На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Возможности решения оздоровительных задач во время проведения туристического похода

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 

ВОЗМОЖНОСТИ РЕШЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ  ЗАДАЧ ВО ВРЕМЯ  ПРОВЕДЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ  ПОХОДОВ 

                                            
 
 
 
 
 
 
 

Витебск, 2011
 

       РЕФЕРАТ
       
      Курсовая  работа 38 с., 2 рис., 2 табл., 23 источника. 

      ТУРИСТИЧЕКИЙ ПОХОД, ОЗДОРОВЛЕНИЕ В ПОХОДЕ, ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА, ТУРИСТИЧЕСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ, ТУРИСТИЧЕКАЯ. 

      Объект  исследования – туристические походы с целью оздоровления.
      Предмет исследования – организация и проведение туристических походов с оздоровительным эффектом.
      Цель  работы: выявить особенности организации и проведения походов с оздоровительным эффектом.
      Методы  исследования: изучение и анализ научно-методической литературы.
      Элементы  научной новизны: доказано, что туристические походы используются различными группами населения в качестве отдыха и оздоровления. Походы положительно влияют на здоровье и психоэмоциональное состояние занимающихся.
      Экономическая и социальная значимость работы: работа помогает систематизировать даные по организации и проведению походов с оздоровительным эффектом.
      Автор работы подтверждает, что приведённый  материал объективно отражает состояние  исследуемого процесса, а все заимствованные из различных источников положения  сопровождаются ссылками на их авторов. 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1 Понятие  и значение туристических походов……………………………….....5
   1.1 Общее представление о походе……………………………………..……6
   1.2 Классификация туристических походов…………………………………6
   1.3 Физиологическая ценность туристических  походов на организм 
   человека…………………………………………………………………..……9 

2 Оздоровительное значение туристических походов ……………………….11
   2.1 Оздоровительное  влияние туристических походов …………………...11
   2.2 Оказание  первой помощи в туристическом  походе …………………...12
      2.2.1 Простудные заболевания…………………………………………...13
      2.2.2 Желудочно-кишечные заболевания  ……………………………....13
      2.2.3 Кровотечения и растяжения связок………………………………..14
      2.2.4 Помощь тонущему ………………………………………………....14
      2.2.5 Солнечный удар и обморожение…………………………………..15
      2.2.6 Снежная слепота…………………………………………………….16
      2.2.7 Укусы насекомых и потертости  …………………………………...16
   2.3 Состав  походной аптечки ……………………………………………….17
   2.4 Контроль  в занятиях туризмом ………………………………………....17 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……23
СПИСОК  ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...24 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Изучив  научно-методическую литературу по организации  и проведению туристических походов с целью оздоровления, наиболее точно на наш взгляд сформулированный термин «туристский поход» у В.И.Ганапольского. Туристский поход – это короткое по продолжительности путешествие (в большинстве случаев от 1-2-х до 15-20 дней) с активными способами передвижения (пешком, на лыжах, на велосипеде, на гребных судах) по всему маршруту. Таким образом, поход это всего лишь частный случай (разновидность) туристских путешествий, где туристы передвигаются по маршруту за счет их мышечной силы. Следовательно, иные виды путешествий, где для передвижения по маршруту туристы используют любые типы транспорта или животных (вьючных, ездовых), строго говоря «походом» не являются [7, c.156].
      Ряд авторов (В.А Квартальнов, Л.А.Вяткин, Д.Н.Немытов и др.) по характеру организации путешествия делят на плановые и самодеятельные. Плановые совершаются по заранее разработанному и подготовленному какой-либо организацией маршруту, с предоставлением всевозможных услуг и размещением на туристских базах и в гостиницах. В самодеятельных путешествиях туристы находятся на полном самообслуживании, сами решают все вопросы, связанные с выбором маршрута, обеспечением снаряжением, разработкой графика движения и т. п.
      Правильно организованное и проведенное туристское самодеятельное путешествие обеспечивает хороший отдых, физическое развитие и спортивное совершенствование  туристов, расширяет их кругозор, воспитывает  коллективизм, любовь к природе, дисциплинированность, мужество и инициативу, а самое главное укрепляет здоровье [9, c.186].
      Ганопольский  В.И., Биржаков М.Б. и др., считают что, готовясь к походу, и во время пути туристы имеют завидную возможность не только познакомиться с историей края, но и укрепить здоровье [6, c.112].
      Цель  работы - выявить особенности организации и проведения походов с оздоровительным эффектом.
      Объект  исследования – туристические походы с целью оздоровления.
      Предмет исследования – организация и проведение туристических походов с оздоровительным эффектом.
      Задачи курсовой работы:
      1) Изучить сущность туристических  походов;
      2) Систематизировать данные по  походам с целью оздоровления;
      3) Показать значимость туристических  походов для улучшения состояния здоровья.
      Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
 

       1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ  ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОХОДОВ 

1.1 Общее  представление о походе 

      Туристские  походы c целью оздоровления (одно- или двухдневные) осуществляются в форме: туристских прогулок, т. е. массовых, незачетных мероприятий оздоровительного плана, учебно-зачетного двухдневного похода. Одно- и двухдневные туристические походы проводятся так же, как тренировочные для туристских групп, готовящихся к многодневному походу.
      В походе проверяются следующие туристские знания и навыки: ориентирование на местности (на открытой и в лесу) по карте и компасу, выбор места для разбивки бивака, установка палатки, разжигание костра, приготовление пищи, выбор способа преодоления искусственных и естественных препятствий, умение оказать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
      Однодневный поход не требует особой подготовки бивачного снаряжения и питания, но небольшие рюкзаки позволяют  значительно расширить возможности  участников. Действительно, готовить пищу в однодневном походе нецелесообразно: завтракают участники дома, ужинать будут по возвращении, а на маршруте, во время привалов, можно пообедать по-походному, для чего следует захватить с собой бутерброды и термосы. Но это в походе, "прогулочном", семейном [5, c.18]. 
 

1.2 Классификация  туристических походов 

      Туризм  — самая массовая форма активного  отдыха и оздоровления трудящихся, одно из важных средств воспитания советских людей. Во время путешествий  туристы знакомятся с прошлым  и настоящим нашей Родины, ее естественными богатствами, памятниками культуры, выполняют общественно полезную работу, проводят наблюдения над природой, охраняют ее.
       Классификацию туристских маршрутов можно построить по различным признакам.
       По  типам маршруты бывают:
        - тематические - с преобладанием экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;
       - походные – маршруты с активными  способами передвижения;
       - физкультурно-оздоровительные –  с преобладанием в программе  спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
       - комбинированные – маршруты, сочетающие  элементы всех перечисленных маршрутов.
       По  сезонности действия маршруты подразделяются:
       -  круглогодичные (внесезонные);
    - сезонные - функционирующие в определенный  сезон (лыжные, водные, горные и  т.д.).
    По построению трассы маршруты подразделяются на:
       - линейные – с посещением одного  или нескольких пунктов (кроме  начального), находящихся на трассе;
       - радиальные – (стационарные) с  посещением одного пункта на  маршруте; 
       - кольцевые - с совпадением точек  начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте (Москва - Ярославль - Кострома - Кинешма - Плес - Москва).
         По продолжительности маршруты бывают:
       -    многодневными (14-30 дней);
       -    несколько дней (1-3 дня)—маршруты  выходного дня;
       -    несколько часов (экскурсии).
       По  виду транспорта на маршруте:
       -    собственный транспорт туристской  фирмы;
       - арендованный (зафрахтованный) транспорт  у других организаций;
       - личный транспорт туристов.
       По  способам передвижения на маршруте:
       - автобусные;
       - теплоходные ( морские, речные);
       - авиационные;
       - железнодорожные;
       - комбинированные.
       По  содержанию маршрута:
       - отдых на природе;
       - отдых на морском побережье;
       - отдых в горах и др.[11, c.145-147].
      Упрощенная  классификация туристских маршрутов представлена на  рис.1.1. Независимо от формы маршрута к организации путешествий предъявляются следующие обязательные требования:
        - наличие путешествующих;
      - обеспечение туристов проездными  документами в направлении туда  и обратно;
      - организация питания на маршруте  и в местах размещения;
      - наличие природных и культурных  достопримечательностей;
      - подготовка мест для отдыха  и размещения групп туристов  на ночлег в каждом пункте  остановки (если это требуется);
      - наличие обслуживающего персонала,  в том числе руководителей туристских групп, работников диспетчерских пунктов;
      -увязка  календарных сроков и маршрутов  путешествий  с транспортными организациями, т.е. планирование перевозок;
      - согласование с транспортными  организациями расписания движения  туристско-экскурсионных поездов, речных и морских судов, автобусов и рейсов самолетов;
      - составление карточки транспортного  маршрута;
      - разработка хозяйственно-финансового  плана и калькуляции стоимости  туристских путевок в зависимости  от заключенных договоров и  предоставляемых услуг;
      - подбор и подготовка кадров, обеспечение их необходимыми методическими материалами и реквизитами;
      - реализация туристских путевок;
      - определение заказчика и согласование  с ним маршрута, способа передвижения, а также контингента туристов [2, c.8-9]. 
 

       
       
       
         
 
 

         
 

       
       
       
       
       
         
       
       
         

       
       
       
       
       
       
       
       
         
 

       
         

         
 
 

       Рисунок 1.1 Упрощенная классификация туристских маршрутов 

      Походы  выходного дня (ПВД) по продолжительности  различают от одного до трёх дней. Выделяют режимы движения в походах: оздоровительный  и спортивный (по скорости движения). Организаторами походов выходного дня являются самодеятельные туристы, туристские клубы, секции, а также часто учреждения общеобразовательные и дополнительного образования (в туристско-краеведческих целях).
      Туристские  походы, согласно своей цели, подразделяются на походы рекреационные (учебно-рекреационные) и походы спортивные (учебно-спортивные). Учитывая ранее указанную классификацию рекреационной деятельности, можно в свою очередь, рекреационные походы подразделить на походы рекреационно-оздоровительные (их в литературе принято называть просто оздоровительными), рекреационно-познавательные (например, экологические походы), рекреационно-спортивные. Схематично классификация туристских походов показана на рисунке 1.2. 

     
     Рисунок 1.2 Классификация туристских походов на основании цели их проведения
     Доминирующими целями рекреационно-оздоровительных  походов являются – полноценный  отдых и оздоровление их участников. Перед рекреационно-познавательными  походами, кроме того, ставятся еще  и познавательные (образовательные) цели и задачи [21, c.67-69]. 

1.3 Физиологическая  ценность туристических походов  на организм человека 
 

     Главной целью туристских мероприятий является полноценный отдых и оздоровление их участников. Активный туризм (оздоровительные походы, рекреационные туристские соревнования) является доступным, посильным и привлекательным для широких масс населения средством активного образа жизни. Поход (движение пешком с рюкзаком, движение на гребных судах и велосипеде) сам по себе устраняет неблагоприятные последствия «мускульного голода»; сопровождается тренировкой основных функциональных систем организма, обеспечивающих его работоспособность: сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной, нервной и пр. При этом физические нагрузки туристу «предлагаются» в естественной природной среде (отличный воздух, чистая вода, красивые пейзажи), т.е. в наилучших, первозданных условиях внешней среды и на благоприятном эмоциональном фоне.
     Активный  туризм предполагает необходимые и  достаточные (оптимальные) физические нагрузки для его участников, ограниченные рамками физической рекреации или рамками оздоровительной тренировки. Предлагаемая участникам двигательная активность, как указано нами выше,  должна осуществляться в аэробном режиме, а основная цель такой активности – это восстановление имеющихся (имевшихся до заболевания) и развитие физических, интеллектуальных возможностей, эмоциональной сферы;  укрепление здоровья человека. Отметим, что ходьба с нетяжелым рюкзаком в течение нескольких часов в день доступна практически каждому не тренированному, но в целом здоровому человеку. В походе участники выполняют относительно большую по объему работу циклического характера (например многочасовую работу по переносу рюкзака по тропе), но мощность такой работы сравнительно невелика и находится в пределах 200-500 кгм/мин, а энергетические затраты туриста составят примерно 1 ккал/мин. Таким образом, в походе выходного дня на работу по преодолению пешком дневного перехода в 12-15км турист затратит около 850 ккал (энергозатраты характерные для людей занятых легким физическим трудом). При этом турист успешно восполняет дефицит физической активности человека наблюдаемый у большинства городского населения (в энергетических единицах данный дефицит определяется как 500-700 ккал в сутки). Показатель ЧСС при движении в таком режиме находится в пределах 100-140 ударов в минуту.
     Основной  эффект от занятия туризмом состоит в повышении работоспособности человека, что субъективно выражается в виде снятия усталости, появления чувства бодрости и прилива сил, а объективно – в улучшении функционального состояния организма. Проиллюстрируем данный тезис примером специального исследования (Ю.Н.Федотов, И.Е. Востоков, 2003). Исследователи сравнили влияние различных факторов на процесс оздоровления (рекреации) людей, отдыхавших на туристских базах, а именно: климатических зон отдыха, двигательных режимов, предлагаемых туристам на базах, питания и ряда других. Эффективность рекреации оценивалась на основе обычных измерений у отдыхающих частоты сердечных сокращений, величины артериального давления, частоты простудных заболеваний в период после отдыха и пр. В результате проведенной работы оказалось, что решающее влияние на улучшение функционального состояния организма туристов, оказали не климатические условия и сезон отдыха, а уровень их двигательной активности. При энергетических затратах менее 400 ккал в день эффект 10-дневного отдыха составил 5.9 баллов по 10-балльной шкале. При энергетических затратах в 1200-1500 ккал в день, доступных почти всем приезжающим на турбазы (туристские прогулки, оздоровительные походы) данный эффект составил 7.8 балла. Таким образом можно сделать заключение о том, что физические нагрузки в туристских мероприятиях действительно имеют положительный физиологический эффект [17, c.25-28].  

 

2 ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ  ЗНАЧЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОХОДОВ 

2.1 Оздоровительное влияние туристических походов 

    Данные  об улучшении здоровья школьников, занимавшихся туризмом, содержатся в  исследованиях А.Г. Нагорного и  А.М. Майорова. А.Г. Нагорный изучал состояние здоровья школьников старшего возраста и юношей, А.М. Майоров – состояние здоровья школьников среднего и младшего возраста. Авторы констатировали улучшение самочувствия ребят, увеличение объёма грудной клетки, уменьшение частоты дыхания и увеличение становой силы. «Анализ данных исходного и повторного обследований показал, что после походов жизненная ёмкость лёгких увеличивалась у юношей на 100 мм, у девушек – на 120 мм (Р – 0,001). Это важно не только для туристских походов, но и для последующей военной службы юношей, – констатировал А.Г. Нагорный. – Материалы врачебно-педагогического обследования показали, что пешие многодневные походы при соблюдении норм и нагрузки оказывают благотворное влияние на состояние здоровья юношей и девушек и способствуют их физической подготовке» [15, c.21].
    А.М. Майоров, кроме того, поставил цель доказать снижение при занятиях туризмом «вреда для здоровья и физического  развития школьников, порождаемого учебной  перегрузкой». Полученные им данные подтвердили положительное воздействие туризма на детей младшего школьного возраста [14, c.3].
    Туристская  деятельность не только оздоравливает, но и совершенствует подростка физически, вырабатывая у него такие важные качества, как выносливость, сила, ловкость. Спортивный туризм включен в Единую спортивную классификацию, что свидетельствует о признании его важности в системе физического воспитания. Современная система спортивного туризма позволяет планомерно совершенствовать физические качества и морально-волевую закалку подростков и юношей, продвигаясь от сдачи норм на значок «Юный турист» до получения II взрослого спортивного разряда.
    Туристская  деятельность оказывает значительное воздействие на морально-волевую  подготовку.
    Важным  фактором сохранения и укрепления здоровья в туристском походе является само движение. «Ходьба доступна по своей физиологической нагрузке почти всем людям, за исключением тяжёлобольных, – писал доктор медицинских наук Б.Н. Никитин. — Если пройтись ровным спокойным шагом, то улучшается кровообращение, вентилируются легкие, а кровь и ткани насыщаются кислородом. И, наконец, нервная система успокаивается благодаря некоторой равномерности и монотонности импульсов, идущих от мышц ног к мозгу. Движение, прежде всего, растормаживает клетки больших полушарий; кроме того, движение усиливает циркуляцию воздуха, заставляет сердце работать интенсивнее, а это ускоряет ток крови и лимфы по сосудам, что в свою очередь улучшает питание мышц, внутренних органов и головного мозга». Вероятно, поэтому медики называют мышцы «профилактическим сердцем» [16, c.8].
      Решение оздоровительной задачи в условиях туристского похода связано с  соблюдением правильного режима, мероприятиями по закаливанию организма, а также овладением и применением  знаний по предупреждению заболеваний. Важно правильное понимание обучаемыми значения гигиены (режима работы и отдыха, питания, одежды). 
      Режим похода должен в полной степени удовлетворять  общегигиеническим требованиям  и обеспечивать рациональное чередование  работы и отдыха. Планировать маршрут многодневного похода необходимо таким образом, чтобы физическая нагрузка возрастала постепенно, а продолжительность и виды отдыха менялись. В первые 2-3 дня зависимость нагрузки и отдыха должна быть такой, чтобы обеспечить полный отдых, способный снять утомление. Последующее движение на активной части маршрута может осуществляться и на фоне остаточных явлений, связанных с утомлением организма. 
      Очень важно в походе широкое, умелое использование  естественных оздоровительных факторов: свежего воздуха, солнечных лучей и воды, призванное закаливать организм - повышать его устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям [18, c.5].  

      2.2 Оказание первой помощи в туристическом  походе 

      Умение  оказывать первую помощь заболевшему  или получившему травму туристу, а при необходимости организовать и осуществить его транспортировку до ближайшего населенного пункта, железнодорожной станции или автомобильной дороги требует достаточных знаний и навыков. Турист-новичок, участник похода выходного дня, лишь знакомится с простейшими приемами оказания доврачебной медицинской помощи и с наиболее простыми и легкоосуществимыми способами транспортировки пострадавшего. Необходимо знать назначение медикаментов, относящихся к различным группам (обезболивающие, обеззараживающие, кровоостанавливающие, жаропонижающие), уметь сделать искусственное дыхание, обработать рану или место ожога, сделать перевязку, овладеть навыками транспортировки пострадавшего подручными средствами (носилки из шестов и штормовок, волокуши из лыж и др.). В процессе дальнейшего обучения эти знания и умения расширяются и углубляются. 
      При подготовке к походу выходного дня, многодневному походу по родному  краю необходимо самым тщательным образом  укомплектовать медицинскую аптечку. 
      Не  только в сложных многодневных походах, но и в походе выходного дня возможны простудные заболевания участников, травмы при движении по сильнопересеченной местности, на скользком грунте, в густом лесу, ожоги при небрежном отношении с костром или кастрюлей с кипятком. 
      Очень важно, особенно в походах по отдаленной, ненаселенной местности, в высокогорных и высокоширотных районах, иметь в составе группы профессионального врача. Но далеко не каждая группа даже в эти районы выходит на маршрут с врачом. Его обычно заменяет санинструктор, уделяющий в своей подготовке особое внимание вопросам оказания первой доврачебной помощи. Необходимость оказания медицинской помощи в походе чаще всего вызвана простудными и желудочно-кишечными заболеваниями. Особую группу составляют тяжелые травмы и заболевания, лечение которых возможно в стационарных условиях, а на маршруте оказывается лишь первая доврачебная помощь для обеспечения транспортировки пострадавшего [22, c.176-177].  

      2.2.1 Простудные заболевания 

      Результатом переохлаждения (низкая окружающая температура воздуха, мокрая и продуваемая ветром одежда) могут быть бронхиты, ангина. При этом повышается температура на 1-3 градуса, ощущаются головная боль, общая слабость. Трахеиты и бронхиты сопровождаются сухим, надсадным кашлем. Боль в горле, особенно при глотании, характерна для ангины. Для лечения необходима дневка или хотя бы уменьшение физической нагрузки. Важны общее согревание тела, горячее питье, полоскание горла. Желательно молоко с чаем или с содой (половина чайной ложки на стакан). 
      Из  лекарств наиболее эффективен норсульфазол или его заменители сульфадимезин, сульфадиметоксин. Дозировка: по 1 г (2 таблетки) 4-6 раз в сутки. Перед сном желательно принять 1-2 таблетки аспирина. Из антибиотиков могут быть использованы тетрациклин (витациклин, олететрин), эритромицин - по 1-2 таблетки 4-6 раз в сутки. Длительность лечения - 3-5 дней. Начиная со второго дня при общем улучшении дозировку можно сократить до 1 таблетки 4-6 раз в сутки. При любом простудном заболевании на высоте больного спускают вниз.  

      2.2.2 Желудочно-кишечные заболевания  

      Наиболее  часты гастриты (катар желудка), колиты (воспаление кишечника) и отравления. Признаки заболеваний: боли в животе схваткообразного характера, тошнота, возможны рвота и расстройство желудка. Причины заболеваний: нарушение режима и качества питания, в том числе большие перерывы в приемах пищи, питание всухомятку, очень горячая или жирная пища. 
      Лечение предусматривает соблюдение режима питания. При изжогах исключаются (или ограничиваются) кислые продукты, жареная пища, специи. Желательно употреблять молоко, каши. Чайная сода или толченый уголь (карболен) также снимут или уменьшат изжогу. При болях в животе применять бесалол (по таблетке 2-3 раза в день), викалин (1-2 таблетки на прием), анестезин (1 таблетку). При расстройстве желудка принимают бесалол в той же дозировке, левомицетин (синтомицин) или энтеросептол по 2 таблетки (0,5 г) 4-6 раз в сутки. Из антибиотиков - неомицин по таблетке 6 раз в сутки. 
      Большая часть желудочно-кишечных заболеваний (особенно у детей) связана с недостаточным обеззараживанием воды. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.