На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Калькулирование себестоимости

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Обзор экономической литературы
   В русском языке слово «калькуляция» (лат. calculatio – вычисление) появилось  во второй половине XIX века и означает исчисление себестоимости.
   В современной литературе калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты  на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.
    Новый подход к калькулированию как  отдельному, самостоятельному участку экономической работы был положен отечественными учеными еще в середине 30-х годов прошлого века. Так, В.И. Стоцкий, один из основоположников теории калькуляции, рассматривал калькулирование как отдельную «отрасль научно-экономического изучения и исследования себестоимости». (10) Калькулирование в качестве отдельной дисциплины рассматривал профессор И.М. Прокофьев. «В задачи калькуляции как особой дисциплины, - писал он, - входят: изучение и классификация затрат в зависимости от структуры производства и отношения их к вырабатываемым продуктам, установление порядка учета и расчета каждого вида затрат и разработка методов исчисления себестоимости продукции» В.Г. Юзефович также считал калькуляцию особой отраслью учения со своими проблемами и особенным характером метода. (12) О разграничении учета затрат и калькулирования высказывались в своих работах известные ученые Н.Г. Чумаченко, И.А. Басманов, А.Ш. Маргулис.
    Среди современных продолжателей этих взглядов видное место занимают авторитетные ученые - профессора В.Ф. Палий и Я.В. Соколов. В своей монографии В.Ф. Палий делит процесс производственного учета на две составные части: учет затрат на производство и калькуляционный учет. В качестве обоснования данного подхода он приводит следующие аргументы: "учет затрат и калькулирование, даже просто как словосочетание, указывают на раздвоение понятия, которые они отражают: на учет и калькулирование. (7) Основная цель учета затрат - выявить и отразить все фактические затраты на производство по многочисленным объектам учета и признакам, необходимым для управления. Калькуляционный учет ограничен целевыми установками калькулирования. Поэтому производственный учет шире системы калькулирования. Калькуляционный учет представляет собой только часть производственного учета. Производственный учет включает в себя и учет затрат на производство в самых различных аналитических группировках, и калькулирование как совокупность учета затрат по калькуляционным объектам и расчетных процедур исчисления себестоимости продукта определенной потребительной стоимости" (7).
    В то же время функция производственного  учета, заключающаяся в контроле затрат в процессе производства, может  быть выполнена без калькуляции. Следовательно, они вполне могут  функционировать самостоятельно. Об этом свидетельствует утверждение профессора Я.В. Соколова о том, что «калькулирование и учет затрат - два параллельных и, в сущности, невзаимосвязанных процесса». (8) Нам также представляется, что в ситуациях, когда учет затрат предопределяет калькулирование (т.е. он является первичным в технологической модели производственного учета), регламентированный состав затрат определяет сущностный, количественный и качественный уровни себестоимости, что соответствует нынешней учетной практике. В этом случае показатель себестоимости не может быть достоверным. И наоборот, достоверность показателя себестоимости воздействует на учет затрат в направлении отражения всех производственных затрат, в том числе и тех, которые до недавнего времени регулировались законодательством.
   По  мнению Л.И.Хоружий особенность современной системы учета затрат заключается в том, что она не ограничивает выбор способов и приемов бухгалтерского учета, предусматривает самостоятельное их комбинирование субъектами хозяйствования, хотя среди всех видов управленческой деятельности бухгалтерский учет продолжает оставаться наиболее регламентированным. При этом особую актуальность приобретает проблема совершенствования учета затрат на производство и калькуляцию себестоимости продукции («Аудиторские ведомости», N 5, 2008).
   Как пишет И.Р. Вавилова («Финансы, №8, 2007) история показала, что за многие годы административно-командной системы  имели место снижение экономической  сущности калькуляции, подмена данной категории чисто технической  процедурой расчетов по ее исчислению, что оказало негативное влияние на всю последующую постановку экономической работы на предприятиях, подорвало значимость и престиж бухгалтерской профессии.
    В продолжение данной темы М.И. Исаев («Бухгалтер», №3, 2009) отмечает, что в жесткой и суровой реальности рынка оказывается, что бухгалтерия, как и сама хозяйственная жизнь, меняется вместе с жизнью. Это относится и к калькуляции. Оперирование этим показателем не только раз в году, а в текущем порядке, максимально используя его в управлении для принятия важных тактических и стратегических решений, оказывает ощутимую экономическую пользу.
    Таким образом, вопрос сущности и содержания калькуляции обширен, всесторонен  и занимает особое место в трудах ученых.
 

    
1. Теоретические  аспекты учета калькулирования себестоимости 

      Нормативно-правовое регулирование учета калькулирования
 
    Понятие калькулирования себестоимости фигурирует во многих нормативных актах Российской Федерации. При этом следует различать, по меньшей мере, два аспекта данного термина — экономический и налоговый.
    При рассмотрении экономического аспекта  калькулирования следует руководствоваться содержанием актов, входящих в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета. Учитывая комплексный характер данного понятия, оно явно или косвенно присутствует почти во всех документах. Поэтому экономический смысл себестоимости продукта следует искать в нормативных документах на всех четырех уровнях сложившейся в России системы законодательства по бухгалтерскому учету.
    На  первом уровне это:
    Гражданский кодекс РФ, части первая и вторая;
    Налоговый кодекс РФ, части первая и вторая, включая 25 Главу второй части НК;
    Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;
    Федеральный закон «Об упрощенной системе  налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (с изменениями и дополнениями);
    Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации;
    На  втором уровне находится Система  национальных бухгалтерских стандартов — Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). На данный момент принято 21 положений, которые регулируют принципы учета отдельных объектов (основных средств, материально-производственных запасов, имущества и обязательств, выраженных в иностранной валюте, договоров на капитальное строительство и др.), а также общие принципы учета и отчетности (составления учетной политики организации, нормирования расходов и доходов, условных фактов хозяйственной деятельности и т. д.).
    Третий  уровень — различного рода методические указания, рекомендации в основном Министерства финансов РФ, учитывающие, в том числе, и отраслевую специфику различных организаций.
    Четвертый уровень — внутренние рабочие  документы организации, основным из которых является Положение об учетной политике организации.
    Основной  нормативный акт по вопросу состава затрат (калькулирования себестоимости), действующий в настоящее время — это Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 

    Кроме того, в некоторых отраслях экономики  действуют «Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг)». Часть методических рекомендаций была разработана в 60-80 годы в условиях централизованной экономики, и они действуют в части, не противоречащей российскому законодательству и ПБУ 10/99. По некоторым видам деятельности и отраслям (потребительская кооперация, строительство, производство сельскохозяйственной продукции, создание научно-технической продукции, торговля и общественное питание) разработаны современные «Методические указания по планированию и учету себестоимости». Специфика функционирования современных видов предпринимательской деятельности (таких, как туристическая, риэлтерская, услуги сотовой связи и т.п.), для которых отсутствуют специальные методические рекомендации, накладывает свой отпечаток как на перечень затрат, включаемых в текущие издержки производства, так и на порядок учета и калькулирования себестоимости. Это приводит к возникновению множества нестандартных ситуаций, трудно разрешимых в рамках действующего законодательства.
      Сущность, принципы и функции калькулирования себестоимости
 
   Задача калькулирования – определить  издержки, которые приходятся на  единицу продукции (услуг), предназначенных  для реализации, а также на  единицу продукции (услуг) для внутреннего потребления.
Основными функциями  калькулирования издержек являются:
    Определение производственной или заводской себестоимости для оценки запасов готовой продукции или полуфабрикатов;
    Определение величины себестоимости для установления и контроля цен;
    Предоставления данных о себестоимости продукции для оценки результата деятельности предприятия и обеспечения процесса принятия решений руководством.
   Конечным результатом калькулирования  является составление калькуляций.  Все виды калькуляции отражают  расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в разрезе калькуляционных статей.
        Калькулирование на любом предприятии,  независимо от его вида деятельности, размера и формы собственности,  организуется в соответствии с определенными принципами. Принципы организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции следующие:
1. Научно обоснованная классификация затрат на производство.
     Существуют  общие правила формирования, классификации, оценки и признания расходов по обычным видам деятельности. Необходимо отметить, что в обычной учетной практике расходы можно представить как совокупность затрат, включенных в коммерческую (полную) себестоимость проданной продукции, товаров (работ, услуг).
2. Установление  объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц.
       Объекты учета затрат – это  места возникновения этих затрат: организация в целом, производство, технологические процессы, цеха, участки, агрегаты, стадии, переделы и т.п. На выбор объектов учета затрат существенно влияют особенности технологических процессов, технические параметры изготовляемой продукции, тип производства, организационная структура организации и его производственных подразделений.
3. Выбор  метода распределения косвенных  расходов чрезвычайно важен для правильного расчета себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Он производится предприятием самостоятельно, записывается в учетной политике и является неизменным в течение всего финансового года.
4. Разграничение  затрат по периодам. При этом необходимо руководствоваться принципом исчисления. Его сущность состоит в том, что операции отражаются в бухгалтерском учете в момент их совершения и не увязываются с денежными потоками. Доходы и расходы, полученные (понесенные) в отчетном периоде, считаются расходами и доходами этого периода независимо от фактического времени поступления (или выплаты) денежных средств. Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами (расходами) отчетного периода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде.
5. Раздельный  учет по текущим затратам на  производство продукции и капитальным вложениям.
6. Выбор  метода учета затрат и калькулирования.  Под методом учета затрат на  производство и калькулирования  себестоимости продукции понимают совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции, а также отнесения издержек на единицу продукции.  
 

2. Основные  методики калькулирования себестоимости 

2.1. Попроцессный, попередельный и позаказный методы  калькулирования 

     Попроцессный  метод чаще всего применяют в  отраслях добывающей промышленности (газовой, нефтяной, угольной и т.д.) и энергетики. Предприятия данных отраслей характеризуются массовым типом производства, непродолжительным циклом, ограниченной номенклатурой выпускаемой продукции, а также единой единицей измерения и отсутствием незавершенного производства.
     В связи с этим среднюю себестоимость  продукции определяют, используя  одноступенчатую калькуляцию, и рассчитывают по следующей формуле:
С=З/Х
где С - себестоимость единицы продукции, руб.; 
       З – совокупные затраты за  отчетный период, руб.;
       Х – количество произведенной  за отчетный период продукции  в натуральном выражении (штуки, тонны, метры и т.д.).
     Например, предприятие произвело и реализовало 5 тыс. единиц изделий. Совокупные затраты  за отчетный период – 500 тыс. руб. Себестоимость  единицы продукции составит:
500000:5000=100 (руб.)
     Расчет  себестоимости проводится в три  этапа:
   На первом: рассчитывается производственная себестоимость всей произведенной продукции, а затем производственные затраты делят на количество произведенных изделий производится определение себестоимости единицы продукции.
    На втором этапе сумма управленческих и сбытовых издержек делится на количество реализованной за отчетный период продукции.
   На заключительном третьем этапе суммируют показатели, рассчитанные на первом и втором этапах.
     На  предприятиях с простейшей системой учета затрат по местам их возникновения себестоимость может определяться по методу простой двухступенчатой калькуляции. Калькуляция по названному методу рассчитывается по следующей формуле:
С=Зпр/Хпр+Зупр/Хупр,
где С  – полная себестоимость единицы  продукции, руб.;
 Зпр  – совокупные производственные затраты отчетного периода, руб.;
 Хпр  – количество продукции, произведенной  в данном отчетном периоде;    
  Хупр  – количество единиц продукции,  реализованной в отчетном периоде.
      Данный метод позволяет выделить издержки производства, административные и сбытовые. А также оценить запасы и готовую продукцию по производственной себестоимости, отнести на количество произведенной продукции издержки по управлению предприятием и сбыту продукции.
 Например: Предприятие выпустило 5000 единиц изделий, реализовать удалось 3000 единиц. Производственная себестоимость составила- 600 тыс. руб., издержки по управлению и сбыту  - 50 тыс. руб. Себестоимость по  методу простой двухступенчатой калькуляции составит:
С=600000/5000+50000/3000=120+25=145 руб.
     В случае если производственный процесс  состоит из нескольких стадий (переделов), на выходе из которых находится промежуточный склад полу-фабрикатов, и запасы полуфабрикатов от передела к переделу меняются, ис-  пользуют метод многоступенчатой простой калькуляции. Учет издержек и количества изготовленных полуфабрикатов производят по каждому переделу и используют следующую формулу:
С=Зпр1/Х1+Зпр2/Х2+Зпр3/Х3+…Зпр/Xn+Зупр/Хупр,
где С  – полная себестоимость единицы  продукции, руб.;
       Зпр1, Зпр2,…Зпрn-совокупные издержки каждого передела, руб.;
       Зупр – управленческо-сбытовые  издержки отчетного года руб.;
        Х1, Х2, …, Хn-количество полуфабрикатов, изготовленных в отчетном периоде каждым переделом, шт.;
        Хупр-количество реализованных ед. продукции в отчетном периоде, шт.
     Попередельный метод калькулирования применяется  в отраслях с серийным и поточным производством, когда одинаковые изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производства, называемые переделами. Передел – это часть технологического процесса (совокупность технологических операций), заканчивающаяся получением готового полу - фабриката, который может быть отправлен в следующий передел или реализован на сторону.
       Объектом калькулирования попередельного метода является продукт каждого законченного передела, включая переделы, в которых одновременно получают несколько продуктов. Сущность данного метода заключается в том, что в текущем учете затраты отражают не по видам продукции, а по переделам (стадиям) производства, даже если в одном переделе получают продукцию разных видов.
      Отличительными особенностями попередельного метода учета от позаказного калькулирования, являются:
  - обобщение  затрат по переделам, без отнесения  к отдельным заказам - это позволяет калькулировать себестоимость продукции каждого передела;
  - списание  затрат производится за календарный  период, а не за период изготовления  заказа;
  - организуется  аналитический учет к синтетическому  счету 20 «Основное производство» по каждому переделу;
  - метод  отличается простотой и дешевизной. Нет необходимости в заведении карточек учета заказов, нет необходимости распределять косвенные расходы между отдельными заказами.
      Применяется попередельное калькулирование в отраслях промышленности с комплексным использованием сырья, где производственный процесс характеризуется наличием отдельных стадий технологического цикла с самостоятельной технологией и организацией производства. Примером таких отраслей являются: химическая, целулозно-бумажная, хлопчатобумажная, металлургическая и др. При применении попередельного метода учет организуют таким образом, чтобы обеспечить контроль за использованием материалов на производстве. На практике наиболее частым является применение балансов исходного сырья, расчетов выхода продукта или полуфабриката, отходов, брака.
   К особенностям массового типа производства относятся: неизменный выпуск небольшой номенклатуры изделий в больших количествах, специализированные рабочие места для постоянного выполнения закрепленной за ними операциями, малый объем ручных работ и повышенный удельный вес механизированных и автоматизированных процессов, труд рабочих специализируется на выполнении однотипных работ.
      В случае серийного производства, т.е. производства продукции сериями, партиями, как правило, существенны остатки незавершенного производства на конец отчетного периода. В таких случаях существует необходимость в разделении затрат, накопленных в течение отчетного периода по дебету счета 20 «Основное производство», между готовой продукцией и остатками незавершенного производства. В данной ситуации калькуляция составляется с пересчетом полуфабрикатов в условно готовые изделия с применением метода усреднения, для списания затрат на готовую продукцию. При этом накопленные затраты на счете 20 «Основное производство», делятся на условные единицы готовой продукции.
       Калькулирование затрат может осуществляться:
- методом  ФИФО (обработка единиц затрат  происходит по мере того, как  новые изделия поступают в обработку, т.е. новые материалы не поступают в первый передел пока не будут обработаны первые предметы труда)
- метод  усреднения (предполагает, что запасы  единиц продукции на начало  периода были начаты и закончены  в пределах отчетного периода). Наиболее предпочтение отдается методу ФИФО.
      При калькулировании себестоимости продукции с применением попередельного метода заполняют 3 аналитические таблицы. В первой таблице рассчитывают объем производства в условных единицах, во второй оценивают себестоимость одной условной единицы продукции. В заключительной -третьей таблице определяют себестоимость готовой продукции и незавершенного производства.
      Необходимой предпосылкой калькулирования является организация сводного учета производственных затрат. В России сводный учет применим только к промышленности. В промышленности применяют два варианта сводного учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции – бесполуфабрикатный и полуфабрикатный.
  При бесполуфабрикатном варианте учета бухгалтерией не перечисляется себестоимость полуфабрикатов собственного производства при передаче их из одного структурного подразделение в другое.
      Полуфабрикатный вариант позволяет выявить себестоимость полуфабрикатов собственного производства и контролировать их передвижение внутри предприятия. В стоимостном выражении затраты цехов будут складываться из стоимости полуфабрикатов собственного производства полученных из других пределов и вновь произведенных затрат.
      Этот вариант применяется на предприятиях, реализующих полуфабрикаты на сторону. Полуфабрикатный вариант предполагает использование счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства». Калькуляция должна содержать комплексную статью такого же названия, которая в дальнейшем расшифровывается и детализируется. Эта операция повышает трудоемкость полуфабрикатного метода.
      Позаказный метод. Используется метод при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия. Примером отраслей служат: машиностроение пошив одежды, мебель изготовляемая на заказ. Полностью отсутствует незавершенное производство, т.к. учет осуществляется по заказам. Заказ – это заявка клиента на изготовление определенного количества изделий, оформленная договором.
      Сущность данного метода заключается в том, что прямые затраты учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой распределения. Объектом учета является отдельный заказ. До момента сдачи заказа затраты по его изготовлению считаются незавершенным производством. Если заказ является единичным изделием, его себестоимость рассчитывается путем суммирования всех затрат.
      Учет издержек по каждому заказу начинается с открытия заказа. «Открыть заказ» - значит, заполнить соответствующий бланк заказа (или наряд на выполнение заказа). Этот документ хранится в бухгалтерии.
      Наряд-заказ в зависимости от потребностей предприятия имеет различный вид. Базовой информацией которая обычно содержится в заказе-наряде является: тип заказа, номер заказа (индивидуальный код), характеристика заказа (краткое описание работ по изготовлению заказа), исполнитель, срок исполнения заказа, месяц в котором учитываются (распределяются) издержки по заказу.
      После того как заказ-наряд составлен, в бухгалтерию начинают поступать первичные документы на расход материалов, заработной платы, о потерях от брака, износе специальных приспособлений и инструментов, связанных с изготовлением данного заказа, т.е. о прямых издержках. В каждом документе проставляется номер заказа.
      Для каждого заказа бухгалтерия открывает карточку (ведомость). В карточке накапливается информация о затратах по прямым материалам, прямым трудозатратам и общезаводским расходам, связанным с его изготовлением. Таким образом, карточка заказа является основным учетным регистром в случае использования позаказного метода калькулирования.
      В развитие счета 20 «Основное производство» организуется аналитический учет по каждому заказу, т.е. количеству аналитических счетов должно соответствовать количество заказов. Регистром для ведения аналитического учета является карточка заказов.
     В соответствии с полученными первичными документами прямые затраты материалов списываются на соответствующие заказы и отражаются по дебету счета 20 «Основное производство».
      На практике косвенные расходы распределяют между отдельными заказами предварительно, пользуясь бюджетными ставками (предварительными нормативами) распределения ожидаемых косвенных расходов.
      Расчет бюджетной ставки распределения косвенных расходов выполняется бухгалтерией накануне наступающего отчетного периода в три этапа:
     Оцениваются косвенные расходы предстоящего периода.
     Выбирается  база для распределения косвенных  расходов между отдельными производственными заказами, и прогнозируется ее величина.
     Базу  распределения каждое предприятие  выбирает самостоятельно, исходя из специфических особенностей своей деятельности, характера выполняемых заказов, их размера, количества и т.д. База распределения косвенных расходов записывается в учетной политике предприятия и не изменяется в течение всего отчетного периода.
     Пример. Ожидаемая сумма косвенных расходов на предстоящий период составляет 52500 тыс. руб. Базой распределения выбрана заработная плата основных производственных рабочих, которая по предварительной оценке бухгалтерии составит 25000 тыс. руб. Бюджетная ставка распределения составит:          52500:25000=2,1
     Таким образом, одному рублю заработной платы основных производственных рабочих будет соответствовать 2,1 рубля косвенных расходов.
     В дальнейшем рассчитанная бюджетная  ставка используется для калькулирования издержек по заказам.
     Допустим, что в карточке учета издержек по заказу В содержится информация в тыс. руб.:
   -  фактически израсходованные материалы                                  9000
  -  фактические затраты на оплату труда основных производственных рабочих 2600
     Косвенные расходы будут отнесены на заказ  В в сумме:
2600*2,1=5460 тыс. руб.
     Себестоимость заказа составит:
9000+2600+5460=17060 тыс. руб. 

2.2. Фактический  и нормативный методы учета  затрат и калькулирования 

      Учет фактических затрат строится на следующих принципах: полное и документально оформленное отражение первичных затрат на производство в системе счетов бухгалтерского учета, учетная регистрация в момент возникновения, отнесение фактически произведенных затрат на объекты их учета и носителям затрат, сравнение фактических показателей с плановыми.
       Метод позволяет определить фактическую  (историческую) себестоимость.
           Самым главным недостатком метода является невозможность оперативной подачи администрации сигнала о производительных потерях труда и материалов, которые можно было бы устранить, предприняв экстренные меры.
      Таким образом, наиболее прогрессивными особенно в условиях развивающихся рыночных отношений и жестокой конкурентной борьбы, оказываются варианты учета нормативных затрат.
      Нормативный метод предполагает, что по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция рассчитанная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат.
      Норма – это заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Нормативная калькуляция используется для определения фактической себестоимости продукции, оценке брака в производстве и размеров незавершенного производства. Нормы могут в течение определенного периода времени изменяться (чаще снижаться) по мере освоения производства и рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
      Учет организуется так чтобы все текущие затраты подразделить на расход по нормам и отклонения от этих норм. Полученные данные об отклонениях дают возможность управлять себестоимостью изделия и калькулировать фактическую себестоимость путем прибавления к нормативной (вычитания из нее) соответствующей доле отклонения по каждой статье. Нормативный метод позволяет исчислять не дожидаясь конца месяца фактическую себестоимость изделий, а также регулярно (один раз в 10 дней или чаще) производить анализ отклонений и выявлять их причину и виновников.
       Основными принципами нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости являются:
     1. Возможность предварительного  составления нормативной калькуляции  себестоимости по каждому отдельному  изделию на основе действующих  на предприятии смет и норм.
      2. Учет изменений (в течение  месяца) действующих норм для корректировки нормативной себестоимости, определение этих изменений на себестоимость.
     3. Учет (в течение месяца) фактических  затрат с подразделением их  на расходы по нормам и отклонения от норм.  
     4. Выявление причин отклонений, а также их анализ
     5. Определение фактической себестоимости  выпущенной продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм.
      Для синтетического учета затрат при применении нормативного метода  используют следующие счета: счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». По дебету счета отражается фактическая себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ, оказанных услуг (в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство»). По кредиту отражается нормативная себестоимость произведенной продукции, сданных работ, оказанных услуг (в корреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные»). Информация о фактической себестоимости готовой продукции собирается по дебету счета 40.
      Первого числа каждого месяца (или квартала) на счете 40 определяют отклонение фактической себестоимости от нормативной. При выявлении факта о том, что нормативная себестоимость выше фактической, сторнируется себестоимость реализованной продукции. В случае перерасхода нормативная себестоимость ниже нормативной делается дополнительная запись:
     Дебет сч. 45 «Товары огруженные»
     Кредит сч. 40 «Выпуск продукции  (работ, услуг) »
      Возможны модификации нормативного метода: полный и не полный учет нормативных затрат. Об организации полного учета было сказано выше.
     Неполный  учет является менее точным, но менее  трудоемким, под нормирование попадают лишь прямые затраты и калькуляция составляется только по ним. Недостатками метода являются неверный учет отклонений фактических затрат от норм: отклонения выявляются за длительный период, не всегда документируются, не выявляются причины и виновники. Требуется также серьезная доработка нормативной базы. 

2.3 Эволюция  методов калькулирования себестоимости:  системы «Директ-костинг» и «Стандарт-костинг»
      Одним из альтернативных традиционному отечественному подходу к калькулированию является подход, когда по носителям затрат планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. Сущность системы учета неполной себестоимости заключается в том, что некоторые издержки не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки.
      Одной из модификаций данной системы является система «директ-костинг». Смысл заключается в том, что планирование и учет себестоимости осуществляется только в части переменных затрат, т.е. только переменные издержки распределяются по носителям затрат. Оставшуюся часть издержек (постоянные затраты) собирают на отдельном счете и в калькуляцию не включают, их периодически списывают на финансовые результаты т.е. учитывают при расчете прибыли и убытков за отчетный период. По переменным расходам оцениваются также запасы – остатки готовой продукции на складах и незавершенное производство.
           На первых этапах практического применения в себестоимость включались лишь прямые расходы, а косвенные расходы списывались на финансовые результаты. Отсюда и название системы – директ-костинг (система учета прямых затрат).
     Со временем по методу «директ-костинг» себестоимость стала рассчитываться не только в части прямых переменных расходов, но и в части переменных косвенных затрат.
           Также общехозяйственные расходы исключаются их калькулирования. Они являются периодическими и полностью включаются в себестоимость реализованной продукции общей суммой. В конце отчетного периода эти расходы списываются непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции:
     Дебет сч. 46 «Реализация продукции  (работ, услуг)»
     Кредит сч. 26 «Общехозяйственные  расходы».  
           Порядок отражения операций на бухгалтерских счетах в условиях «директ-костинг» следующий: прямые производственные затраты с кредита счетов 10, 70, 69 собираются по дебету счета 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательное производство». Переменная часть общепроизводственных расходов с одноименного счета 25 также списывается на счет 20, 23. Затраты, используя какую либо базу распределения, в дальнейшем относятся на соответствующие носители затрат т.е. будут участвовать в калькулировании.
           Влияние выбранного метода на величину себестоимости рассмотрим на следующем примере.
Предприятие производит продукцию А и Б.
Прямые  затраты А - 100 тыс. руб., в т.ч. заработная плата – 50 тыс. руб.
      Б – 200 тыс. руб., в т.ч. заработная плата  – 100 тыс. руб.
Дебетовый оборот за отчетный период по сч. 25 – 90 тыс. руб., по сч. 26 – 120 тыс. руб.        
            Для упрощения расчетов предположим, что общепроизводственные расходы состоят только из переменной части. Половина произведенных производственных затрат материализовалась в готовой продукции, а вторая часть осталась в виде незавершенного производства, причем произведено 10 ед. готовой продукции А и 15 ед. продукции Б. Вся произведенная продукция реализована. Выручка от реализации 400 тыс. руб.
      Учет затрат по методу «директ-костинг» следующий: к счету 20 открываются два субсчета – для калькулирования каждого вида продукции – 20-А и 20-Б. Прямые затраты относятся непосредственно на носители затрат: 100 тыс. руб. – на продукцию А и 200 тыс. руб. – на продукцию Б. Затраты собираемые на счете 25, распределяются между продуктами А и Б пропорционально прямой заработной плате, т.е. в пропорции 1:2. Т.о. общепроизводственные расходы в сумме 30 тыс. руб. отнесены на продукцию А, 60 тыс. руб. – на продукцию Б.
      Общехозяйственные расходы как периодические прямо списываются на себестоимость в сумме – 120 тыс. руб.
     Себестоимость единицы продукции составит исходя из того, что на производство готовой продукции затрачено 130 тыс. руб. и половина из них – 65 тыс. руб. – себестоимость готовой продукции, а произведено всего 10 единиц – 6,5 тыс. руб. (65000:10). В незавершенном производстве останется продукции А на сумму 65 тыс. руб.
      Аналогично проведя расчеты по изделию Б получим себестоимость единицы продукции Б – 130:15=8,7 тыс. руб. Незавершенное производство по изделию Б оценивается в 130 тыс. руб.
     Себестоимость всей готовой продукции – 195 тыс. руб. (65000+130000) Это переменная себестоимость. На счете 46 сформировался первый финансовый показатель – маржинальный доход; он равен 400000-195000=205000. После того как спишутся общехозяйственные расходы, на счете 46 образуется второй показатель – прибыль, т.е. разница между маржинальным доходом и постоянными издержками. Прибыль равна 205000-120000=85000.
      Т.к. готовой продукции на складе нет, запасы будут представлены лишь незавершенным производством, общий размер которого составит: 65000+130000=195000 руб.
      Учет по полной себестоимости будет отличаться тем, что в калькулировании будут учитываться все расходы, включая и постоянные. Между продуктами А и Б помимо общепроизводственных будут распределяться и общехозяйственные расходы. База распределения – прямая заработная плата, пропорция распределения 1:2. Тогда на продукцию А относится 40 тыс. руб. общехозяйственных расходов, на продукцию Б – 80 тыс. руб. Дебетовый оборот по сч. 20-А с учетом прямых и общепроизводственных расходов составит 170 тыс. руб.; из них половина – стоимость готовой продукции, а половина останется в незавершенном производстве. Следовательно 10 единиц готовой продукции А оценивается в 85 тыс. руб., т.е. себестоимость единицы -  8,5 тыс. руб. По продукции Б получим себестоимость единицы, путем проведения аналогичных расчетов – 11,3 тыс. руб.
      Себестоимость всей готовой продукции – 255 тыс. руб. (85000+170000). Операционная прибыль составит: 400000-255000=145000 руб.
     Себестоимость запасов незавершенного производства составит 255 тыс. руб. (А-85 тыс. руб., Б-170 тыс. руб.)
     Результаты  расчетов произведенных выше занесем  в таблицу:
     Оценка  себестоимости, прибыли и запасов  при учете переменных                          (метод «директ-костинг») и полных затрат, тыс. руб.
                                                                                                                   Таблица 2.1
Показатели Учет переменных затрат Учет полных затрат
Себестоимость единицы продукции: А
Б
Оценка  запасов
Прибыль
 
6,5 8,7
195,0
85,0
 
8,5 11,3
255,0
145,0
 
     Можно сделать следующий вывод по данным таблицы: себестоимость единицы продукции по методу «директ-костинг» ниже полной себестоимости. В результате калькулирования неполной себестоимости на 60 тыс. руб. ниже и оценка запасов, чем при методе учета переменных затрат на те же 60 тыс. руб. (145-85).
      Выбранный предприятием метод учета затрат влияет также на форму отчета о прибылях и убытках.
      При использовании системы «директ-костинг» отчет о прибылях и убытках будет выглядеть следующим образом:
     Отчет о прибылях и убытках 
               Таблица 2.2
строки
 
Показатели
Сумма, тыс. руб.
1 2
3
4
5
Выручка от реализации Переменная  часть себестоимости реализованной  продукции
Маржинальный  доход (стр. 1-стр. 2)
Постоянные  затраты
Операционная  прибыль (стр. 3-стр. 4)
400 195
205
120
85
         Практическое значение системы «директ-костинг» состоит в: 
     1. Позволяет оперативно изучать  взаимосвязи между объемом производства, затратами и доходом, а следовательно, прогнозировать поведение себестоимости или расходов при изменениях деловой активности.
     2. При использовании метода «директ-костинг» себестоимость рассчитывается учитывая все затраты предприятия которые осуществляются при выпуске продукции.
     3. Система «директ-костинг» позволяет  проводить эффективную политику  ценообразования.
     4. Метод позволяет существенно  упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко сократившегося числа затрат, в результате себестоимость становится лучше контролируемой.
               Система «стандарт-кост» для отечественного учета является новым методом, хотя ее зарождение связано с началом ХХ в.
              Смысл системы «стандарт-кост» заключается в том, что учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло, учитывается не сущее, а должное, и обособленно отражаются возникшие отклонения. Основная задача, которую ставит перед собой данная система, - учет потерь и отклонений в прибыли предприятия.
             Метод «стандарт-кост» заключается в разработке стандартов (норм), предварительном составлении стандартных калькуляций, управленческом учете фактических издержек и отклонений от стандартов, систематизированных как совокупность.
               В рамках «стандарт-кост» нормативные затраты на производство единицы продукции состоят из следующих элементов:
    -  нормативная цена единицы материалов;
   - нормативное количество (норма расхода) материала;
     - норматив времени (затраты труда) на единицу продукции;
    - нормативная ставка оплаты труда;
    - нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов;
     -нормативная величина (нормативный коэффициент) постоянных общепроизводственных расходов.
               Метод «стандарт-кост» предполагает определение фактической себестоимости на основе оценки издержек, установленных стандартами, а не на основе учета фактических издержек. Его основная цель заключается в определении отклонений по элементам стандартных издержек, проведении анализа причин их возникновения с целью использования инструментов управленческого учета для их минимизации и корректировки применяемых стандартов.
                В начале анализируются причины возникновения отклонений по нормативным издержкам, затем причины, приведшие к возникновению отклонений фактических трудозатрат и накладных издержек от их стандартных значений.
                 В заключение анализируются причины появления отклонений в показателе выручки от продажи продукции.
               Методику расчета и анализа отклонений в рамках применения метода «стандарт-кост» на конкретном примере.
Пример: По центру ответственности производственного  объединения, выпускающего один вид продукции, имеются следующие данные. 

Таблица 2.3
      Бюджет издержек на производство продукции в соответствии со стандартами Отчет об исполнении бюджета
Статья  издержек Величина показателя Статья издержек Величина показателя
Объем продаж, ед. 10 Объем продаж, ед. 8
Цена  единицы продукции 300 Цена единицы  продукции 320
Основные  материалы – всего,в том числе: материал А (50кг.*2руб.)
материал  Б (40кг.*5руб.)
 
 
100 200
Основные материалы - всего, в том  числе:
материал А (44кг.*2,5 руб.)
материал Б (45кг*4 руб.)
290 
110
180
Оплата  труда основных производственных рабочих (100ч*5руб.)
 
500
Оплата труда основных производственных рабочих (95 ч*6 руб.)
 
570
Накладные издержки- всего,
в том  числе:
переменная  часть
постоянная  часть
 
1500 
400
1100
Накладные издержки- всего,
в том  числе:
переменная  часть
постоянная  часть
 
1300 
300
1000
Всего издержек 2300 Всего издержек 2160
Себестоимость ед. продукции 230 Себестоимость ед. продукции 270
 
              Необходимо рассчитать размер отклонений, установить причины их возникновения и провести их пофакторный анализ.
            Отклонения возникли по всем видам издержек. При использовании материальных ресурсов было допущено отклонение по их цене и количеству потребления в процессе производства продукции. Т.к. в рамках метода «стандарт-кост» стандартная стоимость на материальные ресурсы зависит от двух факторов: стандартного расхода материалов и стандартной цены, анализ и расчет выявленных отклонений необходимо производить с учетом этих факторов.
             Расчет отклонения фактических издержек по материальным ресурсам от их стандартной величины под воздействием ценового фактора (^Цм) осуществляется по формуле :
     ^Цм=(Фактическая цена за единицу  - Стандартная цена за единицу)*Количество закупленного материала.
     Размер отклонения для каждого  вида материала составит:
     ^Цм «А»=(2,5 руб. – 2,0 руб.) * 44 кг.=+22 руб. (перерасход);
     ^Цм «Б»=(4,0 руб. – 5,0 руб.) * 45 руб.=-45 руб. (экономия).
       Для расчета отклонения фактических издержек от стандартных по использованию материалов (^Им) используется формула:
     ^Им=(Фактический расход материалов  – стандартный расход материалов  с учетом фактического объема  производства) * Стандартная цена  материалов.
     Размер отклонения для каждого вида материала составит:
     ^Им «А» = [44кг-(50кг:10ед.*8ед.)]*2руб.=+8 руб. (перерасход);
     ^Им «Б»= [45кг:10ед*8ед.)]*5 руб.,=+65 руб. (перерасход).
       Отклонения выявленные в результате произведенного анализа д.б. в разрезе каждого центра ответственности организации.
       Для расчета совокупного отклонения фактических издержек по материальным ресурсам от их стандартной величины с учетом обоих факторов (^СОВм) используется формула:
        ^СОВм = Фактические издержки на  материалы – Стандартные издержки с учетом фактического объема производства.
       Размер совокупного отклонения  для каждого вида материала  составит:
      ^СОВм «А» = 110 руб. – (100 руб.:10 ед.*8ед.) = +30 руб. (перерасход);
     ^СОВм «Б» = 180 руб. – (200 руб.: 10 ед.*8ед.) = +20 руб. (перерасход).
     Таким образом, совокупное отклонение  по материалу «А» (+30 руб.) складывается:
     из отклонения по цене материала  (^Цм «А»)                                      +22 руб.
     из отклонения по использованию  материала (^Им «А»)                    +8 руб.

                                                                                                                       +30 руб. 

     Совокупное отклонение по материалу  «Б» (+20 руб.) складываются:
     из отклонения по цене материала (^Цм «Б»)                                        -45 руб.
     из отклонения по использованию  материала (^Им «Б»)                    +65 руб.

                                                                                                                       +20 руб. 
               При исследовании отчета центра ответственности выявлены результаты об отклонении фактических трудозатрат от их стандартного значения.
      Отклонение по производительности труда (^ОТпр) определяется следующим образом:
^ОТпр=(Фактически  отработанное время в часах  - Стандартное время  с  учетом фактич. объема производства) * Стандартная почасовая   ставка оплаты труда.
      Отклонение составит: ^ОТпр={[95ч. – (100ч.:10ед.*8ед.)] * 5 руб.}=+75 руб. 
      Полученное отклонение неблагоприятное (перерасход). Это могло быть следствием отсутствия квалифицированных кадров, простоями по причине несогласованности календарного плана, использованием сырья низкого качества, недостатками в организации труда и т.п.
        Для расчета отклонения по ставке оплаты труда (^ОТст) используется формула:
^ОТст=(Фактическая  ставка оплаты труда-Стандартная  ставка оплаты труда) *Фактически отработанное время
         Отклонение составит: [(6 руб.-5 руб.) * 95 час.=+95 руб.
         Рассчитанное отклонение также является неблагоприятным и могло быть вызвано незапланированным ростом оплаты труда и стимулирующих выплат, так и использованием высоких ставок оплаты труда и др.
         Совокупное отклонение фактически начисленной оплаты труда от ее стандартной величины будет определяться по формуле:
     ^СОВот=Фактич. начислена оплата  труда основных произ-х рабочих-
                     -Стандартные издержки по оплате  труда с учетом фактич. Vпр-ва
          Таким образом, ^СОВот составит: [570руб.-(500руб.:10ед.*8ед.)]=+170 руб.
          Выявленное отклонение неблагоприятное (перерасход) и, как видно из расчетов оно сформировалось под воздействием двух факторов:
       отклонения по производительности  труда (^ОТпр)                        +75 руб.
        отклонения  по ставке оплаты труда (^ОТст)                                  +95 руб. 

                                                                                                                     +170 руб.
          Аналогичным образом, используя специальные формулы, при использовании метода «стандарт-кост» рассчитываются отклонения по всем статьям издержек. В результате получают либо перерасход либо экономию и проводят анализ результатов, делая определенные выводы.
        Применение системы «стандарт-костинг»:
        - позволяет выявлять виды деятельности, в которых происходят постоянные отклонения от нормативов;
        - позволяет проводить прогнозы будущих издержек производства, которые будут использованы при принятии управленческих решений;
        - упрощает задачи учета затрат и сокращает время ведения учетного процесса. 
 
 

3. Практические  аспекты учета калькулирования  себестоимости 

3.1  Характеристика  аналитических и синтетических  счетов 

     Учет  вспомогательных производств ведут  на активном счете 23 «Вспомогательное производство». В дебет счета 23 в течение месяца относят все затраты вспомогательных производств с кредита материальных и расчетных счетов в корреспонденции Д-т 23 К-т 10, 70, 69, 25 и др.
     По  окончании месяца затраты вспомогательных производств распределяют между потребителями услуг пропорционально количеству потребленных услуг в соответствующих единицах измерения в корреспонденции Д-т 25, 26, 29 К-т 23.
     Распределение услуг вспомогательного производства между потребителями производят в разработочной таблице №9. В ней указывают количественные данные по оказанию услуг, исчисляют себестоимость единицы услуги и сумму фактической себестоимости услуг.
     Аналитический учет затрат вспомогательного производства организуется:
     в разрезе калькулируемых объектов – в карточках учета производства;
     по  цехам – в ведомости №12.
     Синтетический учет затрат вспомогательного производства ведут в журнале-ордере №10 по данным ведомости №12.
     Учет  расходов на содержание и эксплуатацию оборудования ведут на собирательно-распределительном счете 25 «Учет общепроизводственных расходов», субсчет 1 «Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования». На дебете этого счета в течение месяца отражают перечисленные расходы с кредита материальных, расчетных счетов, амортизации основных средств в корреспонденции: Д-т 25/1 К-т 10, 70, 69, 02, 71, 60.
     По  кредиту осуществляют списание затрат на производственные счета 20, 23: Д-т 20, 23 К-т 25/1.
     Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования относят к условно-переменным, потому что они не зависят от объема производства продукции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.