На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Основам внешнеэкономической деятельности (ОВД)"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 1. Основы формирования мирового рынка
     1.1. Общие понятия и категории  внешнеэкономической деятельности.
     1.2. Внешнеторговый обмен и его  причины.
     1.3. Факторы, влияющие на мировые  экономические связи.
     1.4. Основные теории внешней торговли.  

     1.1. Общие понятия и категории внешнеэкономической деятельности
     Для анализа экономического положения  стран мира используется целый ряд показателей, характеризующих динамику и состояние мировой экономики. Основной из них – валовой мировой продукт (ВМП). Этот показатель выражает общий объем конечных товаров и услуг, произведенных на территории всех стран мира, независимо от национальной принадлежности действующих там предприятий в определенный период времени. Учет конечной продукции предусматривает исключение повторного счета сырья, полуфабрикатов, других материалов, топлива, электроэнергии и услуг, использованных в процессе ее производства.
     В каждой отдельно взятой стране важнейшим показателем, отражающим результаты макроэкономической деятельности, является валовой внутренний продукт (ВВП), определяемый на основе системы национальных счетов, которая построена на концепции производительного характера всех видов деятельности. Она представляет собой совокупность международно признанных правил учета экономической деятельности и отражает основные макроэкономические связи внутреннего и внешнего секторов национальных хозяйств. Подсчет результатов хозяйственной деятельности проводится по трем принципам: производству, использованию и распределению.
     По  принципу производства ВВП подсчитывается как сумма добавленной стоимости или условно чистой продукции отдельных отраслей. Она представляет собой разность между стоимостью валовой продукции и стоимостью промежуточного потребления и слагается из перенесенной на продукт амортизации основных фондов, заработной платы, прибыли, налогов, прочих расходов.
     По  принципу распределения (доходам) ВВП слагается из доходов на три фактора производства и включает:
    доходы лиц наемного труда;
    прибыли компаний (частных и государственных);
    рентные доходы (доходы от собственности) и доходы самостоятельно занятых (ремесленники, врачи и т.д.);
    косвенные налоги;
    амортизационные отчисления.
     По  принципу использования (расходам) ВВП включает:
    расходы на личное потребление;
    государственные закупки товаров и услуг;
    валовые инвестиции;
    чистый экспорт (экспорт минус импорт).
     Валовые капиталовложения включают инвестиции в основной капитал, запасы и незавершенное  производство. Причем к инвестициям  в запасы причисляется разница между  стоимостью товарно-материальных запасов (сырье и готовые изделия) на определенные даты. Эта разница может быть отрицательной величиной. Точно также оцениваются и вложения в незавершенное строительство.
     При этом в обобщающие показатели системы  национальных счетов включаются не только результаты деятельности занятых в отраслях хозяйства, но и услуги государственного аппарата, армии, полиции и т.д. Они учитываются по расходам. В эти показатели входят также «приписанные», «вмененные» величины, по которым производится оценка продукции, не принимающей денежной формы: условная квартирная плата по индивидуальным домам, условный процент по кредитам и займам. Общая сумма этих «вмененных» величин колеблется от страны к стране в зависимости от условий их экономического развития и государственных расходов. В США она составляет 8% ВВП.
     С ВВП связан показатель национального дохода, который рассчитывается как ВВП минус амортизация (чистый ВВП). В количественном выражении различие между ВВП и произведенным национальным доходом достаточно велико и составляет примерно 8-11%, равняясь величине амортизационных отчислений. В разных странах это различие может колебаться, так как величина амортизационных отчислений зависит от национальной массы основных фондов. Доля амортизации несколько повышается в периоды спада и снижается в периоды подъема.
     На  национальных уровнях объем ВВП  измеряется в текущих и постоянных ценах какого-либо года. Различие между  этими измерениями может быть весьма существенным. Количественный ВВП, или ВВП в текущих ценах, растет быстрее, чем реальный ВВП, или ВВП в постоянных ценах. При подсчете в неизменных ценах происходит элиминирование (устранение) ценностных колебаний. Рост реального ВВП широко рассматривается как показатель экономического развития.
     Подсчеты ВМП и ВВП проводятся в единой валюте – долларах США по текущим и неизменным курсам, хотя эти показатели не могут претендовать на точное количественное измерение в отдельных странах и регионах. Сравнение валового продукта между странами на основе общей денежной единицы может занизить в долларовом выражении объем товаров и услуг, произведенных в странах с низким уровнем развития в связи с большими масштабами в них нетоварного сектора (бартерные сделки, производство домашних хозяйств, производство средств существования, неформальный сектор, которые обычно не учитываются, и все они могут составлять до 40% ВВП в менее развитых странах). Исследования, проведенные в рамках Проекта ООН по международным сравнениям, показывают, что в менее развитых странах использование текущих валютных курсов может занижать объем ВВП до трех и более раз.
     Альтернативный  вариант подсчета ВВП основывается на сопоставлении паритетов покупательной способности валют (ППС), которые определяются на основании отношения цен набора (корзины) одинаковых товаров в разных странах. Оценка ВВП страны по ППС – достаточно сложная задача, поскольку требует научно обоснованного подхода к определению тех товаров, которые входят в корзину. Кроме того, цены на одни и те же товары в различных регионах одного и того же государства могут существенно отличаться, что затрудняет проведение исследования.
     Объемы  ВВП, подсчитанные на основе указанных  методов, значительно отличаются между  собой. Подсчет на основе паритета покупательной способности приводит к занижению показателей ведущих промышленно развитых стран на 20-40%. Оценки по паритету покупательной способности существенно меняют позиции основных подсистем в мировом хозяйстве. На промышленно развитые страны Запада приходится 55% ВМП (по текущим валютным курсам – почти 75%,), а вклад развивающихся стран повышается до 43% (по текущим валютным курсам свыше 19%). По этому методу подсчета существенно меняется оценка экономических показателей отдельных стран (на 2001 г.). На первом месте остаются США – 21% ВМП (25,3% по текущему валютному курсу), далее; КНР – 12% (4,4%), Япония – 8,4% (15,7%), ФРГ – 5,0% (5,6%), Индия – 4,1% (1,5%). За ними следует Франция, Италия, Британия, Канада, Бразилия. Считается, что в России курс национальной валюты в конце 2004 г. по ППС не превышал 20 рублей за доллар США, что значительно выше текущего обменного соотношения.
     Экономический рост – важная цель каждой страны. Все страны, независимо от идеологии, преследуют цели развития экономики и повышения жизненного уровня. Прогресс мировой экономики в целом достаточно значителен. Так, в 1950-1990 гг. численность населения в мире увеличилась в 2,1 раза, а производство товаров и услуг выросло в 5 раз. Сейчас мировое хозяйство производит за один день больше, чем за один год сто лет назад.
     Экономический рост во многом достигается за счет экспортно-импортной деятельности.
     Экспорт – вывоз товаров, работ, услуг, капитала за пределы таможенной территории страны.
     Импорт – ввоз товаров, работ, услуг, капитала на таможенную территорию страны.
     Внешнеторговый оборот – это сумма экспорта и импорта.
     Экспортная (импортная) квота – отношение экспорта (импорта) к ВВП, умноженное на 100%.
     Величина  экспортной квоты показывает степень  интеграции государства в мировую  экономику. При этом у небольших  государств экспортная квота обычно выше, чем у крупных экономических держав. В России в 2003 г. экспортная квота составила 30,2%, а импортная квота – 16,8%, что является достаточно существенным показателем.  

     1.2. Внешнеторговый обмен  и его причины
     Международная торговля представляет собой обмен товарами и услугами между государствами. Характер этого обмена определяется производственными отношениями в странах, участвующих в торговле.
     Мировое хозяйство сформировалось в конце  XIX в. Этому способствовал ряд условий:
     1. Завершение географических открытий, исчезновение белых пятен с карты мира.
     2. Закрепление всех территорий  за каким-либо государством.
     3. Развитие транспортной инфраструктуры.
     4. Появление крупной машинной индустрии,  что привело к  значительному  увеличению объемов выпуска продукции, появлению новых отраслей и видов производства. В процессе индустриализации резко возрастает спрос на различные виды сырья и материалов. Но поскольку запасы сырья ограничены, возникает необходимость получить сырье оттуда, где оно есть. Одновременно возникает необходимость поиска новых рынков сбыта.
     Необходимость внешнеэкономической деятельности обусловлена следующими основными причинами:
     1. Различия в обеспеченности природно-сырьевыми  ресурсами (полезные ископаемые, драгоценные металлы, почвенный покров, вода, растительный и животный мир).В одних странах произрастают такие растения и добываются такие полезные ископаемые, которых нет в других.
     2. Различия в географических (природно-климатических) условиях существования народов. В одних странах существуют такие условия, которых нет в других, что является главной причиной туризма.
     3. Различия в историко-культурном  наследии. В одних странах находятся  такие памятники, которых нет  в других, что является другой  причиной туризма. 
     4. Различия в социально-экономическом развитии стран. Они приводят к разделению труда в международном масштабе. В одной стране производятся такие товары, которые не выпускаются в других.
     5. Стремление людей к получению  наибольшей прибыли. Прибыль от  обмена товарами с иностранцами выше, чем от обмена на внутреннем рынке.
     Основой внешнеэкономической  деятельности являются:
     1. Ресурсы всех видов (трудовые, материальные, финансовые, информационные).
     2. Продукты производственной деятельности (рынок товаров и услуг).
     3. Продукты и услуги интеллектуальной  деятельности (рынок технологий, лицензий  и ноу-хау).
     4. Продукты историко-культурной деятельности.
     5. Рекреационно-ландшафтные услуги.
     6. Валютно-финансовые и кредитные  отношения между странами. 

     1.3. Факторы, влияющие на мировые экономические связи
     Их  можно разделить на положительно влияющие и отрицательно влияющие. При этом первых будет значительно  больше.
     Основные  факторы, положительно влияющие:
     1. Рост производительности труда  (производительность труда –  объем продукции, выпускаемой в единицу времени). В результате этого происходит существенное увеличение объема выпускаемой продукции, создаются благоприятные условия для ее экспорта.
     2. Повышение комфортности жизни  и качества проживания в развитых  странах. Появляется необходимость в новых товарах и услугах. Показатели качества жизни:  уровень доходов (ВВП на душу населения), продолжительность жизни, уровень смертности, уровень образования. Эти показатели составляют так называемый интегральный «индекс развития человеческого потенциала», определяемый ООН. В 2004 г. по индексу развития человеческого потенциала Россия занимала 57-е место в мире.  Кроме того, можно рассматривать уровень заболеваемости, уровень медицинского обслуживания, степень комфортности проживания, обеспеченность продовольствием и т.д.
     3. Появление новых отраслей и  производств. Страна-новатор получает  дополнительные возможности для  экспорта. Кроме того, происходит  изменение типов производств  (переход от массового к серийному  и мелкосерийному), что приводит к увеличению видового разнообразия товаров и ориентации на внешний рынок.
     4. Рост неравномерности в научно-техническом  развитии стран, неравномерности  в уровне квалификации кадров  и социально-культурном уровне  развития трудовых ресурсов. Производство переносится туда, где трудовые ресурсы относительно дешевле.
     5. Реализация международных мероприятий  по обеспечению свободы торговли, снижению экспортных и импортных  пошлин. Зарубежные предприниматели  получают равные права с местными.
     6. Развитие коммуникационных и транспортных систем. Сотовая и спутниковая связь, Интернет, авиатранспорт значительно облегчают процесс международной торговли.
     7. Интеграция стран в союзы. Внутри  союзов торговля значительно  возрастает.
     Факторы, отрицательно влияющие:
     1. Дезинтеграция существующих союзов и возникновение государственных границ (СССР, Югославия, СЭВ).  В результате этого разрушаются сложившиеся хозяйственные связи.
     2. Внедрение государственной политики  протекционизма по отношению  к собственными товаропроизводителям. Это приводит к ограничению свободы торговли с зарубежными странами.
     3. Резкие колебания курсов валют.  Так, рост курса национальной  валюты приводит к сокращению  экспорта.
     4. Экономические кризисы, приводящие  к снижению уровня международной  кооперации и специализации, переходу на замкнутое производство.
     В целом, чем более развита страна, тем больше она вовлечена в  международную интеграцию.  

     1.4. Основные теории  внешней торговли 
     1.4.1. Теория сравнительных  (относительных) преимуществ  (издержек)
     Ещё в XVIII веке экономисты стремились обосновать выгоду международной торговли, одновременно объяснив ее сущность. Первую самостоятельную  теорию внешней торговли, отличающуюся от теории внутренней торговли, разработал английский экономист Давид Рикардо.
     Рикардо сделал предположение, что два товара, которые он назвал сукно и вино, производятся только в двух странах, которые он назвал Англия и Португалия. При этом Рикардо предположил, что эти товары производятся исключительно трудом при следующем соотношении трудозатрат (табл. 1.1).
     Таблица 1.1
Пример  Риккардо. Трудозатраты в человеко-часах  на производство единицы измерения  сукна и вина
  Сукно, С Вино, В В/С
Англия 100 120 1,2
Португалия 90 80 0.88
 
     Предшественник  Риккардо, Адам Смит, полагал, что торговля возникает в том случае, когда каждая страна обладает абсолютным преимуществом в издержках производства одного  товара. 
      По мнению Рикардо, нужно сравнивать не величины издержек, а их соотношения. Так, Португалия обладает сравнительным преимуществом по вину, так как отношение издержек по вину меньше, чем по сукну: 

     В Португалии за единицу вина дают 0,88 единиц сукна, а в Англии – 1,2 единицы. Следовательно, Португалии выгодно отправлять вино в Англию, где его единица соответствует 1,2 единицы сукна. Тем самым теория сравнительных преимуществ определяет верхнюю и нижнюю границу, в пределах которых обмен между двумя странами может быть взаимовыгодным.
     Если  предположить, что обмен происходит в соотношении 1:1, то обе страны получат выгоду: до вступления в торговлю для производства 4 единиц товара (по одной единице вина и одной единице сукна в каждой из стран) требовалось 390 рабочих часов; после начала обмена эти 4 единицы (при условии специализации Англии на сукне, а Португалии на вине) требуют только 360 рабочих часов.
     Если  бы государственных границ не существовало, то все рабочие переместились  бы в Португалию.
     Конечное  соотношение, при котором будет  происходить обмен, согласно Джону  Стюарту Миллю, будет зависеть от объема мирового предложения и спроса на каждый из этих двух товаров. Из этого правила следует, что маленькие страны, имеющие соседом большую страну, специализирующуюся на производстве других товаров, получают значительную выгоду, поскольку их спрос оказывает незначительное влияние на характер менового соотношения.
     Вывод: существует такое меновое соотношение  в торговле любыми товарами между  любыми странами, при котором торговля будет взаимовыгодной в краткосрочной  перспективе.
     1.4.2. Теория факторов  производства Хекшера-Олина 
     Фактор  производства – ресурсы, необходимые для производства товара.
     Основоположник  учения о факторах производства Ж.Б. Сей в качестве таковых выделял  землю, труд и капитал, которые определяют экономическую целесообразность и  результаты производства.
     В 30-х гг. XX в. шведские ученые Э.Хекшер и Б. Олин развили теорию      Д. Риккардо, обосновав необходимость определять сравнительные преимущества при внешней торговле исходя из оценки факторов производства, их соотношений и взаимосвязи.
     Суть  данной теории заключается в следующих пяти основных положениях:
     1. Стоимость создаваемых товаров  слагается из доходов на три  фактора производства: труд, землю  и капитал. Все страны неодинаково  наделены данными факторами. 
     2. Различия определяют цены факторов  применительно к производству конкретных товаров. При этом под ценой труда понимается заработная плата, под ценой капитала - ставка процента, под ценой земли – земельная рента. Чем лучше страна обеспечена конкретным фактором, тем дешевле товары, в производстве которых данный фактор является преобладающим. Например, если страна обеспечена в изобилии трудом, то в этой стране трудоемкие товары будут обходиться более дешево.
     3. Страны-участницы международного  обмена будут вывозить те товары  и услуги, для изготовления которых  используется преимущественно тот фактор производства, который имеется в избытке.
     4. Развитие международной торговли  приводит к выравниванию цен  на факторы производства, что  влечет за собой выравнивание  доходов, получаемых владельцами  одних и тех же факторов  в разных странах.
     5. При достаточной международной  мобильности факторов производства  существует возможность замены  экспорта товаров перемещением самих факторов между странами. Но в международных масштабах может быть достигнуто лишь частичное выравнивание в обеспеченности факторами производства из-за недостаточной интернациональной мобильности факторов даже в условиях полной свободы торговли.
     Таким образом, чем выше различия в обеспеченности различными факторами производства между двумя странами, тем больше развита между ними торговля. Достоинства теории в том, что она допускает определенные модификации, в частности, увеличение количества и дифференциации принимаемых во внимание факторов производства.
     Теория  Хекшера-Олина подверглась критике  на основе эмпирических данных. Анализ, проведенный специалистами, первым из которых был американский экономист В.Леонтьев, выявил в ряде случаев несоответствие неоклассической концепции Хекшера-Олина практике развития международных торговых связей отдельных стран. Известен так называемый «парадокс Леонтьева»: в американской торговле после Второй мировой войны преобладали в экспорте трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие. При этом США были лучше обеспечены капиталом, а рабочая сила стоила дорого.
     Одно  из возможных объяснений парадокса заключается в структуре фактора «труд», который можно разделить на квалифицированный и неквалифицированный.
     Теория  факторов производства не объясняет  развитие торговли между двумя странами с примерно равными ценами на факторы  производства. К ним относятся промышленно развитые страны, торговля между которыми быстро растет.  

     1.4.3. Теория жизненного  цикла товара 
     Сторонники  данной теории считают, что на основе этапов жизненного цикла товара могут  быть объяснены современные торговые связи между странами, во всяком случае при обмене готовыми изделиями. Согласно общему тезису теории жизненного цикла продукт с момента появления на рынке до ухода с него проходит ряд этапов (четыре или пять, по мнению разных специалистов).
     Данная  теория вводит в рассмотрение новый фактор производства – технологию. Развитые страны на основе инвестиций  в технологию могут производить новую продукцию, которая имеет свой жизненный цикл (рис. 1.1).  

      Q
     
                                           1          2               2
     
     
                                                                                
           I            II               III               IV            V 

                                                                                        t
          I       II              III             IV          V 

     Рис 1.1. Жизненны цикл новой продукции  

     Для этапа внедрения (I) характерна повышенная трудоемкость изделия. Продукт производится и потребляется в той стране, где он был разработан. Переход к крупносерийному (массовому) производству происходит в дальнейшем по мере усовершенствования технологии и освоения новых видов оборудования. Это может объяснить, в частности, относительно большой удельный вес в экспорте развитых стран трудоемких товаров, что обусловило «парадокс Леонтьева».
     На  этапе роста (II) помимо увеличения объемов продаж на внутреннем рынке начинается экспорт из страны нововведения. Появляется тенденция к росту капиталоемкости производства. Конкуренции пока нет. Создаются предпосылки для развития производства за рубежом и вывоза капитала.
     На  этапе зрелости (III) достигается высокий уровень стандартизации. Становится возможным начать производство в других странах, имеющих более дешевую рабочую силу. Начинается активный вывоз капитала, а рост экспорта прекращается.
     На  этапе упадка (IV) производство осуществляется уже во многих странах, в том числе развивающихся. Ценовой фактор становится определяющим. Поэтому  возникают условия для масштабного экспорта продукции из развивающихся стран. В стране нововведения производство становится невыгодным.
     Наконец, на стадии прекращения внутреннего производства (V) происходит сужение рынка в развитых странах, потребности которых удовлетворяются теперь исключительно за счет импорта.
     1.4.4. Теория внутриотраслевой торговли
     К началу 60-х годов стало очевидно, что развитые страны, особенно в Западной Европе, где образовалось интеграционное объединение, все больше торгуют друг с другом дифференцированными товарами одной отрасли. Такая торговля не находила объяснения в рамках ранее существовавших теорий. Одним из первых обратил на нее внимание и разработал соответствующую модель американский экономист Белла Балласс.
     С точки зрения степени дифференциации номенклатуры товаров, международная торговля состоит из двух потоков – внутриотраслевой торговли и межотраслевой торговли. Пример внутриотраслевой торговли – экспорт Германией  автомобилей фирмы «БМВ» и импорт итальянских автомобилей фирмы «Фиат». Пример межотраслевой торговли – экспорт Россией нефти и импорт мяса птицы из США.
     Внутриотраслевая  торговля – обмен между странами, дифференцированными продуктами одной отрасли.
     Межотраслевая торговля – обмен между странами продукцией различных отраслей.
     С точки зрения теории, внутриотраслевая международная торговля существенно отличается от межотраслевой.
     Внутриотраслевая  торговля осуществляется преимущественно дифференцированными (гетерогенными) товарами, хотя в отдельных случаях возможна и внутриотраслевая торговля гомогенными товарами. Причинами этого могут быть сокращение транспортных издержек или сезонные различия. Например, металлургическому заводу в Павлодаре дешевле привезти уголь через границу из близлежащего Экибастуза в Казахстане, чем из российского Кузбасса. Поскольку времена года в Северном и Южном полушариях диаметрально противоположны, Бразилия экспортирует в США свою сельскохозяйственную продукцию, когда собирает урожай, а США экспортируют в Бразилию те же сельскохозяйственные   товары,   когда   урожай созревает у них.
     Внутриотраслевая  торговля дифференцированными товарами объясняется следующими причинами:
     1. Различия во вкусах потребителей, которые хотят иметь больший выбор товаров в рамках одной товарной группы. Например, японцы в целом предпочитают японские автомобили, но какая-то часть японцев хочет ездить на американских. Часть женщин в России предпочитают французские духи, а другие – итальянские.
     2. Пересекающийся спрос. Феномен  пересекающегося спроса открыт шведским экономистом С. Линдером. Он полагал, что очень малое число товаров производится только на экспорт, большинство из них продаются и внутри страны. Для того чтобы экспортировать товар, страна сначала должна насытить внутренний рынок, ориентируясь на спрос местных покупателей. Только тогда, когда товар полностью удовлетворяет потребностям покупателей внутри страны, можно рассчитывать на его успешный экспорт на мировой рынок. Но и за рубежом товар будет успешнее продаваться в тех странах, где структура проса одинакова или хотя бы сопоставима со структурой внутреннего спроса в стране-экспортере. При этом спрос, по Линдеру, становится реальным только тогда, когда он подкрепляется относительно высоким уровнем дохода. Чем выше уровень дохода, тем более качественный товар требуется потребителю. Поэтому чем больше пересекаются структуры спроса в странах – экспортере и импортере, подкрепленные высоким уровнем дохода, тем выше уровень торговли между ними. Таким образом, вопреки теории Хекшера-Олина, не только различия, но и сходства между странами могут быть предпосылкой торговли.
     3. Эффект масштаба. Это развитие  производства, при котором рост  затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше, чем на единицу. Иными словами, происходит экономия затрат за счет увеличения масштабов производства. Внутриотраслевая торговля позволяет одной стране специализироваться, скажем, на полноприводных джипах, а другой – на спортивных автомобилях. Поскольку спрос существует и на те, и на другие товары, каждая из стран сможет производить и продавать друг другу больше машин каждого типа.
     4. Транспортные издержки и сезонные  различия (для недифферинцируемых  товаров).
     Внутриотраслевая  торговля имеет значительно меньше негативных социальных последствий, чем  межотраслевая. Она не приводит к  перемещению больших групп занятых  из тех секторов экономики, экспорт  продукции которых падает, в секторы, экспорт которых растет. В худшем случае рабочие переходят от производства одного вида продукции к производству другой. Более того, у небольшой страны, перед которой открываются крупные рынки других стран, появляется возможность снизить затраты на единицу продукции, расширить занятость и даже выиграть конкурентную борьбу по определенному продукту у более крупных стран. Внутриотраслевая торговля ведет к тому, что доходы владельцев всех факторов производства увеличиваются за счет эффекта масштаба. С другой стороны, межотраслевая торговля может привести к разрушению целых отраслей экономики, которые не выдержат конкуренцию со стороны более дешевых импортных товаров. Если рабочая сила узкоквалифицированна или географически немобильна и не может быстро переехать на новое место жительства, то это будет способствовать возрастанию социальной напряженности в обществе.
     Большая часть российской внешней торговли является  межотраслевой, что во многом обусловлено низким уровнем  развития российской экономики.
     При этом данная теория не отрицает теорию Хекшера-Олина, которая действует в межотраслевой торговле.
     В целом ни одна из указанных теорий не может полностью объяснить  развитие международной торговли, однако они взаимодополняют друг друга. Необходимо использование различных  теорий для объяснения разных явлений.
 

Тема 2. Контракт как основная форма внешнеторговых связей
     2.1. Структура и содержание внешнеторгового  контракта купли-продажи.
     2.2. Особенности страхования во внешнеэкономической  деятельности.
     2.3. Базисные условия поставок. Инкотермс.
     2.4. Особенности контрактов при встречной  торговле.
     2.5. Разнообразие цен. Их виды.  

     2.1. Структура и содержание  контракта купли-продажи
     Порядок заключения внешнеторгового контракта  купли-продажи регулируется Венской конвенцией 1980 г. Как правило, контракт состоит из следующих позиций:
    Название фирм продавца и покупателя.
    Предмет контракта – вид договора и краткое описание товара.
    Базисные условия поставки.
    Сроки поставки.
    Количество товаров в натуральных единицах.
    Цена за единицу и общая сумма контракта.
    Условия платежа – подробное изложение порядка взаиморасчетов: формы расчетов, гарантии платежей по кредиту, валютные оговорки.
    Упаковка и маркировка.
    Гарантии продавца по качеству товара, а также срокам и условиям проверки качества.
    Форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы). Дается их перечень и действия сторон в случае их наступления: приостановление или прекращение поставок.
    Санкции – материальная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Санкции включают уплату штрафа и возмещение убытков.
     Штрафные  санкции, в частности, устанавливаются в следующих случаях:
      нарушение сроков поставок;
      неизвещение об отгрузке товаров;
      некомплектность поставки;
      задержки в предоставлении технической документации;
      поставку некачественного товара;
      нарушение платежных обязательств.
     Под убытками понимаются расходы утраты, повреждения имущества или упущенная  выгода.
        Арбитражные и судебные разбирательства споров. Указывается, в судах какой страны происходит разбирательство споров.
        Другие условия. К ним относятся порядок изменения и прекращения контракта, порядок и сроки предъявления претензий и т.д.
        Страхование. Эта позиция указывается, если стороны не используют базисные условия поставки, установленные мировой практикой.
      
     2.2. Особенности страхования  во внешнеэкономической деятельности
     Основой страхования является создание особого  резервного фонда. Средства этого фонда  используются на покрытие убытков и  предотвращение их в будущем.
     Страхователь – физическое или юридическое лицо, страхующее интерес.
     Страховщик – юридическое лицо, аккумулирующее взносы страхователей и обязующееся возместить им их потери (страховые компании).
     Страховая премия – взносы страхователя страховщику.
     Страховая сумма – это стоимость ущерба, принимаемая к страхованию (все имущество или его часть).
     Франшиза – определенная часть ущерба страхователя, не подлежащая возмещению страховщиком. Может устанавливаться в виде определенного процента от стоимости имущества или в денежном выражении. Она бывает двух видов: условная (невычитаемая) и безусловная (вычитаемая). При условной франшизе страхователь освобождается от ответственности за убыток, если его размер не превышает франшизу, и должен возместить убыток полностью, если его размер превысил величину франшизы. При безусловной франшизе размер страхового возмещения определяется всегда за вычетом франшизы. Франшиза имеет целью освободить страховщика от возмещения мелких убытков.
     Объектами страхования во внешнеэкономической деятельности являются груз, транспортное средство, фрахт (провозная плата владельцу транспорта за перевозку груза).
     Основная  особенность страхования в том, что в объем страховой суммы  часто включается часть прибыли, ожидаемая в результате реализации товаров (в размере до 10% от стоимости груза).
     Общим условием страхования является принцип добросовестности сторон, который предполагает получение всей информации от страхователя об особенностях груза, и пункте его назначения.
     Страховое возмещение за груз предоставляется  в той валюте, в которой была уплачена страховая премия. Размер убытков определяется представителями страховщика – аварийными комиссарами.
     После выплаты страхового возмещения к  страховщику переходит право  на регресс. Регресс – это право на предъявление претензий к третьим лицам, виновным в порче или гибели груза.
     В случаях пропажи судна без вести, а также в ряде других случаев, определяемых законодательством, страхователь может отказаться от прав на застрахованное имущество в пользу страховщика, который выплачивает ему за это страховое возмещение. Данный акт называется абандон.
     Заявление об абандоне делается страховщику в  течение 6 месяцев с момента наступления указанных обстоятельств и не может быть взято обратно. Обычно в законодательстве, в том числе в Кодексе торгового мореплавания России, абандон считается односторонним актом страхователя. Однако по английскому праву для абандона необходимо согласие страховщика.  

     2.3. Базисные условия  поставок. Инкотермс
     Наиболее  существенные условия сделок, определяющие обязательства и права сторон, получили названия базисных условий поставок. Базисные условия поставок (контракта) устанавливают, кто несёт расходы по транспортировке, погрузке, разгрузке, хранению и страхованию товара. Эти расходы могут достигать по некоторым видам грузов до 50% стоимости товара. Кроме того, базисные условия поставки определяют момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю.
     Разграничение базисных условий поставок закреплено в международном документе под  названием Инкотермс (Международные коммерческие термины). В настоящее время его последней редакцией является Инкотермс-2000. В нем дана подробная трактовка 13 основных вариантов базисных условий. Главными из них являются:
     1. ФАС (FAS) – «свободен вдоль борта». Экспортер обязан доставить груз и несет риски и расходы по нему до момента разгрузки товара на пристани порта отправления.
     2. ФОБ (FOB) - «свободен на борту». Экспортер обязан доставить груз в порт отправления и погрузить его на судно. Право собственности на груз переходит к импортеру в момент пересечения товаром поручней судна.
     3. КАФ (СFR) – «стоимость, фрахт». В дополнении к условиям ФОБ предусматривает заключение договора морской перевозки и оплату фрахта.
     4. СИФ (CIF) – «стоимость, страхование, фрахт». В дополнение к условиям КАФ оплачивается страхование.
     Некоторые обязательства являются общими для экспортера и импортера при всех условиях. Экспортер обязан:
     1. Поставить товар надлежащего  качества в указанный в контракте  пункт. 
     2. Обеспечить обыкновенную упаковку  товара.
     3. Передать относящиеся к товару  документы и передать право собственности на товар. 
     Импортер  обязан:
     1. Принять товар.
     2. Оплатить его стоимость.
     В целом, использование Инкотермса позволяет  устранить различия, связанные с  пониманием базисных условий сделок, что снижает вероятность судебных исков.  

     2.4. Контракты при встречной сделке
     Встречные сделки – это такой вид сделки, когда встречные и основные обязательства  партнеров фиксируются в одном  документе (связанные контракты).
     Виды  встречных сделок:
     1. Бартерные сделки. Бартер – это  безвалютный, но стоимостной обмен товарами.
     Стоимостная оценка обеспечивает:
    эквивалентность обмена;
    определение суммы страхования;
    определение суммы штрафных санкций.
     Расчеты по взаимным претензиям осуществляются допоставкой или уменьшением  объема поставок.
     2. Контракты по встречным закупкам. При заключении таких контрактов часть стоимости товаров экспортер обязуется получить в виде встречной закупки других товаров.
     3. Контракты на переработку давальческого  сырья (толллинг). Контракт заключается,  когда мощностей одной страны  не хватает для переработки сырья и получения конечного продукта. Сырье поставляется в другую страну и возвращается в виде готовой продукции. Часть сырья остается в стране-переработчике в качестве оплаты.
     Такой контракт выгоден стране-переработчику, которая не только получает сырье, но и загружает свои производственные мощности. Страна- производитель сырья получает возможность использовать дешевую рабочую силу в стране-переработчике.
     Преимущества  связанных контрактов:
    экономия валюты на импорте;
    стимулирование сбыта;
    расширение рынков и получение преимуществ в конкурентной борьбе.
     Указанные три вида контрактов относятся к  внешнеторговой деятельности.
     4. Связанные кредиты. Это кредиты,  предоставляемые на условии закупки  определенных товаров в стране-кредиторе. Такие кредиты, как правило, предоставляются государством.
     Все указанные контракты позволяют  активизировать внешнеэкономические  связи.  

     2.5. Разнообразие цен,  их виды
     Разнообразие  цен означает наличие перечня  цен на товары одинакового качества.
     Единая  мировая цена должна удовлетворять следующим требованиям:
    По этой цене должны осуществляться крупные коммерческие сделки.
    Платежи должны осуществляться в свободно конвертируемой валюте.
    Сделки должны осуществляться в важнейших центрах международной торговли.
     К единой мировой цене приближаются следующие  цены:
    Экспортные цены основных производителей товаров и поставщиков.
    Импортные цены Европейского Союза.
    Цены крупнейших бирж.
     Выделяют  следующие виды цен:
     1. Справочные – цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в периодической литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты. В настоящее время справочная литература по ценам на небиржевые товары получила очень большое распространение. Так, экспортер нефтепродуктов ориентируется на ежедневные потоварные и региональные котировки цен, публикуемые в таких справочниках, как Platt’s или Argus, которые можно получать ежедневно через систему компьютерной связи. Как правило, эти цены несколько завышены.
     Справочные  цены не реагируют быстро на изменения  конъюнктуры или на какие-либо политические события, за исключением, может быть, цен на нефть – товар весьма специфичный. Вместе с тем они отражают динамику цен на данном рынке.
     2. Контрактные – конкретные цены на продукцию, согласованную продавцом и покупателем в ходе переговоров. Они, как правило, ниже цены предложения поставщика. Контрактные цены нигде не публикуются, так как они представляют коммерческую тайну. В принципе контрактные цены на определенный товар в определенном регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей известны. Практическая задача состоит в сборе информации и создании банка данных.       
     3. Биржевые – цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. К биржевым товарам относятся в основном сырьё и полуфабрикаты. Цены на биржевые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Следует отметить, что биржевые котировки не отражают в себе другие инструменты международной торговли, как-то: условия поставки, платежа и т.д. Как показывает практика, биржевые котировки, довольно остро реагируя на различные внешние «раздражители», все-таки не могут отражать действительные тенденции в движении цен. Зачастую на биржах проводятся операции, носящие откровенно спекулятивный характер.
     В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются на котировки наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющих персонал высокой квалификации, таких как Лондонская биржа металлов, Чикагская биржа, занимающаяся котировками и продажами зерновых, Нью-йоркская биржа хлопка.
     4. Аукционные – цены, полученные в результате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный временной период. Аукционный вид торговли достаточно специфичен. На аукционных торгах, например, продаются и покупаются пушнина, животные, предметы искусства.
     Существует  три вида аукционов. Традиционный (английский) аукцион предполагает последовательное увеличение цены потенциальными покупателями до тех пор, пока самое высокое предложение не будет принято аукционистом.
     Голландский аукцион – форма аукциона, при которой аукционист начинает торг с очень высокой цены, постепенно снижая ее до тех пор, пока не найдется покупатель.
     Закрытый  аукцион – аукцион, на котором все покупатели предлагают цены одновременно (обычно в виде письменных заявок) и товар продается тому, чья цена окажется выше. Такие аукционы часто используются государством при продаже имущества или иных материальных активов.
     5. Статистики внешней торговли. Эти цены определяются путем деления всей стоимости экспорта (импорта) в стоимостном выражении на весь объем продукции в натуральном выражении. Они публикуются в различных национальных и международных статистических справочниках. Они не показывают конкретную цену конкретного товара. С точки зрения их практического применения, они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов.
     6. Трансфертные цены. Это цены внутрифирменной торговли между подразделениями одной и той же компании в разных странах. Они используются крупными ТНК для снижения налогообложения бизнеса.
     В процессе согласования цен экспортер  и импортер, основываясь на собственном анализе данных о положении на рынке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти. В мировой практике ведения внешней торговли известно большое количество различных скидок. По оценкам специалистов, существует около 40 различных видов ценовых скидок и надбавок. К наиболее распространенным относятся следующие скидки:
    продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном рынке (может достигать 20-30% первоначальной цены);
    для эксклюзивного импортера, если фирма-импортер – единственный поставщик товара в страну или регион, добивается наилучших условий для продажи этого товара, по существу, помогая экспортеру закрепиться на рынке данной страны (достигает 10-15% первоначальной цены);
    сконто – в случае осуществления импортером предоплаты, полной или частичной, за поставляемый товар (как правило, такая скидка предоставляется и при прямом банковском переводе денег при оформлении товарных накладных);
    традиционному партнеру (бонусная), как правило, предоставляется импортеру, длительное время работающему на рынке с одним и тем же экспортером, поскольку в данном случае экспортер уверен в своем партнере-покупателе в отношении правильного и своевременного выполнения контрактных обязательств;
    за покупку внесезонного товара, как правило, предоставляется на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и др.
    дилерская, предоставляемая оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам.
     Дилерская скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли.
     Размеры скидок определяются отдельно для каждого  конкретного случая. Как правило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% первоначально предлагаемой цены. Достигаются и более существенные скидки.
 

Тема 3. Международные  расчеты
     3.1. Мировой финансовый рынок и субъекты международных расчетов.
     3.2.Система  организации международных расчетов.
     3.3.Валютно-финансовые  условия международных контрактов.
     3.4.Валютные  риски в международной торговле.
     3.5.Формы международных расчетов.
     3.6.Мировой  кредитный рынок и его роль  во внешнеэкономической деятельности 

     3.1. Мировой финансовый  рынок и субъекты  международных расчетов 
     Мировой финансовый рынок представляет собой совокупность финансово-кредитных организаций, которые в качестве посредников перераспределяют финансовые активы между кредиторами и заемщиками, продавцами и покупателями финансовых ресурсов.
     Мировой финансовый рынок можно рассматривать  в разных аспектах. С функциональной точки зрения, его можно разбить на такие рынки, как валютный, деривативов, страховых услуг, акций, кредитный, а эти рынки в свою очередь подразделяются на еще более узкие, как, например, кредитный рынок – на рынок долгосрочных ценных бумаг и рынок банковских кредитов. Часто все операции с финансовыми активами в виде ценных бумаг объединяют в фондовый рынок как рынок всех ценных бумаг, но чаще под ним подразумевают только рынок акций.
     С точки зрения сроков обращения финансовых активов, мировой финансовый рынок можно разделить на две части: денежный рынок (краткосрочный) и рынок капитала (долгосрочный). Краткосрочный характер значительной части мирового финансового рынка делает его подверженным приливам и отливам финансовых средств. Более того, существуют финансовые активы, которые нацелены на пребывание на денежном рынке с одной только целью – получение максимальной прибыли, в том числе за счет целенаправленных спекулятивных операций. Подобные финансовые средства часто называют «горячими деньгами». В период финансового бума они особенно активно перетекают между финансовыми центрами, а также между этими центрами и периферией, а в периоды финансовых кризисов и в их преддверии быстро возвращаются обратно.
     Границы между различными сегментами мирового финансового рынка размыты, и без особых затруднений возможна переориентация значительной части финансовых ресурсов мира с одних его частей на другие. В результате, например, усиливается взаимосвязь между валютными курсами (определяются прежде всего ситуацией на валютном рынке), банковским процентом (определяется ситуацией на рынке долговых ценных бумаг) и курсом акций в разных странах мира. Все это приводит к тому, что, с одной стороны, финансовый рынок мира нестабилен и, как полагают многие экономисты, эта нестабильность нарастает, а с другой стороны, когда растет глобализация финансовых ресурсов мира, потрясения на одних финансовых рынках все больше сказываются на финансовых рынках других стран. Масштабный отток краткосрочного капитала способен спровоцировать финансовый кризис во многих странах. Это продемонстрировал финансовый кризис, начавшийся летом 1997 г. в Юго-Восточной Азии, а затем охвативший Россию и ряд государств Латинской Америки.
     Международные расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в результате внешнеэкономической деятельности.
     Субъектами  расчетов являются:
    экспортеры;
    импортеры;
    банки.
     Эти три субъекта вступают в отношения  по поводу движения товарно-распорядительных документов и операционного оформления платежей. В основном международные расчеты осуществляются безналичным путем через банки в результате установления корреспондентских (договорных) отношений.
     Совокупность  государственных мероприятий в  сфере валютных, кредитных и расчетных  отношений называется государственной валютной политикой. Государственная валютная политика определяет механизм международных расчетов.
     Основные  задачи валютной политики государства:
    Мобилизация и распределение валютных ресурсов.
    Обеспечение бесперебойности международных расчетов и сбалансированности платежного баланса.
    Кредитование импортеров и привлечение кредитов из-за границы.
    Поддержание в допустимых пределах внешней задолженности государства.
    Поддержание курса национальной валюты.
    Содействие развитию экономики страны.
     Правовой  основой международных расчетов являются:
    Международные договоры.
    Нормы национального законодательства.
    Систематизированные и унифицированные банковские правила.
 
     3.2. Система организации  международных расчетов
     В систему организации международных расчетов входят три элемента:
    валютные ограничения;
    режимы конверсии валют;
    валютный курс.
     Валютные  ограничения касаются объемов (квот) ввоза, вывоза, перевода и пересылки национальной и иностранной валюты из-за границы и за границу.
     Так, в России физические лица имеют право  без таможенной декларации вывозить до 3 тыс. долл. США, а при наличии декларации – до 10 тыс. долл. (или их эквивалент в другой валюте).
     Режимов конверсии валют три: полностью конвертируемые валюты (СКВ), частично конвертируемые валюты и неконвертируемые (необратимые, замкнутые) валюты.
     Под конвертируемостью национальной валюты понимается ее способность свободно обмениваться на иностранную валюту:
    по складывающимся на валютном рынке валютным курсам;
    по всем видам операций (текущим и капитальным).
     Конвертируемость  по текущим операциям – это  отсутствие каких-либо ограничений  по платежам, связанным с торговлей товарами и услугами. Все страны-члены Международного валютного фонда (МВФ) обязуются ввести конвертируемость по текущим операциям (в том числе и Российская Федерация).
     Конвертируемость  по капитальным операциям – отсутствие ограничений по операциям, связанным  с движением капитала (такими, как прямые и портфельные инвестиции, кредиты и т.д.).
     Различают также внешнюю и внутреннюю конвертируемость валют. Внешняя конвертируемость –  это право резидентов совершать  операции в иностранной валюте с  нерезидентами (иностранными физическими  и юридическими лицами). Внутренняя конвертируемость – право резидентов совершать любые сделки в иностранной валюте без ограничений.
     Неконвертируемые  валюты имеют ограничения для  резидентов и нерезидентов  на свободный  ввоз, вывоз, куплю-продажу.
     Частично  конвертируемые валюты сохраняют ограничения по отдельным видам операций. Из 182 стран-членов МВФ около 40 имеют полностью конвертируемые валюты (в том числе страны Балтии). В их число не входит Япония.
     Российская  Федерация стремится к тому, чтобы обеспечить полную конвертируемость рубля с 1 января 2007 г.
     Некоторые валюты имеют свои графические символы (табл. 3.1).
     Таблица 3.1
Графические символы (знаки) валют
Знак  валюты Наименование  валюты
[US Dollar -- USD]
[Pound Sterling -- GBP]
[Европейское  Сообщество -- Euro -- EUR]
Японская иена [Yen -- JPY]
Шекель [Израиль -- Shekel -- ILS]
Тугрик [Монголия -- Tugrik, Togrog -- MNT]
 
     Существует  также понятие основных мировых  валют. К ним относятся: доллар США, евро, иена, фунт стерлингов, швейцарский франк. При этом Швейцария запрещает иностранным банкам создавать официальные резервы в швейцарских франках.
     Валютные  курсы – курсы обмена одной валюты на другую. Валютные курсы зависят от: покупательной способности валют (цен на товары и услуги), объема денежной массы, экономических показателей развития страны, валютных интервенций, валютных спекуляций и др.
     Существуют 4 вида курсов: курс продавца, курс покупателя, средний курс и кросс-курс. Кросс-курс – это котировка двух валют  друг к другу через курс каждой из них по отношению к третьей  валюте. Обычно устанавливается через доллар США.
     Валютные  курсы определяют по двум видам котировок: прямой и косвенной.
     Прямая  котировка – это выражение  определенного количества единиц некой  валюты через 1 единицу другой валюты.
     Косвенная котировка – это выражение 1 единицы  некой валюты в определенном количестве единиц другой валюты.
     Например, 30 рублей за 1 доллар США – для рубля прямая котировка, для доллара косвенная.
     Прямая  котировка национальной валюты используется в большинстве стран мира. В  международной практике применяется прямая котировка большинства валют к доллару США. Главные исключения – евро и фунт стерлингов, которые идут к доллару в косвенной котировке. Кроме того, косвенная котировка к доллару США дается только для кипрского фунта, фунта Фолклендских Островов, гибралтарского фунта, ирландского фунта, мальтийской лиры и фунта Островов Святой Елены.
     Разница между курсами продавца и покупателя называется маржой (или спрэдом).  

     3.3. Валютно-финансовые  условия международных  контрактов 
     Эти условия включают ряд понятий.
     Валюта цены – это валюта, в которой выражена цена товаров в контракте.
     Валюта  платежа – валюта, в которой происходит оплата товаров.
     При несовпадении валюты цены и валюты платежа используется курс пересчета валют, который определяется по текущему курсу на день платежа.
     Защитные  оговорки. Бывают валютные и золотые, однако золотые защитные оговорки в настоящее время не используются. Валютные оговорки – это включаемые в контракт условия, предусматривающие изменение суммы платежа пропорционально изменению курса валюты платежа к валюте оговорки.
     Валютные  оговорки бывают двух видов:
     Одновалютные  оговорки – сумма платежа изменяется пропорционально изменению курса  валюты платежа к единственной валюте оговорки.
     Мультивалютные  оговорки предполагают использование  валютной корзины, включающей несколько устойчивых валют. Применяются при неустойчивости валюты оговорки одного вида.
     Курс  корзины= курс валюты1*вес валюты1 + …+ курс валюты n * вес валюты n
     По  принципу корзины валют формируется курс СДР (специальные права заимствования, Special Drawing Rights - SDR). Это прообраз мировых денег. СДР существуют в виде записей на счетах, т.е. не имеют бумажной формы. Официальным эмитентом СДР является Международный валютный фонд. Сумма выпуска СДР установлена решением МВФ на определенный срок (1970-72 гг. – 9,3 млрд ед., в 1979-1981 гг. – 12,1 млрд ед.). СДР были распределены пропорционально размеру квоты страны в капитале МВФ. В 1997 г. Совет управляющих МВФ принял решение о выпуске дополнительно 21,4 млрд. СДР, что позволило бы получить их в порядке распределения новым членам, включая Россию. Однако на 1 января 2005 г. данное решение не ратифицировано государствами-членами, которые в сумме располагали бы требуемыми 85% голосов.
     СДР используются только в государственном  секторе прежде всего для расчетов страны с МВФ. Состав и доли валют в валютной корзине СДР пересматриваются каждые пять лет. Так, с 1 января 2001 г.  эти доли составляют: 45% – доллар США, 29% – евро, 15% – иена, 11% – фунт стерлингов.
     Условия расчетов:  наличный платеж, кредит.
     Средства  платежа:  векселя, чеки, банковские переводы.
     Банковский  перевод – это простое поручение  коммерческого банка своему банку-корреспонденту выплатить определенную сумму денег по просьбе и за счет перевододателя иностранному получателю (бенефициару). Банк переводополучателя руководствуется указаниями, содержащимися в платежном поручении в соответствии с условиями внешнеторгового контракта.
     Банковский  перевод используется при расчетах по авансу и открытому счету.
     Формы расчетов: аванс, аккредитив, инкассо, открытый счет.   

     3.4. Валютные риски  в международной  торговле
     Валютные  риски возникают в результате изменения реальной стоимости денежных обязательств вследствие  изменения  курсов валют. Для экспортера падение  курса валюты платежа приводит к уменьшению получаемой им суммы национальной валюты при обмене выручки. Для импортера риск возникает при повышении курса валюты платежа.
     Страхование валютных рисков осуществляется двумя  основными способами:
    внесением в контракт защитных валютных оговорок;
    осуществлением специальных валютных операций.
     Хеджирование – компенсационные действия, предпринимаемые на валютном рынке, чтобы предохранить свой доход в будущем от изменения валютного курса.
     Существует  три основных метода хеджирования. Они приходят на смену валютных оговорок.
     1. Заключение срочных  валютных сделок.
     Спот  сделки – обмен двумя валютами на основе стандартных контрактов с  расчетами по ним в течение  двух рабочих дней.
     Прямые  форварды – сделки по обмену двумя  валютами с расчетами спустя более двух рабочих дней по курсу, установленному на день заключения сделки.
     Своп  сделки – сделки, предусматривающие  обмен определенным количеством  валют по курсу спот и обратный обмен таким же количеством валют  по курсу форвард.
     Примерно 85% форвардных операций приходится на сделки своп.
     При заключении контракта на поставку товаров  экспортер одновременно заключает  с банком форвардную сделку на продажу  валютной выручки на дату исполнения контракта. За это банк взимает комиссионные.
     Форвардные  валютные сделки осуществляются вне биржи.
     2. Фьючерсные сделки.
     Валютные  фьючерсы – это стандартные форвардные контракты на валюту, торговля которыми происходит на бирже.
     Отличие фьючерса от форвардной операции:
    фьючерсы – это торговля стандартными контрактами;
    обязательным условием фьючерса является гарантийный депозит, вносимый в расчетную палату биржи (до 20% от суммы контракта);
    расчеты осуществляются через клиринговую палату на валютной бирже, которая выступает посредником между сторонами и гарантом сделки.
     Преимущества  фьючерса – высокая ликвидность  и постоянная котировка на бирже.
     При расчете по фьючерсам покупатель и продавец не поставляют друг другу  валюты.
     Пример. Биржевик А заключил с биржевиком Б фьючерсный контракт на продажу  долларов США (биржевик А продает, биржевик Б покупает).
     Сумма контракта 10 млн долл.
     Курс  доллара по фьючерсному контракту 30 рублей.
     Фактический курс на день исполнения контракта  – 31 рубль.
     Биржевик  А проиграл биржевику Б:
     (31-30).10 млн=10 млн руб.
     3. Опционы. 
     Эта сделка дает право покупателю опциона за определенную премию купить (продать) на основе стандартного контракта валюту в определенный день (или в любой момент до определенного дня) по фиксированному курсу. Валютный опцион близок к фьючерсу, но дает покупателю опциона право выбора между выполнением сделки либо отказом от сделки.  За это он платит премию в размере, как правило, от 1 до 5% от стоимости контракта. Размер премии зависит от срока действия опциона: чем больше срок, тем выше премия.  

     3.5. Формы международных расчетов
     Существуют 4 основных формы международных расчетов:
    аванс;
    аккредитив;
    инкассо;
    открытый счет.
     Рассмотрим  механизмы расчетов по этим формам.
     1. Аванс
     Аванс может достигать 1/3 суммы контракта. В современной внешнеэкономической  деятельности эта форма используется относительно редко. Применяется только в трех случаях: при отсутствии доверия экспортера к импортеру; при крайней заинтересованности импортера в получении товара; при сильном давлении экспортера на импортера. Четвертый особый случай – незаконный вывоз капитала  (в частности, из России).
     Под документарным (условным) переводом  понимается перевод аванса с условием, что банк экспортера произведет фактическую  выплату аванса на его счет только при представлении транспортных (отгрузочных) документов. При этом указывается период, в течение которого должна быть произведена отгрузка и представлены соответствующие документы. 

     2. Аккредитив 
     Аккредитив  – это обязательство банка  произвести по просьбе и в соответствии с указаниями импортера платеж экспортеру.
     В практике международных расчетов используются различные виды аккредитивов:
    отзывные и безотзывные;
    подтвержденные и неподтвержденные;
    переводные (трансферабельные);
    револьверные (возобновляемые);
    покрытые и непокрытые;
    документарные и денежные;
    резервные.
     Отзывной  аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом в любой момент без предварительного уведомления бенефициара. В связи с этим в международной торговле в основном применяются безотзывные аккредитивы, которые не могут быть аннулированы или изменены без согласия всех заинтересованных сторон.
     Подтвержденные  аккредитивы подразумевают дополнительную гарантию платежа со стороны другого банка, не являющегося эмитентом. Банк, подтвердивший аккредитив, принимает на себя обязательство оплачивать документы, соответствующие условиям аккредитива, если банк-эмитент откажется совершить платеж. В международной практике аккредитивы, открываемые банком импортера, обычно подтверждает банк экспортера.
     Переводной  аккредитив предусматривает возможность получения денег не только экспортером, но и по его указанию другими юридическими лицами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.