Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основы теории потребления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

Введение  3
1. Основные характеристики теории потребления 5
2. Мотивы потребительского выбора на примере рынка продовольственных товаров в РФ 12
3. Проблемы и перспективы развития рынка продовольственных товаров в РФ на примере рынка сыра 22
Заключение  28
Список  использованных источников  30 

 

      Введение 

     Современная экономическая теория исходит из того, что потребитель - “высшая  и последняя инстанция” рыночной экономики, поскольку он только, в  конечном счете, оценивает результаты труда производителя, голосуя “за” или “против” выпущенных товаров.
     В данной курсовой работе анализируются  проблемы, с которыми сталкивается потребитель, выбирая тот или  иной товар.
     Ведь  перед каждым потребителем стоят  три вопроса:
     1.Что  купить?
     2.Сколько  стоит?
     3.Хватит  ли денег, что бы осуществить покупку?
     Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи, что бы ответить на второй - исследовать цену, что бы решить третий вопрос - определить доход  потребителя. Эти три нюанса и  составляют проблему потребительского поведения.
     Поведение потребителя действительно выступает  решающим фактором экономического развития. Например, в США и Канаде проживает 5.2% населения планеты, но на эти страны приходится примерно 31.5% мировых потребительских  затрат. На страны Восточной Европы и Бывшего СССР приходится 7.9% мирового населения и 3.3% потребительских расходов.
     Изучение  основных моментов беспрекословно связанных  с потребительским выбором и  распределением его желаний и  потребностей помогает глубже раскрыть данную тему.
     Данные факторы определяют актуальность выбранной нами темы курсовой работы.
     Целью курсовой работы является определение основ теории потребления.
     Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
     - определить основные характеристики теории потребления;
     - рассмотреть мотивы потребительского выбора на примере рынка продовольственных товаров в РФ;
     - осветить проблемы и перспективы развития рынка продовольственных товаров в РФ на примере рынка сыра.
     Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды отечественных экономистов: Колчиной Н.В., Кодоцкого В.П., Савицкой В.А., Фирсовой А.А. и других, а также материалы экономических газет и журналов по исследуемой проблеме.
     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
 

      1. Основные характеристики теории потребления 

     Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, то есть собственных денежных доходов.
     В основе потребительского выбора всегда лежит желание покупателя удовлетворить  ту или иную потребность. Каждый индивид  имеет свои собственные предпочтения. Рыночный спрос суммирует эти  индивидуальные предпочтения, так как  потребители выражают свои желания путем распределения своих доходов между различными товарами и услугами, и определяет цену и объем предложения на рынке. Такая способность потребителя воздействовать на производителя называется суверенитетом потребителя. Суверенитет потребителя - способность воздействия потребителя на производителя путем свободного выбора товара на рынке.
     Свобода потребительского выбора очень важна. Ее ограничение может лишить возможности покупателя приобрести конкретный товар на рынке и повлиять на его производство. Решения будет приниматься административным путем и могут привести к кризису. Свобода выбора может быть искажена в результате [7, c. 204]:
     - следования потребителя за большинством покупателей (эффект присоединения к большинству или эффект подражания);
     - стремления потребителя выделиться из общей среды (эффект сноба);
     - настойчивой демонстрации престижного потребления (эффект Веблена или эффект демонстрации исключительности).
     Несмотря  на то, что результаты действий экономических  агентов не всегда приемлемы с точки зрения общества и требуют корректировки, экономическая теория предполагает, что люди в своем потребительском поведении ведут себя разумно. Гипотеза о рациональности потребителя означает, что он стремится максимально эффективно распорядиться имеющимися у него средствами. Абстрактного, идеального человека, соответствующего данной гипотезе, в экономической науке принято называть "экономическим человеком".
     Анализ  потребительского поведения (в математической интерпретации - функции полезности) требует знания критерия, который потребитель использует в своем свободном выборе. Таким критерием является полезность товара. Полезность - это степень удовлетворения, обеспечиваемая потреблением какого-либо блага. Причем в процессе потребления эта полезность снижается. Предельная полезность какого-либо товара - прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу. С этим понятием связаны два экономических закона Г. Госсена.
     Первый  закон Г. Госсена (закон убывающей предельной полезности): в одном непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает.
     Второй  закон Г. Госсена (правило максимизации полезности): чтобы получить максимум полезности от некоторого количества благ, нужно каждое из них потребить в таком количестве, при котором предельная полезность каждого из них будет равна одной и той же величине.
     Принципы, исходя из которых человек высказывает  безразличие или предпочтение к  отдельным наборам товаров, определяются как аксиомы поведения потребителя.
     Аксиома рациональности потребления предполагает интуитивное стремление людей приблизиться к самому эффективному способу удовлетворения своих желаний, то есть к homo economicus - экономическому человеку.
     Аксиома полной упорядоченности предполагает в человеке способность сравнивать наборы благ и на этой основе делать один из трех содержательных выводов [12, c. 174]:
     - набор А предпочтительнее набора В ( );
     - набор В предпочтительнее набора А ( );
     - набор А равнозначен набору В, т.е. потребитель безразличен в своем выборе (А~В).
     Аксиома транзитивности создает возможность человеку соотнести между собой предпочтение в потреблении: если набор А предпочтительнее набору В( ), а набор В предпочтительнее набора С( ), то набор А однозначно предпочтительнее набора С( ).
     Аксиома ненасыщенности формализует интуитивное представление человека о том, что "больше - лучше, чем меньше":если в наборе А содержится не меньшее количество благ, товаров, чем в наборе В, и при этом одного из них в наборе А больше, чем в В, то потребитель всегда выберет набор А ( ).
     Рассмотренные аксиомы позволяют представить  поведение потребителя на рынке  как предсказуемое и последовательное, а, следовательно, формализовать его  с помощью математических и графических  методов. В качестве графического представления используют кривые безразличия.
     Кривая  безразличия [6]- геометрическое место точек, показывающее совокупность наборов товаров, обладающих равной полезностью для потребителя. Кривая отражает такое положение потребителя, при котором он не знает, на каком наборе ему остановиться: все они для него одинаково желательны и ему безразлична конкретная комбинация двух товаров. Каждая точка на кривой - отличная от других комбинация двух товаров.
     

     Рис. 1. Кривая безразличия [9, c. 302] 

     Если  для потребителя будет меняться уровень полезности наборов товаров, кривая безразличия будет смещаться. Совокупность кривых безразличия, помещенных на одном графике, принято называть картой безразличия. Данная карта описывает предпочтения потребителя.
     Для кривой безразличия характерны следующие свойства:
     - нисходящий характер кривой - для сохранения одного и того же уровня полезности увеличение потребления одного товара обязательно должно быть компенсировано сокращением другого;
     - расположение кривой характеризует относительную полезность товаров - все кривые, лежащие выше и правее базовой кривой, соответствуют более высокому уровню полезности и наоборот;
     - кривые безразличия не пересекаются - каждой из кривых соответствует конкретный уровень полезности;
     - кривые безразличия имеют вогнутый вид.
     Наклон  любой из кривых безразличия выражает пропорцию, в которой потребитель  готов заменить один товар в наборе на другой. Для измерения этой пропорции  используют специальный показатель - предельную норму замещения.
     Предельная  норма замещения [6]- это максимальное количество товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара.
     

     Рис. 2. Предельная норма замещения [14, c. 106] 

     Предельная  норма замещения рассчитывается следующим образом:
     MRS = - (Dy / Dx)                                    (1.1)
     Данный  показатель имеет отрицательное значение, так как характеризует снижающуюся пропорцию замещения в пределах одной кривой безразличия и, соответственно, ее убывающий наклон.
     Потребительский выбор зависит не только от предпочтений индивида, которые отображаются картой кривых безразличия, но и определяется экономическими факторами, обуславливающими доступность для него того или иного товарного набора, то есть возможности покупателя. С этой целью используется понятие линии бюджетного ограничения (бюджетной линии).
     Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) - черта покупательной способности потребителя, ограничивающая комбинацию товаров, которые могут быть приобретены на рынке при данном уровне денежного дохода.
     

     Рис. 3. Бюджетная линия [11, c. 109] 

     На  осях графика - максимальное количество товара, которое можно приобрести при условии полного расхода имеющегося дохода. Тогда в треугольнике ОАВ будут находиться все доступные варианты потребления товаров А и В, а на отрезке АВ - те из них, которые имеют одинаковую общую стоимость и предполагают полное использование финансовых средств покупателя. Бюджетная линия имеет отрицательный наклон, так как увеличение объема покупки одного товара возможно лишь при сокращении другого. Наклон представляет собой отношение цен товаров в наборе. Возможны следующие ситуации [13, c. 182]:
     - доход и цены неизменны - бюджетная линия неизменна;
     - доход возрастает (снижается) цены неизменны - бюджетная линия сдвигается вправо вверх (влево вниз) (рис.3, б);
     - доход неизменен, цены возрастают (снижаются) - поворот бюджетной линии до положения АВ1 (АВ2); остается только единственная общая точка (точка А), в которой у покупателя не изменились возможности потребления (рис. 3, в);
     - доход возрастает, цены растут (и наоборот) - положение бюджетной линии не изменяется.
     

     Рис.4. Равновесие потребителя [17, c. 264] 

     Потребитель всегда стремится найти наилучшую комбинацию товаров в наборе. Для этого карта безразличия совмещается с бюджетной линией. Равновесие потребителя устанавливается в той точке (при таком наборе товаров), когда достигается наибольший возможный уровень полезности при данном бюджетном ограничении. Это точка Е, которая носит название оптимума потребителя.
     В точке Е наклон бюджетной линии  равен наклону кривой безразличия, то есть относительная цена двух товаров равна их предельной норме замещения. Равновесие потребителя можно записать следующим образом:
     MRS = РВ / РА                                    (1.2)
     Рост  дохода означает сдвиг бюджетной  линии вправо и вверх. Чтобы проследить равновесное положение потребителя в динамике, множество точек оптимального выбора располагаются на одном графике. Соединение всех точек оптимального выбора потребителя Е, Е1, Е2, …Еn дает кривую "доход - потребление" или кривую уровня жизни (луч ОК, выходящий из начала координат), означающую, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и товара А, и товара В.
     Переход потребителя при изменении цен с одного оптимума на другой раскладывается на два эффекта - эффект дохода и эффект замещения.
     Эффект  замещения отражает движение потребителя из точки Е (прежнего оптимума) до точки С. Обе точки различаются только количественным соотношением товаров внутри набора, что находит выражение в различных предельных нормах замещения. При этом уровень дохода не меняется. Эффект дохода отражает движение потребителя из точки С до точки Е1. Хотя эти точки принадлежат разным кривым безразличия, у них одинаковые предельные нормы замещения, то есть наклоны кривых в этих точках совпадают, что и обеспечивает переход с одного уровня потребления на другой. 
 

 

      2. Мотивы потребительского выбора на примере рынка продовольственных товаров в РФ 

     В прошлом деятели рынка учились  понимать своих потребителей в процессе повседневного общения с ними. Однако рост размеров фирм и рынков лишил многих распорядителей маркетинга непосредственного контакта со своими клиентами. Сейчас они тратят больше, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто именно покупает и почему именно покупает.
     Основной  вопрос: как именно реагируют потребители  на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить и как  по-настоящему разобраться в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы, и т.п. Именно поэтому и фирмы и научные работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей. Отправной точкой всех этих усилий является модель, представленная в таблице 1. На нем показано, что побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в “черный ящик” сознания покупателя и вызывают определенные отклики.
     Таблица 1
     Модель  покупательского поведения [11, c. 193] 

    Побудительные факторы маркетинга Прочие раздражители   “Черный ящик” сознания покупателя   Ответные реакции  покупателя
    Товар Цена
    Методы  распространения
    Стимулирование  сбыта
    Экономические Научно-технические
    Политические
    Культурные
    Характеристики  покупателя Процесс принятия решения покупателем Выбор товара Выбор марки
    Выбор дилера
    Выбор времени покупки
    Выбор объекта покупки
 
     Побудительные факторы маркетинга включают в себя четыре элемента: товар, цену, методы распространения и стимулирования. Прочие раздражители слагаются из основных сил и событий из окружения покупателя; экономической, научно-технической, политической и культурной Среды. Пройдя через “черный ящик” сознания покупателя, все эти раздражители вызывают ряд поддающихся наблюдению покупательских реакций, представленных в правом прямоугольнике: выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объема покупки.
     Задача  деятеля рынка - понять, что происходит в “черном ящике” сознания потребителя  между поступлением раздражителей  и появлением откликов на них. Сам  “черный ящик” состоит из двух частей. Первая - характеристики покупателя, оказывающие основное влияние на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них. Вторая часть - процесс принятия покупательного решения, от которого зависит результат.
     Характеристики  покупателя
     На  совершаемые покупки большое  влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка (рис. 5). В большинстве своем это факторы не поддающиеся контролю со стороны деятелей рынка. Но их обязательно следует принимать в расчет.
Факторы культурного порядка Культура
Субкультура
Социальное  положение
Социальные  факторы Референтные группы
Семья
Роли  и статусы
  Покупатель  
Личностные  факторы Возраст и этап жизненного цикла семьи
Род занятий
Экономическое положение
Образ жизни
Тип личности и представление о самом себе
Психологические факторы Мотивация
Восприятие
Усвоение
Убеждения и отношения
 
     Рис. 5.Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение [13, c. 84] 

     Факторы культурного уровня
     Культура - основная первопричина, определяющая потребности человека. Человеческое поведение - вещь в основном благоприобретенная. Человек с детских лет усваивает базовый набор ценностей, восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерных для его семьи и основных институтов общества.
     Субкультура. Любая культура включает в себя более  мелкие составляющие, или субкультуры, которые предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и обобщения с себе подобными. В крупных сообществах встречаются группы лиц одной национальности, религиозные группы. Свои отличные от прочих субкультуры со своим специфическим образом жизни в каждом отдельном случае имеют и географические районы.
     Социальное  положение. Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы, которые можно определить,  как сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения.
     Факторы социального порядка
     Референтные группы - группы людей, оказывающие  прямое (т.е. при личном контакте) или  косвенное влияние на отношения или поведение человека. Это могут быть друзья, семья, соседи, коллеги по работе и т.д.
     Роли  и статусы. Индивид является членом множества социальных групп. Его  положение в каждой из них можно  охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица. Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки ее со стороны общества.
     Факторы личного порядка
     Возраст и этап жизненного цикла семьи. С возрастом происходят изменения в ассортименте и номенклатуре приобретаемых людьми товаров и услуг, так в первые годы человеку нужны продукты для детского питания. В годы взросления и зрелости он питается самыми разнообразными продуктами, в пожилом возрасте - специальными диетическими. С годами меняются и его вкусы в отношении одежды, мебели, отдыха и развлечений.
     Род занятий. Определенное влияние на характер приобретаемых человеком товаров  и услуг оказывает род его  занятий. Деятель рынка стремится выделить такие группы по роду занятий, члены которых проявляют повышенный интерес к его товарам и услугам. Фирма может даже специализироваться на производстве товаров, нужных какой-то конкретной группе.
     Экономическое положение индивида во многом сказывается на его товарном выборе. Оно определяется размерами сбережений и активов, кредитоспособностью и взглядами на расходование средств в противовес их накоплению.
     Образ жизни человека рисует “всесторонний  портрет” человека во взаимосвязи  его с окружающей средой. При разработке маркетинговой стратегии товара деятель рынка будет стремиться вскрыть взаимосвязи между товаром и определенным образом жизни [19, c. 262].
     Тип личности и представление о самом  себе. Каждый человек имеет сугубо специфический тип личности, оказывающий влияние на его покупательское поведение. Тип личности - совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих относительные последовательность и постоянство его ответственных реакций на окружающую среду. Знание типа личности может оказаться полезным при анализе потребительского поведения, когда существует определенная связь между типами личностей и выбором товаров и марок.
     Факторы психологического порядка
     Мотивация. В любой данный момент времени  человек испытывает множество разнообразных нужд. Некоторые из них имеют биогенную природу, то есть являются следствиями таких состояний, внутренней физиологической напряженности как голод, жажда, дискомфорт. Другие психогенны, т.е. являются результатом таких состояний внутренней физиологической напряженности, как нужда в признании, уважении, духовной близости. Большинство этих нужд оказываются недостаточно интенсивными, чтобы мотивировать человека на совершение действия в любой данный момент времени. Нужда, достигшая достаточно интенсивного уровня интенсивности, называется мотивом. Мотив (или побуждение)- нужда, ставшая столь влиятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения.
     Восприятие. Восприятие можно определить, как  процесс, посредством которого индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию для создания значимой картины окружающего мира.
     Усвоение. Человек усваивает знания в процессе деятельности. Усвоение - это определенные перемены, происходящие  в поведении  индивида под влиянием накопленного им опыт.
     Убеждения и отношения. Посредством действий и усвоения человек приобретает  убеждения и отношения. а они  в свою очередь влияют на его покупательское поведение. Убеждение - мысленная характеристика индивидом чего-либо. Производителей, естественно интересуют убеждения вокруг товаров и услуг. Из этих убеждений складываются образы товаров и марок. На основании этих убеждений люди совершают действия. Если какие-то убеждения не верны и будут препятствовать совершению покупки, производителю необходимо будет провести соответствующую программу по их исправлению.
     Почти ко всему на свете - к религии, политике, одежде, музыке, еде и т.п. человек  имеет собственное отношение [4, c. 106]. Отношение - сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка индивидом какого либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий. Отношения позволяют индивиду сравнительно стабильно вести себя по отношению к схожим друг с другом объектам. Человеку не приходится что-то заново интерпретировать и каждый раз реагировать по-новому. Отношения позволяют экономить физическую и умственную энергию. Именно поэтому они с трудом поддаются изменению. Различные отношения индивида образуют логически связную структуру, в которой изменение одного фактора может потребовать изменения ряда других, так что фирме выгоднее будет вносить свои товары в рамки уже существующих отношений, чем пытаться изменить их.
     Процесс принятия решения о покупке
     Покупатель  преодолевает следующие на пути к  принятию решения о покупке и  ее совершению следующие этапы, представленные на рис.6. 

Осознание информации Поиск информации Оценка вариантов Решение о покупке Реакция на покупку
 
     Рис.6.Процесс принятия решения о покупке [19, c. 264] 

     Осознание проблемы. Процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает проблему или нужду. Нужна может  быть возбуждена внутренними раздражителями. Одна из обычных человеческих нужд - голод, жажда, секс - возрастет до порогового уровня и превращается в побуждение. По прошлому опыту человек знает как справиться с этим побуждением, и его мотивация ориентируется в сторону класса объектов, способных удовлетворить возникшее побуждение.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.