На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исследование конкурентоспособности товара и разрабока ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности ОАО «БААЗ»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

      РЕФЕРАТ 

     Курсовая работа: 79с., 6 рис., 15табл., 43источников, 2 приложения 

     Конкурентоспособность продукции, цена, качество, потребители, параметры конкурентоспособности, методы оценки конкурентоспособности, конкуренты,стандарты ИСО 9000, сертификация 

     Объектом  исследования является продукция предприятия  и показатели ее конкурентоспособности.
     Цель  работы - провести оценку конкурентоспособности  продукции на рынке на примере  продукции ОАО «БААЗ» (Открытое акционерное общество «Барановичский автоагрегатный завод) и разработать рекомендации по её повышению.
     В процессе работы были изучены следующие  вопросы: понятие конкуренции и  конкурентоспособности и её роль в современных условиях, управление качеством продукции и политика предприятия в области качества.
     В процессе работы выполнено исследование, включающее конкурентный анализ продукции, проводимыйпо следующим методикам:
     - расчет параметрических индексов  и интегрального показателя конкурентоспособности;
     - оценка конкурентоспособности продукции  балльным экспертным методом.
     Автор работы подтверждает, что приведённый  в ней расчётно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.______________ /подписьстудента/ 

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение
1. Методологические  основы изучения конкурентоспособности  товаров
1.1. Основные  понятия конкурентоспособности  продукции
1.2. Факторы,  определяющие конкурентоспособность  товаров и услуг
1.3. Показатели  и методы оценки конкурентоспособности  продукции
1.4. Конкурентоспособность  белорусских товаров и пути  её повышения
2. Оценка  конкурентоспособности продукции  ОАО «БААЗ»
2.1. Общая  характеристика и анализ технико-экономических  показателей предприятия
2.2. Анализ  конкурентоспособности продукции  и оценка основных конкурентов
2.3. Интернет  в маркетинговой деятельности  предприятия
3. Пути  повышения конкурентоспособности  продукции ОАО«БААЗ»
3.1. Пути  повышения конкурентоспособности  продукции за счёт улучшения её качества
3.2. Пути  повышения конкурентоспособности  продукции путём снижения её себестоимости
3.3. Пути  повышения конкурентоспособности  продукции путём совершенствования каналов товародвижения
Заключение
Список  использованных источников
Приложения
 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Перемены, начавшиеся в республике в 90-е годы, выдвинули на первый план ряд новых  экономических форм и понятий, определяющих условия хозяйствования, (от уровня предприятий до народного хозяйства в целом) взамен ранее применявшимся формам административного воздействия. Среди них особое место занимают конкуренция как способ достижения цели эффективного развития и конкурентоспособность, как индикатор и рычаг управления эффективностью.
     Величие страны определяется не только размером ее территории, богатством природных  ресурсов, мощью армии, но и конкурентоспособностью производимых товаров и услуг. Эти категории являются фундаментом качества жизни — меры достоинства нации.
     С точки зрения микроэкономического  подхода, победа в конкурентной борьбе является конечной целью всякой фирмы. Причем, победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, то есть от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики? Это весьма многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.
     К сожалению, до 90-х гг. действовавшая  в стране административно-командная  система не ориентировала предприятия  сферы производства товаров и  услуг на повышение конкурентоспособности  их продукции. Проблема конкурентоспособности  как практическая задача стояла только перед предприятиями, ориентированными на экспорт, и внешнеторговыми организациями.
     В условиях современной переходной экономики  конкурентоспособность начала рассматриваться  как философия работы в условиях рынка, предполагающая:
     - понимание нужд потребителя и  тенденций их развития;
     - знание поведения и возможностей  конкурентов;
     - знание состояния и тенденций  развития рынка и окружающей  среды;
     - умение создать такой товар  и так довести его до потребителя,  чтобы потребитель предпочел  его товару конкурента.
     Товар - основа предпринимательской деятельности предприятия, если предприятие не имеет товар, то ему нечего продавать, следовательно, ему не с чем выйти на рынок. Однако не каждый продукт труда может стать товаром, он, прежде всего, должен иметь ценность для общества, то есть потребители должны проявить интерес к этому продукту труда.
     На  рынке товар определяет судьбу рыночной и всей хозяйственном политики предприятия-производителя. В силу этого обстоятельства вся  совокупность мер, связанных с товаром, то есть его создание, производство и совершенствование, продвижение и реализация на рынках, сервис, а также снятие товара с производства, бесспорно, занимает центральное место во всей деятельности товаропроизводителя.
     Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и  преимущества в конкурентной среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.
     В последние годы произошло усложнение экономических связей, наблюдается  динамичное развитие хозяйственной  деятельности, требуются новые подходы  к разработке и производству изделий.
     Товаропроизводители должны строить свою деятельность исходя из главного принципа: наиболее полно  удовлетворить требования потребителя. А этого можно достичь, только с экономически эффективной, качественной, и конкурентоспособной продукцией, производство которой определяет финансовое благополучие производителей.
     Таким образом, одна из важнейших проблем  – это качество и конкурентоспособность  товаров и услуг, предполагающая формирование принципиально новых  подходов к исследованию и оценке этих аспектов.
     Качество  продукции является одним из важнейших  факторов деятельности любого предприятия.
     Роль  и значение повышения качества продукции для нашей страны на современном этапе социальных и экономических преобразований является актуальной задачей.
     В современных условиях товар становится индикатором силы, экономической  безопасности и конкурентоспособности  отечественного продуцента.
     Насыщение рынка товарами предполагает не только увеличение объема их производства, но и повышение конкурентоспособности.
     Для того чтобы обеспечить производство более конкурентоспособного товара необходимо проводить исследование конкурентоспособности еще на стадии разработки, создания товара; и в  дальнейшем, следует периодически проводить  анализ конкурентоспособности уже  на стадии производства и реализации продукции, сравнивая ее с аналогами, чтобы иметь возможность формирования ассортимента более конкурентоспособной  продукции на рынке и выявлять ту продукцию, для которой необходимо разрабатывать специальные мероприятия  по повышению конкурентоспособности.
     Изучение  конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически. Это дает возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться.
     В итоге можно вовремя принять  то или иное оптимальное решение: снять изделие с производства или модернизировать его, перевести на другой рынок и т.д.
     Всё вышеизложенное определяет актуальность темы курсовой работы.
     Цель  работы - провести исследования на предприятии  и дать оценку конкурентоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.
     Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд  задач:
     -определить  составляющие конкурентоспособности  товара;
     -изучить  методы исследования и оценки  конкурентоспособности товара;
     -исследовать  конкурентоспособность продукции  ОАО «БААЗ» с использованием предложенных методов;
     -исследовать  конкурентов ОАО «БААЗ»;
     -дать  оценку конкурентоспособности продукции  ОАО «БААЗ» на основе проведенных исследований;
     -предложить  пути повышения конкурентоспособности  продукции ОАО «БААЗ».
 

    1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ТОВАРОВ 

     1.1.Основные  понятия конкурентоспособности  продукции 

     Конкуренция – (от лат.сoncurrence – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей.
     В экономической литературе можно  выделить ряд подходов и типологий  к конкуренции. В зависимости  от классификационного признака различают  следующие виды конкуренции:
     1- По состоянию рынка выделяют:
     -совершенная  (свободная),
     -несовершенная,  регулирующая.
     Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной  обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество  независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких  количествах, а также предполагает следующее:
     1. Объём производства отдельной  фирмы является незначительным  и не оказывает влияния на  цену реализуемого этой фирмой  товара;
     2. Реализуемые каждым производителем  товары являются однородными;
     3. Покупатели хорошо информированы  о ценах, и если кто-то повысит  цену на свою продукцию, то  потеряет покупателей;
     4. Продавцы действуют независимо  друг от друга;
     5. Доступ на рынок никем и  ничем не ограничен [6].
     Последнее условие предполагает возможность  каждому гражданину стать свободным  предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации  и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную  связь между производителями  и потребителями. Совершенная конкуренция  является также условием формирования рыночного механизма, образования  цен и самонастройки экономической  системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические  побуждения отдельных индивидов  к получению собственной экономической  выгоды обращаются на благо всего  общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет  всем перечисленным условиям. Поэтому  схема совершенной конкуренции  имеет, в основном, теоретическое  значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность [7].
     Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные  общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми  ресурсами. Термин «монополия» в  буквальном смысле означает единственного  продавца товара, но в современных  условиях он используется для обозначения  различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной  конкуренции. Монополия предполагает исключительное право производства, промысла, торговли и других видов  деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или  государству. Это означает, что по своей природе монополия –  прямая противоположность совершенной  конкуренции. Монополизация экономики  явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного  производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор  П. Самуэльсон подчёркивает это обстоятельство: «Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей»
     2-По  способам соперничества выделяют: ценовую и неценовую.
     Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен  на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда  данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:
     1. Продавец должен быть монополистом  или обладать некоторой степенью  монопольной власти;
     2. Продавец должен быть способен  выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую  способность;
     3. Первоначальный покупатель не  может перепродавать товар или  услугу [8].
     Ценовая дискриминация наиболее часто применяется  в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг  по транспортировке продукции; при  реализации товара, который не поддаётся  перераспределению с одного рынка  на другой (транспортировка скоропортящихся  продуктов с одного рынка на другой).
     Неценовая конкуренция проводится, главным  образом, посредством совершенствования  качества продукции и условий  её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.
     Неценовая конкуренция путём сбыта продукции  получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие  на потребителя через рекламу, совершенствование  торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.
     Сильнейшим  орудием неценовой конкуренции  всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью  рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.
     К незаконным методам неценовой конкуренции  относятся промышленный шпионаж, переманивание  специалистов, владеющих производственными  секретами, выпуск товаров, внешне ничем  не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.
     Главным фактором ценовой и неценовой  конкуренции является конкурентоспособность  товаров и услуг, поскольку на конкурентоспособность, главным образом  влияют такие факторы, как качество товаров и услуг и их цена. Ее мы рассмотрим в следующем параграфе данной работы.
     Следует отметить, что в сфере маркетинга принято выделять три вида
     конкуренции:
     -предметную;
     -видовую;
     -функциональную (см. рис. 1). 

     
     Рисунок 1. Виды конкуренции 

     Примечание. Источник [8, с.65, рис.10.1] 

     Функциональная  конкуренция возникает при удовлетворении конкретной потребности покупателя разнообразными товарами.
     Если  предметная конкуренция более характерна для случаев массовых продаж, то для персональной продажи дорогостоящих товаров, уникальных устройств или при продажах организациям-потребителям чаще всего имеют место видовая и функциональная конкуренции. Данные виды конкуренции позволяют разрабатывать долгосрочные стратегии действия по завоеванию рынка потребителей на конкурентном поле.
     Для выработки подобной стратегии следует  начать с быстрого теста оценки конкурентов.
     Видовая конкуренция возникает при удовлетворении потребности покупателя однообразными товарами, различающимися существенными характеристиками (например, автомобили с разной мощностью двигателя). При видовой конкуренции борьба между фирмами-конкурентами может осуществляться более разнообразными методами, чем при предметной конкуренции, так как количество инструментов воздействия на покупателя возрастает - товар обладает новыми характеристиками.
     Предметная  конкуренция возникает при предложении покупателю практически одинаковых товаров, различающихся, возможно, только качеством. Это наиболее сложный вид конкуренции для производящих и посреднических фирм.
     Действительно, товаром называется продукт, оснащенный рыночной атрибутикой (упаковка, товарная марка, средства продвижения).
     Таким образом, при предметной конкуренции  на рынке соперничают между собой  товары, полученные из конкретного  основного продукта лишь с добавлением  различной рыночной атрибутики, либо с различным качеством.
     Конечная  цель любой фирмы — победа в  конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет  — зависит от конкурентоспособности  товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению  с аналогами — продукцией и  услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики  и почему она при всех стараниях  любой фирмы не может быть жестко гарантирована?
     Обычно  под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия  от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения начинаются именно здесь[10].
     Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности  сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования товара.
     Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения.
     1. Конкурентоспособность включает  три основные составляющие. Первая жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т.д.
     2. Покупатель — главный оценщик  товара. А это приводит к очень  важной в рыночных условиях  истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем «комплекс конкурентоспособности», в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют материал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально неразвитой аудитории.
     3. Как известно, каждый рынок характеризуется  «своим» покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.
     Рыночное  хозяйство, а вслед за ним и  его ученые давно и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара —  это все равно, что пытаться схемой показать всю сложность и все  тонкости рыночного процесса. Для  них конкурентоспособность стала  просто удобным, концентрирующим внимание и мысль термином, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить.
     Прежде  всего — это философия работы в условиях рынка, ориентированная  на:
    понимание нужд потребителя и тенденции их развития;
    знание поведения и возможностей конкурентов;
    знание состояния и тенденций развития рынка;
    знание окружающей среды и ее тенденций;
      умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.
     Факторы, определяющие конкурентоспособность  товаров и услуг:
    качество товаров и услуг;
    цена товаров и услуг;
    уровень квалификации персонала и менеджмента;
    технологический уровень производства;
    доступность источников финансирования[11].
     Анализу перечисленных критериев посвящается  следующий параграф курсовой работы.
     1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность  товаров и услуг
           Качество товаров  и услуг. Товар может стать  конкурентоспособным, т.е. занять достойное  место в ряду аналогов и субститутов  только в том случае, если он будет  отвечать такому трудноуловимому и  многозначительному понятию, как качество. Качество – главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В  понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое  требование – соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар  должен удовлетворять потребности  потребителей: физические технически, эксплуатационно, эстетически, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.
     Различают качества товара:
      физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма, цвет, запах;
    эстетические: стиль, класс, красота, изящество;
    символические: статус, престиж, класс;
    дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность [12].
     При разработке марочного товара производитель  должен принять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целевом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара.
     Качество  – это расчетная способность  марочного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям.
     Проблема  качества привлекает сегодня повышенный интерес и потребителей и фирм. Некоторые фирмы уже откликаются на этот растущий интерес к качеству, однако в этом направлении можно сделать еще очень много.
     Обеспечение контроля качества продукции на всех стадиях его производства также  является не столько технической  проблемой, сколько организационно-управленческой. На рынке присутствуют консультационные компании, с успехом оказывающие  услуги по подготовке предприятия и  внедрению систем управления качеством.
     Следующим фактором, определяющим уровень конкурентоспособности  товаров и услуг, является цена.
     Цена  товаров и услуг. Цена – денежное выражение стоимости товара, экономическая  категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.
     Исторически сложилось, что цены устанавливали  покупатели и продавцы в ходе переговоров  друг с другом. Продавцы обычно запрашивали  цену выше той, что надеялись получить, а покупатели – ниже той, что рассчитывали заплатить. В конце концов, поторговавшись, сходились на взаимоприемлемой цене.
     Факторы, влияющие на определение цены товара:
    Совокупные издержки производства;
    Затраты общественного труда;
    Качество товара;
    Функции и свойства товара;
    Квалификация персонала;
    Технологический уровень производства;
    Налоговое законодательство страны;
    Затраты, связанные с транспортировкой и хранением товара;
    Затраты, связанные с арендой помещений для реализации товара;
    Упаковка товара;
    Известность фирмы;
    Уровень сервисного и гарантийного обслуживания;
    Маркетинговая деятельность фирмы;
    Спрос и предложение на данную продукцию;
    Торговая наценка фирмы.
     При выборе стратегии ценообразования  фирме предстоит решить, каких  именно целей она стремится достичь  с помощью конкретного товара. Если выбор целевого рынка и рыночное позиционирование тщательно продуманы, тогда подход к формированию комплекса маркетинга, включая и проблему цены, довольно ясен. Ведь стратегия ценообразования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке. В то же время фирма может преследовать и другие цели. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену. Примерами таких часто встречающихся в практике целей могут быть: обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара. Охарактеризуем их подробнее [13].
     1. Обеспечение выживаемости. Обеспечение выживаемости становится основной целью фирмы в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняются потребности клиентов. Выживание важнее прибыли. До тех пор, пока сниженные цены покрывают издержки, фирма может еще некоторое время продолжать коммерческую деятельность.
     2. Максимизация текущей прибыли. Многие фирмы стремятся максимизировать текущую прибыль. Они производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат.
     3. Завоевание лидерства по показателям  доли рынка. Другие фирмы хотят быть лидерами по показателям доли рынка. Они верят, что компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по показателям доли рынка, они идут на максимально возможное снижение цен[14].
     4. Завоевание лидерства по показателям  качества товара. Фирма может поставить себе целью добиться, чтобы ее товар был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке. Обычно это требует установления на него высокой цены, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение дорогостоящих НИОКР.
     Следующий фактор, оказывающий большое влияние  на конкурентоспособность товаров  и услуг – это уровень квалификации персонала и менеджмента.
     Уровень квалификации персонала и менеджмента. Высокий уровень базового образования  позволяет специалистам предприятий  быстро обучаться, осваивать новые  профессии и обретать навыки, необходимые  для работы в условиях рынка. Таким  образом, наличие квалифицированного персонала является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности  продукции предприятий.
     Уровень квалификации менеджмента играет наиболее важную роль в обеспечении конкурентоспособности  предприятий. Данная проблема может  быть решена двумя путями: первый –  повышение квалификации существующих управляющих и второй – замена управляющих новыми, более квалифицированными. Замена управляющих, на первый взгляд, наиболее простой и эффективный  путь. Однако опыт показывает, что это  не совсем верно. Сегодня непросто подобрать квалифицированного менеджера, способного действовать в существующих условиях, тем более, проводить изменения, требующие серьезных знаний и опыта управления в условиях рынка.
     Более реальным способом решения проблемы квалификации менеджмента является переподготовка существующих управляющих  и создание механизмов естественной ротации кадров, несмотря на то, что  это более эволюционный и длительный процесс. При этом необходимо учитывать  следующие обстоятельства: руководитель высшего звена предприятия не имеет возможности оставить предприятие  на длительный период времени; базовый  уровень образования руководителей  предприятий высок, и это определяет их способность быстро и легко  осваивать новые знания и навыки. Учитывая вышесказанное, переподготовка действующих руководителей предприятий  может осуществляться преимущественно  двумя способами:
     во-первых, это интенсивные, практически ориентированные  учебные курсы (тренинги);
     во-вторых - обучение в процессе реформирования предприятия при содействии профессиональных консультантов по управлению.
     Важными условиями для решения проблемы эффективного менеджмента и создания механизмов естественной ротации кадров предприятий является наличие, с  одной стороны, системы контроля и ответственности, а с другой - системы мотивации. Контроль эффективности  менеджмента должны осуществлять собственники предприятия.
     Способность производить продукцию высокого качества и с низкими затратами  определяется уровнем развития технологии на предприятии. Ряд видов качественной продукции просто не может быть произведен без применения новейших технологий. Не все предприятия в состоянии  приобрести технологическое оборудование из собственных средств и поэтому  нуждаются в дополнительных источниках долгосрочного финансирования. Существенное влияние на процессы технологического перевооружения может оказать развитие лизинга. С одной стороны, лизинг является наиболее приемлемым способом долгосрочного финансирования предприятия, с другой - создает платежеспособный спрос на продукцию производителей оборудования [15]. 

    1.3. Показатели  и методы оценки конкурентоспособности  продукции 

     Конкурентоспособность — это комплексная многоаспектная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению  с аналогичными товарами-конкурентами как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Такое определение  исходит из предпосылки, что конкурентоспособность в условиях рыночной экономики должна рассматриваться с точки зрения потребителя. Что же интересует его при выборе товара?
     Маркетинговый анализ как раз и призван, прежде всего, выявить те параметры товара, которые представляют для покупателя существенный интерес.
     Во-первых, это параметры, в которых отражается качество и полезность товара с учетом социальных, функциональных, эргономических, эстетических, экологических и других потребительских свойств. Ведь для того, чтобы товар был пригоден для удовлетворения потребности и представлял интерес для покупателя, он должен обладать набором соответствующих параметров. При этом согласно маркетинговой концепции особое значение имеет не просто набор потребительских свойств и характеристик товара, а понимание того, как данный товар воспринимается самим потребителем, которому, в принципе, безразличны его технические характеристики, но важно, каким образом данный товар может помочь удовлетворить определенную потребность или разрешить стоящую перед ним проблему.
     Таким образом, одним из условий выбора товара потребителем является совпадение его свойств с условными характеристиками прогнозируемой потребности.
     Во-вторых, стремясь к приобретению товара, в  наибольшей степени соответствующего потребностям (т.е. обладающего наивысшим  потребительским эффектом), потребитель не может абстрагироваться от затрат, которые будут связаны с этим товаром. Естественно, что он стремится достичь оптимального соотношения потребительских свойств изделия и своих расходов, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. Поэтому для определения конкурентоспособности существенным является не только сравнение товаров по степени соответствия конкретной потребности, но и учет затрат потребителя, связанных с данными товарами. При этом следует исходить из того, что для покупателя покупка означает только обязательное условие, исходный пункт начала процесса удовлетворения потребности, который представляет собой акт не единовременный, а занимает определенный (иногда весьма длительный) период.
     Для многих товаров реализация полезного  эффекта достигается в ходе эксплуатации, что связано с дополнительными  расходами для покупателя.
     Таким образом, конкурентоспособность обусловливается  качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. Отсюда следует, что конкурентоспособность более полно раскрывается через систему показателей, среди которых выделяются:
     -качественные;
     -экономические.
     Качественные  показатели конкурентоспособности  характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность. Они подразделяются на классификационные и оценочные.
     Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной группировке и определяют назначение,
     область применения и условия использования  данного товара.
     Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество товара. Они используются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отнесенных к одному классу по классификационным показателям.
     По  роли, выполняемой при оценке конкурентоспособности, оценочные показатели разделяют на две группы:
     -показатели, используемые для проверки выполнения  обязательных требований, которым  должна удовлетворять продукция;
     -показатели, используемые для сопоставления  конкурирующих на рынке товаров  по степени удовлетворения потребителя  теми или иными свойствами.
     Экономические показатели конкурентоспособности  характеризуют суммарные затраты  потребителя на удовлетворение его  потребности посредством данного товара. Они состоят из расходов на покупку (продажная цена) и расходов, связанных с затратами на эксплуатацию изделия в период срока его службы (ремонт, уход, технологическое обслуживание, покупка запасных частей, энергопотребление и др.). В целом же общая сумма этих расходов выступает для потребителя в качестве цены удовлетворения потребности (цены потребления).
     Состав  и структура экономических показателей  определяются назначением изделия, уровнем качества, социально- экономическим положением потребителя, наличием услуг и другими факторами [13,63].
     Более полно сущность конкурентоспособности  раскрывается через систему показателей, которые характеризуют уровень  конкурентоспособности продукции.
     Наиболее  часто при оценке конкурентоспособности  продукции применяются следующие методы.
     1. Критерием для определения конкурентоспособности  товара является его цена потребления,  которая определяется по формуле  

     Цп = Цпр + Ип(1) 

     где Цп- цена потребления;
     Цпр - цена приобретения;
     Ип - издержки потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы.
     Для покупателя все расходы делятся  на две основные категории: постоянные затраты, которые осуществляются единовременно, то есть покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр.; переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием - эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т. п.), текущий ремонт и обслуживание и др.
     Величину  переменных затрат (Ипер) можно определить по формуле 

     Ипер = (ЗП +Ирем +Им +А +Ипр)Тн (2) 

     где ЗП - годовой фонд заработной платы  обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды;
     Ирем - годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание;
     Им - годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники;
     А - годовая величина амортизации;
     Ипр - прочие годовые издержки, связанные  с эксплуатацией техники;
     Тн - нормативный срок службы.
     По  мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает, и соответственно увеличивается их доля в цене потребления.
     На  этой основе формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, то есть становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия.
     С выработкой этого ресурса потребитель  должен прекратить пользоваться данным изделием и заменить его новым  или провести капитальный ремонт, то есть восстановить в той или  иной степени экономический ресурс.
     Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти параметры различаются, необходимо привести их в сопоставимый вид.
     Технические параметры при этом методе определения  конкурентоспособности учитываются косвенно в стоимостных параметрах (продажной цене и цене потребления).
     2. При определении конкурентоспособности товара учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара, а также уровень его качества.
     При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов  более конкурентоспособным является тот, у кого ниже себестоимость. В  этих условиях предприятия должны обращать внимание не только на уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее производства и реализации [12,232].
     3. Сопоставление товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены осуществляется по следующей схеме:
     1) Средний индекс конкурентоспособности  по стоимостным показателям рассчитывается  по формуле
     Iр= ( Рiб /Рi)/n(3)
     где Рi, Рiб-значение i-го показателя базового и анализируемого изделия; n-количество i-ых показателей.
     2)Индекс структурной оптимальности рассчитывается по формуле
     Iо= Iу/Iуб(4)
     где Iу-сруктурная оптимальность анализируемого изделия, рассчитываемая по формуле
     Iу=(ymin/ymax)/n(5)
     где ymin, ymax-минимальный и максимальный удельный вес показателей.
     3)Комплексный  стоимостной показатель рассчитывается  по формуле
     Iк= Iр*Iо(6)
     4)Интегральный  индекс конкурентоспособности рассчитывается  по формуле
     Iинт= Iс*Iк(7)
     5) Средний индекс конкурентоспособности  по экспертным оценкам рассчитывается  по формуле
     Iс=( Вi/Вiб)/n(8)
     где Вi/Вiб -значение i-го показателя базового и анализируемого изделия
     n-количествоi-ых показателей [21]. 

     1.4. Конкурентоспособность белорусских  товаров и пути её повышения 

     В современных условиях одной из основных целей любого ориентированного на экспорт предприятия является обеспечение устойчивой конкурентоспособности производимой продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынках.
     Достижение  данной цели по средствам решения  определенных задач дает возможность  белорусским предприятиям-экспортерам  работать на перспективу, а также  избежать банкротства или преобразования в другое качественно новое предприятие.
     В масштабах республики в целом  обеспечение конкурентоспособности  экспортируемой продукции на внешних рынках, а также изыскание и использование имеющихся возможностей роста конкурентоспособности белорусских товаров позволит достигнуть устойчивого долгосрочного развития Беларуси, которая является страной с открытой экономикой, т.к. более 50% ее ВВП составляет экспорт.
     По  мнению исследователей, конкурентоспособность - это наличие у производимой продукции потребительских, ценовых и качественных характеристик, обеспечивающих ее успех на внутреннем и внешних рынках. Качество продукции является одним из важнейших факторов конкурентоспособности любого предприятия. Роль и значение повышения конкурентоспособности путём повышения качества продукции для нашей страны на современном этапе социальных и экономических преобразований является актуальной задачей.
     При этом важнейшими факторами, определяющими конкурентоспособность, следует назвать обеспечение соревновательности товаров по уровню издержек, производительности и интенсивности труда - ценовую конкурентоспособность, а также конкурентоспособность продукции по качественным и потребительским свойствам.
     С середины 90-х гг. прошлого века по настоящее  время в Беларуси начало нарастать  отставание по величине издержек на производство экспортируемой продукции в целом  и по величине удельных затрат, т.е. издержек на единицу выпускаемой  продукции, в частности.
     В настоящее время эти показатели в Беларуси в 2,5-3 раза выше, чем в развитых странах, что, несомненно, отрицательно сказывается на ценовой конкурентоспособности экспортируемых белорусских товаров.
     Что касается второго важнейшего фактора  ценовой конкурентоспособности  белорусских товаров (производительности труда), то в настоящее время ситуация с производительностью и интенсивностью труда в Беларуси для конкурентоспособности отечественных товаров складывается неблагоприятно, основной причиной чего являются высокие показатели износа основной массы активной части производственных фондов, который не только обуславливает обвальный рост издержек производства, невозможность задавать продукции необходимые параметры качества, нерациональный расход материальных и топливно-энергетических ресурсов, но и повышенные затраты рабочего времени на ремонты и поддержание их в работоспособном состоянии.
     Кроме того, на показатели производительности труда отрицательно сказывается увеличение технического и технологического отставания, отсутствие системы действенных мер стимулирования высоких показателей производительности труда работников.
     Сейчас  производительность труда на многих предприятиях, экспортирующих впоследствии произведенную ими продукцию, в 2,5-3 раза ниже, чем в промышленно развитых странах.
     Следует отметить, что в качестве наиболее весомых также выступают технический и технологический факторы. По оценкам специалистов, по масштабам использования высоких технологий для производства Беларусь значительно отстает от других стран, а показатели материало- и энергоемкости в ряде случае в 2-2,5 раза выше соответствующих затрат у зарубежных конкурентов на производство аналогичной продукции.
     На  данный момент в Республике Беларусь особая значимость стала придаваться решению проблемы повышения конкурентоспособности продукции, поскольку от ее уровня зависит конкурентоспособность предприятия, отрасли и экономики страны в целом. Выявлено, что в условиях рыночных отношений уровень конкурентоспособности на 70-80% зависит от качества и на 20-30% - от цены.
     Сдерживающим  фактором повышения конкурентоспособности  продукции в Беларуси является: высокий  уровень износа основных фондов и  низкий уровень применяемых технологий. В некоторых отраслях промышленности износ основных фондов составляет более 60%, активной их части - около 80%. Сложное финансовое положение большинства предприятий не позволяет решать проблему внедрения прогрессивных технологий и освоения новой конкурентоспособной продукции.
     Значительный  износ основных фондов и недостаточный  уровень технологий обуславливают  высокую затратоемкость производства. Следует отметить, что предприятия Беларуси работают в основном на привозном сырье, цены на которое постоянно растут. Это ведет к росту издержек, что вызывает рост цен и снижение конкурентоспособности продукции.
       Центральное место в управлении  конкурентоспособностью продукции  должно отводиться прогнозированию ее уровня. Именно прогнозная, потенциальная конкурентоспособность является основой для создания новых изделий, обоснования требований, закладываемых в техническое задание на их разработку и в соответствующую нормативно-техническую документацию, принятия решений и необходимости доработки, модернизации или снятия продукции с производства.
     Умение  прогнозировать потенциальную конкурентоспособность  вновь разрабатываемых изделий и выпускаемых товаров позволяет избегать возможных просчетов в реализации стратегии фирмы. Прогнозирование конкурентоспособности товара должно осуществляться в тесной увязке с фазами его жизненного цикла, чтобы своевременно выявлять момент начала снижения показателей конкурентоспособности и принимать соответствующие решения.
     При оценке и прогнозировании конкурентоспособности  продукции целесообразно применять следующие методы: измерительный метод; регистрационный метод; расчетный метод; экспертный метод; социологический; матричный подход; рейтинговая оценка конкурентоспособности товаров, экономико-математические методы.
     Поскольку цена потребления формируется с  учетом издержек, важное значение имеет прогнозирование издержек производства конкретных изделий.
     При прогнозировании издержек могут  применяться методы экстраполяции (метод подбора функций и др.), экспертные оценки, факторные модели и другие методы. Наиболее доступным  является индексный метод.
     В настоящее время весьма популярен  тезис о ценовой конкурентоспособности белорусской продукции. У этого тезиса есть основания: часть нашей продукции действительно стоит дешевле, чем у конкурентов. Причем настолько, что этих денег не хватает даже на покрытие издержек. Так, белорусские трактора продаются в России по бросовым ценам.
     Однако, как уже было отмечено выше, цена является не единственным и далеко не всегда важным фактором конкурентоспособности того или иного продукта. Дешевый товар, потребительские характеристики которого уступают параметрам конкурентов, особенно не продашь.
     С целью обеспечения конкурентоспособности  своей продукции предприятие  должно постоянно отслеживать, удовлетворяют  ли его товары требованиям потребителя, лучше ли они, чем товары конкурентов, все ли параметры конкурентоспособности улучшаются опережающими темпами. При первом же сигнале о неблагополучии предприятие обязано очень быстро принимать меры к исправлению ситуации. И скорость сейчас становится главным гарантом успеха.
     Беда  наших предприятий не только в  неумении реагировать на изменения  рынка, но и в неспособности произвести нужную рынку продукцию, а затем  быстро ее продать. Это ведет к  колоссальному росту товарных запасов, что означает замораживание средств, уменьшение оборотных ресурсов, и невозможность выплачивать персоналу зарплату.
     Причин  низкой конкурентоспособности на самих  предприятиях много: это изношенное оборудование и низкая квалификация, избыток персонала и несовершенные процессы управления, нерешенные вопросы собственности. Но, пожалуй, главная причина в том, что большинство предприятий ориентируются не на требования рынка, а на показатели, устанавливаемые вышестоящими организациями. Чем более жесткая централизация в отрасли, тем хуже общий результат, так как основа успеха на рынке - победа в конкурентной борьбе за счет более быстрого реагирования на изменение каждого показателя конкурентоспособности. Недооценка этого приводит к вытеснению предприятий с рынков, увеличение товарных запасов, уменьшению объемов продаж и уровня заработной платы.
     Повышения конкурентоспособности практически  невозможно достигнуть случайным образом. Необходима система управления конкурентоспособностью. И для отечественных производителей это в настоящее время важнее, чем для тех же мировых лидеров.
     Многие  из систем, обеспечивающих конкурентоспособность, нашим предприятиям общеизвестны и общедоступны. И едва ли не главную роль здесь играют международные стандарты. Наиболее актуальными на сегодняшний день являются стандарты ИСО серии 9000. Сертификация системы качества - знамя и весомый аргумент для предприятия в конкурентной борьбе.
     Единственный  способ сохранить своё присутствие  на рынках в условиях глобализации - это стремиться соответствовать глобальным стандартам и правилам. Иного пути нет. Сегодня государство стимулирует внедрение систем управления качеством уже на базе МС ИСО 9000, часто требуют этого и международные партнёры.
     Естественно, проблема конкурентоспособности продукции  затрагивает не только интересы государства  в целом, но и интересы отдельных  товаропроизводителей, т.к. на сегодняшний день перед отечественными предприятиями остро стоит вопрос выживаемости в современных рыночных условиях. Отсюда вытекает такое понятие, как «конкурентоспособность предприятия». В свою очередь конкурентоспособность самого предприятия определяется, прежде всего, конкурентоспособностью выпускаемой им продукции.
     Для РБ проблема конкурентоспособности  продукции является особенно актуальной, т.к. продукция большинства отечественных предприятий не выдерживает жесткой конкуренции на мировом рынке. Такое положение является следствием целого ряда причин, основными из которых являются: низкое качество продукции отечественных товаропроизводителей, а также низкая эффективность производства.
     Конкурентоспособность наших товаров и услуг продолжает снижаться ввиду роста внутренних цен на сырье и энергоносители, а также увеличения транспортных и иных издержек, значительно опережающих динамику падения курса белорусского рубля по отношению к твердым валютам. В то же время, испытывая хронический дефицит инвестиций, отечественные предприятия не могут приступить к выпуску инновационной и конкурентоспособной продукции.
     Исходя  из выше сказанного, развить свои конкурентные преимущества Беларусь, на наш взгляд, может не только, обновив свои производственные фонды за счет инвестиций, повысив производительность труда и его интенсивность, используя технологии, позволяющие снизить материало- и энергоемкость выпускаемой продукции, но и на основании учета при производстве каких-либо товаров с целью их последующего вывоза за пределы республики шести основных характеристик страны, определяющих экономическую среду, которая вследствие этого может быть сформирована либо как благоприятная, либо как не благоприятная для роста конкурентоспособности белорусских товаров:
    Факторы производства, т.е. природные ресурсы, рабочая сила, инфраструктура и т.д.
    Объем спроса и требовательность покупателей.
    Стратегия предприятия, его структура и конкуренты, иными словами цели собственника предприятия и его управляющих, характер конкуренции в стране.
    Родственные и поддерживающие отрасли, т.е. обеспеченность производителя конкурентоспособной продукцией для своего производства достаточно конкурентоспособными поставщиками.
    Изобретения, неожиданные повороты политики или изменения в мировой экономике.
    Государственная политика, ее способность усиливать или ослаблять влияние всех остальных параметров, формирующих экономическую среду.
    Повышение качества продукции, соответствие стандартам, сертификация.
    Имидж предприятия.
    Реклама продукции
    Использование данных о предприятии, его продукции на сайте в Интернете.
     Кроме указанных мер, обеспечивающих нормальные, предсказуемые условия функционирования экономики, главным фактором решения  проблемы сбыта является повышение  конкурентоспособности отечественных  товаров за счет улучшения качества и снижения издержек на их производство и реализацию. Кардинальное решение  данной задачи возможно только в результате:
     - обновления технологической базы;
     - разработки и освоения новых  видов продукции, соответствующих  по своим качественным характеристикам  потребностям мирового рынка;
     - диверсификация внешней торговли;
     - сертификация продукции;
     - развитие информационной инфраструктуры  отечественных товаропроизводителей;
     - регулирования цен;
     - использования различных видов  рекламы;
     -поиск  новых рынков сбыта;
     - улучшения качества продукции;
     - своевременного прогнозирования конкурентов
 

    2. ОЦЕНКА  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ОАО  «БААЗ» 

    2.1. Общая  характеристика и анализ технико-экономических  показателей предприятия
     Открытое  акционерное общество «Барановичский автоагрегатный завод» - один из ветеранов промышленных предприятий города Барановичи в отрасли машиностроения. Его юридический адрес: 225409, г. Барановичи, Брестская область, ул. Гагарина, 62.
     Дата  регистрации: Свидетельство № 07977 от 29.01.2009 года. Решение Брестского исполнительного  областного комитета № 4 от 26.01.2009 года. В реестре общереспубликанской  регистрации за № 200167349.
     Размер  уставного фонда: 60 634 тыс. руб. (доля государства -100 %).
     Основная  продукция завода – это рулевые  механизмы, телескопические амортизаторы, насосы гидроусилителя руля, тяги рулевого управления, гидравлические домкраты, реактивные штанги (автомобильные, прицепные  и автобусные), гидродемпферы, насосы подъема кабины, буксирные приборы, валы карданные рулевого управления и другие изделия, всего более 700 наименований.
     Трудовая  биография предприятия начинается с августа 1944 года (приказ №21 ОТ 9.08.1944 г.) с небольшого мотороремонтного завода, основной задачей которого являлся  ремонт тракторных двигателей. Очень трудные задачи предстояло решить этому маленькому коллективу. Необходимо было организовать строительство завода ускоренными темпами.
     8 сентября 1945 г. был организован  отдел технического контроля. Техническая  подготовка производства велась  параллельно со строительством. В мае 1945 г. завершена подготовка  и освоен технологический процесс  отливки алюминиевых поршней.
     В последующие 1946-50 года перед коллективом  завода стояла первоочередная задача - увеличить темпы роста по ремонту  автотракторных моторов.
     С 1953 года завод приступил к ремонту  автомобилей ГАЗ-51. К началу 1959 года капитально производился ремонт автомобилей  ГАЗ-51, ЗИС-5, ЗИС-120.
     С 1959 года завод стал специализироваться по выпуску автомобильных агрегатов. С января 1960 года завод переименован в завод автомобильных агрегатов. Со 2 июня 1960 г. предприятие переименовано  в Барановичский автоагрегатный завод.
     С апреля 1961 года освоены производство рулевого управления МАЗ-200, приводного шкива трактора «Беларусь», домкрата гидравлического грузоподъемностью 25 тонн, а через год был освоен выпуск деталей рулевого управления трактора «Беларусь».
     В начале 1964 года с конвейера Барановичского автоагрегатного завода сходят первые рулевые механизмы МАЗ-500 и телескопические амортизаторы МАЗ-500. За эти годы построены и введены в эксплуатацию два механических корпуса и новая компрессорная станция. Организованы новые участки «Домкрат», «Амортизатор-200», «Руль-200», «Шкив», «Амортизатор-500», термогальваническое отделение, инструментально-заточной участок, химическая и металлографическая лаборатории.
     Датой выпускал товаров народного потребления (далее ТНП) считается 1968 год, когда  было освоено производство ручной соломорезки. Начиная с этого времени, производство ТНП беспрерывно возрастало. Завод  выпускает устройство для крепления  колес автомобиля «ВАЗ», подставки  под автомобиль «Москвич» и «Жигули», ножницы хозяйственные, шайбы облицовочные, опоры регулируемые для тумбовых столов, комплекты мебельной фурнитуры, тягово-сцепные устройства к легковым автомобилям и др.
     С сентября 1975 года завод входит в  состав объединения «БелавтоМАЗ».
     В 1978 году внедрена комплексная система  управления качеством продукции (КСУП), что позволило на более высоком  уровне решать вопросы качества выпускаемой продукции с учетом пожеланий потребителей.
     За  эти годы завод вырос в крупное  машиностроительное предприятие и  специализируется на производстве автомобильных  агрегатов к большегрузным автомобилям.
     В 90-е годы освоены и внедрены в  производство новые виды продукции: рулевой механизм к автомобилю «БелАЗ» и МАЗ-500, запасные части к нему, шкив с ободом к новым тракторам МТЗ, клапаны сцепления автомобилей семейства МАЗ, КАЗ, тяги рулевого управления. Завершено строительство механосборочного корпуса по выпуску телескопических гидравлических амортизаторов, оснащенного новым оборудованием и передовой технологией. Построены складские помещения из легких металлических конструкций.
     В 1987 году освоены новые виды ТНП: тягово-сцепные  устройства к автомобилям «Москвич»  и «Жигули», балка оси со ступицами  к прицепу «Зубренок», замковое устройство к прицепам легковых автомобилей, петля  мебельная.
     90-е  годы отмечены завершением строительства  и вводом в эксплуатацию ряда  важных для завода объектов. В  1985 году открыл свои двери фирменный  магазин, транспортный цех (ныне  участок по изготовлению реактивных  штанг), в 1987 году цех штамповки.  В 1988 году завершено строительство  механосборочного корпуса по  выпуску телескопических гидравлических  амортизаторов, оснащенного новым  высокопроизводительным оборудованием  и передовой технологией.
     В 1994 году началось серийное производство автобусных амортизаторов для автобусов  «Икарус», «Неоплан», «ЛидАЗ», амортизаторов для автомобилей «КамАЗ». Всего освоено в 1995 году 34 наименования новых изделий, в 1996 году - 26 новых изделий.В 1997-1998 году освоено еще более 50 новых изделий. В 2001 году освоено 39 наименований реактивных штанг для автомобилей, автобусов и прицепов семейства МАЗ. В 2002 году освоено производство насосов гидроусилителя руля. За 2004 год освоено производство 5 наименований продукции.
     В тяжелейших условиях работы при переходе к рыночной экономике завод обеспечил  стабильную работу на протяжении всего  периода - не было длительных остановок, не закрывались производства, не было массовых сокращений работающих. Интенсивно велась структурная перестройка  производства, освоение новой продукции.
     В открытом акционерном обществе «Барановичский автоагрегатный завод» функционирует система менеджмента качества по проектированию и производству комплектующих и запасных частей, ТНП, сертифицированная в национальной системе подтверждения соответствия по СТБ ИСО 9001-2001 (сертификат соответствия № BY/112 05.01.003 0081 от 3 мая 2007 года представлен в Приложении А).
     Результатом работы по внедрению системы качества стало признание завода победителем  конкурса Брестского облисполкома «Качество» в 2001 году. С 2002 года предприятие стало лауреатом премии Министерства промышленности РБ в области качества и лауреатом Премии Правительства РБ за достижения в области качества. В 2002 году домкрат гидравлический г.п.5 т стал победителем конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь», а в 2004 лауреатом конкурса признан амортизатор гидравлический телескопический.
     Система менеджмента качества по ИСО/ТУ 16949 - система, обеспечивающая постоянное улучшение, делающая акцент на предупреждение дефектов и снижение отклонений и  нерациональных затрат в цепочке  поставок.
     С целью обеспечения охраны и качества окружающей среды, защиты здоровья населения, ОАО «Барановичский автоагрегатный завод», как предприятие машиностроительного профиля, обращает большое внимание на результаты воздействия своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду.
     Для достижения высокой экологической  эффективности возникла необходимость, чтобы предприятие приняло на себя обязательства применять систематический подход к решению экологических проблем производственной деятельности.
     Система управления окружающей средой (СУОС) на соответствие требованиям СТБ ИСО 14001-2000 была внедрена на ОАО «БААЗ» в 2003 году Экологический сертификат соответствия представлен в Приложении Б).
     С 2003 года предприятие дважды (в 2006 и  в 2009 году) подтверждало полученный экологический  сертификат соответствия.
     В целях информирования персонала  в структурных подразделениях завода изготовлены и установлены стенды «Система менеджмента», состоящие из трех разделов: «Экология», «Качество», «Охрана труда», где размещается актуальная информация в области охраны окружающей среды, качества и охраны труда.
     В сентябре 2008 года в г. Речица финишировал  Шестой Республиканский экологический  форум, проходивший под девизом  «За здоровую окружающую среду». Предприятие  приняло участие в разделе  выставки «Экологическая сертификация». Представленная выставочная композиция наглядно продемонстрировала усилия и  опыт ОАО «БААЗ» в области сохранения благоприятной окружающей среды.
     Все это повысило экологический имидж  предприятия как предприятия  проводящего большую работу в  области охраны окружающей среды  и повышения качества продукции.
     На  предприятии большое внимание всегда уделялось созданию и развитию социальной сферы, которая способствует поддержанию  благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
     К услугам заводчан в 1980 году сдано  общежитие на 390 мест с оборудованной  спортивной площадкой. В 1991 году построены  столовая на 200 мест, кафе-бар, буфет. В  помощь родителям при заводе имеется  детский сад-ясли, рассчитанный на 140 мест. На озере Гать, в живописном месте, расположен заводской оздоровительный лагерь для детей «Звездочка», общей площадью 3,2 Га.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.