На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психологические особенности новорожденного

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                      Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО  Пермский государственный педагогический университет
Институт  психологии ПГПУ
Факультет психологии 
 
 

                                               Реферат на тему:
«Психологические особенности новорожденного» 
 
 

                                                                        Выполнила студентка  второго
                                                                         курса группы 1121                                                                                                                             
                                                              Петрова Кристина Ивановна  

                                                      Работу проверил  доктор   
                                                  психологических наук        
                                                                        профессор кафедры теоретической
                                                          и прикладной психологии     
                                         Хрусталева Т.М.                                               
 
 
 
 
 
 

                                                Пермь, 2010г.
Оглавление:
     1.  Введение…………………………………………………………………….3
    Особенности периода  новорожденности………………………………...5
      кризис новорожденности…………………………………………...9
      комплекс оживления……………………………………………….10
      эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность……………………………………………………………………..12
    Психологические характеристики новорожденного…………………...18
    Заключение………………………………………………………………..21
    Список литературы……………………………………………………….23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение
     Человек по своей сущности может рассматриваться  через три ипостаси: 1) как биосистема; 2) как социальное существо; 3) как личность. В онтогенезе каждый возрастной период характеризуется особым сочетанием названных существенных составляющих.
     В нормальных условиях появление нового человека является результатом психологической  готовности матери к его рождению. Новорожденный изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери.
     Жизнь новорожденного зависит от того, как он сможет адаптироваться к новым условиям среды. Новорожденный изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорожденного, прежде всего, зависит от того, как его организм сможет адаптироваться к новым условиям жизни. Для организма многих новорожденных сам процесс рождения – тяжёлое физическое испытание, которое истощает организм младенца и создаёт ситуацию стресса. Младенчество – период, когда от малоподвижного образа жизни и снотворного состояния ребёнок быстро развивается в подвижное, весёлое дитя. Он быстро устанавливает контакт со взрослым человеком, открывает зрительно свои руки, учится хватать предмет, а затем и манипулировать им. Он исследует, рассматривает окружающий мир в ближайшем пространстве; ощупывает предмет руками, тянет его в рот и знакомится с предметом таким младенческим способом. Малыш прислушивается и ищет источник звука, беспрестанно манипулирует всем, что попадает ему под руку. Он вступает в отношения с матерью и другими близкими взрослыми. Маленький ребёнок также испытывает тревогу при виде незнакомого человека. Фактически от существа асоциального младенец быстро становится ребёнком, способным реагировать на окружающих людей улыбкой, плачем, радостью, испугом – человеческими способами. При этом он начинает различать отдельные, часто повторяющиеся ситуации и проявлять себя определённым образом, ребёнок начинает различать слова, обозначающие предметы, и значимых людей.
     Младенчество  – период, когда ребёнок развивается  в физическом, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врождённых реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться появлению близких. (Валлон А, 1997, с.24) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Особенности периода новорожденности
     Человеческое  дитя рождается совсем беспомощным. Долгое время новорожденный лежит  не двигаясь, почти непрерывно спит, а в короткие промежутки бодрствования слабо двигает ручками и ножками.
     Человеческое  дитя от рождения «вооружено» гораздо  слабее, чем детёныши многих животных. И это не случайно: главные действия и поведенческие реакции, необходимые каждому виду животных, «записаны» в их мозге и появляются сами собой сразу или по мере созревания организма (изменяясь под влиянием окружающих условий). Мозг новорожденного содержит ограниченное число «записей» готовых действий. Зато большая часть детского мозга свободна и предназначена для усвоения того, чему ребёнок учится у взрослых.
     Рождение  является для организма ребёнка  большим потрясением. От вегетативного, растительного существования в  относительно постоянной среде (организм матери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто меняющихся раздражителей, в тот мир, где ему предстоит стать полноценной личностью.
     Жизнь ребёнка в новых условиях обеспечивают врождённые механизмы. Он рождается  с определённой готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения).
     В первые дни можно отметить сильное раздражение кожи (укол) вызывает защитное одергивание, мелькание какого-либо предмета – зажмуривание, а резкое увеличение яркости света – сужение зрачка. Эти реакции – защитные рефлексы.
     Кроме защитных, у новорождённых можно  обнаружить реакции, направленные на контакт  с раздражителем. Это ориентировочные рефлексы. Наблюдениями установлено, что в период от первого до третьего дня сильный источник света вызывает поворот головки: в детской комнате родильного дома в солнечный день головки новорожденных, как подсолнухи, всегда направлены в сторону света. Доказано также, что уже в первые дни новорожденным свойственно следить за медленно перемещающимся источником света. Легко вызываются и ориентировочно-пищевые рефлексы. Прикосновение к углам губ и щекам вызывает у голодного ребёнка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот.
     Кроме перечисленных обнаруживается ещё  несколько реакций: сосательный  рефлекс – ребёнок сразу же начинает сосать вложенный ему в  рот предмет; цеплятельный рефлекс – прикосновение ладони вызывает реакцию схватывания; рефлекс отталкивания (ползания) – при прикосновении к подошвам ног и некоторые другие рефлексы. 
Таким образом, ребёнок вооружён определённым количеством безусловных рефлексов, которые проявляются в самые первые дни после рождения. За последние годы учёными доказано, что некоторые рефлекторные реакции проявляются ещё до рождения. Так, уже через восемнадцать недель у плода образуется сосательный рефлекс.

       Большинство врождённых реакций  необходимы ребёнку для жизни.  Они помогают ему приспособиться к новым условиям существования. Благодаря этим рефлексам для новорожденного становится возможным новый тип дыхания и питания. Если до рождения плод развивается за счёт организма матери (через плаценту), то после рождения организм ребенка переходит к лёгочному дыханию и так называемому оральному питанию (через рот и желудочно-кишечный тракт). Это приспосабливание происходит рефлекторно. После того как лёгкие наполняются воздухом, целая система  
мышц включается в ритмичные дыхательные движения.  
Дыхание осуществляется легко и свободно. Питание происходит с помощью сосательного рефлекса. Врождённые действия, включённые в сосательный рефлекс, на первых порах ещё плохо согласованы между собой: ребёнок при сосании захлёбывается, задыхается, у него быстро иссякают силы. Вся его активность направлена на сосание ради насыщения. Очень большое значение имеет также установление рефлекторного автоматизма терморегуляции: организм ребёнка лучше приспосабливается к температурным перепадам. 
Новорожденность – единственный путь в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врождённых, инстинктивных, форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития – они только обеспечивают выживание ребёнка.

     У ребёнка в отличие от детёнышей  животных имеющиеся безусловные  рефлексы не обеспечивают проявления человеческих форм поведения, в то время  как сложный набор безусловных человеческих рефлексов детёнышей животных позволяет сложиться взрослой особи с активными защитными, охотничьими, материнскими и другими реакциями, необходимыми для нормального существования.
     Основная  особенность новорожденного - безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Если органические потребности в достаточной мере удовлетворяются, то вскоре они теряют своё ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности (в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослыми); на их основе осуществляется психическое развитие.
     Потребность в получении впечатлений связана  в своих истоках с ориентировочными рефлексами и развивается в зависимости  от готовности органов чувств ребёнка получать эти впечатления. Хотя зрительный и слуховой аппараты новорожденного вступают в строй с первого дня, их работа крайне несовершенна. Зрительные реакции вызывают только свет, находящийся вблизи, слуховые реакции – только резкие звуки. На протяжении первых недель и первых месяцев жизни зрение и слух быстро совершенствуются. Ребёнок начинает следить глазами за движущимися предметами, а потом останавливает взор на неподвижных предметах. Он начинает реагировать на нерезкие звуки, в частности на голос взрослого. В ответ на зрительные и слуховые раздражители возникает ещё пока кратковременная задержка импульсных движений ручек, ножек и головы: прекращение плача свидетельствует о зрительном и слуховом сосредоточении.
     Источником  зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребёнка, и, что ещё важнее, организатором таких впечатлений становится взрослый. Взрослый подносит к лицу ребёнка предметы, наклоняет свое лицо, разговаривает с ребёнком, тем самым активируя его ориентировочные реакции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Кризис  новорожденности
     Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности.
     Причины кризиса новорожденности:
     - Физиологические (рождаясь, ребенок  физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные  условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого  типа дыхания, необходимость смены  типа питания).
     - Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенкув первые часы его жизни).
     Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и  сосательный рефлексы, защитные и  ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими ("цеплятельный") - они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Комплекс  оживления
     Комплекс  оживления служит границей критического периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития. Термин «комплекс оживления» введен Н. М. Щеловановым, а впервые описан Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой. Комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. Начавшись с замирания, сосредоточения на лице взрослого  и улыбки, в последующие недели эта реакция приобретает действительно развернутый комплексный характер. В 8 недель компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким коротким вздохом; в 10-12 недель он включает в себя серию глубоких вздохов, вскидывание ручек, перебирание ножками, радостное повизгивание, разнообразные вокализации (гуление, вскрики). Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привлечения внимания к себе. Своевременность появления и степень выраженности комплекса оживления – основной критерий нормативности психического развития ребенка в первом полугодии жизни. Комплекс оживления начинает дифференцироваться после трех месяцев.
     Появление комплекса оживления у ребенка  показывает, что возникла не только потребность в общении со взрослым, но и появились средства общения. Активность со стороны малыша направлена на взаимодействие со взрослым и выражена тем сильнее, чем пассивнее взрослый. Комплекс оживления вызывает  у ухаживающих за ребенком взрослых чувство глубокого удовольствия, ощущение взаимности, разделенности собственных эмоций со стороны этого маленького существа. Все это свидетельствует о том, что специфическая для младенческого возраста социальная ситуация развития – ситуация неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого (ситуация «мы») – сложилась.
     Комплекс оживления включает в себя следующие реакции:
    общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
    использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
    обильные вокализации во время общения с матерью;
    реакция улыбки.
     Комплекс  оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность
     Ведущая деятельность младенческого возраста – эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
     Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса  новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи. 
        Эмоциональное общение со взрослым сильно сказывается на хорошем настроении ребёнка. Если малыш капризничает или не хочет играть, то взрослый одним своим появлением поднимает ему настроение. Он может вновь начать развлекаться с теми игрушками, которые перестали было его интересовать. К четырём – пяти месяцам общение приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому взрослому он радуется, а незнакомый может вызвать у него испуг. 
Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное значение для развития ребёнка, может, однако, приводить к отрицательным проявлениям. 
Если взрослый пытается постоянно находиться с ребёнком, то ребёнок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его хотя бы на минуту оставили одного. 
При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребёнка. Взрослый как бы вводит ребёнка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы овладения ими, часто непосредственно помогает ребёнку выполнить действия, направляя его движения.

     Совместная  деятельность взрослого и ребёнка  состоит в том, что взрослый руководит  действиями младенца, а также в  том, что младенец, будучи не в состоянии  сам выполнить какое – либо действие прибегает к помощи и содействию взрослого.
     Большое значение в совместной деятельности ребёнка и взрослого имеет  развивающаяся на протяжении младенчества способность подражать действиям  взрослого. Она открывает широкие  возможности обучения. В семь –  девять месяцев ребёнок внимательно следит за движениями и речью взрослого. Чаще всего он воспроизводит показанное ему действие не сразу, а спустя некоторое время, иногда даже несколько часов. 
Действия, которым ребёнок учится под руководством взрослого, создают основу для психического развития. Таким образом, уже в младенческом возрасте ярко обнаруживается общая закономерность психического развития, которая состоит в том, что психические процессы и качества складываются у ребёнка под решающим влиянием условии жизни, воспитания и обучения. 
Зависимость младенца от взрослых приводит к тому, что отношение ребёнка к действительности и к самому себе всегда преломляется через призму отношений с другим человеком. Иначе говоря, отношение ребёнка к действительности является с самого начала социальным, общественным отношением.

     Младенец  очень рано интегрируется в ситуацию общения со взрослыми. В общении  всегда проявляется направленность одного человека на другого, происходит взаимодействие участников коммуникации, когда действие одного предполагает ответное действие другого и внутренне на него рассчитано.
     Исследование  поведения детей с первых недель жизни показало, что первое время  потребность общения младенца со взрослым отсутствует. Позднее она  возникает не сама по себе, а под  воздействием определённых условий. Таких два.
     Первое  условие – объективная нужда  младенца в уходе и заботе окружающих. 
Только благодаря постоянной помощи близких взрослых ребёнок может выжить в тот период, когда он не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои органические потребности. Подобная заинтересованность ребёнка во взрослом вовсе не является потребностью в общении. Как известно, в первые же дни после рождения ребёнок старается использовать взрослого для устранения дискомфорта и получения того, что ему необходимо с помощью разнообразных криков, гримас, аморфных движений. Младенец в этот период не адресует свои сигналы конкретному лицу, пока ещё нет общения.

     Второе  условие – поведение взрослого, обращённого к ребёнку. Взрослый с первых дней появления ребенка  на свет обращается с ним так, как будто тот может включаться в общение. Взрослый разговаривает с младенцем и неустанно ищет любого знака, по которому можно было бы судить, что ребенок включился в общение.
     Эмоциональные  контакты с детьми в возрасте двух, трех, четырех месяцев показывают, какой глубокий восторг вызывает у них ласковый разговор взрослого человека, который никогда не никого не кормил и не пеленал, но теперь, нагнувшись, улыбается и нежно гладит. Младенец не сводил глаз с лица взрослого, гулил, перебирал ножками и не уставал радоваться.  
         Первоначально ребёнка втягивает в общение мама, позднее у него появляется потребность контакта и отрабатывается средства для включения в общение других людей.

     Взрослый  не только удовлетворяет потребности ребёнка, но и учит его действовать с предметами. Он определённым образом оценивает поведение ребёнка, поощряет улыбкой, хмурит брови и грозит пальцем, если малыш поступает не так, как следует. Благодаря этому ребёнок усваивает положительные привычки, учится правильно себя вести. 
Нарастающая потребность общения со взрослым вступает в противоречия с возможностями общения. Это противоречие находит своё разрешение в понимании человеческой речи, а затем и овладении ею. 
Формирование предпосылок усвоения речи. Потребность общения создаёт основу для возникновения подражания звукам человеческой речи. Ребёнок рано начинает затихать, прислушиваться, если взрослый с ним разговаривает. После трёх месяцев, когда ребёнок в хорошем расположении духа, он издаёт звуки, гулит. Частое гуление становится интереснее, если взрослый наклоняется над кроваткой. Издавая звуки, младенец сам прислушивается к ним. Случается, что он подражает себе: подолгу воспроизводит звуки, которые первоначально произнёс случайно.

     Интересно отметить, что взрослый, всякий раз, подходя к младенцу, начинает говорить ласковые слова и милые безделицы. Не мысля жизни без речевого общения, люди стараются вызвать ответную реакцию у ребёнка. Надо сказать, что ребёнок чрезвычайно благодатный материал для этого. Очень рано малыш начинает реагировать на эмоциональный тон речи. Эмоциональное состояние поднимает общую активность. Во втором полугодии первого года жизни нормально развивающейся здоровый ребёнок много и с удовольствием лепечет: подолгу произносит различные слоги, пытается подражать слогам, произнесённым взрослым. 
Через лепет малыш выражает готовность к общению, он учится произносить новые речевые звуки. Произнесение этих звуков приятно ребёнку, поэтому его лепет продолжается иногда всё время бодрствования. Значение лепета для развития речи ребёнка трудно переоценить. Лепету сопутствует постепенное совершенствование губ, языка и дыхания. С такой подготовкой ребёнок может усвоить звуки любого языка.

     Если  в первые месяцы жизни ребёнка  взрослые используют речь, чтобы передать своё эмоциональное отношение к ребёнку, то примерно с середины младенческого возраста они стараются создавать специальные условия для развития понимания речи. Понимание ребёнком речи первоначально возникает на основе зрительного восприятия. Процесс обучения детей пониманию речи строится следующим образом. Взрослый спрашивает ребёнка: «Где кто-то?» Вопрос вызывает у младенца ориентировочную реакцию на поведение взрослого.
     Обычно  названный предмет тут же показывают. В результате многократного повторения возникает связь произносимого взрослым слова с предметом, на который указывают. Формирование этой связи начинается с общей реакции на место, где обычно находится предмет, и на интонацию вопроса. В младенческом возрасте интонация вопроса, обращённого к ребёнку, определяет понимание речи.
     К концу первого года у ребёнка  возникает связь между названием  предмета и самим предметом. Связь  выражается в поиске предмета и нахождении его. Это и есть начальная форма  понимания речи. 
Таким образом, к концу младенческого возраста усвоение речи приобретает активный характер, становится одним из важнейших средств расширения возможностей общения ребёнка со взрослым.

     Лицо  младенца. В строении лица новорождённого, помимо общечеловеческих, выражены родовые (прежде всего родительские) и индивидуальные отличия.
     Строение  лица имеет свою возрастную специфику: мозговая часть черепа доминирует над  лицевой. По объёму лицевой отдел  у новорождённого составляет 1/8 от всей поверхности головы; сама голова 1/4от всей длинны тела (у взрослого голова занимает 1/8 от всей длинны тела.) 
Высота лицевой части увеличивается с каждым месяцем, хотя до конца младенчества подбородок ещё не определяется.

         Постепенно на протяжении младенчества меняется подвижность лица. При рождении лицо младенца представляет собой своеобразный экран, на котором проецируются реакции его организма. Первые три месяца доминирует мимика неудовольствия, плача и сытого благополучия. На третьем месяце появляется улыбка. Постепенно мимика обогащается и её элементы закрепляются.
         Экспрессия лица устанавливается у ребенка весьма своеобразно – мимика сильная, но ограничена оттенками. По мере развития ребёнка выразительность его лица становится более разнообразной, а улыбка более определённой. 
          Появляются не только фиксированные выражения в виде улыбки и смеха, но и упреждающие выразительные мины: настороженность, готовность к испугу, к капризу, к шалости и много других, которые соединяются с экспрессией телесных реакции.

          Особое выражение приобретает лицо младенца, когда ребёнок пристально наблюдает за действиями взрослого и вдруг его взгляд пронизывающе проникает в глаза смотрящего на него человека. Возникает впечатление неожиданно мудрого, глубокого проникновения, превосходящего духовные возможности самого младенца. 
 
 
 
 
 
 
 

         Психологические характеристики новорожденного
     Центральным новообразованием новорожденного является появление индивидуальной психической жизни ребенка. Л.С. Выготский обращал внимание на 2 момента, связанных с этим. Первый: жизнь присуща ребенку уже в эмбриональный период развития. Новым, возникающим после рождения, является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием, отделенным от организма матери и вплетенным в социальную жизнь окружающих людей. Второй: жизнь новорожденного, будучи первой и еще примитивной формой бытия ребенка как социального существа, стала не только индивидуальной, но и психической.
     Первый  из аргументов в пользу этого –  факт готовности центральной нервной  системы к обслуживанию психических проявлений (зачем слышать, если не слушать, зачем реагировать, если не на что?). Новорожденный реагирует на болевые, тактильные, температурные раздражители, на световые и звуковые стимулы, на запах. В целом развиты все виды анализаторов, и к моменту рождения состояние центральной нервной системы обеспечивает начало его психической жизни.
     Вопрос  о содержании психической жизни  новорожденного долгое время остается дискуссионным, тем не менее вторым и решающим аргументом становится то, что мы видим, хотя и в примитивном виде, те процессы жизни, которые у старших детей или взрослых характеризуют различные психические состояния. Речь идет о выразительном характере движений, с помощью которых ребенок выражает эмоции радости, горя, страха. Явления психической жизни проявляются и в инстинктивных движениях новорожденного, связанных с голодом, жаждой, насыщением и удовлетворением. Конечно, эта психическая жизнь находится в рудиментарном состоянии, из которого нужно исключить все собственно интеллектуальные и волевые явления. Пока у новорожденного нет ни действительного восприятия, ни представлений, т.е. нет ни сознательного отражения внешних предметов, ни сознательного хотения или стремления. Пока есть неясные состояния, где чувственные и эмоциональные части нераздельно слиты, т.е. есть только то, что можно назвать аффективными ощущениями.
     Для психической жизни новорожденного характерны два главных момента  – преобладание нерасчлененных переживаний  и отсутствие выделения себя из среды. Главной особенностью психической жизни новорожденного является то, что в первый месяц жизни для него не существует ни кто-то, ни что-то; все раздражения и все окружающее он переживает только как субъективные состояния. Чувственное и эмоциональное (ощущение и переживание) в нем нераздельно слиты; ребенок не выделяет себя из среды, не отделяет от матери.
     Новорожденный малоэмоционален, и репертуар его  настроений не отличается разнообразием. И днем и ночью он спит. При  бодрствовании он серьезен, неактивен,  спокоен, сохраняет тенденцию к сонливости. Другой вариант: полностью бодрствует, серьезен и активен, издает звуки. Третий: бодрствует, серьезен, активен и слегка раздражен, подает голос. Четвертый: явно очень недоволен – активен, серьезен, кричит. Настроения эти очень быстро меняются. Новорожденного, если он здоров, в принципе легко успокоить, взяв на руки и покачав, дав пососать соску. Удовольствие от укачивания и сосания – полнейшее в этом возрасте.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.