методы; генерирование идей; нормативный метод; параметрический метод; метод главных компонент; балансовый метод; корреляционный метод; матричный метод; аналитически-расчетный метод; метод аналогий; сетевой метод; блочный метод; метод творческих совещаний; морфологический анализ; дифференциальный, комплексный и смешанный методы; индексный метод; графический и номографический методы, в том числе метод графического моделирования.
     Наиболее часто применяемые в практической работе по исследованию управления качеством:
     - Метод структуризации целей предусматривает количественное и качественное описание, сроки достижения и анализ иерархически распределенных взаимосвязанных и взаимообусловленных целей управления качеством. Структурированные цели часто представляют графически в виде «дерева целей», отображающего связи между ними и средства их достижения. Оно состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель — главные цели (подцели первого уровня) — цели второго уровня — подцели третьего уровня (и так до требуемого уровня).
     - Нормативный метод предусматривает использование совокупности определенных установленных нормативов, сравнение с которыми реальных показателей, например, системы управления качеством может позволить установить соответствие этой системы принятой концептуальной модели. Нормативы могут определить состав и содержание функций управления качеством, трудоемкость их выполнения, численность персонала, тип организационной структуры управления качеством и др.
     - Параметрический метод основывается на количественном выражении исследуемых свойств системы управления качеством и установлении взаимосвязей между параметрами управляющей и управляемых подсистем. Это дает возможность на базе фактических данных определить форму зависимостей взаимосвязанных параметров и их количественное выражение.
     - Корреляционный (взаимосвязанный) метод является одним из экономико-математических методов исследования, позволяющим определить количественную взаимосвязь между несколькими параметрами исследуемой системы. Первоначальной важнейшей задачей корреляционного метода является определение вида корреляционного уравнения (уравнения регрессии).
     - Метод генерирования идей заключается в коллективном решении вопроса: обсуждение вопроса; генерирование идей по решению вопроса; оценка идей; отбор наиболее эффективных идей по решению вопроса.
     - Метод графического моделирования часто предполагает использование различных диаграмм, графиков и гистограмм.
     В любом случае, независимо от используемого  конкретного метода, наибольший эффект и объективность исследовательских  работ может быть достигнута комплексным  применением приемлемых для целей  исследования систем управления методов. На разных этапах исследования эффективны различные методы. 

    Классификация методов управления качеством по субъектам  менеджмента
 
     Классификация по субъектам предполагает определение  групп методов, относящихся к  различным уровням управления в  организации.
     Поскольку управление качеством может носить всеохватывающий характер с вовлечением  в деятельность по улучшению не только самой организации, но и ее потребителей, партнеров, контрольных (надзорных) организаций  и других заинтересованных лиц, методы управления качеством целесообразно  классифицировать на собственные методы организации и методы, применяемые  внешними субъектами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.