На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Статья Глобализация как причина и следствие возросшей транснациональной подвижности факторов производства. Важнейшие наднациональные органы Европейского Союза в 1992 году. Особенности соотношения рыночного, государственного регулирования в условиях глобализации.

Информация:

Тип работы: Статья. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 09.10.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА

Орлова Мария Алексеевна. Соискатель кафедры экономической теории РЭА им. Г.В. Плеханова

Среди всех прочих характеристик, присущих современному этапу развития мировой и национальных экономик, наиболее существенным представляется влияние фактора глобализации мирового развития. Экономические, культурные, финансовые, стратегические и экологические последствия глобализации способствуют как сближению, так и разделению интересов различных стран и народов, влекут за собой как размывание национального суверенитета и территориального принципа политической организации, так и стремление к их укреплению. В этих условиях многократно возрастают неопределенность и риски экономической среды, причем их дестабилизирующее воздействие в равной степени ощущают на себе все субъекты современной хозяйственной жизни - от человека до транснациональной корпорации и государства.
В мировой научной литературе с конца 20 века не утихает дискуссия относительно понятия «глобализация» - означает ли это явление образование единого мира или представляет собой заговор наиболее развитых стран против всех остальных; кто выигрывает и проигрывает от глобализации; не ведет ли она к углублению неравенства в мире и т.п.
На сегодня про глобализацию написано большое количество книг, но этот феномен настолько многогранен, сложен, и имеет столь огромное значение для отдельных стран и мирового сообщества в целом, что требует дальнейшего изучения, особенно в условиях кризиса, охватившего всю мировую экономику.
Одной из центральных тем дискуссий и публикаций в области глобализации является вопрос о судьбе государства. Разброс мнений здесь простирается от точки зрения о закате эры национального государства и его отмирании до точки зрения о том, что государство является истинным глобализатором. На всей планете государства намеренно или против своей воли уступают свою власть финансовым институтам и отказываются от своего права регулировать экономику в интересах всего общества. Тем временем транснациональные корпорации, неправительственные организации, религиозные организации и этнические группы и другие действующие лица бросают вызов государствам в борьбе за ресурсы и влияние. «Под
вопросом, оказывается, по сути, вся система привычных представлений о национальной государственности, и суверенитете и народе как его источнике, о представительстве интересов и демократической процедуре».
Однако, на взгляд автора, сегодняшнее положение государств на международной арене, обусловленное вызовами глобализации, является следствием не ослабления государства, а того, что государство, столкнувшись с реалиями глобальных процессов, оказалось неподготовленным к деятельности в новых условиях. Государство, как и прежде, может регулировать или воздействовать лишь на деятельность национальных субъектов хозяйственной деятельности. «Более 200 государств осуществляют свою власть на национальных участках географической территории, в то время как вызовы сегодня стали внетерриториальными» - отмечает канадский политик К. Валаскакис.
Сегодня на глобальных рынках государство само нередко становится всего лишь одним из участников, чьи обязательства в виде валюты, облигаций, залоговых и долговых обязательств и прочих ценностей и бумаг котируются наряду с обязательствами частных фирм и игроков. Причем опыт показывает, что прогнозы и поведение последних нередко оказываются более эффективными, чем реагирование официальных властей, редко своевременное и гибкое. Ошибки наказываются непредсказуемым падением курса национальной валюты, ростом процентных ставок по международным кредитам (надолго фиксируемым различными рейтинговыми агентствами), оттоком краткосрочных капиталов, а то и вынужденным дефолтом или общим финансовым кризисом. Глобализация, по сути, есть и причина, и следствие возросшей транснациональной подвижности факторов производства - компаний, финансового капитала, технологий и других факторов, которые в поисках максимальной эффективности их приложения стали свободно перемещаться через границы. Государства же вместо усиления мер по контролю за этими перемещениями фактически вступили в конкуренцию за их привлечение на свою территорию путем предоставления льгот в виде налоговых послаблений, гарантий секретности банковских операций, снижения порога социальных обязательств и других поблажек.
Тем не менее, было бы упрощением полагать, что государство во всех случаях выступает пассивной стороной глобализационных процессов. Так, М. Кастельс, профессор социологии Калифорнийского Университета и признанный специалист в области изучения проблем информатизации общества, подчеркивает, что полноценная экономическая глобализация может осуществляться только на основе использования новых информационных и телекоммуникационных технологий, отмечая, что «никакие технологии или бизнес сами по себе не могли создать глобальную экономику. Главными агентами в ее становлении были правительства, особенно правительства стран Большой семерки и их международные институты - МВФ, Всемирный банк и ВТО». И далее: «Администрация Клинтона фактически являлась истинным политическим глобализатором».
Таким образом, глобализация, будучи в ее нынешнем представлении плодом неолиберальных подходов к осмыслению и управлению процессами глобальной интернационализации и интеграции мирового хозяйства, естественным образом поставила под вопрос ставшую привычной в современном обществе роль государства. Сторонники либеральной модели глобализации утверждают, что она опережает способность и возможность национального государства осуществлять адекватную новой среде экономическую и социальную политику, что государство становится анахронизмом и поэтому должно постепенно отказываться от привычного макроэкономического регулирования и сложившейся практики социальных расходов, сосредоточившись на решении задачи устранения барьеров на пути международных потоков товаров и капиталов. То есть трансформация национальной экономики в частицу глобальной сама по себе ставит вопрос о государстве, о его необходимости, месте и функциях. И это лишь один срез проблемы.
Другой связан со спецификой этой проблемы в лидирующей стране. Либерализм всегда выгоден более сильной лидирующей стране. Родиной политики фритредерства - сегодняшней либерализации - была Великобритания - лидер раннеиндустриального развития. Сегодняшняя либерализация - это знамя американской экономической экспансии. Однако не стоит полагать, что принципы либерализма в равной степени свойственны внешней экспансии США и их внутриэкономической жизни. Автор подчеркивает, что подталкиваемая Америкой либеральная глобализация служит целям внешней экспансии американских корпораций и ничем не грозит государству самих США - высокая конкурентоспособность американской экономики позволяет обратить объективно складывающийся процесс глобализации в свою пользу и даже требует ее ускорения. Таким образом, процесс проникновения компаний из развивающихся стран на внешние рынки происходит в условиях гораздо более сложных, нежели чем приход на местный рынок ТНК из США или Западной Европы. Развитые страны продуцируют новые, не известные нам еще десять лет назад экономические и неэкономические методы, препятствующие выходу национальной компании на мировой рынок: от тарифных и нетарифных ограничений до борьбы в международных судах и арбитражах. Государство сильной страны добивается от более слабых партнеров большей открытости, т.е. сокращения мер государственной поддержки и защиты, будучи уверенным, что встречной экспансии не будет. Это то, что развивающиеся страны называют двойным стандартом. Это и есть другой срез проблемы места и роли государства в глобализирующейся экономике.
Однако следует отметить, что Европа, в отличие от США, не склонных, в силу своего положения, что-либо менять в вопросах государственного регулирования и самого статуса государства, к проблеме государства и глобализации отнеслась иначе. Именно европейские страны продвинулись больше всего в разработке альтернатив либеральной модели глобализации, в том числе в вопросах роли государства. Они, прежде всего, пришли к пониманию того, что функции государства в рыночной системе должны измениться с трансформацией последней в глобальную рыночную систему. Основной смысл эти и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.