На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкуренция и ее формы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Кыргызской Республики 

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования 

КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра «Менеджмент организации» 
 
 
 

Курсовая  работа 

по экономической теории 

на тему 

Конкуренция и ее формы 
 
 

Выполнил(а): студентка гр. М-3-08
Апышова А.
Научный руководитель: препод. кафедры
Кумсков Г.В. 
 
 
 
 
 

Бишкек – 2009 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Проводимые  рыночные экономические реформы  кардинально меняют все отношения  и обстановку в народном хозяйстве и обществе Кыргызстана.
    Возникающие новые явления и процессы требуют  существенного пересмотра подходов к решению важнейших вопросов экономической политики государства, к определению места и роли различных сфер и отраслей в развитии экономики республики, и использованию различных факторов, механизмов и рычагов государственного экономического регулирования.
    Среди массы новых явлений, с которыми жители нашей страны столкнулись после начала реформы, феномен конкуренции привлекает к себе относительно скромное внимание. О конкуренции в повседневной жизни напоминает, пожалуй, лишь агрессивная реклама компаний, наперебой расхваливающих свои товары и выгодные цены. Не удивительно, что инфляция, безработица, банковские и валютные кризисы или даже заведомо более мелкие явления вроде банкротств отдельных компаний затмевают в обыденном сознании проблемы конкуренции.
    Напротив, профессиональные экономисты, отдавая должное грозным кризисным и инфляционным процессам, единодушно признают особое фундаментальное или системообразующее значение конкуренции для функционирования рыночной экономики.
    Именно  проблемы конкуренции в условиях современного рынка и являются  предметом изучения в настоящей работе. Цель работы состоит в том, чтобы изучить характерные особенности рыночной конкуренции как важнейшей категории экономической науки.
    Основными задачами, которые необходимо решить для реализации поставленной цели, являются:
    -   дать определение конкуренции,  раскрыть ее сущность и роль  в рыночной экономике;
    -  показать формы рыночной конкуренции  – совершенная и несовершенная  конкуренция, проанализировать их  особенности, преимущества и недостатки;
    -     остановиться на причинах, делающих необходимым вмешательство государства в деятельность монополий в условиях несовершенной конкуренции.
    Структура работы включает введение, три главы, состоящие из отдельных параграфов, заключение и список использованной литературы
    Основным  материалом для написания работы послужили учебные пособия таких  известных ученых – экономистов, как М. Чепурин, Б. Райзберг, О.Мамедов, А. Камаев, А Булатов и другие. В работе также были использованы материала периодической печати, освещающие проблемы антимонопольного регулирования в Кыргызской Республике, официальные данные Правительства республики.
 

?. Конкуренция как важнейшая категория экономической теории

1.1. Понятие и сущность конкуренции

    Конкуренция является одной из важнейших категорий современной экономической теории. Конкуренцию нередко связывают с двигателем экономического прогресса, механизмом саморегуляции рыночного хозяйства посредством установления равновесных цен на товары и услуги и т. д. 1
    Так, неразрывность товарного обмена и конкуренции отмечал еще
Д.Риккардо. Но, говоря о товарах, их меновой стоимости и законах, регулирующих их относительные цены, он всегда имел в виду только такое товарное производство, которое может быть увеличено человеческим трудом и в производстве которых действие конкуренции не нарушается никакими ограничениями.2
    Между тем реальные ограничения неизбежны, они существуют в самой жизни, а потому вполне справедливо утверждение: «То, что описывает теория совершенной  конкуренции, по сути дела, не является процессом конкуренции. Ее предмет - статическое состояние равновесия, в котором никакие действия участников невозможны, так как невозможно никакое улучшение их положения. Причем условия, необходимые для достижения этого состояния, постулируются с самого начала».
    И далее: «Строгая математическая модель, к которой неявно отсылает теория совершенной конкуренции, - модель Вальраса (модель общего равновесия) - вообще не изучает ничего подобного конкурентному рыночному процессу и лишь доказывает существование равновесных параметрических цен - т. е. фиксированных «извне» цен, по которым участники обменивают разные товары. «Параметрические цены» не существуют в условиях рынка, где участники добровольно устанавливают пропорции обмена. Модель «параметрических цен» обычно описывается в виде «вальрасовского аукционера», который объявляет набор цен, затем смотрит, сбалансируются ли все товарные рынки при таких ценах и, если нужно, пересматривает их в ходе итеративного процесса проб и ошибок. Наиболее близким аналогом «вальрасовского аукционера» является административное регулирование цен в социалистической экономике».3
    Говоря  по поводу конкуренции, Н. Сениор в своей  работе отмечал: «Хотя в условиях свободной конкуренции затраты  производства являются регулятором цен, их действия подвержены воздействию многих случайностей. Можно считать, они работают идеально, только если предположить, что ничто другое не влияет на результат, что капитал и труд могут быть тотчас же без потерь переведены с одного вида использования на другой и что у каждого производителя есть полная информация о прибыли, которую можно извлечь из каждого вида производства».4
    Очевидна  нереалистичность подобных предположений. Большая часть капитала, необходимого для производства, состоит из зданий, машин и других орудий труда, на создание которых затрачено много времени и труда и все это служит для осуществления только данных конкретных целей.
    Современное моделирование взаимосвязи экономических  показателей, методологическую основу которого составляют традиционные экономико-математические методы и модели (выявление тенденций, экстраполяция, адаптивное моделирование, корреляционный и регрессионный анализ, прогнозирование и др.), позволяет повысить конкурентоспособность предприятия, разработать конкретные мероприятия для улучшения положения фирмы на рынке. Однако важно использовать модели, которые позволяют получить требуемое решение.
    В самом общем виде, конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства в конечном итоге означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективные методы производства. 5
    Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары конкурентная борьба усиливалась. Появилась возможность усиления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда. Так возникает капиталистическое товарное производство. Здесь конкуренция получила наибольшее развитие. В современных условиях она выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
    Так, классики марксизма, например Ф. Энгельс, имея в виду капиталистическую конкуренцию, определял ее как наиболее полное выражение господствующей в современном ему гражданском обществе войны всех против всех. Закон капиталистической конкуренции, по Марксу, основывается на разнице между стоимостью товара и издержками производства. Он различал две формы капиталистической конкуренции: внутри- и межотраслевую.6
    В то же время, конкуренция - это процесс, на самом деле не связанный с достижением рыночного равновесия и не обеспечивающий эффективного отбора наиболее приспособленных экономических агентов. Такой отбор осуществляется в ходе иных процессов, нежели конкуренция. Одно из наиболее важных и содержательных положений по вопросу о роли конкуренции высказано Ф. Энгельсом: «Истина конкуренции состоит в отношении потребительной силы к производительной силе. В строе, достойном человечества, не будет иной конкуренции, кроме этой».7
    Иными словами, конкуренция - это форма  соперничества субъектов рыночной экономики за лучшие условия функционирования и получение максимальной прибыли. Основой этого существования и развития конкуренции является свобода выбора, которая реализуется в форме стремления получать лично для себя денежный доход.8
    Сущность  конкуренции заключается в рассредоточении  экономической власти. Это вытекает из того, что на рынке находится много продавцов и покупателей, каждый из которых не в состоянии предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, чтобы заметно повлиять на его цену. Они (продавец или покупатель) представляют только незначительную долю общего объема продаж или спроса, поэтому практически не в состоянии воздействовать на цену и манипулировать ею к своей выгоде. Это ограничивает возможности злоупотреблений и означает, что экономическое состязание препятствует хозяйствующим субъектам причинить разрушительный ущерб, когда они хотят увеличить свою личную выгоду.
    Конкуренция предполагает, что производитель может свободно или заняться своим делом в той или иной отрасли, или, наоборот, покинуть ее. Условия, в которых совершается рыночная конкуренция, называются рыночной структурой. Конкуренция означает:
      наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса;
      свободу для покупателей и продавцов выступать на тех или иных 
      рынках или покидать их.

    Конкуренция также стимулирует внедрение  достижений НТП, заставляя фирмы переходить на самые эффективные технологии. Действительно, на конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать передовую технологию приводит, в конечном счете, к их устранению конкурентами. Таким образом, конкуренция создает стимул к развитию и обновлению производства, корректирует функционирование рыночной системы, создавая тождество частных и общественных интересов. Это происходит потому, что в условиях конкуренции фирмы применяют самую экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, так как это отвечает их частной личной выгоде. Поступать по-другому означало бы отказ от прибыли или даже риск быть со временем раздавленным конкурентами и обанкротиться. С другой стороны, использование редких ресурсов с наименьшими издержками, т.е. наиболее эффективными методами, отвечает интересам общества, поскольку способствует рациональному использованию ограниченных экономических ресурсов, расширяет производственные возможности и ведет и возможности более полного удовлетворения потребностей. Отсюда можно сделать вывод, что мощный фактор конкуренции через систему цен и рынков является координирующим и организационным механизмом, исключающим потенциальный хаос в экономике.
    На  практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров.
    Большой вклад в разработку проблем конкурентной борьбы, ее форм, типов и поведения  экономических агентов внесли ученые-экономисты А. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс и другие.

1.2. Экономический цикл конкуренции

    Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны - элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных и частных подразделений.
    Конкуренция как экономический процесс может  быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:
      формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;
      организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;
      создание конкурентоспособной продукции;
      сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;
      создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.9
    Уровень конкурентной борьбы во многом зависит  от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:
      внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;
      роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;
      зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;
      старения — заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы, продукции снимается с производства и начинаете ее замена новой.
    Необходимо  иметь в виду, что при организации  конкуренции хозяйствующие субъекты нередко прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов. Такая деятельность получила в литературе название «недобросовестной конкуренции». Так, субъекты прибегают к дискредитации, как конкурентов, так и товаров, выпускаемых ими. К числу наиболее распространенных актов дискредитации относятся:
        распространение ложных или неточных сведений о конкуренте;
        доведение до потребителя искаженной информации о характере, cnoco6е, месте изготовления товара и его качестве;
        незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования,      маркировки;
        реклама товара, не отвечающего требованиям качества;
        использование некорректных сравнений, порочащих товары конкурентов;
        самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или иной информации, компрометирующее товары. Борьба с указанными нарушениями возложена на Государственный комитет по антимонопольной политике

1.3. Проявление конкуренции в рамках рыночной экономики

    Рыночная  экономика по своей сущности глубоко  индивидуалистична, основы этого общественного устройства предоставляют индивидууму свободу, граничащую с произволом.
    Господство  частной собственности означает, что большей частью национального  богатства владеют, пользуются и  распоряжаются частные лица, а  не общество в целом. Обшей нормой поведения, а не случайным отклонением от правила в рыночной экономике, является приоритет личного интереса. Каждая экономическая единица делает только то, что ей выгодно и, следовательно, любые процессы в хозяйстве начинают происходить только тогда, когда они соответствуют интересам достаточно могущественных групп людей. Даже осознанные общественные потребности, если их удовлетворение не выгодно никому конкретно, не имеют прямого механизма реализации и могут длительное время игнорироваться.
    Ограниченная  роль государства означает, что общество, в целом, признает широкие экономические  свободы личности; считает их оправданные  и не стремится подчинить их своему контролю.
    Именно  на почве индивидуализма развиваются  инициатива и предприимчивость частных, лиц, закладывается база гибкости экономики и энергетического научно-технического прогресса.
    Конкуренция на дополнение и противовес индивидуализму.
    Индивидуализм как принцип организации экономики  сопряжен для хозяйства и существенными недостатками. Не сдерживаемые ничем корыстные интересы частных лиц способны подорвать нормальный ход функционирования экономики, а значит, в конечном счете, и базу собственного существования. Основным препятствием на пути неблагоприятного развития событий служит конкуренция.
    Важной  предпосылкой ее существования является расщепление экономической власти. Продавец или покупатель на рынке лишь в порядке исключения может занимать позицию полного монополиста. В большинстве же случаев, аналогичную продукцию предлагает или покупает множество фирм или частных лиц. Возникает возможность выбора, что в свою очередь ограничивает потенциальные экономические злоупотребления.
    Даже  из двух хороших продуктов потребитель  стремится выбрать лучший. Поэтому  фирмы вынуждены постоянно активно искать пути совершенствования своей продукции, стремясь обогнать всех прочих в удовлетворении запросов клиентов. Таким образом, конкуренция является дополнением и противовесом индивидуализму рыночной экономики.
    Если  личные интересы дают сильнейшую мотивацию участникам хозяйственных процессов (все что они делают, делается исключительно для себя, и собственной выгоды), то конкуренция направляет их деятельность в благоприятное для всего общества русло, ведь в ней побеждает тот, кто лучше удовлетворяет интересы потребителя.
    В рыночной структуре конкуренции  выполняет роль механизма регулирования  общественного производства, а также  механизма контроля поведения хозяйствующих  субъектов, заставляя их надлежащим образом удовлетворять желания  покупателей. Именно конкуренция вызывает расширение производства и понижение цен. Но если в отрасли действует одна гигантская фирма (монополист), которая в состоянии воспрепятствовать вступление потенциальных производителей – конкурентов, такая фирма может предотвратить расширение отрасли, продолжая удерживать цены и извлекать прибыль.
    Принцип «невидимой руки»  Адама Смита.
    Ключевая  роль конкуренции для функционирования рыночной экономики была обобщена еще  в XVIII веке Адамом Смитом в его знаменитом принципе. Словно невидимая рука правит миром. Дергая за ниточки марионеток - предпринимателей, она заставляет, их действовать в соответствии с неким "идеальным" планом развития экономики. При этом "ниточками", т.е. конкретным механизмом, который вынуждает предпринимателей следовать указаниям "невидимой рукой" служит как раз конкуренция.
    Любые диспропорции в экономике оборачиваются  либо излишками, либо дефицитом. Конкуренция  безжалостно выбраковывает фирмы, занятые производством изделий  излишних, ненужных рынку. Соответственно, сокращается и объем выпуска отвергаемых рынком товаров и услуг.
    Компании, выпускающие дефицитную продукцию, оказываются как бы "вне конкуренции": в условиях острой нехватки нарасхват  идет любая продукция. Перед производителями  последней открываются возможности быстрого наращивания продаж, а значит, и устранения терзающего экономику дефицита.
    Конкуренция является очень тонким и гибким механизмом.
    Тонкость  проявляется в том, что от сокращения спроса не товар или услугу фирмы  отражают не в равной мере. Наибольшие трудности испытывают не директивные предприятия, производители некачественной продукции и т.п.
    Самые сильные фирмы могут даже в  трудное время процветать, поскольку  к ним отходят сегменты рынка, ранее контролировавшиеся разорившимися  конкурентами.
    Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения. В тот же самый момент, когда произошли изменения, в лучшем положении оказываются те фирмы, которые лучше к ним приспособлены, но адаптация неизбежно занимает какое-то время даже у них. Важно, однако, что стимулы для нее конкуренция создает сразу же.
    Таким образом, в соответствии с принципом  «невидимой руки» конкуренция выступает  важнейшим механизмом обеспечения  эффективности, пропорциональности и  динамичности рыночной экономики.
    Понятие рыночной конкуренции.
    Рыночной  конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного  спроса потребителей, ведущаяся фирмами  на доступных им сегментах рынка.
    Это определение содержит ряд важных для понимания моментов.
    Во-первых, речь идет о рыночной конкуренции, т.е. о непосредственном взаимодействии фирм на рынке. Оно касается только той борьбы, которую ведут фирмы, продвигая на рынок свои товары и услуги.
    Во-вторых, конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы враждовать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товарами или услугами одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продать свою продукцию.
    В тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими одинаковую продукцию, часто бывают похожи на сотрудничество, чем на конкуренцию.
    В-третьих, рыночная конкуренция развивается  только на доступных сегментах рынка.
    Один  из распространенных приемов, к которому прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка. Конкуренция необходима производителям, т.к. в результате ее они завоевывают свое место на рынке.
    Но  особенно выигрывает от конкуренции потребитель, покупатель. Он получает возможность выбирать самое дешевое, самое удобное, самое качественное, в зависимости от своих потребностей и финансовых возможностей.
    Конкуренция против монополизма.
    С тех пор, как появились первые крупные предприятия, угроза монополизма, о которой как об абстрактной возможности рассуждал еще А.Смит, стала вполне возможной.
    Ни  внутренние противоречия гигантов производства, ни противодействие мелких фирм не кажутся убедительными основаниями  для отказа от объединения под знаком монополии, открывающего путь к несметным монополистическим прибылям.
    Действительно, ничто не мешает такому развитию событий, ничто кроме конкуренции, ведущейся  разными методами на основании различных  конкурентных стратегий.
    Полное  вытеснение ни одного из основных типов  фирм невозможно, поскольку невозможна унификация человеческих потребностей. Разнотипные компании постоянно существуют друг с другом рядом, но и постоянно создают угрозу друг для друга. Рынок же в целом оказывается благодаря этому во многом застрахованным от засилья какой-либо группы компании и неизбежного в этом случае застоя, завышения цен. снижений качества и прочих издержек монополизма.
    Конкурентное  сообщество фирм и  устойчивость экономики.
    Последствием  многообразия конкурентных стратегий является благотворное влияние сообщества фирм на устойчивость экономики и ее способность адаптироваться к изменениям.
    Даже  самые разрушительные процессы оказываются  благоприятными для некоторых компаний и за счет их усиленного роста вся экономика совершает поворот в нужную сторону. Видовое разнообразие фирм повышает живучесть всего сообщества компаний в целом. Даже на затяжные и значительнее по размаху потрясения мир компаний реагирует не как уязвимая монокультура, а как сложное, и потому живучее сообщество.
    В его целях есть "части быстрого реагирования" - мелкие фирмы, мгновенно  приспосабливающиеся к любой  обстановке. Среди узкоспециализированных фирм хотя бы часть развивала свою активность в том направлении, которое  пригодится о новых условиях и потому также готовы к переменам. Мощный, инерционный производственный аппарат компаний-гигантов медленно адаптируется к изменениям, но гиганты достаточно устойчивы, чтобы не погибнуть от первого удара и довести этот процесс до конца. Наконец, фирмы-пионеры ведут столь глубокий поиск, что не только способны найти радикальное решение уже вставших проблем, но и могут найти ключ даже к проблемам завтрашнего дня.
    Сообщество  фирм и кризисы.
    Сложная организация конкурентного сообщества повышает устойчивость хозяйства и к регулярно повторяющим циклическим кризисам.
    Наибольшее  падение спроса во время кризисов перепроизводства обычно приходится на массовую стандартную продукцию. Сильнее  всего сокращается производство и интенсивней увольняются рабочие на крупных предприятиях. Массами исчезают и локальные потребности, составляющие рынок мелких фирм. Но судьба этих двух типов фирм неодинакова, мелкие фирмы разоряются тысячами (как впрочем, и вновь создаются при малейшем улучшении обстановки или просто в другой сфере).
    Крупные же фирмы, принимая на себя основную тяжесть  кризиса, гибнут при этом редко.
    Специализированные  фирмы, напротив, относительно невосприимчивы к кризисам. Богатые потребители  специализированной продукции, как  правило, достаточно крепко стоят на ногах, что позволяет им не прекращать закупки даже во время кризисов.
    В целом все сообщество работает как  амортизатор кризиса. Его основной удар принимают самые мощные фирмы, лучше всего приспособленные  к тому, чтобы выдержать спад, и самые гибкие мелкие компании, без особых потерь способные выйти из бизнеса.
    Конкуренция и качество рынка.
    Взаимосвязи конкуренции и качественных показателей  состояния рынка: его насыщенности разнообразными товарами и полноте  ассортимента во всех его точках, очень  тесны и взаимозависимы. Конкуренция на соответствующих сегментах рынка приобретает характер ожесточенной борьбы на вытеснение; ведь принцип конкурентного исключения гласит: из двух или многих схожих товаров, если они ориентированы на одних и тех же потребителей, предъявляющих к ним одинаковые требования, на рынке обычно удерживается только один, лучший.
    Напротив, незанятые сегменты рынка исключительно  привлекательны для фирм - здесь  вообще нет конкурентов, а значит можно быстро наращивать продажи  и устанавливать высокие цены, т.к. нет нужды в поддержании большого запаса конкурентоспособности.
    Макроэкономическим  следствием такого сочетания стимулов к антистимулов, действующие на фирмы, является тенденция к равномерному освоению всего рыночного пространства фирмами-конкурентами.
    Равномерность заполнения рыночного пространства повышает качество снабжения потребителей в географическом и ассортиментном плане. Так, для конкурентного рынка  не свойственен резкий разрыв в снабжений  товарами крупных центров и периферии.
    В столице спрос покупателей более  высок, чем в мелком городе, и потому столичный рынок - "лакомый кусок" для поставщиков. Но именно в силу этого он привлекает массу фирм и  их ниши пересекаются. Начинается взаимное отталкивание конкурентов, вытеснение их части сначала в крупные города, а затем во все более мелкие населенные пункты.
    Но  рыночное пространство имеет не только географическое, но и ассортиментное измерение.
    Надо  думать о потребителе, постоянно  искать, какая мелочь повысит для  него потребительскую ценность вещи. И конкуренция заставляет делать это каждую фирму, заставляет ее непрерывно обогащать палитру предлагаемых на рынке товаров.
    Крайнюю форму расширения ассортиментного  богатства рынка представляет собой  радикальное нововведение, каждое из них создает новый рынок.
    Погоня  за покупателем, острая конкурентная борьба за качество товаров толкает производителя  на поиск новых идей, путей улучшения  технологий, внедрения достижений научно-технического прогресса, т.к. товары широкого спроса наиболее восприимчивы к техническому прогрессу.
 

??. Формы конкуренции

2.1. Рынок совершенной конкуренции

    Конкурировать между собой фирмы могут по-разному. Экономическая наука различает совершенную и несовершенную конкуренцию.
    Совершенная конкуренция - это когда на рынке присутствует множество покупателей и продавцов, продающих однородную продукцию и находящихся в абсолютно равных условиях, обладающих такой свободой в своих действиях, что не могут диктовать другому, что и по какой цене продавать. Здесь имеется в виду, что фирмы, выходя на рынок, не вступают между собой в контакты и свободно борются за потребителя. Ограничения для получения информации для входа на рынок и выхода из него отсутствуют, а цена устанавливается на основе законов спроса и предложения. Иначе этот тип рыночной ситуации называют рынком свободной конкуренции. Следует отметить, что такая ситуация встречается редко, так как примешиваются элементы других рыночных структур.10
    В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико, что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке.
    При наличии конкуренции на рынке  производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме-новатору больший доход.
    Конкуренция создает у производителей стимулы  к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдельного продукта. Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.
    Свободная конкуренция основана на частной  собственности и хозяйственной  обособленности. Связь между производителями  осуществляется только через рынок. Наивысший уровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей продукции практически не оказывая влияния на условия реализации на рынке. Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки. Преимущества:
      способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров;
      вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
      создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
      обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
      нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и услуг.
    Недостатки:
      не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);
      отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
      не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);
      не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;
      не гарантирует права на труд, на доход, на отдых;
      не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
    При нормальном функционировании товарных рынков, которое предполагает свободную конкуренцию продавцов и покупателей, соблюдается «динамическое равновесие» спроса и предложения, достигаемое посредством гибких цен. Эти цены, отражающие оценки «полезности» благ и «тягости» затрат, чутко реагируют на колебания спроса и предложения вплоть до установления «цены равновесия», соответствующей полной реализации товаров и услуг.11
    Но  графическая интерпретация - крест Маршалла - иллюстрирует лишь известную идею А. Смита. «Среди них начнется сейчас же конкуренция, и рыночная цена более или менее повысится в сравнении с естественной ценою в зависимости от того, насколько недостаток предложения товаров или богатство и расточительность конкурентов обострят их конкуренцию. При наличии конкурентов, отличающихся одинаковым богатством и одинаковой склонностью к расточительности, определенная нехватка товара обыкновенно вызывает более или менее обостренную конкуренцию в зависимости от большей или меньшей важности для них приобретения этого товара. Отсюда непомерно высокая цена предметов необходимости во время осады города или во время голода».12
    Цена  товара на таком рынке, равно как  и общие условия обращения товаров, определяется спросом и предложением и не может быть установлена кем-либо из участников рынка на монопольно высоком или монопольно низком уровне. В простейшем случае это отношение спроса и предложения носит двойственный характер. Когда одни говорят, что «спрос определяет предложение», а другие, наоборот, что «предложение рождает спрос», то правы и те и другие. В современных рыночных отношениях спроса и предложения причина часто становится следствием, а следствие порождает причину, обеспечивая, таким образом, их замкнутость. Если какая-либо компонента этих отношений исчезнет, то исчезнут и сами рыночные отношения, а вместе с ними и рынок. Но при чисто теоретическом подходе обязательно предполагается, что спрос и предложение достаточно самостоятельные факторы, чтобы не следовать друг за другом.13
    На  микроуровне различают общее  и частное равновесие. Общее равновесие на рынке достигается тогда, когда наступает соответствие между совокупным общественным производством и величиной национального дохода, предназначенного для потребления, т. е. соответствие между покупательной способностью населения и предложением товаров и услуг.

2.2. Рынок несовершенной конкуренции

    Несовершенная конкуренция имеет место в действительности гораздо чаще, чем совершенная. На рынке также множество продавцов, но находятся они не в абсолютно одинаковых условиях: кто-то превзошел другого в броскости рекламы, кто-то торгует на более «бойком» месте, кто-то обзавелся своим кругом покупателей и т.д. На рынке действуют фирмы, которые производят и предлагают к продаже разнородную продукцию. Крупные фирмы занимают лидирующее положение и существенно влияют на рыночные ситуации. Отношения между фирмами протекают в другом ключе и выступают как соперничество. Конкуренты внимательно следят друг за другом, реагируя на поведение своих соперников. Несовершенная конкуренция имеет три типа  рыночной структуры: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Монополистическая конкуренция — это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.
    В отличие от совершенной конкуренции  монополистическая предполагает, что  каждая фирма продает особый тип  товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения». В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным «монополистом» своей марки товара.14
    На  рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.
    Повсеместное  соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.
    Относительно  неограниченное проникновение новых  конкурентов на рынок является важной характеристикой монополистической конкуренции. Производители, работающие на таком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара.
    Модель  рынка монополистической конкуренции  описывает множество реально существующих рынков. Его характеристики достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания (в качестве примеров можно назвать сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу банковских услуг, в производящих отраслях ~ это производство одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вычислительной техники, компьютеров).
    Вход  на рынок не встречает затруднений, монопольная власть в первую очередь  зависит от капитала, но при этом новым производителям необходимо отвоевать  себе место на рынке для того, чтобы покупатели выбрали именно его товар. Здесь особую роль играет реклама, которая во многом помогает формировать спрос. Усиление степени дифференциации продукта ослабляет конкуренцию и дает возможность усиливать власть над ценой, расширять объемы производства и продаж.
    Анализируя формы конкуренции, А Добрынин отмечает, что в период монополистической конкуренции основными ее формами выступают: научно-техническое соперничество; промышленно-производственное соперничество; торговое соперничество.15
    Научно-техническое  соперничество.
    Борьба  за повышение конкурентоспособности  фирм проводится путем:
    разработки новых продуктов;
    внедрения современных технологических процессов;
    накопления и использования научно-технической информации;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.