На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Централизация и децентрализация

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
“Может показаться странным, что для принятия важного  решения в стратегии требуется  гораздо больше силы воли, чем в  тактике… В тактике мгновение  само вас увлекает с неудержимой  силой… В стратегии, где все протекает  гораздо медленнее, предоставлено  гораздо больше простора для собственных  и чужих сомнений, возражений, представлений, а следовательно, также и для  несвоевременных сожалений о  прошлом. А так как в стратегии  не приходится, как в тактике, видеть собственными глазами хотя бы половину всего, но лишь угадывать и предполагать, то и воззрения бывают менее устойчивы. В результате большинство полководцев  там, где они должны были бы действовать, топчутся на месте среди мнимых затруднений  и колебаний” 1
“Одно лишь дублирование управляющих центров и элементов, присущее инженерии XX века, вело к абсурду  в конструировании: если автоматический космический корабль, посланный  к далекой планете, создавать  по этому принципу, то есть дублировать  управляющие им компьютеры, то ввиду  огромной продолжительности полета его следовало бы снабдить уже  не четырьмя или пятью, но пятьюдесятью компьютерами, действующими уже не по законам «линейной логики», но по законам «демократического голосования». То есть если бы отдельные компьютеры перестали действовать единообразно и результаты их вычислений разошлись  бы, то правильными следовало бы признать результаты, к которым пришло большинство. Следствием подобного  «инженерного парламентаризма» было бы конструирование гигантов, наделенных всеми изъянами парламентской демократии, такими, как взаимоисключающие точки  зрения, проекты, планы и действия. Инженер назвал бы демократический  плюрализм, встроенный в систему, ее гибкостью, которая все же должна иметь границы. А значит, решили конструкторы XXI века, следовало гораздо раньше пойти на выучку к биологической  эволюции, ведь миллиардолетний возраст  ее творений — свидетельство оптимальной  инженерной стратегии. Живой организм управляется не по принципу «тоталитарного централизма» и не по принципу «демократического  плюрализма», но посредством стратегии  гораздо более изощренной; сильно упрощая проблему, эту стратегию  можно назвать компромиссом между  сосредоточением и рассредоточением регулирующих центров.” 2
Проблема централизации  и децентрализации власти в управленческих структурах, на мой взгляд, особенно обнажилась в СССР – максимально  централизованное управление столь  огромной «махиной» зачастую давало сбои (результаты работы многих субструктур  подгонялись под план, технические  прорывы достигались за счёт уровня жизни населения, многие светлые  головы были высланы из страны, еще  больше – расстреляны или изолированы  от общества), что в конечном итоге  привело к распаду организации. Начав свою работу с воспоминаний о столь драматическом периоде  нашей жизни, я не ставлю задачей  убедить читателя в несостоятельности  централизованных структур, или в  ущербности оных. Всё дело в нужном балансе.
1 К. Клаузевиц.  О войне. М.: Госвоениздат, 1934. С. 79.
2 С. Лем. Системы  оружия двадцать первого века. М.: Наука, 1990. С. 230-231.
Глава 1. Централизация
Организации, в которых  руководство высшего звена оставляет  за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших  решений, называются ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМИ. ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ —  это такие организации, в которых  полномочия распределены по нижестоящим  уровням управления. В сильно децентрализованных организациях управляющие среднего звена имеют очень большие  полномочия в конкретных областях деятельности.
Степень централизации
На практике, однако, не встречается полностью централизованных или децентрализованных организаций. Такие организации представляют собой лишь предельные точки некоего  континуума, между которыми лежат  все встречающиеся на практике типы структур. Степень централизации  варьируется от организации, где  большая часть (если не все) полномочия, необходимые для принятия важнейших  решений, остаются на высшем уровне управления, до организации, где большая часть  таких прав и полномочий делегируется нижестоящим уровням управления. Разница состоит лишь в относительной  степени делегирования прав и  полномочий. Поэтому любая организация  может быть названа централизованной или децентрализованной лишь в сравнении  с другими организациями или  в сравнении с собой же, но в  другие периоды. Так, например, «IBM»  имеет относительно централизованную структуру управления, но расширяет  использование децентрализованных структур. В Европе, например, «IBM»  подразделила все свои филиалы и  отделения на пять экономических  центров. Руководителям этих центров  даны очень большие права для  принятия решений, определяющих важнейшие  экономические показатели отделений .
Понять, насколько  данная организация централизованна  в сравнении с другими, можно  определив следующие ее характеристики.
Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях  управления. Чем больше количество тех решений, которые принимают  нижестоящие руководители, тем большая  степень децентрализации.
Важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. В децентрализованной организации  руководители среднего и нижнего  звена могут принимать решения, связанные с затратами значительных материальных и трудовых ресурсов или  направлением деятельности организации  в новое русло. 3. Последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. Если руководители нижнего и среднего звена могут принимать решения, затрагивающие более чем одну функцию, то организация, по-видимому, децентрализованная.
Количество контроля за работой подчиненных. В сильно децентрализованной организации руководство  высшего звена редко проверяет  повседневные решения подчиненных  ему руководителей, исходя из предположения, что все эти решения правильные. Оценка действий руководства делается на основании суммарных достигнутых  результатов, в особенности, уровня прибыльности и роста организации.
В рамках одной и  той же организации одни отделы могут  быть более централизованы, чем другие. Управляющие магазинами и привилегированные  арендаторы (например, в сети ресторанов «МакДоналдс») имеют почти неограниченную власть принимать решения в отношении  своего персонала и некоторые  полномочия в выборе покупаемых продуктов. В этой фирме решения о размещении новых ресторанов и магазинов  принимаются в средних звеньях  управления, в то время как решения, определяющие уровень цен и выпуск новых товаров, принимаются только высшим руководством. В обычных больницах  административные функции имеют  высокую степень централизации, но собственно медицинский персонал и, в первую очередь, лечащие врачи  почти полностью автономны и  независимы в своих действиях. В
крупных университетах  на разных факультетах степень, до которой  преподаватель имеет право менять содержание читаемого им курса, может  очень сильно варьироваться.
Говоря о той  или иной степени централизации  или децентрализации организации, мы фактически определяем степень делегирования  высшим руководством нижестоящим уровням  управления своих полномочий по принятию важнейших решений в таких  областях, как определение цен, разработка видов продукции, маркетинг и  вопросы, связанные с эффективностью работы отдельных структурных единиц. Даже в большой степени децентрализованных организациях высшее руководство оставляет за собой право выносить решения по таким вопросам, как определение общих целей и задач организации, стратегическое планирование, формулирование политики фирмы в различных областях, коллективные договоры с профсоюзами, разработка финансовой и бухгалтерской системы фирмы. Ясно, что было бы глупо позволить руководству какого-либо одного отдела диктовать, как должна работать организация в целом. По аналогичным причинам руководство высшего звена должно оставлять за собой контроль за расходами и стратегическими планами своих важнейших отделений. Фирма «General Dynamics» понесла огромные убытки из-за того, что при проведении серьезной децентрализации структуры управления в ведении высшего руководства не были оставлены полномочия по решению этих вопросов. Одна из причин того, что «Bank Of America» потерял в 1986 г. Почти 1 млрд. долл., заключалась в чрезмерной децентрализации решений по вопросам о предоставлении займов. Согласно результатам одного из исследований, «в настоящее время «Bank Of America» резко сокращает число своих отделений, которые могут предоставлять кредиты и возлагает на высокопоставленных служащих центрального отделения банка обязанность регулярно проверять их работу.
Хотя в организациях с сильно децентрализованными структурами  полномочия принимать решения должны делегироваться руководству среднего звена, важнейшие решения в крупных  фирмах все равно принимаются  только служащими, занимающими достаточно высокие должности на уровне не ниже руководства отдела. Такая форма  децентрализации в крупных фирмах называется федеральной децентрализацией.
Факторы, определяющие степень централизации
Вскоре после первой мировой войны такие фирмы, как  «General Motors», “Standart Of New Jersey» осознали серьезность потенциальных проблем, заключавшихся в функциональных централизованных структурах. Хотя функциональная организация и централизованный порядок принятия решений в прошлом  доказал свою эффективность, по мере расширения номенклатуры продукции  этих фирм, проявления активности в  новых областях бизнеса, выхода на международные  рынки, руководство высшего звена  осознало, что количество и сложность  решений, которые они должны принимать, превышает их возможности. Руководство  этих фирм пришло к выводу, что для  обеспечения дальнейшего роста  и развития организации, а также  эффективности решений, принимаемых  по ключевым вопросам, необходимо делегировать некоторые важные полномочия нижестоящим  иерархическим уровням управления. Таким образом, эти организации  стали переходить к децентрализованной структуре управления, при которой  за высшим руководством остается решение  вопросов долгосрочного планирования, распределения ресурсов фирмы по отделениям, координации и оценки деятельности отделений. Руководителям  отделений было делегировано право  принимать решения в области, непосредственно связанных с  продукцией и услугами, за которые  они отвечают.
Эта тенденция реорганизовывать структуру фирмы в соответствии ее стратегическими планами есть еще одна форма проявления уже  приводившегося нами тезиса о том, что  стратегия определяет структуру  — тезиса, который получил очень  много экспериментальных подтверждений. Примерно в то же время и по аналогичным  причинам к децентрализованной дивизиональной структуре стали переходить и  некоторые другие крупные фирмы: «Юнион Карбавд», «Вестингауз Электрик», «Ю.Эс. Раббер», «Гудрич» и сеть бакалейно-гастрономических магазинов «Эй энд Пи». Однако, как этого и следовало ожидать, подобная тенденция не стала всеобщей, и не все фирмы, внедрявшие децентрализованную структуру, продолжали двигаться в  этом направлении. Так, например, в 1976 г. Один из пионеров децентрализации, фирма «Сирс» начала реорганизовывать свою структуру в сторону большей централизации, что было вызвано снижением уровня прибыльности. В то время, как в существовавшей структуре большинство важных решений в отношении материально-технического снабжения и рекламы продукции в фирме «Сирс» ранее принималось на уровне директора магазина или управляющего районной сетью магазинов, в новой структуре они должны приниматься в штаб-квартире фирмы. Руководство фирмы «Сирс» пришло к заключению, что такой подход позволит лучше контролировать расходы, а на переговорах с поставщиками даст возможность лучше использовать все преимущества, связанные с масштабами фирмы и покупательной способностью «Сирс».
В 1984 г. «Дженерал  Моторс» также реорганизовала часть  своей прежде децентрализованной структуры, сделав ее более централизованной. Руководство фирмы посчитало, что  такая реорганизация позволит выполнить  график запуска в производство новых  моделей, лучше контролировать издержки, ужесточить контроль качества и поможет  отделениям фирмы перейти к выпуску  более разнообразных моделей  взамен нынешних машин, почти неотличимых  друг от друга.
В прошлом «Дженерал  Моторс» состояла из пяти отделений, и каждое разрабатывало и производило  свои собственные модели автомобилей. Согласно новой структуре, разработка новых моделей была сосредоточена  в двух отделениях (а не в пяти): большие автомобили и малолитражки. В отделение малолитражных автомобилей  входят «Шевроле», «Понтиак» и «Дженерал _А_ам_соф Канада», а в отделение  больших — «Бьюик», «Кадиллак» и  «Олдсмобил». «Дженерал Моторс»  будет продолжать сбывать свои автомобили через все пять отделений. Таким  образом, в данном примере маркетинговые  функции остались децентрализованными, а производство и техническая  политика приобрели большую степень  централизации.
Согласно результатам  проведенного всеобъемлющего научного исследования, четыре отрасли отличаются наиболее высокой степенью децентрализации  — это транспорт, химическая электротехническая и резинотехническая промышленность. По сравнению с более централизованными  отраслями (пищевой и бумажной промышленностью, металлургией и машиностроением), эти  отрасли отличаются высокой степенью диверсификации продукции и активностью  на международных рынках.
У децентрализованных структур сегодня много сторонников. Частично это объясняется тем, что  в них заложена мысль о том, что людям изначально присуща  способность успешно справляться  с поставленными задачами, а частично — многочисленными подтверждениями  эффективности таких структур. Одно из наиболее ярких и убедительных доказательств было представлено Питером  Друкером. Он был одним из первых, кто начал изучать, быть может, самый  серьезный в мировой истории  опыт создания децентрализованной организации: децентрализацию «Дженерал Моторс», предпринятую Альфредом П. Слоуном  в 20-х годах. Основываясь на очевидном  успехе децентрализации в «Дженерал  Моторс», «Сирс», «Стандарт Ойл», «Дженерал  Электрик» и «Дюпон», Друкер заключил, что «основное правило для  любой организации состоит в  том, чтобы вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать  кратчайшую цепь команд».
Очевидно, что многие руководители согласны с этим выводом. Большинство крупных американских корпораций имеют децентрализованную организацию^. Их общая структура  базируется на принципе федеральной  децентрализации, при которой руководители важнейших отделений могут действовать  почти полностью автономно во всем, что касается производимой ими  продукции. Однако даже самые ярые сторонники децентрализации признают, что она не является единственным средством для любой ситуации.[3]
Все возможные варианты централизации и децентрализации, конечно, перечислить нельзя, их слишком  много. Попробуем выделить три точки  на шкале, которые наиболее ярко характеризуют  существенные аспекты: полная централизация, максимально возможная децентрализация  и некий промежуточный вариант  — частичная централизация. 
Полная централизация  подразумевает, что сбытовая сеть состоит  из центрального аппарата (управляющей  компании) и сбытовых точек, которые  фактически не имеют никаких рычагов  управления продажами и по сути дела являются всего лишь пунктами выдачи товара. Реклама ведется централизованно  из головного офиса. План составляется тоже централизованно, соответственно под план продаж формируется план поставок, график и схема движения товаров (то, что называется логистикой). Товар попадает прямо на точки  выдачи, которые могут управлять  всего лишь одним параметром —  желанием потенциального клиента что-нибудь купить, когда он уже вошел в  магазин. Руководство такого «пункта  выдачи» может лишь менять дизайн, освещенность, цвет стен (в случае, если у него есть внутренний бюджет). Можно  менять температуру кофе, подаваемого  клиенту, или манеру поведения и  продавцов, выкладку товара на витрине, дизайн ценников, но не более того. В  случае полной централизации при  абсолютном отсутствии бюджета на управление продажами у пунктов выдачи нет  других возможностей влияния на продажи. При этом руководство холдинга требует  выполнения спущенного сверху плана  продаж. Но как они могут управлять  этим процессом? Ведь за все предыдущие стадии — поставку товаров, привлечение  внимания покупателей к товарам, к магазину и т. П. — они не отвечают, у них для этого нет средств, все централизовано. 
При использовании  описанной схемы самая большая  и самая распространенная ошибка состоит в том, что руководство  холдинга заставляет «пункты выдачи»  отвечать за план. (Хотя на практике они  за него не отвечают, потому что их не увольняют, даже если план продаж сорван — не набирать же каждый квартал  новых людей.) Но у центрального аппарата остаются иллюзии: мы всё делаем правильно, минимизируя общие затраты, а  вы, ребята, плохо продаете на местах. В то время, как продавцы ничем  не управляют, кроме собственного обаяния. Если к тебе приходит всего один клиент в день, то даже при идеальном  умении продавать, пятерым ты продать  свой товар никак не можешь.
Сбытовой холдинг  — структура, состоящая из материнской  компании и множества зависимых  от нее фирм, отличающаяся от прочих организационных образований тем, что головная компания обязательно  принимает долевое участие в  капитале остальных.
С управленческой (функциональной) точки зрения сбытовой холдинг —  это три взаимосвязанных подсистемы:
Управление спросом (привлечением клиентов), включающее маркетинг, рекламу и т. П.;
Управление поставками и движением товаров;
Управление продажами.
Это очень большая  проблема. Сильные волевые руководители и владельцы холдингов склонны  ответственность за основные этапы  брать в свои твердые руки (я  имею в виду управление поставками и привлечением клиентов), а план продаж спускать не в сбытовые структуры, а в точки выдачи товара. Отсюда — хроническое невыполнение плана  и примирение с этим (от безысходности); отсюда — отсутствие или размывание ответственности у сотрудников  как на нижних, так и на верхних  уровнях управления. Наверху объясняют  так: с какой стати нам отвечать за продажи, если они там внизу  плохо продают. А внизу и рады бы отвечать, да без средств и  полномочий не могут — везде упираются  в централизованные функции. Так  что же, совсем их освободить от всякой ответственности за план? Это тоже неправильно — тогда они просто будут по углам стоять за свою зарплату, а клиент пусть сам ходит туда-сюда. 
Уязвимость этого  подхода состоит еще и в  том, что люди на нижних уровнях не имеют стимулов совершенствоваться в нюансах продаж, когда видят  громадные неиспользованные резервы, находящиеся в руках центрального управления. Это порождает ощущение безысходности и бессмысленности  своего труда и люди начинают уходить. Остаются неопытные и малоинициативные. Они неконкурентоспособны, т.к. должны противостоять малым, разрозненным, но самостоятельным в решениях «волкам-конкурентам». 
Коллизия понятна, и сказать, что кто-то знает единственно  правильное решение, нельзя — его  нет. Я бы сформулировал так: полная централизация — это вынужденная  мера, если нет никакой надежды  на силу, самостоятельность и сообразительность  продавцов в конечных точках. Тогда  материнская компания берет все  на себя, все строго прописывает. А  вниз спускается план – пусть боятся. [7]
Эта модель, включающая механизм волевого принуждения, сводится к отношениям родители — ребенок: ребенок всегда виноват, он все делает не так, прав у него никаких нет. Такая  модель оправданна лишь в период становления  бизнеса, когда никто ничего не понимает, кроме владельца. Но она скоро  себя изживает. Люди на нижних уровнях  со временем набирают опыт и уже  хотят и могут за что-то всерьез  отвечать. Однако им нужно для этого  предоставить возможности. Тут и  наступает время децентрализации.
Глава 2. Децентрализация
Управление бизнес-единицами: децентрализация предпринимательства
Парадокс менеджмента  заключается в том, что, с одной  стороны, управление находится как  бы «вне» компании, а, с другой стороны, предпринимательство находится  «внутри». У менеджера нет необходимости  уходить из большой компании, чтобы  стать предпринимателем. Наоборот, именно крупные, ранее преуспевающие  организации находятся сейчас под  натиском удивительных технологических  новшеств в информатике, неожиданных  достижений, интернационализации спроса и предложения и ожесточенной конкуренции. Они могут справиться со всем этим в том случае, если станут более гибкими, менее сосредотачиваясь на продуктивности, а больше – на достижении целей, полагаясь на то, что менеджеры будут не только компетентными и преданными исполнителями, но также и инициативными предпринимателями (слово «manage» происходит от французкого  «menage» – направлять, руководить).
Такие качества, кажется, чрезвычайно трудно достичь в  крупномасштабных, иерархически построенных  и централизованно управляемых  структурах. Идея скорее будет реализована, если фактическое предпринимательство  будет доверено предпринимательским  суб-единицам, которые, продолжая оставаться частью целого организма, оказываются  значительно меньшими по размеру, но оперативно более «полными», стратегически  более независимыми, более гибкими  и, следовательно, более успешно  функционирующими.
Именно таким образом  организованное управление, когда стиль  управления и форма его организации  ориентируются на децентрализацию  предпринимательства внутри компании, мы называем «управлением подразделениями (или бизнес-единицами)». Управление подразделениями необходимо в тех  ситуациях, когда на первый план выдвигается  решительность, которая является главным  условием выживания компании. Управление подразделениями помогает менеджерам «превратиться» в предпринимателей и позволяет, особенно в большой  компании, сохранить наиболее компетентных людей для предпринимательства.
Более широкое применение управления бизнес-единицами способствует повышению целевой ориентации компании и таким образом укрепляет  ее конкурентную позицию. В этом отношении  необходимо провести исследования, чтобы  определить, не пришло ли то время, чтобы  заменить наши централизованные, бюрократические  организационные структуры на форму  управления подразделениями. Опять  нужно время, чтобы после периода  экономизации (снижения издержек), вкладывать инвестиции в организационную структуру.
В основе данной статьи лежат результаты исследований нескольких конкретных ситуаций, имевших место  внутри компаний. Причина исследования состоит в том, что компании осуществляют выбор определенной структуры, метода действий и ряда условий, которые  иногда приводят к хорошим результатам, а иногда и нет. Мы же попытались найти общую нить, которая соединила  бы все анализируемые случаи в  единое целое.
2.1. Управление бизнес-единицами
Управление подразделениями (бизнес-единицами) – это стиль  управления и форма организации, направленная на децентрализацию предпринимательства  внутри компаний. Все это достигается  путем наделения бизнес-единиц интегральной бизнес-ответственностью за определенные продуктово-рыночные комбинации (ПРК). Эти бизнес-единицы подотчетны непосредственно  высшему руководству. Хотя это и  не жесткое правило, но бизнес-единицами  часто управляет одно лицо.
Интегральная бизнес-ответственность  предполагает ответственность за все  операционные (функциональные) области  – исследования и разработки, закупки, производство, маркетинг и сбыт, а также ответственность за все  действия в области стратегической политики (в некоторых случаях  допускается ответственность и  за другие области). Интегральная бизнес-ответственность  означает ответственность за прибыль  или результаты (см. рис. 1).

Рисунок 1. Принципы построения функциональной структуры  и структуры, состоящей из предпринимательских  единиц 
Интегральная бизнес-ответственность  означает также, что:
· подразделение отвечает за выполнение стратегического анализа, который используется в качестве основы осуществления стратегического выбора относительно будущего курса;
· подразделение несет ответственность за независимое осуществление данной политики. Это означает, что бизнес-единица осуществляет максимально возможную оперативную деятельность в рамках своей ПРК. Поскольку такая деятельность должна быть выполнена со стороны центра, а именно со стороны централизованного сбыта, производства и НИОКР, то бизнес-единица решает, что должно быть выполнено, в то время как центральные службы решают, как должно быть выполнено;
· в рамках определенных правил «игры» бизнес-единица несет ответственность за адаптирование политики по мере изменения обстоятельств. Скажем проще, подразделение составляет бизнес-план для собственной ПРК и отвечает за его осуществление после его одобрения высшим руководством. Много важного бизнес-единица может почерпнуть из философии и методов стратегического управления.
В процессе интегрирования процесса разработки политики и ее осуществления в создаваемых  подразделениях, ориентируемых на специализированные рынки, бизнес-единицы приобретают  способность действовать решительно и эффективно. Сбыт, закупки, производство и НИОКР могут быть оптимально приспособлены к политике маркетинга. В свою очередь, политика маркетинга может эффективно использовать возможности, следующие из функциональных действий. Если говорить об инновации, то технологические  «толчки» и рыночные преимущества соединяются  в бизнес-единице, которая эффективно их синтезирует.
Исследование показало, что условиями для успешного  применения управления бизнес-единицами  должны быть следующие моменты:
· никаких промежуточных уровней между подразделением и высшим руководством. Это дает возможность создания короткой линии связи;
· четкое направление деятельности подразделения (формулирование целей и задач);
· свободное заключение контрактов, что не находится в противоречии с центральными условиями их заключения;
· автономия в действии основных функций (сбыт, производство, разработка– на промышленном предприятии);
· услуги внутреннего штабного аппарата или свобода в использовании услуг внешнего штабного аппарата (некоторых его типов);
· высокая степень контроля при выборе персонала для функций управления и полный контроль при выборе персонала для других функций;
· хорошо продуманная информационная система управления, «подразделенческий» метод вычисления товарооборота (прибыли) и «подразделенческие» методы интерпретации данных;
· разработанные процедуры разрешения спора, необходимые для устранения трений, которые могли бы возникнуть между самими бизнес-единицами и между ними и центральным управлением.
Управление бизнес-единицами  должно быть радикальным процессом. Никакой половинчатой передачи полномочий, с одной стороны, при одновременной  попытке управлять централизованно, с другой стороны. Отношения не должны быть «разплывчатыми» – высшее руководство  должно занимать четкую, положительную  позицию по отношению к автономным суб-предприятиям или производственным единицам.
Отсутствие промежуточных  уровней между подразделениями  и высшим руководством означает, что  нет никакой потребности в  менеджерах отделений. Во многих компаниях  действительно отказались от такого уровня, а там, где число подразделений  слишком велико для осуществления  эффективного контроля со стороны высшего  руководства, их сокращают, придерживаясь  согласования. Менеджеров отделений  называют самыми одинокими людьми в  компании. Такие ситуации, где дело обстоит именно так, можно считать  началом устаревания.
2.2. Почему именно  управление бизнес-единицами?
Причины введения управления бизнес-единицами берут свое начало в быстро происходящих изменениях, с одной стороны, в поведении  потребителя, а, с другой стороны, в  технологии. Изменения и дифференциация норм, ценностей, стилей жизни и культуры вызывают увеличивающееся многообразие рынка. Изменения в технологии укорачивают  жизненные циклы продукта, увеличивают  значение мелкосерийного производства, увеличивают долю исследований и  разработок в продукте за счет трудового компонента. Быстрое распространение технического ноу-хау приводит к появлению совершенно новых форм конкуренции, посредством чего норма и масса прибыли уменьшаются гораздо более быстрыми (чем это было прежде) темпами в течение жизненного цикла продукта. Мировой рынок все меньше и меньше характеризуется массовыми товарами (стандартизированными и унифицированными). Наоборот, на нем все большее место начинают занимать уникальные изделия с особыми характеристиками и свойствами.
Растущее многообразие рынка означает, что:
· политика различных ПРК становится намного специфичнее. Наблюдается нестандартный подход к рынку;
· разработки, закупки и производственная деятельность должны быть теснее связаны с политикой маркетинга и наоборот. Особенно теперь, когда наблюдается большой технологический импульс или толчок, НИОКР вырывается вперед, и маркетинг должен поддерживать быстрый темп. Срок разработок в отделе становится критическим фактором на конкурентной арене, а он может быть только укорочен с помощью коротких линий связи между разработками, закупками, производством, продажей и маркетингом. Эффективность (в данном смысле как ориентирование на рынок) должна быть увеличена даже за счет конечной цели функции.
Быстро происходящие изменения как в поведении  потребителя, так и в технологии производства представляют из себя движущие силы большого числа фундаментальных  перемен в действиях компаний, перемен, которые проявляются в  подходах к выбору стратегий, в переходе от стратегического планирования к  стратегическому управлению, в изменении  организационной структуры и  культуры компании. Это никакое не совпадение, что в наше время все  это происходит одновременно. Они  являются реакцией на одни и те же процессы (см. рис. 2).
Подведем краткие  итоги:
· Технологические достижения, интернационализация, компьютеризация и высокий темп изменений в поведении потребителя – все это ведет к многообразию и быстрым изменениям на рынке. Жизненный цикл продукта становится короче.
· Все это требует решительных и эффективных действий, направленных на концентрацию предпринимательских начал внутри организации. Высшее руководство может обеспечить усиление духа предпринимательства.
· Управление подразделениями, стратегическое управление и адаптация культуры компании являются существенными и необходимыми инструментами решения этой задачи.

Рисунок 2. Тенденции  развития и реакция на них предпринимательства
2.3. Что представляет  собой бизнес-единица?
Процесс создания бизнес-единиц – это больше, чем организационная  инициатива, посредством которой  делегируются задачи и ответственность. Управление подразделениями может  только тогда успешно осуществляться, когда созданы реальные хозяйственные  единицы, подразделения, которым свойственны  характеристики независимых компаний. Эти термины возможно требуют  некоторого объяснения. Делегирование  – это распределение работы, когда  ответственность за некоторые задачи специалиста передается более низкому  уровню. Организация управления подразделениями  – это больше, чем децентрализация  управления. Она связна с процессами, противоположными дифференциации, специализации  и регулированию.
У подразделения  имеется собственное «поле для  битвы», где находится ряд упорядоченных  заранее продуктово-рыночных комбинаций. Чтобы определить сферу деятельности, нужно представить, что разнообразные  действия компании схематично разделены  и согласно определенной логике распределены между подразделениями. Идеальная  картина получается тогда, когда  каждая бизнес-единица несет ответственность  за собственные продукты и рынок.
Люди внутри подразделения  как бы формируют нечто вроде  «волчей стаи», то есть команды, которая  работает вместе, чтобы реализовать  определенные бизнес-цели. Это группа, которая серьезно подходит к их достижению. Подразделение обладает своей собственной  культурой и может также иметь  собственную организационную структуру, систему материального стимулирования. Люди внутри подразделения чувствуют  сильную взаимную ответственность  и отождествляют себя с подразделением. Это закономерно следует из мотивации, вытекающей из их совместного опыта, ведь для них предпринимательство  – это интересно!
Несмотря на независимость, подразделение остается неотъемлемой частью родительского организма. Интегральная зависимость означает, что связи  с другими бизнес-единицами и  всей холдинговой компанией имеют  первостепенное значение для подразделения. Эти связи следуют из синергии, которая, несмотря на независимость, существует между различными частями компании. Без этих связей подразделение не сможет выжить или сделает это, но очень неэффективно. Это и есть причина существования материнской компании. Если связь недостаточна, то перед нами не больше, чем финансовая синергия, и тогда мы уже имеем дело не с компанией, имеющей бизнес-единицы, а скорее с конгломератом компаний.
2.4. Организационные  структуры управления подразделениями
В общем выделяют 3 способа структурирования организации:
· функциональное структурирование (см. рис. 3);
· структурирование в соответствии с продуктово-рыночными комбинациями (см. рис. 4, 5);
· географическое структурование.

Рисунок 3. Функциональная организация
Исследования показали, что различные структуры могут  быть описаны как гибридные формы  функциональной или национальной организации  – с одной стороны, и конгломерата – с другой стороны. Это позволяет  выделить семь организационных типов:

Рисунок 4. Функциональная организация с продуктовыми группами
· функциональная организация;
· организация с продуктовыми группами;
· организация с маркетинговыми подразделениями;
· матричная организация;
· организация с системой подразделений и центральным аппаратом;
· организация с системой подразделений и децентрализованным аппаратом;
· конгломерат.
Когда функциональная организация дополнена пересекающейся ответственностью за продукты – это  функциональная организация с продуктовыми группами. Эти группы координируют долгосрочную политику и имеют дело с инновацией продуктов. Такая структура не рассматривается в качестве формы управления подразделениями, потому что здесь нет интегральной ответственность за продукт.
Идем далее, допустим функция маркетинга структурирована  согласно продукту. Таким образом  создается должность менеджера  по продуктам, который несет ответственность  за общую и коммерческую политику. Менеджер по продуктам обычно является председателем скоординированной  группы, в которой представлены производство, разработки и иногда закупки. Такая  структура организации называется организацией с системой подразделений. Это – «самая простая» форма управления подразделениями.

Рисунок 5. Функциональная организация с продуктовыми группами
Дальнейшая процедура  связана с тем, что подразделениям делегируются определенные функции  – коммерческие, производственные и исследовательские. Кроме этих «разделенных» задач между подразделениями  существуют центральные задачи по продаже, производству и разработке. Такая  структура называется матричной  организацией.
Если коммерческие, производственные и исследовательские  функции могут быть полностью  делегированы подразделениям, то такую  структуру называют организацией с  системой подразделений и центральным  аппаратом. Это означает, что основные функции (маркетинг, продажа, производство и разработка) полностью реализуются  бизнес-единицами, в то время как  ряд функций штабного аппарата осуществляется на центральном уровне организации.
Следующий тип структуры  характеризуется тем, что почти  все штабные функции переносятся  в подразделение.
Такая форма организации  называется организацией с системой подразделений и децентрализованным аппаратом.
Во всех этих структурах существует взаимодействие между самими подразделениями и между подразделениями  и материнской компанией. Такое  взаимодействие отсутствует в конгломерате, который является не больше, чем  финансовым холдингом, в котором  сгруппированы вместе несколько  независимых компаний. Поскольку  в этой форме организации отсутствуют  все другие синергетические связи, кроме финансовой синергии, то данная структура не относится к управлению подразделениями.

Рисунок 6. Матричная  организация: ЦС, ЦП, ЦР – центральные  отделы; каждое подразделение состоит  из своих отделов – сбыта (ПС), производственного (ПП), разработок (ПР)

Рисунок 7. Система  подразделений с центральным  аппаратом управления: у каждого  подразделения свои отделы сбыта (С), производственный (П), исследований и  разработок (Р)

Рисунок 8. Система  подразделений с децентрализованным аппаратом управления: у каждого  подразделения свои отделы сбыта (С), производственный (П), исследований и  разработок (Р), а также и свой аппарат управления, состоящий из административного отдела (А) и отдела кадров (К) (в компании возможны и  другие отделы)

Рисунок 9. Конгломерат
В целом мы выделяем только четыре формы организации, соответствующие  системе управления подразделениями:
· организация с маркетинговыми подразделениями;
· матричная организация;
· организация с системой подразделений и центральным аппаратом;
· организация с системой подразделений и децентрализованным аппаратом.
Строго говоря, только две последние структуры имеют  ту репутацию, которая наиболее соответствует  управлению подразделениями, потому что  только о них можно сказать, что  здесь реализован подход «компания  внутри компании».
2.5. Какую форму  и когда следует применять?
В процессе выбора между  двумя формами организации –  функциональным типом, с одной стороны, и конгломератом, с другой стороны, - всегда имеются две конкурирующие  силы, между которыми и должен быть найден баланс в форме организационного компромисса. Это два следующих  фактора:
1. Высокая степень  динамизма и/или дифференциации  рынка и/или продукта. Такая ситуация  нуждается в квалифицированной,  интегральной политике, при этом  разработка, производство, маркетинг  и сбыт продуктовой группы  осуществляется под руководством  одного лица или группой управления. Все это является основой для  применения управления подразделениями;  способствует сильной целевой  ориентации.
2. Высокая степень  функционального динамизма и/или  сильная функциональная синергия (например, функциональный эффект  масштаба). Это требует организационного  упорядочивания, когда функциональные  действия вне продуктовых групп  переносятся в функциональные  отделы. Все это служит в пользу  функциональной организации. Функциональные  организации способствуют достижению  в значительной степени функциональной  эффективности и оптимальному  использованию функциональных возможностей  развития.

Рисунок 10. Процесс  выбора организационной формы
Когда наблюдается  небольшой динамизм и/или слабая дифференциация продукта и рынка  при сильной функциональной синергии и/или динамизме, следует выбирать функциональную организацию. С другой стороны, если наблюдается совсем слабая синергия или недостаточное развитие функций при сильном динамизме  и дифференциации продукта и рынка, то форма «управления подразделениями» в данном случае будет самой лучшей организационной формой. Возможны также  компромиссные варианты; часто оба  аспекта дополняют друг друга.
Все это можно  представить в виде схемы. Допустим, на вертикальной оси представлен  продуктово-рыночный динамизм и дифференциация. На горизонтальной оси – функциональный динамизм и синергия. Измеряя величину двух переменных, можно выбрать оптимальную  форму организации. На рис. 10 приведен пример, когда степень функционального  динамизма и синергии выражена в X %, а степень продуктово-рыночного  динамизма и дифференциации –  в Y %. Это соответствует выбору организации  системы подразделений с центральным  аппаратом в качестве оптимальной  формы.
Аргументы «за» управление подразделениями:
Каждый продукт  имеет относительно индивидуализированный  круг клиентов с определенным подходом для каждого клиента.
·
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.